Научная статья на тему 'Финансовая безопасность и ее правовое регулирование: некоторые новые проблемы'

Финансовая безопасность и ее правовое регулирование: некоторые новые проблемы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
537
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / FINANCIAL SECURITY / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / LEGAL REGULATION / ВЫЗОВЫ И УГРОЗЫ В ФИНАНСОВОЙ СФЕРЕ / THREATS AND CHALLENGES IN THE FINANCIAL SPHERE / ПРАВОВОЙ ФУНДАМЕНТ / LEGAL FOUNDATION / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕХАНИЗМ / STATE MECHANISM

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кондрат Елена Николаевна

Анализируется правовое регулирование финансовой безопасности в современных условиях. Определяются с позиций юридической науки новые проблемы и очередные задачи в данной сфере. Идет речь о своевременной оценке вызовов и новых угроз, возникающих в финансовой сфере. Уточняются ориентиры по нейтрализации этих угроз. Обосновывается необходимость эффективной адаптации российского государственного механизма к анализируемым угрозам и вызовам. Обеспечение финансовой безопасности государства в настоящее время является важной задачей для многих стран. Эта задача становится приоритетной в условиях финансового кризиса и для нашей страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FINANCIAL SECURITY AND ITS LEGAL REGULATION: SOME NEW PROBLEMS

The article analyzes legal regulation of financial security in modern conditions. New problems and latest tasks in this sphere are stated from the point of view of juridical science. The article gives information on modern assessment of challenges and new threats, which appear in the financial sphere. It specifies orienting points for neutralizing these threats. It proves the necessity of effective adaptation of the Russian state mechanism for the analyzed threats and challenges. At present, provision of financial security of a state comes to be an important task for many countries. This task becomes prioritized under conditions of the financial crisis for our country.

Текст научной работы на тему «Финансовая безопасность и ее правовое регулирование: некоторые новые проблемы»

References

1. Asipenka A.L. Bor'ba s prestupnost'u v globalnyh komp'utemyh setuah (The fight against crime in global computer networks: international experience), Monograph. M. Norma, 2004.

2. Zhukov V.V., Konvisarova E.V. Problemi I perspektivy razvitia plastikovyh kart v Rossii (Problems and prospects of development of plastic cards in Russia), Modern scientific research and innovation, 2014, No 11 [electronic resource]. Access URL: http: //web/snauka.ru/issues/2014/11/40327.

3. Rasheti s ispolzovaniem plastikovyh kart (Calculations using plastic cards), Ed V.V. Semenikhina. M. Eksmo, 2011.

4. Rudakova O.S. Bankovskie elektronnye uslugi (Banking electronic services), M. Banks and exchange, UNITY, 2010.

5. Spiranov I.A. Pravovoe regulirovanie operasii s bankovskimi kartami (Legal regulation of bank cards transactions), M. Publishing and Printing Complex InterCrim Press, 2010.

6. Usoskin V.M. Bankovskie plastikovye karty (Bank plastic cards), M. Vasari Ferry, 2011.

7. Spruzhevnikova M.K. Modellirovanie prosessov vnedrenia novyh bankovskih produktov na primere plas-tikovyh kart (Modeling of processes of introduction of new bank products on the example of plastic cards), Finances and Credit, 2010, No 20, рр. 51-59.

Дата поступления: 15.09.2016 Received: 15.09.2016

УДК 340

ФИНАНСОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ЕЕ ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ: НЕКОТОРЫЕ НОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ

КОНДРАТ Елена Николаевна

кандидат юридических наук, доцент кафедры правовых основ управления МГИМО (У) МИД России, г. Москва, Россия. E-mail: kondratelnik@rambler. ru

Анализируется правовое регулирование финансовой безопасности в современных условиях. Определяются с позиций юридической науки новые проблемы и очередные задачи в данной сфере. Идет речь о своевременной оценке вызовов и новых угроз, возникающих в финансовой сфере. Уточняются ориентиры по нейтрализации этих угроз. Обосновывается необходимость эффективной адаптации российского государственного механизма к анализируемым угрозам и вызовам. Обеспечение финансовой безопасности государства в настоящее время является важной задачей для многих стран. Эта задача становится приоритетной в условиях финансового кризиса и для нашей страны.

Ключевые слова: финансовая безопасность; правовое регулирование; вызовы и угрозы в финансовой сфере; правовой фундамент; государственный механизм.

FINANCIAL SECURITY AND ITS LEGAL REGULATION: SOME NEW PROBLEMS

KONDRAT Elena Nikolaevna

Candidate of Sciences (Law), Assistant Professor of the Department of Legal Support of Management of MGIMO University, Moscow, Russia.

E-mail: kondratelnik@rambler. ru

The article analyzes legal regulation of financial security in modern conditions. New problems and latest tasks in this sphere are stated from the point of view of juridical science. The article gives information on modern assessment of challenges and new threats, which appear in the financial sphere. It specifies orienting points for neutralizing these threats. It proves the necessity of effective adaptation of the Russian state mechanism for the analyzed threats and challenges. At present, provision of financial security of a state comes to be an important task for many countries. This task becomes prioritized under conditions of the financial crisis for our country.

Key words: financial security; legal regulation; threats and challenges in the financial sphere; legal foundation; state mechanism.

В нашем бурно развивающемся и беспокойном мире в последнее время все острее встают проблемы обеспечения безопасности. Причем речь идет о безопасности во всех сферах жизни: национальной, международной, военной, экономической, финансовой [6; 8; 9; 10; 11; 12; 13; 14; 16; 17; 26; 27; 28; 29].

В финансовой сфере, которая является фундаментом экономики, перед нами во весь рост встают сейчас, по крайней мере, три важнейшие задачи.

Первая - своевременная оценка вызовов и новых угроз, возникающих в финансовой сфере. Вторая задача - заключается в своевременном уточнении ориентиров по нейтрализации этих угроз. Нужен надежный правовой фундамент, который определяет, что надо делать, чтобы обеспечить в новых условиях нормальное функционирование нашей финансовой системы, а, следовательно, и всей экономики. Наконец, третья задача в борьбе с угрозами финансовой безопасности - эффективная адаптация нашего государственного механизма к угрозам и вызовам в финансовой сфере, его организационное и кадровое укрепление. Рассмотрим эти задачи поподробнее.

В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации угроза национальной безопасности рассматривается как совокупность условий и факторов, создающих прямую или косвенную возможность нанесения ущерба национальным интересам [3]. Особенность современной ситуации состоит в том, что укрепление России происходит на фоне новых угроз национальной и финансовой безопасности, имеющих комплексный взаимосвязанный характер.

Внутри страны среди этих угроз в первую очередь следует назвать неблагоприятную динамику развития экономики, нецелевое расходование бюджетных ассигнований, коррупцию, сокращение используемой ресурсной основы в финансово-кредитной сфере для выхода из экономического кризиса и успешного проведения дальнейших реформ, определенная дезорганизация финансово-кредитной системы, высокая инфляция, продолжающаяся утечки капиталов за рубеж, препятствия для развития российского предпринимательства, сужение внутреннего финансового рынка, сокращение роли внутренних социально-экономических стимуляторов экономического роста.

На международной арене новые угрозы связаны с возрастающим влиянием политических факторов, в том числе мировых геофинансов на экономические процессы и финансовую систему отдельного государства, а также попытками применения отдельными государствами экономических методов, инструментов финансовой, торговой, инвестиционной и технологической политики для решения своих геополитических задач [20]. Все это ослабляют устойчивость системы международных финансовых отношений. На фоне структурных дисбалансов в мировой экономике и финансовой системе, значительной суверенной задолженности, вола-тильности рынка энергоресурсов сохраняется высокий риск повторения масштабных финансово-экономических кризисов. Следует признать также, что политика санкций в финансовой сфере в отношении России привела к утрате Россией части своих внешнеэкономических позиций в результате ее вытеснения иностранными конкурентами с зарубежных рынков, противодействия равноправному участию России в международных структурах кредитно-финансового регулирования.

В этой ситуации укрепление правового фундамента обеспечения финансовой безопасности России приобретает особое значение.

Как известно, стержнем этого фундамента являются: Конституция Российской Федерации [1], Закон РФ «О безопасности» от 5 марта 1992г. № 2446-1 [2], Стратегия национальной безопасности Российской Федерации", утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года № 683, ряд других концептуальных документов. В тоже время необходимость противостояния новым угрозам финансовой безопасности требует укрепления этой правовой базы, увеличения степени вмешательства государства в финансовую сферу. Необходимо расширение полномочий соответствующих органов исполнительной

власти, наделении их арсеналом оперативных мер, ужесточении ответственности за нарушения на финансовом рынке. Ряд шагов в этом направлении уже сделано. В ряду таких мер можно выделить, в частности, учреждение института уполномоченных представителей Банка России в кредитных организациях, получивших средства государственной поддержки, расширение полномочий Банка России и Агентства по страхованию вкладов по предупреждению банкротства банков - участников системы обязательного страхования вкладов физических лиц и другие меры.

Задача этих мер - создание таких условий функционирования финансовой системы, при которых, во-первых, предельно мала возможность перенаправления финансовых потоков в незакрепленные законодательными нормативными актами сферы их использования; во-вторых, до минимума снижена возможность явного злоупотребления финансовыми средствами.

Следующий шаг в этой области, «уловить основные тренды технологического прогресса, понимать наши сильные и наши слабые стороны при переходе к экономике следующего поколения. Её основные характеристики: это высокая мобильность, удобство сервисов, поставок товаров, оказания услуг, которые можно получить где угодно и когда угодно, самым простым способом - просто кликнув, прикоснувшись к телефону или планшету». Именно об этом говорил В.В. Путин на недавней международной конференции «Вперёд в будущее: роль и место России», организованной Сбербанком России и приуроченной к 175-летию старейшего финансового учреждения страны [5].

Пока же, к сожалению, многие элементы государственной политики, в том числе в бюджетной и налоговой сферах, не в полной мере настроены на стимулирование инновационного развития страны [18; 24; 25]. Не завершено формирование условий для модернизации экономики и изменения модели экономического роста.

Для бюджетной системы страны сохраняются риски, обусловленные высокой зависимостью экономики и, соответственно, бюджетных доходов от внешнеэкономической конъюнктуры, масштабным уклонением от уплаты налогов и вывода денежных средств в иностранные юрисдикции. К сожалению, риски играют важнейшую роль в сегодняшней нашей общественной жизни, в том числе и в финансовой сфере [7; 15; 19; 21; 22; 23].

Система государственного управления во многом функционирует в ручном режиме, требует постоянной адаптации. Зачастую принимаемые меры недостаточно эффективны, поскольку в силу оперативных изменений не до конца прорабатываются механизмы их применения. Это касается, к примеру, сложностей с применением новых механизмов поддержки инноваций, предусмотренных налоговым законодательством Российской Федерации (повышенная амортизационная премия, дополнительный коэффициент к затратам на НИОКР).

По-прежнему существует ряд барьеров, препятствующих созданию бюджетными научными учреждениями и образованными государственными академиями наук научными учреждениями хозяйственных обществ, занимающихся внедрением результатов интеллектуальной деятельности.

К таким барьерам, в частности, относится отсутствие механизмов финансовой поддержки инновационных проектов с существенной долей участия бюджетных учреждений и проблемы управления интеллектуальной собственностью.

Определяя очередные задачи в финансовой сфере, В.В. Путин подчеркивал в Послании Федеральному Собранию на 2016 год: нужно добиться сбалансированности бюджета. Это, важнейшее условие макроэкономической устойчивости и финансовой независимости страны. По итогам исполнения федерального бюджета 2016 года его дефицит не должен превышать трех процентов, даже если наши доходы окажутся ниже ожидаемых. Это важный вопрос. Финансовая устойчивость и независимость страны абсолютно связаны между собой [4].

Как же обеспечить эту финансовую устойчивость или финансовый суверенитет государства?

Во-первых, бюджетное планирование, каждый бюджетный цикл надо начинать с четкой фиксации приоритетов, не допускать утверждение не обоснованных и не жизненно необходимых расходов, необходимо вернуть определяющую роль госпрограмм в этом процессе.

Во-вторых, следует существенно ужесточить контроль за движением государственных средств, включая федеральные и региональные субсидии предприятиям промышленности и сельского хозяйства. Их нужно перечислять конечному получателю только через казначейские счета. Необходимо контролировать использование бюджетных кредитов местными властями, запретив размещать средства федерального бюджета на депозитах в банке и иных счетах, незамедлительно возвращать средства, выделенные субъектам в рамках бюджетного кредита, если региональные власти не используют их на наиболее приоритетные расходы.

Необходимо предельно ужесточить контроль за сферой госзакупок, пресекать коррупционные связи между заказчиком и исполнителем, постоянно мониторить эффективность исполнения госконтрактов, критически относиться к потенциальным исполнителям контрактов, если в структуре владения активами такого исполнителя есть иностранный элемент.

Бюджетные средства должны использоваться строго по целевому назначению, все субъекты права должны строго соблюдать финансовую дисциплину и помнить не только о финансово-правовой, но и социальной ответственности при расходовании бюджетных средств. Из-за "серых" схем при уплате таможенных сборов, НДС, акцизов на алкоголь, табак и горюче-смазочные материалы бюджет ежегодно теряет сотни миллиардов рублей. Это прямое воровство. По мнению В.В. Путина, следует сформировать единый, целостный механизм администрирования налоговых, таможенных и других фискальных платежей. При этом в предстоящие годы налоговые условия для бизнеса меняться не должны.

Обеспечение финансовой безопасности государства в настоящее время является важной задачей для многих стран. Эта задача становится приоритетной в условиях финансового кризиса и для нашей страны.

Библиографические ссылки

1. Конституция Российской Федерации. М., 2016.

2. Закон РФ от 5 марта 1992 г. № 2446-1 «О безопасности» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 15. Ст. 769.

3. Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года № 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 2016. № 1 (часть II). Ст. 212.

4. Послание Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию РФ от 3 декабря 2015 г. // Парламентская газета. 2015. № 44. 4-10 декабря.

5. Путин В.В. Выступление на международной конференции «Вперёд в будущее: роль и место России» 10 ноября 2016 г. Источник: http://webnovosti.mfo/новости/международная-конференция-вперед-в-будущее-роль-и-место-россии.Йт

6. Александров А.И., Ковалевский С.С., Коровников А.В., Сурков К.В. Проблемы законодательного обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. М., 2003.

7. Апресова Н.Г. Риск в предпринимательской деятельности // Предпринимательское право. Приложение «Бизнес и право в России и за рубежом». 2012. № 2. С. 29-35.

8. Васильев А.И., Сальников В.П., Степашин С.В. Национальная безопасность России: конституционное обеспечение: Научное издание. СПб. : Фонд «Университет», 1999. (Серия: «Безопасность человека и общества»).

9. Возженников А.В. Национальная безопасность: теория, политика, стратегия. М., 2000.

10. Егоршин В.М. Проблемы обеспечения экономической безопасности в современной России (теоретико-правовые вопросы) : монография. СПб. : Санкт-Петербургский университет МВД России, 1998.

11. Егоршин В.М. Экономическая безопасность и экономическая преступность в современной России : учебное пособие. СПб. : Петровский фонд, 1999.

12. Жильская Л.В., Жильский Н.Н. Обеспечение экономической безопасности России // Правовое поле современной экономики. 2013. № 9. С. 172-179.

13. Исмагилов Р.Ф. Экономическая безопасность России (теоретико-правовой анализ) : дис. ... д-ра юрид. наук. СПб. : Санкт-Петербургский ун-т МВД России, 2000.

14. Исмагилов Р.Ф., Сальников В.П., Степашин С.В. Экономическая безопасность России: концепция

- правовые основы - политика. СПб. : Фонд «Университет», 2002.

15. Керимова Т.В. Человек риска. Социально-философские проблемы. М. : ОЛМА Медиа групп, 2009.

16. Кондрат Е.Н. Международная финансовая безопасность и правоохранительное сотрудничество в эпоху глобализации : монография. М. : ФОРУМ, 2010.

17. Кондрат Е.Н. Международная финансовая безопасность: понятие, сущность и общая характеристика // Мир политики и социологии. 2014. № 10. С. 124-135.

18. Корнилов Г.А., Миронов В.С. Противодействие криминальным угрозам в сфере налогообложения

- национальный интерес России : научно-практическое пособие / под общ. ред. В.П. Сальникова, В.В. Мозякова. СПб. : Фонд «Университет», 2004. (Серия: «Безопасность человека и общества»).

19. Пивцаев Е.И. Правовые риски при инвестировании в строительство таунхаусов // Правовое поле современной экономики. 2015. № 7. С. 70-74.

20. Сальников В.П., Ивашов Л.Г., Джегутанов Б.К. Философия глобализации (Методологические основы геополитической доктрины России) : монография / под общ. ред. В.П. Сальникова. СПб.: Фонд «Университет», 2006.

21. Сальников В.П., Крючков Р.А., Романовская В.Б., Сальников М.В. Понятие риска в философско-правовом измерении в период Нового и Новейшего времени // Мир политики и социологии. 2014. № 10. С. 174-184.

22. Сальников В.П., Крючков Р.А., Романовская В.Б., Сальников М.В. Риски в экономике, в праве и социальной жизни: научные подходы к пониманию // Правовое поле современной экономики. 2015. № 9. С. 203-211.

23. Сальников В.П., Крючков Р.А., Романовская В.Б., Сальников М.В. Рок, риск, право и экономика: начало истории отношений // Правовое поле современной экономики. 2013. № 11.

24. Сальников М.В., Щепкин С.С. Становление и эволюция институтов налогов в контексте развития общества и государственности // Вестник Санкт-Петербургского ун-та МВД России. 2002. № 4. С. 24-32.

25. Сальников М.В., Щепкин С.С. Эволюция института налогов в контексте развития общества // Юридический мир. 2004. № 10. С. 76-84.

26. Селиванов А.И., Хабибулин А.Г. Стратегическая безопасность Российского государства: политико-правовое исследование. М.: Формула права, 2011.

27. Хабибулин А.Г. Коррупция как угроза национальной безопасности: методология, проблемы и пути их решения // Журнал российского права. 2007. № 2. С. 45-50.

28. Экономическая безопасность Российской Федерации : учебник для вузов. Часть 1 / А.П. Балакина, Ю.Ф. Кваша, И.С. Цыпин, В.Н. Кичеджи, А.В. Прокопчук, В.Н. Ковалев, А.И. Александров, В.И. Волковский, Н.Н. Васильев, Л.Ф. Кваша, А.В. Кульбюа, В.П. Сальников, Р.Ф. Исмагилов, В.М. Егор-шин, Д.Л. Галлиулин, А.П. Зрелов, А.С. Кормилицын, Е.В. Понизопа, Д.Ю. Тамбовцев, С.И. Цыпин,

B.М. Михайлов, А.В. Федоров / под общ. ред. С.В. Степашина ; науч. ред. Ю.Ф. Кваша, В.П. Сальников ; консультант Г.С. Полтавченко. М., СПб. : Всероссийская государственная налоговая академия ; Санкт-Петербургский университет МВД России ; Лань, 2001.

29. Экономическая безопасность Российской Федерации : учебник для вузов. Часть 2 / А.П. Балакина, Ю.Ф. Кваша, И.С. Цыпин, В.Н. Кичеджи, А.В. Федоров, А.В. Прокопчук, В.Н. Ковалев, А.И. Александров, В.И. Волковский, Н.Н. Васильев, Л.Ф. Кваша, А.В. Кульбюа, В.П. Сальников, Р.Ф. Исмагилов, В.М. Егоршин, Д.Л. Галлиулин, А.П. Зрелов, А.С. Кормилицын, Е.В. Понизопа, Д.Ю. Тамбовцев,

C.И. Цыпин, В.М. Михайлов, А.В. Федоров / под общ. ред. С.В. Степашина ; науч. ред. Ю.Ф. Кваша, В.П. Сальников ; консультант Г.С. Полтавченко. М., СПб. : Всероссийская государственная налоговая академия ; Санкт-Петербургский университет МВД России ; Лань, 2001.

References

1. Konstitutsiya Rossiiskoi Federatsii (The Constitution of the Russian Federation). Moskva, 2016.

2. Zakon RF ot 5 marta 1992 g. № 2446-I «O bezopasnosti» (RF Law of March 5, 1992 № 2446-I «On Security»), Vedomosti S"ezda narodnykh deputatov Rossiiskoi Federatsii i Verkhovnogo Soveta Rossiiskoi Federatsii. 1992. № 15. St. 769.

3. Ukaz Prezidenta Rossiiskoi Federatsii ot 31 dekabrya 2015 goda № 683 "O Strategii natsio-nal'noi be-zopasnosti Rossiiskoi Federatsii" (Presidential Decree of December 31, 2015 № 683 "On the Russian Federation National Security Strategy"), Sobranie zakonodatel'stva RF. 2016. No. 1 (chast' II). St. 212.

4. Poslanie Prezidenta RF V.V. Putina Federal'nomu Sobraniyu RF ot 3 dekabrya 2015 g. (Address from the President of the Russian Federation V.V. Putin to the Federal Assembly of the Russian Federation on December 3, 2015), Parlamentskaya gazeta. 2015. No. 44. 4-10 dekabrya.

5. Putin V.V. Vystuplenie na mezhdunarodnoi konferentsii «Vpered v budushchee: rol' i mesto Rossii» (Speech at the International Conference "Forward to the Future: the role and place of Russia"),10 noyabrya 2016 g. Istochnik: http://webnovosti.info/novosti/mezhdunarodnaya-konferentsiya-vpered-v-budushchee-rol'-i-mesto-rossii.htm.

6. Aleksandrov A.I., Kovalevskii S.S., Korovnikov A.V., Surkov K.V. Problemy zakonodatel'nogo obespech-eniya natsional'noi bezopasnosti Rossiiskoi Federatsii (Problems of Legislative Support of Russia's National Security), Moskva, 2003.

7. Apresova N.G. Risk v predprinimatel'skoi deyatel'nosti (Risk in business), Predprinimatel'skoe pravo. Prilozhenie «Biznes ipravo v Rossii i za rubezhom». 2012. No. 2. Pp. 29-35.

8. Vasil'ev A.I., Sal'nikov V.P., Stepashin S.V. Natsional'naya bezopasnost' Rossii: konstitutsionnoe obespechenie: Nauchnoe izdanie (National security of Russia: Constitutional provision: Scientific publication), SPb. Fond «Universitet», 1999. (Seriya: «Bezopasnost' cheloveka i obshchestva»).

9. Vozzhennikov A.V. Natsional'naya bezopasnost': teoriya, politika, strategiya (National Security: Theory, Policy, Strategy), Moskva, 2000.

10. Egorshin V.M. Problemy obespecheniya ekonomicheskoi bezopasnosti v sovremennoi Rossii (teoretiko-pravovye voprosy). Monografiya (The problems of economic security in today's Russia (theoretical and legal issues): Monograph)). SPb. Sankt-Peterburgskii universitet MVD Rossii, 1998.

11. Egorshin V.M. Ekonomicheskaya bezopasnost' i ekonomicheskaya prestupnost' v sovremennoi Rossii, uchebnoe posobie (Economic security and economic crime in modern Russia: Tutorial). SPb. Petrovskii fond, 1999.

12. Zhil'skaya L.V., Zhil'skii N.N. Obespechenie ekonomicheskoi bezopasnosti Rossii (Ensuring economic security of Russia), Pravovoepole sovremennoi ekonomiki. 2013. No. 9. Pp. 172-179.

13. Ismagilov R.F. Ekonomicheskaya bezopasnost' Rossii (teoretiko-pravovoi analiz) (Economic security of Russia (theoretical and legal analysis)), dis. ... d-ra yurid. nauk. SPb. Sankt-Peterburgskii un-t MVD Rossii, 2000.

14. Ismagilov R.F., Sal'nikov V.P., Stepashin S.V. Ekonomicheskaya bezopasnost' Rossii: kontseptsiya -pravovye osnovy - politika (Economic security of Russia: Concept - legal framework - policy). SPb. Fond «Universitet», 2002.

15. Kerimova T.V. Chelovek riska. Sotsial'no-filosofskie problemy (Person of risk. Socio-philosophical problems). Moskva. OLMA Media grupp, 2009.

16. Kondrat E.N. Mezhdunarodnaya finansovaya bezopasnost' i pravookhranitel'noe sotrudnichestvo v epokhu globalizatsii, monografiya (International financial security and law enforcement cooperation in the era of globalization: Monograph). Moskva. FORUM, 2010.

17. Kondrat E.N. Mezhdunarodnaya finansovaya bezopasnost': ponyatie, sushchnost' i obshchaya kharakteris-tika (International financial security: Concept, nature and general characteristics), Mir politiki i sotsiologii. 2014. No. 10. Pp. 124-135.

18. Kornilov G.A., Mironov V.S. Protivodeistvie kriminal'nym ugrozam v sfere nalogooblo-zheniya -natsional'nyi interes Rossii, nauchno-prakticheskoe posobie (Countering criminal threats in the field of taxation - the national interest of Russia: Scientific and practical guide), pod obshch. red. V.P. Sal'-nikova, V.V. Mozyakova. SPb. Fond «Universitet», 2004. (Seriya: «Bezopasnost' cheloveka i ob-shchestva»).

19. Pivtsaev E.I. Pravovye riski pri investirovanii v stroitel'stvo taunkhausov (Legal risks of investing in the construction of townhouses), Pravovoe pole sovremennoi ekonomiki. 2015. No. 7. Pp. 70-74.

20. Sal'nikov V.P., Ivashov L.G., Dzhegutanov B.K. Filosofiya globalizatsii (Metodologicheskie osnovy geo-politicheskoi doktriny Rossii), monografiya (Globalization Philosophy (Methodological bases of Russian geopolitical doctrine): Monograph)), pod obshch. red. V.P. Sal'nikova. SPb. Fond «Universitet», 2006.

21. Sal'nikov V.P., Kryuchkov R.A., Romanovskaya V.B., Sal'nikov M.V. Ponyatie riska v filosofsko-pravovom izmerenii v period Novogo i Noveishego vremeni (The concept of risk in philosophical-legal measurement during Modern and Contemporary time), Mir politiki i sotsiologii. 2014. No. 10. Pp. 174-184.

22. Sal'nikov V.P., Kryuchkov R.A., Romanovskaya V.B., Sal'nikov M.V. Riski v ekonomike, v prave i sot-sial'noi zhizni: nauchnye podkhody k ponimaniyu (Risks in economy, law and social life: scientific approaches to understanding), Pravovoepole sovremennoi ekonomiki. 2015. No. 9. Pp. 203-211.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

23. Sal'nikov V.P., Kryuchkov R.A., Romanovskaya V.B., Sal'nikov M.V. Rok, risk, pravo i ekonomika: nachalo istorii otnoshenii (Fate, risk, law and economics: the beginning of the history of relations), Pravovoe pole sovremennoi ekonomiki. 2013. No. 11.

24. Sal'nikov M.V., Shchepkin S.S. Stanovlenie i evolyutsiya institutov nalogov v kontekste razvitiya ob-shchestva i gosudarstvennosti (Formation and evolution of tax institutions in the context of society and state development), Vestnik Sankt-Peterburgskogo un-taMVD Rossii. 2002. No. 4. Pp. 24-32.

25. Sal'nikov M.V., Shchepkin S.S. Evolyutsiya instituta nalogov v kontekste razvitiya obshchestva (Evolution of the tax institution in the context of the development of society), Yuridicheskii mir. 2004. No. 10. Pp. 76-84.

26. Selivanov A.I., Khabibulin A.G. Strategicheskaya bezopasnost' Rossiiskogo gosudarstva: politiko-pravovoe is-sledovanie (Strategic security of the Russian state: political and legal research). Moskva. Formula prava, 2011.

27. Khabibulin A.G. Korruptsiya kak ugroza natsional'noi bezopasnosti: metodologiya, problemy i puti ikh resheniya (Corruption as a threat to national security: methodology, problems and their solutions), Zhurnal rossiiskogo prava. 2007. No. 2. Pp. 45-50.

28. Ekonomicheskaya bezopasnost' Rossiiskoi Federatsii, uchebnik dlya vuzov (Economic security of the Russian Federation: Textbook for high schools). Chast' 1. A.P. Bala-kina, Yu.F. Kvasha, I.S. Tsypin, V.N. Kichedzhi, A.V. Prokopchuk, V.N. Kovalev, A.I. Aleksandrov, V.I. Volkovskii, N.N. Vasil'ev, L.F. Kvasha, A.V. Kul'byua, V.P. Sal'nikov, R.F. Ismagilov, V.M. Egorshin, D.L. Galliulin, A.P. Zrelov, A.S. Kormilitsyn, E.V. Ponizopa, D.Yu. Tambovtsev, S.I. Tsypin, V.M. Mikhailov, A.V. Fedorov, pod obshch. red. S.V. Ste-pashina, nauch. red. Yu.F. Kvasha, V.P. Sal'nikov, konsul'tant G.S. Poltavchenko. Moskva, SPb. Vserossi-iskaya gosudarstvennaya nalogovaya akademiya, Sankt-Peterburgskii universitet MVD Rossii, Lan', 2001.

29. Ekonomicheskaya bezopasnost' Rossiiskoi Federatsii: uchebnik dlya vuzov (Economic security of the Russian Federation: Textbook for high schools). Chast' 2. A.P. Balakina, Yu.F. Kvasha, I.S. Tsypin, V.N. Kichedzhi, A.V. Fedorov, A.V. Prokopchuk, V.N. Kovalev, A.I. Aleksandrov, V.I. Volkovskii, N.N. Vasil'ev, L.F. Kvasha, A.V. Kul'byua, V.P. Sal'nikov, R.F. Ismagilov, V.M. Egorshin, D.L. Galliulin, A.P. Zrelov, A.S. Kormilitsyn, E.V. Ponizopa, D.Yu. Tambovtsev, S.I. Tsypin, V.M. Mikhailov, A.V. Fedorov, pod obshch. red. S.V. Stepashina, nauch. red. Yu.F. Kvasha, V.P. Sal'nikov, konsul'tant G.S. Poltavchenko. Moskva, SPb. Vserossiiskaya gosudarstvennaya nalogovaya akademiya, Sankt-Peterburgskii universitet MVD Rossii, Lan', 2001.

Дата поступления: 15.11.2016 Received: 15.11.2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.