Научная статья на тему 'К вопросу о правовой категории "экономическая безопасность"'

К вопросу о правовой категории "экономическая безопасность" Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
150
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / СООТНОШЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ПРАВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Герасимов А.П., Максимова Е.В

В статье исследуются актуальные вопросы, касающиеся экономической безопасности. В данной статье авторы раскрывают понятие «экономическая безопасность», а также рассматривают соотношение экономическая безопасность и право.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE LEGAL CATEGORY OF “ECONOMIC SECURITY”

The article the actuality questions of economic security. In this article authors reveals the concept of "economic security" and considers correlation of economic security and law.

Текст научной работы на тему «К вопросу о правовой категории "экономическая безопасность"»

ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО: теория и практика_

3. Комсомольская правда. 2012. 29 мая.

4. Конституционализм: исторический путь России к либеральной демократии. М., 2000.

5.Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права: Учебник для вузов. М., 2000.

6. Проблемы общей теории права и государства. Учебник для вузов. Под общей ред. В.С. Нерсесянца. М.,1999.

7. Российская юридическая энциклопедия. М., 1999.

8. Раянов Ф.М. Теория правового государства: проблемы модернизации. Уфа. 2010.

9. Раянов Ф.М. Сущность правового государства, PalmariumAcademicPublisning. 2012.

10.Теория государства и права: учебник / отв. ред. В.Д. Перевалов. 4-е изд. М., 2011.

Герасимов А.П., Максимова Е.В

К ВОПРОСУ О ПРАВОВОЙ КАТЕГОРИИ «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ»

В статье исследуются актуальные вопросы, касающиеся экономической безопасности. В данной статье авторы раскрывают понятие «экономическая безопасность», а также рассматривают соотношение экономическая безопасность и право.

Ключевые слова: безопасность, экономическая безопасность, соотношение экономическая безопасность и право.

Gerasimov A.P., Maksimova Ye.V.

ON THE LEGAL CATEGORY OF "ECONOMIC SECURITY"

The article the actuality questions of economic security. In this article authors reveals the concept of "economic security" and considers correlation of economic security and law. Keywords: security, economic security, correlation of economic security and law.

Современное состояние безопасности личности, общества, государства, сложившееся в России, предполагает необходимость осознания феномена в сфере экономики, права и общественного бытия, именуемого как «экономическая безопасность». Сегодня наблюдается тенденция к существенному изменению отношения к данному институту, пониманию его сущности, социальной значимости в сфере жизнедеятельности населения нашей страны.

Зарубежные и отечественные исследователи экономической безопасности, будучи представителями самых различных наук, выявили, описали, проанализировали и обобщили значительное число признаков, характеристик, свойств, функций, проявлений этого многопланового противоречивого динамичного состояния.

Однако приходится констатировать, что в научной и учебной зарубежной литературе до сих пор не выработано единого понятия экономической безопасности. Так одни авторы считают, что экономическая безопасность - это такое состояние экономики, когда экономическое благополучие участников соответствующих обществен-

ных отношений, стабильность внутреннего рынка данной страны хотя и зависят от действия внешних факторов, но негативное влияние последних нейтрализуется резервами хозяйствующего субъекта, позволяющими сохранить его стабильность1. Иную позицию занимают В. Хагер и Альтинг фон Гезау, которые считают, что национальная экономическая безопасность находится под угрозой тогда, когда изменение внешних экономических параметров способно разрушить предпочитаемую экономическую систему2.

Г. Моргентау связывает национальную экономическую безопасность с индивидуальной свободой. При этом государство, с одной стороны, гарантирует индивидам определенную, в том числе и экономическую безопасность, а с другой стороны, представляет собой источник угроз для них. Объединяясь в фирмы, предприятия, учреждения, регионально, индивиды

1

Buzan B. People. Staes and Fear [TekcT] / B. Buzan. Brighton. 1983. P.13-14.

2 Gensan F.A. M. National Economic Security: Perceptions.

Threats and Policies [Текст]: Report of the International

Colloqvium of / F.A. M. Gensan. Eindhoven. 1980. P.5.

15

№3 (29) 2012

увеличивают свою экономическую безопасность как в отношении источников опасности и угроз, не устраняемых государством, так и в отношении опасностей и угроз, исходящих от последнего.3 Близкую позицию по этой проблеме занимает В. Бузан, который экономическую безопасность страны связывает с зависимостью от индивидов - от их целей, от расстановки сил в обществе, от исхода политической борьбы и экономического курса, проводимого победившей группой.

Следует сказать, что основная масса научных исследований проблем экономической безопасности в России проводится учеными в области экономики, в то время как многие аспекты этой проблематики лежат в правовой сфере, поскольку в каждый данный момент это особое правовое состояние.

Если не принимать во внимание частности, и в этом мы согласны с исследо-

4

вателями , то можно выделить три подхода, наметившихся в определении категории экономической безопасности:

1) определение через «интересы» (национальные, государственные, общественные и т.д.);

2) определение через «стабильность» или «устойчивость» (национальной экономики, экономического развития, социально-экономической системы);

3) определение через «независимость» (экономики от внешних рынков, экономической политики, от влияния извне).

При этом определение экономической безопасности через «интересы» встречаются наиболее часто5, где одни исследователи, определяя данную категорию, не ставят содержание в зависимость от объекта экономической безопасности, в то время как другие связывают содержание с принадлежностью объекта к соответствующе-

6 о

му уровню . В этой связи приходиться кон-

Morgenthau H. J. Dilemmas of Politics' [Текст] / H.J. Morgenthau. Chicago. 1958. P.113.

4 Афонцев С. Дискуссионные проблемы концепции экономической безопасности [Текст] / С. Афонцев // Россия XXI. 2001. №2. С.41.

5 См., например: Экономическая безопасность: Производство - Финансы - Банки [Текст] // Под ред. В.А. Сен-чатова. М., 1998. С.12.

6 См.: Паспорт специальностей ВАК (экономические науки) [Текст]. М., 2001 С.17; Управление безопасностью

статировать, что среди изыскателен, занимающихся данными вопросами, не выработан единый подход к ее пониманию.

С точки зрения авторов политического энциклопедического словаря, экономическая безопасность - состояние, в котором народ (господствующий класс, государство) может суверенно, без вмешательства и давления из вне определять пути и формы своего экономического развития7.

Современный экономической словарь определяет экономическую безопасность как создаваемые государством условия, гарантирующие недопущение нанесения хозяйству страны непоправимого ущерба от внутренних и внешних экономических угроз.

В Российской криминологической энциклопедии также приводится определение экономической безопасности, под которой понимается способность экономики нормально функционировать и развиваться в необходимых условиях. 9

Конституция РФ закрепляет наиболее значимые, важнейшие положения обеспечения безопасности, исходя из конкретных общественных отношений10. Понятие «безопасность» в Конституции РФ законодатель употребляет в своем исконном значении семь раз в следующих составных наименованиях: «безопасность государства» (ст.55); «безопасность граждан» (ст.56); «оборона и безопасность» (ст.71); «для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей» (ст.74); «безопасность и целостность государства» (ст.82); «Совет безопасности России» (ст.83). Что же касается термина экономическая безопасность, то он здесь не присутствует, а лишь подразумевается (ст.8,9,34,74).

предпринимательской деятельности [Текст] / А.А. Кокорев. М., 2003. С.25.

7 Политология: энциклопедический словарь [Текст]: словарь // Под общ. ред. Ю.И. Аверьянов. М., 1993. С.29.

8 Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь [Текст]: словарь / Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева. М., 2006. С.67.

9 Российская криминологическая энциклопедия [Текст] : энциклопедия // Под общ. ред. А.И. Долговой. М., 2006. С.70.

10См.: Конституция РФ [Текст]: Основной закон от 12

декабря 1993. // СПС «КонсультантПлюс», дата обраще-

ния: апрель 2012.

16

ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО: теория и практика___ Более детальное правовое закрепление самой сущности безопасности урегулировано в Законе РФ «О безопасности», в котором данная дефиниция представлена как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних уг-роз.11 По этому поводу возникает ряд вопросов. Почему не защищаются все интересы? Могут ли быть они юридически определены? Не упрощает ли сведение данной категории до «состояния защищенности» и ряд других. В этой связи положение Закона «О безопасности», которые декларирует лишь некоторые основы безопасности, нуждаются в доработке. Не внесли ясности в данную дефиницию и Указ Президента РФ от 29.04.1996г. №608 «О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации» (основные положения), Постановление Государственной Думы Федерального собрания от 20 марта 1998г. №2318-11 ГД «О преодолении кризиса в экономике Российской

Федерации и стратегии экономической

12

безопасности государства» . Поэтому отсутствие нормативного толкования экономической безопасности обуславливает споры и дискуссии по данной проблематике среди юристов. Так, к примеру, В. Тамбовцев считает, что «под экономической безопасностью той или иной системы нужно понимать совокупность состояния ее производственной подсистемы, обеспечивающей возможность достижения

13

целей всей системы». Е.А. Олейников понимает экономическую безопасность как «такое состояние экономики и инсти-

11

Закон РФ «О безопасности» [Электронный ресурс]: от 5 мая 1992. №2446-1 // СПС «КонсультантПлюс», дата обращения: июнь 2012.

12 См.: Указ Президента РФ «О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации» (основные положения) [Электронный ресурс]:

от 29.04.1996. №608 // СПС «КонсультантПлюс», дата обращения: апрель 2012. Постановление Государственной Думы Федерального собрания «О преодолении кризиса в экономике Российской Федерации и стратегии экономической безопасности государства» [Электронный ресурс]: от 20 марта 1998. №2318-11 ГД СПС «КонсультантПлюс», дата обращения: июнь 2012. безопасность хозяйственных систем: структура, проблемы.

13 Тамбовцев В.Л. Экономическая [Текст] / В.Л. Тамбов-цев // Вестник Московского университета. Сер 6. Экономика. 1995. №3.

тутов власти, при котором обеспечивается гарантированная защита национальных интересов, гармоничное, социально направленное развитие страны в целом, достаточный экономический и оборонный потенциал даже при наиболее неблагоприятных вариантах развития внутренних и внешних процессов».14 Близкую позицию с Е.А. Олейниковым высказывают также В.К. Сенчагов и Л.Э. Гаджиева.15

Отмечая недостатки подхода к пониманию безопасности как состоянию защищенности, Г.В. Иващенко отмечает, что «безопасность - не есть состояние защищенности интересов субъекта, безопасность вообще не есть чье бы то ни было состояние. Безопасность есть условия существования субъекта, контролируемые им. Безопасность, в общем виде, есть совокупность условий деятельности... Находиться в безопасности - значит находиться в безопасных условиях, т.е. таких, которые субъект в состоянии контролировать в процессе своей деятельности, в процессе своей самореализации».16

В этой связи мы согласны с Е.В. Придиусом, который считает, что определение безопасности как контролируемых субъектом (в нашем случае - государством) условий не вполне корректно . Условия существования любой системы, любого субъекта, во-первых, не является фиксированными и определенными. Во-вторых, условия постоянно меняются. Отсюда неизбежно существуют условия, которые субъект безопасности не в состоянии контролировать, что, тем не менее, далеко не всегда означает отсутствие безопасности, поскольку, даже не имея возможности контролировать какие-либо ус-

14 Основы экономической безопасности (Государство, регион, предприятие, личность) [Текст] // Под ред. Е.А. Олейникова. М., 1997. С.29.

15 См.: Экономическая безопасность: Производство -финансы - банки [Текст] // Под ред. В.К. Сенчагова. М., 1998; Гаджиева Л.Э. Налогооблажение как особый системный инструмент государственного регулирования экономической безопасности России [Текст]: дис. ... экон. н. / Л.Э. Гаджиева. М., 2003. С.14.

16 Иващенко Г.В. О понятии «безопасность» [Текст] / Г.В. Иващенко. Credo. 2000. №6(24).

17 См.: Придиус Е.В. О понятии и системе экономической

безопасности [Электронный ресурс] / Е.В. Придиус //

СПС «КонсультантПлюс», дата обращения: апрель 2012.

ловия, субъект способен нейтрализовать вредные последствия их воздействия и исходящую от них угрозу безопасности (например, нейтрализовать последствия неблагоприятных погодных условий для сельского хозяйства).

В научной литературе предлагаются и иные трактовки понятия «экономической безопасности». Так, Р.Ф. Исмагилов, В.П. Сальников и С.В. Степашин под экономической безопасностью понимают состояние национальной экономики, способной обеспечить эффективное удовлетворение общественных потребностей при условии поддержания на достаточном уровне социально-политической и военной стабильности государства, а также технико-экономическую независимость и неуязвимость страны от внешних и внутренних угроз и влияний.18

Нам же импонирует точка зрения В.М. Баранова, который определяет экономическую безопасность государства как состояние политико-правовой обеспеченности (гарантированности) устойчивого функционирования хозяйственно-экономических субъектов, в целом государства, отдельной личности в пределах экономически обоснованного объема ограничений (пределов), позволяющего предотвратить радикальные изменения негативного характера.19

Таким образом, существующее многообразие определений категории экономической безопасности (мы их насчитали в учебной, научной, энциклопедической и периодической литературе более семи десятков) обусловлено сложностью и мно-гоаспектностью понятия - экономическая безопасность. Являясь комплексной категорией (экономической по сути и правовой по форме), она включает в себя ряд функционально взаимосвязанных блоков, таких как концепция экономической безопасности, национальные интересы РФ в сфере

18 Исмагилов Р.Ф., Сальников В.П., Степашин С.В. Экономическая безопасность России: концепция - правовые основы - политика [Текст] / Р.Ф. Исмагилов, В.П. Сальников, С.В. Степашин. СПб., 2001. С.23.

19 Баранов В.М. Законодательное определение понятия «экономическая безопасность государства» и современные проблемы ее правового обеспечения [Текст] / В.М.Баранов // Вестник Нижегородской академии МВД России. 2000. №1. С.15-16, 26.

_№3 (29) 2012

экономики, угрозы, пороговые значения экономической безопасности и ее правовой механизм.

В общественной литературе уделяется все большее внимание механизму правового регулирования, определяемому как система юридических средств, при помощи которой осуществляется правовое регулирование. В него наиболее часто включают следующие структурные элементы: юридические нормы, акты применения права, акты толкования права, юридические факты, правоотношения.

Однако, имеются и другие подходы.

С точки зрения С.С. Алексеева, механизм

правового регулирования включает в себя

нормы, правоотношения и акты реализации

права, что является сегодня объектом крити-- - 20 ки в российской правовой доктрине.

Не вдаваясь в дискуссию по данному вопросу, отметим лишь, что перспектива обеспечения экономической безопасности через призму механизма правового обеспечения видится весьма плодотвор-ной.21 Здесь же лишь подчеркнем, что понятие «обеспечение экономической безопасности» охватывает процессы правовой регламентации экономических отношений и реализацию правовых предписаний, которая осуществляется специально уполномоченными на это субъектами в установленном законом порядке. При этом ими используется соответствующий набор правовых средств, специфику которого можно

раскрыть по средством анализа его меха-

22

низма. Мы согласны с Н.В. Макаренко,22 который считает, что механизм обеспечения экономической безопасности целесообразно рассматривать в широком и узком (специальном) смыслах. В широком смысле в основу механизма обеспечения экономической безопасности целесообразно положить идею комплексного многоуров-него механизма, структура и действие ко-

20 Теория государства права [Текст]: Учебник // Под ред. В.М. Корельского, В.Д. Перевалова. М., 1998. С.269.

21 См.: Макаренко Н.В. Механизм правового обеспечения экономической безопасности [Текст] / Н.В. Макаренко / Экономическая безопасность России: политические ориентиры, законодательные приоритеты, практика обеспечения // Вестник Нижегородской академии МВД России. 2008. №1(8). С.15-20.

22 Там же. С.20. 18

ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО: теория и практика__ торого может быть представлена так: институциональный (субъективный), технологический и инструментальный уровни.

Институциональный (субъективный) уровень - это система субъектов: государственных органов и органов местного самоуправления, их должностных лиц, негосударственных субъектов.

Технологический уровень составляют различные виды юридической деятельности, осуществляемой субъектами: правотворческой, правоприменительной (лицен-зионно-разрешительной, удостоверитель-ной, контрольно-надзорной, юрисдикцион-ной), правоинтерпретанционной, правосис-тематизирующей деятельности по обеспечению экономической безопасности.

Инструментальный уровень представляет собой набор правовых средств, применяемых субъектами в процессе различных видов юридической деятельности по обеспечению экономической безопасности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, здесь соединены воедино субъектные, технологические инструментальные подсистемы в единую систему, позволяющие наиболее очевидно представить характер, интенсивность государственно-правового воздействия с целью обеспечения экономической безопасности.

В этой связи, - пишет далее автор, -механизм обеспечения экономической безопасности - это синтетическая (социально-юридическая) система, образуемая рядом подсистема субъектов, применяющих меры государственно-властного воздействия в процессе своей деятельности, и системой правовых и организационных средств, а также материальных придатков (организационная инфраструктура), использование которых обеспечивает состояние должной защищенности экономических отношений от внутренних и внеш-

23

них угроз. 23 И с этим можно согласиться.

Таким образом, правовые формы и средства обеспечения экономической безопасности должны иметь целью устранение, предотвращение правовых опасностей реализации основных принципов, черт рыночной экономики. Вместе с тем

23 Там же. С.20.

угрозы экономической безопасности стали рассматриваться сегодня как нарушение правовых норм, запрещающих те или иные виды экономической деятельности.

Думается, что подобные формулировки вряд ли могут внести ясность в понимание данной категории, поскольку: 1) нет достаточных оснований квалифицировать соблюдение субъектами общественных отношений правовых предписаний в качестве безопасности; 2) состояние законодательств, а складывающиеся ныне в сфере общественных отношений, и его соответствие уровню экономической безопасности, не определяют юридической сущности правового института безопасности. И все же вряд ли обоснованно предложение некоторых авторов о принятии закона «Об экономической безопасности».

В настоящее время в научной литературе нет четкости в понимании и однозначной трактовке объектов экономической безопасности. Чаще всего к ним относят личность, общество, государство, иногда некоторые элементы экономической системы, включая систему институциональных отношений при государственном регулировании экономической деятельности. Нам представляется, что, когда мы говорим об экономической безопасности государства, его территориального субъекта (региона, муниципального образования), на самом деле имеем в виду ту материальную основу (имущество), которая выступает базой для удовлетворения экономических потребностей. Поэтому объектами безопасности на различных иерархических уровнях должны выступать: экономическая система государства в целом, отрасль народного хозяйства, экономика региона, фирма или предприятие любой организационно-правовой формы как хозяйствующий субъект, индивидуальное хозяйство, личность

Субъект безопасности - те организации, государственные институты, службы, отдельные личности (оперативные работники, частные детективы, сотрудники служб безопасности и т.д.), которые обеспечивают безопасность объекта на основе практических действий при введении в дей-

№3 (29) 2012

ствие механизма обеспечения безопасности и организации практических действий.

Таким образом, анализ различных точек зрения и разных подходов в аргументации позволяет сделать вывод о том, что экономическая безопасность в соответствии с конкретными целями и методами анализа может быть представлена как институциональная система обеспечения условий стабильной, устойчивой экономической динамики посредством создания, функционирования и совершенствования соответствующих социально-экономических, экономико-правовых и государственно-правовых ин-

ститутов в соответствии с системой национальных интересов.

Следовательно, именно из сущностных признаков и должно вытекать определение понятия «экономическая безопасность». Однако не добавил ясности в этом вопросе и новый Федеральный закон РФ «О безопасности», подписанный Президентом РФ Д.А. Медведевым 28 декабря 2010г. Вместе с тем, существует еще множество не решенных проблем в сфере экономической безопасности личности, общества и государства, которые требуют своего правового обеспечения

Пристатейный библиографический список:

1. Афонцев С. Дискуссионные проблемы концепции экономической безопасности [Текст] / С. Афон-цев // Россия XXI. 2001. №2.

2. Баранов В.М. Законодательное определение понятия «экономическая безопасность государства» и современные проблемы ее правового обеспечения [Текст] / В.М. Баранов // Вестник Нижегородской академии МВД России. 2000. №1.

3. Гаджиева Л.Э. Налогообложение как особый системный инструмент государственного регулирования экономической безопасности России [Текст]: дис. ... экон. н. / Л.Э. Гаджиева. М., 2003.

4. Buzan B. People. Staes and Fear [Текст] / B. Buzan. Brighton. 1983.

5. Закон РФ «О безопасности» [Электронный ресурс]: от 5 мая 1992. №2446-1 // СПС «Консультант-Плюс», дата обращения: июнь 2012.

6. Иващенко Г.В. О понятии «безопасность» [Текст] / Г.В. Иващенко. Credo. 2000. №6(24).

7. Исмагилов Р.Ф., Сальников В.П., Степашин С.В. Экономическая безопасность России: концепция - правовые основы - политика [Текст] / Р.Ф. Исмагилов, В.П. Сальников, С.В. Степашин. СПб., 2001.

8. Конституция РФ [Текст]: Основной закон от 12 декабря 1993. // СПС «КонсультантПлюс», дата обращения: апрель 2012.

9. Макаренко Н.В. Механизм правового обеспечения экономической безопасности [Текст] / Н.В. Макаренко / Экономическая безопасность России: политические ориентиры, законодательные приоритеты, практика обеспечения // Вестник Нижегородской академии МВД России. 2008. №1(8).

10. Основы экономической безопасности (Государство, регион, предприятие, личность) [Текст] // Под ред. Е.А. Олейникова. М., 1997.

11. Постановление Государственной Думы Федерального собрания «О преодолении кризиса в экономике Российской Федерации и стратегии экономической безопасности государства» [Электронный ресурс]: от 20 марта 1998. №2318-11 ГД СПС «КонсультантПлюс», дата обращения: июнь 2012.

12. Паспорт специальностей ВАК (экономические науки) [Текст]. М., 2001. Управление безопасностью предпринимательской деятельности [Текст] / А.А. Кокорев.М., 2003.

13. Политология : энциклопедический словарь [Текст]: словарь // Под общ. ред. Ю.И. Аверьянов. М., 1993.

14. Придиус Е.В. О понятии и системе экономической безопасности [Электронный ресурс] / Е.В. Придиус // СПС «КонсультантПлюс», дата обращения: апрель 2012.

15. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь [Текст]: словарь / Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева. М., 2006.

16. Российская криминологическая энциклопедия [Текст]: энциклопедия // Под общ. ред. А.И. Долговой. М., 2006.

17. Тамбовцев В.Л. Экономическая безопасность хозяйственных систем: структура, проблемы [Текст]

18./ В.Л. Тамбовцев // Вестник Московского университета. Сер 6. Экономика. 1995. № 318. Теория государства права [Текст]: Учебник // Под ред. В.М. Корельского, В.Д. Перевалова. М., 1998.

ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО: теория и практика_

19. Указ Президента РФ «О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации» (основные положения) [Электронный ресурс]: от 29.04.1996. №608 // СПС «КонсультантП-люс», дата обращения: апрель 2012.

20. Экономическая безопасность: Производство - финансы - банки [Текст] // Под ред. В.К. Сенчагова. М., 1998.

21. Gensan F.A. M. National Economic Security: Perceptions. Threats and Policies [Текст]: Report of the International Colloqvium of / F. A. M. Gensan. Eindhoven. 1980.

22. Morgenthau H.J. Dilemmas of Politics' [Текст] / H.J. Morgenthau. Chicago. 1958.

Саттарова Т.А.

ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА СОВРЕМЕННОГО ГОСУДАРСТВА

В современных условиях развития рыночных отношений финансы играют определяющую роль в жизни общества. Оптимизация механизма правового регулирования финансовой системы, применение в финансовой политике государства правовых средств позволяет создать эффективный механизм финансового обеспечения жизнедеятельности государства и общества

Ключевые слова: финансовая система, государство, денежные фонды, налоговая политика, правовые нормы, финансовый контроль, финансово-правовое принуждение.

Sattarova N.A.

FINANCIAL POLICY OF A MODERN STATE

Under current conditions of market relations finances play a crucial role in society. Optimization of the mechanism of regulation of the financial system, the use of the financial policy of the state law allows the funds to establish an effective mechanism for financial support of the state and society

Keywords: financial system, government, money funds, tax policy, law, financial control, financial and law enforcemen.

Финансы объективно необходимы, поскольку обусловлены потребностями общественного развития. Любое государство использует финансы для осуществления своих функций и задач, достижения определенных целей. При этом для реализации поставленных целей и задач каждое государство разрабатывает соответствующую финансовую политику, содержание которой включает: выработку научно обоснованных концепций развития финансовой системы; определение основных направлений использования финансов на текущий период и на перспективу; осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей.

Финансовая политика-это совокупность государственных мероприятий, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение и использование для выполнения государством его функций. Целью финансовой политики, как известно, является наиболее полная мобилизация финансовых ресурсов, необ-

ходимых для удовлетворения насущных потребностей развития общества. Финансовую политику определяют также как государственное регулирование финансовых ресурсов с целью повышения уровня жизни граждан.

Финансовая политика формируется в зависимости как от приоритетных направлений развития экономики страны, так и исходя из общенациональных интересов, определяющих развитие отраслей, имеющих структурообразующее значение.

Финансовая политика состоит из различных направлений, важнейшими из которых являются бюджетная и налоговая политики, поскольку без достаточных финансовых ресурсов, денежных средств в государственной казне, невозможно решить ни одной государственной задачи. Немаловажную роль играют и такие направления финансовой политики как таможенная, инвестиционная, ценовая, денежно-кредитная и др. Так, денежно-кредитная политика России представляет 21

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.