УДК 378.4
ЛЕВЧЕНКО К.Г., БЕЛЯЕВ А.А.
К ВОПРОСУ О ПРИМЕНЕНИИ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРЕПОДАВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В ЭКОНОМИЧЕСКОМ
ВУЗЕ
Ключевые слова: образование, инструментальное образование, классическое образование, инновационные технологии, цифровая образовательная среда, информационно-коммуникационные технологии, математика
В статье проводится анализ содержания концепции цифровой образовательной среды и специфики реализации инновационного подхода к применению образовательных технологий в условиях цифровизации всех сфер социально-экономической жизни современного общества, исходя из многоаспектности и многоплановости образования как системы. Авторы анализируют различные методологические аспекты достижения синергетического эффекта от конвергенции инструментального и классического образования в рамках цифровой образовательной среды на примере преподавания цикла математических дисциплин в современном экономическом вузе.
LEVCHENKO, K.G., BELYAEV, A.A. BY THE QUASTION OF EMPLIMENTATION OF INNOVATIVE TECHNOLOGIES OF MATHEMATICS TEACHING
AT ECONOMICS UNIVERSITY
Keywords: education, education, instrumental education, classical education, innovative technologies, digital learning environment, information and communication technologies, mathematics
In the article, on the basis of the complexity and diversity of education as a system an analysis of the content of concept digital educational environment and innovative attempts to educational technologies implementation is held under circumstances of wide spread of ICT in all contemporary society social life domains. The authors analyze different methodological aspects of convergence of traditional educational methods and ICT to gain a synergetic effect on the example of mathematics teaching at the economics university.
Институт образования является неотъемлемой составляющей социальной жизни современного высокоразвитого общества. Подобно ДНК, он аккумулирует и сохраняет успешные проверенные временем методики, прошедшие естественный отбор актуальными вызовами во всех сферах общественной жизни. Как и любая устойчивая система образование обязано быть консервативным, сопротивляясь мгновенным (сиюминутным) воздействиям, интегрируя их в долгосрочные изменения, отвечающие потребностям современного технократического общественного уклада и создающие предпосылки для дальнейшего прогрессивного развития.
Одновременно с этим образование представляет собой множество связанных между собой микропроцессов взаимодействия обучающего и обучаемого, в которых непрерывно происходит подстройка методик преподавания, отслеживание и корректирование процесса усвоения новых знаний, закрепления умений и навыков. Это двусторонний процесс взаимодействия между преподавателем и студентом, который невозможно перепоручить полностью электронным средствам и методикам автономного обучения! Именно благодаря такой обратной связи поддерживается совершенствование образовательной системы и ее ключевая роль в поддержании и развитии всех институтов общественной жизни. Необходимое условие развития общества - воспитание учеников, превосходящих своих учителей! Отступление от этого принципа - прямой путь к деградации.
Современные тенденции развития социальной жизни на современным этапом развития характеризуются формированием информационно-коммуникационной среды как структурообразующей части общества, которая охватывает все его сферы, способствуя взаимодействию различных форм социальной деятельности, способствуя подержанию высоких темпов технологического развития на национальном, международном и глобальном уровнях коммуникации. Все это обуславливает необходимость адекватного отклика образовательной среды. При этом необходимо учитывать сложнейшую топологию системы коммуникационных потоков, которая оказывает существенное влияние на социально-эконмические связи и отношения между индивидами.
Тем не менее, современное общество сталкивается со все более серьезными вызовами, что предъявляет все более сложные и многоплановые требования к системе образования.
Здесь на вооружение могут и должны быть приняты новые образовательные технологии, дополняющие традиционные и адаптирующие их (удостоенные чести войти в состав образовательной ДНК) ко все усложняющемуся миру и современным средствам получения, накопления, преобразования и распространения знаний. Такой подход традиционно принято назвать инновационным, а под инновацией в данном контексте следует понимать активное вовлечение информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс. Мы использовали оксюморон «традиционно инновационный» для акцентирования внимания на условности и конъюнктурности термина «инновация». Да и само понятие информационно-коммуникационных технологий могло обозначать современный уровень механизмов систематизации, хранения и обмена информацией в сколь угодно давние времена.
Не ставя перед собой цели углубляться в полемику о строгих определениях понятий инновационности и информационно-коммуникационных технологий в общем случае, авторы пытаются, придерживаясь общепринятого понимания подобных терминов, сосредоточиться на обсуждении возможностей достижения синергетического эффекта от интеграции традиционного подхода, основанного на фундаментальной доминанте, с современным инструментарием получения знаний на базе растущего применения информационно-коммуникационных технологий.
Несомненно, к числу ключевых аспектов развития образовательных технологий, в полной мере отражающего названные выше тенденции социального развития и способного придать мощный импульс совершенствования, относится реализация концепции цифровой образовательной среды.
В настоящее время традиционная схема взаимодействия образования, практики и информационно-компьютерных технологий (ИКТ), как неких изолированных друг от друга, но попарно взаимодействующих объектов (см. рис. 1), постепенно уступает своё место более современному представлению об интегрированной информационно-коммуникационной образовательной среде, состоящей из взаимопроникающих компонентов, образующих единое целое (см. рис. 2)
Рис. 1. Структура взаимосвязей образовательных процессов.
Рис. 2. Место цифровой образовательной среды в структуре образовательного процесса.
Будучи сложной и многоплановой системой, цифровая образовательная среда нуждается в тщательной проработке методологических принципов ее применения в образовательном процессе. Особое внимание, по мнению авторов, следует уделять использованию всего огромного потенциала цифровой образовательной экосистемы для развития личностных возможностей и способностей обучаемого. В свое время на этот последний момент обратил внимание известный американский социолог и философ Нил Постман (1931-2003), поставивший вопрос, как можно использовать обучение, образование для развития личности, ее способностей критического мышления, для того, чтобы научиться контролировать информацию, получаемую посредством СМИ, телевидения, компьютеров [1].
Важнейшей социально-гуманитарной функцией института образования в целом является воспитание подрастающего поколения как необходимое условие устойчивого развития общества. Совершенно очевидно, что этот процесс невозможен без ключевой роли педагога, привносящего этическую компоненту в рассматриваемые концепции, теории и технологии, в процессе личного контакта с обучаемым. Переходя к основной задаче данной работы - рассмотрению технологическо-методологических аспектов проектирования, развёртывания и поддержания интегрированной электронно-образовательной среды, подчеркнем, что все сказанное ниже подразумевает, что воспитательный процесс определяет и дополняет построение любого курса, разработку каждого учебно-методического комплекса, адаптации и внедрения новой образовательной технологи.
В этой связи авторам представляется заслуживающей внимания модель «смешанного обучения» в высшем образовании, приобретающая в последнее время все большую популярность в рамках парадигмы цифровой образовательной среды на фоне роста доступности информационно-коммуникационных технологий. Тем не менее, как отмечал С.Хаджеруа, простое сочетание очного обучения с информационно-коммуникационными технологиями не может обеспечить эффективного обучения и эффективных решений для обучения. Чтобы быть успешным, смешанное обучение должно опираться на твердую теорию обучения и педагогические стратегии. Кроме того, существует необходимость в исследовательском подходе, для изучения смешанного обучения через последовательные циклы экспериментов, где недостатки каждого цикла выявляются, перестраиваются и переоцениваются [2].
Рассматривая методологические аспекты цифровой образовательной среды в целом, необходимо отметить важность получения обучающимися базы в виде фундаментальных знаний. Фундаментальные науки изучают основополагающие законы существования и развития базисных структур определенных областей реальности безотносительно к их потенциальному использованию человеком и обществом, в отличие от прикладных наук, которые оперируют результатами собственных эмпирических и теоретических исследований, а также используют, насколько это возможно, результаты, полученные фундаментальными науками, в целях решения как практических, так и познавательных задач.
Очевидно, что математика являет собой один из наиболее ярких примеров проблемы соотношения «фундаментального» и «прикладного». Математические дисциплины зарождаются исторически как отклик на практические потребности общества в его повседневной деятельности (здесь достаточно напомнить, например, о насыщенной яркими наглядными образами истории возникновении геометрии). В свою очередь, в процессе становления разделов математической науки возникают стройные теории, на базе которых формируются новые направления [3].
Следует четко понимать, что развитие технологий неизбежно сопровождается процессом все более ускоряющегося их морального устаревания, в то время как фундаментальные научные принципы и концепции, проходя подобные стадии развития и становления и ложась в основу новых теорий, тем не менее, со временем не утрачивают своей актуальности и значения. По мнению авторов, это существенное обстоятельство
необходимо учитывать при переходе к парадигме цифровой образовательной среды в рамках модели «смешанного обучения», не подвергая сомнению стрежневую роль фундаментальной компоненты образовательной экосистемы в целом.
Наряду с этим отметим, что при переходе к модели «смешанного образования» существенно возрастает роль личностного роста обучающегося, его мотивации в процессе получения знаний, готовности и способности к выбору индивидуальной траекторию развития. Фундаментальные знания закладывают тот базис, который необходим обучающимся для успешного ориентирования в потоках получаемой информации, самостоятельного понимания и усвоения логики построения изучаемых дисциплин, что позволит им в дальнейшем освоить новые знания в ответ на новые прикладные задачи.
Нельзя не отметить и тот важный факт, что фундаментальные знания закладывают базис дальнейшей самостоятельной исследовательской деятельности обучающихся, вооружая их методами построения гипотез в рамках существующих теорий и их проверки, умением и навыками обоснованного выведения нового знания из имеющихся посылок.
В современном образовательном процессе соединение традиционного подхода, основанного на фундаментальной доминанте, с информационно-коммуникационными технологиями дает неоспоримый синергетический эффект. Непременными условиями этого объединения, которые одновременно инициируют и аналогичные последствия, являются интерактивность и наглядность образовательного процесса, а также непосредственное вовлечение обучающихся в учебный процесс.
С методологической точки зрения, одним из многообещающих для образовательного процесса компонентов цифровой образовательной среды является электронный учебник, который является эволюционным развитием концепции учебника в условиях ее адаптации к требованиям современного социума. Возможности учебника как массового средства обучения впервые осознал Я.А. Коменский еще в середине XVII века, тем больше возможностей как средство распространения знания он получает в рамках цифровой среды.
Не смотря на то, что словосочетание «электронный учебник» используется достаточно давно и повсеместно, единой трактовки этого понятия на данный момент не существует. Каждый видит его по-своему, делая акценты на различных особенностях, возможностях и преимуществах этого инструмента. Видимо, этот факт лишь подчеркивает всю многогранность, вариативность не только концепта электронного учебника самого по себе, сложность и глубину неизбежной интеграции его в экосистему цифровой образовательной среды, но и творческую сущность подхода к проектированию и разработке подобных технологий.
Вообще говоря, исследуя аспекты разработки, внедрения и использования электронного учебника, следует учитывать, что электронный учебник, имея и самостоятельное значение, наиболее эффективен как инструмент (интерфейс, соединяющий пользователей, объединяющий их в сеть), интегрированный в интерактивную электронную образовательную среду. При этом, по мнению авторов, особое внимание должно уделяться дидактической проработке электронного пособия. Причем, изначально как части методического комплекса с учетом возможности его интеграции с уже существующими и планируемыми к внедрению элементами интегрированной электронной образовательной среды. Особое концептуальное значение имеет «незавершенность» и открытость структуры электронного пособия для «тонкой подстройки» и адаптации к стилю преподавания, к потребностям данной аудитории, задачам конкретного курса.
В числе ключевых позитивных моментов и возможностей, которые реализуются при использовании электронных учебников, можно отметить следующее:
• массовость и доступность учебных материалов;
• отсутствие жестких ограничений по объему (что зачастую является существенным недостатком бумажного носителя), что дает возможность более развернутого изложения информации;
• возможность создания многоуровневых учебных пособий, более точно соответствующих уровню подготовки и образовательным задачам конкретной аудитории;
• вариативность темпа обучения, выбираемая каждым студентом самостоятельно;
• возможность оперативного переиздания и внесения корректив, добавления/модификации разделов для конкретной аудитории обучающихся;
• совершенствование работы обучающихся в цифровой среде, использование современных компьютерных технологий;
• вовлечение обучающихся в цифровую технологическую среду анализа и разработки исследовательских проблем, проведения мини исследований по текущей тематике, возможность побуждения обучающихся к творческому переосмыслению и созданию собственных фрагментов (wiki технологии) согласно персональному видению студентом данного материала;
• интегрирование модулей тестирования, анализа результатов, автоматизированного оценивания и ведения электронных журналов успеваемости (с детализацией прогресса в изучении конкретных разделов и тем), создание и поддержание баз данных с результатами учащихся и реестрами изменений и обновлений среды (представления результатов для студентов, преподавателей, департаментов и управлений вуза посредством организации хранилищ данных).
Несомненно, трансформация подходов к образовательному процессу неизбежна в современных реалиях информационного общества. Ключевым элементом этого процесса может стать активное использование информационно-коммуникационных технологий. Авторам представляется важным комплексный подход, при котором осуществляется критическая оценка каждого этапа применения информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения, освоение новых информационно-коммуникационных технологий как преподавателями, так и обучающимися.
Возможности информационно-коммуникационных технологий позволяют каждому студенту индивидуализировать свое обучение, при этом преподаватели продолжают играть важную роль в создании и структурировании процесса обучения. Внедрение новых технологий приносит радикальные изменения в системе образования: раньше в ее центре был преподаватель, а теперь - студент. Преподаватели больше похожи на советников, которые пытаются помочь студентам, чтобы выполнить их собственный личный путь в рамках индивидуальной траектории в потоках сетевой информации. И в данной ситуации очень важно, чтобы информационно-коммуникационные технологии, вклад которых следует оценивать по достоинству, были бы и использованы дозированно и прицельно (по аналогии с лекарствами), для того, чтобы не продуцировать обратный эффект, когда вместо активизации деятельности самостоятельного поиска информации в целях интенсификации образовательного процесса и получения новых знаний для постоянного совершенствования своего образовательного и профессионального уровня, как это предполагает концепция образования длиною в жизнь (lifelong learning) [4], обучающийся будет использовать возможности веб-ресурсов исключительно для скачивания рефератов, чтобы сдать зачет. Здесь можно провести аналогию с процессом вытеснение диафильмов мультфильмами, когда последние не стимулируют воображение, тем самым не способствуют формирования мыслительного процесса у детей.
В условиях, когда наблюдается эффективное сочетание информационно-коммуникационных технологий и очного обучения, в свою очередь, в образовательном процессе реализуются следующие позитивные аспекты:
• студенты ощущают свою сопричастность к организации, проведению и анализу учебного процесса, вследствие возможности выбора технологии реализации конкретной задачи, а также децентрализации образовательного процесса (в условиях использования так называемой pear to pear технологии);
• преподаватель выступает как консультант, к которому охотнее обращаются студенты;
• активно осуществляется взаимодействие с другими студентами и сообществами, организуются дискуссии в небольших группах самостоятельно и/или с участием преподавателя;
• имеется более естественный выход на практико-ориентированные задачи (анализ интересующих студентов данных из реального сектора в уже отлаженной на предложенных преподавателям заданиях среде);
• появляется дополнительный простор для творчества даже при изучении классических математических дисциплин;
• обучающиеся получают новые возможности для облегчения восприятия абстрактных математических концепций.
• итерационный по своей сути процесс разработки и внедрения удачных педагогических подходов поддерживается открытыми профессиональными образовательными сообществами, в рамках которых осуществляется обмен идеями и опытом, совместная разработка и корректировка учебных материалов, анализ эффективности применения тех или иных инструментов)
Упомянутая выше конвергенция в социально-экономической жизни современного информационного общества в целом отчетливо наблюдается и на более низком уровне - на уровне информационно-коммуникационных технологий, для которых становится характерным все более интенсивное взаимодействие, взаимопроникновение и слияние устоявшихся технологий с формирующимися в ответ на новые потребности экономики. Этот тренд прослеживается и на более частном примере информационно-коммуникационных технологий, претендующих на роль инструментария интегрированной цифровой образовательной среды. Ярко этот процесс прослеживается на примере развития систем компьютерной алгебры, преобразующимися в сложные многоплановые системы, функционал которых все далее выходит за исходные рамки символьных вычислений.
Так, популярная среда Mathematica компании Wolfram наряду с анализом классических социально-экономических и биологических моделей уже способна обрабатывать медицинские и геодезические данные, работать с химическими формулами, анализировать трехмерные модели сложных органических молекул, создавать компьютерные эффекты, взаимодействовать с технологией блокчейн (определение и выполнение вычислительных так называемых умных контрактов), поддерживать системное моделирование («вычисление чего угодно в мире» - долгосрочная цель языка Wolfram Language) сложных инженерных и других систем, настолько сложных, как реактивные двигатели, поддерживать технологию машинного обучения, предоставлять отдельную подсистему для работы с нейронными сетями, выполнять асимптотический анализ (существенный, например, для задач математической физики), создавать в реальном времени обучающие фрагменты с последовательными шагами решения элементарных алгебраических задач и структурами символических доказательств утверждений (соответственно функционал Show Steps и функции ProofFunction поддержки образовательных задач и других задача, таких как проверка протоколов стратегий, в том числе и в блокчейн). Она поддерживает быстро растущую базу в различных областях знаний с технологией предварительной выборки объектов, помогает реализовывать полноценную среду для работы с презентациями, организовывать чаты разработчиков, поддерживать традиционные SMS и MMS сервисы, автоматизировать работу со сложными почтовыми сообщениями (программируемый почтовый клиент средствами языка Wolfram Language, поддерживающий наборы данных, аудио, графику, облачные объекты), поддержка онлайн сервисов (webMathematica и Wolfram Alfa).
В этом контексте тренд на гибридизацию на примере отдельно взятых информационно-коммуникационных технологий детерминирует вектор развития
«смешанных образовательных технологий», которые представляют собой симбиоз прикладных подходов с концептуальными основами.
В рамках смешанного преподавания блока математических дисциплин могут оказаться востребованными математические ресурсы в интернете, математические игры, виртуальные математические образовательные среды с интеграцией технологии обратной связи (тестирования, форумы, блоги, электронная почта), а также инструментарий систем компьютерной алгебры.
Важно отметить доступность перечисленного выше инструментария для широкой аудитории пользователей. В настоящее время широкое распространение получило множество систем с открытым кодом, таких как системы компьютерной алгебры MAXIMA, FriCAS, FxSolver, GAP, SageMath, SINGULAR, и других; кроссплатформенных объектно-ориентированных языков программирования R (ориентирован на статистические методы обработки, анализа, и визуализацию данных, доступно огромное количество библиотек и гибких статистических пакетов, приобретает все большую популярность как инструмент преподавания математических дисциплин в высшей школе [5]), Pithon (язык общего назначения, большое количество библиотек для поддержки машинного обучения) и других.
Все упомянутые выше технологии могут быть использованы и в качестве инструмента интеграции классических методов обучения и современных информационно-коммуникационных технологий, способных дать мощный синергетический эффект при поэтапном продуманном внедрении с анализом успешных и неудачных проектов. Причем, выбор того или иного сочетания описанных выше инструментов имеет лишь второстепенное значение, не влияя на суть подхода к реализации и развития интегрированной цифровой образовательной среды.
Задумываясь над построением учебного процесса и о его адаптации к современным реалиям, пытаясь предугадать будущие образовательные тренды, необходимо осознавать свою ответственность и придерживаться известных этических принципов Гиппократа. В итерационном по своей сути процессе обучения желательны не катастрофические изменения, но реформации отлаженного подхода к образованию, и цифровая образовательная среда должна быть не целью самой по себе, но инновационным инструментом совершенствования получения и освоения обучающимися знаний, а также развития личности исследователя и специалиста-профессионала. При формировании цифровой образовательной среды необходимо иметь в виду опасность ее излишнего усложнения и необходимость подержания «разумной простоты» во избежание негативной реакции обучающихся и потере преимуществ «смешанного обучения». И здесь особенно актуален морально-этический принцип «не навреди»!, когда при совершенствовании современного образования, при учете всех новейших трендов и тенденций развития информационного общества и его технологий, необходимо принимать во внимание мощную отечественную образовательную традицию, задававшую мировые образовательные тренды и обеспечивавшую лидерские позиции в фундаментальных, прикладных науках и в инженерных областях.
В процессе активного внедрения информационно компьютерных технологий в образовательную среду необходимо постоянно отслеживать и анализировать промежуточные результаты на каждом этапе для минимизации побочных эффектов, обусловленных чрезмерным увлечением «электронным обучением». Здесь вспоминается следующая аналогия. Как известно, активное общение с планшетами и смартфонами в раннем детстве (будь то игры, набор коротких сообщений, общение в мессенджерах) не развивает мелкую моторику у детей, что с успехом достигается, например, в процессе игры с традиционными детскими механическими конструкторами, занятий правописанием. Так и умение «нажимать правильные кнопки» может подменять собой понимание базовых концепций и идей, не только приводя к серьезным пробелам в конкретных областях знаний, но, главное, к неумению осваивать новые знания, творчески мыслить и работать вне рамок репродуктивной парадигмы мышления! Особого внимания заслуживают и специальные исследования, подтверждающие подобные опасения. Так, некоторые авторы отмечают негативное влияние
активного использования школьниками даже такой популярной и, безусловно, полезной среды, как GeoGebra на их когнитивные способности и целостность восприятия геометрических концепций.
В этой связи мы вновь возвращаемся к особой роли поэтапной дидактической проработки как каждого курса в отдельности, так и всего интегрируемого в цифровую образовательною среду учебно-методического комплекса в целом.
В преподавании дисциплин математического цикла в экономическом вузе существенное внимание необходимо уделять возможности дальнейшего применения изучаемого математического аппарата в прикладных задачах, в рамках будущей профессиональной деятельности студентов конкретных профиля и направления обучения. Здесь, как известно, существенную роль призваны играть междисциплинарные проекты [6], призванные обеспечить и продемонстрировать синергетический эффект от совместного применения освоенных студентами в рамках изучении различных профильных дисциплин знаний, методик и применения математического аппарата и выполняемые под руководством специалистов из различных предметных областей. Рассматриваемая интегрированная цифровая образовательная среда способна обеспечить многоуровневую экосистему для обучения, получения контекстных справочных сведений как студентами так и преподавателями из смежных (не профильных для них) областей знаний, создания и поддержания базы выполненных проектов с хранилищем отдельных промежуточных результатов с возможностью их повторного использования в процессе обучения студентов младших курсов в рамках отдельных дисциплин.
Используя современные электронные средства представления учебного материала важно, по нашему мнению, помнить, что целью обучения студентов является не механическое запоминание ими набора математических фактов и формул с одной стороны, или закрепление навыков «выбора правильных кнопок» для получения результата с другой стороны, а всестороннее развитие их интеллектуальных способностей, умения мыслить самостоятельно и творчески. Увы, большинство предлагаемых в настоящее время методов преподавания преимущественно заимствуются из «западной», в основном американской, системы образования и мало этому способствуют: «проверка 40 экзаменационных работ студентов общеэкономического факультета РЭУ сессии 2014-2015 уч. г. показала, что вслед за потерей способности доказывать утверждения студенты утрачивают способность даже просто грамотно сформулировать утверждение или дать определение. Из 40 проверенных работ только в 3-4 работах содержались математически грамотные формулировки. В результате обучение математике в вузе сводится к изучению различных приемов решения конкретных примеров учебного характера, так как студенты оказываются не готовы к решению задач более высокого уровня. При этом происходит выхолащивание содержания самого предмета математики и утрата им важнейшей его функции - формирования и развития логического мышления.» [7]
Одним из возможных способов преодоления подобной деградации мышления современных студентов экономических ВУЗов мы видим в предлагаемой нами системе организации учебного материала, использующей электронные средства не ради самоцели, а как инструмент активизации взаимодействия обучающихся с изучаемыми материалом, между собой и с преподавателем. Практически неограниченный объём электронного учебника позволяет рассмотреть вопросы всесторонне, а встроенные функции Excel позволяют наглядно продемонстрировать стохастический характер явлений, изучаемых в курсах «Математика и анализ данных», «Теория вероятности и математическая статистика» и «Анализ данных» в Финуниверситете при Правительстве РФ.
Авторами в данный момент разрабатывается учебно-методический комплекс для преподавания дисциплины «Анализ данных» для студентов Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, обучающихся по направлениям «Экономика» и «Менеджмент». В качестве базовой технологии данного комплекса выбран формат электронных учебных пособий. Авторы предполагают дальнейшее развитие этого комплекса,
распространение на другие дисциплины математического блока с последующей интеграцией в поэтапно конструируемую и внедряемую интерактивную электронную образовательную среду как экосистему, построенную по блочному принципу и сочетающую справочные блоки, блоки для проработки базовых теоретических принципов, блоки прикладного назначения, демонстрирующие возможности применения усвоенного математического аппарата для решения практико-ориентированных задач, дающие возможность получения необходимой теоретической контекстной справки по применяемому математическому аппарату, позволяющие проводить предварительную обработку и анализ получаемых из внешних ресурсов данных с использованием уже апробированных «рабочих фрагментов», быстро адаптируемых под конкретную задачу.
Выбранный электронный формат пособий:
• делает работу с пособиями интерактивной;
• расширяет географию обучающихся, распространяя интерактивную цифровую образовательную среду везде, где есть доступ к информационно-цифровым технологиям и интернету;
• повышает эффективность использования учебно-методического комплекса для самостоятельного и дистанционного обучения студентов;
• дает возможность изменять входные данные (например, параметры распределений случайных величин и наблюдать изменение их числовых характеристик, визуализируя различные данные в виде таблиц, диаграмм, графиков функций, многоугольников/плотностей распределений, и т.д.);
• поддерживает моделирование различных, в том числе и недетерминированных процессов (например, убедиться в верности расчетов Паскаля, решавшего задачу по просьбе кавалера де Мере, повторить «подвиг» Бюффона с подбрасыванием кости 4040 раз, разыграть пример Бериштейиа, лично получить приближение числа Ж «бросая» иглу Бюффона);
• позволяет студентам углубить понимание конкретных разделов и тем изучаемых дисциплин (например, в рамках курса «Теория вероятностей и математическая статистика», проводя моделирование различных законов распределения случайных величин, уже)
• дает возможность подгружать данные из внешних источников, проводить анализ данных, оформлять и выводить результаты;
• расширяет возможности для самостоятельной работы студентов по заданию преподавателя, поддерживая вставку фрагментов текста и блоков, доказательств дополнительных утверждений, составление примеров, выполнение моделирования и оформление решений;
• позволяет выделять и добавлять фрагменты текста, делать пометки и комментарии, создавать собственный глоссарий по изучаемой теме, облегчающие работу с пособием и повышающие эффективность освоения курса, систематизирующие подготовку к текущей, промежуточной, итоговой аттестации;
• реализует обратную связь с преподавателям/экспертами как в процессе выполнения текущих упражнений, домашних контрольных, расчетно-аналитических работ, так и при решении конкретных практических задач (например, в кросс-дисциплинарных исследованиях, курсовых работах, при прохождении производственной практики студентами).
Принципиальное значение имеет тот факт, что описанное выше электронное пособие рассматривается авторами как часть интерактивной цифровой образовательный среды, неотъемлемыми компонентами которой являются инструментальные средства накопления, документирования, анализа и представления информации для обеспечения, мониторинга и анализа образовательного процесса. Приведем здесь лишь краткое описание уже апробированных авторами подобных инструментов.
Одним из авторов уже более десяти лет используется и постоянно настраивается и совершенствуется автоматизированная система мониторинга образовательного процесса. Ее прообразом послужили обычные таблицы в MS Excel, служившие для занесения текущих баллов и для подведения рейтинга обучающихся в рамках проводимого автором внедрения балльно-рейтинговой системы в известном экономическом вузе. Уже с самых первых версий производились различные доработки, позволяющие автоматизировать отслеживание того или иного вида деятельности студентов (варьирующихся от курса к курсу, от дисциплины к дисциплине).
Существенным аспектом реализации данного подхода является применение технологий организации обратной связи, реализованных авторами с помощью инструментария гугл-форм для решения следующих задач:
• систематизация вопросов студентов через формы обратной связи и через опросы для выявления сложностей с освоением конкретных тем и разделов (рефлексия);
• онлайн-тестирование с автоматизированной обработкой и анализом результатов для самоконтроля в процессе самостоятельной работы студентов, выявления вызывающих наибольшие затруднения разделов и тем, модернизации курса;
• поддержка обучающих тесты (с контекстными подсказками, отправкой после обработки и анализа результатов тестирования материалов по темам, вызвавшим затруднения, возможностью оставлять комментарии для более детального анализа возникших затруднений).
В заключение приведем некоторые выводы. Авторы считают целесообразным применение модели «смешанного образования» как наиболее адекватной современным тенденциям развития образовательной системы, рассмотрение электронных учебных пособий и других инструментов исключительно как компонентов интегрированной цифровой образовательной среды, использование при создании электронных учебных пособий и других материалов для повышения эффективности образовательного процесса всех преимуществ информационно-компьютерных технологий с обязательной опорой на фундаментальные научные принципы как стержень любой устойчивой и способной к развитию системы (среды) обучения.
Литература и источники
1. Postman N. (2000) The Humanism of Media Ecology. Keynote Address Delivered at the Inaugural Media Ecology Association Convention Fordham University, New York, New York June 16-17, 2000. Proceedings of the Media Ecology Association, Volume 1, 2000.
2. Hadjerrouit, S. (2008). Towards a Blended Learning Model for Teaching and Learning Computer Programming: A Case Study. Informatics in Education , Vol. 7, No. 2, pp. 181-210.
3. Ивлева М.И., Левченко К.Г. Информационное пространство фундаментальных и прикладных наук в высшей школе// Инициативы XXI века. 2012. № 4. С. 102-104.
4. Ивлева М.И., Левченко К.Г. Концепция hfelonglearning в контексте экологии образования // Право и практика. 2017. № 4. С. 210-218.
5. Зададаев С.А., Математика на языке R // Учебник / Финансовый университет при правительстве РФ. - М.: Прометей. 2018. - 324 с.
6. Ивлева М.И., Левченко К.Г. Полиаспектность современного образовательного процесса // Современные направления развития гуманитарных, юридических и экономических наук Сборник трудов международной научно-практической конференции. 2013. С. 16-20.
7. Лавриненко Т.А., Михно В.Н. Современные образовательные технологии и преподавание математики в высшей школе // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2017. № 3. С. 120-127.
References and Sources
1. Postman N. (2000) The Humanism of Media Ecology. Keynote Address Delivered at the Inaugural Media Ecology Association Convention Fordham University, New York, New York June 16-17, 2000. Proceedings of the Media Ecology Association, Volume 1, 2000.
2. Hadjerrouit, S. (2008). Towards a Blended Learning Model for Teaching and Learning Computer Programming: A Case Study. Informatics in Education , Vol. 7, No. 2, pp. 181-210.
3. Ivleva M.I., Levchenko K.G. Informacionnoe prostranstvo fundamental'nyh i prikladnyh nauk v vysshej shkole// Iniciativy XXI veka. 2012. № 4. S. 102-104.
4. Ivleva M.I., Levchenko K.G. Koncepciya lifelonglearning v kontekste ehkologii obrazovaniya // Pravo i praktika. 2017. № 4. S. 210-218.
5. Zadadaev S.A., Matematika na yazyke R // Uchebnik / Finansovyj universitet pri pravitel'stve RF. - M.: Prometej. 2018. - 324 s.
6. Ivleva M.I., Levchenko K.G. Poliaspektnost' sovremennogo obrazovatel'nogo processa // Sovremennye napravleniya razvitiya gumanitarnyh, yuridicheskih i ehkonomicheskih nauk Sbornik trudov mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2013. S. 16-20.
7. Lavrinenko T.A., Mihno V.N. Sovremennye obrazovatel'nye tekhnologii i prepodavanie matematiki v vysshej shkole // Vestnik Tverskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika i psihologiya. 2017. № 3. S. 120-127.
ЛЕВЧЕНКО КИРИЛЛ ГЕННАДИЕВИЧ - кандидат физико-математических наук, доцент Финансового университета при Правительстве Российской Федерации ([email protected])
БЕЛЯЕВ АЛЕКСАНДР АФАНАСЬЕВИЧ, кандидат физико-математических наук, доцент Финансового университета при Правительстве Российской Федерации.
LEVCHENKO, KIRILL G. - Ph.D. in Physical and Mathematical Sciences, Associate Professor of the Financial University under the Government of the Russian Federation ([email protected])
BELYAEV, ALEXANDER A. - Ph.D. in Physical and Mathematical Sciences, Associate Professor of the Financial University under the Government of the Russian Federation
УДК 371.7
ШОХИН В.Е.
РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНОГО НАВЫКА В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ СЛОЖНО
КООРДИЦИНАОННЫХ УПРАЖНЕНИЙ
Ключевые слова: сложно координационные упражнения, условно-рефлекторные связи, двигательные навыки, вегетативные компоненты, экстраполяция, центральная нервная система, периферический двигательный аппарат.
Автор исследует специфику и методы развития навыков сложно координационных упражнений. На основе практического рассмотрения взаимосвязей и реакций организма на различные раздражители при формировании рефлекторной системы в процессе освоения сложно координационных движений, обосновывается важность и необходимость полного и всестороннего изучения данной темы. Описывается необходимая для полного и всестороннего изучения работа рефлекторной системы, влияющая не только на специфику формирования двигательного навыка, но и методы приобретения условных-рефлексов.
SHOHN V.E.
THE DEVELOPMENT OF MOTOR SKILLS IN THE PROCESS OF MASTERING COMPLEX COORDINATION
EXERCISES
Keywords: complex coordination exercises, conditioned reflex connections, motor skills, autonomic components, extrapolation, central nervous system, peripheral motor apparatus.
the author emphasizes the specifics and methods of developing skills. Also, considering this issue, it practically indicates the interrelations and reactions of the organism to different irritants during the formation of the reflex system in the process of mastering complex coordination movements. The importance and necessity of a full and comprehensive study of this topic is substantiated. It describes the work of the reflex system necessary for a full and comprehensive study, affecting not only the specificity of the formation of the motor skill, but also the methods for acquiring conditioned reflexes.
Не всегда с помощью умственных возможностей, которые чаще всего преобладают над физическим развитием, человек способен функционально воздействовать на себя и окружающий мир. Для сотрудника полиции - это чрезвычайно важный аспект его профессиональной деятельности, потому что в круг его обязанностей входит защита граждан и государства от преступных посягательств, предупреждение и пресечение преступлений. А для этого необходимо совершенствоваться как в умственном, так и в физическом отношении.
В настоящее время в связи с ухудшающимся экономическим положением страны, сокращением сотрудников, коррупцией в системе МВД, уровень преступности согласно данным Главного информационно-аналитического центра МВД РФ за первое полугодие 2016 года вырос на 3 % по России, а по Краснодарскому краю на 6,7 %, за аналогичный период прошлого года. Лица, совершающие общественно опасные деяния, являются наиболее подготовленными в плане физического развития, вследствие чего необходимо повышать профессиональную подготовку сотрудников, путем постоянного самосовершенствования, умелого применения физической силы для решения поставленных оперативно-служебных задач, а это невозможно без нужного количества занятий по изучению и закреплению физической подготовки сотрудников. Также развитие физических навыков способствует формированию таких качеств, как эмоциональная устойчивость, быстрота в действиях, восприятие пространственных признаков, координация и точность движений, самообладание, распределение и переключение внимания, оперативность памяти, соразмерность усилий и т.д. Профессиональная подготовленность сотрудников является критерием работы правоохранительной деятельности, поднимает престиж самой структуры МВД и формирует положительное общественное мнение.