Научная статья на тему 'Опыт борьбы с коррупцией в органах внутренних дел Республики Казахстан'

Опыт борьбы с коррупцией в органах внутренних дел Республики Казахстан Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1742
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ / COUNTERACTION / КОРРУПЦИЯ / КОРРУПЦИОННАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / CORRUPTION / ОРГАНИЗОВАННАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / ORGANIZED CRIME / КОРРУМПИРОВАННЫЕ СВЯЗИ / CORRUPT CRIMINALITY / CORRUPT RELATIONSHIP

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Тургумбаев Ерлан Заманбекович

Статья посвящена вопросам борьбы с коррупцией в органах внутренних дел. На основании анализа правоприменительной деятельности автором описаны основные коррупционные правонарушения, имеющие место в системе органов внутренних дел. Обозначены основные меры, принимаемые руководством органов внутренних дел по борьбе с коррупцией и организованной преступностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FIGHTING CORRUPTION IN THE ORGANS OF THE INTERIOR IN REPUBLIC KAZACHSTAN

The article deals with the issues of fighting corruption in the organs of the Interior. On the basis of the analysis of law enforcement activity the author describes the main corruption crimes which take place in the system of the organs of the Interior. The author points out the basic measures taken by the heads of the organs of the Interior in fighting corruption and organized crime.

Текст научной работы на тему «Опыт борьбы с коррупцией в органах внутренних дел Республики Казахстан»

УДК 3 43.43

Ерлан Заманбекович ТУРГУМБАЕВ,

начальник Департамента внутренних дел г. Алматы (Республика Казахстан), кандидат юридических наук

ОПЫТ БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

FIGHTING CORRUPTION IN THE ORGANS OF THE INTERIOR IN REPUBLIC KAZACHSTAN

Статья посвящена вопросам борьбы с коррупцией в органах внутренних дел. На основании анализа правоприменительной деятельности автором описаны основные коррупционные правонарушения, имеющие место в системе органов внутренних дел. Обозначены основные меры, принимаемые руководством органов внутренних дел по борьбе с коррупцией и организованной преступностью.

The article deals with the issues of fighting corruption in the organs of the Interior. On the basis of the analysis of law enforcement activity the author describes the main corruption crimes whichtake place inthe systemof the organs of theInterior. The author points out the basic measures taken by the heads of the organs of the Interior in fighting corruption and organized crime.

Ключевые слова: противодействие, коррупция, коррупционная преступность, коррумпированные связи, организованная преступность.

Keywords: counteraction, corruption, corrupt criminality, corrupt relationship, organized crime.

За годы независимого развития в Казахстане сделаны значительные шаги на пути противодействия коррупции, которая подрывает устои правового государства, тормозит экономический рост и наносит огромный ущерб интересам предпринимателей и всех граждан страны.

Борьба с коррупцией в Казахстане приобретает по-настоящему глобальное значение в свете реализации задач, поставленных Главой государства в Послании народу Казахстана по обеспечению прорыва республики в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира.

Совершенно очевидно, что для достижения этого стратегического приоритета государству необходимо обеспечить не только высокие темпы экономического и политического развития, крайне важно привести в соответствие с международ-

ными стандартами национальную антикоррупционную политику и добиться многократного снижения уровня коррупции.

Вопросы противодействия коррупции в государственных органах неоднократно выносились на заседания Совета Безопасности страны, при котором создана специальная группа, занимающаяся этой проблемой.

В этих же целях в государственных органах проводится административная реформа, призванная сократить бюрократические барьеры.

Следует особо подчеркнуть, что сегодня коррупция является одним из самых опасных социальных явлений, оказывающих негативное влияние как на международный авторитет нашей страны, так и на ее внутриполитическую стабильность, наносит ущерб системе государственного

управления и подрывает доверие общества к институтам государственной власти, что, в свою очередь, требует принятия кардинальных мер по ее противодействию.

Предельно опасной является коррупция среди сотрудников правоохранительных органов - людей, призванных стоять на страже закона. Такая коррупция способствует укреплению организованной преступности, которая, сращиваясь с коррумпированными чиновниками, усиливается еще больше с помощью доступа к политической власти.

Особого внимания в этом плане требуют органы внутренних дел. Среди правоохранительных органов это самая многочисленная и многофункциональная система.

В связи с этим Министерством внутренних дел Республики Казахстан уделяется особое значение вопросам борьбы с коррупцией, в рамках которой нами предпринимаются комплексные и целенаправленные меры по предупреждению, выявлению и пресечению коррупционных правонарушений и преступлений среди полицейских.

Состояние борьбы с коррупцией в органах внутренних дел. Министерством внутренних дел в текущем году предприняты организационные и практические меры по обеспечению законности, дисциплины и противодействию коррупции среди личного состава органов и подразделений внутренних дел.

С начала года комплекс вопросов, связанных с решением этой проблемы четырежды рассмотрен на расширенных заседаниях коллегии МВД РК с приглашением начальников региональных ДВД.

Министерством ужесточен персональный спрос с руководителей за состояние антикоррупционной и кадровой работы, обеспечение соблюдения дисциплины и законности личным составом. За непринятие должных мер по этим вопросам к строгой дисциплинарной ответственности привлечены ряд руководителей территориальных и транспортных ДВД. Кроме

того, наряду с непосредственными начальниками к дисциплинарной ответственности привлекаются и должностные лица, рекомендовавшие на ту или иную должность сотрудника, совершившего преступление.

Эти и другие меры позволили несколько снизить уровень коррупции в органах внутренних дел, однако состояние законности и дисциплины среди личного состава остается еще не на должном уровне.

За 9 месяцев текущего года сотрудниками полиции совершены 287 преступлений, по ним привлекаются к уголовной ответственности 317 сотрудников. Из общего количества совершенных преступлений 129 являются коррупционными, по ним привлекаются 164 сотрудника.

В настоящее время привлекаются к уголовной ответственности 100 сотрудников службы общественной безопасности, из них 41 - за коррупционные преступления, 40 сотрудников дорожной полиции, из них 25 - за коррупционные, 56 оперработников криминальной полиции, из них 26 - за коррупционные.

На данный момент под арестом за совершение коррупционных преступлений находятся 64 сотрудника полиции.

Наибольшее количество коррупционных преступлений зарегистрировано в ДВД Южно-Казахстанской области - 13, г.Астаны - 12, ДВД г. Алматы - 11, ДВД Актюбинской области - 10.

Зарегистрированы 49 фактов взяточничества, по которым привлекаются к уголовной ответственности 60 сотрудников. Самое большое их количество выявлено в ДВД г.Астаны - 8, в ДВД г. Алматы -5, в ДВД Алматинской, Актюбинской и Костанайской областей - по 4.

Уже осуждены по всем видам преступлений 83 сотрудника, в том числе по коррупционным - 54.

Не прекращаются факты участия сотрудников полиции в наркопреступлениях. В текущем году были совершены 37 таких преступлений, из которых 13 -самими сотрудниками подразделений по борьбе с наркобизнесом.

Принимаемые меры . Министерством внутренних дел Республики Казахстан ведется целенаправленная работа по укреплению дисциплины и законности, организации воспитания личного состава, профилактике коррупционных правонарушений и преступлений среди сотрудников полиции.

Активизирована работа по проведению рейдовых мероприятий, их количество составило 1890. В ходе рейдов выявлены 80 преступлений, в том числе 18 коррупционных, а также 994 правонарушения. По результатам рейдовых мероприятий привлечены к ответственности 993 сотрудника, в том числе к административной - 421 и к дисциплинарной - 633 . Освобождены от занимаемых должностей 60 и уволены 105 сотрудников полиции.

Подразделениями собственной безопасности рассмотрены 7142 жалобы и заявления граждан о неправомерных действиях и злоупотреблениях сотрудников полиции.

По республике выявлены 247 коррупционных правонарушений, в том числе 168 случаев создания условий для коррупции и 17 фактов занятия предпринимательской деятельностью.

Проводится ротация руководящих кадров. За 12 месяцев 2009 г. сменились 154 руководителей территориальных органов и подразделений внутренних дел, в том числе 5 начальников и 19 заместителей начальника Департаментов внутренних дел областей и на транспорте.

Проводятся регулярные проверки личных дел сотрудников на предмет наличия в них обязательств полицейских на принятие ограничений, установленных Законом «О борьбе с коррупцией».

Каждому ведомству, в том числе и органам внутренних дел, присуща определенная специфика, своя структура коррупционных преступлений и свои методы их осуществления. На сегодняшний день Департаментом собственной безопасности реализуется ведомственная Программа борьбы с коррупцией в органах внутренних дел на 2008-2010 гг.

Как показывает международный опыт, основной акцент при этом мы должны делать не столько на борьбу с отдельными коррупционными преступлениями, сколь -ко на более эффективную борьбу против условий, порождающих коррупцию. Мы должны работать на сужение поля условий и обстоятельств, благоприятствующих коррупции.

Практически это означает, что ведомственная антикоррупционная программа постепенно должна перерасти в постоянно действующую систему ограничения коррупции в конкретной государственной структуре.

Задача сводится к тому, чтобы в каждой службе вести регулярный мониторинг ситуации, выявлять наиболее уязвимые в коррупционном плане должности и принимать своевременные шаги по предупреждению коррупционных проявлений.

На примере дорожной полиции, которая среди всех служб отличается наиболее высокой степенью коррумпированности, рассмотрим меры, предпринятые министерством в целях ограничения условий, благоприятствующих коррупции в этой службе. В январе 2006 г. в административное законодательство внесены поправки, предусматривающие:

1) отмену порядка, при котором дорожные полицейские взимали с водителей штраф на месте;

2) рассмотрение административных материалов по всем ДТП судами.

Внедрена новая методика приема теоретического экзамена на получение прав управления транспортными средствами. Экзамены принимаются сейчас путем компьютерного тестирования, что позволило исключить субъективное влияние полицейского на результаты экзамена.

Диагностика технического состояния транспортного средства перед техническим осмотром передана в конкурентную среду. Сейчас принимаются меры по внедрению компьютерной диагностики автотранспорта, что позволит исключить влияние человеческого фактора на результаты диагностирования транспортных средств.

В целях ограничения непосредственных контактов дорожных полицейских с водителями в настоящее время принимаются меры по повсеместному внедрению автоматизированных систем видеоконтроля и фиксации правонарушений на дорогах.

В текущем году в административное законодательство уже внесены поправки, позволяющие использовать показания этих контрольных видеоприборов в качестве доказательств при рассмотрении материалов о нарушении правил дорожного движения.

Для создания удобств населению изменены жесткие сроки и порядок единовременного проведения по всей стране государственного технического осмотра, который проводится теперь в течение всего календарного года. Это также способствует ограничению коррупции среди дорожных полицейских.

В целях дальнейшего ограничения условий, благоприятствующих коррупции в дорожной полиции, считаем необходимым с учетом международного опыта предпринять следующие меры.

1. Продолжить внедрение автоматизированных систем видеоконтроля и фиксации правонарушений на автодорогах.

Если в ближайшее время мы внедрим такие системы хотя бы во всех областных центрах, это позволит существенно минимизировать возникающие между полицейскими и водителями непосредственные контакты, которые являются как условием для коррупции, так и причиной многочисленных конфликтов и жалоб в инстанции.

Видеоконтроль на дорогах и автоматизированная фиксация нарушений правил дорожного движения при условии внедрения четкого и жесткого механизма исполнения административных взысканий (сегодня взыскиваются всего лишь 56% штрафов) позволит не только ограничить условия для коррупции, но и существенно повысить дисциплину на дорогах.

2. В перспективе, при условии повсеместного внедрения автоматизированной системы видеонаблюдения и фиксации

нарушений правил дорожного движения, целесообразно будет рассмотреть и возможность дальнейшего сокращения численности дорожных полицейских в стране.

3. Реальным шагом в противодействии коррупции в подразделениях дорожной полиции, на наш взгляд, будет автоматизация процессов регистрации автотранспорта, а также присвоения ему государственного регистрационного номерного знака.

Сегодняшняя процедура выдачи государственных номерных знаков - это весьма благоприятная среда для коррупции в среде сотрудников регистрационно-экзаме-национных подразделений.

4 . Во избежание формирования устойчивых коррупционных связей в строевых, особенно в регистрационно-экзаменацион-ньк подразделениях, а также подразделениях административной практики, мы намерены специальным нормативным актом ввести обязательную ротацию кадров этих подразделений дорожной полиции. При этом даже самых устойчивых в морально-психологическом плане сотрудников на этих должностях надо менять через 2-3 года. Нужна также специальная система подбора кадров в эти подразделения.

Весьма серьезным обстоятельством, благоприятствующим коррупции среди участковых инспекторов, сотрудников криминальной полиции и других служб органов внутренних дел, является отсутствие сегодня четкого законодательного регламентирования отношений правоохранительных органов с бизнесом.

В настоящее время, как оказалось, нет законодательной регламентации порядка проведения доследственных проверок. Законом оговорен порядок проведения правоохранительными органами проверок, проводимых лишь в рамках уголовного производства.

Именно поэтому сотрудники правоохранительных органов, несмотря на жесткие требования по соблюдению законности в отношениях с бизнесом, подвергают предпринимателей множеству различных проверок, проводимых либо в рам-

ках оперативно-розыскной деятельности, либо по анонимным и другим сигналам.

Отсутствие четкой законодательной регламентации порядка проведения таких проверок и отношений, возникающих при этом между правоохранительными органами, с одной стороны, и предпринимательством и гражданами, с другой стороны, создают условия для злоупотреблений и коррупции. Поэтому институт доследствен-ных проверок хозяйствующих субъектов нуждается в законодательном закреплении.

В связи с этим актуальной становится необходимость внесения соответствующих изменений и дополнений в уголовно-процессуальное и административное законодательство, а также в Закон «Об оперативно-розыскной деятельности».

Такой законопроект в настоящее время разрабатывается правоохранительными органами под руководством Генеральной прокуратуры в рамках проводимой в стране административной реформы.

В предлагаемом законопроекте предусматривается внесение целого ряда изменений и дополнений. Так, в Уголовно-процессуальный кодекс - порядок проведения доследственной проверки, в Кодекс об административных правонарушениях -норма по урегулированию порядка проведения проверок органами уголовного преследования, в Закон «Об оперативно-розыскной деятельности» - норма, запрещающая ограничение деятельности хозяйствующих субъектов органами, уполномоченными на осуществление оперативно-розыскной деятельности.

На наш взгляд, принятие такого законопроекта позволит урегулировать все отношения, возникающие между правоохранительными органами и юридическими и физическими лицами до возбуждения уголовного дела, в том числе порядок проведения доследственных проверок, что будет способствовать защите конституционных прав и свобод граждан, а также эффективному противодействию коррупции в правоохранительных органах.

Высока еще вероятность соприкосновения с коррупцией граждан, попадающих и в сферу уголовного производства.

Незаконные отказы в возбуждении и незаконные прекращения уголовных дел, а также другие незаконные процессуальные решения при расследовании преступлений и административных правонарушений зачастую обусловлены коррупцией среди следователей, оперативников и других категорий сотрудников органов внутренних дел.

Для минимизации коррупции в этой сфере видится два основных пути:

во-первых, это всестороннее ужесточение ведомственного контроля со стороны руководителей органов и подразделений внутренних дел за законностью и обоснованностью принятия сотрудниками различных процессуальных решений;

во-вторых, процедуры принятия процессуальных решений как по преступлениям, так и административным правонарушениям, несмотря на их регламентацию уголовно-процессуальным и административным законодательством, требуют более четкой и полной детализации ведомственными либо межведомственными нормативными правовыми актами, определяющими как механизм принятия решения, так и круг ответственных за это должностных лиц.

Одним из условий, способствующих коррупции среди этой категории сотрудников, является предоставленная им законом возможность прекращения уголовных дел за примирением сторон (ч.1 ст. 38 УПК РК). В связи с этим министерством инициируется внесение в законодательство изменений и дополнений, предоставляющих право прекращения уголовных дел за примирением сторон только судам.

Противодействуя коррупции, мы работаем как в направлении обеспечения прозрачности принимаемых решений по обращениям и заявлениям граждан, так и в направлении повышения степени общественного контроля за деятельностью полиции.

Гражданин, обратившийся в правоохранительные органы, имеет право на свободный доступ к информации о ходе и результатах рассмотрения своего обращения начиная с момента регистрации и до

вынесения решения. Однако сегодня люди вынуждены тратить на это массу времени и сил, при этом не всегда добиваются ответов на свои вопросы.

Отсутствие прозрачности в деятельности следователей, дознавателей и других сотрудников полиции при принятии процессуальных решений об отказе в возбуждении либо прекращении уголовных дел сводит к нулю любые антикоррупционные начинания.

Главным инструментом борьбы с коррупцией в этих случаях является создание системы контроля, которая бы обеспечивала реальную доступность и открытость информации о принимаемых сотрудниками полиции решениях по заявлениям и обращениям физических и юридических лиц.

Обеспечение прозрачности в работе с обращениями и заявлениями граждан не только позволит снизить уровень коррупции, но и повысит имидж правоохранительных органов в глазах населения.

В целях своевременного реагирования на коррупционные правонарушения, совершаемые сотрудниками полиции, во всех органах и подразделениях внутренних дел функционируют телефоны доверия. Информация о режиме их работы периодически освещается в средствах массовой информации . В текущем году по результатам проверок сигналов, поступивших по телефонам доверия к дисциплинарной ответственности привлечены 62 сотрудника полиции и 4 уволены из органов внутренних дел по отрицательным мотивам.

Большую роль в антикоррупционной работе нам оказывают Дисциплинарные комиссии, созданные в соответствии с Указом Главы государства во всех региональных департаментах внутренних дел. В этом году ими рассмотрены более 100 материалов о коррупционных правонарушениях. В их компетенцию входит и рассмотрение материалов о нарушениях Кодекса чести сотрудников органов внутренних дел.

Не менее важна для укрепления законности и служебной дисциплины дея-

тельность таких общественных институтов, как офицерские и полицейские собрания, а также проведение аттестации сотрудников органов внутренних дел.

Успех борьбы с коррупцией в правоохранительных органах сегодня во многом зависит и от взаимодействия со средствами массовой информации.

На страницах печати с начала года опубликованы 73 критических материала о действиях сотрудников полиции. В основном публикации в СМИ касаются коррупционных проявлений, нарушений законности, допускаемых сотрудниками полиции в ходе раскрытия и расследования преступлений, иных негативных фактов. Ни одна критическая информация в СМИ не остается без внимания министерства. По всем публикациям проводятся служебные проверки, виновные в противоправных действиях сотрудники привлекаются к ответственности. Результаты проверок предаются гласности через те же средства массовой информации.

К процессу борьбы с коррупцией в органах внутренних дел мы намерены активнее подключать общественные институты, простых граждан, средства массовой информации, которые помогают не только выявлять конкретных коррупционеров, но и отслеживать причины и условия, благоприятствующие коррупции в полицейской среде. Понятно, что без поддержки широких слоев населения трудно рассчитывать на достижение серьезных успехов в борьбе с коррупцией в правоохранительных органах. Поэтому министром внутренних дел Республики Казахстан было инициировано создание нового общественного объединения - Общественного совета по контролю за деятельностью полиции при МВД с функциями консультационно-общественного регулятора правовых процессов с правом выработки целевых рекомендаций и публичного вынесения оценок конкретных ситуаций. Создание совета - это свидетельство готовности МВД к диалогу с обществом в вопросах совершенствования работы полиции и прозрачности органов внутренних дел.

Взаимодействие органов внутренних дел с ведомственными учебными заведениями. Ведомственные учебные заведения являются одним из ключевых звеньев в функционировании органов внутренних дел. От качественного отбора слушателей, профессиональной подготовки и обучения, соответствующих современным требованиям, повышения квалификации сотрудников, а также разработки новых подходов и методик раскрытия и расследования преступлений во многом зависит эффективная работа полиции в будущем.

В связи с этим хотелось бы обратить внимание на необходимость создания эффективной, отвечающей международным стандартам, системы образования в ведомственных учебных заведениях.

В рамках работы Научно-методического совета МВД активизировать дальней-

шие научные изыскания в области борьбы с коррупцией. На сегодняшний день это огромное поле для исследований!. Более того, по многим возникающим в деятельности полиции вопросам требуется разработка методических рекомендаций, комментариев, пособий. Мы должны вооружить нашего следователя, оперуполномоченного, криминалиста необходимыми знаниями и навыками в целях снижения факторов, приводящих к нарушениям конституционных прав граждан.

В заключение хотелось бы отметить, что Министерством внутренних дел будет продолжена активная и целенаправленная работа по осуществлению поиска и использованию наиболее эффективных методов противодействия коррупции в органах внутренних дел.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.