ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 243.1 ББК 67.7
© Е.Ю. Ушакова, 2018
Научная специальность 12.00.11 — судебная деятельность, прокурорская деятельность, правозащитная и правоохранительная деятельность
РАЗВИТИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБУЧЕНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ НОТАРИУСОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Елена Юрьевна Ушакова, аспирант кафедры правоохранительной деятельности и адвокатуры Югорский государственный университет (628012, Ханты-Мансийский автономный округ — Югра, г. Ханты-Мансийск, ул. Чехова, д. 16) E-mail: [email protected]
Научный руководитель: доктор юридических наук, доцент В.Ф. Анисимов
Аннотация. Выделяется и рассматривается актуальная проблема научно-методического обеспечения подготовки высококвалифицированных нотариусов и работников нотариата. Автор акцентирует внимание на современном состоянии и недостатках такого обеспечения, формулирует конкретные предложения по их устранению, в том числе в контексте модернизации нотариата и подготовки его кадров современных условиях.
Ключевые слова: научно-методическое обеспечение, нотариат, нотариальная деятельность, нотариус, повышение квалификации, профессиональное образование, профессиональное обучение.
DEVELOPMENT AND IMPROVEMENT OF SYSTEM OF SCIENTIFIC AND METHODICAL ENSURING TRAINING AND INCREASE IN PROFESSIONAL STANDARD OF NOTARIES IN THE RUSSIAN FEDERATION
Elena Yu. Ushakova, post-graduate student of the Department of Law Enforcement and Advocacy
Ugra State University (628012, Khanty-Mansi Autonomous Area — Ugra, Khanty-Mansiysk, ul. Chekhov, d. 16)
E-mail: [email protected]
Scientific adviser: doctor of legal sciences, associate professor V.F. Anisimov
Annotation. In the present article the current problem of scientific and methodical ensuring training of highly skilled notaries and workers of a notariate is allocated and considered. The author focuses attention on the current state and shortcomings of such providing, formulates specific proposals on their elimination, including in the context of modernization of a notariate and preparation of his shots modern conditions.
Keywords: scientific and methodical providing, notariate, notarial activity, notary, professional development, professional education, vocational education.
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Для цитирования: Ушакова Е.Ю. Развитие и совершенствование системы научно-методического обеспечения обучения и повышения уровня профессиональной подготовки нотариусов в Российской Федерации. Вестник Московского университета МВД России. 2018;(5):207—211.
В п.п. 12 и 13 ст. 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»1 определяются понятия профессионального образования и профессионального обучения, где ключевым является направленность соответствующих видов деятельности на приобретение определенных знаний, умений и навыков, позволяющих сформировать компетенцию того уровня и объема, которые достаточны для того, чтобы успешно вести деятельность в определенной профессиональной сфере и выполнять свои
трудовые (служебные) обязанности. Применительно к нотариату это означает приобретение компетенции, необходимой и достаточной для осуществления соответствующей юридической деятельности.
Согласно требованиям Закона, при достижении цели повышения уровня профессионального ма-
1 Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N° 273-Ф3 (ред. от 27 июня 2018 г.) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 8 июля 2018 г.) // URL: http://-www.pravo.gov.ru
стерства допускается сочетание различных форм получения специального образования и обучения.
Формы профессионального образования и обучения по основной образовательной программе по каждому уровню образования, профессии, специальности и направлению подготовки также определяются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами.
При этом вопросы дополнительного образования и повышения уровня квалификации различных работников находятся в ведении организаций, осуществляющим образовательную деятельность. Данные вопросы разрешаются ими с учетом имеющихся возможностей и оценки потребностей заинтересованных структур, которые обращаются с соответствующими инициативами для поддержания и повышения уровня квалификации своих работников.
Применительно к рассматриваемому вопросу фактическое научно-методическое обеспечение деятельности нотариусов осуществляется по следующим направлениям.
1. Инициативное обучение нотариусов в аспирантуре учебного заведения, включающее научно-исследовательскую деятельность, связанную с написанием диссертаций на соискание ученой степени по направлениям, имеющим особую значимость для развития нотариата, а также проведение иных научных исследований в связи с подготовкой и написанием диссертационной работы.
2. Участие в организации и проведении научно-представительских мероприятий различного уровня для всестороннего изучения, рассмотрения и проработки вопросов, касающихся нотариата и нотариальной деятельности.
3. Написание и опубликование учеными своих научных трудов по наиболее актуальным вопросам нотариата с дальнейшим размещением на электронных ресурсах в свободном доступе в целях ознакомления с ними студентов (аспирантов), нотариальных работников.
4. Способствование формированию научно-методического обеспечения развития института нотариата посредством рассмотрения студентами (аспирантами) в своих работах наиболее актуальных вопросов деятельности, их обсуждения в рамках научно-представительских мероприятий различных уровней. Размещение наиболее актуальных и научно-со-
стоятельных работ студентов (аспирантов) в общем доступе, посредством электронных баз данных и библиотек.
Обучение работников нотариата в аспирантуре способствует написанию ими научных трудов, и, как результат, проведению самого диссертационного исследования. Все это позитивно влияет на формирование и развитие научно-методической базы, способствует развитию института нотариата и совершенствованию нотариальной деятельности.
Формируемая научно-методическая база также используется и для организации процесса обучения самих аспирантов, существенно расширяет кругозор по выбранной научной специальности, используется при написании научных работ, тем самым закладывая в выпускников аспирантур совокупность универсальных, общепрофессиональных и узкопрофессиональных знаний, умений и навыков.
При этом надлежащее обучение кадров нотариата в аспирантуре должно быть тесно связано с подготовкой диссертационных исследований. Однако в настоящее время в России существуют негативные тенденции, когда аспиранты в процессе обучения занимаются диссертационными исследованиями в отрыве от соответствующего учебного процесса. В данном случае целесообразно использовать опыт европейских стран, в которых вся система обучения в аспирантуре подчинена одной цели — написанию диссертации и призвана обеспечить подготовку обучающимися лицами оригинального авторского исследования.
Подготовка и защита диссертационных исследований нотариусами и работниками нотариата по наиболее важным вопросам и аспектам профессиональной деятельности, требующим научной проработки, в условиях аспирантуры положительно сказывается как на компетентности самих лиц, проводящих указанные исследования, в том числе касательно дальнейшего обучения других лиц по соответствующим уровням и профилям подготовки, так и значительно расширяет объем научных, учебно-методических материалов по указанному направлению деятельности.
Для повышения профессионального уровня и подготовленности нотариусов и работников нотариата по решению Собрания представителей нотариальных палат субъектов Российской Федерации в 2013 г. создана автономная некоммерческая органи-
зация «Центр научно-методического обеспечения нотариальной деятельности»2. Центр призван осуществлять учебную, научно-методическую и координационные функции по повышению квалификации нотариусов, работников нотариальных контор и палат субъектов Российской Федерации. Информация о работе Центра размещена на его сайте. Однако в представленных сведениях о работе организации отсутствует информация о научном обеспечении и сопровождении его деятельности. Не приводится и список научной литературы, а равно информация о результатах научных исследований работников Центра, справочная информация о научных трудах других ученых, освещающих вопросы нотариата и нотариальной деятельности, что может указывать на недостаточный уровень научно-методического обеспечения деятельности Центра.
Следует отметить, что направлениями такого обеспечения могут стать координация научных исследований по актуальным проблемам нотариата и нотариальной деятельности, организация научно-исследовательских конкурсов по соответствующей тематике среди ученых, аспирантов, магистров и студентов, систематизация и обобщение полученных научных результатов с обеспечением доступа к ним нотариусов, помощников, стажеров и других работников нотариата, привлечение инвесторов для реализации научно-методического обеспечения нотариальной деятельности, а равно участие в конкурсах на получение грантов для финансовой поддержки научной деятельности в данных направлениях, руководство исследованиями в рамках полученных грантов и т.д.
Активному развитию научных исследований по актуальным проблемам нотариальной деятельности и нотариата также могло бы стать утверждение соответствующих грантов на уровне Федеральной нотариальной палаты, а также премий для студентов, аспирантов, молодых и опытных ученых, подготовивших научные работы, имеющие значение для развития института нотариата.
В качестве самостоятельного направления совершенствования научно-методического обеспечения подготовки и повышения квалификации нотариусов можно выделить и внедрение результатов научных исследований по теории и методике профессионального образования в деятельность организаций, осуществляющих обучение по профилю «Правоза-
щитная деятельность» (по уровню бакалавриата) или «Адвокатская и нотариальная деятельность» (по уровню магистратуры) и (или) отвечающих за планирование и непосредственное проведение курсов повышения квалификации.
Современный российский нотариат нуждается в модернизации — в развитии электронных информационных систем, направленных на повышение его доступности для населения. Обсуждаемые в настоящее время учеными и практиками предложения и рекомендации по интеграции информационно-коммуникационных технологий в нотариальной деятельности способствовали возникновению и формированию нормативных, организационных, технических и технологических предпосылок для создания и совершенствования Единой информационной системы нотариата, предназначенной для комплексной автоматизации процессов сбора и обработки информации о нотариальной деятельности, обеспечения информационного взаимодействия.
Также можно высказаться о целесообразности создания и внедрения обновляемой интерактивной Единой информационной системы подготовки и повышения квалификации нотариусов, в которую предлагается включить сведения теоретико-прикладного характера в части института нотариата и нотариальной деятельности, отдельных нотариальных действий, предложения по их усовершенствованию, включая подборку предметной научной и учебно-методической литературы, законодательных актов и законопроектов в области нотариата, а также материалы научных дискуссий по ним.
В указанную систему также целесообразно включить информацию о планируемых, проводящихся и завершенных научно-представительских мероприятиях, доступ к материалам (аудио-, видеоматериалам, сборникам трудов и т.п.) по ним. Указанную платформу можно будет использовать как электронную площадку для проведения различных опросов и форумов, направленных на совершенствование института нотариата и нотариальной деятельности.
Также хотелось бы отметить, что процесс организации и проведения научно-представительских мероприятий в системе нотариата важно дополнить темами, рассматривающими актуальные вопросы
2 Официальный сайт АНО «Центр научно-методического обеспечения нотариальной деятельности» // URL: https://no-tarynmc .ru/contacts/
подготовки специалистов в указанной области, повышения их квалификации. Указанные мероприятия следует проводить на регулярной, плановой основе на научных площадках образовательных учреждений, осуществляющих подготовку и повышение квалификации юристов по профилям «Правозащитная деятельность» и «Адвокатская и нотариальная деятельность». Плановость и регулярность в реализации данного направления приведут к созданию предпосылок для постоянного мониторинга за состоянием соответствующей образовательной деятельности, включая практическое воплощение в ней рекомендаций и предложений, выработанных ранее в рамках научно-представительских мероприятий.
Проведение совместных научно-представительских мероприятий с участием представителей нотариата, образовательных учреждений, подготавливающих специалистов в области юриспруденции, Минобрнауки РФ, Минюста РФ и иных заинтересованных учреждений и организаций может способствовать формированию нового и совершенствованию имеющихся профилей подготовки юристов в указанной сфере.
Для разрешения вопросов о целесообразности выделения нового профиля подготовки юристов в области нотариата и его последующей востребованности следует провести дополнительные социологические исследования, включающие анкетирование и интервьюирование нотариусов, работников нотариальных палат и нотариальных контор, научно-педагогических работников, представителей Минобрнауки Российской Федерации и Минюста Российской Федерации, курирующих подготовку юридических кадров. В рамках данных исследований возможно рассмотреть критерии необходимости внесения определенных дополнений или изменений в уже имеющиеся профили, структуру и объем преподаваемых дисциплин, тематику и содержание курсов повышения квалификации нотариусов, их помощников, иных работников нотариата.
Формирование научно-методического обеспечения в рамках программ повышения квалификации нотариусов в образовательных организациях России также зависит от нотариального сообщества, которое руководствуется выявленной и обоснованной потребностью в развитии данного направления, в том числе путем открытия таких курсов в определенных вузах.
Так, в целях разрешения поставленных задач по повышению квалификации нотариусов, Федеральной нотариальной палатой, в соответствии с Положением об аккредитации образовательных программ повышения квалификации нотариусов на срок до 29 декабря 2020 г., была разработана и аккредитована программа «Нотариат: актуальные вопросы российского законодательства и права», которая в настоящее время реализуется Национальной академией нотариата наравне с программой «Делопроизводство в нотариальной конторе», программой профессиональной переподготовки «Юрист-консультант в нотариальной конторе», ориентированной на работников нотариальных контор, а также образовательными семинарами по изменениям и иным актуальным вопросам законодательства3.
Федеральной нотариальной палатой активизирована работа по аккредитации рассмотренных выше образовательных программ. Например, согласно письму Федеральной нотариальной палаты от 25 декабря 2017 г., направленному руководителям региональных нотариальных палат, на срок один год были аккредитованы образовательные программы по повышению квалификации в Центре научно-методического обеспечения нотариальной деятельности и восьми вузах, включая Санкт-Петербургский государственный университет, Всероссийский государственный университет юстиции и его Ростовский филиал; на срок три года — программы МГЮА им. О.Е. Кутафина и Исследовательского центра частного права им. С.С. Алексеева при Президенте РФ.
Это позволяет сделать вывод, что процесс по включению программ совершенствуется и не является статичным. Преимущественно аккредитации подлежат образовательные программы ведущих государственных образовательных учреждений и их филиалов, которые имеют продолжительный опыт подготовки и повышения квалификации кадров в сфере юриспруденции. В основном это связано с наличием в указанных образовательных учреждениях обширной научно-методической и учебно-методической базы по вопросам правоприменения, включая и нотариальную практику.
Немаловажную роль в процессе подготовки и повышении квалификации нотариальных работников
3 Официальный сайт МГЮА им. О.Е. Кутафина // URL: https://www.msal.ru/content/ob-universitete/struktura/instituty/
играет и уровень профессиональной подготовленности профессорско-преподавательского состава в сфере практики нотариальной деятельности. В связи с этим целесообразно ввести дополнительные программы стажировки профессорско-преподавательского состава, которые проводить с периодичностью не менее одного раза в пять лет.
Качественный уровень преподавания юридических дисциплин, связанных с институтом нотариата, требует наличия у профессорско-преподавательского состава учебных заведений научных степеней, трудов и публикаций в ведущих рецензируемых изданиях по соответствующей тематике.
Указанные предложения в полной мере можно распространить на все образовательные и научно-исследовательские учреждения, в которых аккредитованы образовательные программы по повышению квалификации нотариусов, их помощников, стажеров и работников нотариата.
В заключение хотелось бы сформулировать основные выводы по исследуемому вопросу.
1. В настоящее время со стороны образовательных учреждений уделяется недостаточное внимание вопросам подготовки и повышения квалификации кадров, имеющих отношение к нотариату. Деятельность нотариального сообщества хоть, формально, и направлена на проведение мероприятий по совершенствованию обучения и повышению квалифика-
ции нотариусов, однако при этом должного внимания научному обеспечению не уделяет. С учетом высказанных выше предложений, следует отойти от устоявшихся в российской практике подходов к формированию и развитию научного и учебно-методического потенциала, принять меры к его пополнению, делая акцент на указанной проблематике.
2. Необходим комплекс мер, направленных на совершенствование подготовки научных и научно-педагогических кадров, уделяя особую роль проведению диссертационных исследований и осуществлению иных научных разработок в сфере нотариата. Это будет способствовать пополнению базы научных материалов, необходимых для обеспечения образовательной и практической деятельности в сфере нотариата.
3. Процесс совершенствования обучения и повышения уровня профессиональной квалификации нотариусов и нотариальных работников нуждается в модернизации, в том числе в создании обновляемой интерактивной Единой информационной системы подготовки и повышения квалификации нотариусов, содержащей подборку соответствующей научной и учебно-методической литературы, законодательной базы, информацию о научно-представительских мероприятиях, материалы по ним, а также ресурсы для опросов и форумов по совершенствованию института нотариата и нотариальной деятельности.
Конституционное право России: учебник для студентов вузов / [Б.С. Эбзеев и др.]; под ред. Б.С. Эбзеева, Е.Н. Хазова, А.Л. Миронова. 8-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017.
Новое, восьмое, издание учебника актуализировано с учетом последних изменений в российском законодательстве. Рассмотрены вопросы, традиционно относящиеся к предмету науки конституционного права: конституционные основы гражданского общества, юридические механизмы защиты прав и свобод человека и гражданина, федеративное устройство, система органов государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации и др. Большое внимание уделено избирательной системе в России. Отражены законодательные нормы об объединении арбитражных судов с Верховным Судом РФ.
Для студентов юридических вузов и факультетов, аспирантов (адъюнктов), преподавателей, практических работников, а также для всех интересующихся проблемами отечественного конституционного права.
КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО РОССИИ
Учебник
издание