СЛОВО МОЛОДЫМ СОЦИОЛОГАМ
УДК 005.B6
К вопросу о применении социального проектирования в системе управления учреждениями среднего образования: постановка проблемы в контексте социологии управления
Е. В. Алешина
Алешина Елена Викторовна, соискатель кафедры теории и социологии управления, Уральский институт управления РАНХиГС при Президенте РФ, Екатеринбург, [email protected]
В статье рассматривается вопрос о том, как применить социальное проектирование в системе управления учреждениями среднего образования. В теоретическом и практическом плане важна корректная и научно обоснованная постановка проблемы. Не только в рамках педагогики, но и в контексте социологии управления. На сегодняшний день обращают на себя внимание неспособность школ системно адаптироваться к изменениям, интегрировать инновационные подходы и технологии в процесс управления обучением; предвидеть, планировать и, в проектной форме, предвосхищать направления решения социальных проблем и противоречий; отсутствие в системе школьного управления системной модели реализации целей; отсутствие налаженного механизма стимулирования системных изменений в образовании. Автор рассматривает основные подходы, обозначает актуальность, формирует структуру и возможные направления исследования. В результате сделан вывод, что социальное проектирование, а именно использование в управленческой практике школ возможности создавать, реализовывать социальные проекты, повышающие качество образования, создающие возможности для развития активной образовательно-воспитательной среды, включение в нее всех заинтересованных участников образовательных отношений, личностного роста, саморазвития и т. д. - все это необходимо и важно для развития школы, повышения показателей качества образования. Ключевые слова: социология управления, социальное проектирование, партисипативный проект, активная образовательно-воспитательная среда развития, социальный актор.
Поступила в редакцию: 10.07.2020 | Принята: 13.0B.2020 | Опубликована: 30.11.2020
Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution License (CC-BY 4.0)
On the Application of Social Design in the System of Management of the Institutions of Secondary Education: Statement оf the Problem in the Context of Sociology of Management
E. V. Aleshina
Elena V. Aleshina, https:||orcid.org|0000-0003-065B-BB3X, Ural Institute of Management, Branch of RANEPA, 66 B Marta St., Ekaterinburg 620144, Russia, [email protected]
The article discusses the question of how to apply social design in the management system of secondary education institutions. In
theoretical and practical terms, the correct and scientific justification of the problem statement is important not only in the framework of pedagogy, but in the context of management sociology. Today, the inability of schools to systematically adapt to the changes and integrate innovative approaches and technologies into the learning management process is noteworthy. The schools cannot anticipate and plan, in a project form, the directions for solving social problems and contradictions. The absence in the school management the system of models for implementing goals and the lack of the established mechanism for stimulating systemic changes in education are revealed. The main approaches and their relevance, the forms of the structure and possible directions of' the research are denoted. In conclusion, it is stated that social design, namely using the ability to create, implement social projects, that improve the quality of education, create opportunities for the development of the active educational environment, the inclusion of all interested participants in school relationships, personal growth and self development into of management practices - all they are necessary and important for developing and improving the quality of school education. Keywords: management sociology, social design, participatory project, active educational environment of development, social actor.
Received: 10.07.2020 / Accepted: 13.08.2020 / Published: 30.11.2020
This is an open access distributed under the terms of Creative Commons Attribution License (CC-BY 4.0)
DOI: https://doi.org/10.18500/1818-9601-2020-20-4-438-442
Системный подход к управлению учреждениями среднего образования определяет направления социологического исследования, а также специфику постановки научных проблем. В последнее время все большую популярность в управлении приобретают социальные технологии, направленные на использование в полной мере человеческого потенциала, сочетающие структурно-функциональный и субъект-проблемный подходы. Индивид все чаще воспринимается не объектом воздействия, а активным субъектом действия, социальным актором, со-участником управленческого процесса. Социальное проектирование как управленческий процесс, как технология предоставляет широкие возможности для реализации человеческого потенциала, развития активной социальной среды коммуникации и развития и т. д. В этой части они представляют, по нашему мнению, чрезвычайный интерес как в научно-теоретическом плане (определение направлений развития, постановка проблематики), так и в практическом ключе (выявление областей применения, подходов к
© Алешина Е. В., ZOZO
реализации проектов на практике и т. д.). Данная статья посвящена выработке и определению научно-теоретических направлений исследования социального проектирования в системе управления учреждениями среднего образования, а также постановке проблемы в контексте социологии управления.
Востребованность социального проектирования в нынешней системе управления учреждениями среднего образования (школами) обусловлена сегодня целым рядом факторов, среди которых наиболее важными в контексте социологии управления являются следующие. В первую очередь, неспособность школ в должной мере системно адаптироваться к актуальным вызовам времени1; интегрировать актуальные инновационные подходы и технологии в процесс управления обучением; предвидеть, планировать и, в проектной форме, предвосхищать направления решения социальных проблем и противоречий с целью «достижения современного качества образования, адекватно меняющимся запросам общества и социально-экономическим условиям»2. Во-вторых, отсутствие в системе управления учреждениями среднего образования необходимой системной модели реализации целей, поставленных государством, обществом. Для этого нужно создавать и внедрять «новые актуальные модели, механизмы, образовательные программы, технические средства и технологии в области образования»3. В-третьих, отсутствие должным образом функционирующего механизма стимулирования системных изменений в образовании, реализация которого была заявлена в национальном проекте «Образование». Механизм заключается в «поддержке лидеров "точек роста" нового качества образовательной системы»4. По нашему мнению, такими лидерами «точек роста» можно считать не только представителей школьной администрации и учительских коллективов, но также непосредственно самих учеников, их родителей, представителей НКО, СОНКО и др. Новым системным качеством образовательной системы активно провозглашается «связь образовательного процесса с жизнью, формирование активной, самостоятельной позиции учащихся»5.
В связи с этим управление социальными проектами является важным инструментом современного менеджмента, позволяющим улучшить качество образования. Важно помнить, что в нынешних условиях деятельности школ системно-линейное управление и управление проектами не должны мешать друг другу, но в полной мере - дополнять. Очевидны новые пути управления частично обновленным коллективом педагогов поколения «X» и обучением поколения «2». Такие преобразования обеспечивают активное движение вперед, позволят решать перспективные задачи образовательных учреждений. Конечно, нельзя забывать, что традиционное управление
решает в основном рядовые задачи сохранения и последовательной оптимизации деятельности. Задачи на развитие и перспективу решаются с помощью социального проектирования, в том числе и общеобразовательными учреждениями: ориентир на успешное использование технологии управлениями проектами6.
На практике же школьные работники часто жалуются на слишком большую загрузку по части административной и иной работы, вследствие чего у них на поиск точек роста, связи образовательного процесса с жизнью недостаточно времени. Как следствие, это проявляется в недостаточном уровне развития активной воспитательной среды в школах, вовлечения школьников, родителей и учителей в школьную жизнь.
Все вышеозначенные факторы в конечном счете приводят к снижению качества организационного управления в школе, а также к снижению показателей успеваемости - одного из ключевых индикаторов результативности системы управления учреждением среднего образования в РФ. Ясно, что все эти проблемы имеют социально-управленческий, системный характер и требуют в том числе комплексного социологического исследования, выработки приемлемых вариантов решения. Четко прослеживается предметная проблематика социологии управления, связанная с возможностью применения социологической методологии и технологий социального проектирования к системе управления учреждением среднего образования.
На теоретическом уровне такая проблематика связана с определением социолого-управ-ленческого подхода к понятиям «проект» и «проектирование» в контексте их применения к специфике управления в школьной системе. Необходимо выбрать из множества социологических концепций проектирования наиболее подходящую для системы управления образовательным учреждением. По мнению автора, такой выбор должен осуществляться на основании комплексного анализа функционирования системы управления, стоящих перед ней задач, а также особенностей организации, характера взаимодействия ключевых социальных акторов (учащихся и их родителей, работников системы образования).
В сфере практики применения социального проектирования в системе школьного управления проблемными являются следующие моменты: во-первых, оторванность проектов от конкретной ситуации в конкретном учреждении, соответственно, их низкая результативность; во-вторых, слабо разработанная ресурсная база реализации проектов; в-третьих, отсутствие результативной миссии проекта, выражающей реальные потребности учителей, родителей, учеников; соответственно, неспособность в достаточной степени вовлечь ключевых социальных акторов в реализацию проекта. В связи с
вышесказанным изучение социального проектирования в системе управления учреждением образования, его теоретико-социологическая, практическая разработка и совершенствование видятся научно и практически обоснованными.
Степень научной разработанности проблемы характеризуется наличием значительного количества опубликованных работ в данной сфере. Общетеоретические проблемы социального управления заложены в трудах зарубежных ученых М. Вебера, Р. Дарендорфа, Д. Истона, Н. Лумана, Р. Мертона, Т. Парсонса, Ф. Тэйло-ра, А. Файоля и др. В отечественной литературе принципы, структура и методы социального управления в рамках влияния организационно-нормативного и административного факторов, специфика государственного и муниципального управления рассмотрены в работах Г. В. Атаман-чука, Е. М. Бабосова, Н. Б. Костиной, С. И. Са-мыгина и др.
Социальная проблематика образования с позиций социологии знания, социального кон-струкционизма и социальной инженерии обо-значна в трудах П. Бергера и Т. Лукмана, К. Поп-пера, И. Лакатоса, Т. Куна. Из современных отечественных исследователей в этой области необходимо отметить вклад Г. Е. Зборовского, В. Н. Мининой, Ф. Э. Шереги, Е. А. Шуклиной и др.
Разработкой концепции и методологии проектирования социальных систем занимались Я. Дитрих, Т. М. Дридзе, А. И. Пригожин, П. Хиллош, Ф. Ханика, Г. П. Щедровицкий, В. С. Шилова и др.
Развитие классических идей социального конструирования и социально-инженерного действия нашло отражение в работах В. Г. Афанасьева, И. В. Бестужева-Лады, Т. М. Дридзе, П. Н. Лебедева, С. М. Майоровой-Щегловой и др.
Анализу социально-технологического компонента проектирования в рамках социологии управления, сближению идей проектирования и социального управления посвящены труды таких авторов, как В. Л. Глазычев, О. И. Генисарет-ский, В. И. Курбатов, Н. И. Лапин, В. А. Луков, Ж. Т. Тощенко, В. А. Ядов и др.
Изучению проблем управления, связанных с реализацией инновационных процессов в практике социального управления посвящены работы П. Н. Беспаленко, И. В. Бестужева-Лада, А. И. Ко -валева, Вал. А. Лукова, Ж. Т. Тощенко и др.
В исследованиях Л. Н. Глебовой, Н. Г. Денисова, Н. Г. Сорокиной и других ученых ведется научная проработка проблем внедрения социальных инноваций проектным методом в образование. Анализу зарубежного опыта в данной сфере посвящены исследования С. А. Ильиных, В. Ю. Лопухина, Т. Ю. Семеновой, Я. С. Тести-ной и др.
В контексте социологии образования особенности социального проектирования рас-
смотрены в исследованиях П. А. Амбарова, Ю. Р. Вишневского, Г. Е. Зборовского, Г. В. Ща-гиной и др.
Несмотря на широкую представленность в научной литературе различных аспектов, имеющих отношение к социальному проектированию в системе управления учреждением среднего образования, можно отметить наличие пробелов в проработке данной темы. Так, в представленных работах отсутствует комплексное описание данного типа проектов, нет детального социологического анализа технологии их реализации с учетом специфики учреждений среднего образования, а также отсутствует определение и концептуализация самого понятия «социальное проектирование» в системе управления учреждением среднего образования. Трансформация указанной темы анализа в его самостоятельную единицу позволит выделить и зафиксировать не только содержательные, но также технологические особенности, выявить как общие, так и специфические черты данного рода проектов. Специфика социологического анализа социального проектирования в системе управления учреждением среднего образования определяет направление формулировки объекта, предмета, формулировку цели и задач данного исследования.
Так, возможная исследовательская цель видится нам такой. Необходимо выявить ряд ключевых специфических черт и технологий социального проектирования применительно к системе управления учреждением среднего образования и на основе теоретико-методологического анализа, с последующей апробацией авторской позиции к проектированию, а также анализом путей совершенствования системы управления.
Такая цель предполагает последовательное решение исследовательских задач.
1. Выявить сущность, определить содержание социального проектирования и проанализировать его взаимосвязь с другими ключевыми понятиями в контексте системы управления учреждением среднего образования.
2. На основании понятийного анализа выявить особенности и технологии социального проектирования в системе управления учреждением среднего образования.
3. На примере эмпирического анализа системы управления конкретным учреждением(ями) среднего образования выявить особенности, закономерности и социальные противоречия во взаимодействии групповых социальных акторов в рамках проектной деятельности; сравнить различные проектные подходы (например тради-ционно-формирующий и партисипативный) в системе управления учреждением среднего образования на разных этапах создания и реализации социальных проектов; апробировать гипотезу относительно результативности и применимости авторского подхода к проектированию в системе управления учреждением среднего образования.
4. По возможности произвести диагностику использования существующих проектов развития в системе управления учреждением среднего образования на примере анализа реализации авторских проектов.
5. Также по возможности разработать ком -плексные рекомендации по оптимизации социального проектирования в системе управления учреждением среднего образования.
На данный момент наша гипотеза, определившая направления анализа поставленной в данной статье проблемы, сформулирована следующим образом: партисипативное социальное проектирование (основанное на активном включении заинтересованных акторов в процесс проектирования) в системе управления учреждением среднего образования приводит к созданию активной образовательно-воспитательной среды личностного, организационного, социального развития, которая в свою очередь влияет на системное повышение качества образования.
Теоретико-методологическая основа исследования может быть построена на синтезе ряда подходов: системного, субъектного, тезау-русного, партисипативного, компетентностно-го, средового, деятельностного. Эти подходы выделяются нами как значимые для изучения и концептуализации объекта и предмета данного исследования.
Системный подход предполагает анализ структуры объекта и субъекта социального проектирования, выявление взаимосвязей системообразующих элементов и факторов, видение школы как «органического целого, обладающего своей логикой и законами»7.
Субъектный и деятельностный - подходы, в соответствии с которыми участие актора (действующего субъекта, инициатора) является ключевым моментом в процессах социального проектирования, инициации социальных изменений, развития социальной системы.
Субъективистское понимание, в свою очередь, детерминирует использование тезаурус-ного подхода к социальному проектированию, которое комплексно рассматривает влияние активно действующей личности на процесс проектирования. Под тезаурусом индивида понимается «полный систематизированный состав информации (знаний) и установок в той или иной области жизнедеятельности, позволяющий индивиду в ней ориентироваться»8.
Партисипативный подход к социальному проектированию позволяет, в свою очередь, рассматривать проект как «проект развития» той области взаимоотношений и социальных структур, в которой он реализуется, а систему управления (в данной работе - учреждением среднего образования) анализировать через призму вовлечения, активного взаимодействия представителей заинтересованных групповых социальных акторов в процессе проектирова-
ния как деятельности по созданию, реализации и контролю за реализацией проектов развития. В данном конкретном случае «развитие» предполагает направленность проекта на побуждение групповых акторов к улучшению условий социальной жизнедеятельности, участию в подобных социальных начинаниях, вдохновившись этим процессом. Партисипативное проектирование развития является многонаправленным процессом, поскольку ориентируется не только на развитие элементов системы управления, но также на развитие всех участвующих субъектов. Таким образом, развитие организации становится возможным также за счет развития всех заинтересованных в этом социальных акторов.
Компетентностный подход к образованию позволяет осуществлять постановку целей в системе учреждений среднего образования, а также корректировать задачи социального проектирования перед их инициаторами.
Средовой подход предполагает включение активной образовательно-воспитательной среды в число приоритетных направлений социального проектирования в управлении системой учреждения среднего образования, поскольку погружение в нее заинтересованных представителей групповых акторов (ученики, учителя и родители) в конечном счете обусловливает повышение результативности данных учреждений через повышение успеваемости как показателя освоения учениками компетенций.
Очевидно, что социальное проектирование, т. е. использование в управленческой практике школ возможности создавать, реализовывать социальные проекты, повышающие качество образования, создающие возможности для развития активной образовательно-воспитательной среды, включение в нее всех заинтересованных участников школьных взаимоотношений, личностного роста, саморазвития и т. д. - все это необходимо и важно для школы. Однако не совсем понятно, какими именно должны быть эти проекты с учетом специфики учреждений среднего образования, а также как с наибольшей эффективностью их создавать, внедрять, корректировать, контролировать и т. д. Исследование в данном направлении способно помочь в решении актуальных проблем системного характера, которые стоят перед сегодняшними школами, не только силами педагогической, но и управленческой, социологических наук.
Примечания
1 См.: ДмитриевМ. Г. Организационно-педагогические условия проектирования эргатической образовательной среды в системе среднего профессионального образования : автореф. дис. ... канд. социол. наук. М., 2016.
2 Национальной проект «Образование» // Министерство просвещения России : [сайт]. URL: http://edu.gov.ru/ national-project (дата обращения: 08.07.2020).
3 Об утверждении Концепции Федеральной целевой прогрммы развития образования на 2016-2020 годы : распоряжение Правительства РФ от29.12.2014 № 2765-р. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».
4 Национальной проект «Образование».
5 Там же.
6 См.: АлешинаЕ. В. Специфика и технологии социального проектирования в управлении общеобразовательными учреждениями // Актуальные теории, концепции, прикладной характер современных научных исследо-
ваний : сб. науч. ст. по итогам Междунар. науч.-практ. конф. (Санкт-Петербург, 30-31 мая 2019 г.). СПб. : Изд-во СПбГЭУ, 2019. С. 95.
7 Корнеева Н. Ю., Кожевников М. В., Лапчинская И. В., Уварина Н. В., Щагина Г. В. Современные тенденции креативно-прогностического управления в образовании. Челябинск : Изд-во ЗАО «Библиотека А. Миллера», 2019. С. 67.
8 Луков В. Л., Туринцева Е. А. Основы социального проектирования и моделирования. Иркутск : Оттиск, 2017. С. 35.
Образец для цитирования:
Алешина Е. В. К вопросу о применении социального проектирования в системе управления учреждениями среднего образования: постановка проблемы в контексте социологии управления // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Социология. Политология. 2020. Т. 20, вып. 4. С. 438-442. DOI: https://doi.org/10.18500/1818-9601-2020-20-4-438-442
Cite this article as:
Aleshina E. V. On the Application of Social Design in the System of Management of the Institutions of Secondary Education: Statement оf the Problem in the Context of Sociology of Management. Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser. Sociology. Politology, 2020, vol. 20, iss. 4, рр. 438-442 (in Russian). DOI: https://doi.org/10.18500/1818-9601-2020-20-4-438-442