УДК 328.185
КОРРУПЦИЯ В КАЗАХСТАНЕ: МАСШТАБЫ МАТЕРИАЛЬНОГО И МОРАЛЬНОГО ВРЕДА
Татубаев Талгат Маратович,
Челябинский государственный университет, кафедра политических наук и международных отношений, соискатель, г. Челябинск, Россия. E-mail: [email protected]
Аннотация
Анализируются размеры и ви ды ущерба от коррупции в Республике Казахстан. К наиболее опасным последствиям отнесены: кризис дове рия к в ласти, разложение правоохранительных структур, ухудшение условий ведения бизнеса. Сделан в ывод о необходимости модернизации антикоррупционной политики и ее институтов.
Ключевые понятия: коррупция, делегитимация власти, дискредитация силовых органов, деградация экономики, реформа антикоррупционных и нститутов.
Урон, приносимый коррупци ей казахстанскому государству, часто становится предметом обсуждения на симпозиумах, круглых столах, в прессе. При этом дост о-верная статистика о том, во что обходятся обществу корыстные устремления недобросовестных чиновников, крайне скудна, что не у дивительно. В едь б ольшая ч асть коррупционных пре ступлений ( особенно взяточничество) совершается скрытно и потому не регистрируется. Многим высокопоставленным мздоимцам удается избежать ответственности за сов ершенные деяния. В итоге на скамью подсудимых чаще всего попадают мелкие ко ррупционеры. В силу указанных причин научный анализ заявленной проблемы затруднен.
По данным Генеральной прокуратуры за 2015 г., в РК было отмечено 3088 коррупционных преступлений. Рост по срав нению с 2014 г. составил 49%. Поте ри превысили 8 млрд тенге1. За 6 месяцев 2016 г. в едином реестре досудебных расследований антикоррупционной службы зарегистрировано 1644 уголовных правонарушений по фактам коррупции. Большинство из них составляют: взяточничество - 31% (506); злоупотребление должнос тными полномочиями - 28% (462); служебный подлог - 20% (323). Всего в производ стве находилось 5719 дел. Из них по 4 199 (73%) расследов ание удалось завершить. Установлен ущерб на сумму 29,3 млрд тен ге, возвращено в казну 7 ,5 млрд тенге, или 2 5,6%. Наложен а рест на и му-щество общей стои мостью 13,2 млрд тен ге2. Всего по республи ке на конец июля 2016 г. под с ледствием н аходилось п орядка 5 88 должностных лиц. Из них 11 - руководители республиканского, 39 - областн ого, 79 -городского и райо нного уровней, 16 акимов и их заместителей. По сведениям, имеющимся в распоряжен ии уполномоченного органа, в наибольшей степени подвержены-ми коррупции о казались акиматы, органы внутренних дел, министерства сельского хозяйства и здравоохранения, квазигосударственный секто р и комитет госдоходо в Минфина3. Это дает по вод «демократичес-
1 Размеры ущерба от коррупционных преступлений озвучены в Казахстане. [Электронный ресурс]. Tengry news. 19.11.2015. URL: https://tengrinews.kz/kazakhstan_news/razmeryi-uscherba-korruptsionnyih-prestupleniy-ozvuchenyi-284362/ (дата обращения 05.11.2016).
2 Основные итоги деятельности по противодействию коррупции. [Электронный ресурс]. Национальное бюро по противодействию коррупции Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы
и противодействию коррупции. URL: http://anticorruption.gov.kz/rus/about/analiz_deyatelnosti/osn_itogi_ deyatelnosti/?cid=0&rid=204 (дата обращения 05. 11. 2016).
3 Ущерб от деятельности коррупционеров и казнокрадов в Казахстане составил 29 000 000 000 тенге за 2016 год. 20.07.2016. [Электронный ресурс]. kapital. kz. URL: http://www.inalmaty.kz/news/1302348 (дата обращения 07.11.2016).
кой» оппозиции говорить о «деформации исполнительной вертикали власти» и пропагандировать алармистские сценарии ближайшего будущего Казахстана. Предупреждения не стоит игнорировать. В чем же их суть и насколько они отвечают реалиям?
Казахстанские эксперты отмечают, что коррумпированные слои бюрократического аппарата пытаются саботировать в ыполне-ние принятых государственных программ, таких как космическая, биотопливная, индустриально-инновационная, «чистая питьевая вода», 12-л етнее школьное образо вание и др. [1]. Что касается стратегии противодействия коррупции, частью которой является президентский план «100 конкретных шагов. Современное государство для всех» , озвученный Н.А. Назарбаевым на расширенном заседании Правительства РК в Астане 6 мая 2015 г., то под ви дом его ско рейшей реализации продвигаются весьма сомнительные законопроекты. Например, о праве руководителя при п ереводе на н овое м есто вне конкурса назначить себе помощника, советника и секре таря. Пользователи соц-сетей отреагиро вали на это так (авторская орфография и пунктуация сохранены): «Все делается для удобства пол учение незаконных доходов то бишь откатов, взяток. Все будет делаться через доверенного человека коим является эти самые помощники, советники и секретари. Власть сигнали зирует акимам, руководителям как им действовать и создает эти самые условие» 4. Наверное, комментарии излишни. Коррумпированным группам казахстанского общества имманентно свойственно создавать условия для самовоспроизводства и запускать механизмы торможения модернизационных процессов. Вечное «вчера» - вот их иде ал, но это противоречит и нтересам страны, мешает формированию предпосылок развития, сужает его перспективы.
Неудивительно, что доверие госаппарату выражает лишь 58,1 % населения РК, из них полностью доверяют 13,4%, частично - 44,7%. (С м. табл. 1) Доля заявивших о недоверии или затруднившихся с ответом составила 41,9% (соответственно 13,7% и 28,2%). Как видим, соотношение абсолютных оптимистов и убежденных скептиков не в пользу первых.
Американский специалист по корпоративной культуре Д. Крепс рассчитал, что при уровне доверия в обществе меньше 33,3% проведение сделок ил и предоставление услуг с пр едоплатой становится невозможным. Это - критическая, минимальная планка для осуществления социального взаимодействия в услови ях рынка. Дальше - коллапс [5, p . 100].
Теоретики авторитетного научного направления - неоинституционализма (Р. Коуз, У.К. Митчелл, Дж. Бьюкенен, М. Олсон и др.), исходят из того, что применение аппарата сов ременной микроэкономики может способствовать объяснению конкретных явлений общественной жизни. Например, в Дании (1-е место по IPC TI в 2016 г.) на вопрос «Исходя из Вашего личного опыта, считаете ли Вы, что окружающим людям можно доверять?» в 198 6 г. положительно ответи -ли 94% респондентов. На севере Италии (60-е место по IPC TI в 2016 г.) таковых оказалось 72%, на юге - 65% [2, с. 43]. Нелишне напомнить, что именно южные провинции страны являются родиной знаменитой итальянской мафии «Cosa Nostra» (в пер. с си цилийского языка «Наше дело»), которая возникла как «третья сторона», гарантирующая участникам соглашений выполнение взятых на себя обязательств. Выстраивается порочный круг: слабое довери е вызыва ет к жизни мафиозные кланы, которые насаж дают коррупцию, ведущую к опасной делегити-мации власти. Выход есть, и заключ ается он в поддержке общественных и профессиональных объединений граждан и расширении сотрудничества с ними с целью внедрения в по вседневные практики механизмов самоуправления.
Проникая в правоохранительные структуры, коррупционные сети стр емятся «перепрограммировать» их на обеспечение собственного комфортного существования и превратить контрольную и карательную функцию уполномоченных органов в инструмент защиты своих, криминальных, интересов. Мо тивация с иловиков п ри э том меняется на противоположную, они теряют способность предупреждать и пресекать антигосударственные акции.
4 Руководители при переводе смогут забрать с собой команду из трех человек. [Электронный ресурс]. Уральская неделя. 12.08.2015. URL: http://www.uralskweek.kz/20l5/08/l2/rukovoditeli-pri-perevode-smogut-zabrat-s-soboj-komandu-iz-trex-chelovek/ (дата обращения 07.11.2016).
Таблица 1
Уровень доверия населения Казахст ана к центральным государственным органам Республики [4, с. 81, 82]
Полностью доверяют Частично доверяют Вообще не доверяют Затруднились с ответом
Верховный суд 13,8% 47,2% 13,7% 25,3%
Генеральная прокуратура 13,5% 47,3% 13,7% 25,5%
Министерство обороны 15,3% 44,8% 11,8% 28,2%
Агентство по государственной службе и противодействию коррупции 14,6% 45,3% 12,3% 27,8%
Министерство культуры и спорта 14,5% 45,4% 11,8% 28,4%
Министерство здравоохранения и соц. развития 13,4% 45,3% 14,9% 26,4%
Министерство образования и науки 14,2% 44,3% 14,6% 26,9%
Министерство сельского хозяйства 13,5% 44,4% 12,6% 29,4%
Министерство иностранных дел 13,6% 44,2% 12,5% 29,7%
Министерство внутренних дел 13,2% 44,3% 16,2% 26,3%
Министерство национальной экономики 13,2% 43,9% 13,6% 29,2%
Министерство энергетики 12,4% 44,7% 12,6% 30,3%
Министерство по инвестициям и развитию 13,5% 43,0% 13,3% 30,2%
Комитет государственных доходов Министерства финансов 12,0% 44,5% 15,7% 27,8%
Счетный комитет по контролю за исполнением республиканского бюджета 12,2% 43,8% 13,9% 30,1%
Министерство юстиции 12,8% 43,2% 14,8% 29,3%
Министерство финансов 11,9% 44,0% 14,8% 29,3%
Иллюстрацией сказанного выступает так называемое « Хоргосское дело» 20 13 г. - самый к рупный у головный п роцесс в и стории Казахстана, по обвинению в контрабанде 45 работников таможни и госбезопасности. Используя свое служебное положение, они
обеспечивали беспрепятственное прохождение китайских товаров, принадлежащих организованной преступной групп е (ОПГ) Талгата Кайрбаева, через ряд таможен ных постов РК. Стоимость незаконно ввезен ного и задержанного в 2011 г. груза составила 1,5 млрд тенге5.
5 «Хоргосское дело»: обвиняются 45 человек. 23 апреля 2013 г. [Электронный ресурс]. Forbes Kazakhstan. URL: http://for bes. kz/process/probing/ho rgosskoe_delo_obvinyayutsya_4 5 _chelovek (дата обращения 09.11.2016).
В 2014 г. все главные фигуранты получили длительные сроки тюремного заключения.
Зачастую агенты влияния пытаются инициировать внутриведомственные и межведомственные конфликты, истинные причины которых таятся в выгодном для них перераспределении административного р есурса. Н овейшая к азахстанская история помнит противостояние Государственного следственного комитета (ГСК) и Министерства внутренних дел, которое з акончилось р асформировани-ем ГСК. Агентство по борьбе с экономической и коррупционной преступностью (АБЭиКП) в 2009 г. также конфликтовало с МВД. Стороны едва ли не ежедневно обменивались ударами: стражи дорог регулярно задерживали своих коллег из Антикоррупционного аген тства за нарушения ПДД, а послед ние привл екали инспекторов Управления дорожного движения за взятки . Н. Суиндиков, бывший на тот момент официал ьным представителем Генеральной прокуратуры, высказался о сложившейся ситуации предельно дипломатично: «Имела место неправильная трактовка отдельных сообщений по ходу расследования уголовных дел или правонарушений, совершенных сотрудниками органов финансовой полиции, или наоборотор ганов вн утренних дел». Только вмешательство первых руководителей - министра внутренних дел и председателя Агентства - привело к нормализации отношений двух ведомств6.
Коллизии возникали и между ГП - КНБ. В 2009 г. работники нацбезопасности арестовали заместителя начальника финансовой полиции г. Алматы А. Жантилеева. Основанием стали его связи с лицами, причастными к сбыту наркотиков. Генпрокуратура усмотрела в этом процессуальные нарушения и освободила чиновника, но
вынесла определение о его несоответствии занимаемой должности7.
Подобные п ерипетии, к т ому же в ся-чески подогреваемые средствами массовой информации, пагубно отражаются на репутации силовых органов. Несмотря на то, что за проше дший период многое было сделано для ее укрепления, при опросе в
2015 г. распро страненность в РК таких правонарушений, как: 1) подмена документов, данных, веществен ных доказательств; 2) помощь в избежании наказания - по десятибалльной шкале респонденты оценили выше среднего - соответственно в 6, 16 и 6, 54 балла [4, с. 52, 5 3]. Вывод однозначен: любые скандалы, в которые вовлечены правоохранительные структуры, общественное мнение склонно считать проявлением коррупции. Если этому не положить конец, то в рамках дихотомии «свой - чужой» все большее число людей начнет ассоциировать силовиков с «чужими». Построить к репкое правовое государство на столь ненадежном фундаменте будет не льзя.
В экономике негативные последствия коррупции вы ражаются, п режде в сего, в значительном объеме «теневых» операций. Объявленная «амни стия капиталов», предусматривающая прощение всем, кто в период с 1 сентябр я 2014 г. по 31 декабря
2016 г. заявил о наличии активов за рубе-жом8, должна ощутимо его снизить. По данным Ф. Шнайдера, размеры внелегального сектора в РК в 1999 г. составляли 42,6%; в 2007 г. - 37,4%; в 2015 г. - 33,89% ВВП [6, р. 17]. Это приводит к недобору н ало-гов в бюджет и, как следствие, обострению социальных проблем.
Предоставление не которым пред при-нимателям незаконных преимуществ отрицательно сказывается на функционировании конкурентных механизмов рынка, отбивает стимулы к честному ведению бизнеса. Отчет о тре тьем раунде монито-
6 В конфликт финансовых и дорожных полицейских вмешались первые руководители ведомств. [Электронный ресурс]. Параграф. URL: http: //online.zakon.kz/Document/?doc_id=30483442#pos=1;-292 (дата обращения l1.11.2016).
7 Генпрокуратура РК считает поведение сотрудника финполиции несовместимым с пребыванием на руководяще должности в госоргане. 10.12.2009. [Электронный ресурс]. Nomad. Кочевник. URL: http://www. nomad.su/?a=13-200912110312 (дата обращения 10.11.2016).
8 См.: Закон РК от 30 июня 2014 г. «Об амнистии граждан Республики Казахстан, оралманов и лиц, имеющих вид на жительство в Республике Казахстан, в связи с легализацией ими имущества» [Электронный ресурс]. Параграф. URL: http: //online.zakon.kz/Document/?doc_id=31573214#pos=1;-307 (дата обращения 05.11.2016). Собственность, приобретенная в результате коррупционных деяний, а также иных преступлений против интересов государственной службы и государственного управления, под амнистию не попала. Ранее в Казахстане подобная акция проводилась дважды: в 2001 г. и в 2006-2007 гг. В первый раз она касалась денег на зарубежных счетах (было возвращено 480 млн $), во второй - распространилась и на имущество (вернулось 6, 8 млрд $). (Прим. соиск.)
ринга С тамбульского п лана д ействий п о борьбе пр отив корр упции содерж ит сведения о нарушениях в сфере госзакупок в Казахстане. В течение я нваря - сентябр я 2013 г. они были выя влены в 1399 те нде-рах на общую сумму 186 , 76 млрд те нге9. Это означает, что большое количество потенциальных участников оказались не допущены к торгам. Изъяны в процедуре госзакупок препятствуют формированию эффективного предпринимательского класса, негативно отражаются на инвестиционном климате, мешают совершенствованию технологий.
Практика международных экономических отношений показывае т, что если в должностном преступлении, связанном с незаконным обогащением, уличен представитель высшей политической или бизнес-элиты, то под сомнение ставится весь пакет договоров и соглашений, заключенных им ранее с зарубежными партнерами. Так, в дело бывшего премьер-министра Серика Ахметова косвенно оказались вовлечены испанская компания Rufepa Tecnoagro SL и британская Standartex Project LLP. В деле экс-председателя правления национальной компании «Астана ЭКСПО-2017» Талгата Ермегияева, осужденного на 14 лет лишения свободы с конфискацией имущества, ключевым эпизодом стало хищение средств испанской компании J&G Consultoria на общую сумму 1,757 млрд тенге10. Евразийская корпорация природных ресурсов (ENRC) 11 из-за злоупотреблений ряда топ-менежде-ров была исключена из листинга Лондонской фондовой биржи и слилась с Eurasian Resources Group (ERG) со штаб-квартирой в Люксембурге. Скандал расследовало британское Управление по серьезным мошенничествам (Serious Fraud Office), подчиняющееся генеральному прокурору этой страны.
Все это крайне пагубно отражается на международной репутации Республи-
ки Казахстан и порождает сомнения в честности и компетен тности как со труд-ников госаппарата, так и части бизнесменов, ответственных за осуществление программ с международным участием. Непродуктивное использование инвестиций, государственных заказов и кредитов оборачивается потерей 30 % бюджетных ресурсов, расходуемых по указанным статьям. Дитер Фриш, бывший Генеральный директор по раз витию Европейской комиссии, отмечал, что сверхзатраты на экономически нецелесообразные «коррумпированные» п роекты о тнюдь не ограничиваются суммой взятки, а включают в себя всю их стоимость [3, с. 84].
За счет раздутых «накладных расходов» повышаются цен ы на потребительские товары и услуги. Со гласно данным Ассоциации независимых экспертов по коррупции, в Казахстане по этой причине они становятся дороже почти на 50%12. В результате консервируются «хроническая бедность» и имущественное неравенство, перестают работать социальные лифты.
Циркулирование в экономике коррупционных и криминальных денег, помимо инфляции, ведет к образованию «мыльных пузырей», когда быстрая спекулятивная прибыль извлекается из мошеннических операций или торговли ничем не обеспеченными «ценными бумагами». Схлопыва-ние такого «пузыря» тяжело отражается и на совокупном с просе, и на добросовестных производителях тех товаров, которые были предметом спекуля ций или базовым активом для деривативов. В итоге целые отрасли, например строительство и торговля недвижимостью, на какое-то время просто перестают существовать.
Например, в акционерном обще стве «Столичная недвижимость» (г. Алматы) в 2010 г. 8 сотр удников компании похитили 9 млрд тенге. Все они бы ли осуждены. Но
9 Отчет Организации экономического сотрудничества и развития «Антикоррупционные реформы в Казахстане». 3-й раунд мониторинга Стамбульского плана действий по борьбе против коррупции. ОЭСР. 2014 г. - С. 115. [Электронный ресурс]. URL: http://www.oecd.org/daf/anti-bribery/Kazakhstan-3rd-Round-Monitoring-Report-RUS.pdf (дата обращения: 18. 06. 2016).
10 Inform БЮРО. [Электронный ресурс]. URL: http://inforiTiburo.kz/stati/hronika-dela-seNka-ahiTietova-ot-sledstviya-do-prigovora.html (дата обращения 14.06. 2016).
11 ENRC - транснациональная компания, зарегистрированная в Англии и Уэльсе (2006 г.). Большая часть ее активов приобреталась в РК в середине 1990-х гг. в результате приватизации. Занималась добычей и переработкой полезных ископаемых. Осуществляла свою деятельность в Казахстане, Китае, России, Бразилии и Африке. Являлась крупнейшим в мире производителем феррохрома. (Прим. атора.)
12 Предложения НЭПК «Атамекен». [Электронный ресурс]. Nomad. Кочевник. URL: http://www.nomad. su/?a=3-201107210025 (дата обращения 14.09.2016).
уже после вступл ения пр иговора в законную силу судья Д.К. Абдыкалыков самовольно, не уведомляя прокурора и обманутых дольщиков, сн ял ар ест с некоторых объектов, принадлежащих указанному АО, общей стоимостью 3 м лрд тенге. Их тотчас же продали, а деньги исчезли 13. В Австрии в мае 2016 г. поли ция задержала и посадила под домашний арест Е. Тайжанова, подозреваемого в хищении 27 млрд тенге у дольщиков, которые вложили средства в возведение 10 жилищных комплексов в Астане14.
Другой пример относится к финансовым пирамидам. С 2004 по 2014 г. в Казахстане незаконным оборотом денежных средств занимались 23 частных организации. От их действий пострадало свыше 5 тыс. человек, которые лишились более 1 млрд тенге15. Несмотря на принятый в январе 2014 г. закон, н аправленный против финансовых(инвести ционных)пирамид и предусматривающий лишение свободы на срок от 7 до 12 л ет, о ни продолжали существовать. Так, в мае 2016 г. Комитетом государственных доходов Минфина РК были разоблачены аферы компаний «Финстатус», «Эвере ст финанс» и «Профит групп», имевших филиалы по всей стране. Людей убеждали брать кредит в банке и вносить в кассу «фирмы» 40% от его суммы. Взамен обещали полностью погасить долговые обязательства. По предварительным данным, ущерб оценивается в сотни миллион ов тенге16. Трудно поверить, что подобные «проекты» проворачивались в одиночку, без поддержки «наверху».
Очень опасна коррупция в неправительственных организациях, которые при -званы контролировать власть. Большой резонанс в Казахстане вызвало задержание в 2016 г. президента Союза журналистов
Казахстана Сейтказы Матаева и его сына Асета Матаева, генерального директора информационного агентства КазТАГ. Они подозревались в хищении через принадлежащие им компании бюджетных средств, выделенных Комитетом связи, информатизации и информации (КСИИ) Министерства по инвестиция м и развитию Республики Казахстан и АО «Казахтелекомом» на создание собственных новостных ресурсов17 Люди, олицетворяющие собой «совесть нации», должны служить п римером для остальных. Если этого нет, то общество теряет моральные ориентиры, его охватывают безразличие и апатия.
Таким образом, материальные и моральные издержки коррупции для Казахстана, к оторый п ланирует в о бозримом будущем войти в тридцатк у самых развитых государств мира, весьма велики. Эрозия определенной части бюрократического аппарата, нерациональное расходование бюджетных средств, невысокий уровень деперсонифицированного доверия, существенные размеры те невой экономики, корыстолюбие знаковых публичных персон в совокупности могут серьезно осложнить достижение указанной цели. Пр оцесс обновления антикоррупционной политики и институтов, которые ее реализуют, спо со-бен минимизировать это бремя. Ориентироваться следует на опыт стран, сумевших ограничить и обуздать коррупцию, не исключая поиск собственных оригинальных решений.
1. Илеуова Г. Анализ угроз национальной безопасности РК на среднесрочную перспе ктиву // Антитеррор. 28.04.2013. URL: http://coun ter-terror.kz/ ru/article/view?id=117 (дата обращения: 07.11.201 6).
2. Патрушев С.В. Представление об обществе и проблема идентичности у поколения граждан //
13 Т0П-10 застройщиков, кинувших дольщиков в Казахстане. 27 июля 2016 г. [Электронный ресурс]. Караван. М едиа п ортал. U RL: ht tp://www.caravan.kz/news/top10-zastrojjshhikov-kinuvshikh-dolshhikov-v-kazakhstane-380136/ (дата обращения 10.11.2016).
14 В Австрии задержан руководитель группы компаний «Азбука жилья» Ерканат Тайжанов. 18 мая 2016 г. [Электронный ресурс]. zakon.kz URL: https://www.zakon.kz/4793699-v-avstrii-zaderzhan-rukovoditel-gruppy. html (дата обращения 11.11.2016).
15 Финансовые пирамиды продолжают функционировать в РК. 18 марта 2014 г. [Электронный ресурс]. Капитал. Центр деловой информации. URL: https://kapital.kz/gosudarstvo/28001/finansovye-piramidy-prodolzhayut-funkcionirovat-v-rk.html (дата обращения 10.11.2016).
16 В Казахстане выявлены три финансовые пирамиды. 20 августа 2016 г. [Электронный ресурс]. 365
info. kz. Аналитика, расследование, новости. URL: http://365info.kz/2016/08/v-kazahstane-vyyavleny-tri-finansovye-piramidy (дата обращения 10.11.2016).
17 Калашникова А. Талгат Татубаев: Матаев был готов возместить ущерб государству. [Электронный ресурс]. Ratel.kz аналитический интернет-портал. URL: http://www.ratel.kz/raw/ak_24022016 (дата обращения 06.11.2016).
Российская повседневность и политическая культура: возможности, проблемы и пределы трансформаций / под ред. С . Патрушева. М.: ИСП РАН, 1996. 143 с.
3. Сейлеханов Е.Т. Коррупция как проблема национальной безопасности // Analytic. 2007. № 4. С. 83-87.
4. ТОО «ПРЭКО-Консалтинг». Аналитический отчет по социологическому исследованию «Определение индекса восприятия коррупции в Республике Казахстан», проведенному по заказу Агентства РК по делам государственной службы и противодействию коррупции в период с июня по декабрь 2015 г. (Архив с оиск.)
5. Kreps D. Corporate Culture and Economic Theory // Perspectives on Positive Political Economy / Ed. by J. Alt, K. Shep sle. [Text] / D. Kreps. Cambridg e: Cambridge University Press, 1990. P. 90-143.
6. Schneider F. The size and d evelopment of the shadow economies of Ukraine and six other eastern countries over the period of 1999 - 2015 // Economics of Development. 2016. № 2 (78). P. 12-20.
References
1. Ileuova G. (2013) Analiz ugroz nacional'noj bezopasnosti R K n a s rednesrochnuju p erspektivu. Antiterror: jelektronnyj z hurnal, available at: http:// counter-terror.kz/ru/article/view?id=117 (a ccessed 07.11.2016) [in Rus].
2. Patrushev S.V. (1996) Rossijskaja povsednevnost' i politicheskaja kul'tura: vozmozh-nosti, problemy i predely transformacij. Moscow, ISP RAN, 143 p. [ in Rus].
3. Sejlehanov E.T. (2007) Analytic, no. 4, pp. 83-87 [in Rus].
4. TOO «PRJeKO-Konsalting». Analiticheskij otchet po sociologicheskomu issledovaniju «Opre-delenie indeksa vosprijatija korrupcii v Respublike Kazahstan», provedennomu po zakazu Agen tstva RK po delam gosudarstvennoj sluz hby i protivodejstviju korrupcii v period s ijunja po dekabr' 2015 g. (Arhiv avtora) [in Rus].
5. Kreps D. (1990) Perspectives on Positive Political Economy / ed. by J. A lt, K. Shepsle. Cambridge, Cambridge University Press, pp. 90-143 [in Eng].
6. Schneider F. (2016 ) Economics of Develop -ment, no. 2 (78), pp. 12-20 [in Eng].
UDC 328.185
CORRUPTION IN KAZAKHSTAN: SCALE OF MATERIAL AND MORAL DAMAGE
Tatubaev Talgat Maratovich,
Chelyabinsk State University,
The Department C hair of Political Sciences
and International Relations,
Degree-seeking student,
Chelyabinsk, Russia.
E-mail: [email protected]
Annotation
The author analyzes the scale and kinds of damage from the corruption in the Republic of Kazakhstan among which the mo st dangerous are crisis of power credibility, degeneration of law enforcement establishments, worsening of conditions for do ing business. The author makes a conclusion th at it is necessary to modernize anti-corruption policy and it s institutions.
Key concepts:
corruption,
power delegitimation,
discreditation of law-enforcement agencies,
degradation of economics,
reform of anti-corruption institutio ns.