Научная статья на тему 'Управление проектированием образовательной среды в школе'

Управление проектированием образовательной среды в школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
280
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / УПРАВЛЕНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ / ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ / ОБУЧЕНИЕ ПЕДАГОГА / МОДУЛИ ОБУЧАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ / РЕАЛИЗАЦИЯ ЗАКАЗА ОБЩЕСТВА / SOCIO-CULTURAL IDENTITY / MANAGEMENT / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / EDUCATIONAL ENVIRONMENT PROJECT / COMPETENCE DEVELOPMENT / TEACHER TRAINING / TRAINING MODULES / IMPLEMENTATION OF THE SOCIAL MANDATE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гам Александр Владимирович

В статье проведен анализ социального заказа в адрес системы образования, современных тенденций в школе, влияющих на появление новых результатов (специальных компетенций детей, качеств личности), в том числе при освоении социо-культурных ценностей. В данном контексте актуализированы понятия социокультурной идентичности и образовательной среды как фактора, воздействующего на формирование такой идентичности, т. е. ожидаемого результата. На основе содержания этого понятия автором рассмотрен процесс управления образовательной средой как деятельность, характеризующаяся взаимодействием участников образовательной системы и направленная на удовлетворение образовательных потребностей личности. При изучении теории управления выявлены теоретические подходы программы проектирования образовательной среды: средовый, компетентностный, подход создания социокультурной образовательной среды и системный подход к проектированию педагогом образовательной среды, формирующей социокультурную идентичность ребенка. Определены этапы управления проектированием образовательной среды. В рамках основного этапа проектного представлены виды деятельности ребенка, открывающие перед ним широкие возможности: выбирать, проявлять активность и индивидуальность в научной, социальной, досуговой, спортивной жизни школы. Согласно авторской позиции, формат исследования и проектирования образовательной среды предполагает стимулирование активности педагога, что обусловливает разработку, содержание, модули программы обучения педагогов по организации образовательной среды школы и логику обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Project Management of School Educational Environment

The study analyzes the social mandate for the education system, current school trends leading to new outcomes (special competence of children, personal qualities) while acquiring sociocultural values. In this context, the study updates the concepts of sociocultural identity, educational environment as a factor affecting the development of sociocultural identity that is the expected outcome. The content of sociocultural identity makes it possible to regard the educational environment management as an activity characterized by the interaction of participants in the education system and aimed at meeting the educational needs of a person. While studying the theory of management, the author identifies the following theoretical approaches of the educational environment project program: environmental, competency-based approaches, the creation of the sociocultural educational environment, the systematic approach to projecting the educational environment by the teacher that develops a child’s sociocultural identity. The stages of the educational environment project management are revealed. Within the main stage, i.e. the project one, children’s activities are presented, providing the opportunities to make their choice, be active, and express their individuality in the scientific, social, leisure, and sports activities at school. In the author’s opinion, the form of the research and the project of the educational environment involves promoting teachers’ activity, which determines the development of teachers’ training program on the educational environment management, the content and modules of this program, and the logic of learning.

Текст научной работы на тему «Управление проектированием образовательной среды в школе»

УДК 37.012

Гам Александр Владимирович директор Центра образовательных инициатив

УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕМ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

СРЕДЫ В ШКОЛЕ

Аннотация:

В статье проведен анализ социального заказа в адрес системы образования, современных тенденций в школе, влияющих на появление новых результатов (специальных компетенций детей, качеств личности), в том числе при освоении социокультурных ценностей. В данном контексте актуализированы понятия социокультурной идентичности и образовательной среды как фактора, воздействующего на формирование такой идентичности, т. е. ожидаемого результата. На основе содержания этого понятия автором рассмотрен процесс управления образовательной средой как деятельность, характеризующаяся взаимодействием участников образовательной системы и направленная на удовлетворение образовательных потребностей личности. При изучении теории управления выявлены теоретические подходы программы проектирования образовательной среды: средовый, компетентностный, подход создания социокультурной образовательной среды и системный подход к проектированию педагогом образовательной среды, формирующей социокультурную идентичность ребенка. Определены этапы управления проектированием образовательной среды. В рамках основного этапа - проектного - представлены виды деятельности ребенка, открывающие перед ним широкие возможности: выбирать, проявлять активность и индивидуальность в научной, социальной, досуговой, спортивной жизни школы. Согласно авторской позиции, формат исследования и проектирования образовательной среды предполагает стимулирование активности педагога, что обусловливает разработку, содержание, модули программы обучения педагогов по организации образовательной среды школы и логику обучения.

Ключевые слова:

социокультурная идентичность, управление, образовательная среда, проектирование образовательной среды, формирование компетенций, обучение педагога, модули обучающей программы, реализация заказа общества.

https://doi.org/10.24158/spp.2019.6.14 Gam Aleksandr Vladimirovich Headmaster of Centre of Educational Initiatives

PROJECT MANAGEMENT OF SCHOOL EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Summary:

The study analyzes the social mandate for the education system, current school trends leading to new outcomes (special competence of children, personal qualities) while acquiring sociocultural values. In this context, the study updates the concepts of sociocultural identity, educational environment as a factor affecting the development of sociocultural identity that is the expected outcome. The content of sociocultural identity makes it possible to regard the educational environment management as an activity characterized by the interaction of participants in the education system and aimed at meeting the educational needs of a person. While studying the theory of management, the author identifies the following theoretical approaches of the educational environment project program: environmental, competency-based approaches, the creation of the sociocultural educational environment, the systematic approach to projecting the educational environment by the teacher that develops a child's sociocultural identity. The stages of the educational environment project management are revealed. Within the main stage, i.e. the project one, children's activities are presented, providing the opportunities to make their choice, be active, and express their individuality in the scientific, social, leisure, and sports activities at school. In the author's opinion, the form of the research and the project of the educational environment involves promoting teachers' activity, which determines the development of teachers' training program on the educational environment management, the content and modules of this program, and the logic of learning.

Keywords:

sociocultural identity, management, educational environment, educational environment project, competence development, teacher training, training modules, implementation of the social mandate.

Современный этап развития российского образования характеризуется активными переменами в структуре, содержании, технологиях обучения и воспитания. Соответственно, изменяется взгляд на результаты.

Одним из важных результатов в системе образования становится готовность молодого человека к самостоятельному мышлению, построению будущего, участию в общественной жизни и принятию нового как ценности. В связи с этим несколько иной представляется роль общеобразовательной школы. Система общего образования функционирует в контексте общественных изменений, и при законодательно утвержденном принципе автономности в первую очередь целесообразно размышлять о школе как о социально-педагогической системе, преобразующей этот заказ в набор целевых установок и востребованное содержание образования. Очевидно, что школу, т. е. элемент социальной системы, не имеет смысла рассматривать как «капсулированную» среду, поскольку социальный заказ диктует открытость образовательной системы. Полагаем, существуют определенные

воспитательные потребности общества как социального заказчика, задающие ориентир в формировании специальных компетенций или качеств личности в сфере образования: в учебном процессе и внеурочной работе. При этом в настоящее время значение приобретает не только формирование компетенций, но и создание и освоение новых социокультурных ценностей. В содержательном аспекте центральными проблемами являются «национальная идентичность», «национальный вопрос», «социокультурная идентичность». Не случайно любое общество стремится к устойчивому развитию социокультурной идентичности, потому что именно интеграция национальной и культурной идентификации выступает крепежом любой нации [1].

Целью экспериментальной работы в школе в данном направлении стало исследование управления проектированием образовательной среды, формирующей социокультурную идентичность школьника. Предлагаем рассматривать управление проектированием образовательной среды в качестве процесса ее организации. Для достижения поставленной цели актуализированы понятия социокультурной идентичности, управления, представлены ключевые этапы управления проектированием образовательной среды, показана специфика содержания основного этапа, раскрыты особенности подготовки педагогов для успешной экспериментальной работы в этой области.

Посредством применения методов анализа научной литературы, проектирования, сопоставления качественных и количественных данных, обобщения нами изучены сущность, функции, характеристики социокультурной идентичности учащихся в современной образовательной ситуации. Установлено, что ребенок, включаясь в различные виды деятельности, общение, попадая в сообщества и микрогруппы, имеющие специфику и коллективное мировоззрение, осваивает нормы, образцы поведения, ценности, в первую очередь приобретает осознание своего места и роли в данной группе, предназначения в мире, обществе [2]. Образовательная деятельность сильно влияет на становление социокультурной идентичности ребенка, поскольку он является в ней одновременно и субъектом, и объектом воздействий. В фокусе внимания - субъект-ность ребенка, т. е. ребенок оценивает себя, свои действия. Затем наступает период изменения своей идентичности: замысел, создание образа будущего, реализация [3].

Образовательный социум и социальные группы способны менять внешнее и внутреннее отношение к себе. Сначала доминирующей функцией образовательной практики служит адаптация индивида в процессе его социализации, далее формируется ролевая структура личности. Ее цель заключается в том, что человек ждет, чтобы его узнали, поняли и приняли другие [4].

В большей степени развитие тех или иных качеств ребенка, в том числе социокультурной идентичности, происходит в прямой пропорциональной зависимости от влияния средовых факторов (неопределенности, нестабильности, разновекторности). Поэтому в образовательных организациях один из главных вопросов - управление проектированием образовательной среды, способствующее реализации заказа социума и индивида на построение множества моделей культурного общества, развитие качеств личности, адекватных времени, становление функций члена сообщества, освоение способов жизнедеятельности с целью обеспечения дееспособности личности. Анализируя категории «среда», «пространство», ученые отмечают, что их сущностные характеристики позволяют создавать действительность, в которой осуществляется педагогическая деятельность, направленная на реализацию ценностно-смысловых установок, а также протекают процессы, оказывающие образовательное и воспитательное влияние на человека [5].

Научно-педагогические публикации последнего десятилетия (М.Я. Виленский, В.И. Гине-цинский, Н.Б. Крылова, Е.В. Мещерякова, В.И. Слободчиков, А.П. Тряпицына) свидетельствуют о том, что ученые активно изучают разные аспекты реальности в русле понятия «образовательная среда». Обобщая мнения по вопросу управления ею, нельзя не обратить внимания на точку зрения о том, что образовательной средой как формой существования некоего содержания, выраженного в разных видах деятельности, связях и отношениях между элементами, можно управлять посредством вовлечения в деятельность широкого круга педагогической общественности, бизнес-сообществ, организаций.

Таким образом, управление образовательной средой, на наш взгляд, - это управление механизмами, запускающими определенные виды деятельности; сообществами, их атмосферами, социальными процессами с целью воздействия на объект для получения результата, признаваемого обществом. Объектами управления проектированием могут быть явления (воспитанность учащихся, проявление компетентности, профессионализм педагога, воспитательный потенциал событий и др.), процессы педагогической деятельности, деятельность (творческая, проектная, трудовая, учебная), социальная практика.

Период 80-90-х гг. ХХ в. характеризовался активными реформами в системе образования, повышением самостоятельности образовательных учреждений, разработкой новых принципов управления школой. Исследованием проблем управления образованием особенно интенсивно

занимались П.В. Худаминский (идеи социального управления образованием), Т.И. Шамова (системный подход к управлению школой), М.М. Поташник, В.С. Лазарев (принципы управления развитием школы), Ю.С. Мануйлов (средовый подход в воспитании). Анализ их работ показывает, что управление способно охватить разные уровни образования: от внутренних процессов до целостных систем. Управление образовательной средой целесообразно считать социальным, если воздействие на личность происходит с целью ее упорядочения, сохранения качественной специфики, совершенствования и развития.

При изучении соответствующих проблем не стоит забывать о ключевых позициях в программе проектирования образовательной среды, формирующей социокультурную идентичность ребенка. Исследуемые теории управления способствовали выявлению базовых теоретических подходов в контексте программы проектирования образовательной среды, формирующей социокультурную идентичность ребенка. Среди них - средовый подход (Ю.С. Мануйлов, Л.И. Новикова, В.Я. Синенко, В.И. Слободчиков, А.А. Шек). Организация образовательной среды предполагает ее проектирование - построение образовательных ситуаций, в которых устанавливаются качественные связи между субъектами среды, разворачиваются значимые события и проектно-преобразовательная деятельность, обеспечивающая построение новой среды. В числе сторонников компетентностного подхода В.М. Шепель, В.С. Безрукова, Ю.И. Алюшина, Н.А. Дмитриевская. Важны технологии создания социокультурной образовательной среды, обеспечивающей формирование и развитие активной, творческой личности ученика в условиях его самоопределения, самореализации, саморазвития (В.А. Ясвин). Системный подход к проектированию педагогом образовательной среды позволил, с одной стороны, выявить различные контексты процесса становления социокультурной идентичности личности, с другой - обратить внимание на особенности внеурочной деятельности, а также в целом внешние и внутренние условия, влияющие на становление социокультурной идентичности [6].

Основными этапами управления проектированием образовательной среды, формирующей социокультурную идентичность школьника, стали следующие:

1) диагностический - определяет возможности и состоятельность образовательной среды в аспекте ее влияния на формирование социокультурной идентичности школьника;

2) разработка организационно-нормативной документации управления образовательной средой;

3) проектный - описание и документальная разработка компонентов образовательной среды школы, создание проектов, обогащающих образовательную среду школы;

4) практический - реализация проектов (системных и локальных), обогащающих образовательную среду школы, внедрение технологий, форм организации образовательной среды, определяющих целостный и непрерывный процесс развития социокультурной идентичности школьников;

5) аналитико-обобщающий.

Идея ведущего проектного этапа заключается в том, чтобы ребенок был вовлечен в события, процессы, ситуации, творческую и проектную деятельность, организованные в школе и направленные на становление социокультурной идентичности. Вовлечен как субъект, но не только в роли учащегося, а с учетом того, что ему свойственны взгляды, убеждения, у него сложилась особая позиция, мнение. Поэтому в ходе работы ребенку будет предоставлен выбор, возможность проявлять активность и индивидуальность в разнообразной деятельности: научной, социальной, досуговой, спортивной [7]. Формами участия учащихся могут быть проекты, направленные на формирование социокультурной идентичности («Я и мой дом», «Активная жизненная позиция»), исследовательские проекты учащихся, родителей, учителей, совместные и индивидуальные проекты, странички в интернете, интернет-проекты, летопись класса, личные портфолио, программа «Лидер», театральный конкурс «Сказочный сезон», фестиваль «Город, который построю я», творческие мастерские, дискуссионный клуб, игровое проектирование, психологические тренинги, форумы с приглашением общественности.

Для реализации данной программы управления проектированием образовательной среды и воплощения ее в педагогическую практику важна деятельностная активность педагога по отношению к образовательной среде школы и развитию социокультурной идентичности учащихся. Необходимость в развитии умений педагога организовывать образовательную среду подтверждается в ходе анализа результатов по выявлению модальности образовательной среды школы, свидетельствующего о том, что школа имеет условия и возможности для развития социокультурной идентичности ребенка, но ограничивает его свободу действий и проявлений. Кроме того, о данном факте свидетельствует и анализ результатов диагностики параметров среды, позволяющий заключить, что менее благополучно характеризуется среда по параметрам широты, когерентности, активности, интенсивности, обобщенности. Планируемые мероприятия по развитию умений педагога предполагают обучение педагогов: теоретически (в информационно-проблемном режиме, как осмысление практики

проектирования компонентов образовательной среды, с точки зрения онтологии, инструментально-сти и содержательности) и практически (как экспертиза образовательной среды, освоение алгоритма деятельности педагога по проектированию компонентов этой среды). Обучающая программа для педагогов состоит из трех модулей:

- первый - «Образовательная среда как условие развития личности школьника» - предполагает активизацию деятельности педагогов по осознанию понятия «образовательная среда», закономерностей ее функционирования и развитию умений проводить ее экспертизу;

- второй - «Проектирование компонентов образовательной среды» - направлен на приобретение педагогами умений разрабатывать, проектировать компоненты образовательной среды;

- третий - «Представление результатов» - позволяет педагогам обменяться опытом проектирования образовательной среды, определить перспективы его развития и совершенствования.

По итогам исследования управления проектированием образовательной среды, формирующей социокультурную идентичность ребенка, можно сделать следующие выводы. Во-первых, управление направлено на основные и вспомогательные процессы организации, которые представляют собой фундамент для проектирования жизнедеятельности в школе, нацеливания главных своих объектов на результативное функционирование и развитие (обновление, изменение) в различных видах и формах этой жизнедеятельности. Во-вторых, средовое проектирование - это технология проектирования среды и средообразовательного процесса, необходимого для реализации целевых установок. Видение будущей среды школы и протекающих процессов - проектное решение проблемы, способов, средств их осуществления и получения результатов. В-третьих, в образовательной среде будет развиваться социокультурная идентичность школьников при наличии в ней мобильных зон, ниш, площадок проявления самостоятельности, активности и субъектности детей. Создание таких зон стало центральным объектом, в отношении которого прилагаются усилия педагогов на основном проектном этапе. В-четвертых, программа управления проектированием образовательной среды включает пять ключевых этапов: диагностический, разработку организационно-нормативной документации, проектный, практический, аналитико-обобщающий. В-пятых, управление проектированием образовательной среды, полагаем, будет успешно происходить в условиях реализации программы развития умений педагога организовывать образовательную среду.

Ссылки:

1. Goffman E. The Presentation of Self in Everyday Life. Garden City ; N. Y., 1959. 255 p.

2. Барулин В.С. Социально-философская антропология : учебник. М., 2000. 560 с.

3. Тихонов О.В. Диалектика идентичности и кризиса идентичности в контексте глобальных социокультурных трансформаций // Ученые записки Казанского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2012. Т. 154, № 1. С. 208-213.

4. Михайлова В.Е. Возможности дополнительного образования детей в развитии способности самоопределения у подростков и молодежи // Общество: социология, психология, педагогика. 2016. № 8. С. 98-100.

5. Сергеева А.Н. Категория «пространство» в научно-педагогических исследованиях: функции и модель // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2009. № 6. С. 7-10.

6. Блауберг И.В., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода. М., 1973. 270 с.

7. Степанов П.В., Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность: примерный план внеурочной деятельности в основной школе : пособие для учителей общеобразовательных организаций. М., 2014. 126 с.

References:

Barulin, VS 2000, Social and Philosophical Anthropology: a Textbook, Moscow, 560 p., (in Russian).

Blauberg, IV & Yudin, EG 1973, The Development and Essence of a System-based Approach, Moscow, 270 p., (in Russian).

Goffman, E 1959, The Presentation of Self in Everyday Life, Garden City, New York, 255 p.

Mikhailova, VE 2016, 'Opportunities of Children's Additional Education in Development of Self-Determination of Adolescents and Young Adults', Obshchestvo: sotsiologiya, psikhologiya, pedagogika, no. 8, pp. 98-100, (in Russian).

Sergeeva, AN 2009, 'The Category of Space in Education Research: Functions and Model', Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, no. 6, pp. 7-10, (in Russian).

Stepanov, PV & Grigoryev, DV 2014, Extracurricular Activities: a Tentative Plan for Compulsory Extracurricular Activities: a Manual for Teachers of Comprehensive Educational Institutions, Moscow, 126 p., (in Russian).

Tikhonov, OV 2012, 'The Dialectic of Identity and Identity Crisis in the Context of Global Sociocultural Transfor-mations', Uchenye zapiski Kazanskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki, vol. 154, no. 1, pp. 208-213, (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.