ФИНАНСОВОЕ И БЮДЖЕТНОЕ ПРАВО. НАЛОГОВОЕ ПРАВО
УДК 347.73
TO THE ISSUE OF THE LEGAL NATURE OF THE MONEY PAID IN FULFILMENT OF TAX OBLIGATIONS
К ВОПРОСУ О ПРАВОВОЙ ПРИРОДЕ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ, УПЛАЧИВАЕМЫХ В СЧЕТ ИСПОЛНЕНИЯ НАЛОГОВОЙ ОБЯЗАННОСТИ
АРУТЮНЯН Марина Самвеловна
кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры финансового и экологического права Института права ФГБОУ «Башкирский государственный университет», г. Уфа. Россия. E-mail: marina.arochka@mail.ru
ХИСМАТУЛЛИН Оливер Юрьевич
кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры финансового и экологического права Института права ФГБОУ «Башкирский государственный университет», г. Уфа. Россия. E-mail: tekwin@mail.ru
В статье рассматривается сущность и финансово-правовая природа денег, специфика экономического и правового режима наличных денег и безналичных денежных средств. Авторы проанализировали возможность распространения на деньги правового режима вещных прав (собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления). Установив юридическую безразличность принадлежности конкретным лицам (налогоплательщику, плательщику налога) денежных средств, уплачиваемых в счет исполнения обязанности по уплате налога, авторы пришли к выводу о том, что существующее определение не вполне корректно, в связи с чем, сформулировали вариант определения налога.
ARUTYUNYAN Marina Samvelovna
Candidate of Sciences (Law), Associate Professor, Assistant Professor of the Chair of Financial and Environmental Law of the Institute of Law of the FSBEI HE "Bashkir State University", Ufa, Russia.
E-mail: marina.arochka@mail.ru KHISMATULLIN Oliver Yurievich Candidate of Sciences (Law), Associate Professor, Assistant Professor of the Chair of Financial and Environmental Law of the Institute of Law of the FSBEI HE "Bashkir State University", Ufa, Russia. E-mail: tekwin@mail.ru
The paper reveals the essence and financial law nature of money, the specifics of the economic and legal regime of cash and non-cash funds. The authors analyze the possibility of extending the legal regime of property rights (property, economic management, operational management) to money. The authors establish legal indifference of belonging to concrete persons (taxpayer, payer of the tax) of the money paid in fulfillment of tax obligation, they conclude that the existing definition is not quite correct and therefore they formulate their variant of the definition of the tax.
Ключевые слова: уплата налога, денежные средства, наличные деньги, исполнение обязанности по уплате налога.
Легальное определение налога содержится в ст. 8 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). В соответствии с данной нормой, налогом является целевой платеж в форме отчуждения денежных средств, которые принадлежат плательщику на праве собственности или на ином вещном праве. В таком контексте денежные средства рассматрива-
Key words: tax payment, money, cash, fulfillment of tax obligation.
ются в качестве объекта гражданского правоотношения. Гражданский кодекс Российской Федерации (далее - ГК РФ) безналичные денежные средства относит к имущественным правам, распространяя режим вещей на наличные деньги (ст. 128 ГК РФ).
Особенности правового режима денег являлись предметом множества исследований. Большинство ученых выделяют правовой и экономический аспект денег [4]. С правовой точки зрения деньги не рассматриваются в качестве единого объекта права, что и нашло отражение в действующей редакции ст. 128 ГК РФ, содержание которой различает наличные деньги (вещи) и безналичные денежные средства (имущественные права). Особая сущность безналичных денег обуславливает особый правовой режим их обращения, исключающий возможность обладания ими на вещном праве. В общем виде наличные и безналичные деньги составляют категорию «имущество».
Отметим, что, несмотря на содержание Концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации [1], пункт 3.2 которой содержал указание на необходимость законодательного закрепления общего правила о распространении на безналичные деньги и бездокументарные ценные бумаги правового режима вещей, кроме прямых законодательных исключений, современное законодательство не восприняло такой подход.
В связи с тем, что наличные деньги с правовой точки зрения, являются вещами, они могут находиться в собственности субъектов правоотношений, выступать самостоятельным предметом отдельного вида сделок и т.п. Это, в свою очередь, исключает возможность их вовлечения в обязательства по передаче во временное владение и пользование, в пользование. Кроме того, в отношение данного объекта, возможно применить не все способы защиты вещных прав, о чем в законе сделаны специальные оговорки.
В соответствии со сложившимся в теории гражданского права подходом, в связи с тем, что стоимостная (ценностная) характеристика денег заключается в платежной возможности определенного объема, отражающегося в номинале денег, право собственности существует на материальный носитель, а не на имущественное право, удостоверенное денежным знаком. Возможность обладания наличными деньгами на ограниченном вещном праве представляется весьма спорной. Вещи относят к потребляемым видам вещей, которые в процессе использования (по назначению) утрачиваются. В связи с тем, что использование денег по назначению приводит к их утрате (в процессе осуществления расчетов), представляется возможным и юридически значимым обладать ими лишь на праве собственности. Очевидно, что без правомочия распоряжения права на деньги утрачивают юридическое значение.
В связи с указанными особенностями денег как особого объекта прав, можно отметить, что содержание права собственности на деньги не соответствуют традиционному пониманию данного института. Однако, в связи с тем, что правовая доктрина относит право собственности к наиболее абсолютному и универсальному праву, установление вещного режима в отношении наличных денег представляется обоснованным.
С экономической точки зрения деньги выступают всеобщим эквивалентом стоимости, применяемым в экономическом механизме в процессе распределения товаров, работ и услуг. Указанное понимание сущности денег нашло закрепление в законодательстве и в наиболее общих чертах отражено в ст. 140 ГК РФ.
На безналичные деньги, как нами было отмечено, режим вещей распространяться не может. Они представляют собой права требования, в связи с чем, не способны выступать объектом права собственности и иных вещных прав. Возникающие по поводу безналичных денег отношения (в том числе по поводу их принадлежности) имеют обязательственно-правовую природу и оформляются посредством совершения операций на банковских счетах.
Исследуя понятие налога, следует остановиться на специфике содержания и действия права хозяйственного ведения и права оперативного управления в отношении наличных и безналичных денег. Указанные виды ограниченных вещных прав оформляют принадлеж-
ность имущества публичного собственника, переданного унитарному или казенному предприятию или учреждению. Правовое регулирование указанных видов прав установлено главой 19 ГК РФ, Федеральным законом от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее - Закон № 161 -ФЗ), Федеральным законом от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» и другими нормативными правовыми актами.
Имущество предприятий и учреждений, указанных организационно-правовых форм, формируется учредителем - собственником посредством его закрепления. Юридические лица приобретают правомочия владения, пользования и распоряжения имуществом в пределах, установленных законодательными актами с учетом конкретного вида ограниченного вещного права. Так, государственные и муниципальные унитарные предприятия по общему правилу вправе самостоятельно распоряжаться движимым имуществом. Казенные предприятия в соответствии со ст. 19 имеют право распоряжаться имуществом только с согласия соответствующих органов, реализующих полномочия собственника. В тоже время, пп. 10 п. 1 ст. 20 Закон № 161 -ФЗ устанавливает, что собственник имущества казенного предприятия правомочен давать согласие на распоряжение недвижимым имуществом, а в определенных правовыми актами случаях - на совершение иных сделок. В связи с тем, что гражданское законодательство наличные деньги относят к имуществу, унитарные предприятия самостоятельно ими распоряжаются, в то время как казенные предприятия и учреждения должны согласовывать сделки по распоряжению денежными средствами с собственником.
Правовой режим безналичных денег в рамках имущества унитарных предприятий, казенных предприятий и учреждений имеет достаточно фрагментарное правовое регулирование. Так, Закон № 161 -ФЗ устанавливает, что имущественные права могут быть элементом формируемого собственником имущества предприятия. Также п. 1 ст. 2 данного закона предусматривает возможность приобретения и осуществления предприятием имущественных и личных неимущественных прав от имени предприятия. Аналогичная по содержанию формулировка содержится в ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях». Других положений о специфики осуществления имущественных прав предприятиями и учреждениями в законах не установлено.
Пункт 4 ст. 58 НК РФ содержит положение о том, что налог может быть уплачен как в наличной, так и в безналичной форме. Анализ совокупности правовых актов позволяет говорить о том, что юридические лица исполняют налоговую обязанность исключительно в безналичной форме [3]. Исполнение обязанности по уплате налога в соответствии со ст. 45 НК РФ может осуществляться посредством предъявления платежного поручения в банк. Такие действия плательщика оформляют безналичные расчеты. Порядок совершения банками действий, направленных на перечисление денежных средств в счет уплаты налогов установлен ст. 60 НК РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 45 НК РФ налог может быть уплачен за налогоплательщика иным лицом. При этом, в разъяснении Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 21 декабря 2018 г. № 03-04-05/93561 [2] отмечено, что уплата налога за налогоплательщика иным лицом может быть осуществлена как за счет собственных средств плательщика, так и средствами, в отношении которых плательщик обладает правом распоряжения (впрочем, основания такого правомочия не конкретизированы). Указанное можно расценить с позиции юридически безразличного отношения к принадлежности уплачиваемых в счет исполнением налоговой обязанности денежных средств. Очевидно, указанный механизм более применим по отношению к налогоплательщикам - физическим лицам. Однако ст. 45 НК РФ не ограничивает субъектный состав налогоплательщиков, способных осуществлять обязанность по уплате налогов таким способом.
На основе рассмотренных особенностей правового режима наличных и безналичных денег, их сущности и правовой природы, видов вещных прав на деньги, полагаем, говорить о том, что исполнение обязанности по уплате налога, внесением денежных средств, находящихся в хозяйственном ведении или оперативном управлении плательщика не корректно. Полагаем, определение налога, содержащееся в ст. 8 НК РФ имеет излишнюю конкретизацию принадлежности денежных средств, уплачиваемых в счет исполнения налоговой обязанности. В целях исключения конфликта действия правовых институтов, считаем возможным сформулировать следующее определение: налогом признается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Библиографические ссылки
1. Концепция развития гражданского законодательства Российской Федерации // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 2009. № 11.
2. Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 21 декабря 2018 г. № 03-04-05/93561 // Нормативные акты для бухгалтера. 2019. № 3.
3. Энциклопедия решений. Бухгалтерский учет перечисления налогов и сборов с расчетного счета [Электронный ресурс]. URL: http://i№ter№et.gara№t.m/#/docume№t-relatio№s/10900200/1/0/45014:7.
4. Коростелев М.А. Правовой режим наличных денег: к вопросу о совершенствовании гражданского законодательства России // Журнал российского права. 2012. № 12. С. 101-112.
References
1. Kontseptsiya razvitiya grazhdanskogo zakonodatel'stva Rossiyskoy Federatsii (The concept of the development of civil legislation of the Russian Federation). Vestnik Vysshego Arbitrazhnogo Suda Rossiyskoy Federatsii, 2009, No. 11.
2. Pis'mo Departamenta nalogovoy i tamozhennoy politiki Minima Rossii ot 21 dekabrya 2018 g. № 03-04-05/93561 (Letter No. 03-04-05 / 93561 of the Department of Tax and Customs Policy of the Ministry of Finance of Russia dated December 21, 2018). Normativnyye akty dlya bukhgaltera, 2019, No. 3.
3. Entsiklopediya resheniy. Bukhgalterskiy uchet perechisleniya nalogov i sborov s raschet-nogo scheta (Encyclopedia of solutions. Accounting for the transfer of taxes and fees from the current account). URL: http://i№ter№et.gara№t.ru/#/docume№t-relatio№s/10900200/1/0/45014:7.
4. Korostelev M.A. Pravovoy rezhim nalichnykh deneg: k voprosu o sovershenstvovanii grazhdanskogo zakonodatel'stva Rossii (The legal regime of cash: on the issue of improving the civil legislation of Russia). Zhurnal rossiyskogoprava, 2012, No. 12, pp. 101-112.
Дата поступления: 21.10.2019 Received: 21.10.2019