сама по себе - это не наказание, она не может выполнить тех задач, которые стоят перед наказанием... Вот почему наказание целесообразно только тогда, когда оно законно и гуманно [5, с. 315].
И на сегодняшний день актуальна идея, высказанная В.И. Лениным. Еще на заре создания советского государства, намечая развитие уголовной политики в части использования наказания в борьбе с преступностью, он писал о постепенной замене тюрем воспитательными учреждениями, сокращении лишения свободы, расширении условного осуждения [1, с. 24].
На наш взгляд, наказание без цели становится возмездием. Мы согласны с тем, что «наказание не должно быть возмездием, ранее всего потому, что возмездие бессмысленно. Месть и возмездие отвечают во многих случаях чувствам потерпевшего, а иногда - определенных кругов общества, но как государственная политика борьбы с преступностью, они уже давно проявили свою бесплодность и отвергнуты наукой» [3, с. 28] Поэтому цель в обязательном порядке должна отразиться в определении «наказания».
Список литературы:
1. Гальперин И.М. Наказание: социальные функции, практика применения. - М: Юрид. лит., 1983. - 208 с.
2. Ной И. С. Сущность и функции уголовного наказания в советском государстве. - Саратов, 1973. - 193 с.
3. Шаргородский М.Д. Наказание по советскому уголовном праву. Ч. 2. - M., 1958. - 304 с.
4. Сыдыкова Д.Ч. Теоретические проблемы системы и видов наказаний по уголовному праву Кыргызской Республики: дисс. ... докт. юрид. наук. - Алматы, 2002.
5. Беляев Ы.А., Ковалев М.И. Советское уголовное право. Общая часть. - ML Юрид. лит., 1977. - 544 с.
К ВОПРОСУ О ПРЕДУПРЕЖДЕНИИ ДЕЛИНКВЕНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ
© Есбулатова P.M.*
Университет им. Д.А. Кунаева, Республика Казахстан, г. Алматы
В статье рассматриваются отдельные вопросы, связанные с причинами и условиями депинквентного поведения сотрудников правоохранительных органов и предлагаются меры предупреждения правонарушений.
* Старший преподаватель кафедры Уголовного права, криминалистики и правоохранительной деятельности.
Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы [1, с. 8].
В целях укрепления законности в Республике Казахстан принимаются соответствующие кардинальные меры по укреплению законности и правопорядка. Указом Президента республики Казахстан от 24.09.09 года утверждена Концепция правовой политики на период с 2010 до 2020 годов [2]. Согласно Указу Президента РК от 17.08.2010 года в республике осуществляются мероприятия по повышению эффективности правоохранительной деятельности и судебной системы [3]. В этом плане представляют особо нетерпимыми факты правонарушений со стороны самих сотрудников правоохранительных органов.
В статье рассматриваются отдельные проблемы, касающиеся правонарушений в деятельности правоохранительных органов и меры их предупреждения.
Правоохранительные органы призваны обеспечивать правопорядок в различных сферах жизнедеятельности. Однако вызывает тревогу проблема нарушений законности самими сотрудниками правоохранительных органов, которая нередко сопряжена с незаконными посягательствами на конституционные права и свободы граждан.
Так, анализ жалоб в адрес Уполномоченного по правам человека в Республике Казахстан в 2009 году показывает, что только на действия сотрудников правоохранительных органов за истекший год поступило 199 обращений, что составляет 17 % от общего числа всех жалоб, в том числе на органы прокуратуры - 12 жалоб, КНБ - 17, финансовой полиции - 18, внутренних дел - 152. Большая часть жалоб на действия сотрудников органов внутренних дел условно можно разделить на следующие группы: незаконное задержание, применение физического и психологического насилия со стороны сотрудников органов внутренних дел, необоснованное ограничение прав при производстве процессуальных действий, неправильная оценка доказательств, ненадлежащие условия содержания под стражей.
На органы финансовой полиции поступали жалобы от руководителей коммерческих организаций, связанные с обоснованностью проверок их деятельности, коллективные жалобы по вопросам отвода земель и др. [4, с. 20].
Как известно, право граждан на неприкосновенность достоинства, предусмотренного ст. 17 Конституции РК, гарантировано нормами законодательства, определяющими полномочия государственных органов. В ходе уголовного судопроизводства привод, задержание, домашний арест, заключение под стражу, личный обыск и другие принудительные по своему характеру действия допускаются лишь при наличии перечисленных в законе оснований и в установленном им порядке (статьи 134, 135, 149, 150, 158 Уголовно-процессуального кодекса РК). Кроме того, проведение таких процессуальных действий, как освидетельствование и следственный экс-
перимент, согласно статьям 226 и 239 Уголовно-процессуального кодекса PK, допускается лишь при условии, что не создает опасности здоровью человека. Однако почта Уполномоченного свидетельствует о том, что эти требования уголовно-процессуального законодательства не всегда соблюдаются. Нередки случаи, когда проведение так называемых «профилактических» полицейских мероприятий сопряжено с незаконным задержанием, доставлением, вторжением в жилище, иногда сопровождаются насильственными действиями [4, с. 22].
Подобные действия дискредитируют полицию, подрывая доверие граждан к правоохранительным органам.
По материалам Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры Республики Казахстан и МВД Республики Казахстан сравним статистику ответов на вопрос: «Насколько Вы доверяете работникам органов внутренних дел?»:
Таблица 1
16.06.2009
30.11.2007 Доверяют - 539 чел., что составляет 19 %.
Доверяют - 26,9 %. Скорее доверяют, чем не доверяют - 412 чел. (15 %).
Не доверяют - 30,3 %. Скорее не доверяют, чем доверяют - 529 чел. (19 %).
Затрудняются ответить - 42,7 % [5]. Не доверяют - 1243 чел. (45 %).
Всего проголосовало: 2723 чел. [6].
Если обратиться только к двум позициям для сравнения 2007 и 2009 годов, мы видим следующее: по состоянию на ноябрь 2007 года процент граждан, доверяющих органам внутренних дел, составил 26,9 %, а в июне 2009 года - только 19 % из числа опрошенных. Не доверяют в 2007 году 30,3 % опрошенных, а в июне 2009 года - 45 %. Таким образом, анализ этих данных свидетельствует о падении доверия определенной части населения к правоохранительным органам. Несмотря на выборочный характер данного опроса, наши наблюдения не расходятся с такой оценкой.
Основным критерием оценки работы полиции должен быть уровень доверия населения к сотрудникам органов внутренних дел, а также соблюдение полицией в своей деятельности конституционных прав и свобод граждан. Именно об этом говорит Президент Республики Казахстан H.A. Назарбаев в своем послании народу Казахстана: «Критерием результативности должны стать не количественные показатели, а качество работы, индикатором которого будет рост доверия граждан, юридических лиц и ино-странныхинвесторов» [7].
Естественно, что такие факты делинквентного поведения сотрудников органов внутренних дел вызывают обоснованную критику со стороны населения республики, международных и отечественных общественных организаций, дискредитируют правовую политику государства и подрывают имидж Казахстана на международном уровне.
Вышеуказанное, а также обязательное для законодательства РК положение о соблюдении прав и свобод человека, заставляет обращаться к международному опыту по регулированию деятельности и правил поведения должностных лиц, где доминирует Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, принятой 17.12.1997 года Резолюцией 14/169 на 106-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН (далее по тексту: Кодекс поведения) [8].
Содержание Кодекса поведения свидетельствует о том, что должностное лицо по поддержанию порядка выступает от имени государства и потому обременено особыми обязательствами, а также наделено особым статусом. Недовольство его действиями, личностью, профессиональным уровнем граждане переносят на власть и законодательство в целом.
Правонарушения, совершенные сотрудниками органов внутренних дел, в том числе непосредственно при исполнении служебных обязанностей, число жалоб на их действия, поступающие в органы прокуратуры, суды и правозащитные организации свидетельствуют о необходимости говорить о делинквентном поведении должностных лиц. Делинквент - (от лат. delinquens - совершающий проступок) - нарушитель; в праве термин, используемый для обозначения лиц с социально-отклоняющимся поведением (преступников и др.) [9, с. 132].
В пресс-релизе Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры Республики Казахстан дается следующая информация: на период 06.11.2009 года по итогам проверок, проведенных органами прокуратуры в сфере учетно-регистрационной дисциплины, выявлено 4336 фактов укрытия преступлений, за выявленные нарушения наказано 2218 сотрудников органов уголовного преследования.
Очевидно, что должны быть тщательно изучены причины и условия, порождающие все виды неправомерного поведения сотрудников правоохра-нительных органов, акцентируя внимание на проблемы коррупционных правонарушений. Хорошо известно, что коррупция возникает, прежде всего, там, где должностные лица имеют широкие полномочия при слабом контроле, подотчетности и игнорировании оценки со стороны гражданского общества. В числе основных недостатков, способствующих совершению правонарушений, в том числе коррупционных сотрудниками полиции являются недостаточная работа по профилактике правонарушений среди личного состава, формальная работа по отбору, обучению и воспитанию кадров; нерешенность многих бытовых, жилищных проблем и слабая социальная защищенность сотрудников полиции. При этом следует подчеркнуть, что в числе причин правонарушений сотрудниками органов внутренних дел являются правовой нигилизм и недостаточная правовая культура в целом.
В плане рассматриваемой нами проблемы, следует обратить внимание на укоренившиеся правонарушения, допускаемые в органах внутренних
дел, выражающиеся в укрытии преступлений от регистрации в целях мнимого снижения уровня преступности, а также незаконного отказа в возбуждении уголовных дел, по которым, как правило, не установлены подозреваемые [10].
Начальник Департамента собственной безопасности МВД РК приводит следующую информацию: так в течение 2010 года за различные нарушения к дисциплинарной ответственности привлечены 2779 сотрудников полиции, при этом из органов внутренних дел по отрицательным мотивам уволен 61 сотрудник, из них 10 - за совершение коррупционных правонарушений.
Начальник ДСБ МВД РК отмечает, что полицейские нередко находятся под прицелом и организованных преступных групп, и различных анонимщиков, которые специально провоцируют сотрудников на противоправные действия. Предупреждение этих моментов также должно стать одним из основных в деятельности Департамента собственной безопасности.
Анализ статистических данных свидетельствует также о систематичности и эффективности работы ДСБ по выявлению фактов правонарушений. Наряду с профилактикой проводится оперативная работа ДСБ, поскольку оперативной информации поступает достаточно много, как от сотрудников собственной безопасности, так и от полицейских других служб, в которых были замечены противоправные действия.
Кроме того, МВД РК проводится ежедневный мониторинг средств массовой информации. По всем публикациям в СМИ проводятся служебные проверки и принимаются необходимые меры.
Во всех органах внутренних дел функционируют телефоны доверия. По итогам проверок поступивших сигналов к дисциплинарной ответственности с начала 2010 года привлечено 16 сотрудников, из них 4 - освобождены от занимаемых должностей и один уволен из органов внутренних дел.
За 3 месяца 2010 года в сравнении с аналогичным периодом прошлого года показатель выявления собственными силами вырос на 52 %, что свидетельствует о доминировании выявления правонарушений среди сотрудников органов внутренних дел посредством мер ведомственной системы.
Согласно официальному Сводному рейтингу 2009 года МВД занимает по индексу коррумпированности 18 место из 39 государственных органов, что свидетельствует о недостаточности превенции делинквентного поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка.
Для повышения общественного контроля при МВД РК функционирует Общественный совет по контролю над деятельностью полиции. В его состав входят известные общественно-политические деятели страны, депутаты Парламента, адвокаты и журналисты. Аналогичные общественные советы действуют при всех региональных департаментах внутренних дел.
В работе по противодействию коррупции повседневно организовано взаимодействие с органами национальной безопасности, финансовой по-
лиции и прокуратуры. Приведем отдельные примеры выявленных правонарушений.
14 января текущего года сотрудниками Управления собственной безопасности Департамента внутренних дел и Департамента по борьбе с экономической и коррупционной преступностью Восточно-Казахстанской области при получении взятки в сумме 300 тыс. тенге задержан инспектор ДВД по Восточно-Казахстанской области старший лейтенант полиции Д.
15 марта 2010 года сотрудниками Управления собственной безопасности ДВД и Департамента Комитета национальной безопасности КНБ по Карагандинской области за получение взятки в сумме 40 тыс. тенге задержан следователь Октябрьского опорного пункта полиции старший лейтенант полиции Д.
8 января 2010 года сотрудниками ДСБ МВД и У СБ ДВД Жамбылской области при получении взятки в сумме 45 тыс. тенге задержан старший дознаватель Жуалынского районного отдела внутренних дел майор полиции С.
14 января 2010 года сотрудниками УСБ ДВД г. Астаны возбуждено уголовное дело в отношении заместителя начальника Промышленного ОП УВД района Сарыарка ДВД капитана полиции Ф. за получение взятки в сумме 30 тыс. тенге.
5 марта 2010 года сотрудниками УСБ ДВД г. Астаны при получении взятки в сумме 150 тыс. тенге задержан дознаватель УД ДВД г. Астаны капитан полиции К.
11 апреля 2010 года сотрудниками УСБ ДВД Актюбинской области возбуждено уголовное дело в отношении старшего следователя УВД г. Актобе капитана полиции Ж. за получение взятки в сумме 90 тыс. тенге и 100 долларов США [11].
Анализ совершенных сотрудниками органов внутренних дел тяжких преступлений показывает, что наиболее распространены факты взяточничества.
Отметим, что Европейский Кодекс полицейской этики [12] возлагает на правоохранительные органы три основные задачи: 1) раскрытие и предупреждение преступлений; 2) обеспечение общественного порядка; 3) помощь населению. Данные задачи очень близки положению статьи 1 Кодекса поведения: «Должностные лица по поддержанию правопорядка постоянно выполняют возложенные на них законом обязанности, служа общине и защищая всех лиц от противоправных актов в соответствии с высокой степенью ответственности, требуемой их профессией».
Анализ особенностей борьбы с коррупцией в ряде стран, в частности, в Нидерландах, Сингапуре, Южной Корее и т.д., показывает, что их национальная антикоррупционная стратегия основана на таких составляющих как сильная политическая воля высшего руководства государства,
организованный контроль со стороны гражданского общества за работой государственных органов и жесткая подотчетность должностных лиц перед реально независимым органом, осуществляющим мониторинг деятельности государственных служащих.
В настоящее время в Казахстане имеются необходимые правовые, социальные, экономические и организационные предпосылки для борьбы с коррупцией, направленные на снижение ее уровня, а также на сужение масштаба распространения.
Проведенный Комитетом по правовой статистике и специальным учетам опрос общественного мнения о мерах по улучшению работы правоох-ранительных органов в борьбе с преступностью среди сотрудников правоохранительных органов выявил следующие предложения:
- совершенствовать методы работы;
- улучшить техническое оснащение, информационную службу;
- упростить структуры и в целом пересмотреть систему с целью устранения лишних волокитных процедур;
- ввести общественный независимый мониторинг деятельности правоохранительных органов, госслужащих;
- больше работать с населением;
- повышать личную ответственность первых руководителей;
- повысить заработную плату работникам правоохранительных органов до такого уровня, чтобы их не привлекали взятки;
- сотрудникам быть более внимательными, честными, добросовестными, более глубоко и серьезно вникать в суть дела и др.
Сказанное выше позволяет утверждать, что для своевременного выявления и предупреждения противоправных действий со стороны правоохранительных органов необходимо:
В первую очередь, обеспечить научно обоснованный отбор на соответствующие виды деятельности в правоохранительных органах, расстановку и воспитание кадров, регулярное тестирование, в том числе в психофизиологической лаборатории (ПФЛ);
Во-вторых, усилить воспитательную работу с молодыми сотрудниками в духе строжайшего соблюдения законности и противостояния коррупционным влияниям.
В-третьих, считаем целесообразным, предложить внести в программы ведомственных учебных заведений специального курса по проблемам борьбы с коррупцией.
Таким образом, в числе иных мер, на наш взгляд, следовало бы ужесточить ответственность сотрудников правоохранительных органов за преступления и, в первую очередь, руководящего состава для дальнейшего совершенствования законодательства, практики его применения.
Список литературы:
1. Конституция Республики Казахстан. Научно-правовой комментарий / Под ред. Г.С. Сапаргалиева. - Алматы: Н^р-пресс, 2004. - 564 с.
2. Назарбаев Н.А. Концепция правовой реформы на период с 2010 по 2020 годы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.zakon.kz/146257-utverzhdena-koncepcija-pravovojj.html.
3. О мерах по повышению эффективности правоохранительной деятельности и судебной системы в Республике Казахстан: Указ Президента РК 17.08.2010 года № 1039 [Электронный ресурс] / Официальный сайт Президента РК. - Режим доступа: www.akorda.kz/ru/official_documents/decrees _of_the_president/o_merah_po_povysheniyu_effektivnosti_pravoohranitelnoy.
4. Отчет о деятельности Уполномоченного по правам человека в РК за 2009 год. - Астана, 2010. - 111 с.
5. Официальный сайт Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры РК [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.pravstat.kz./rus/index.php?option=com_content&task=view&id =370<emid=123 (Датапубликации: 30.11.07).
6. Официальный сайт МВД РК [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.mvd.kz/index.php?p=vote_arch/
7. Назарбаев Н.А. Новое десятилетие - новый экономический подъем - новые возможности Казахстана [Электронный ресурс] // Послание Президента РК 29.01.2010 / Официальный сайт Президента РК. - Режим доступа: www.akorda.kz.
8. Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка: Принят Генеральной Ассамблеей ООН резолюцией 34/169 от 17 декабря 1979 г.
9. Большой юридический энциклопедический словарь. - М.: Книжный мир, 2003. - 720 с. Мирнова Л.И. Превенция делинквентного поведения сотрудников органов внутренних дел: теоретико-прикладные аспекты: дисс. ... канд. юрид. наук. - Н.Новгород, 2007. - 278 с.
10. www.pravstat.kz/rus/index.php?option=com_content&task=view&id= 1156 (Дата публикации: 06.11.09).
11. Выборов А. Ситуацию мы держим на контроле [Электронный ресурс] // «Полиция.kz». Официальный сайт МВД РК. - Режим доступа: www.mvd.kz/eng/index.php?p=razdel_more&id5=6597&id1=2.
12. Европейский кодекс полицейской этики: Рекомендация Rec (2001) 10 Комитета министров государствам-членам по Европейскому кодексу полицейской этики (принята Комитетом министров 19 сентября 2001 года на 765-м заседании Представителей министров); Международный семинар по проблемам полицейской этики. Материалы международного семинара (14-15 мая 2002 г.). - М.: Щит-М, Изд-во Моск. ун-та МВД России, 2003.