ному скоту, а затем токсические вещества могут вместе с молоком поступать в пищу населения, в первую очередь детского. На корм скоту идет и жом, полученный из корней, а также корни в свежем виде.
Выводы
1. Установлено загрязнение почвы гексахлораном при его применении в сельском хозяйстве и выявлена возможность длительного сохранения и миграции в глубжележащие горизонты.
2. Установлено также наличие в картофеле и сахарной свекле,, выращенных на загрязненной гексахлораном почве, остаточных количеств инсектицида, превышающих в некоторых случаях (для картофеля) предельно допустимые концентрации для сельскохозяйственных, продуктов.
3. Результаты проведенных исследований указывают на необходимость строгого контроля со стороны санитарно-эпидемиологических, станций за применением гексахлорана для обработки почвы в сельском хозяйстве.
ЛИТЕРАТУРА
Волкова А. П. В кн.: Гигиена, токсикология и клиника новых инсектофунгицидов. М., 1959, стр. 277. — Методическое письмо о работе санитарного врача по контролю за применением ДДТ и гексахлорана в сельском хозяйстве. Киев, 1956. — Русин H. М., Андронова Г. П. Гиг. и сан., 1954, № 4, стр. 25.— Русин H. М., Андронова Г. П., Сапронова И. Н. В кн.: Гигиена, токсикология и клиника новых инсектофунгицидов. М., 1959, стр. 148. — Тостановская А. А., Серебряная С. Г., Антонович Е. А. Труды международного совещания по изучению колорадского жука и разработка мер борьбы с ним. М., 1959, стр. 122.-—Analyst, 1957, v. 82, № 975. — Rich ter G., Nachrichtenblatt dtsch. Pilanzenschutzdienst, 1956, Bd 10, N. 1, —Terrier e L. C., Ingalsbe D. W., Ekonom. Entomol., 1953, v. 46, p. 751.
Поступила 27/11 1961 r.
SOIL CONTAMINATION WITH HEXACHLORANE AS THE RESULT OF ITS USE IN
AGRICULTURE
A. P. Lebedeva, O. N. Tolstoshey
The authors specify the extent and duration of soil contamination with hexachlorane and the possibility of ils penetration into the underlying soil strata. The potatoes and sugar-beets cultivated in contaminated soil were found to contain residual amounts of insecticide, which in certain cases (in potatoes) exceeded the maximum permissible concentration set for the agricultural products.
Chemical and biological methods, which may be used in the laboratories of sanitary epidemiologic stations, are suggested for detection of hexachlorane in the soil.
Ъ -ЙГ -ЙГ
к ВОПРОСУ О ПРИЧИНАХ СЕЗОННЫХ КОЛЕБАНИИ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ АНГИНОЙ
Аспирант Е. А. Шапошников
Из кафедры гигиены Кубанского 'медицинского института
Причины сезонности ангины до сих пор не выяснены, хотя этот вопрос явился предметом специального обсуждения на страницах «Гигиены и санитарии»
1 Б. Б. Койранский. Р. А. Закс, 1958, № 2, стр. 34—39; Л. К. X о ц я н о в, 1958, № 4, стр. 67—68; А. И. Пахомычев. Там же, стр. 68—70.
Как известно, наибольшая заболеваемость ангиной обычно наблюдается ¡в осенние месяцы. По В. А. Левицкому (1912) это объясняется тем, что холод и высокая влажность воздуха понижают ¡сопротивляемость организма. Б. Б. Койранский (1960) связывает учащение ангин с замедленной перестройкой терморегуляционного аппарата при смене температурного режима во время перехода от тепла к холоду. Так как осенью организм не сразу адаптируется к холоду, то он становится подверженным простуде, а, следовательно, и ангине. С наступлением же зимы вследствие повторного и длительного охлаждения устойчивость организма и миндалин к действию пониженных температур воздуха повышается, отчего зимой ангин бывает меньше, чем осенью.
Занимаясь изучением заболеваемости в связи с климато-метеорологическими условиями, мы обнаружили ряд фактов, которые не полностью соответствуют этим представлениям.
Сравнивая сезонные изменения главных климатических показателей Москвы, Свердловска и Краснодара нельзя не обратить внимания на существенные различия в характере периодических колебаний температуры, влажности и количества осадков (рис. 1).
Морозные среднемесячные температуры воздуха в Москве и в Свердловске наблюдаются в течение 5 месяцев — с ноября по март. В Краснодаре же среднемесячные температуры ниже нуля отмечаются лишь в январе и феврале. Относительная влажность воздуха в Москве и Свердловске возрастает с июня по декабрь—январь, с февраля происходит постепенное снижение с минимумом в мае. В Краснодаре нарастание влажности начинается только в сентябре и продолжается что декабрь—февраль. При этом минимальная влажность регистрируется в августе.
В Краснодаре же минимум осадков приходится на август. В этом месяце число осадков в других городах приближается -почти к максимальной величине. В отличие от сравниваемых 'городов смена времени года в Краснодаре не совпадает с обычными календарными сроками. Весна на Кубани ранняя. Устойчивые температуры выше 5° в Краснодаре наблюдаются о 17 марта; в Москве — с 21 апреля и в Свердловске — лишь с 30 апреля. Лето с температурами выше 15° здесь начинается 8 мая и заканчивается 30 сентября, в то время как в Москве оно длится с 19 июня по 22 августа, а в Свердловске — с 16 июня до 13 августа. Следовательно, когда в Москве и Свердловске 'наступает осеннее похо-
1 По данным климатического справочника СССР, Л., 1932, в. 1, и Мирового агроклиматического оправочни« а. Л., 1937.
-20 100 90
— \ > *
ч <!
У * а >.<2
/ И А IV/. VI VI/ т IX \< Х\ Ч
'СЯ1 ш / Г % ^ \
Л / У- N
у / ч.
| 70
| а
50
1Л
<5
\1 ч
^го ^60
§о
/ // /// IV V VI VII Месяцы
IX X X/ XII
л- Гч> £
<
.....
----
/ и III IV V VI VII VIII IX X XI XII Месяцы
Рис. 1. Сезонные изменения климатических показателей. 1 — Краснодар; 2 — Москва; 3—Свердловск.
2*
19
лодание, в Краснодаре благодаря его более южному расположению сохраняются еще летние условия.
Если считать метеорологические влияния основной причиной сезонности ангины, то следовало бы ожидать, что подъем заболеваний в Краснодаре по оравнению с Мооквой и Свердловском должен быть отодвинут на более поздний период. Обратимся к данным заболеваемости. Сведения о заболеваниях ангиной в Краснодаре основаны на разработке 12 000 талонов уточненных диагнозов, систематически заполнявшихся !в трех поликлиниках 1В течение 4 лет (1955—1958). Данные по
> г з
Рис. 2. Сезонное распределение заболеваемости ангиной в разных климатических условиях.
/ — Краснодар, 1955—1958 гг.; 2 — Москва, 1947 г. (по А. С. Токману, 1957); 3 — Свердловск, 1937 г. (по В. И. Величкину, 1946).
Москве взяты из работы А. С. Токмана, по Свердловску — из работы С. В. Величкина. Все абсолютные цифры пересчитаны при вычерчивании графиков в проценты к среднемесячным величинам.
Из рис. 2 видно, что помесячное распределение ангины во всех городах однотипно. Так же как и в других населенных пунктах, в Краснодаре наименьшее число заболеваний приходится на июль, в августе начинается подъем, в сентябре число больных намного увеличивается и достигает максимума в октябре. Общность хода заболеваемости в разных климаго-географических районах отмечает и Б. Б. Койранский, не давая этому никакого объяснения.
Между тем рост ангины может начинаться задолго до наступления холодного и сырого времени года. В Краснодаре высокая температура воздуха в августе сочетается с низкой относительной влажностью и минимальным количеством осадков. Как уже говорилось, даже сентябрь здесь еще можно относить к числу летних месяцев. Недаром первая половина календарной осени в Краснодаре считается лучшим периодом года. Поэтому повышение частоты ангины на юте в эти 'месяцы не свидетельствует в пользу «метеорологической» концепции.
Дальнейшее изучение заболеваемости показывает, что под влиянием условий жизни независимо от хода метеорологических факторов сезонность ангины может резко изменяться.
Рассмотрим динамику заболеваний среди отдельных групп населения, находящихся под воздействием одного и того же климата, но живущих в различных условиях.
Сравнение помесячного распределения ангины среди жителей Краснодара и военнослужащих местного гарнизона1 показывает (рис. 3), что в воинских частях подъем заболеваемости развивается позже обычного и достигает вершины не осенью, как у гражданских лиц, а зимой.
1 Данные по гарнизону в относительных показателях любезно представлены полковником медицинской службы И. О. Мирским.
Закономерность этого явления можно подтвердить статистикой заболеваемости ангиной в Московской губернии дореволюционной России и в старой русской армии по данным В. Левицкого (1912) и Н. Раго-
1955 1 1956 957 1358
/о / II /// VI V// т 'XIX Х1Щ1 и III V V И VII т IX X я хп / н ту с VI VII т 'X х\хф1 / Н т /V V VI VII VIII 'X X XI а
76
71
7.7. || 1\ 1
7.0 II 1 1 1
18 1 1 1 1 Л
Ш 1 / 1 1 -
14 1 1 1 ■ /
17. \ V 1 , / I] * г
10 i \ \ 11 1 1 \ 1 ( к 1 *
Я \ 1 1 / А (\ / \
в 1 \ 1 г \ % 1 а/ ( 1 > /
1 1 \ Л" Л ( \ 1 V 1 - 1 ! И / /|
7 \ -' V. Л 1 > 1/ V
\ J и 1
Рис. 3. Помесячное распределение заболеваний ангиной среди взрослого населения Краснодара и военнослужащих гарнизона (в процентах к годовым итогам). / — гражданское население; 2—военнослужащие.
зы (1946). Для удобства сопоставления линейные диаграммы, приведенные в обоих источниках, нами представлены в виде полярных диаграмм (рис. 4). По этим данным, сроки начала роста заболеваний в армии значительно отстают от сроков подъема ангины среди гражданского населения.
При углубленной разработке 13 246 талонов уточненных диагнозов за 1958 г., собранных во всех лечебных учреждениях Краснодара, оказалось, что в отдельных группах гражданского населения характер сезонности ангины также различен.
Как видно на рис. 5, у детей дошкольного возраста (от 1 года до 6 лет) рост ангины начинается в мае и достигает вершины в июле, т. е. приходится на самое теплое невозможно связать с факторами охлаждения. У школьников (возраст от 7 до 17 лет) наибольшая заболеваемость развивается в сентябре и октябре, после чего наблюдается резкий спад заболеваний. Такое бьгст-
»
' г
Рис. 4. Сезонное распределение заболеваемости ангиной в Московской губернии и русской дореволюционной армии. / — Московская губерния, 1906 г. (по В. Левицком», 1912)- 2 —русская армия, 1904—1911 гг. (по Н. Рагоза, 1946).
года. Понятно, что этом подъем
Месяцы
* 'Л да (У V шшвж
18 -
16 - _ У 1 1
ш щ . ! 1
17 - / 4
16 1П - \ I \
ш Я - / I V
о Я - / п V ) \ \
и й - : « V л / \ Г
ч- 9 _
С
Месяцы
7 аи шшмПйшъ 18 1В 11 /г 10 8 в ч 2
_ А1 531
I- 1
# ~2 \
С
> \ 1 г
5 ¿У
рое падение заболеваемости трудно отнести за счет закаливания организма. В старших возрастных труппах ¡колебания частоты ангины на протяжении года более сглажены, кривые почти не отличаются друг от друга и соответствуют обычному ходу сезонной кривой.
Все полученные данные: одинаковый характер сезонных кривых в разных климато-географических ¡районах, рост воспалений миндалин на юге задолго до появления холода и сырости, повышение числа заболеваний в дошкольном возрасте летом, в школьном — осенью (преимущественно 1в сентябре), а у военнослужащих — зимой, определенно говорят о том, что главные причины сезонной периодичности ангины следует искать не в области метеорологических влияний, а в области эпидемиологических факторов.
Л. В. Громашевский (1958) указывает, что при выяснении сезонности болезней дыхательных путей необходимо учитывать сезонные изменения поведения человека, влекущие за собой изменения условий осуществления капельного механизма передачи возбудителя. С этой точки зрения представленные выше факты становятся вполне объяснимыми.
Время подъема и спада ангин у военнослужащих совпадает со сроками их перехода из одной бытовой обстановки в другую: с мая по октябрь они обычно жили в лагерных условиях, а с ноября по март размещались в «казармах. Шульц (цит. К. Осипенко) показал, что заболеваемость ангиной может служить мерилом санитарного состояния казармы; в тех случаях, когда удавалось устранить перенаселенность, как правило, наблюдалось снижение заболеваемости. Отсюда зимнее повышение ангин в войсках можТю связать с условиями, облегчающими передачу инфекции, учитывая и то, что увеличению заболеваний предшествует прием новых пополнений.
Летний рост ангин у детей дошкольного возраста, очевидно, объясняется теми же причинами. Отличаясь большой подвижностью, они в теплое время года вступают в широкое общение с большим кругом детей в домашнем быту, на общих игровых площадках и в детских учреждениях, в результате чело между ними усиливается контакт, выходящий за рамки семьи и прежнего коллектива. Резкое повышение частоты ангин в школьном возрасте в сентябре совпадает с началом школьных занятий. Спад заболеваний, по-видимому, связан с образованием иммунной прослойки.
Почему же заболеваемость ангиной среди населения повсеместно увеличивается в осенние месяцы?
Взрослые и дети в семейной бытовой среде не изолированы друг от друга. Поэтому факторы, влияющие на заболеваемость детей, должны влиять и на заболеваемость взрослых и наоборот. Помимо возобновления занятий в школах, осенью (в сентябре) происходят перемещение детей из одного коллектива в другой: из яслей — в детский сад, из
Рис. 5. Помесячное распределение заболеваний ангиной в Краснодаре среди лиц различных возрастов (в процентах к итоговым числам за 1958 г.). 1 — возраст от 1 года до 6 лет; 2 — от 7 до 17 лет; 3 — от 18 до 24 лет; 4 — от 25 до 39 лет; 5 — от 40 лет и старше.
детского сада — в школу. Кроме того, в конце календарного лета возвращаются студенты с каникул, многие рабочие и служащие <из отпусков. Такое ежегодное «перемешивание» людей усиливает процесс обмена инфекций и тем самым увеличивает возможность заболеваний. Этому благоприятствует также сокращение времени пребывания людей на открытом воздухе и ухудшение воздухообмена в жилых и рабочих помещениях.
Из отмеченного, конечно, не следует, что одного попадания возбудителя достаточно для возникновения ангины. Для развития патологического процесса во многих случаях необходимо понижение резистентности организма под влиянием вредных агентов (охлаждения, переутомления, нарушение питания и т. д.). Можно согласиться с Б. Б. Койранским в том, что в осеннее время чувствительность организма к холоду повышается, так как в течение лета люди почти не подвергаются холодным воздействиям. Однако, исходя из рассмотренных данных, можно прийти к выводу, что в сезонных подъемах ангины этим факторам принадлежит хотя и значительная, но не решающая роль.
Таким образом, не отрицая большого значения простуды и других •моментов, способствующих снижению сопротивляемости организма к инфекции, следует признать, что преобладающее влияние на заболеваемость ангиной оказывают эпидемиологические факторы. Игнорирование этого важного обстоятельства является, по-видимому, одной из причин все еще недостаточной эффективности нашей борьбы с ангиной.
* ЛИТЕРАТУРА
Громашевский Л. В. Механизмы передачи инфекции. Киев, 1958. — К о й--ранский Б. Б. Ангина и борьба с ней в производственных условиях. М.—Л., 1960. — Левицкий В. Общественный врач, 1912, № 4, стр. 445; № 5, стр. 611. — Материалы по заболеваемости в г. Иваново в 1955 г. М., 1959. — Осипенко К. В кн.: Энциклопедический словарь военной медицины. М., 1947, т. 2, стб. 1091. — Ра го за Н. В кн.: Энциклопедический словарь военной медицины. М., 1946, т. 1, стр. 172. — Ток-м а н А. С. Заболеваемость болезнями уха, горла и носа и задачи организации ото-риноларингологической помощи населению. М., 1957.
Поступила 20/1 1961 г.
ON THE CAUSES OF SEASONAL CHANGES IN ANGINA INCIDENCE RATE
E. A. Shaposhnikov
Analysis of statistical data on angina incidence rate, with due regard for climatic factors, shows the seasonal morbidity curves to be almost identical in various climatic regions such as Moscow, Sverdlovsk and Krasnodar. A rise in the morbidity rate may start long before the onset of cold and rainy weather. Under the influence of living conditions seasonal shifts in angina incidence may occur irrespective of meteorological changes. Thus, among the soldiers the maximum morbidity is noted in autumn and among the civilians in winter. Children of pre-schoo] age are affected mainly in summer and those of school age in September and Ocrober. Since the majority of angina cases are primary, it may be said that the seasonal outbreaks of the disease are mainly caused by such epidemiologic factors as changes in the extent of contacts among men in different seasons of the years.