Нодари Дарчоевич ЭРИАШВИЛИ,
профессор Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат исторических наук, кандидат юридических наук, доктор экономических наук, профессор, лауреат премии Правительства РФ в области науки и техники
Москва, Россия, e-mail: [email protected]
Научная специальность: 12.00.11 - Судебная деятельность, прокурорская деятельность, правозащитная и правоохранительная деятельность
К ВОПРОСУ О ПРАВОВЫХ И ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ОСНОВАХ ПОДГОТОВКИ НОТАРИУСОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Аннотация: в статье рассматриваются актуальные аспекты деятельности по подготовке нотариусов на современном этапе становления общества с учетом имеющегося опыта и в рамках действующего законодательства о нотариате и об образовании. Обозначены основные нормативные правовые акты, регламентирующие подготовку нотариусов в современных условиях. В ходе исследования были изучены конкретные проблемы регламентации требований, предъявляемых к кандидатам на должность нотариуса, проанализирован имеющийся научно-практический опыт, опрошены нотариусы, предложен механизм повышения эффективности деятельности по подготовке нотариусов.
Ключевые слова: нотариат, нотариус, подготовка, образование, повышение квалификации.
Nodari Darchoevich ERIASHVILI,
Professor of the Moscow University of the MIA of Russia named after V. J. Kikot, candidate of historical Sciences, candidate of legal Sciences, doctor of Economics, Professor, laureate of the Russian Government prize
in science and technology Moscow, Russia
TO THE QUESTION OF LEGAL AND ORGANIZATIONAL BASES OF THE PREPARATION OF NOTARY IN MODERN CONDITIONS
Abstract: in article relevant aspects of activities for training of notaries at the present stage of formation of society taking into account the available experience and within the current legislation about a notariate and about education are considered. The main regulations regulating training of notaries in modern conditions are designated. During the research specific problems of a regulation of requirements imposed to candidates for a position of the notary were studied the available scientific practical experience is analysed, notaries are interviewed, the mechanism of increase in efficiency of activities for training of notaries is offered.
Keywords: notary, training, education, professional development.
Нотариат является общественным правовым институтом, который обеспечивает реализацию имущественных прав участников гражданского оборота и без которого невозможно представить осуществление гражданско-правовых сделок, обеспечение их законности. Нотариусы обеспечивают охрану имущества в сфере наследства, оформляют и свидетельствуют юридические факты.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2019
Деятельность нотариата в Российской Федерации, порядок подготовки и сдачи квалификационного экзамена на должность нотариуса, проведения конкурса на замещение вакантной должности нотариуса регламентируют следующие нормативные правовые акты: Конституция Российской Федерации; гражданский, семейный, налоговый кодексы; законодательные акты в области нотариата; иные федеральные законы, так или иначе затрагивающие дея-
тельность нотариусов; нормативные акты Президента и Правительства Российской Федерации; внутренние ведомственные нормативные правовые акты1.
Базовым и первостепенным же, безусловно, являются Основы законодательства Российской Федерации о нотариате, которые закрепляют организационно-правовые основы деятельности нотариата, регулируют вопросы практической деятельности нотариуса, а равно содержат основные положения, регламентирующие требования к кандидату на должность нотариуса.
Вопросам правовых и организационных основ подготовки нотариусов в современных условиях уделяли исследовательское внимание такие исследователи, как А. В. Бегичев, Е. Ю. Ушакова и др. [1-5]. Вместе с тем рациональные идеи, имевшие место в работах указанных авторов, до настоящего времени так и не были реализованы.
Для получения кандидатом лицензии на осуществление нотариальной деятельности ему необходимо получить высшее юридическое образование, пройти стажировку не менее года в нотариальной палате, сдать квалификационный экзамен перед комиссией2. В Основах законодательства Российской Федерации о нотариате не раскрыт вопрос, касающийся высшего образования, - не указаны специальности, не упоминаются требования к выпускникам, их профиль.
До реформы высшего образования не возникало вопросов о составляющих высшего юридического образования. Однако разделение на многочисленные специальности, появление многоуровневой системы высшего образования
1 Основы законодательства Российской Федерации о нотариате : закон Рос. Федерации от 11.02.1993 № 4462-1 (ред. от 27.12.2018) // Ведомости СНД РФ и ВС Рос. Федерации. - 1993. - № 10, ст. 358; Об утверждении Положения о Консульском учреждении Российской Федерации : указ Президента Российской Федерации от 5 ноября 1998 г. № 1330 (ред. от 21.08.2012) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 1998. - № 45, ст. 5509; Об утверждении Порядка прохождения стажировки лицами, претендующими на должность нотариуса : приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 29 июня 2015 г. № 151 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 2015. - 12 октября. - № 41; Об утверждении Порядка проведения конкурса на замещение вакантной должности нотариуса : приказ Минюста России от 30 марта 2018 г. № 63 [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo. gov.ru (дата опубликования : 05.04.2018).
2 Об утверждении Положения о квалификационной комиссии : приказ Минюста России от 29.06.2015 № 150 (ред. от 22.12.2016) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 2015. - 12 октября. - № 41.
(бакалавриата, специалитета и магистратуры) требуют более полного законодательного уточнения требований к кандидатам на должности нотариуса.
Можно предположить, что так же, как и в уточнениях по требованиям к судьям, законодателю целесообразно ввести скорректированные требования к кандидатам в нотариусы для устранения неопределенностей при получении вида и уровня образования, являющихся условием допуска кандидата к квалификационного экзамена. При этом законодателю следует закрепить наличие у кандидатов на должность нотариуса высшего образования, полученного по направлению подготовки «Юриспруденция» с присвоением квалификации бакалавра либо магистра юриспруденции. Что касается получения образования кандидатом на должность нотариуса по специальности «Юриспруденция» (специали-тет), то эту специальность следует рассматривать в качестве родовой, объединяющей такие родственные специальности, как 40.05.01 «Правовое обеспечение национальной безопасности», 40.05.02 «Правоохранительная деятельность» и 40.05.04 «Судебная и прокурорская деятельность» с присвоением квалификации «Юрист».
Размытость и формальная неопределенность п. 1 ч. 1 ст. 2 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, установившей необходимость получения высшего юридического образования без указания на его уровень противоречит реализации качественного подхода к исполнению нотариусами своих должностных обязанностей, поскольку в настоящее время для замещения должности нотариуса достаточно диплома, в том числе подтверждающего получение неюридического образования в рамках специалитета или бакалавриата, и диплома магистра юриспруденции.
Учитывая вышеизложенное, представляется целесообразным дополнить ст. 2 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате указанием на то, что под высшим юридическим образованием применительно к замещению должности нотариуса следует понимать совокупность знаний о государстве, праве и управлении, наличие которых даёт основание для профессионального занятия нотариальной деятельностью, полученных по направлениям подготовки 40.03.01 «Юриспруденция» (квалификация «Бакалавр») и 40.04.01 «Юриспруденция» (квалификация «Магистр») либо по специальностям 40.05.01 «Правовое обеспечение национальной безопасности» (квалификация «Юрист»), 40.05.02 Правоохранительная деятельность (квалификация «Юрист»), 40.05.04 Судебная и прокурорская деятельность (квалификация «Юрист»).
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2019
Имеет смысл для эффективной подготовки кандидатов на должность нотариуса ввести и реализовывать в учебных заведениях профиль подготовки адвокатской и нотариальной деятельности, в рамках которого будут целенаправленно подготавливаться будущие нотариусы.
Если рассуждать о существующих проблемах образовательного уровня кандидатов на должности нотариусов, то необходимо обратить внимание на отсутствие узких профилей подготовки нотариата в рамках специализаций по образовательным программам бакалавриата, специалитета, магистратуры. Однако эта проблема отсутствует при подготовке адвокатов в таких образовательных организациях нашей страны, как Российская академия адвокатуры и нотариата, где предусмотрено время для изучения дисциплин в целях реализации узкого профиля адвокатов и нотариата по программам магистратуры [6]. В остальных учебных заведениях два этих абсолютно разных узких профилей подготовки будущих юристов (адвокатов и нотариусов) совмещаются в один, но, как показал анализ, адвокатура изучается значительно больше и полнее.
Указанный вектор на укрупнение профилей подготовки за счет поглощения одним другого является некорректной образовательной политикой вуза, поскольку не способствует качественной подготовке будущих нотариусов и, как следствие, не позволит обеспечить эффективную защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц.
Учитывая вышеизложенное, учебным заведениям целесообразно запланировать в учебных планах и предусмотреть реализацию самостоятельного узкого профиля подготовки нотариусов отдельно от адвокатуры. Это позволит обучающимся сформировать грамотное, современное видение направления будущей нотариальной деятельности работы с целью эффективной реализации правового статуса нотариуса.
В рамках магистерской подготовки целесообразно создать отдельные образовательные программы, посвященные рассмотрению актуальных проблем практической деятельности нотариусов, анализа конкретных юридических казусов, изучения современных проблем реализации их правового статуса.
Существующая на текущий момент система повышения квалификации сотрудников нотариального аппарата отвечает вызовам современной правоприменительной практики, однако, в небольших аспектах требует доработки, а именно: выработки единой программы повышения квалификации и обучения сотрудников нотариата, разработки рабочих планов; обучения использованию электронных и цифровых
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2019
систем различных характеров, особенно обращая внимание на справочные, выделяя для этого необходимое количество часов; уточнения требований к лицам, проводящим учебные занятия по повышению квалификации с целью определения у них необходимого образования, ученых степеней, наличия практического опыта в изучаемых темах; введения прохождения аттестации во время всего периода обучения, например до, в процессе и после.
Для претворения в жизнь озвученных предложений потребуется активное участие Федеральной нотариальной палаты в содействии с нотариальными палатами субъектов Российской Федерации, Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, всех его структурных подразделений, организаций высшего образования, включая вузы различной ведомственной подчиненности. Именно они должны стать пионерами введения и реализации отдельных образовательных программ подготовки нотариусов.
Осуществление профессиональной подготовки нотариусов в рамках узких профилей подготовки обусловливает предварительное согласование учебного плана, содержащего график учебного процесса и последовательность прохождения всех учебных дисциплин, с Федеральной нотариальной палатой. Полученные знания в современном мире должны обладать практичностью и всеобъемлемостью. В этом разрезе важно углубленное изучение нотариального профиля у студентов-юристов путем создания дополнительных возможностей, дисциплин, курсов [7, 8].
Достижению цели качественной подготовки будущих нотариусов будет способствовать отлаженное взаимодействие с нотариальными палатами и нотариусами, теоретическая кооперация изучаемых курсов, вовлечение обучающихся в практическую сферу не только на производственной практике, но и в процессе освоения всей образовательной программы.
Не стоит забывать и про такое направление, как организация и проведение научно-практических мероприятий с привлечением студентов, аспирантов, ученых, практикующих нотариусов, представителей законодательных органов и исполнительных органов власти, а также иных государственных и муниципальных органов. В таких мероприятиях важно задействовать максимально широкий спектр участников, затронуть актуальные вопросы, проблемы, постараться дать на них аргументированные ответы со стороны теоретиков и практиков.
Подводя итог, следует сформулировать следующие выводы.
1. Имеющаяся в России система обучения кандидатов на должности нотариусов, повышения квалификация нотариусов отвечает современным требованиям практики, но имеет огромный потенциал для развития за счет всестороннего обеспечения данной деятельности.
2. Для качественного правового регулирования процедуры подготовки кандидатов на должности нотариусов необходимо законодательно регламентировать вопрос, связанный с требованиями к высшему юридическому образованию лица и его подготовки к будущей профессии. Решение этого вопроса видится во внедрении узкого профиля подготовки, краткосрочных стажировок, указании более четких требований к этому профилю в условиях реформы высшего образования;
3. Повышение научного потенциала и квалификации нотариусов возможно на основе введения и реализации узких профилей подготовки по программам бакалавриата и магистратуры по направлениям подготовки «Юриспруденция», внедрения практикоориентированного обучения, организации научно-практических мероприятий с привлечением широкого круга специалистов.
Список литературы:
[1] Бегичев А. В. Правовая природа российского нотариата / А. В. Бегичев / / Образование. Наука. Научные Кадры. - 2015. - № 2. - С. 73-76.
[2] Бегичев, А. В. Особенности правового статуса нотариуса / А. В. Бегичев // Бюллетень нотариальной практики. - 2017. - № 4 . - С.38-41.
[3] Ушакова, Е. Ю. Совершенствование учебно-методического обеспечения подготовки высококвалифицированных нотариусов как условие реализации их правового статуса / Е. Ю. Ушакова // Нотариус. - 2018. - № 7. - С. 5-10.
[4] Ушакова, Е. Ю. Развитие и совершенствование системы научно-методического обеспечения обучения и повышения уровня профессиональной подготовки нотариусов в Российской Федерации / Е. Ю. Ушакова // Вестник Московского университета МВД России. - 2018. - № 5. - С. 207-211.
[5] Ушакова, Е. Ю. Правовые и организационные аспекты профессиональной подготовки нотариусов / Е. Ю. Ушакова // Вестник экономической безопасности. - 2018. - № 3. - С. 204208.
[6] Официальный сайт Российской академии адвокатуры и нотариата. Раздел «Документы, регламентирующие учебный процесс». [Электронный ресурс]. URL: http:// raa.ru/ sveden/education/#docs (дата обращения: 19.01.2019).
[7] Нотариат : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / Л. В. Щербачева, Н. А. Волкова, Н. Д. Эриашвили, С. А. Борякова, М. В. Максу-тин, О. И. Баркалова, В. А. Суркова, А. А. Карц-хия, А. П. Алексий. - М. : Издательство «Юни-ти-Дана», 2017. - 319 с.
[8] Анохина, О.В., Елисеева, Г.В. К вопросу о роли юридической клиники в деятельности будущих юристов / О.В. Анохина, Г.В. Елисеева // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. - 2018. - № 1. - С. 89-94.
Spisok literatury:
[1] Begichev A. V. Pravovaya priroda rossi-jskogo notariata / A. V. Begichev // Obrazovanie. Nauka. Nauchnye Kadry. - 2015. - № 2. - S. 73-76.
[2] Begichev, A. V. Osobennosti pravovogo statusa notariusa / A. V. Begichev // Byulleten' notarial'noj praktiki. - 2017. - № 4 . - S.38-41.
[3] Ushakova, E. YU. Sovershenstvovanie uchebno-metodicheskogo obespecheniya podgot-ovki vysokokvalificirovannyh notariusov kak uslovie realizacii ih pravovogo statusa / E. YU. Ushakova // Notarius. - 2018. - № 7. - S. 5-10.
[4] Ushakova, E. YU. Razvitie i sovershen-stvovanie sistemy nauchno-metodicheskogo obe-specheniya obucheniya i povysheniya urovnya pro-fessional'noj podgotovki notariusov v Rossijskoj Federacii / E. YU. Ushakova // Vestnik Mosk-ovskogo universiteta MVD Rossii. - 2018. - № 5. -S. 207-211.
[5] Ushakova, E. YU. Pravovye i organiza-cionnye aspekty professional'noj podgotovki notariusov / E. YU. Ushakova // Vestnik ekonom-icheskoj bezopasnosti. - 2018. - № 3. - S. 204-208.
[6] Oficial'nyj sajt Rossijskoj akademii advokatury i notariata. Razdel «Dokumenty, reglamentiruyushchie uchebnyj process». [Elek-tronnyj resurs]. URL: http:// raa.ru/sveden/edu-cation/#docs (data obrashcheniya: 19.01.2019).
[7] Notariat : ucheb. posobie dlya studentov vuzov, obuchayushchihsya po special'nosti «YUrisprudenciya» / L. V. SHCHerbacheva, N. A. Volkova, N. D. Eriashvili, S. A. Boryakova, M. V. Maksutin, O. I. Barkalova, V. A. Surkova, A. A. Karckhiya, A. P. Aleksij. - M. : Izdatel'stvo «YUniti-Dana», 2017. - 319 s.
[8] Anohina, O.V., Eliseeva, G.V. K voprosu o roli yuridicheskoj kliniki v deyatel'nosti budush-chih yuristov / O.V. Anohina, G.V. Eliseeva // Vestnik Sibirskogo instituta biznesa i informa-cionnyh tekhnologij. - 2018. - № 1. - S. 89-94.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2019