УДК 378.14 ББК 74.489
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗА КАК УСЛОВИЕ НОВОВВЕДЕНИЯ
I И.Р. Левина, Т.И. Политаева, Д.М. Юланова
Аннотация. В статье раскрывается проблема проектирования образовательной и социальной среды вуза, формирующей современного педагога, умеющего адаптироваться к новым вызовам времени. Современный взгляд на природу образовательной и социальной среды вуза должен отличаться от традиционного подхода к ее организации. Способность к проектированию подразумевает способность к диагностике, прогнозированию, моделированию и конструированию новых форм деятельности с обучающими. Умелое использование будущим учителем инструментов проектирования на уроке и во внеклассной деятельности позволит будущим педагогам приобрести проектную компетентность. Подобные педагогические нововведения обуславливают проявление новых образовательных технологий и способов педагогической деятельности, которые отражают образовательные запросы общества и индивидуальный подход к личности обучающегося.
34
Ключевые слова: образовательная среда вуза, социальная среда вуза, проектирование образовательной среды, нововведения, инновации в образовании, профессиональная мобильность.
DESIGNING THE EDUCATIONAL AND SOCIAL ENVIRONMENT OF THE UNIVERSITY AS A CONDITION OF INNOVATIONS
I I.R. Levina, T.I. Politaeva, D.M. Yulanova
Abstract. The article reveals the problem of designing the educational and social environment of the university, that forms a modern teacher who can adapt to new challenges of time. The modern view on the nature of the educational and social environment of the university should differ from the traditional approach to its organization. The ability to design implies the ability to diagnose, predict, model and design new forms of activity with educators. Skillful use of design tools in the classroom and in extracurricular activities will allow future teachers to acquire project competence. Such pedagogical innovations cause the manifestation of new educational technologies
and methods of pedagogical activity that reflect the educational needs of society and an individual approach to the personality of the learner.
Keywords: educational environment of the university, the social environment of the university, the design of the educational environment, improvements, innovations in education, professional mobility.
Проектирование образовательной среды вуза сегодня очень актуально в связи с меняющимися условиями в обществе, а повышенная социальная и профессиональная мобильность стали предъявлять к личности новые требования, которые ранее к обычному человеку никогда не предъявлялись. Современный человек должен быть компетентным специалистом, ориентироваться в разных областях, уметь применять накопленный профессиональный опыт в различных возникающих в жизни ситуациях. Сегодня необходимо постоянно совершенствовать свои знания, умения и компетенции, владеть способами самообразования, быть способным мобильно ориентироваться в происходящих изменениях и большом объеме информации. Роль вуза при этом огромна, так как именно данная среда готовит того самого современного педагога, умеющего адаптироваться к постоянно меняющимся условиям сегодняшнего дня.
Так, З.А. Абасов выделяет следующие проблемы в образовании, которые требуют своего решения и педагогического проектирования:
• инновационные процессы в образовании потребовали изменения преподавательских умений в проектировании, освоения этапов его осуществления;
• изменение формы управления образованием с централизованной
на децентрализованную, которое потребовало проектирование инновационной модели управления педагогическими системами;
• диверсификация образования стала причиной раздробленности единого образовательного пространства России;
• отсутствие в стране четкой государственной политики в области образования побудила преподавателей к собственным профессиональным решениям и ответственности за принимаемые шаги [1, с. 11].
Понятие «проектирование» рассматривал еще Г.К. Селевко, который подразумевал под ним замысел переустройства того или иного участка действительности согласно определенным правилам; некую «проектную, проектировочную» деятельность для создания целостного образа будущего объекта; организацию совместной деятельности людей, объединенных определенной целью [2]. «Проектирование» есть деятельность, направленная на инновационное или уникальное видение какого-либо продукта, услуги. Оно подразумевает продумывание модели, мысленного конструирования плана, а затем практической его реализации [3, с. 12]. При педагогическом проекм тировании образовательного процесса в вузе сначала мысленно воссоздается инновационная модель, а затем происходит ее конструирование и
35
36
внедрение в практику посредством использования педагогических инструментов и средств. Инновация призвана целенаправленно изменить традицию и внести качественно новые элементы, сложившиеся в системе, процессе или в образовательной среде, для того чтобы соответствовать общественному развитию и культуре. Еще В.И. Загвязинский отмечал, что инновационными в педагогике могут быть как идеи, методологические подходы, технологии, которые ранее не применялись, так и комплекс элементов или отдельные элементы образовательного процесса, позволяющие успешно решать задачи воспитания и образования. Причем инновационные изменения могут быть в содержании образования, технологиях, принципах, методах, формах, приемах и средствах обучения и воспитания и в самой организации и управлении учебно-воспитательным процессом в учреждении [4]. Безусловно, проектирование направлено на изменение сложившихся традиций в образовательном учреждении с целью адаптации к новым социальным условиям [5], от которых зависит формирование личности и ее компетентности. Именно на поиск путей совершенствования процесса развития данной личности направлены педагогические нововведения.
Полагаясь на мнение В.В. Серикова, считаем, что педагогическое проектирование предлагает такие пошаговые действия как: продумывание идеи, постановку цели, учет противоречии и условий, конструирование процесса с использованием педагогических инструментов, реализация задуманного и получение ре-
зультата [6]. Безусловно, педагогическое проектирование образовательного процесса может осуществляться как отдельной профессиональной деятельностью педагога (проектирование конкретного процесса обучения и его содержания, определения и постановка целей и задач обучения в связи с образовательными запросами общества, а также контроль, отслеживание результатов и их коррекция), так и администрацией (проектирование образовательного процесса вуза в целом).
С точки зрения таких авторов как З.А. Абасов, Р.М. Асадуллин, И.А. Колесникова, Г.К. Селевко, В.И. Слобод-чиков и других, любой специалист должен уметь в своей работе применять проектную деятельность как способность к диагностике, прогнозированию, моделированию и конструированию с целью адаптации к социально-культурным изменениям. Не являются исключением и педагогические кадры, которые, обладая проектными способностями, могут достичь высоких результатов образования. Следовательно, проектирование есть не только деятельность отдельного педагога, а изменение всего образовательного процесса, в том числе изменение его компонентов и содержания [7, с. 55].
Для нашего исследования важно мнение Р.М. Асадуллина, который отмечает, что подготовка педагогов для современного инновационного стремительно развивающегося общества требует пересмотра многих традиций в самой системе педагогического образования [там же]. Современный педагогический университет становится центром инноваций, нововведений, общественным ориенти-
ром, выражающим интересы граждан своего региона и России. Для решения инновационных задач такого масштаба необходимо создавать и развивать научно-педагогические школы, ресурсные центры, центры формирования компетенций и другие формы, способные интегрировать образовательный процесс в деятельность ведущих научных лабораторий вуза и соотнести их с современными образовательными запросами общества. Другими словами, на наш взгляд, происходит развитие целостного университетского комплекса непрерывного образования, напрямую связанного с производством. Это, в свою очередь, обуславливает выстроенную систему работы с заказчиками образования, создание профильных, ресурсных и информационных центров, центров формирования компетентностей, которые необходимы при разработке образовательных, программно-методических услуг по поддержке интеллектуального, творческого развития школьников. Объединение всего комплекса перечисленных мер становиться основным условием нововведений в образовательной системе вуза. Причем понятие «нововведение» нами трактуются как совершенствование способов деятельности в целях получения наивысшего результата в новых условиях всевозрастающих требований к профессиональной деятельности педагогов. В свете всех обозначенных выше проблем, необходимо наметить пути их решения в контексте обозначенной темы исследования.
На наш взгляд, необходима комплексная работа всех образовательных подразделений университета, например, кафедры вуза должны
успешно организовывать проведение дистанционных олимпиад, конкурсов, предметных школ, образовательных лагерей для школьников по разным направлениям. Причем такого рода мероприятия должны проводиться ежегодно.
Можно продемонстрировать опыт Института педагогики Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы. Так, кафедра музыкального образования и хореографического искусства ежегодно проводит олимпиаду по музыке, конкурсы-фестивали «Одаренные дети России: в мире танца» и «Одаренные дети России: золотые голоса», кафедра музыкальных инструментов и музыкально-компьютерных технологий — конкурс «Музыкальная мозаика», кафедра дошкольной педагогики — международный дистанционный конкурс «Будущий гений», кафедра специальной педагогики и психологии — мероприятие «Инклюзивный новый год», «Социальный марафон», фестиваль науки для школьников с ОВЗ, кафедра теории и методики начального образования — полиолимпиаду по разным предметам для обучающихся 3—4 классов, а также олимпиаду по предметам для школьников 11 классов.
Следует отметить, что для организации подобного рода проектов-мероприятий необходимо придерживаться следующей схемы: руководитель проекта, научные консультанты (профессорско-преподавательский состав вуза), студенты разных курсов и магистранты. Успешная реализация проекта зависит от уровня сплоченности командной работы профессорско-преподавательского состава как консультантов и студенческих
37
ВЕК
групп. Участие в различных проектах-мероприятиях для будущих педагогов является основой для организации ими иных конкурсов совместно со своими обучающимися, более того они знакомятся со способами и технологией проектирования любой деятельности. Как пишет И.Р. Левина, «...умело организованное культурно-творческое пространство является пространством личностного роста будущего педагога» [8, с. 178]. Таким образом, использование будущим учителем инструментов проектирования на уроке и во внеклассной деятельности позволит обучающимся приобрести столь необходимую сегодня не только проектную компетентность, но и «сделать шаг в сторону» личностного роста. Подобные педагогические нововведения обуславливают «создание технологий и способов воздействия на личность, обеспечивающих баланс между социальными и индивидуальными потребностями, и, благодаря саморазвитию, готовность лич-„п ности к реализации собственной ин-38 дивидуальности и к изменениям общества. Применение педагогических новшеств требует нового педагогического мышления студентов, составляющими которого являются самостоятельность, инициативность, критичность и самокритичность, гибкость и вариативность, рефлексивность» [9, с. 126].
Безусловно, инновационная деятельность образовательной среды вуза должна проецироваться для поддержки интеллектуального, творческого развития детей как здоровых, так и детей с ограниченными возможностями здоровья. Преподавателями кафедры музыкального образо-
вания и хореографического искусства Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы проводятся занятия по вокалу с незрячими учащимися, с деть-ми-аутистами. Важно отметить значение музыкального искусства для воспитания детей с ОВЗ и его влияние на их интеллектуальное развитие. Более того, социокультурная реабилитация для такого рода детей на основе занятий искусством, осуществляемых образовательной средой вуза является инновационной. Занятия по вокалу способствуют развитию музыкально-певческих навыков: музыкально-слуховых представлений, правильного звукоизвлечения, дыхательных навыков, выразительного исполнения произведений; психических процессов — восприятия, памяти, внимания, эмоционального состояния. В целом вся работа строиться с учетом возрастных возможностей и индивидуальных особенностей детей, подростков и юношества при опоре на научную тему кафедры «Мультимодальная терапия искусствами». Этот метод, который объединяет все искусства (танец, театр, музыка, изобразительное искусство, поэзия) и определяет специфику применения различных модальностей искусства в различных сферах — педагогике и психологии, бизнесе и медицине, социальной работе и преподавания предметов искусства. Студенты-музыканты последовательно изучаются основы мультимодального подхода в терапии творчеством через практику применения арт-методов в работе с разными детьми.
Также следует отметить организованный волонтерский отряд «Палитру» при Институте Педагогике,
деятельность которого направлена на проектирование творческих мероприятий для детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Например, отрядом в рамках реализации федеральных партийных проектов «Крепкая семья» и «России важен каждый ребенок» при поддержке регионального отделения Всероссийской политической партии «Единая Россия» ежегодно организуются конкурсы рисунка на асфальте, детских картин. Отрядом был организован квест «Твоя филармония» в Башгос-филармонии для детей с нормальным развитием и с ограниченными возможностями здоровья.
Сегодня современный взгляд на природу образовательной среды вуза должен отличаться от традиционного взгляда с учетом подвижной системы координат. В связи с чем считаем, что сегодня вузу необходимо осуществлять психолого-педагогическую поддержку развития одаренности школьников на основе:
• разработки и внедрение программ и проектов, направленных на интеллектуальное развитие и одаренность детей с нормальными и ограниченными возможностями здоровья;
• создания дистанционных ресурсов для родителей и педагогов, обеспечивающих возможность раскрытия детской одаренности;
• проектирования предметного содержания семинаров, конференций, курсов повышения квалификации для педагогов, молодых преподавателей, тьюторов, психологов, направленных на развитие психологической компетентности специалистов сопровождения одаренного ребенка;
• волонтерского сопровождения детей с ОВЗ для участия в конкур-
сах, праздниках, акциях, проводимых разными организациями.
Выявление и внедрение новых форм, методов, способов и технологий работы с обучающимися, постоянное их обновление входит в сущность педагогического проектирования, что в свою очередь становиться основным условием нововведений в образовательной среде вуза.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абасов, 3А. Проектирование инноваций в структуре педагогической деятельности [Текст] / 3.А. Абасов // Высшее образование в России. — 2004. — № 6. — С. 8-12.
2. Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий [Текст] / Г.К. Селевко. — Т. 1. — М.: НИИ школьных технологий, 2006. — 816 с.
3. Слободчиков, В.И. Инновации в образовании: основания и смысл [Текст] / В.И. Слободчиков // Исследовательская деятельность школьников. — 2005. — № 6. — С. 11-18.
4. Загвязинский, В.И. Теория обучения: Современная интерпретация: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений [Текст] / В.И. Загвязинский. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 192 с. пп
5. Сластенин, В.А. Педагогика: Инноваци- 39 онная деятельность [Текст] / В.А. Сластенин, Л.С. Подымова. — М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1997. — 224 с.
6. Сериков, В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем [Текст] / В.В. Сериков. — М.: Логос, 1999. — 272 с.
7. Асадуллин, Р.М. Время и пространство образовательного процесса [Текст] / Р.М. Асадуллин, Ф.Ш. Терегулов // Новое в психолого-педагогических исследованиях. — 2012. — №2. — С. 46-72.
8. Левина, И.Р. Роль социального интеллекта в профессиональном становлении педагога-музыканта / И.Р. Левина [Текст] // Вестник Башкирского государственного педагогического университета им. М. Ак-муллы. — 2014. — № 1-2. — С. 175-184.
ВЕК
9. Политаева, Т.И. Формирование иннова-тивности студентов педагогического вуза в контексте нового педагогического мышления [Текст] // Педагогический журнал Башкортостана. — 2015. — № 5 (60). — С. 126-132.
REFERENCES
1. Abasov 3.A., Proektirovanie innovacij v strukture pedagogicheskoj dejatelnosti, Vysshее obrazovanie v Rossii, 2004, No. 6, pp. 8-12.
2. Selevko G.K., Enciklopedija obrazovatelnyh tehnologij, Moscow, NII shkolnyh tehnologij, 2006, Vol. 1, 816 p.
3. Slobodchikov V.I., Innovacii v obrazovanii: osnovanija i smysl, Issledovatelskaja de-jatelnost shkolnikov, 2005, No. 6, pp. 11-18.
4. Zagvjazinskij V.I., Teorija obuchenija: Sovremennaja interpretacija, Moscow, Aka-demija, 2001, 192 p.
5. Slastenin V.A., Podymova L.S., Pedagogika: Innovacionnaja dejatelnost, Moscow, Mag-istr, 1997, 224 p.
6. Serikov V.V., Obrazovanie i lichnost. Teorija i praktika proektirovanija pedagogicheskih system, Moscow, Logos, 1999, 272 p.
7. Asadullin R.M., Teregulov F.Sh., Vremja i prostranstvo obrazovatelnogo processa, No-voe v psihologo-pedagogicheskih issledo-vanijah, 2012, No. 2, p. 46-72.
8. Levina I.R., Rol socialnogo intellekta v professional'nom stanovlenii pedagoga-muzykanta, Vestnik Bashkirskogo gosudarst-vennogo pedagogicheskogo universiteta im.MAkmully, 2014, No. 1-2, pp. 175-184.
9. Politaeva T.I., Formirovanie innovativnosti studentov pedagogicheskogo vuza v kontek-ste novogo pedagogicheskogo myshlenija, Pedagogicheskij zhurnal Bashkortostana, 2015, No. 5 (60), pp. 126-132.
Левина Ирма Рашитовна, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой музыкального образования и хореографического искусства, Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, [email protected] Levina I.R., PhD in Education Associate Professor, Chairperson, Music Education and Choreographic Art Department M. Akmulla Bashkir State Pedagogical University, [email protected]
Политаева Татьяна Ивановна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра музыкального образования и хореографического искусства, Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, [email protected] 40 Politaeva T.I., PhD in Education, Associate Professor, Music Education and Choreographic Art Department M. Akmulla Bashkir State Pedagogical University, [email protected]
Юланова Дилара Марсовна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра музыкального образования и хореографического искусства, Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, [email protected] Julanova D.M., PhD in Education, Associate Professor, Music Education and Choreographic Art Department, M. Akmulla Bashkir State Pedagogical University, [email protected]