Научная статья на тему 'Проблемы законодательного обеспечения экономической безопасности субъектов хозяйственной деятельности'

Проблемы законодательного обеспечения экономической безопасности субъектов хозяйственной деятельности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
130
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / УГРОЗЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / КЛАССИФИКАЦИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В ОБЛАСТИ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ECONOMIC SECURITY / THREAT TO ECONOMIC SECURITY / CLASSIFICATION OF ECONOMICAL CRIMES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Беров Роман Владимирович

в статье рассмотрены наиболее полные классификации преступлений, связанных с обеспечением экономической безопасности субъектов хозяйственной деятельности, выделены аспекты, не криминологизированные в УК РФ; сформулированы виды угроз экономической безопасности субъектов хозяйственной деятельности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ISSUES OF ECONOMIC SECURITY NORMATIVE SUPPORT OF THE SUBJECTS OF ECONOMICAL ACTIVITY

in the article full classifications of crimes connected with economic security of the subjects of economical activity are considered. The aspects which are not criminalized in aspects of the Criminal Code of the Russian Federation are pointed out. The threats to economic security of the subjects of economical activity are formulated

Текст научной работы на тему «Проблемы законодательного обеспечения экономической безопасности субъектов хозяйственной деятельности»

Управление

УДК 343.37 R.V. BEROV*

ББК 67.408.12

Б51 ISSUES OF ECONOMIC SECURITY NORMATIVE

SUPPORT

OF THE SUBJECTS OF ECONOMICAL ACTIVITY

Аннотация: В статье рассмотрены наиболее полные классификации преступлений, связанных с обеспечением экономической безопасности субъектов хозяйственнойдеятельности, выделены аспекты, не криминологизированные в УК РФ; сформулированы виды угроз экономическойбезопасности субъектов хозяйственнойдеятельности.

Ключевые слова: экономическая безопасность, угрозы экономическойбезопасности, классификация преступленийв области хозяйственнойдеятельности

Annotation: in the article full classifications of crimes connected with economic security of the subjects of economical activity are considered. The aspects which are not criminalized in aspects of the Criminal Code of the Russian Federation are pointed out. The threats to economic security of the subjects of economical activity are formulated.

Key words: economic security, threat to economic security, classification of economical crimes.

РОМАН

ВЛАДИМИРОВИЧ

БЕРОВ*

ПРОБЛЕМЫ

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО

ОБЕСПЕЧЕНИЯ

ЭКОНОМИЧЕСКОЙ

БЕЗОПАСНОСТИ

СУБЪЕКТОВ

ХОЗЯЙСТВЕННОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В процессе реформирования правовых, экономических и социальных основ в Российской Федерации с 1993 г. произошли глубокие и системные изменения, а также сложились предпосылки для устойчивого постепенного развития, имеющие своей целью повышение жизненного уровня населения. В настоящее время ведется поиск новых концептуальных подходов к защите экономических интересов государства, субъектов Федерации, муниципальных образований, хозяйствующих субъектов, граждан, в том числе иностранных и лиц без гражданства, в сфере государственной и предпринимательской деятельности.

Социально напряженная обстановка в некоторыхреги-онах России характеризуется ростом экономической преступности во всех базовых сферах экономики, включая финансовую, налоговую и банковскую, усложнением применяемых способов нарушения и использования несовершенства действующего законодательства и правоприменительной практики. Появляются новые виды финансовых преступлений, связанных с преднамеренным банкротством предприятий.

Следует согласиться с позицией доктора юридических наук, профессора Н.С. Бондаря, который считает, что «безопасность» - категория конституционная, нормативноправовое содержание которой пока не получило должного научного обоснования1.

Однако Конституция Российской Федерации отражает различные стороны этой проблематики:

- правовую (юридическую) безопасность личности, подразумевая физическую безопасность (ст. 20-23), информационную (ст. 24, 29), экономическую (ст. 34-36) и т. д.;

- безопасность личности (ч. 1 ст. 21);

- безопасность общества (ч. 2 ст. 7);

- безопасность государства (ч. 3 ст. 4, ч. 5 ст. 13, ч. 3 ст. 5, ст. 71).

* Начальник отдела тылового обеспечения (Академия ФСИН России).

E-mail: rberov@vandex.ru

Например, по определению А.И. Васильева, В.П. Сальникова, С.В. Степашина, экономическая безопасность государства представляет собой защиту национальных, экономических и социальных интересов государства и общества на основе достижения стабильного состояния и поступательного развития экономики с учетом обеспечения социальных потребностей общества как в государственном масштабе, так и на уровне регионов и отдельных граждан страны для защиты от воздействия неблагоприятных внешних и внутренних факторов2.

Экономическая безопасность важная, но не единственная характеристика состояния общественной жизни, от качества, надежности и эффективности обеспечения которого зависит качество жизни общества и конкретного человека. Не менее важна категория «правопорядок».

Правопорядок - это состояние упорядоченности общественных отношений посредством правовых норм, результат претворения правовых требований и предписаний в общественных отношениях. Правопорядок - фундаментальная основа общества, ибо только в условиях правопорядка возможна действенная защита прав и свобод граждан.

Под национальной экономическойбезопасно-стью В. Паньков понимает «...такое состояние экономики, которое характеризуется ее устойчивым «иммунитетом» к воздействию внешних и внутренних факторов, нарушающих нормальное функционирование процесса общественного воспроизводства, подрывающих достигнутый уровень жизни населения и тем самым вызывающих повышенную социальную напряженность в обществе, а также угрозу самому существованию государства»3. А.И. Васильев, В.П. Сальников и С.В. Степашин указывают, что государственный нтерес является фундаментальной категорией для правоведения в целом4.

Преступления в области хозяйственной деятельности, подрывающие экономическую безопасность государства, часто выпадают из поля зрения многих исследователей. А. Шава-ев выделяет на основе признака направленности на ту или иную сторону деятельности хозяйствующего субъекта восемь относительно обособленных видов преступлений, посягающих5:

1. На безопасность негосударственных хозяйствующих субъектов (далее - НХС) в части состояния защищенности жизни, здоровья и свободы собственников (владельцев) и персонала НХС в связи с исполнением последними своих функций.

2. На безопасность НХС в части неприкосновенности частной жизни собственников (вла-

дельцев) и персонала НХС, защищенности тайны их переписки, телефонных переговоров, телеграфных и иных сообщений, а также авторских и смежных, изобретательских и патентных прав, принадлежащих НХС.

3. На безопасность НХС в части владения, пользования и распоряжения имуществом.

4. На безопасность НХС в части производства, потребления и обмена товаров и услуг.

5. На безопасность НХС в части, относящейся к обеспечению интересов службы в коммерческих и иных организациях.

6. На общественную безопасность, в качестве элемента которой может рассматриваться безопасность НХС.

7. На информационную безопасность НХС.

8. На экономическую безопасность НХС опосредованно, через экономическую безопасность государства, интересы государственной службы и службы в органах местного самоуправления, управления.

Мы считаем, что для определения одного из правовых механизмов противодействия угрозам экономической безопасности необходимосгруп-пировать указанные виды следующим образом.

В первую группу следует включить преступления, чьим обязательным дополнительным непосредственным объектом является экономическая безопасность НХС, то есть преступления, обязательный признак которых - причинение существенного и иного более значительного ущерба экономическим интересам хозяйствующих субъектов (ч. 2 и 3 ст. 158-161; ч. 3 ст. 162, 163, 165; ч. 3 и 4 ст. 166; ст. 167; ч. 2 ст. 169; ст. 173, 176-178, 180, 182; ч. 2 ст. 183; ст. 185, 195-197 УК РФ).

Ко второй группе можно отнести экономические преступления, для которых экономическая безопасность хозяйствующих субъектов может выступать факультативным непосредственным объектом, то есть преступления, для которых причинение существенного или более значительного ущерба экономическим интересам прямо не предусмотрено УК РФ в качестве обязательного признака (ч. 2 ст. 138; ст. 146, 147, 178, 184, 201, 202; ч. 2 ст. 203; ст. 204, 205; ч. 3 ст. 206; ст. 209-214; ч. 2 ст. 215-217; ст. 218; ч. 2 ст. 219 и 220; ч. 3 ст. 227; ст. 272-274 УК РФ).

В третью группу можно включить все иные преступления из ранее приведенного перечня, которые опосредованно посягают на экономическую безопасность государства.

Если представить все многообразие противоправных посягательств на субъекты предпри-

Управление

Управление

нимательской деятельности (СПД), которые могут рассматриваться как направленные в итоге против экономической безопасности государства, то, не отходя от конструкции УК РФ, а лишь несколько ее дополнив, их можно представить в виде следующих групп:

- преступления против жизни и здоровья аффилированных лиц (способных оказывать влияние на деятельность юридических и (или) физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, с целью навязывания принятия решений, влекущих за собой экономические потери) (ст. 105, 119,126,129);

- преступления против конституционных прав и свобод сотрудников СПД (ст. 146, 147);

- преступления против собственности СПД (ст. 158-168);

- преступления против интересов экономической деятельности СПД (ст. 169, 178-180, 183);

- преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях (ст. 201, 202, 204);

- преступления против безопасности СПД (ст. 206, 207, 281);

- преступления против компьютерной информации СПД (ст. 272-274);

- противоправные действия, не нашедшие отражения в УК РФ (криминальная конкуренция, промышленный шпионаж, инсайд, целый ряд компьютерных преступлений).

В результате проведенного анализа было установлено, что не все угрозы экономической безопасности корреспондируются с уголовной ответственностью, предусмотренной УК РФ за реализацию этих угроз, то есть часть из них не криминализирована. Кроме того, не все составы преступлений, направленных против экономической безопасности государства, содержатся в разд. VIII «Преступления в сфере экономики» УК РФ, есть они и в гл. 16, 19, 24, 28, 29.

Рассмотрение угроз, направленных против экономической безопасности государства, позволяет сделать вывод: несмотря на значительный объем гл. 22 УК РФ «Преступления в сфере экономической деятельности», включающей в себя 35 статей, только преступления, указанные в ст. 169, 178-180, 183, можно отнести к группе действий, напрямую затрагивающих экономическую безопасность СПД.

Вплотную к этим статьям примыкают ст. 146, 147, 201, 202, 204, 272-274, 281 УК РФ, что позволяет объединить их в группу «Действия, напрямую посягающие на экономическуюбезопасность СПД». В ее состав можно включить ряд противоправных поступков: промышленный шпионаж, криминальную конкуренцию, инсайд, не подлежащих уголовной ответственности, но достаточно часто встречающихся на практике, а также ст. 207, если заведомо ложное сообщение об акте терроризма произведено с целью нанесения экономического ущерба хозяйствующему субъекту.

Ко второй группе угроз, направленных против экономической безопасности СПД, можно отнести деяния, предусмотренные ст. 105, 119, 126, 129, 206, в случае если они направлены против ведущих сотрудников и аффилированных лиц. Данную группу можно назвать «Криминальное воздействие на аффилированных лиц и ведущих специалистов СПД».

Третья группа угроз под названием «Создание и функционирование коммерческих и банковских структур, направленных на нанесение ущерба СПД» может включать в себя действия, предусмотренные ст. 171-173, если они направлены против интересов вышеназванных субъектов. То же обстоятельство позволяет отнести к этой группе состав преступлений, представленный ст. 195-197, если в результате подобного рода банкротств страдают интересы СПД.

К четвертой группе угроз можно отнести статьи гл. 21 УК РФ «Преступления против собственности», если они касаются собственности СПД.

Пятая группа включает в себя угрозы экономической безопасности СПД, связанные с негативными проявлениями развития рыночных отношений: институты взаимного поглощения, насильственного банкротства, дестабилизация управления хозяйствующим субъектом.

Итак, стратегический характер обеспечения экономической безопасности предстает перед нами как система установлений (норм), а также средств, методов, направлений деятельности по мобилизации и использованию возможностей ресурсов государства и других хозяйствующих субъектовдля предупреждения, нейтрализации, отражения внутренних и внешних угроз в экономической сфере.

1 См.: Бондарь Н.С. КонституционныйСуд России - гарант конституционнойбезопасности личности, общества и государства// Проблемы права. 2004. № 1.

2 См.: Васильев А.И., Сальников В.П., Степашин С.В. Национальная безопасность России: конституцион ное обеспечение: Монография СПб., 1999. С. 24.

3 ПаньковВ. Экономическаябезопасность: новые аспекты проблемы // Внешняя торговля. 1992. № 6. С. 26.

4 См.: Васильев А.И., Сальников В.П., Степашин С.В. Указ соч. С. 24.

5 См.: ШаваевА.Г. Системы борьбы с экономическойразведкой Монография. М., 2000. С. 16.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.