УДК 342.9 DOI 10.24411/2078-5356-2018-00039
Кобленков Андрей Юрьевич Andrey Yu. Koblenkov
старший преподаватель кафедры огневой подготовки
Нижегородская академия МВД России (603950, Нижний Новгород, Анкудиновское шоссе, 3) senior lecturer of the department fire training
Nizhny Novgorod academy of the Ministry of internal affairs of Russia (3 Ankudinovskoye shosse, Nizhny Novgorod, Russian Federation, 603950)
E-mail: [email protected]
Мониторинг реализации законодательства о применении огнестрельного оружия сотрудниками полиции в России и за рубежом
Monitoring the implementation of legislation on the use of firearms by police officers in Russia and abroad
В статье освещаются нормативные правовые акты России и иностранных государств о применении сотрудниками полиции огнестрельного оружия, анализируется статистика, формулируются задачи по совершенствованию законодательной базы Российской Федерации.
Ключевые слова: законодательство, сотрудники полиции, огнестрельное оружие, правовые основы применения огнестрельного оружия, общество.
The paper reviews the normative legal acts of Russia and foreign countries on the use of firearms by police officers, analyzes statistics, and sets forth tasks to improve the legislative base of the Russian Federation.
Keywords: legislation, police officers, firearms, legal basis for the use of firearms, society.
Современные общественные взаимоотношения различных стран мира развиваются по общепризнанным демократическим и гражданским принципам, утвержденным в преамбуле устава ООН [1]. Конституции государств с различными формами правления в качестве наивысшей ценности закрепили права и свободы человека, охраняемые социумом. Жизнь гражданина объявлена наивысшей ценностью. В соответствии с Протоколом № 6 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года [2] многие европейские страны ввели мораторий или отменили смертную казнь, поэтому применение оружия сотрудниками правоохранительных органов является крайней мерой пресечения в исключительных обстоятельствах. С 2006 года по настоящее время The Economist Intelligence Unit (экономический исследовательский центр, расположенный в Великобритании) проводит исследования по изучению политических процессов. По дан-
ным рейтинга, который составлен из 60-ти основных показателей, сгруппированных по пяти ведущим категориям, характеризующим состояние индекса демократии внутри государства: 1) избирательный процесс и плюрализм; 2) деятельность правительства; 3) политическое участие граждан в жизни страны; 4) политическая культура; 5) гражданские свободы, — Россия занимает 134 место из 167 исследуемых стран, при этом США занимают 21 место, Великобритания — 16, Германия — 13, тогда как возглавляет данный список Королевство Норвегия [3].
Безусловно, одной из основных функций правоохранительных органов является защита конституционных прав и свобод граждан. В нашей статье предлагаем проанализировать статистику и законодательные нормы о применении огнестрельного оружия сотрудниками полиции различных государств.
Сотрудники ГУСБ МВД России в 2014 году посетили один из окружных полицейских участ-
© Кобленков А.Ю., 2018
ков Норвегии, где познакомились с его структурой и организацией службы. Была дана сравнительная оценка массиву выполняемых задач, уровню материального обеспечения подразделения и полицейских служащих. Сотрудники норвежской полиции практически не применяют огнестрельное оружие. Стражи порядка выходят патрулировать улицы и охранять общественный порядок, имея на вооружении телескопическую дубинку, наручники и баллончик с перцовым газом. Огнестрельное оружие при несении службы хранится в сейфе патрульного автомобиля, чтобы им воспользоваться, полицейские должны запросить код в дежурной части. Основной принцип норвежской полиции при применении властных полномочий — принцип соразмерной достаточности. В докладе норвежского правительства за 2015 год говорилось о том, что последний раз полицейские при исполнении своих обязанностей застрелили человека 9 лет назад — в 2006 году, преследуя правонарушителя, пытавшегося скрыться на автомобиле [4]. При этом за весь 2014 год сотрудниками полиции Норвегии огнестрельное оружие доставалось из кобуры 42 раза, были произведены 2 предупредительных выстрела. Даже при задержании хладнокровного террориста-убийцы, неонациста Андерса Брейвика, застрелившего 77 человек в лагере на острове Утойя в 2011 году, огнестрельное оружие не применялось. Несмотря на особую опасность совершенного деяния, при задержании преступник не пострадал.
Великобритания также относится к тем странам, в которых полицейские (всем известные «бобби») при несении службы по охране общественного порядка не вооружены огнестрельным оружием. По статистическим (отчетным) данным большая часть жителей Великобритании считает, что вооружить полицию — значит нарушить главные принципы ее работы. Долг полицейских в Великобритании — перед гражданами, а не перед государством. Одной из основных целей полиции является защита и соблюдение основных прав и свобод человека в том виде, в котором они закреплены в международных нормативных правовых актах, в частности в Европейской конвенции о правах человека [5]. Необходимо отметить, что уровень преступности с применением огнестрельного оружия в Соединенном Королевстве достаточно низок. За период 2010—2011 годов в Англии, Шотландии и Уэльсе было зарегистрировано 388 случаев применения оружия с использованием его поражающих свойств, когда погибли либо пострадали люди. При этом
сами британские полицейские согласны с отсутствием у них оружия при несении службы. Социологический опрос, проведенный в 2006 году, подтвердил, что 82% из чуть более 47 тысяч респондентов из числа сотрудников правоохранительных органов не хотят, чтобы британские полицейские были вооружены [6].
В «самой демократической стране мира» (США) был создан сайт KILLEDBYPOLICE («Убитые полицейскими»). Он представляет собой корпоративные новости о людях, члены семей, родственники или знакомые которых были убиты сотрудниками полиции США в период с 1 мая 2013 года по настоящее время. Согласно данным сайта приводится ужасающая статистика по количеству жертв полицейских: 2013 год — 779, 2014 год — 1114, 2015 год — 1220, 2016 год — 1164, по состоянию на 24 ноября 2017 года — 1077 убитых [7]. Примерно 3-4 человека ежедневно гибнут в результате применения оружия сотрудниками полиции США, государства, объявившего себя «цитаделью демократии» и примером для подражания. Американский портал ThinkProgress. org представил весьма интересные данные: за март 2015 года полицейскими США убито людей в разы больше, чем полицейскими Великобритании за весь XX век. Любопытный факт, но по статистике люди, погибающие от оружия американских полицейских, преимущественно являются этническими афроамериканцами. Получается, что полицейские ведут необъявленную войну против чернокожих граждан своей страны? Согласно американскому законодательству, сотрудник правоохранительных органов имеет право на применение огнестрельного оружия в любой ситуации, которую он сам считает опасной для жизни и здоровья. В США общий приказ о применении огнестрельного оружия был отменен в 2016 году. Однако, анализируя этот нормативный правовой акт (DGO 5.02 «Use of Firearms» (Revised 16/03/11) (Rescinded 21/12/16), можно определить несколько оснований применения полицейскими огнестрельного оружия:
1. Защита себя и других лиц от посягательства на жизнь и причинения серьезных увечий.
2. Если промедление в задержании может привести к убийству или причинению телесных увечий полицейскому или другим лицам.
3. Для нейтрализации водителя транспортного средства и остановки самого транспортного средства, который создает своими действиями угрозу жизни полицейского, не имеющего возможность избежать ее, или другого лица.
4. Обезвреживание животного.
5. Подача сигнала о помощи при отсутствии других средств.
В законодательстве Сан-Франциско (приказ Полицейского департамента г. Сан-Франциско № 5.01 от 21 декабря 2016 г. «Применение силы» и приказ Полицейского департамента г. Сан-Франциско № 8.11 от 21 сентября 2005 г. «Расследование использования огнестрельного оружия полицейскими») зафиксировано три ситуации, когда полицейским запрещено применять огнестрельное оружие:
1. Из движущегося транспортного средства.
2. В качестве предупреждения.
3. В отношении человека, который представляет угрозу только для самого себя.
Анализируя тезисы нормативных правовых актов, можно сделать вывод, что полицейские США стреляют по правонарушителям, которые не вооружены, расценивая любые их действия как угрозу собственной жизни. Каждый факт применения оружия влечет за собой служебное и прокурорское расследование, однако чаще всего оно заканчивается в пользу представителя власти. В отличие от России в США основным видится принцип доказывания судом полицейскому его вины, а не доказывания полицейским в суде своей невиновности. Данное различие при доказывании правомерности применения огнестрельного оружия является принципиальным и характерно для англосаксонской системы предоставления фактов, опроса свидетелей при состязательности судебного процесса.
Вполне логично предположить, что при таком уровне смертности в результате применения огнестрельного оружия полиция США никак не может рассчитывать на высокий уровень доверия и сотрудничества со стороны определенной категории граждан (в первую очередь афроамери-канцев). Когда полицейские органы представляют собой карательно-репрессивные структуры, сея страх, вызывая враждебность у граждан, человек начинает бояться преступного посягательства не только со стороны криминального элемента, но и стражей порядка, которые, как следует из их основных обязанностей, должны, наоборот, служить в интересах граждан. Можно ли такими методами сократить уровень преступности? По состоянию на 2015 год уровень преступности в США — 4,7, тогда как в России составляет 2,4, в Великобритании — 1,2, в Норвегии — 0,6 [8]. Приведенный рейтинг показывает число зарегистрированных преступлений на 10 тысяч человек. Таким образом, мы видим, что не всегда жесткие меры и законодательно одо-
бренные властные полномочия, применяемые полицейскими, приводят к сокращению уровня преступности, в том числе латентной, и способствуют безопасности граждан.
Правовые основы применения огнестрельного оружия сотрудниками полиции в России закреплены Федеральным законом от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции» (далее — ФЗ «О полиции»). К сожалению, вопреки положениям статьи 8 ФЗ «О полиции» в открытом доступе отсутствует официальная информация и статистика о количестве лиц, убитых российскими полицейскими в результате применения огнестрельного оружия. Необходимо отметить, что законодательство в Российской Федерации четко регламентирует ситуации, в которых сотрудникам полиции разрешается применение огнестрельного оружия (ст. 23, 24 ФЗ «О полиции»). В отличие от законодательства США, в УК РФ зафиксирован более широкий спектр обстоятельств привлечения к уголовной ответственности сотрудников полиции за незаконное применение огнестрельного оружия. Ответственность за его неправомерное применение по законодательству России закреплена в статьях 38, 39, 41, 108, 114, 286 УК РФ, тогда как в США всего лишь 2 статьи устанавливают ответственность за незаконное применение огнестрельного оружия — 1.8.1 «Убийство», 1.8.2 «Причинение телесных повреждений» [9].
Депутаты ГД РФ предложили с помощью поправок в ФЗ «О полиции» расширить права полицейских и разрешить им стрелять в толпе для «предотвращения террористического акта, освобождения заложников, отражения группового вооруженного нападения на критически важные и потенциально опасные здания или объекты органов государственной власти» (авторами законопроекта являются Василий Пискарев и Эрнест Валеев — члены партии «Единая Россия») [10]. Предложенный законопроект вызвал неоднозначную реакцию депутатов. Часть критиков ссылается на то, что такое нововведение будет являться нарушением конституционных прав человека и гражданина. Однако многие считают, что в нашей стране люди в погонах боятся закона больше, чем граждане. Демократическое общество, его устои и традиции не предполагают неуважительного отношения граждан к блюстителям порядка, а, наоборот, подразумевают верховенство права. По словам Президента РФ В.В. Путина, необходимо, «чтобы и в Москве, и в самой далекой российской глубинке одинаково строго соблюдались права граждан, одинаково точно понималось и испол-
нялось общероссийское законодательство. Это и есть диктатура закона. Это и будет означать, что мы живем в одной сильной стране, в едином государстве Россия» [11, с. 31—34].
Таким образом, необходимо отметить, что законодательство различных стран имеет свои особенности, регулирующие полномочия сотрудников полиции по применению огнестрельного оружия. Это подтверждается смыслом нормативных правовых актов, статистическими данными, опросами общественного мнения среди полицейских и граждан. Несомненно, что огнестрельное оружие, обладая высокой поражающей способностью, является предметом повышенной опасности и требует внимательного и компетентного обращения и применения. Однако при всей очевидной опасности, исходящей от непрофессионального применения оружия, на наш взгляд, в России следует расширить законодательную базу, разрешающую применение сотрудникам полиции огнестрельного оружия в соответствии с законопроектом, предложенным для обсуждения депутатам ГД РФ. Необходимо повысить уровень доверия населения к органам внутренних дел, который способствовал бы оказанию помощи гражданами полицейским, уважению закона и государственных органов, обеспечивающих охрану общественного порядка.
Примечания
1. Устав Организации Объединенных Наций (Принят в г Сан-Франциско 26.06.1945). Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения 09.12.2017).
2. Протокол № 6 к Конвенции о защите прав и основных свобод относительно отмены смертной казни (Страсбург, 28 апреля 1983 г.) (с изм. от 11 мая 1994 г). URL: http://www.echr.ru/documents/ doc/2440804/2440804.htm
3. Рейтинг стран мира по уровню демократии. Гуманитарная энциклопедия // Центр гуманитарных технологий, 2006—2017 (ред. от 21.10.2017). URL: http://gtmarket.ru/ratings/democracy-index/info
4. URL: https://www.washingtonpost.com/news/ worldviews/wp/2015/07/08/norwegian-cops-fired-their-guns-twice-last-year-and-missed-both-times/?utm_ term=.cd59c0695667
5. Европейский Кодекс полицейской этики. Рекомендация Rec. (2001)10. Принят Комитетом Министров Совета Европы 19 сентября 2001 года. URL: http://www.os.x-pdf.ru/20yuridicheskie/542467-1-
evropeyskiy-kodeks-policeyskoy-etiki-rekomendaciya-rec200110-prin.php
6. URL: https://mrdou.livejoumal.com/69245.html
7. URL: http://www.killedbypolice.net/
8. URL: http://gotoroad.ru/best/rejting-stran-po-urovnyu-prestupnosti
9. California Penal Code. Online legal research system FindLaw Codes. URL: http://codes.findlaw.com/ ca/penal-code (дата обращения: 04.04.17).
10. URL: https://www.rbc.ru/politics/11/04/2017/58e cd3c99a7947b00fe7ad22
11. Телевизионное обращение к гражданам России (17 мая 2000 года, Москва) // Путин В.В. Избранные речи и выступления. М.: Книжный мир, 2008. 480 с.
Notes
1. The Charter of the United Nations (Adopted in San Francisco 26.06.1945). Access from the reference legal system «ConsultantPlus» (accessed 09.12.2017).
2. Protocol no. 6 to the Convention for the protection of human rights and fundamental freedoms concerning the abolition of the death penalty (Strasbourg, 28 April 1983) (as amended on 11 May 1994) URL: http://www. echr.ru/documents/doc/2440804/2440804.htm
3. The ranking of the world's countries in terms of democracy. Humanitarian encyclopedia. Center for humanitarian technologies, 2006-2017 (last edition: 21.10.2017). URL: http://gtmarket.ru/ratings/democracy-index/info
4. URL: https://www.washingtonpost.com/news/ worldviews/wp/2015/07/08/norwegian-cops-fired-their-guns-twice-last-year-and-missed-both-times/?utm_ term=.cd59c0695667
5. The European Code of police ethics. Recommendation Rec. (2001)10. Adopted by the Committee of Ministers of the Council of Europe on 19 September 2001. URL: http://www.os.x-pdf.ru/20yuridicheskie/542467-1-evropeyskiy-kodeks-policeyskoy-etiki-rekomendaciya-rec200110-prin.php
6. URL: https://mrdou.livejournal.com/69245.html
7. URL: http://www.killedbypolice.net/
8. URL: http://gotoroad.ru/best/rejting-stran-po-urovnyu-prestupnosti
9. California Penal Code. Online legal research system FindLaw Codes. URL: http://codes.findlaw.com/ca/ penal-code (accessed 04.04.17).
10. URL: https://www.rbc.ru/politics/11/04/2017/58ec d3c99a7947b00fe7ad22
11. Television address to citizens of Russia (May 17, 2000, Moscow). Putin V. V. Selected speeches. Moscow, Knizhny mir Pabl., 2008. 480 p. (In Russ.)