EDN: JRQQLU
К вопросу о приграничном сотрудничестве между Российской Федерацией, Республикой Беларусь и Республикой Казахстан в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
ISSN 1996-8493
D0I:10.54234/CST. 19968493.2023.20.S © Технологии гражданской безопасности, 2023
Е.К. Назаренко, Л.К. Лукьянова, Л.В. Краснова
Аннотация
В статье представлены результаты работы IX заседания совместной коллегии МЧС России, Белоруссии и Казахстана в 2022 г, включающие в себя правовые основы, направления и перспективы приграничного сотрудничества Российской Федерации с сопредельными государствами в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также практические мероприятия в рамках совместных учений по реагированию на трансграничные чрезвычайные ситуации. Обозначены проблемные вопросы и возможные подходы к их решению.
Ключевые слова: приграничное сотрудничество; безопасность; учения; чрезвычайная ситуация; МЧС России; Россия; Белоруссия; Казахстан.
УДК 355.58:351.86
Revisiting the Issue of Cross-Border Cooperation Between the Russian Federation, the Republic of Belarus and the Republic of Kazakhstan in the Field of Protection of the Population and Territories from Emergency Situations
ISSN 1996-8493
D01:10.54234/CST. 19968493.2023.20.S © Civil Security Technology, 2023
E. Nazarenko, L. Lukyanova, L. Krasnova
Abstact
The article presents the results of the IX Joint board meeting of emergency authorities of Russia, Belarus and Kazakhstan in 2022, including the legal framework, directions and prospects of cross-border cooperation of the Russian Federation with neighboring states in the field of the population and territories protection from emergencies, as well as practical measures in the framework of joint exercises to respond to cross-border emergencies. Problematic issues and possible approaches to their solution are outlined.
Key words: cross-border cooperation; security; exercises; emergency situation; EMERCOM of Russia; Russia; Belarus; Kazakh-
21.02.2023
Введение
Целями статьи являются: систематизация проведенных в 2022 г практических мероприятий по реагированию на трансграничные чрезвычайные ситуации в г. Калининграде; приведение основных положений нормативной правовой базы, регулирующей отношения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (далее — ЗНТЧС) в рамках приграничного сотрудничества между Россией, Белоруссией и Казахстаном; выявление основных направлений и перспектив обеспечения трансграничной безопасности; выявление проблемных вопросов и возможных подходов к их решению.
Актуальность статьи обусловлена необходимостью укрепления потенциала межгосударственных объединений и международных организаций, расширения взаимовыгодного международного сотрудничества в сложившейся международной военно-политической обстановке, при росте опасностей и угроз, что в соответствии с [1] является одним из приоритетов России для адаптации к многополярному миру. Предоставление дополнительных полномочий российским регионам в рамках приграничного сотрудничества позволит повысить эффективность поставленных задач в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Особенность приграничного сотрудничества, как формата общения, заключается в том, что осуществляется взаимодействие в экономической, научно-технической, гуманитарной сферах, а также в сфере предупреждения чрезвычайных ситуаций, ликвидации последствий катастроф, стихийных бедствий, борьбы с эпидемиями в рамках не только государств, но и регионов, и муниципальных образований [2, 3]. Соответственно, международное сотрудничество Российской Федерации в области ЗНТЧС направлено на установление и развитие взаимовыгодных отношений российских регионов с приграничными регионами сопредельных государств.
Это нашло свое отражение в нормативной правовой базе в рассматриваемой сфере отношений.
Так, согласно [1] к приоритетным направлениям внешней политики относятся: формирование справедливого и устойчивого мироустройства; верховенство права в международных отношениях; укрепление международного мира и безопасности; охрана окружающей среды и глобальное здравоохранение.
Нормативная правовая база. В соответствии с [4] к направлениям и задачам приграничного сотрудничества, в том числе, относятся: предупреждение чрезвычайных ситуаций; ликвидация последствий катастроф, стихийных бедствий; борьба с эпидемиями и ликвидация их последствий.
В вышеупомянутом законе определены понятия «субъекты приграничного сотрудничества Российской Федерации» и «субъекты приграничного сотрудничества сопредельных государств», взаимоотношения между которыми базируются, соответственно, на основе соглашений о приграничном сотрудничестве.
К одному из основных факторов, определяющих особенности приграничного взаимодействия, относятся «риски возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на приграничных территориях Российской Федерации и сопредельных государств» [5].
Разработка совместных программ по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также интеграция систем предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера приграничных территорий в целях повышения эффективности реагирования на чрезвычайные ситуации, имеющие трансграничные последствия, определены в [6].
В этом же документе к задачам в этой области отнесены:
«Обеспечение экстренного обмена информацией и организация совместной ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на приграничных территориях, включающие:
мониторинг стихийных бедствий и промышленных аварий и оперативный обмен информацией о риске возникновения чрезвычайных ситуаций трансграничного характера;
оказание содействия группам специалистов и транспортных средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в пересечении государственных границ в порядке, установленном законодательством государств — участников СНГ или международными договорами, участниками которых они являются;
проведение совместных учений, сборов и других мероприятий по подготовке к ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» [6].
Согласно [7] международное сотрудничество в области ЗНТЧС, в том числе в области обеспечения безопасности людей на водных объектах, является задачей РСЧС [7].
В соответствии с [8] МЧС России: «.. .обеспечивает и координирует российское участие в гуманитарных операциях в рамках оказания гуманитарной помощи иностранным государствам; приводит в состояние готовности Российский национальный корпус чрезвычайного гуманитарного реагирования, другие силы и средства, необходимые для формирования российского отряда (группы), направляемого в зону чрезвычайной ситуации; осуществляет взаимодействие с национальными компетентными органами и международными организациями в зоне чрезвычайной ситуации..» [8].
Анализ вышеприведенных положений нормативных правовых документов позволил сформулировать следующие направления приграничного сотрудничества в части, касающейся трансграничной безопасности, перечисленные в [5] и включающие:
обмен информацией с соответствующими службами приграничных государств о риске возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций;
мониторинг чрезвычайных ситуаций в приграничных районах;
реагирование на чрезвычайные ситуации в приграничных районах, включая проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ во взаимодействии с национальными и международными структурами;
проведение совместных учений и тренировок, а также мероприятий по обмену передовым опытом в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также оказание содействия группам специалистов и транспортных средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в пересечении государственных границ.
Реализация направлений трансграничной безопасности на практике
13 октября 2022 г. в г. Калининграде состоялось IX заседание совместной коллегии МЧС России, Белоруссии и Казахстана. К основным направлениям, помимо мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, были отнесены: обмен опытом применения авиации при тушении природных пожаров; обеспечение безопасности туристов; контроль за соблюдением требований технического регламента Евразийского экономического союза; проведение совместных учений [12].
В ходе заседания коллегии было отмечено, что пилотная и беспилотная воздушная техника, применяемая как на территории нашей страны, так и за ее пределами, с учетом принципов работы в условиях потенциальных рисков чрезвычайных ситуаций, является одним из наиболее оперативных и эффективных технических средств, которое широко используется как в нашей стране, так и за границей при тушении природных пожаров и защите населенных пунктов.
Так, для борьбы с пожарами применяются самолеты Бе-200 и Ил-76, вертолеты Ми-8, Ми-26, Ка-32, часть которых находится в авиационно-спасательных центрах на территориях России, Белоруссии и Казахстана на круглосуточном дежурстве, а остальные используются для мониторинга и доставки пожарных и спасателей к зонам чрезвычайных ситуаций.
Обеспечение безопасности туризма, в том числе проведение по линии спасательных ведомств дружественных стран соответствующих учений и тренировок, является также важным направлением трансграничной безопасности.
«Проблема, связанная с безопасностью туристов, очень актуальна для всех государств. К сожалению, бывают случаи, когда российские туристы гибнут в других странах при восхождении в горы. Буквально месяц назад были вынуждены по такой ситуации обращаться за содействием в МЧС Киргизии и Комитет по ГО и ЧС при правительстве Республики Таджикистан. Полагаю важным проводить по линии наших дежурных служб соответствующие тренировки по данной теме»1,— сказал на заседании коллегии Александр Куренков, Министр по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий
стихийных бедствий. В этой связи проблема обеспечения безопасности на туристских маршрутах находится на особом контроле МЧС России.
МЧС России разработан специальный сервис, позволяющий оперативно регистрировать туристский маршрут в МЧС России, в том числе с мобильного устройства. Указанный сервис размещен на официальном портале ведомства. Так, в 2020 г. о своем путешествии заявило более 9 тыс. туристских групп общей численностью свыше 80 тыс. человек, в 2021 г— уже более 18 тыс. групп в количестве свыше 200 тыс. человек, а в 2022 г показатели предыдущего года были еще превышены.
С ростом внутреннего туризма в стране наблюдается и повышение уровня культуры безопасности как организаторов туристских мероприятий, так и самостоятельных туристов. Так, для проведения поисково-спасательных работ в горах подразделения МЧС России в 2021 году привлекались более 600 раз, в 2022 году — уже менее 500 раз. Для оперативной помощи туристам (во время пика активности) в отдельных регионах страны поисково-спасательные отряды организуют контрольно-спасательные посты.
МЧС России использует передовые технологии и оснащение для снижения рисков на туристских тропах. Для прогнозирования опасностей на маршрутах применяются технологии искусственного интеллекта и космического мониторинга. В поисково-спасательных работах активно задействуются беспилотные авиасистемы.
Третьим направлением межведомственного сотрудничества в области ЗНТЧС является обеспечение государственного контроля соблюдения требований технического регламента Евразийского экономического союза в отношении средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения. По этим вопросам в рамках коллегии также было достигнуто согласие о создании рабочей группы, работа которой позволит принимать консолидированные решения по выпуску в обращение безопасной продукции в области защиты населения, территорий от ЧС и пожарной безопасности.
Кроме того, к направлениям обеспечения трансграничной безопасности относятся совместные учения по реагированию на трансграничные чрезвычайные ситуации. В рамках вышеупомянутой коллегии 14 октября в Калининградской области прошли масштабные учения МЧС России и стран — лидеров СНГ. В ходе совместной межгосударственной коллегии в Калининградской области состоялись масштабные учения МЧС России. На акваториях Калининградского морского канала и залива были продемонстрированы на земле и в воздухе навыки по ликвидации чрезвычайных ситуаций специалистами территориальной подсистемы РСЧС региона. В практических мероприятиях участвовало свыше 300 специалистов и 50 единиц техники, включая самолет-амфибию Бе-200ЧС и вертолет Ка-32 МЧС России, а также пожарные катера.
Силами и средствами оперативных служб на практике были отработаны методы и приемы реагирования на природные и техногенные опасности, а также взаимодействие сил и средств РСЧС. «Только благодаря
1 Сайт МЧС России. URL: https://mchs.gov.ru/deyatelnost/press-centr/novosti/4859930.
слаженным совместным действиям различных ведомств и организаций мы сможем обеспечить защиту населения и территорий от чрезвычайных ситуаций»2,— сказал Министр, обращаясь к участникам учений (см. фото ниже).
В рамках учений были отработаны практические действия при условном возгорании резервуара с нефтепродуктами, с последующим их разливом на акватории, а также при условном обрушении конструкций, с проведением эвакуации и оказанием помощи пострадавшим. Кроме этого были проведены мероприятия по обмену опытом и обучению курсантов спасательных ведомств стран-участниц, например, представители Белоруссии прошли стажировку в образовательных организациях МЧС России.
По итогам совместной коллегии в г. Калининграде в целях повышения эффективности межведомственного сотрудничества главами спасательных ведомств государств-участников был подписан трехсторонний протокол о работе на 2023 год, включающий перспективные направления в развитии взаимодействия, в том числе проведение совместных учений по реагированию на трансграничные чрезвычайные ситуации.
Главы спасательных ведомств Республики Беларусь и Республики Казахстан высоко оценили оперативность, профессионализм и высокий уровень подготовки пожарных и спасателей МЧС России. Согласованная
работа глав трех спасательных ведомств: Александра Куренкова, Вадима Синявского и Юрия Ильина, дала возможность обсудить актуальные вопросы в формате живого общения и выработать перспективные планы дальнейших совместных действий.
Заключение
При решении проблемных вопросов целесообразно осуществлять не только совершенствование механизмов взаимодействия при реагировании на чрезвычайные ситуации трансграничного характера в части согласования: порядка оповещения, взаимного информирования об обстановке; расчетов сил и средств, привлекаемых к выполнению поставленных задач; мероприятий, обеспечивающих своевременное прибытие сил и средств в районы чрезвычайных ситуаций, районы сосредоточения (размещения) пожарно-спасательных формирований; совместных действий и порядка оказания взаимной помощи, но и обеспечить формирование лингвистической компетенции специалистов спасательных ведомств, а также организации в образовательных учреждениях МЧС России курсов языковой подготовки для сотрудников диспетчерских служб, работающих в приграничных регионах [15].
Главы МЧС России, Белоруссии и Казахстана с участниками учений по ликвидации условных ЧС
в Калининградской области
Литература
1. Указ Президента РФ от 31.03.2023 № 229 «Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации».
2. Европейская рамочная конвенция о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей (заключена в Мадриде 21.05.1980).
3. Конвенция о приграничном сотрудничестве государств — участников Содружества Независимых Государств (заключена в Бишкеке 10.10.2008).
4. Федеральный закон от 26 июля 2017 г. № 179-ФЗ «Об основах приграничного сотрудничества».
5. Распоряжение Правительства РФ от 07.10.2020 № 2577-р «О Концепции приграничного сотрудничества в РФ».
6. «О Концепции межрегионального и приграничного сотрудничества государств — участников СНГ на период до 2030 года и Плане мероприятий по ее реализации» в Решении Совета Глав правительств СНГ от 06.11.2020.
2 Сайт МЧС России. URL: https://mchs.gov.ru/deyatelnost/press-centr/novosti/4860666.
7. Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
8. Постановление Правительства РФ от 12.07.2022 № 1239 «Об утверждении Положения об оказании гуманитарной помощи иностранным государствам».
9. Стратегия в области развития гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на период до 2030 года. Утв. Указом Президента Российской Федерации от 16.10.2019 № 501.
10. Указ Президента РФ от 30.11.2016 № 640 «Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации».
11. Закон РФ от 01.04.1993 № 4730-I «О Государственной границе Российской Федерации».
12. Сайт ГУ МЧС России по Калининградской области. URL: https://39.mchs.gov.ru/deyatel№ ost/press-ce№tr/№ ovosti/ 4859958.
13. Глебов В. Ю., Дуганов В. А., Назаренко Е. К. Тренировки как основа обеспечения готовности сил гражданской обороны к действиям по предназначению // Технологии гражданской безопасности. 2022. № S. С. 74-78.
13. Кузнецова Т.Д. Особенности формирования лингвистических компетенций сотрудниками МЧС России с учетом специфики их профессиональной деятельности // Сборник трудов XXXIII Международной научно-практической конференции. Химки: АГЗ МЧС России, 2023. С. 54-59.
Сведения об авторах
Назаренко Елена Константиновна: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), с. н. с. науч.-исслед. отдела. Москва, Россия. SPIN- код: 6428-3125.
Лукьянова Людмила Константиновна: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), с. н. с. науч.-исслед. отдела. Москва, Россия. SPIN- код:1986-9040.
Краснова Любовь Викторовна: к. э. н., ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), с. н. с. науч.-исслед. отдела. Москва, Россия. SPIN-код: 6524-6195.
Information about the authors
Nazarenko Elena K.: All-Russian Research Institute for Civil
Defense and Emergencies, Senior Researcher, Research
Department.
Moscow, Russia.
SPIN-scientific: 6428-3125.
Lukyanova Ludmila K.: All-Russian Research Institute for
Civil Defense and Emergencies, Senior Researcher, Research
Department.
Moscow, Russia.
SPIN-scientific: 1986-9040.
Krasnova Lyubov V.: PhD (Economic Sc.), All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergencies, Senior Researcher, Research Department. Moscow, Russia. SPIN-scientific: 6524-6195.
Издания ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ)
Авторы, название URL
Кусилов В.К. и др. Информационно-аналитический бюллетень об организации деятельности территориальных органов МЧС России в области реагирования пожарно-спасательных подразделений на дорожно-транспортные происшествия в субъектах Российской Федерации в 2017 году. https://elibrary.ru/item.asp?id=35367271
Настольная книга руководителя гражданской обороны. Изд. 6-е, ак-туализ. и дополн. https://elibrary.ru/item.asp?id=35027110
Разумов В.В. и др. Масштабы и опасность наводнений в регионах России. https://elibrary.ru/item.asp?id=35108092
Акимов В. А. Общая теория безопасности жизнедеятельности в современной научной картине мира. https://elibrary.ru/item.asp?id=36813168
Сосунов И.В. и др. Проблемные вопросы разработки перечня мероприятий по гражданской обороне, мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в составе проектной документации объектов капитального строительства. Монография. http://elibrary.ru/item.asp?id=28414015
Пучков В.А. и др. Мы первыми приходим на помощь. Литературно-художественный публицистический сборник https://elibrary.ru/item.asp?id=29281817
Акимов В.А. и др. Стандартизация в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций. Монография. В 2-х т. Т. I. https://elibrary.ru/item.asp?id=29741180
Акимов В.А. и др. Стандартизация в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций. Монография. В 2-х т. Т. II. https://elibrary.ru/item .asp?id=29919459
Пучков В.А. и др. Огнеборцы. Литературно-художественный публицистический сборник. https://elibrary.ru/item.asp?id=29281821
Афлятунов Т.И. и др. Сборник примерных программ курсового обучения населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций. http://elibrary.ru/item.asp?id=29013219