Н. В. Демина
РАЗВИТИЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НОТАРИАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Работа представлена кафедрой государственного и административного права Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета.
Научный руководитель - доктор юридических наук, профессор В. М. Чибинёв
В статье исследуются проблемные вопросы развития законодательства о нотариате на современном этапе развития. Автором обоснованы и определены тенденции совершенствования нотариальной деятельности в России.
Ключевые слова: нотариат, нотариальная палата, нотариус, нотариальный документ.
N. Demina
DEVELOPMENT OF THE LEGAL REGULATION OF NOTARIAL ACTIVITY AT THE PRESENT STAGE
The article is devoted to the development of the notariate legislation at the present stage. The author proves and determines the tendencies of perfection of notarial activity in Russia.
Key words: notariate, notarial chamber, notary, notarial document.
Дореволюционными юристами отмечалось, что русский нотариат не занимает достойного положения в силу ненадлежащего устройства, так как не организован на корпоративных началах, поставлен под контроль суда, разбит на младших и старших нотариусов, основан на специальном знании своего дела без необходимого общего образования [3, с. 169]. Действительно, нотариат нуждался в коренной реформе.
Исторически российский нотариат вырос из традиционно советского института государственной регистрации юридически значимых документов и действий. Однако в ходе замены отживших конструкций советского периода сформировался качественно новый негосударственный нотариат общепризнанного так называемого латинского типа. Это означает совершение необходимых «предусмотренных законодательством Российской Федерации нотариальных действий, оказание квалифицированной юридической помощи, обеспечение работы нотариальных контор», действующих на основе самофи-
нансирования (ст. 2) и под собственную материальную ответственность нотариусов. Такое на первый взгляд обтекаемое определение полномочий нотариусов порождено нестабильностью российского законодательства и меняющимся правовым режимом оформления движимого и недвижимого имущества [5].
После вступления в силу Основ законодательства Российской Федерации о нотариате прошло более 16 лет [2].
За это время была принята Конституция РФ, произошло много изменений в общественной жизни, возникли предпосылки для развития рыночной экономики, информационных технологий, а также прочные позиции занял частнопрактикующий нотариат. Это только часть тех объективных предпосылок, сигнализирующих о необходимости принятия федерального закона о нотариате.
Однако в продолжение назревшей необходимости принятия федерального закона о нотариате и установления качественной нормативной основы для максимально эффек-
тивного функционирования органов нотариата в нашей стране необходимо разрешить ряд насущных вопросов:
1) статус российского нотариуса в обществе;
2) сущность нотариата и выбор формы нотариата в России;
3) основы нотариальной деятельности;
4) значение нотариального документа;
5) правовые гарантии нотариусов и ответственность.
Конституцией РФ нотариат относится к вопросам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.
Поэтому законы субъекта Федерации, не противоречащие вышестоящему по юридической силе федеральному акту, могут существенно дополнить федеральное законодательство и позволить местному нотариату выйти на качественно иной уровень развития.
В этой части можно отметить такие республики как Башкортостан, Карелия, Саха (Якутия), Татарстан, затем Нижегородская область и Москва.
Хотелось бы остановиться на примере Москвы. Радует, что Законом г. Москвы от 19 апреля 2006 г. № 15 «Об организации и деятельности нотариата в городе Москве» нотариат отнесен к числу институтов гражданского общества (ст. 1) наряду с адвокатурой, общественными объединениями, иными правозащитными организациями, учреждениями науки, образования и культуры [1].
Любое физическое или юридическое лицо вправе обратиться за совершением любого нотариального действия (в том числе составлением завещания и открытием наследства) к любому нотариусу города Москвы (ст. 6). В нотариальной практике отпадают трудности в сфере территориальной компетенции рассмотрения нотариусом вопросов в зависимости от места постоянной регистрации лиц. Численность нотариусов города должна соответствовать числу его жителей, исходя из пропорции 1 нотариус на 15 тысяч горожан (ст. 7).
Каждый нотариус должен иметь единственную контору, оборудованную соответствующей оргтехникой, штат помощников,
иметь вывеску и информацию о ее месте нахождения, которая не является рекламой, но лишь помогает любому москвичу быстро ее найти (ст. 8). Это может существенно повысить уровень качественного обслуживания.
В случаях, установленных законом и подтвержденных заинтересованным лицом, нотариус в порядке исключения вправе произвести нотариальные действия по месту нахождения физического или юридического лица (ч. 9 ст. 8).
Приобретение этой профессии начинается с работы стажером и включает согласно ст. 11 Закона не менее пяти лет. Затем после успешной сдачи квалификационного экзамена лицо получает статус помощника нотариуса.
Он уже может самостоятельно выполнять нотариальные действия, но только в виде исключения, на срок до одного года, причем ответственность за законность и качество его действий несет нотариус.
Ранее споры возникали в части квалификации нотариуса. Нотариальной деятельностью в соответствии с Основами законодательства Российской Федерации о нотариате вправе заниматься гражданин Российской Федерации, получивший лицензию на право этой деятельности. Закон г. Москвы предъявляет повышенные требования, и определяет, что им может быть лицо, прошедшее стажировку сроком два года у нотариуса, сдавшее квалификационный экзамен и имеющее документ, именуемый Законом города квалификационным свидетельством (ст. 3).
В связи с тем, что лицензия - это периодически обновляемое разрешение на пользование чем-либо, носящее временный характер, вернее было бы говорить именно о квалификационном свидетельстве - документе, дающем право на такую профессиональную деятельность.
В развитии законодательства о нотариате хотелось бы говорить о следующих тенденциях.
Негосударственный нотариат в России имеет двойственную природу. С одной стороны, это независимое сообщество, оказывающее квалифицированную юридическую
помощь и совершающее установленные законом действия. С другой - эти действия осуществляются от имени Российской Федерации. Поэтому на местах нужно усилить контроль за деятельностью нотариусов.
Нотариат - это некоммерческая организация, представляющая собой профессиональное объединение нотариусов, но не имеющая права подменять их или совершать самостоятельные нотариальные действия. Нотариальная деятельность не преследует цели извлечения прибыли и не является предпринимательской, однако поскольку для каждого нотариуса доходы - вещь далеко не безразличная, нельзя только декларировать отсутствие цели извлечения прибыли.
Основы законодательства Российской Федерации о нотариате не разрешают накопившиеся в судебной практике вопросы об имущественной ответственности нотариусов. Можно было бы предложить развитие такой важной гарантии имущественной ответственности нотариусов - страхование. Именно страхование должно гарантировать ответственность каждого нотариуса, ведь доходы нотариусов разных регионов России отличаются, а значит, неодинаков и риск ответственности.
Только 1 июля 2009 г. вступают в силу нормы о том, что нотариус, занимающийся частной практикой, обязан заключить договор или договоры страхования гражданской ответственности нотариуса при осуществлении им нотариальной деятельности. Нотариус не вправе выполнять свои обязанности и совершать нотариальные действия без заключения договора страхования. Объектом страхования по договору страхования гражданской ответственности будут имущественные интересы, связанные с риском ответственности нотариуса, занимающегося частной
практикой, по обязательствам, возникающим вследствие причинения имущественного вреда гражданину или юридическому лицу, обратившимся за совершением нотариального действия, и (или) третьим лицам при осуществлении нотариальной деятельности [4]. Договор страхования гражданской ответственности нотариуса заключается на срок не менее чем один год с условием возмещения имущественного вреда, причиненного в период действия данного договора, в течение срока исковой давности, установленного законодательством Российской Федерации для договоров имущественного страхования.
По ходатайству нотариальной палаты за неоднократное совершение дисциплинарных проступков, нарушение законодательства, а также в случае невозможности исполнять профессиональные обязанности по состоянию здоровья (при наличии медицинского заключения) и в других случаях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации нотариус, занимающийся частной практикой, освобождается от полномочий на основании решения суда о лишении его права нотариальной деятельности.
Поэтому требуют разрешения вопросы о дисциплинарной ответственности нотариусов. Нельзя применять только одну меру, в случае нарушения нотариусом закона, -письменное предупреждение о необходимости устранения нарушения. Следовательно, нужно обратиться к международному опыту, предлагающему широкий диапазон мер воздействия, применяемых нотариальными палатами в отношении нотариусов.
Таким образом, нужно констатировать необходимость законодательного развития нотариата и обеспечения его высокого положения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Закон г. Москвы от 19 апреля 2006 г. № 15 «Об организации и деятельности нотариата в городе Москве» // Ведомости Московской городской думы. 2006. № 5.
2. Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. № 4462-1 // Ведомости съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. № 10. Ст. 357.
3. Синайский В. И. Русское гражданское право. М., 2002.
4. Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. № 312-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. № 1. Ст. 20.
5. Черемных Г. Г. Новый шаг в развитии столичного нотариата // Законы России: опыт, анализ, практика. 2006. № 3.
REFERENCES
1. Zakon g. Moskvy ot 19 aprelya 2006 g. N 15 «Ob organizatsii i deyatel'nosti notariata v gorode Moskve» // Vedomosti Moskovskoy gorodskoy dumy. 2006. N 5.
2. Osnovy zakonodatel'stva Rossiyskoy Federatsii o notariate ot 11 fevralya 1993 g. N 4462-I // Vedomosti s'yezda narodnykh deputatov Rossiyskoy Federatsii i Verkhovnogo Soveta Rossiyskoy Federatsii. 1993. N 10. St. 357.
3. Sinaysky V. I. Russkoye grazhdanskoye pravo. M., 2002.
4. Federal'ny zakon ot 30 dekabrya 2008 g. N 312-FZ «O vnesenii izmeneniy v chast' pervuyu Grazhdanskogo kodeksa Rossiyskoy Federatsii i otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossiyskoy Federatsii» // So-braniye zakonodatel'stva Rossiyskoy Federatsii. 2009. N 1. St. 20.
5. Cheremnykh G. G. Novy shag v razvitii stolichnogo notariata // Zakony Rossii: opyt, analiz, praktika. 2006. N 3.