Научная статья на тему 'Идеи евразийства в политико-правовой реальности современной России'

Идеи евразийства в политико-правовой реальности современной России Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
408
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВРАЗИЙСТВО / ДЕЙСТВУЮЩЕЕ РОССИЙСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ИДЕЙ ЕВРАЗИЙСТВА / EURASIANISM / CURRENT RUSSIAN LEGISLATION / CONTINUITY OF IDEAS OF EURASIANISM

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Кондратьева Анна Николаевна, Цыганов Виктор Иванович, Сальников Михаил Викторович

В последнее время вопросы идеологических и концептуальных основ евразийства как самостоятельного политико-правового учения все чаще стали привлекать внимание ученых занимающихся проблемами истории правовых учений, политологии, философии, культурологии и социологии. При этом евразийское течение общественной мысли все активнее заявляет о себе не только в России, но и во многих республиках СНГ, что говорит о востребованности рациональных научных и идеологических идей евразийцев. Современная евразийская концепция, построенная с учетом новых социально-исторических, экономических, политических реалий, может стать основой системы идей, ценностей и нравственных ориентиров, способствующей консолидации общества и реализации общей стратегии развития, как для народов России, так и для постсоветских государств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IDEAS OF EURASIANISM IN THE POLITICAL AND LEGAL REALITY OF MODERN RUSSIA

Recently, the questions of ideological and conceptual foundations of Eurasianism as a self-sustaining political and legal doctrine have increasingly attracted the attention of scholars dealing with the problems of history of legal doctrines, political science, philosophy, cultural studies and sociology. At the same time, the Eurasian trend of social thought is increasingly asserting itself not only in Russia, but also in many CIS republics and it shows the need for rational scientific and ideological ideas of Eurasianists. The modern Eurasian concept, created in view of new socio-historical, economic, political realities, can become the basis of a system of ideas, values and moral guidelines that contribute to the consolidation of society and the implementation of a common development strategy, both for the peoples of Russia and for the post-Soviet states.

Текст научной работы на тему «Идеи евразийства в политико-правовой реальности современной России»

УДК 340

ИДЕИ ЕВРАЗИЙСТВА В ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ РЕАЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

КОНДРАТЬЕВА Анна Николаевна

преподаватель кафедры общеобразовательных и юридических дисциплин Средне -Волжского института (филиала) Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России), г. Саранск, Россия. E-mail: annaalyakina@yandex.ru

САЛЬНИКОВ Михаил Викторович

доктор юридических наук, профессор, Президент Фонда поддержки науки и образования в области правоохранительной деятельности « Университет», г. Санкт-Петербург, Россия. E-mail: salnikov-mihail66@yandex.ru

ЦЫГАНОВ Виктор Иванович

кандидат юридических наук, доцент, декан юридического факультета Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского (Национального исследовательского университета), г. Нижний Новгород, Россия. E-mail: ziganovw@yandex.ru

В последнее время вопросы идеологических и концептуальных основ евразийства как самостоятельного политико-правового учения все чаще стали привлекать внимание ученых занимающихся проблемами истории правовых учений, политологии, философии, культурологии и социологии. При этом евразийское течение общественной мысли все активнее заявляет о себе не только в России, но и во многих республиках СНГ, что говорит о востребованности рациональных научных и идеологических идей евразийцев. Современная евразийская концепция, построенная с учетом новых социально-исторических, экономических, политических реалий, может стать основой системы идей, ценностей и нравственных ориентиров, способствующей консолидации общества и реализации общей стратегии развития, как для народов России, так и для постсоветских государств.

IDEAS OF EURASIANISM IN THE POLITICAL AND LEGAL REALITY OF MODERN RUSSIA

KONDRATEVA Anna Nikolaevna

Instructor of the Department of General Education and Legal Disciplines of the Mid-Volga Institute (branch) of the All-Russian State University of Justice (RPA of the Ministry of Justice of Russia), Saransk, Russia.

E-mail: annaalyakina@yandex.ru

SALNIKOV Mikhail Viktorovich Doctor of Law, Professor, President of the Foundation for the Support of Science and Education in Law Enforcement Activities "University", St. Petersburg, Russia.

E-mail: salnikov-mihail66@yandex.ru

TSYGANOV Viktor Ivanovich

Candidate of Sciences (Law), Associate Professor, Dean of the Faculty of Law of the Loba-chevsky State University of Nizhniy Novgorod (National Research University), Nizhniy Novgorod, Russia. E-mail: ziganovw@yandex.ru

Recently, the questions of ideological and conceptual foundations of Eurasianism as a self-sustaining political and legal doctrine have increasingly attracted the attention of scholars dealing with the problems of history of legal doctrines, political science, philosophy, cultural studies and sociology. At the same time, the Eurasian trend of social thought is increasingly asserting itself not only in Russia, but also in many CIS republics and it shows the need for rational scientific and ideological ideas of Eur-asianists. The modern Eurasian concept, created in view of new socio-historical, economic, political realities, can become the basis of a system of ideas, values and moral guidelines that contribute to the consolidation of society and the implementation of a common development strategy, both for the peoples of Russia and for the post-Soviet states.

Ключевые слова: евразийство; действующее российское законодательство; преемственность идей евразийства.

Key words: Eurasianism; current Russian legislation; continuity of ideas of Eurasianism.

В современных исследованиях по истории правовых учений, политологии, философии, культурологии и социологии вопросы идеологических и концептуальных основ евразийства как самостоятельного политико-правового учения поднимаются все чаще, о чем свидетельствует значительное число работ по заявленной проблематике. Столь активный интерес к данному учению не случаен. Учитывая интенсивное развитие отечественной науки, а также изучение и анализ западных исследований, каждый раз мы открываем для себя что-то совершенное новое о евразийстве, либо начинаем смотреть на знакомые нам вещи с абсолютно другой стороны, что в очередной раз подчеркивает значимость и новизну подобного рода исследований [34]. Все новые факты мы открываем для себя и по вопросу о ключевых постулатах концепции евразийства, а также их влиянии на современное российское государство и общество. Говоря о формировании и переходе в практическую плоскость евразийской политической концепции, хотелось бы указать, что в последнее время евразийское течение общественной мысли все активнее заявляет о себе не только в России, но и во многих республиках СНГ, что говорит о востребованности рациональных научных и идеологических идей евразийцев [8; 10; 18]. В условиях нынешней политической реальности евразийство - это не просто учение, все чаще оно начинает рассматривать специалистами как планетарный тренд, происходит переосмысление самого понятия, выстраиваются новые подходы к пониманию его эволюции [25]. Базовыми постулатами современной евразийской политической концепции чаще всего называют:

- плюрализм ценностных систем против общеобязательной доминации какой-то одной идеологии;

- традиционализм против уничижения культур, догматов и обрядов традиционных обществ;

- государство-мир, государство-континент против как буржуазных национальных государств;

- права народов против всемогуществ «золотого миллиарда» и «богатого Севера»;

- этнос, прежде всего, как ценность и субъект истории против обезличивания народов и отчуждения их в искусственных социально-политических конструкциях;

- социальная справедливость и солидарность людей труда против эксплуатации и унижения человека человеком [19; 20].

Это далеко не полный перечень базовых идей, которые евразийцы отстаивают со времен создания своего идейного течения. Для того чтобы глубже понять логику евразийства и оценить возможность применения его идей в условиях современной российской реальности, еще раз кратко обратимся к основам евразийской концепции. Так, идея осмысления исторической практики великих евразийских держав красной нитью проходила и проходит через труды евразийцев. Это не случайно, ведь именно изучение прошлого страны, в том числе и постоянные акценты на былых достижениях государства являются важным политическим инструментом, позволяющим воспитывать в обществе патриотические настроения и формировать национальную идеологию. В государствах Содружества, и в России, в том числе эта идея евразийцев активно реализовывается, в том числе и на уровне норм права, что свидетельствует и о высокой правовой культуре общества. Так, к примеру, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в своем Обращении к Ветеранам Великой отечественной войны и соотечественникам в связи с 70-й годовщиной Курской битвы и Прохоров-ского танкового сражения в первых же строках указывает на то, что «От способности братских народов Советского Союза, его армии и флота выдержать натиск фашистской военной машины зависело спасение мирового сообщества» [4]. Идея взаимодействия, призыв к осмыслению прошлого - это главный призыв российской власти к населению страны!

Нередко призывают к осмыслению своего прошлого и различные акты министерств и ведомств Российской Федерации. Так, Министерство образования России призывает к изучению и осмыслению истории российской государственной символики и считает эту деятельность важной составляющей в воспитании патриотизма и гражданственности детей и молодежи, сохранении преемственности поколений и укреплении социального единства общества. На наш взгляд, использование подобных призывов и в текстах нормативных актов, является демонстрацией преемственности идеи евразийства о необходимости постоянного и систематического осмысления прошлого евразийских держав. С таких же позиций следует подходить и к оценке соответствующих научных публикаций, скажем, о Великой Отечественной войне [26; 27; 30]. Теория «месторазвития», безусловно, тоже находит свою нишу в современно политико-правовом пространстве России. Именно «теория месторазвития» стала фундаментом для концепций «экономической безопасности» и «продовольственной безопасности» многих государств СНГ. Экономическую безопасность Российского государства евразийцы понимали сквозь призму налаживания экономических связей со своими соседями, а также через рациональное размещение производительных сил страны с учетом особенностей природно-климатических зон и расположения полезных ископаемых и энергетических ресурсов.

А теперь обратим внимание на Доктрину продовольственной безопасности Российской Федерации, где на наш взгляд, четко прослеживаются евразийские идеи. Так, в соответствии с п. 6 Доктрины «Укрепление и развитие сотрудничества с международными и региональными организациями, налаживание механизмов межгосударственных диалогов и развитие отношений с ведущими государствами всех регионов мира по вопросам продовольственной безопасности в соответствии с Концепцией внешней политики Российской Федерации отвечают национальным внешнеполитическим и экономическим интересам страны» [1].

Идея поликультуроцентризма, самобытности и «симфонической личности» также нашла отражение и активно используется в современной российской политико-правовой реальности. Евразийцы в своих трудах утверждали, что долг каждой национальной культуры -это самопознание, и уважение к своей самобытности, культурной традиции и своей истории. При этом они отмечали, что заимствование чужих технологий не так опасно, как заимствование чужой культуры, что в конечном итоге оборачивающееся деградацией. И на это делается упор и в современной России. Так, в основах законодательства Российской Федерации о культуре в преамбуле четко указывается, что основополагающую роль играет сохранение национальной самобытности народов и утверждение их достоинства [3]. А Указ Президента РФ гласит, что одной из важнейших задач государства является усиление роли России в мировом гуманитарном пространстве, распространение и укрепление позиций русского языка в мире, популяризация достижений национальной культуры, национального исторического наследия и культурной самобытности народов России, российского образования и науки, консолидация российской диаспоры [2]. По существу на данной основе базируется концепция синкретизма современной правовой культуры, разработанная доктором юридических наук Ф.Х. Галиевым [13; 14]. Евразийские концепции «государства Правды», «правообязанно-стей», «демотии» и «идеократии» также не остались без внимания российской политической элиты [21; 22]. Таким образом, сегодня евразийская идея продолжает дальнейшее развитие и находит отражение в действующих политических системах государств.

В сложившейся ситуации, желательный выход для России - принять обновленное «евразийство» в контексте интеграции и сотрудничества в составе СНГ. Особенно перспективен проект Евразийского Союза, выдвинутый Президентом Казахстана Н.А. Назарбаевым еще в 1994 г. и на данный момент успешно реализованный. Суть Евразийского Союза изначально заключалась и по-прежнему заключается в искренней заботе об интересах простых граждан Казахстана, России, Беларуси, а также других стран Евразийского пространства. Еще в 1998 г. Н.А. Назарбаев предложил программу «Десять простых шагов навстречу простым людям» и за эти годы практически все её положения реализованы [5]. Так, отношения Казахстана и России

всегда были и остаются образцовым примером партнерства. И на наш взгляд, являются самым ярким примером реализации идей евразийства. Сегодня практически нет такой сферы, в которой бы на доверительной основе не взаимодействовали Казахстан и Россия. Результаты этого взаимодействия впечатляют, и тут ж хочется вспомнить высказывания неоевразийских геополитиков, которые придавали особую роль России-Евразии в мировой экономике, позиционируя ее не только как мост между Востоком и Западом, но и как третье звено мировой экономической системы: своим экономическим развитием Евразия должна связать напрямую Евро-Атлантический и Азиатско-Тихоокеанский экономические регионы, тем самым, достроив недостающее звено глобальной экономической системы [28]. Будущее России в значительной степени связано с ориентацией на Восток, об этом писали многие евразийцы XIX [24] и XX вв. [6; 12], в том числе Л.Н. Гумилев [15; 16], пишут и исследователи XXI в. [7; 9; 31; 32].

Продолжая разговор о реализации идей евразийства в современном политическом пространстве России, хотелось бы обратить внимание и на тот факт, что евразийская доктрина в той или иной форме уже два десятка лет эксплуатируется многочисленными политиками и партиями, представляющими весь спектр политической жизни России. Это, прежде всего, левые партии и политики - КПРФ и Г.А. Зюганов, Г.Н. Селезнев и «Россия», НПСР, «Держава», А.И. Подберезкин, С.Г. Кара-Мурза. На определенном этапе евразийства придерживались Р. Хасбулатов, В. Зорькин, О. Лобов, О. Сосковец, «национал-большевики». В начале 90-х гг. XX в. можно также говорить и о направлении т.н. «демократического евразийства» в лице таких политиков, как А. Сахаров, Г. Попов, С. Станкевич, Л. Пономарев, Г. Шахназаров. Из правых евразийские идеи использовали В.В. Жириновский (ЛДПР), С. Бабурин, Б. Охо-тин, А. Проханов, В. Штепа. Отдельно хотелось бы выделить А.Г. Дугина и его эволюцию в 90-х гг. XX в. от правых ультранационалистов до создания новой центристской партии «Евразия», взявшей Евразийскую идею за основу своей политической программы. Активно прибегают к евразийской аргументации в своих программах и центристы-государственники -«Единая Россия», И. Иванов, С.Ю. Зорин, и, прежде всего, такие политики-прагматики, как президенты В.В. Путин и Н.А. Назарбаев.

Подводя итог, авторы хотели бы в очередной раз отметить, что, как и классики 1920-х гг., исследователи современного евразийства постоянно дополняют друг друга, позволяя взглянуть на ситуацию комплексно. На основе сравнительного анализа их взглядов можно сформулировать следующие актуальные аспекты евразийской идеи, применение которых сегодня в России имеет место быть и должно развиваться дальше:

1) Самоидентификация Евразии и построение взаимоотношений между Россией и странами СНГ на принципах цивилизационной общности, национальной самобытности с евразийской идентичностью и этноконфессиональной толерантностью [23; 33];

2) Противопоставление американскому глобальному мировому порядку - цивилизаци-онного и геополитического полицентризма, поддерживающего через систему стратегических альянсов, экологическое, социокультурное и социально-политическое равновесие мира;

3) Воссоздание в евразийских государствах единого культурного, экономического и политического пространства, способствующего социальному и межнациональному миру, равноправному сотрудничеству и интеграции народов Евразии;

4) Признание самостоятельного и самобытного развития евразийских государств с целью сохранения и защиты национально-культурных традиций, ценностей и опыта [17];

5) Усиление взаимодействия светских и религиозных институтов с целью нравственного и патриотического воспитания подрастающего поколения, так как евразийцы всегда базировались на религиозных ценностях и видели в этом силу государства и спасение нации [11; 29];

6) Модернизация системы образования с целью ее интеграции в евразийское политико-правовое пространство. Именно образовательные структуры являются, по мнению евразийцев, проводниками идей и ценностей, способных создать основу для государственной идеологии.

Таким образом, евразийская идея сегодня - это цивилизационная концепция гигантского субконтинента Евразии. Она прошла путь от накопления частных идей евразийской направленности в исторической практике великих евразийских держав до осмысления и концептуального оформления целостной евразийской цивилизационной концепции в исторической и общественно-политической мысли. И можно согласиться с мнением сторонником евразийцев, что грамотно интерпретируемая современная евразийская концепция, построенная с учетом новых социально-исторических, экономических, политических реалий, может стать основой системы идей, ценностей и нравственных ориентиров, способствующей консолидации общества и реализации общей стратегии развития, как для народов России, так и для постсоветских государств в целом.

Библиографические ссылки

1. Указ Президента РФ от 30.01.2010 № 120 «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации» // Российская газета. 2010. 3 февраля.

2. Указ Президента РФ от 30.11.2016 № 640 «Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2016. № 49. Ст. 6886.

3. Основы законодательства Российской Федерации о культуре: утверждены Верховным Советом Российской Федерации 09.10.1992 № 3612-1 (ред. от 28.11.2015) // Российская газета 1992.17 ноября.

4. К ветеранам Великой Отечественной войны и соотечественникам в связи с 70-й годовщиной Курской битвы и Прохоровского танкового сражения: Обращение Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 26.06.2013 № 259-СФ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2013. № 27. Ст. 3544.

5. Абильдинов А.А. Интеграционные процессы во взаимоотношениях России и Казахстана: историко-политологический анализ : дис. ... канд. политич. наук. М., 2014.

6. Алексеев Н.Н. Идея государства. 2-е изд. / отв. ред. В.П. Сальников, Ю.А. Сандулов. Серия: Классики истории и философии права. СПб. : Лань, 2001. (Мир культуры, истории, философии).

7. Аубакирова И.У. Государственное управление в контексте классического евразийского учения // Юридическая наука: история и современность. 2016. № 11.

8. Аубакирова И.У. Государственное управление и этатистские парадигмы в аспекте политико-экономического развития общества // Правовое поле современной экономики. 2016. № 7. С. 31-40.

9. Аубакирова И.У. Идеи классического евразийства в современных политико-правовых концепциях России и Казахстана // Юридическая наука: история и современность. 2016. № 12.

10. Аубакирова И.У. Человек и государственное управление: некоторые теоретико-методологические подходы // Юридическая наука: история и современность. 2017. № 5. С. 70-80.

11. Бабаджанов И.Х., Сальников М.В. Трансформация обычаев в праве на постсоветском пространстве // Мир политики и социологии. 2015. № 1. С. 180-197.

12. Бердяев Н.А. Евразийцы // Путь. № 1. Париж, 1925; репринт. М., 1992.

13. Галиев Ф.Х. Правовая культура: социально-философские проблемы // Мир политики и социологии. 2016. № 7. С. 182-190.

14. Галиев Ф.Х. Синкретизм современной правовой культуры : монография. Уфа : БашГУ, 2011.

15. Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая степь. М. : Мысль, 1989.

16. Гумилев Л.Н. От Руси к России. Очерки этнической истории. М. : Айрис-пресс, 2003.

17. Зоиров Д.М. Формирование и развитие национальной государственности в странах Содружества Независимых Государств (сравнительно-правовое исследование) : дис. ... д-ра юрид. наук. СПб., 2004.

18. Зоиров Д.М., Сафаров Б.А. Государственность на постсоветском пространстве: предпосылки суверенитета // Юридическая наука: история и современность. 2012. № 11. С. 25-34.

19. Идея справедливости в традициях постклассической философии права : научное издание / Р.Ф. Исмагилов, Д.В. Масленников, В.П. Сальников, С.И. Захарцев, М.В. Сальников, Л.К. Петросян, А.В. Черняева. СПб. : Фонд «Университет», 2012.

20. Исмагилов Р.Ф., Сальников В.П. Право и справедливость: исторические традиции и современные модели (Историко-правовой анализ теоретических исследований актуальных вопросов отношения идеи права и идеи справедливости в ХХ-ХХ1 вв.) : монография. СПб. : Фонд «Университет», 2017. (Серия: «Наука и общество»).

21. Колядин А.М. Политическая элита: понятие и сущность // Правовое поле современной экономики. 2016. № 7. С. 45-53.

22. Колядин А.М. Субъектность политического класса и его социальная значимость : монография / под общ. ред. В.П. Сальникова. СПб. : Фонд «Университет», 2015.

23. Кудратбекова Ш.М. Становление и развитие парламентаризма в республике Таджикистан // Правовое поле современной экономики. 2015. № 12. С. 67-81.

24. Леонтьев К.Н. Восток, Россия и Славянство. В 2 т. М., 1885-1886.

25. Лушников О.В. Евразийская перспектива: современные проекты стратегического развития России // Вестник ЧелГУ. 2006. № 3. С. 6-23

26. Мухаммадиев И.С. Великая Отечественная война и прокуратура Таджикистана: актуальность проблемы // Правовое поле современной экономики. 2016. № 6. С. 171-183.

27. Мухаммадиев И.С. Органы прокуратуры Таджикистана и начало Великой Отечественной войны: перестройка деятельности на военный лад // Мир политики и социологии. 2016. № 10. С. 54-63.

28. Односталко О.В. Евразийская идея Н.А. Назарбаева: от теории к практике // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2015. № 11 (61). В 3 ч. Ч. I. C. 132-135.

29. Романовская Л.Р., Сальников М.В., Фомичев М.Н. Государственно-конфессиональные отношения на постсоветском пространстве: эволюция и общая характеристика // Юридическая наука: история и современность. 2015. № 9. С. 41-53.

30. Сальников В.П. Историческая память, историко-правовые исследования и патриотическое воспитание // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2005. № 2. С. 6-9.

31. Сальников В.П., Романовская В.Б. Сальников М.В., Романовская Л.Р. Почему на Восток: поворот России в современном политико-правовом пространстве // Правовое поле современной экономики. 2015. № 9. С. 58-68.

32. Сальников В.П., Романовская В.Б., Сальников М.В., Романовская Л.Р. «Русский поворот» в политико-правовом дискурсе // Ученые записки юридического факультета. 2015. № 38 (48). С. 192-198.

33. Сальников С.П., Маджидзода Д.З., Кудратбекова Ш.М. Гражданское общество в Таджикистане: исторические особенности, проблемы и перспективы // Мир политики и социологии. 2016. № 6. С. 94-101.

34. Сальников С.П., Романовская В.Б., Крымов А.В. Философы-евразийцы ХХ века об автаркии и национальном вопросе и идеи антиглобализма XXI века // Мир политики и социологии. 2016. № 5. С. 193-198.

References

1. Ukaz Prezidenta RF ot 30.01.2010 № 120 «Ob utverzhdenii Doktriny prodovol'stvennoi bezopas-nosti Rossiiskoi Federatsii» (Decree of the President of the Russian Federation of 30.01.2010 No 120 "On the Approval of the Doctrine of Food Security of the Russian Federation"), Rossiiskaya gazeta, 2010, 3 fevralya.

2. Ukaz Prezidenta RF ot 30.11.2016 № 640 «Ob utverzhdenii Kontseptsii vneshnei politiki Rossiiskoi Federatsii» (Decree of the President of the Russian Federation of 30.11.2016 No. 640 "On the approval of the Foreign Policy Concept of the Russian Federation"), Sobranie zakonodatel'stva Rossiiskoi Federatsii, 2016, No. 49, St. 6886.

3. Osnovy zakonodatel'stva Rossiiskoi Federatsii o kul'ture: utverzhdeny Verkhovnym Sovetom Rossiiskoi Federatsii 09.10.1992 No. 3612-1 (red. ot 28.11.2015) (Fundamentals of the legislation of the Russian Federation on culture: approved by the Supreme Council of the Russian Federation on 09.10.1992 No. 3612-1 (as amended on November 28, 2015)), Rossiiskaya gazeta, 1992, 17 noyabrya.

4. K veteranam Velikoi Otechestvennoi voiny i sootechestvennikam v svyazi s 70-i godovshchinoi Kurskoi bitvy i Prokhorovskogo tankovogo srazheniya: Obrashchenie Soveta Federatsii Federal'nogo Sobraniya Rossiiskoi Federatsii ot 26.06.2013 No. 259-SF (To veterans of the Great Patriotic War and compatriots in connection with the 70th anniversary of the Battle of Kursk and the Prokhorov tank battle: Appeal of the Council of Federation of the Federal Assembly of the Russian Federation of 26.06.2013 No. 259-SF), Sobranie zakonodatel'stva Rossiiskoi Federatsii, 2013, No. 27, St. 3544.

5. Abil'dinov A.A. Integratsionnye protsessy vo vzaimootnosheniyakh Rossii i Kazakhstana: istori-ko-politologicheskii analiz (Integration processes in the relationship between Russia and Kazakhstan: historical and political analysis), dis. ... kand. politick. nauk. M., 2014.

6. Alekseev N.N. Ideya gosudarstva (The idea of the state). 2-e izd., otv. red. V.P. Sal'nikov, Yu.A. Sandulov. Seriya: Klassiki istorii i filosofii prava. SPb., Lan', 2001. (Mir kul'tury, istorii, filosofii).

7. Aubakirova I.U. Gosudarstvennoe upravlenie v kontekste klassicheskogo evraziiskogo ucheniya (Public Administration in the Context of Classical Eurasian Studies), Yuridickeskaya nauka: istoriya i sovremennost', 2016, No. 11.

8. Aubakirova I.U. Gosudarstvennoe upravlenie i etatistskie paradigmy v aspekte politiko-ekonomicheskogo razvitiya obshchestva (State management and etatist paradigms in the aspect of political -co-economic development of society), Pravovoepole sovremennoi ekonomiki, 2016, No. 7, pp. 31-40.

9. Aubakirova I.U. Idei klassicheskogo evraziistva v sovremennykh politiko-pravovykh kontseptsiyakh Rossii i Kazakhstana (Ideas of classical Eurasianism in modern political and legal concepts of Russia and Kazakhstan), Yuridickeskaya nauka: istoriya i sovremennost', 2016, No. 12.

10. Aubakirova I.U. Chelovek i gosudarstvennoe upravlenie: nekotorye teoretiko-metodologicheskie podkhody (Man and government: some theoretical and methodological approaches), Yuridickeskaya nauka: istoriya i sovremennost', 2017, No. 5, pp. 70-80.

11. Babadzhanov I.Kh., Sal'nikov M.V. Transformatsiya obychaev v prave na postsovetskom pros-transtve (Transformation of customs in law in the post-Soviet space), Mir politiki i sotsiologii, 2015, No. 1, pp. 180-197.

12. Berdyaev N.A. Evraziitsy (The Eurasians), Put'. No. 1. Parizh, 1925, reprint. M., 1992.

13. Galiev F.Kh. Pravovaya kul'tura: sotsial'no-filosofskie problemy (Legal Culture: Socio-Philosophical Problems), Mir politiki i sotsiologii, 2016, No. 7, pp. 182-190.

14. Galiev F.Kh. Sinkretizm sovremennoi pravovoi kul'tury (Syncretism of modern legal culture), Monografiya. Ufa, BashGU, 2011.

15. Gumilev L.N. Drevnyaya Rus' i Velikaya step' (Ancient Russia and the Great Steppe). M., Mysl', 1989.

16. Gumilev L.N. Ot Rusi k Rossii. Ocherki etnicheskoi istorii (From Russia to Russia. Essays on ethnic history). M., Airis-press, 2003.

17. Zoirov D.M. Formirovanie i razvitie natsional'noi gosudarstvennosti v stranakh Sodruzhestva Nezavisimykh Gosudarstv (sravnitel'no-pravovoe issledovanie) (Formation and development of national statehood in the countries of the Commonwealth of Independent States (comparative legal study)), dis. ... d-rayurid. nauk. SPb., 2004.

18. Zoirov D.M., Safarov B.A. Gosudarstvennost' na postsovetskom prostranstve: predposylki su-vereniteta (Statehood in the post-Soviet space: preconditions for sovereignty), Yuridickeskaya nauka: istoriya i sovremennost', 2012, No. 11, pp. 25-34.

19. Ideya spravedlivosti v traditsiyakh postklassicheskoi filosofii prava (The idea of justice in the traditions of postclassical philosophy of law), nauchnoe izdanie. R.F. Ismagilov, D.V. Maslennikov, V.P. Sal'nikov, S.I. Zakhartsev, M.V. Sal'nikov, L.K. Petrosyan, A.V. Chernyaeva. SPb., Fond «Universitet», 2012.

20. Ismagilov R.F., Sal'nikov V.P. Pravo i spravedlivost': istoricheskie traditsii i sovremennye modeli (Istoriko-pravovoi analiz teoreticheskikh issledovanii aktual'nykh voprosov otnosheniya idei

prava i idei spravedlivosti v XX-XXI vv.) (Law and justice: historical traditions and contemporary models (Historical and legal analysis of theoretical studies of the actual issues of the relationship between the idea of law and the idea of justice in the twentieth and twenty-first centuries)), monografi-ya. SPb., Fond «Universitet», 2017. (Seriya: «Nauka i obshchestvo»).

21. Kolyadin A.M. Politicheskaya elita: ponyatie i sushchnost' (Political elite: concept and essence), Pravovoe pole sovremennoi ekonomiki, 2016, No. 7, pp. 45-53.

22. Kolyadin A.M. Sub"ektnost' politicheskogo klassa i ego sotsial'naya znachimost' (The subjectivity of the political class and its social significance), monografiya, pod obshch. red. V.P. Sal'nikova. SPb., Fond «Universitet», 2015.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

23. Kudratbekova Sh.M. Stanovlenie i razvitie parlamentarizma v respublike Tadzhikistan (Formation and development of parliamentarism in the Republic of Tajikistan), Pravovoe pole sovremennoi ekonomiki, 2015, No. 12, pp. 67-81.

24. Leont'ev K.N. Vostok, Rossiya i Slavyanstvo (East, Russia and the Slavs). V 2 t. M., 1885-1886.

25. Lushnikov O.V. Evraziiskaya perspektiva: sovremennye proekty strategicheskogo razvitiya Ros-sii (The Eurasian Perspective: Contemporary Projects of Strategic Development of Russia), Vestnik ChelGU, 2006, No. 3, pp. 6-23

26. Mukhammadiev I.S. Velikaya Otechestvennaya voina i prokuratura Tadzhikistana: aktual'nost' problemy (The Great Patriotic War and the Prosecutor's Office of Tajikistan: the relevance of the problem), Pravovoe pole sovremennoi ekonomiki, 2016, No. 6, pp. 171-183.

27. Mukhammadiev I.S. Organy prokuratury Tadzhikistana i nachalo Velikoi Otechestvennoi voiny: perestroika deyatel'nosti na voennyi lad (The organs of the Public Prosecutor's Office of Tajikistan and the beginning of the Great Patriotic War: the restructuring of activities in the military mode), Mir politiki i sotsiologii, 2016, No. 10, pp. 54-63.

28. Odnostalko O.V. Evraziiskaya ideya N.A. Nazarbaeva: ot teorii k praktike (The Eurasian idea of N.A. Nazarbayev: from theory to practice), Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kul'turologiya i iskusstvovedenie. Voprosy teorii ipraktiki, 2015, No. 11 (61), V 3 ch, Ch. I, pp. 132-135.

29. Romanovskaya L.R., Sal'nikov M.V., Fomichev M.N. Gosudarstvenno-konfessional'nye otnosheniya na postsovetskom prostranstve: evolyutsiya i obshchaya kharakteristika (State-Confessional Relations in the Post-Soviet Space: Evolution and General Characteristics), Yuridicheskaya nauka: istoriya i sovremennost', 2015, No. 9, pp. 41-53.

30. Sal'nikov V.P. Istoricheskaya pamyat', istoriko-pravovye issledovaniya i patrioticheskoe vospi-tanie (Historical memory, historical and legal studies and patriotic education), Vestnik Sankt-Peterburgskogo universitetaMVD Rossii, 2005, No. 2, pp. 6-9.

31. Sal'nikov V.P., Romanovskaya V.B. Sal'nikov M.V., Romanovskaya L.R. Pochemu na Vostok: povorot Rossii v sovremennom politiko-pravovom prostranstve (Why to the East: the turn of Russia in the modern political and legal space), Pravovoe pole sovremennoi ekonomiki, 2015, No. 9, pp. 58-68.

32. Sal'nikov V.P., Romanovskaya V.B., Sal'nikov M.V., Romanovskaya L.R. «Russkii povorot» v poli-tiko-pravovom diskurse ("Russian turn" in political and legal discourse), Uchenye zapiski yuridicheskogo fakul'teta, 2015, No. 38 (48), pp. 192-198.

33. Sal'nikov S.P., Madzhidzoda D.Z., Kudratbekova Sh.M. Grazhdanskoe obshchestvo v Tadzhikistane: istoricheskie osobennosti, problemy i perspektivy (Civil Society in Tadzhikistan: Historical Features, Problems and Prospects), Mir politiki i sotsiologii, 2016, No. 6, pp. 94-101.

34. Sal'nikov S.P., Romanovskaya V.B., Krymov A.V. Filosofy-evraziitsy XX veka ob avtarkii i natsion-al'nom voprose i idei antiglobalizma XXI veka (Philosophers-Eurasians of the 20th century on the autarchy and the national question and the ideas of the anti-globalization of the 21st century), Mir politiki i sotsiologii, 2016, No. 5, pp. 193-198.

Дата поступления: 28.01.2018 Received: 28.01.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.