Научная статья на тему 'Экономическая безопасность как правовая категория: возможные решения'

Экономическая безопасность как правовая категория: возможные решения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
956
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ / SAFETY / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ECONOMIC SAFETY / ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / PROBLEMS OF ECONOMIC SAFETY / ВОЗМОЖНЫЕ РЕШЕНИЯ / POSSIBLE DECISIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Михайлов А. В.

В статье рассматриваются вопросы, связанные с понятием «экономическая безопасность» как правовой категорией. Рассмотрены существующие на сегодняшний день проблемы обеспечения экономической безопасности России и даны рекомендации по их возможному решению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Economic safety as a legal category: possible decisions

In article the questions connected with concept «economic safety» as legal category are considered. Today's problems of maintenance of economic safety of Russia are considered and recommendations about their possible decision are made.

Текст научной работы на тему «Экономическая безопасность как правовая категория: возможные решения»

О О

сч

о о о

Q.

со s

H

о

0

1

о я с о m ф VO >5

о *

о ф

у s

s

0

1

о *

о

s

ф

ч

я <

s

I H

о ф

со

Экономическая безопасность как правовая категория: возможные решения

Михайлов А.В.*

In article the questions connected with concept «economic safety» as legal category are considered. Today's problems of maintenance of economic safety of Russia are considered and recommendations about their possible decision are made.

Как правовая категория понятие «безопасность» включает ряд признаков. В юриспруденции используются два смысловых аспекта категории «безопасность». Так, дефинитивная норма ст. 2 Закона Российской Федерации «О безопасности» определяет безопасность как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз1. Это определение является, во-первых, легальным, а во-вторых — представляет собой методологическую платформу для определения иных видов безопасности в нормативных правовых актах. Понятие «безопасность» также принято трактовать и как систему правовых гарантий защищенности личности, общества и государства.

Согласно Указу Президента Российской Федерации № 608 от 29 апреля 1996 г. «О Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации», Указу Президента Российской Федерации № 537 от 12 мая 2009 г. «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» в содержание безопасности как правовой категории наряду с понятиями национальной, военной, политической, социальной, нравственной входит понятие экономической безопасности.

В структуре безопасности Российской Федерации экономическая безопасность занимает особое место. Это обусловлено тем, что все виды безопасности так или иначе не могут быть в достаточной степени реализованы без экономического обеспечения. Экономическая безопасность является составной частью безопасности государства, объективно связана с типом государственного устройства. В правовом государстве экономическая безопасность рассматривается в контексте с развитием таких институтов, как экономическая свобода, развитие предпринимательства в соответствии с действующим законодательством, правопорядок и возможность судебной защиты своих законных прав, интересов гражданами и юридическими лицами.

Учитывая противоречивые условия становления и развития российской экономики на постсоветском пространстве, значимость проблем, связанных с обеспечением экономической безопасности России в современных условиях, представляются наиболее позитивными позиции ряда ученых, которые рассматривают экономическую безопасность в широком и узком значениях. Так, в широком смысле — это демократическая программа постоянного развития и совершенствования национальной экономики при сбалансированном учете интересов всех слоев общества и хозяйствующих субъектов. В узком смысле — экономическая безопасность России представляет собой становление цивилизованных рыночных механизмов, преодоление негативных проявлений несовершенства организации рыночных отношений и их криминализации, неорганизованного участия в международных экономических процессах2.

Смысловой аспект «защита от опасности» избран за основу определения экономической безопасности в Большом юридическом энциклопедическом словаре. Там экономическая безопасность определяется как «создаваемые государством условия, гарантирующие недопущение нанесения хозяйству страны непоправимого ущерба от внутренних и внешних экономических угроз»3.

С точки зрения правовой науки можно определить экономическую безопасность как безопасность, представляющую собой защиту национальных и социальных интересов государства и общества на основе достижения стабильного состояния и поступательного развития экономики с учетом обеспечения социальных потребностей общества как в государственном масштабе, так и на уровне регионов и отдельных граждан страны для защиты от воздействия неблагоприятных внешних и внутренних факторов»4.

Проблемы экономической безопасности получили отражение в ряде научных публикаций и исследований. В итоге выявился весьма широкий спектр представ-

Научный сотрудник научно-исследовательского отдела АЭБ МВД России.

Трибуна аспиранта, адъюнкта и соискателя

лении практически по всем вопросам, связанным с экономической безопасностью, начиная от определения понятия и предмета и заканчивая попытками дать количественные оценки состояния и динамики экономической безопасности страны.

А.П. Герасимов в своих работах отмечает, что «сущность экономической безопасности определяется состоянием экономики и институтов власти, при котором обеспечиваются гарантированная защита национальных интересов, гармоничное, социально направленное развитие страны в целом, достаточный экономический и оборонный потенциал даже при наиболее неблагоприятных вариантах развития внутренних и внешних процессов» 5.

Иными словами, экономическая безопасность — это не только процесс по защите национальных интересов, но и готовность, способность институтов власти создавать правовые и экономические механизмы реализации и защиты национальных интересов развития отечественной экономики для поддержания социально-политической стабильности в обществе6.

Важно подчеркнуть, что экономическая безопасность не есть некая абстрактная теоретическая конструкция. Защищенность экономических интересов государства обеспечивается готовностью и способностью институтов власти создавать механизмы реализации и защиты интересов развития отечественной экономики, поддержания социально-политической стабильности общества.

Содержанием экономической безопасности как социально-правового явления можно считать систему общественных отношений в сфере экономики, складывающихся на основе существующих правовых норм. В центре этой группы норм находятся Конституция Российской Федерации 1993 г., Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г., утвержденная Указом Президента Российской Федерации № 537 от 12 мая 2009 г., Федеральный закон (ФЗ) «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», Гражданский и Гражданско-процессуальный кодексы Российской Федерации, Арбитражно-процессуаль-ный кодекс Российской Федерации, Уголовный кодекс Российской Федерации, Налоговый кодекс Российской Федерации и другие нормативные правовые акты.

Правовое обеспечение экономической безопасности следует рассматривать также через призму правовых норм, действующих в сфере экономики и экономи-

ческой деятельности. Обеспечение безопасности государства в экономической сфере является приоритетным направлением политики государства, позволяет решать задачи проведения самостоятельной экономической политики, гарантировать экономическую независимость государства, создавать условия стабильного развития экономической сферы в ситуации глобализации мировой экономики7.

Правовой подход к экономической безопасности обуславливает необходимость ее рассмотрения через понятия обеспечения правопорядка в сфере экономической деятельности, судебной защиты и развития свободных экономических отношений в рамках правового поля. Правовое регулирование, обеспечивающее правопорядок в сфере экономической деятельности, представляет собой систему правовых норм и институтов, обуславливающих существование и развитие правоотношений в этой сфере. Оно характеризуется реальным уровнем соблюдения законности, реализации субъективных прав, исполнения своих юридических обязанностей всеми участниками регулируемых правоотношений. Одним из важных элементов обеспечения правопорядка является деятельность государства по выявлению и упреждению внутренних и внешних угроз экономической безопасности.

Анализируя указанные выше нормативные правовые акты, можно сделать вывод о том, что на сегодняшний день стратегия развития безопасности российского государства носит долгосрочный характер. Однако, по нашему мнению, экономической безопасности государства уделяется недостаточное внимание, так до настоящего момента в законодательстве Российской Федерации отсутствует дефиниция термина «экономическая безопасность», что существенно затрудняет разработку системы мер ее обеспечения.

Советом Федерации Федерального собрания Российской Федерации в 1996 г. специально рассматривался вопрос о законодательном обеспечении экономической безопасности Российской Федерации и задачах Совета Федерации в этой области. В п. 2 постановления Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации № 327-СФ от 8 августа 1996 г. «О законодательном обеспечении экономической безопасности Российской Федерации» содержится предложение Правительству России разработать проект федерального закона «Об основах экономической безопасности Российской Федерации»8. Прошло 14 лет, и до сих пор соответствующий федеральный закон, призванный специ-

о

о

сч •

о о о о.

с[ со Ш

5

I-О

0

1

о я с о

п ф

ю

О *

О ф

У

2

0

1

о *

о

2

ф

■а

я <

I I-

О ф

со

О О

сч

о о о

Q.

со

S

н о

0

1

о я с о т ф VO >s о

о ф

У S

2

0

1

о *

о

2 ф d

л <

S I

н

о ф

со

ально регулировать обеспечение экономической безопасности России, не принят.

По нашему мнению, наиболее важным шагом в усилении экономической безопасности России станет разработка законодательных основ экономической безопасности Российской Федерации, где необходимо прописать базисные положения обеспечения экономической безопасности нашей страны. Также нужно проработать и законодательно закрепить понятие «экономическая безопасность», указать пути решения задач, направленных на ее обеспечение, и обозначить государственные органы, которые данные задачи будут решать. Для создания данного законодательного акта необходимо провести анализ законодательства различных современных государств, в которых используются разные виды стратегий обеспечения экономической безопасности государства. Необходимо уделить внимание таким крупнейшим мировым державам, как США, Китай, Япония, Германия, Франция и др. Особенно пристально следует изучить законодательство, касающееся обеспечения экономической безопасности такого государства, как Китай, экономика которого не только не пострадала от мирового финансового кризиса, но и показала значительный рост показателей. Например, по итогам 2009 г. КНР стала мировым лидером по объему экспорта. В 2009 г. КНР удалось нарастить экспорт на 17,7 % по сравнению с показателями годом ранее9.

Вторым шагом по усилению экономической безопасности России, по нашему мнению, станет создание службы по мониторингу и прогнозированию факторов негативного воздействия на экономические интересы государства. Целями ее функционирования будут постоянное наблюдение за процессами воздействия на экономику Российской Федерации, их анализ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

и прогнозирование развития, а также организация взаимодействия с государственными и негосударственными субъектами по вопросам реализации экономических интересов Российской Федерации.

Необходимость проведения мониторинга факторов негативного воздействия на экономические интересы государства официально закреплена. Так, Госкомстатом России был утвержден «Порядок организации мониторинга факторов, определяющих возникновение угроз экономической безопасности Российской Федерации»10. Целью данной системы является обеспечение непрерывного информационно-статистического наблюдения за индикаторами экономической безопасности страны.

В научной литературе существует мнение, что порядок мониторинга должен определяться не ведомственным письмом, а нормативным правовым актом — постановлением Правительства Российской Федерации.

Своевременное информирование о процессах, показателях и особенностях мировой экономики позволит не только предупредить внешние угрозы, но и реализовать государственные экономические интересы вне границ Российской Федерации.

Иностранные государства широко применяют методы сбора экономической информации в отношении других государств. Так, мониторинг экономической информации о зарубежных конкурентах во Франции называется экономической разведкой.

Подводя итоги, можно отметить, что формирование законодательной базы, а также создание службы мониторинга и прогнозирования факторов негативного воздействия на экономические интересы государства позволит достичь должного уровня обеспечения экономической безопасности нашего государства.

Литература и примечания

1. Закон Российской Федерации «О безопасности» № 2446-1 от 5 марта 1992 года // Российская газета. 1992. 6 мая.

2. Экономическая безопасность: энциклопедия. М.: Правовое просвещение, 2001. С. 445.

3. Барихин А.Б. Большой юридический энциклопедический словарь. М., 2005. С. 699.

4. Васильев А.И., Сальников В.П., Степашин С.В. Национальная безопасность России: конституционное обеспечение (Серия «Безопасность человека и общества»). СПб.: издательство «Лань», СПб. ун-т МВД России, 2001. С. 24.

5. Герасимов А.П. Теоретико-правовые проблемы становления и развития экономической безопасности Российской Федерации: автореферат дисс. ... д.ю.н. (12.00.01). СПб., 2001. С. 19.

6. Герасимов А.П. Теоретико-правовые проблемы становления и развития экономической безопасности Российской Федерации...

7. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г., утвержденная Указом Президента Российской Федерации № 537 от 12 мая 2009 г.

8. Постановление Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации № 327-СФ от 8 августа 1996 г. «О законодательном обеспечении экономической безопасности Российской Федерации» // СЗ Российской Федерации. 1996. № 34. Ст. 4060.

9. Дмитрий Шварц: «Кризис помог Китаю выбиться в лидеры по экспорту» // Российская газета. 11 января 2010 г. URL: // www.rg.ru.

10. Письмо Госкомстата России № ВГ-1-21/2839 от 12 ноября 1997 г. «О Порядке организации мониторинга факторов, определяющих возникновение угроз экономической безопасности России» // [Электронный ресурс]: Доступ из справочной системы «Гарант».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.