УДК 342.417+338.2
Майорова Е.Н.
ПОНЯТИЕ «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ» КАК ПРАВОВАЯ КАТЕГОРИЯ
Статья посвящена рассмотрению понятия «экономическая безопасность» как правовой категории. Анализируются различные определения, используемые в юридической литературе применительно к данному термину. Выделяются признаки анализируемого понятия и критерии его конструктивного состава. Автором предлагается собственное понимание экономической безопасности как правовой категории.
Ключевые слова: безопасность, защищенность, понятие, правовая категория, национальная безопасность, экономическая безопасность.
* * *
Maiorova E.N.
THE CONCEPT OF "ECONOMIC SECURITY" AS A LEGAL CATEGORY
The article is devoted to the consideration of the concept of "economic security" as a legal category. Various definitions used in the legal literature for this term are analyzed. The signs of the concept being analyzed and the criteria for its constructive composition are singled out. The author proposes his own understanding of economic security as a legal category.
Keywords: security, security, concept, legal category, national security, economic security.
*
В исследованиях Института экономики Российской Академии наук экономическая безопасность рассматривается как составляющая часть национальной безопасности страны, связанная со всеми ее компонентами технико-производственной, экологической, производственной, информационной и иными видами безопасности. Главная задача экономической безопасности обеспечить проведение независимого курса экономической политики. Независимой не в смысле автаркии (автаркия - политика хозяйственного обособления страны, создание замкнутой, самообеспечивающейся экономики), а с точки зрения возможности выработки программы действий, отвечающих высшим национально-государственным интересам страны и основанных на контроле за национальными ресурсами [3, с. 71].
Отсутствие ранее исследований по про-
* *
блемам экономической безопасности в нашей стране долгое времени компенсировалось общими или заимствованными представлениями о деятельности хозяйствующих субъектов, вне связи с уровнем развития общественных отношений. Это обстоятельство затрудняло деятельность государства в сфере обеспечения экономической безопасности, в частности законотворческий процесс в этой области. Можно констатировать и наличие потенциальных затруднений в применении существующих норм права в определенных случаях государственной деятельности по обеспечению экономической безопасности. Это можно объяснить не только отсутствием надлежащей систематизации действующего законодательства, но и отсутствием четкого понимания смысла и содержания основного понятия экономической безопасности.
Уяснение понятия «экономическая безопасность» и определение круга общественных отношений, возникающих при ее обеспечении, в силу ряда причин оказалось затруднено для законодателя.
В юридической литературе давно уже ведутся дискуссии о том, что такое экономическая безопасность [см.: 6; 8; 10; 13; 14; 15; 16; 18; 20 и др.], но приемлемого определения пока, на наш взгляд, не существует. Это объясняется, по мнению А. Михай-ленко, двумя обстоятельствами. «Экономическая безопасность находится на стыке экономики и безопасности и, как всякое междисциплинарное понятие, зависит от степени разработанности их научного аппарата. Поэтому исследование смысла и содержания данного понятия может лишь следовать за уяснением категорий двух базовых дисциплин» [22, с. 119-127].
С целью решения данного вопроса мы начнем с определения понятия «безопасность», которое было ранее определено Законом Российской Федерации от 5 марта 1992 г. «О безопасности»1 как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Однако в силу того, что указанный закон утратил силу в связи с принятием нового Закона «О безо-пасности»2, данное определение, на наш взгляд, не может быть использовано. Новым Законом не дается определение понятия «безопасность», согласно ст. 1 «Федеральный закон определяет основные принципы и содержание деятельности по обеспечению безопасности государства, общественной безопасности, экологической безопасности, безопасности личности, иных видов безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации (далее - безопасность, национальная безо-
пасность), полномочия и функции федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области безопасности, а также статус Совета Безопасности Российской Федерации (далее Совет Безопасности)»3. Полагаем, что и это определение неконкретно, так как из него не следует, какое это состояние, не показана степень защищенности. Следовательно, определение понятия «безопасность» нуждается в уточнении и конкретизации с целью последующего определения такой категории, как «экономическая безопасность».
В специальной литературе под термином «безопасность» кого-либо или чего-либо понимается такое их состояние, при котором они находятся в положении защищенности. Так, в «Словаре современных военно-политических и военных терминов» мы находим развернутое определение термина «безопасность»: безопасность - условие или состояние дел, при которых страна (или группа стран) может защищать свои ценности от внешних угроз и рисков. Последние могут иметь военный или невоенный характер, проистекать из разных источников и зачастую с трудом поддаваться прогнозированию. В этих условиях безопасность наиболее оптимально обеспечивается посредством широкого подхода, учитывающего важность политических, экономических, социальных и природоохранных факторов в дополнение к традиционным военным аспектам, особое внимание при котором уделяется партнерству, сотрудничеству и диалогу между странами, разделяющими одинаковые взгляды»4.
Раскрытие понятия «безопасность» через термины «защита», «защищенность», «защитить» сужает ее смысл. Защищать -
1 См.: Российская газета. 1992. 6 мая.
2 См.: Федеральный закон «О безопасности» от 28.12.2010 № 390-ФЭ (послед. ред.) http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_108546/
3 Федеральный закон «О безопасности» от 28.12.2010 № 390-ФЭ. Ст. 1.
4 Словарь современных военно-политических терминов. Брюссель, Объединенная редакционно-рабочая группа «Россия - НАТО», 2001.
значит оборонять, закрывать, загораживать что-либо; это вещь, предмет, явление, скрывающие, охраняющие, ограждающие кого или что-либо, наконец, просто щит в прямом и переносном смысле. Примерно в таком смысле трактуется это слово в энциклопедических словарях нашего времени. И надо сказать, что у нас защищенность от опасностей нередко в большой политике понималась как наша «загороженность» от потенциальных противников «непроницаемыми границами», оборонным щитом, «железным занавесом», бетонной стеной и т.п., что вопреки расчетам усиливало опасность и угрозу. При этом приуменьшались или просто игнорировались важнейшие свойства и функции безопасности снижать, ослаблять, устранять и предупреждать опасность и угрозу. Таким образом, смысл слова «защищать» отражает одну из важнейших функций безопасности, но не исчерпывает их.
Интерес представляет определение, данное В. Серебрянниковым и А. Хлопьевым: «Безопасность есть деятельность людей, общества, государства, мирового сообщества народов по выявлению (изучению), предупреждению, ослаблению, устранению (ликвидации) и отражению опасностей и угроз, способных погубить их, лишить фундаментальных материальных и духовных ценностей, нанести неприемлемый (недопустимый объективно и субъективно) ущерб, закрыть путь для выживания и развития» [см.: 27, с. 16]. Профессор Н.С. Бондарь считает, что «безопасность» - категория конституционная, нормативно-правовое содержание которой пока не получило должного научного обоснования. Конституция Российской Федерации отражает различные стороны этой проблемы: во-первых, правовой (юридической) безопасности личности, имея в виду физическую безопасность (статьи 20-23), информационную (статьи 24, 29), экономическую (статьи 34, 35) и т.д.; во-вторых, безопасности государства (ч. 3. ст. 4, ч. 5. ст. 13, ч. 3. ст. 5, п. «м» ст. 71); в-третьих, безопасности общества (ч. 2. ст. 7). Наиболее широкая в данном случае интег-
ральная основа юридической и, соответственно, конституционной безопасности личности воплощается в категории национальной безопасности [см.: 9]. А. Кочетков, Н. Мехед такие категории, как «безопасность», «защищенность», «угроза», называют ключевыми правовыми институтами национальной безопасности [19, с. 12].
Понятие «защита» может включать несколько аспектов, но наиболее важными из них являются функциональный и структурный. Например, по определению А.И. Васильева, В.П. Сальникова, С.В. Степашина, экономическая безопасность государства представляет собой «защиту национальных, экономических и социальных интересов государства и общества на основе достижения стабильного состояния и поступательного развития экономики с учетом обеспечения социальных потребностей общества как в государственном масштабе, так и на уровне регионов и отдельных граждан страны, для защиты от воздействия неблагоприятных внешних и внутренних факторов» [11, с. 24].
В. Акимов и А. Гыскэ полагают, что «... поскольку экономика представляет собой одну из жизненно важных сторон деятельности общества, государства и личности, то понятие национальной безопасности немыслимо без оценки жизнеспособности экономики, ее прочности при возможных внутренних и внешних угрозах. Поэтому комплексное рассмотрение концепции национальной безопасности следует начинать именно с экономики, поскольку экономические условия, как бы сильно не влияли на них политические отношения, являются решающими и образуют ту красную нить, которая пронизывает все развитие общества» [4, с. 3].
Под национальной экономической безопасностью В. Паньков понимает «.такое состояние экономики, которое характеризуется ее устойчивым «иммунитетом» к воздействию внешних и внутренних факторов, нарушающих нормальное функционирование процесса общественного воспроизвод-
ства, подрывающих достигнутый уровень жизни населения и тем самым вызывающих повышенную социальную напряженность в обществе, а также угрозу самому существованию государства» [23, с. 26]. Более того, В. Рубанов считает, что именно внутренние факторы имеют приоритетное значение для обеспечения экономической безопасности страны. Он полагает, что «... безопасность страны является прежде всего результатом эффективной экономики, внутренней социальной и политической устойчивости. Во внешних же отношениях прочность социальной системы, прогрессивность общего развития и динамизм его гражданских начал, могущество государства и его способность к защите жизненно важных интересов не создаются, а только проявляются» [25, с. 31].
В приведенных выше определениях понятия «экономическая безопасность» выделяется подход через устойчивость [26, с. 58]. Они фокусируют внимание на поддержании определенных характеристик функционирования экономики перед лицом неблагоприятных факторов (угроз). Следует отметить, что большая часть определений экономической безопасности акцентируется на понятии устойчивости, так как устойчивость экономики отражает прочность и надежность ее элементов, вертикальных, горизонтальных и других связей внутри системы, способность выдерживать «внешние» и «внутренние» нагрузки.
Среди исследователей значительной популярностью пользуется определение через «интересы»: национальные, государственные, социальные.
Примером такого определения служит вышеприведенное высказывание А.И. Васильева, В.П. Сальникова, С.В. Степашина (см. с. 15). Категория «государственный интерес» является одной их фундаментальных категорий государствоведения и правоведения в целом. От соответствующего понимания данной категории зависит интерпре-
тация всех социальных явлений, так или иначе связанных с феноменом государства и государственной власти, в том числе правового закрепления государственных интересов, и организационно-правовые формы и методы их реализации в сфере обеспечения правопорядка, поскольку коренные вопросы публичного права - это правовое опосредование устоев общества, устройства государства и власти, гарантии прав граждан [см.: 29]. Конституция Российской Федерации не определяет это понятие, но соответствующие нормы, касающиеся самосохранения российской государственности, системы государственной власти, реализации обязанности государства по защите прав и законных интересов граждан, рассредоточены по главам: «Федеративное устройство» (гл. 3), «Президент Российской Федерации» (гл. 4), «Федеральное Собрание Российской Федерации» (гл. 5) «Правительство Российской Федерации» (гл. 6), «Судебная власть» (гл. 7).
Вместе с тем необходимо отметить, что конституция государства сама по себе своего рода закрепление государственных интересов, так как в конечном счете представляет собой высший закон, акт государства, имеющий высшую юридическую силу. В основе конституционного содержания категории национальной безопасности лежит понятие национальных интересов. А национальные интересы России это и есть «совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и других сферах»5.
В Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации круг государственных интересов специально не выделяется. Речь идет о национальных интересах России в сфере экономики, однако статус стратегии, субъекты ее реализации и содержание мер по обеспе-
5 См.: Концепция национальной безопасности Российской Федерации // Российская газета. 2000. 18 января. С. 3.
чению экономической безопасности свидетельствуют о том, что это направление деятельности входит в круг государственных интересов России6.
Один из лидеров разработки проблемы экономической безопасности в России доктор экономических наук профессор С. Глазьев определяет экономическую безопасность как «состояние экономики и производительных сил общества с точки зрения возможностей самостоятельного обеспечения устойчивого социально-экономического развития страны, поддержания необходимого уровня национальной безопасности государства, а также должного уровня конкурентоспособности национальной экономики в условиях глобальной конкуренции» [12, с. 113]. Не вступая в дискуссию по поводу перечисленных точек зрения на понятие «экономическая безопасность», отметим, что мнения всех этих ученых совершенно справедливы и в той или иной мере раскрывают сущность экономической безопасности. Однако почти все они рассматривают экономическую безопасность под углом зрения экономических наук.
В основных документах Совета Безопасности Российской Федерации «под экономической безопасностью понимается возможность и готовность экономики обеспечить достойные условия жизни и развития личности, социально-экономическую и военно-политическую стабильность общества и государства, противостоять влиянию внутренних и внешних угроз»7. В этом определении понятие «экономическая безопасность» носит больше политический, чем экономический оттенок.
Общеизвестно, что разногласия и несогласованность терминологии не способствуют созданию единой, четко организованной правовой системы обеспечения экономической безопасности. В связи с этим роль права в создании такой системы велика.
Поэтому нас интересуют прежде всего правовые аспекты экономической безопасности. Анализ предложенных выше определений показывает, что основное понятие, получившее определенное освещение в юридической литературе, нуждается в дальнейшем углубленном комплексном исследовании.
Сегодня многими учеными признается определение, характеризующее положение субъекта по целям правового воздействия на общественные отношения, а также по достигнутым результатам. Одновременно справедливо отмечается целесообразность выделения в качестве важнейшего критерия характера и содержания общественных отношений, которые могут быть использованы в качестве классификационных признаков [7, с. 46; 24]. Считаем, что определение экономической безопасности через общественные отношения является обоснованным и наиболее объективно отражающим юридическую природу этого правового явления. Рассматривая экономическую безопасность через интересы, устойчивость, независимость, исследователи вкладывают в нее разный смысл. Полагаем, что определение понятия экономической безопасности не может сводиться лишь к выборке вышеназванных признаков этого понятия. Экономическая безопасность используется для обозначения правовой категории и поэтому имеет юридический смысл и значение, а также соответствует правовым признакам. С правовой точки зрения представляет интерес подход К. Х. Ип-политова. Он считает, что «экономическая безопасность» представляет собой защищенность экономических отношений, определяющих прогрессивное развитие экономического потенциала страны и обеспечивающих повышение уровня благосостояния всех членов общества, его отдельных социальных групп и формирующих основы обо-
6 См.: Указ Президента Российской Федерации от 29 апреля 1996 г. № 608 «О Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основные положения)». 1996. № 18. Ст. 2117.
7 См.: Основные положения государственной стратегии в области обеспечения экономической безопасности России: Документ Совета Безопасности Российской Федерации от 13 января 1995 г.
роноспособности страны от опасностей и угроз, источником зарождения и развития которых являются внутренние и внешние противоречия» [цит. по: 5, с. 10]. Особенностью данного подхода является то, что защищаются не жизненно важные интересы, а экономические отношения, что представляется вполне оправданным, поскольку только при нормальных экономических отношениях возможно удовлетворение потребностей личности, общества и государства, то есть обеспечение их интересов. Отсюда следует, что защищенность экономических отношений - это первостепенная задача и базис для достижения интересов личности, общества и государства. Результатом такой защиты должны являться определенная стратегия государства во внутри- и внешнеэкономической сфере и обеспечение необходимого уровня правового регулирования экономических отношений с целью формирования условий для нормального функционирования рыночной экономики.
И.А. Аксенов полагает, что состояние общественных отношений в сфере экономики должно надежно обеспечивать существование и прогрессивное развитие личности, общества и государства. Это необходимое условие функционирования экономической системы, поскольку ее назначение состоит в том, чтобы обеспечивать осуществление и удовлетворение потребностей личности, общества и государства. Если экономика не развивается, то у нее резко сокращается возможность выживания, а также сопротивляемость и приспосаблива-емость к внутренним и внешним угрозам
[5, с. 12].
Полагаем, что такой подход к определению экономической безопасности является обоснованным и наиболее объективно отражающим юридическую природу этого правового явления, так как позволяет по-иному подойти к выявлению сущности и оценке факторов, которые задают стратегию и тактику действий участников экономических отношений, с которыми непос-
редственно связано обеспечение экономической безопасности.
Содержанием любого понятия является совокупность существенных признаков, которая мыслится в данном понятии. Существенным признаком (критерием разграничения) является наличие или отсутствие тех или иных свойств, которые выделяют конкретный предмет (явление) из бесконечного множества других предметов (явлений). Авторы подавляющего большинства определений, приведенных в этом параграфе, считают одним из основных признаков опасность от угроз. При этом угроза возникает в отношении жизненно важных интересов личности и общества. Как объект безопасности, жизненно важные интересы должны представлять систему потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности. Причем опасность угрожает не одной личности, а конкретному обществу. Таким образом, важным признаком экономической безопасности является защищенность от угроз внутреннего и внешнего характера. Источником формирования угрозы является многообразие внутренних и внешних противоречий, которые проявляются в социально-экономической и политической сферах. В экономической сфере это противоречия между правом на собственность для всех граждан, декларированным в Конституции Российской Федерации, и лишение на деле в результате уродливой приватизации права обладания ею большинством населения; противоречия между складывающимися рыночными экономическими отношениями и постоянным отставанием правовой базы регулирования этих отношений (прежде всего по вопросам собственности); противоречия между обнищанием большей части населения и сосредоточением богатства у малой прослойки общества и другие [21].
Под состоянием защищенности понимается отсутствие или возможность ликвидации угрозы объектом экономической безопасности. Защищаться должны обще-
ственные отношения в сфере экономики, результатом такой защиты должно явиться определенное благоприятное состояние экономических отношений, которое должно характеризоваться определенными качественными и количественными параметрами. По мнению В. Хагера, национальная экономическая безопасность находится под угрозой тогда, когда изменение внешних экономических параметров способно разрушить экономическую систему [1, с. 5]. Применяя формулировку В. Хагера к ситуации, переживаемой Россией, надо говорить не о сохранении предпочитаемой социально-экономической системы, а о переходе с одной социально-экономической модели на другую [17, с. 47]. Следовательно, вторым отличительным признаком экономической безопасности является сфера возникновения общественных отношений экономика, а именно состояние и характер защищенности общественных отношений в сфере производства, обмена, распределения и потребления материальных и духовных благ.
В понятие экономической безопасности должен быть включен и такой признак, как возможность прогрессивного развития личности, общества и государства. Это необходимое условие существования экономической системы, поскольку ее назначение состоит в том, чтобы обеспечивать удовлетворение потребностей личности, общества и государства.
Ученые (В. Сенчагов, И. Аксенов и др.) различают понятия "максимум экономической безопасности" и "минимум экономической безопасности". Максимум экономической безопасности играет роль ориентира, к которому необходимо стремиться.
Минимум экономической безопасности является категорией реальной и необходимой. Эта категория очерчивает степень защищенности общественных отношений в сфере экономики, за которой угрозы превышают пороговые значения и общественные отношения принимают состояние, при котором невозможно сохранить предпочитаемое состояние личности, общества и государства.
Следовательно, экономическая безопасность выступает как определенная экономически устойчивая система взаимосвязанных и образующих целостное единство признаков, которые отражают уровень упорядоченности общественных отношений. Проведенный в данном параграфе анализ определений позволил нам выделить следующие признаки экономической безопасности как правовой категории:
- правовые отношения и связи, возникающие в такой важной сфере жизнедеятельности общества, как экономика;
- субъекты экономической безопасности, характер организационно-правовых взаимоотношений и связей между ними;
- механизм правового регулирования правового воздействия государства на общественные отношения.
Таким образом, мы предлагаем под экономической безопасностью понимать такое состояние защищенности общественных отношений в сфере производства, обмена, распределения и потребления материальных и духовных благ от реальных и потенциальных угроз, которое должно характеризоваться определенными качественными критериями и количественными (пороговыми) показателями и надежно обеспечивать существование и прогрессивное развитие личности, общества и государства.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Hager W. Perceptions of Economic Security / Geusau F. A. M / Op. cil.
2. Абалкин Л. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение // Вопросы экономики. 1994. №12.
3. Абалкин Л.И. Экономическая безопасность России // Вестник Российской Академии наук. 1997. Т. 67. № 9.
4. Акимов В., Гыскэ А. Методологические аспекты экономической безопасности России // Управление риском. 1999. №3. С. 3.
5. Аксенов И.А. Конституционно-правовые аспекты понятия экономической безопасности // Конституционное и муниципальное право. 2001. №1.
6. Алабичева М.А. Экономическая безопасность личности как структурная составляющая экономической безопасности государства // Социально-экономические явления и процессы. 2014. Т. 9. №11. С. 9-14.
7. Алексеев С.С. Социальная сущность права в советском обществе. М., 1991.
8. Балог М.М. Анализ категорий "экономическая безопасность" и "экономическая безопасность региона" // Актуальные вопросы развития национальной экономики: Материалы VI Международной заочной научно-практической конференции. 2017. С. 435-445.
9. Бондарь Н.С. Конституционный Суд России гарант конституционной безопасности личности, общества и государства // Проблемы права. 2004. №1.
10. Брызгунова О.В. Конституционные принципы регулирования экономических отношений в Российской Федерации и субъектах Российской Федерации: Дисс. ... канд. юрид. наук / Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского. Пенза, 2010.
11. Васильев А.И., Сальников В.П., Степашин С.В. Национальная безопасность. России: конституционное обеспечение // Серия «Безопасность человека и общества» СПб, 1999.
12. Глазьев С. Безопасность экономическая // Политическая энциклопедия. М., 1999. Т. 1.
13. Григорьев И.Б. К вопросу о соотношении доктринальных подходов и подходов законодателя к определению содержания термина "безопасность" (конституционно-правовой аспект) // Вестник Московского университета МВД России. 2015. № 11. С. 51-62.
14. Григорьев И.Б. Категория "экономическая безопасность" в экономической науке и конституционно-правовой доктрине // Право и государство: теория и практика. 2011. № 10. С. 28-34.
15. Есаян А.К. Понятие "экономическая безопасность" в законодательстве государств - членов СНГ, ЕврАзЭС и ШОС // Юридический мир. 2009. №7. С. 67-71.
16. Ефимов В.В. Экономическая безопасность в системе комплексного обеспечения безопасности государства // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. 2013. № 2. С.98-108.
17. Эагашвили В.С. Экономическая безопасность России. М.: Юристъ, 1997.
18. Климонова А.Н. Основные подходы к исследованию понятий "экономическая безопасность" и "экономическая безопасность государства" // Социально-экономические явления и процессы. 2014. Т. 9. № 8. С. 54-60.
19. Кочетков А., Мехед Н. Современная Россия: ключевые проблемы безопасности // Власть. 2002. № 10.
20. Майорова Е.Н. Конституционные основы экономической безопасности в Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. спец. 12.00.02. Челябинск. 2004. 226 с.
21. Мехед Н.Г., Алмаев М.Х. Концептуальные подходы к проблеме экономической безопасности // Проблемы экономической безопасности России. Аналитический вестник аппарата Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. 1996. № 6.
22. Михайленко А. Механизм обеспечения экономической безопасности России // Мировая экономика и международные отношения. 1996. №7. С. 119 -127.
23. Паньков В. Экономическая безопасность: новые аспекты проблемы // Внешняя торговля. 1992. № 6.
24. Предпринимательское дело: Курс лекций / Под ред. Н.И. Клейн. М., 1993.
25. Рубанов В.А. Оборонный достаток и экономический достаток // Международная жизнь. 199G. M12.
26. Сенчагов В.К. Экономическая безопасность: геополитика, глобализация, самосохранение и развитие (книга четвертая). М., 2GG2.
27. Серебрянников В., Хлопьев А. Социальная стабильность России. М., 1996.
2S. Словарь современных военно-политических терминов. Брюссель, Объединенная редакционно-рабочая группа «Россия - НАТО», 2GG1.
29. Тихомиров Ю.А. Публично-правовое регулирование, динамика сфер и методов // Журнал российского права. 2GG1. M 5.
REFERENCES
1. Hager W. Perceptions of Economic Security / Geusau F. A. M / Op. cil.
2. Abalkin L. Ekonomicheskaya bezopasnost' Rossii: ugrozy i ikh otrazheniye // Voprosy ekonomiki. 1994. M 12.
3. Abalkin L.I. Ekonomicheskaya bezopasnost' Rossii // Vestnik Rossiyskoy Akademii nauk. 1997. T. 67. M 9.
4. Akimov V., Gyske A. Metodologicheskiye aspekty ekonomicheskoy bezopasnosti Rossii // Upravleniye riskom. 1999. M 3. S. 3.
5. Aksenov I.A. Konstitutsionno-pravovyye aspekty ponyatiya ekonomicheskoy bezopasnosti / / Konstitutsionnoye i munitsipal'noye pravo. 2GG1. M 1.
6. Alabicheva M.A. Ekonomicheskaya bezopasnost' lichnosti kak strukturnaya sostavlyayushchaya ekonomicheskoy bezopasnosti gosudarstva // Sotsial'no-ekonomicheskiye yavleniya i protsessy. 2G14. T. 9. M 11. S. 9-14.
7. Alekseyev S.S. Sotsial'naya sushchnost' prava v sovetskom obshchestve. M., 1991.
S. Balog M.M. Analiz kategoriy "ekonomicheskaya bezopasnost'" i "ekonomicheskaya bezopasnost' regiona" // Aktual'nyye voprosy razvitiya natsional'noy ekonomiki: Materialy VI Mezhdunarodnoy zaochnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii . 2G17. S. 435-445.
9. Bondar' N.S. Konstitutsionnyy Sud Rossii garant konstitutsionnoy bezopasnosti lichnosti, obshchestva i gosudarstva // Problemy prava. 2GG4. M 1.
1G. Bryzgunova O.V. Konstitutsionnyye printsipy regulirovaniya ekonomicheskikh otnosheniy v Rossiyskoy Federatsii i sub"yektakh Rossiyskoy Federatsii: Dis. ... kand. yurid. nauk / Saratovskiy gosudarstvennyy universitet im. N.G. Chernyshevskogo. Penza, 2G1G.
11. Vasil'yev A.I., Sal'nikov V.P., Stepashin S.V. Natsional'naya bezopasnost'. Rossii: konstitutsionnoye obespecheniye // Seriya «Bezopasnost' cheloveka i obshchestva». SPb., 1999.
12. Glaz'yev S. Bezopasnost' ekonomicheskaya // Politicheskaya entsiklopediya. M., 1999. T. 1.
13. Grigor'yev I.B. K voprosu o sootnoshenii doktrinal'nykh podkhodov i podkhodov zakonodatelya k opredeleniyu soderzhaniya termina "bezopasnost'" (konstitutsionno-pravovoy aspekt) // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. 2G15. M 11. S. 51-62.
14. Grigor'yev I.B. Kategoriya "ekonomicheskaya bezopasnost'" v ekonomicheskoy nauke i konstitutsionno-pravovoy doktrine // Pravo i gosudarstvo: teoriya i praktika. 2G11. M 1G. S. 2834.
15. Yesayan A.K. Ponyatiye "ekonomicheskaya bezopasnost'" v zakonodatel'stve gosudarstv -chlenov SNG, YevrAzES i SHOS // Yuridicheskiy mir. 2GG9. M 7. S. 67-71.
16. Yefimov V.V. Ekonomicheskaya bezopasnost' v sisteme kompleksnogo obespecheniya bezopasnosti gosudarstva // ETAP: ekonomicheskaya teoriya, analiz, praktika. 2G13. M 2. S. 9S-1GS.
17. Zagashvili V.S. Ekonomicheskaya bezopasnost' Rossii. M.: Yurist, 1997.
18. Klimonova A.N. Osnovnyye podkhody k issledovaniyu ponyatiy "ekonomicheskaya bezopasnost'" i "ekonomicheskaya bezopasnost' gosudarstva" // Sotsial'no-ekonomicheskiye yavleniya i protsessy. 2014. T. 9. M 8. S. 54-б0.
19. Kochetkov A., Mekhed N. Sovremennaya Rossiya: klyuchevyye problemy bezopasnosti // Vlast'. 2002. M 10.
20. Mayorova Ye.N. Konstitutsionnyye osnovy ekonomicheskoy bezopasnosti v Rossiyskoy Federatsii: Dis. ... kand. yurid. nauk. spets. 12.00.02. Chelyabinsk. 2004. 22б s.
21. Mekhed N.G., Almayev M.KH. Kontseptual'nyye podkhody k probleme ekonomicheskoy bezopasnosti // Problemy ekonomicheskoy bezopasnosti Rossii. Analiticheskiy vestnik apparata Soveta Federatsii Federal'nogo Sobraniya Rossiyskoy Federatsii. 199б. M б.
22. Mikhaylenko A. Mekhanizm obespecheniya ekonomicheskoy bezopasnosti Rossii // Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnyye otnosheniya. 199б. M 7. S. 119 -127.
23. Pan'kov V. Ekonomicheskaya bezopasnost': novyye aspekty problemy // Vneshnyaya torgovlya. 1992. M б.
24. Predprinimatel'skoye delo: Kurs lektsiy / Pod red. N.I. Kleyn. M., 1993.
25. Rubanov V. A. Oboronnyy dostatok i ekonomicheskiy dostatok // Mezhdunarodnaya zhizn'. 1990. M 12.
26. Senchagov V.K. Ekonomicheskaya bezopasnost': geopolitika, globalizatsiya, samosokhraneniye i razvitiye (kniga chetvertaya). M., 2002.
27. Serebryannikov V., Khlop'yev A. Sotsial'naya stabil'nost' Rossii. M., 199б.
28. Slovar' sovremennykh voyenno-politicheskikh terminov. Bryussel', Ob"yedinennaya redaktsionno-rabochaya gruppa «Rossiya - NATO», 2001.
29. Tikhomirov YU.A. Publichno-pravovoye regulirovaniye, dinamika sfer i metodov // Zhurnal rossiyskogo prava. 2001. M 5.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ
МАЙОРОВА Елена Николаевна, кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного и муниципального права, Институт права, Челябинский государственный университет, г. Челябинск.
E-mail: [email protected]
Рецензент:
кандидат юридических наук
Винникова Р.В.