Научная статья на тему 'Угрозы экономической безопасности государства'

Угрозы экономической безопасности государства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
9952
842
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ГОСУДАРСТВА / УГРОЗА / УЩЕРБ / ECONOMIC SECURITY OF THE STATE / THREAT / DAMAGE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Журавлева Галина Петровна, Смагина Валентина Викторовна

Рассматриваются аспекты экономической безопасности государства, угрозы, возникающие как во внутренней, так и во внешней среде государства. Совокупность реальных и потенциальных угроз экономическим интересам позволяет судить об опасностях для тех или иных сфер хозяйственной деятельности и приоритетности мер по их отражению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THREAT TO ECONOMIC SECURITY OF STATES

These aspects of the economic security of States, threats emerging in both the inner and the external environment of the state are considered. The set of real and potential threats to the economic interests indicates the dangers of certain

Текст научной работы на тему «Угрозы экономической безопасности государства»

ЭКОНОМИКА

УДК 330.191.6

УГРОЗЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА

© Галина Петровна ЖУРАВЛЕВА

Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, г. Москва, Российская Федерация, доктор экономических наук, профессор, руководитель научной школы «Экономическая теория», заслуженный деятель науки РФ, e-mail: galinaguravleva@rambler.ru © Валентина Викторовна СМАГИНА Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, доктор экономических наук, профессор, проректор по корпоративной политике, e-mail: troveo@mail.ru

Рассматриваются аспекты экономической безопасности государства, угрозы, возникающие как во внутренней, так и во внешней среде государства. Совокупность реальных и потенциальных угроз экономическим интересам позволяет судить об опасностях для тех или иных сфер хозяйственной деятельности и приоритетности мер по их отражению.

Ключевые слова: экономическая безопасность государства; угроза;, ущерб.

Угрозы экономическим интересам государства необходимо рассматривать в двух направлениях: 1) реальные потери, ущерб;

2) упущенная выгода. В связи с чем важно понимать возможности предупреждения и преодоления этих угроз.

Распространенной является точка зрения, согласно которой лишь немногие угрозы экономическим интересам государства заслуживают серьезного анализа и способны привести к негативным последствиям в экономике [1]. Сторонники этой позиции объясняют это трансакционными издержками в повседневной экономической деятельности субъектов, такими, например, как некачественный управленческий аппарат и ошибки в принимаемых решениях. Кроме того, они считают, то, что в краткосрочном плане выглядит угрозой, (эмбарго на поставки нефти), в долгосрочной перспективе может обернуться стимулом и ускорением в технологическом развитии [1].

В вопросе обеспечения экономической безопасности государства и формирования в этом направлении стратегического мышления достаточно сложно прогнозировать, какие именно внешние воздействия следует

рассматривать как сигнал для изменения, скажем, технологической политики, а какой -как однозначную угрозу, требующую не приспособления, а противодействия. Этот же вопрос следует отнести и к политике как институту государственной деятельности, которая может и должна быть включена в число угроз экономическим интересам государства. Экономическая политика, с одной стороны, обеспечивает ее экономический рост, но с другой стороны, способна привести к критическому состоянию экономического положения ее хозяйственной системы.

Также угрозой экономической безопасности является и неадекватность законодательства, несовершенство механизма формирования экономической политики (высокая степень воздействия регионального и отраслевого лоббизма в процедурах принятия решений; слабая согласованность и подчас непоследовательность действий экономических ведомств), что чревато нарушением финансовой сбалансированности и финансовой дисциплины, социальных конфликтов, ослаблением конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей.

Несомненной угрозой является современная экономическая модель страны, основанная на экспорте топлива и сырья, импорте оборудования, продовольствия и предметов потребления. В эту модель включено и увеличение вывоза стратегически важных видов сырья при крайне неэффективном либо криминальном использовании прибыли, увеличение оттока квалифицированных кадров и интеллектуальной собственности, неконтролируемая утечка и финансового, и интеллектуального капитала, рост зависимости страны от иностранных производителей высокотехнологичной техники.

Следует отметить и то, что в последнее время идет снижение научно-технического потенциала страны. Это, в свою очередь, ведет к потере качества исследований на стратегически важных направлениях научнотехнического прогресса, деградации наукоемких производств, росту вероятности техногенных катастроф, технологической зависимости и подрыву оборонного потенциала государства и утрате достигнутых позиций в мире.

Нарушения социальной справедливости связаны с негативными общественными явлениями: правонарушениями в использовании имеющихся финансовых и материально технических ресурсов; инициированием криминализации экономических отношений и коррупции, которая затронула даже деятельность правоохранительных структур, органов исполнительной и законодательной власти. Во многих случаях коррупция парализует действие принимаемых законов, серьезно снижает эффективность правовой системы; коррупционеры пытаются приобрести политическое влияние.

Внутренние угрозы экономическим интересам и безопасности государства включают:

1) потерю рынка сбыта;

2) вступление в ВТО, что снижает защищенность отечественного производителя, внутреннего рынка;

3) зависимость от международных экономических организаций и импорта;

4) отсутствие качественного контроля за инвестиционными проектами и слабость механизмов предотвращения утечек денежно-валютных ресурсов за рубеж;

5) отсутствие правового механизма формирования и сохранения интеллектуального продукта.

К внешним факторам, влияющим на экономическую безопасность государства и создающим угрозы, можно отнести: ограничение присутствия на зарубежных рынках; утечку интеллектуальной собственности и квалифицированных кадров за рубеж; вывоз валютных запасов, стратегически важных видов сырья и товаров, культивирование структурно-деформированного товарооборота и т. д.

Ущерб может наноситься преднамеренно путем нарушения нормального состояния международной торговли, исключая случаи соглашения на международном уровне; нарушения валютного режима, манипуляций, направленных на занижение курса национальной денежной единицы, замораживание ее авуаров в иностранных банках; создания ограничений и препон на пути международного трансферта технологий и научно-технического обмена по политическим мотивам и т. д.

Методики оценок ущербов и потерь в денежной форме дают определенное представление о степени опасности угроз экономическим интересам. Мерами предотвращения экономических угроз могут стать:

- активизация инвестиционного процесса;

- качественное изменение в финансировании образования и науки;

- снижение инфляции;

- стратегические решения по укреплению национальной денежной единицы.

К наиболее серьезным угрозам, которые могут глобально отразиться на безопасности страны, следует отнести:

1) высокий уровень имущественной дифференциации населения, который может привести к нарушению социального спокойствия и общественного согласия;

2) неравномерность в социальноэкономическом развитии регионов и создание опасности региональных конфликтов;

3) криминализацию общества и сфер хозяйственной деятельности, сращивание криминальных структур с чиновниками и работниками «белого» бизнеса;

4) экономическую зависимость от зарубежных государств и международных союзов.

Поскольку общественно-политическая обстановка в стране в значительной мере зависит от перечисленных выше наиболее значимых угроз, постольку действия исполнительных органов власти должны отличаться особо высокой эффективностью в сфере предупреждения опасности.

Сейчас либерализация экономической деятельности, допуск в экономику теневого капитала не сопровождаются созданием адекватного механизма (действия) и субъектов (физические и юридические лица, их права и юридические обязанности). Закрепленные в законах и директивных документах конкретные ситуации предполагают юридическую ответственность. Формой выражения такой ответственности могут быть правонарушения и противоправные деяния, квалифицируемые как преступления.

Правонарушением признается незаконное действие или бездействие, когда предписывается действовать; неисполнение или ненадлежащее исполнение лицом предусмотренных гражданским правом обязанностей, повлекших нарушение гражданских прав других лиц. Преступление - общественно опасное деяние, запрещенное законом под угрозой наказания.

Экономические преступления - уголовно наказуемые действия, совершаемые в сфере производства, распределения и потребления товаров и услуг, в т. ч. [2, с. 224]:

- связанные с незаконным использованием служебного статуса;

- хищения, совершаемые путем присвоения, растраты и злоупотребления служебным положением;

- обман потребителей и нарушение правил торговли;

- уклонение от уплаты налогов;

- выпуск или продажа товаров, не отвечающих требованиям безопасности и др.

Среди мотивов экономических правонарушений и преступлений можно назвать удовлетворение материальных интересов, стремление к обогащению, месть и ненависть к конкретному лицу, стремление к лидерству и власти, повышение имиджа, подлость, клептоманию.

Экономические правонарушения и преступления могут быть некорыстными (уничтожение имущества по незнанию меры ответственности или по халатности) и корыст-

ными, в составе которых различают вымогательство, кражу, мошенничество, грабеж и разбой.

Типичными экономическими преступлениями считаются:

- рэкет и вымогательство;

- принуждение к совершению сделки;

- заведомо ложная реклама и незаконное использование товарного знака;

- коммерческий подкуп;

- получение и разглашение составляющих коммерческую тайну сведений;

- лжепредпринимательство.

Со временем преступность становится все более опасной, она приобретает иное качество, т. к. в ней начинает преобладать корыстная направленность. При этом часть преступлений приобретает агрессивно-насильственный характер, становится циничной и жестокой. Масштабы преступных действий расширяются, а сферы влияния распространяются на жизненно важные области деятельности, где сосредоточивается крупный капитал, направляемый на дальнейшее воспроизводство преступности.

Экономические преступления последнего времени характеризуются новой их формацией - они становятся групповыми и организованными. В экономической сфере этот «вид деятельности» хорошо организован на всех стадиях его реализации, включая репатриацию незаконно полученных средств. Статистические данные констатируют, что экономическая преступность все больше и больше продвигается в глобальном пространстве и создает организованные международные криминальные связи, расширяется и укрепляется.

Решением задачи в направлении противодействия экономическим правонарушениям может стать теоретическое обоснование проблемы минимизации социальных потерь, вытекающих из таких экономических преступлений. Общие социальные потери определяются следующим образом: прямые потери от нарушения закона или ущерб, нанесенный обществу, за минусом прибыли, получаемой нарушителем, социальная стоимость наказания правонарушителя для общества; социальная стоимость создания обстановки высокой вероятности обнаружения правонарушения и наказания за него.

Обобщая данную теорию, можно сделать следующий вывод - экономическая преступность состоит в том, что при длительной карьере преступника средний его ожидаемый доход всегда будет отрицателен, и, следовательно, экономические правонарушения убыточны.

По оценкам экспертов, преступные группировки в России контролируют около половины коммерческих банков, не менее 60 % государственных и 40 % коммерческих предприятий. До 80 % голосующих акций перешло в руки криминального капитала посредством взимания дани с коммерческих структур в виде акций. В целом ущерб от преступлений составляет 10-15 % ВВП [1].

По экспертным же оценкам, в структуре нанесенного ущерба 70 % приходится именно на государственную и муниципальную собственность, 15 % - на частную и 8,5 % -на смешанную [1].

В издании статистического комитета ООН - «Голубой книге» предлагается три понятия экономической деятельности: 1) «скрытая» (или «теневая»); 2) «неформальная» (или «неофициальная»); 3) «нелегальная» [2]. Тем самым появляется возможность вводить соответствующие поправки при определении ВВП через измеряемые показатели.

В качестве основы расчета скрываемых объемов выпуска продукции промышленных предприятий может быть использована информация об уплате налога на добавленную стоимость из отчетов о результатах контрольных проверок Госналогслужбы РФ и данных Федеральной службы налоговой полиции.

По экспертным данным, удельный вес теневой экономики в российском валовом внутреннем продукте колеблется, что связано с различным толкованием явления и оценок наносимого вреда, но продолжает быстро возрастать. Если в целом (по оценкам Госкомстата РФ) продукция «теневого сектора» экономики оценивалась примерно в 27 % ВВП, то в сферах преобладающей экономической активности ВВП (торговля, коммерческое посредничество, обслуживание и др.) доля теневого оборота оценивается до 50 % и выше. Оценки по странам мира полагают его оптимальное значение 5-10 % ВВП.

Конец XX в. ознаменовался всплеском угроз экономическим интересам хозяйст-

вующих субъектов с немыслимыми прежде масштабами изготовления поддельных товаров и незаконного их сбыта. По данным международных организаций, от 5 до 8 % всех товаров и услуг в мире - пиратские или поддельные. В этой массе все более заметное место занимают изделия, подпадающие под категорию интеллектуальной собственности: фильмы, музыка, песни, литературные произведения, программы для компьютеров. Ущерб наносится как авторам, исполнителям и законным производителям продукции, так и государственной казне, лишаемой причитающихся ей налоговых поступлений.

По самым скромным подсчетам общие потери России от пиратов достигают сегодня 1 млрд долл. США в год. Доля подделок на российских рынках аудио- и видеопродукции, программ ЭВМ и баз данных достигает 80 % общего объема продаж. В США, где названных товаров распространяется неизмеримо больше, пиратская продукция достигает 20 % объема торгового оборота.

Негативным явлением в жизни мирового сообщества конца XX в. с нанесением экономического ущерба и вреда цивилизации стал терроризм - устрашение путем уничтожения не обязательно людей, но и промышленных и гражданских объектов, культурных ценностей и религиозных святынь, т. е. всего того, что может создать социальную напряженность, изменить ситуацию в свою пользу. Мощные взрывы на улицах городов США, Колумбии, Алжира, Израиля, России свидетельствуют о масштабе этого бедствия.

Существует множество видов террористической деятельности, в т. ч. и социально поддерживаемой - партизанской, являющейся частью реального военного конфликта. Терроризм наблюдался во многих странах, которые подвергались оккупации, и выражал народное возмущение.

Совокупность реальных и потенциальных угроз экономическим интересам государства позволяет определять опасности для тех или иных сфер хозяйственной деятельности страны и создания комплексности мер по их отражению. Приведенный перечень угроз экономическим интересам России в различных сферах деятельности ее хозяйствующих субъектов не является окончательным, нуждается в ранжировании по степени приоритетности угроз при достаточной для эконо-

мического анализа степени их детализации [1]. Для России внешние и внутренние угрозы могут быть сгруппированы по направленности влияния на производственные факторы развития хозяйствующих субъектов; по организации межгосударственного обмена товарами, услугами и капиталом; по удовлетворению потребностей в социальной сфере с созданием института защиты жизнедеятельности человека и роста ресурсно-интеллектуального потенциала: преодоление любого вида экономических правонарушений, борьба с криминальной деятельностью в экономике и терроризмом. В межгосударственных отношениях приоритеты связаны с укреплением экономической независимости и положения на мировом рынке.

Международные связи, формирующиеся в мире, позволяют рассматривать реальность

новых парадигм отношений. Это переход от концепции баланса сил к концепции баланса интересов; от идеологии и структуры взглядов конфронтального типа - к моделям партнерства, делового сотрудничества; дополнение принципа независимости и целостности территории принципом необходимости обеспечения благополучия личности.

1. Гришин В.И., Журавлева Г.П., Смагина В.В., Юрьев В.М. Волатильность экономической теории: новая модель российской экономики: монография. Москва; Тамбов, 2011.

2. Безопасность России. Словарь терминов и определений. М., 1998.

Поступила в редакцию 6.06.2013 г.

UDC 330.191.6

THREAT TO ECONOMIC SECURITY OF STATES

Galina Petrovna ZHURAVLEVA, Russian Economical University named after G.V. Plekhanov, Moscow, Russian Federation, Doctor of Economics, Professor, Head of Scientific School “Economical Theory”, Honored Worker of Science of Russian Federation, e-mail: galinaguravleva@rambler.ru

Valentina Viktorovna SMAGINA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Doctor of Economics, Professor, Vice Rector for Corporate Policy, e-mail: troveo@mail.ru

These aspects of the economic security of States, threats emerging in both the inner and the external environment of the state are considered. The set of real and potential threats to the economic interests indicates the dangers of certain sectors of economic activity and priority measures to repel them.

Key words: economic security of the state; threat; damage.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.