Научная статья на тему 'О термине "экономическая безопасность" и его законодательном определени'

О термине "экономическая безопасность" и его законодательном определени Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
781
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ECONOMIC SECURITY / ДЕФИНИЦИЯ / DEFINITION / ГОСУДАРСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / STATE SECURITY / ПРАВОВОЙ АКТ / LEGAL ACT / ТЕРМИН / TERM

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Герасимов А.П., Пономарева Е.В.

Экономическая безопасность является одной из форм государственной безопасности. Данный термин за рубежом употреблялся еще в XII веке, а в России его начали применять в XIXв. Однако, проведенный анализ норм российского законодательства позволяет говорить о том, что дефиниция «экономическая безопасность», отражающая все его признаки, на сегодняшний день на законодательном уровне не закреплена ни в одном из правовых актов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE TERM “ECONOMIC SECURITY”AND ITS LEGISLATIVE DEFINITION

The economic security is one of the forms of the state security. The term was used in foreign countries since the XII century but in Russia it came into usage in the XIX century. However, the given analysis of the Russian legislation reforms allows us to say that the definitioneconomic security”, revealing all its features, is not formalised on the legislation level in any of the legal acts.

Текст научной работы на тему «О термине "экономическая безопасность" и его законодательном определени»

НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ

А.П. Герасимов., Е.В. Пономарева

О ТЕРМИНЕ «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ» И ЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬНОМ ОПРЕДЕЛЕНИ

Экономическая безопасность является одной из форм государственной безопасности. Данный термин за рубежом употреблялся еще в XII веке, а в России его начали применять в Х1Хв. Однако, проведенный анализ норм российского законодательства позволяет говорить о том, что дефиниция «экономическая безопасность», отражающая все его признаки, на сегодняшний день на законодательном уровне не закреплена ни в одном из правовых актов.

Ключевые слова: экономическая безопасность, дефиниция, государственная безопасность, правовой акт, термин.

А.Р. Gerasimov, Ye.V. Ponomaryova

ON THE TERM "ECONOMIC SECURITY"AND ITS LEGISLATIVE DEFINITION.

The economic security is one of the forms of the state security. The term was used in foreign countries since the XII century but in Russia it came into usage in the XIX century. However, the given analysis of the Russian legislation reforms allows us to say that the definition "economic security", revealing all its features, is not formalised on the legislation level in any of the legal acts.

Key words: economic security, definition, state security, legal act, term.

Среди множества проблем,

связанных с обеспечением безопасности личности, общества и государства, определенный научный и практический интерес вызывают исследования в сфере экономической безопасности. Эти вопросы в последние годы приобрели особую актуальность и остроту, поскольку осуществляемые в рамках правовой реформы изменения отечественного законодательства не в полой мере, на наш взгляд, отвечают задачам и требованиям сегодняшнего времени в данной области.

Вместе с тем ныне наблюдается тенденция к существенному изменению отношения к данному институту, пони-

манию его сущности, социальной значимости в сфере жизнедеятельности государства и населения нашей страны. Однако среди исследователей, занимающихся проблемами экономической безопасности, до сих пор не выработан единый подход к ее пониманию. Вот почему актуальность статьи не должна вызывать, на наш взгляд, серьезных нареканий.

Когда сферой научного исследования является серьезная проблема, а безопасность экономики, безусловно, представляется таковой, то закономерно возникает потребность в решении вопроса о дефинитивном определении основных понятий, относящихся к данной про-

ш

ЫЕЗ

блематике. Для проникновения в сущность экономической безопасности вначале следует выяснить, что же следует понимать под безопасностью вообще.

Термин «безопасность» начали употреблять еще в 12 веке. Согласно словарю Ротера (1190 г.) он означал спокойное состояние духа человека, считавшего себя защищенным от любой опасности1. В таком значении понятие безопасности использовалось народами Западной Европы очень редко, вплоть до конца 16 века. Однако уже в 17-18 вв. практически повсеместно утверждается мнение, что государство преследует цель - общее благосостояние и безопасность, где последняя есть состояние2, ситуация спокойствия, появляющаяся вследствие отсутствия реальной опасности ( как физической, так и моральной), а также материальные экономические, политические условия, соответствующие органы и организации, способствующие созданию данной ситуации.

В России это понятие использовалось довольно редко вплоть до второй половины 19 века, а сам термин «безопасность» в источниках права не встречается. Термин «государственная безопасность» был впервые употреблен в «Положениях о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия» от 14 августа 1881 года.

В Толковом словаре С.И. Ожегова «безопасность» трактуется как «состояние, при котором не угрожает опасность, есть защита от опасности»', а В.И. Даль определяет безопасность как «отсутствие

4

опасности, сохранность, надежность» .

'Олейников Е.А. Основы экономической безопасности (государство, регион, предприятие, личность) [Текст]: учебно-практическое пособие // Под ред. Е.А. Олейникова. М., 1997. С.10.

2 Олейников Е.А. Основы экономической безопасности (государство, регион, предприятие, личность) [Текст]: учебно-практическое пособие // Под ред. Е.А. Олейникова. М„ 1997. С. 10.

3Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка [Текст]: словарь / С.И. Ожегов. М.. 1994. С.444.

4 Даль В.И.Толковый словарь живого великорус-

ского языка. [Текст]: словарь. В 4т. Т.1./

В.И. Даль. М„ 1997.С.67.

В Законе Российской Федерации от 5 марта 1992 г. №2446-1 «О безопасности» данная дефиниция определяется как «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз»'5 .В этой связи возникает ряд вопросов. Почему не защищаются все интересы, а только жизненно важные? Могут ли быть они юридически определены? Не угрожает ли сведение данной категории до «состояния защищенности»? Поэтому положения Закона « О безопасности», которые декларируют лишь некоторые основы безопасности, нуждаются в доработке, причем существенной.

В литературе высказано мнение, что под безопасностью следует понимать такое состояние субъекта, которое обозначает, что вероятность нежелательного изменения каких-нибудь качеств субъекта, параметров принадлежащего ему имущества и затрагивающей его внешней среды невелика (меньше определенного предела)6.

З.Л. Райгородский, анализируя проблемы безопасности, отмечает, что большинство исследователей рассматривают понятие экономической безопасности исходя из того, что она есть лишь частный случай понятия безопасности «вообще». С логической точки зрения, это правильный вывод, но при содержательном и отвечающем реальной практике определения неизбежны теоретические спекуляции. Невнимание к объекту безопасности приводит к неясности в представлениях о субъектах экономической безопасности, неадекватных знаниях об источниках угроз экономической безопасности ( которые на практике не всегда носят экономический характер и зачастую связаны с политической нестабильностью, социальной напряженностью,

5 Ведомости Съезда и Верховного совета народных депутатов РСФСР. 1992.№15.

6 Тамбовцев В.Л. Экономическая безопасность хозяйственных систем: структура, проблемы [Текст] / В.Л. Тамбовцев // Вестник Московского Университета. Сер.6: Экономика. М„ 1995. №3. С.З.

природными катастрофами, экологическим загрязнением, технологическом отставании и т п.). Неточным оказывается расчет рисков и кризисного ресурсного потенциала экономической системы, недоиспользуются превентивные механизмы управленческих, правовых, политических и иных социально регулирующих

„7

воздействии.

Итак, экономическая безопасность, являясь одной из форм государственной безопасности, есть «совокупность условий и факторов, обеспечивающих независимость национальной экономики, ее стабильность и устойчивость, способность к постоянному обновлению и само-

8

совершенствованию» .

Е.А. Олейников понимает под данной дефиницией «такое состояние экономики и институтов власти, при котором обеспечивается гарантированная защита национальных интересов, гармоничное, социально- направленное развитие страны в целом, достаточный экономический и оборонный потенциал даже при наиболее неблагоприятных вариантах развития внутренних и внешних про-9

цессов» .

С точки зрения B.C. Панькова экономическая безопасность это « такое состояние национальной экономики, которое характеризуется ее устойчивостью, «иммунитетом» к воздействию внутренних и внешних факторов, нарушающих нормальное функционирование процесса общественного воспроизводства, подрывающих достигнутый уровень жизни населения, и тем самым вызывающих повышенную социальную напряженность в

обществе, а также угрозу существования государства»10.

Если же не принимать во внимание частности, то следует согласиться с С.А. Афонцевым11, что можно выделить три подхода, наметившихся у исследователей в определенной данной категории:

1) через «интересы» (национальные, государственные, общественные и т.д.);

2) через «стабильность» или «устойчивость» (национальной экономики, национального развития, социально-экономической системы);

3) через «независимость» (экономики от внешних рынков, экономической политики, от влияния извне).

Определение безопасности как состояние защищенности12 или как собственно защищенность13 отражает лишь статику системы, что совершенно

неверно, так как безопасность постоянно воспроизводится и обеспечивается функционированием самой системы, реагированием ее на внутренние и внешние угрозы опасности, нейтрализуя их.

Статистический подход к пониманию экономической безопасности не может быть признан удовлетворительным еще и потому, что он подразумевает фиксацию характеристик экономики, что совсем не соответствует действительности.

Отмечая недостатки подхода к пониманию безопасности как состояния защищенности, Г.В. Иващенко отмечает, что и безопасность не есть состояние защищенности интересов субъекта, безо-

7Райгородский В.Л. Экономическая безопасность как политико-правовая категория. [Текст] /

B.Л. Райгородский // Философия права. 2003. №2.

C. 106-107.

8 Абалкин Л.И. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение. [Текст] / Л.И. Абалкин//Вопросы экономики. 1998. №12. С.5. 9Олейников Е.А. Основы экономической безопасности (государство, регион, предприятие, личность) [Текст]: учебно-практическое пособие // Под ред. Е.А. Олейникова. М„ 1997. С.29.

111 Паньков B.C. Экономическая безопасность: мирохозяйсвенный и внутренний аспекты. [Текст] / B.C. Паньков // Внешнеэкономические связи. 1992. Вып. 8. С. 16.

пАфонцев С.А. Дискуссионные проблемы концепции экономической безопасности. [Текст] / С.А. Афонцев//Россия XXI.2001. №2. С.41.

12 Городецкий A.C. Вопросы безопасности экономики России [Текст] / A.C. Городецкий // Экономист. 1995. №10. С.46.

13 Общая теория национальной безопасности.

[Текст]: Учебник // Под ред. A.A. Прохожева.

М.,2002. С.39.

ш

пасность вообще не есть чье бы то ни было состояние. Безопасность есть условия существования субъекта, контролируемые им...14

С точки зрения Е.В. Придиуса, и с ним можно согласиться в этом вопросе, определение безопасности как контролируемых субъектом (в нашем случае - государством ) условий также не вполне корректно. Условия существования любой системы, любого субъекта, во-первых, не являются фиксированными и определенными. Во-вторых, условия постоянно меняются. Поэтому неизбежно существуют условия, которые субъект безопасности не в состоянии контролировать, что тем не менее далеко не всегда означает отсутствие безопасности, поскольку, даже не имея возможности контролировать какие-либо условия, субъект способен нейтрализовать вредные последствия их воздействия и исходящую от них угрозу безопасности (например, нейтрализовать последствия неблагоприятных погодных условий для сельского хозяйства)15.

В научной литературе предлагаются и иные трактовки понятия экономической безопасности.

Что касается правоведов, то значительная их часть рассматривает экономическую безопасность в институциональном аспекте16 в качестве элемента более объемного понятия «безопасность» или «национальная безопасность».

Развернутое же, концептуальное определение экономической безопасности дают Р.Ф. Исмагилов, В.П. Сальников и C.B. Степашин. На их взгляд, экономическая безопасность - это « состояние национальной экономики, способное обеспечить эффективное удовлетворение

14 Иващенко Г.В. О понятии «безопасность». [Текст] / Г.В. Иващенко // Credo. 2000. №6 (24). 15Придиус Е.В. О понятии и системе экономической безопасности [Электронный ресурс]/ Е.В. Придиус // СПС « КонсультантПлюс», дата обращения: октябрь 2013.

16Ващекин Н.П., Дзлиев М.И, Урсул А.Д.. Экономическая безопасность: институциональный подход [Текст]: учебное пособие для вузов / Н.П. Ващекин. М„ 2000.

общественных потребностей при условии поддержания на достаточном уровне социально-политической и военной стабильности государства, а также технико-экономическую независимость и независимость страны от внешних и внутренних ~ 17

угроз и влиянии» .

Сгруппировав признаки экономической безопасности в три логических блока, связанных с национальными целями, интересами и ценностями, К. А. Стрельников предлагает следующее определение дефиниции: «экономическая безопасность - это состояние государственно-правовой обеспеченности экономических интересов, направленных на достижение определенных целей, основанном на эффективном использовании и приумножении национальных ценностей»18.

Нам же импонирует точка зрения

B.М. Баранова, который под экономической безопасностью государства понимает «состояние политико-правовой обеспеченности (гарантированное™) устойчивого функционирования хозяйственно-экономических субъектов, в целом государства, отдельной личности в пределах экономически обоснованного объема ограничений (пределов), позволяющего предотвратить радикальные изменения негативного характера»19.

Таким образом, существующее многообразие определений понятия «экономическая безопасность» (мы их насчитываем в учебной, научной, энциклопедической и периодической литературе более семи десятков) обусловлено сложностью, многогранностью данного

17 Исмагилов Р.Ф., Сальников В.П., Степашин

C.B. Экономическая безопасность России: концепция - правовые основы - политика [Текст] / Р.Ф. Исмагилов. СПб., 2001. С.23.

18Стрельников К.А.Правовые аспекты обеспечения экономической безопасности современного российского государства. [Текст]: дис. канд. юрид. наук./ К.А. Стрельников. Н.Новгород, 2004. С.35.

19 Баранов В.М. Законодательное определение

понятия «экономическая безопасность государст-

ва» и современные проблемы ее правового обеспечения. [Текст] / В.М. Баранов // Вестник Нижегородской академии MB Д России. 2001. №1. С.26.

понятия. В этой связи, и в этом мы согласны с В.М. Барановым, в том, что необходима формулировка специальной законодательной нормы, детально описывающей объем рассматриваемого явления правовой действительности, которая позволит достичь сразу несколько

20

позитивных результатов.

К большому сожалению, Конституция Российской Федерации не содержит норм-положений, непосредственно регламентирующих тот или иной аспект экономической безопасности. Более того, следует подчеркнуть, что Основной Закон нашей страны «скуп» по отношению к данной проблематике.

Конституция России сегодня закрепляет наиболее значимые, важнейшие положения лишь обеспечения безопасности вообще, исходя из конкретных обще»-» 21

ственных отношений. . Понятие «безопасность в Конституции РФ законодатель употребляет в своем исконном значении, использует шесть раз в следующих составных наименованиях: «безопасность государства» (ст. 55); «безопасность граждан» (ст.56); «оборона и безопасность» (ст. 71); «для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей» (ст. 74); «безопасность и целостность государства» (ст. 82); «Совет безопасности России» (ст. 83). Термин «экономическая безопасность» здесь не присутствует, а только подразумевается (ст.8, 9 ,34, 74). А жаль, поскольку категория экономической безопасности находит многозначное выражение в конституциях зарубежных государств. В текстах некоторых из них непосредственно используется данный термин. Примером может служить ч.1 ст. 17 Конституции Украины: «Защита суверенитета и территориальной целостности Украины, обеспечение ее экономической и информационной безопасности являются важнейшими функциями государства, делом всего украинского наро-

211 Баранов В.М. Указ.соч. [Текст]. С.15-19. 21 Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]: от 12.12.1993 // СПС «Консуль-тантПлюс», дата обращения: октябрь 2013.

да22. Однако чаще всего употребляются такие смежные термины-понятия, как промышленная, национальная, общественная, коллективная безопасность, эко-

23

номическии порядок и другие».

В этой связи думается, что назрела необходимость включить в Конституцию России отдельную статью об экономической безопасности, отражающую важность и основные направления ее обеспечения. Более того, в концептуальном плане, видимо есть основания выделения в системе теории права и государства обособленного института обеспечения экономической безопасности.

Более детальное правовое закрепление самой сущности безопасности урегулировано в Законе «О безопасности», о котором мы уже упоминали выше. В нем дается легальное определение безопасности, из которого также исходят большинство авторов в понимании экономической безопасности. В законе безопасность понимается как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз (ч. 1 ст. 1 Закона). Краткость законодательной формулировки нельзя признать удачной, поскольку она не только ограничивает содержания понятия, но и нивелирует содержание иных законодательных актов, копирующих в своей основе приведенную формулировку. Определяемая в законе категория безопасности является очень абстрактной. Закон основан на учете интересов, которые не могут быть юридически определены. В качестве объекта защиты в нем не упомянуты ни территория, ни специфический уклад российского общества; единая система обеспечения безопасности разнесена по различным ведомостям. Помимо этого, есть мнение, что сведение дефиниции до «состояния защищенности» упрощает категорию, не

22 Бабаев В.К., Баранов В.М. Категория «экономическая безопасность» в конституциях мира (опыт технико-юридического анализа) [Текст] / В.К. Бабаев // Вестник Нижегородской академии МВД России. 2002. №2. С. 10.

23 Там же.

позволяет отразить ее глобальность и особую значимость. В практическом аспекте деятельность государственных органов и государственного механизма в целом по обеспечению экономической безопасности не должна сводиться только к защитным мерам. Несовершенство действующего законодательства в определении термина «безопасность» явно прослеживается при сопоставлении теоретического и практического аспектов. Именно поэтому многие положения Закона «О безопасности», декларирующие лишь некоторые основы безопасности, нуждались в существенной доработке24.

О явной неполноте законодательной дефиниции говорят Указ Президента Российской Федерации от 29 апреля 1996 г. №608 «О государственной стратегии

экономической безопасности Российской

25

Федерации» (основных положениях) и Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 20 марта 1998 г. №2318-11 ГД «О преодолении кризиса в экономике Российской Федерации и о стратегии экономической безопасности государства26. Просмотрев данные документы, мы не встречали четкого определения экономической безопасности, что не способствовало ясности в определении данной дефиниции.

Еще один подход к пониманию экономической безопасности был реализован российским законодателем в Федеральном законе от 13 октября 1995 г. №157-ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности»"7,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

24 Павлов Д.Б. О правовом обеспечении экономической безопасности. [Текст] / Д.Б. Павлов // Законы России: опыт, анализ, практика. 2006. №4.

25 Указ Президента РФ «О государственной стратегии экономической безопасности Российской

Федерации» [Текст]: Указ от 29.04.1996 г. № 608 //СЗ РФ. 1996. №18. Ст.2117. ^Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ «О преодолении кризиса в экономике Российской Федерации и о стратегии экономической безопасности государства» [Электронный ресурс]: постановление от 20.03.1998. №2318-11 ГД // СПС «КонсультантПлюс», дата обращения: апрель 2013.

27 Федеральный закон РФ «О государственном

регулировании внешнеторговой деятельности»

который в настоящее время утратил силу. Во второй статье этого Закона экономическая безопасность определялась состоянием экономики, обеспечивающей достаточный уровень социального, политического и оборонного существования и прогрессивного развития Российской Федерации, неуязвимость и независимость ее экономических интересов по отношению к возможным внешним и внутренним угрозам и воздействиям.

Однако Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. №164-ФЗ «Об основах

государственного регулирования внеш»-» 28 неторговой деятельности» уже не содержит определения экономической безопасности. Отказ законодателя от легального определения экономической безопасности, как представляется, неслучайным, поскольку определение дефиниции в Законе №157-ФЗ, уже не отражало всей сути и сложности этого многопланового явления.

Отсутствует содержательное определение безопасности и в Указе Президента РФ от 10 января 2000 г. №24 «О концепции национальной безопасности

29

Российской Федерации» , где под национальной безопасностью Российской Федерации понимается безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации.

Кроме того, утвержденная распоряжением Правительства России «Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2003-2005 г.г.)» от 5 августа 2003 г. также не внесла опреде-

30

ленности в данном вопросе .

[Текст]: фед. закон от 13.10.1995. №157-ФЗ // СЗ РФ. 1995. №42, Ст.3932.

28 Федеральный закон РФ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» [Текст]: фед. закон от 08.12.2003. №164-ФЗ// СЗ РФ. 2003. №50.Ст.4850.

29 Указ Президента РФ «О концепции национальной безопасности Российской Федерации» [Текст]: указ Президента от 10.01.2000. №24 // СЗ РФ. 2000. №2. Ст. 170.

311 Распоряжение Правительства РФ Программа социально-экономического развития Российской

В последние годы правовое регулирование обеспечения национальной безопасности в России развивается по пути регламентации не только общих вопросов в данной сфере,31 но и конкретизации их требований применимо к различным направлениям деятельности на-32

шего общества. Более того, если учитывать различия в понимании дефиниции «безопасность» и «национальная безопасность», то вопросы обеспечения экономической безопасности России получили нормативное закрепление, как это

33

мы указывали выше, несколько раньше , чем вопросы обеспечения национальной безопасности в целом.

В соответствии с требованиями п.п. 7 и 37 «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года»34 деятельность по обеспечению экономической безопасности является одним из основных направлений деятельности по обеспечению национальной безопасности в целом, а рост преступных посягательств, направленных против собственности и экономической безопасности - одним из основных источников угроз. Далее согласно п.53 этого нормативного правового акта достижение необходимого уровня националь-

Федерации на среднесрочную перспективу (20032005 годы)» [Текст]: распоряжение от 05.08.2003. // СЗ РФ. 2003. №34. Ст.3396.

31 См.: Федеральный закон РФ «О безопасности» [Текст]: фед. закон от 28.12.2010. №390-Ф3 // Рос.газ. 2010. № 295.; Указ Президента РФ «Об утверждении стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» [Текст]: указ от 12.05.2009. № 537 //Рос. газ 2009. №88.

32 См.: Федеральный Закон РФ « О транспортной безопасности» [Текст]: фед. закон от 09.02.2007 (в ред. от 07.02.2011) № 16-ФЗ // Рос.газ.2007. №31.; Указ Президента РФ «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации» [Текст]: указ от 30.01.2010 №120 // Рос. газ. 2010. №21.

33 Указ Президента РФ «О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации» [Текст] указ от 29.04.1996 г. №608 //СЗ РФ. 1996. №18. Ст.2117.

34 Указ Президента РФ «Об утверждении страте-

гии национальной безопасности Российской Фе-

дерации до 2020 года» [Текст]: указ от 12.05.2009.

№ 537 // Рос.газ 2009. №88.

ной безопасности в экономической сфере признано одной из стратегических целей.

Однако и в этом документе, что такое «экономическая безопасность» («национальная экономическая безопасность») мы не находим.

К сожалению, и федеральный закон «О безопасности», принятый 28 декабря 2010 года, и в этом мы согласны с

35

И.Х. Еркеевым , не только не стал прорывным в вопросе обеспечения экономической безопасности, но и направлен на разрешение существующих в законодательстве о безопасности Российской Федерации противоречий, бессистемности, фрагментарности и декларативности.

Законодатель в нем вообще отказался от определения понятия безопасности. Проанализировав первую статью закона, можно констатировать, что все виды безопасности перечислены в ней (государства, общества, личности, экологическая) вместе с другими ее видами, предусмотренными законодательством, и образуют безопасность (национальную безопасность).

п 36

Следует согласиться с автором , что выделение видов безопасности с точки зрения формальной логики произведено некорректно, обозначенные в законе

виды безопасности выделены с наруше-

37

"нием логических правил . Подобное перечисление в логическом смысле не является определением.

Итак, краткий анализ правовых актов по проблематике свидетельствует о том, что Дефиниция «экономическая безопасность» вовсе законодательно не закреплена ни в одном нормативно правовом акте.

В этой связи необходимо продолжить теоретический анализ правового

35Еркеев И.Х. «К проблемам обеспечения безопасности в Российской Федерации» [Текст] / И.Х. Еркеев // Правовое государство: Теория и практика. 2011. №3(25). С.77.

36Еркеев И.Х. К проблемам обеспечения безопасности в Российской Федерации » [Текст] / И.Х.Еркеев // Правовое государство: Теория и практика. 2011. № 3(25). (1.11. 37 Логический словарь-справочник. [Текст] / Н.И. Кондаков. М„ 1975. С.88.

обеспечения экономической безопасности государства. Каковы же пути дальнейшего совершенствования действующего законодательства об экономической безопасности представляются сегодня? Прежде всего, отдельные авторы предлагают принять закон «Об экономической

38

безопасности» , другие ученые категорически против. Так С.Н. Ревина пишет, что «именно из сущностных признаков должно вытекать определение экономической безопасности - это такое состояние экономики, субъектов рыночных отношений, которое не содержит в себе препятствий, угроз для реализации принципов рыночных отношений...» И далее она продолжает: « Более конкретного, а тем более законодательного определения экономической безопасности дать невозможно ввиду сложности и нецелесообразности описания всех опасностей, угроз, препятствий для развития рыночной экономики... Поэтому вряд ли обосновано предложение некоторых авторов о принятии закона «Об экономической безопасности»39.

Что ж, с этим, видимо, можно согласиться. Однако такое положение, безусловно, препятствует эффективному функционированию экономической безопасности, играющей значительную роль в обеспечении целостности и безопасности Российского государства.

Пристатейный библиографический список:

38Фомин A.A. Юридическая безопасность субъектов российского права [Текст] // Под ред. И.Н. Синякин. Саратов. 2005. С. 75.

39Ревина С.Н. Право и экономическая безопасность (теоретико-правовой аспект) [Текст] / С.Н. Ревина // Вестник Нижегородской академии МВД России. 2006. №6. С.63

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.