Научная статья на тему 'О понятии и содержании оперативно-розыскного мероприятия "получение компьютерной информации"'

О понятии и содержании оперативно-розыскного мероприятия "получение компьютерной информации" Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
307
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ НАУКА / OPERATIVE SEARCH SCIENCE / ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / OPERATIVE SEARCH ACTIVITIES / ПОЛУЧЕНИЕ КОМПЬЮТЕРНОЙ ИНФОРМАЦИИ / OBTAINING COMPUTER INFORMATION / ЗАКОН ОБ ОРД / LAW ON OSA

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Алексанин Александр Сергеевич

Дальнейшее развитие российского законодательства, имеющее отношение к оперативно-розыскным мероприятиям, характеризуется появлением понятия «получение компьютерной информации», что привело к включению данного вида мероприятий в перечень оперативно-розыскных мероприятий. Это связано с тем, что перечень оперативно-розыскных мероприятий в России является исчерпывающим, и проводить мероприятия, не указанные в перечне, запрещено. Исследование проблем, связанных с такой ситуацией, позволяет говорить о необходимости закрепления понятия «оперативно-розыскные мероприятия» в Законе об ОРД, о целесообразности дополнения данного закона статьей 51 под наименованием: «Основные оперативно-розыскные понятия» и включения в эту статью понятия «получение компьютерной информации».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Алексанин Александр Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE CONCEPT AND CONTENT OF THE OPERATIVE SEARCH ACTIVITY “OBTAINING COMPUTER INFORMATION”

Further development of the Russian legislation related to operative search activities is characterized by the appearance of the concept of “obtaining computer information” and that has led to including this type of activities in the list of operative search activities. This is due to the fact that in Russia the list of operative search activities is comprehensive, and it is prohibited to carry out activities that are not indicated in the list. The study of the problems associated with this situation allows us to talk about the need to consolidate the concept of “operative search activities” in the Law on OSA, the advisability of supplementing this law with Article 5 under the title: “Basic Operative Search Concepts” and including the concept “Obtaining computer information” in this article.

Текст научной работы на тему «О понятии и содержании оперативно-розыскного мероприятия "получение компьютерной информации"»

УДК 340

О ПОНЯТИИ И СОДЕРЖАНИИ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОГО МЕРОПРИЯТИЯ «ПОЛУЧЕНИЕ КОМПЬЮТЕРНОЙ ИНФОРМАЦИИ»

АЛЕКСАНИН Александр Сергеевич

оперуполномоченный по особо важным делам 2 отдела оперативно-розыскной части (собственной безопасности) ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, адъюнкт кафедры оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел Санкт-Петербургского университета МВД России, г. Санкт-Петербург, Россия. E-mail: aleksgpd@gmail.com

Дальнейшее развитие российского законодательства, имеющее отношение к оперативно-розыскным мероприятиям, характеризуется появлением понятия «получение компьютерной информации», что привело к включению данного вида мероприятий в перечень оперативно-розыскных мероприятий. Это связано с тем, что перечень оперативно-розыскных мероприятий в России является исчерпывающим, и проводить мероприятия, не указанные в перечне, запрещено. Исследование проблем, связанных с такой ситуацией, позволяет говорить о необходимости закрепления понятия «оперативно-розыскные мероприятия» в Законе об ОРД, о целесообразности дополнения данного закона статьей 5 под наименованием: «Основные оперативно-розыскные понятия» и включения в эту статью понятия «получение компьютерной информации».

Ключевые слова: оперативно-розыскная наука, оперативно-розыскные мероприятия, получение компьютерной информации, Закон об ОРД.

ON THE CONCEPT AND CONTENT OF THE OPERATIVE SEARCH ACTIVITY "OBTAINING COMPUTER INFORMATION"

ALEKSANIN Alexander Sergeevich

Major Case Investigator of the Second Department of the Operations and Search Divi-sion(Inherent Security) of the Russian MIA General Administration for the city of St. Petersburg and the Leningrad Region, Adjunct of the Department of Operative Search Activities of Internal Affairs Bodies of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, St. Petersburg, Russia.

E-mail: aleksgpd@gmail.com

Further development of the Russian legislation related to operative search activities is characterized by the appearance of the concept of "obtaining computer information" and that has led to including this type of activities in the list of operative search activities. This is due to the fact that in Russia the list of operative search activities is comprehensive, and it is prohibited to carry out activities that are not indicated in the list. The study of the problems associated with this situation allows us to talk about the need to consolidate the concept of "operative search activities" in the Law on OSA, the advisability of supplementing this law with Article 5 under the title: "Basic Operative Search Concepts" and including the concept "Obtaining computer information" in this article.

Key words: operative search science, operative search activities, obtaining computer information, Law on OSA.

Оперативно-розыскное мероприятие «получение компьютерной информации» впервые появилось в российском праве с принятием Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии терроризму и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности» от 6 июля 2016 года [2]. Этим законом в Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» [ 1] были внесены дополнения,

связанные с включением в перечень оперативно-розыскных мероприятий получения компьютерной информации.

Перечень оперативно-розыскных мероприятий в России является исчерпывающим. То есть, проводить мероприятия, не указанные в перечне запрещено. Надо сказать, что не во всех государствах на уровне закона существует такой перечень. Где-то перечень определен ведомственным закрытым нормативно-правовым актом, а где-то его и вовсе не существует. Оперативные подразделения проводят все необходимые действия, какие сочтут, при условии получения разрешения суда (если ограничивают права человека [17]), санкции руководителя (директора, министра), иных ограничительных условий, гарантирующих законность и отсутствие вседозволенности. У нас законодатель пошел путем регламентации всех разрешенных оперативно-розыскных мероприятий. То есть: разрешены только такие и все. Другие запрещены. Но как нередко бывает в России, начатое не было завершено до конца. Так, если в законе обозначаются конкретные оперативно-розыскные мероприятия, то в законе должны быть приведены как минимум их понятия. Понятий конкретных оперативно-розыскных мероприятий в Законе не содержится. И лишь благодаря усилиям таких известных ученых как В.П. Сальников, С.И. Захарцев, Ю.Ю. Игнащенков, А.Ю. Шумилов, С.В. Степашин, В.Ю. Голубовский, А.В. Шахматов и небольшому числу других специалистов в конце 1990 -х -начале 2000 годов удалось избежать правового вакуума и беззакония. Они предложили понятия, которыми стали руководствоваться практические оперативные работники, прокуроры, следователи, а главное - судьи [9]. Благодаря трудам этих ученых судьи стали лучше понимать законодательную часть оперативно-розыскной деятельности и что за ней стоит, появилось доверие к результатам оперативно-розыскных мероприятий и законности их получения. Часть идей названных ученых были отражены в ведомственных нормативно-правовых актах, посвященных конкретным оперативно-розыскным мероприятиям. Было внесено много поправок и в Закон об ОРД [4; 5; 6; 8; 11; 12; 14; 15; 19; 20; 21; 23]. Тем не менее, понятий оперативно-розыскных мероприятий Закон об ОРД до сих пор не содержит. Поэтому ведущие специалисты оперативно-розыскной науки вновь будут формировать мнение судей, прокуроров, оперативных сотрудников и их начальников. С другой стороны, может быть это и не плохо, поскольку федеральные законы, к сожалению, не всегда пишутся профессионалами. В результате ученым и практикам приходится прилагать много усилий, чтобы исправить ошибки законодателя. Ярким печальным примером наших слов является УПК РФ.

На новое оперативно-розыскное мероприятие первыми как всегда обратили внимание ведущие специалисты: С.И. Захарцев, В.П. Сальников, Ю.Ю. Игнащенков и А.Ю. Шумилов. Сразу после появления этого мероприятия в законе, А.Ю. Шумилов в последнем номере журнала «Оперативник (сыщик)» посвятил получению компьютерной информации научную статью. А вскоре вышла первая научная книга, где исследовалось данное мероприятие: ей стала монография под редакцией С.И. Захарцева «Оперативно-розыскная деятельность и военная безопасность», которую он написал в соавторстве с В.П. Сальниковым, Ю.Ю. Игнащенковым и В.А. Вихровым. Названные ученые ранее неоднократно писали о том, что сейчас наблюдается значительный технический прогресс в области способов связи и общения людей между собой. Этот прогресс, во-первых, всячески разнообразит связь людей между собой. А во-вторых, несомненно, заставит оперативные подразделения менять, расчленять, формулировать на базе известных новые оперативно-розыскные мероприятия, что контролировать вновь появившиеся способы общения и связи. В этой связи С.И. Захарцев и его соавторы объективно предположили, что в части развития наиболее перспективным является снятие информации с технических каналов связи. Более того, предложили и стояли у истоков необходимости разделять названное оперативно-розыскное мероприятие на несколько - в зависимости от вида связи [10; 16]. И вот процесс разделения мероприятий начался уже на законодательном уровне. Как писали С.И. Захарцев, В.А. Вихров, В.П. Сальников и Ю.Ю. Игнащенков, несмотря на то, что это мероприятие официально появилось недавно, оно

уже достаточно давно известно оперативным подразделениям как составляющая других мероприятий, в первую очередь, снятия информации с технических каналов связи [18].

Действительно, наработано много положительных примеров получения компьютерной информации. Например, в компьютерах нередко содержатся сведения, доказывающие преступный характер конкретных лиц. Или можно найти фотографии, доказывающие знакомство и близость с тем или иным человеком. Получение компьютерной информации, конечно же, активно применяется и для раскрытия компьютерных преступлений, получивших в настоящее время большое распространение. Так, для поимки «хакера» оперативным сотрудникам пришлось вступить с ним в электронную переписку. Когда «хакер» был «вычислен» и задержан, сохранившаяся у него на компьютере электронная переписка послужила доказательством противоправных действий. Говоря объективно, сейчас практически все взрослое население пользуется компьютерами. И уже давно, органы, осуществляющие ОРД, в строгом соответствии с законом проводят по компьютерам необходимые оперативно-розыскные мероприятия. Сейчас это мероприятие выделено в самостоятельное. Ранее, оно было частью либо снятия информации с технических каналов связи, либо прослушивания телефонных переговоров (если телефонный разговор шел через компьютер), либо контроля почтовых отправлений и иных сообщений (если речь шла о переписке). В этой связи сейчас появляется определенная научно-практическая проблема правильного наименования проводимого мероприятия: если телефонные переговоры идут через компьютер, то оперативная работа по ним будет называться получение компьютерной информации или прослушиванием телефонных переговоров? То же касается и перехвата почтовых отправлений.

Практическое значение правильного наименования очень велико. Ведь у названных мероприятий разное правовое регулирование. Так, например, в отличие от указанных оперативно-розыскных мероприятий прослушивание телефонных переговоров может проводиться только по преступлениям средней тяжести, тяжким и особо тяжким преступлениям. Поэтому точность понятия исследуемого мероприятия особенно важны. А.Ю. Шумилов сразу обратил внимание на то, что даже его название не совсем точно. Из данного названия совершенно выпала одна из главных составляющих получения компьютерной информации - ее поиск в компьютерах и компьютерных сетях. Поэтому вполне логичными представляются и другие названия, в частности: «оперативные поиск и получение компьютерной информации», «оперативно-розыскное получение компьютерной информации», «сыскное добывание компьютерной информации», «оперативный компьютерный поиск» [22, с. 34-35].

Мы согласны с уважаемым ученым. Но с другой стороны, для нашего законодателя не характерно вообще говорить о поисковой работе. Так, перед прослушиванием телефонных переговоров вначале надо поисковым путем установить конкретный интересующий номер. Перед контролем почты провести поисковые мероприятия по контролю именно нужных адресатов или нужной информации. Перед снятием информации тоже ведется поисковая работа, но о ней не принято говорить в законе. Поэтому нам кажется, что и получение компьютерной информации нужно именовать в соответствии с формированием сложившихся законодательных традиций правового регулирования оперативно-розыскной деятельности. Поэтому мы не против имеющегося названия. Однако то, о чем справедливо написал А.Ю. Шумилов должно быть в определении этого мероприятия.

В части понятия «получение компьютерной информации» четкое и понятное определение традиционно предложили С.И. Захарцев, В.П. Сальников, Ю.Ю. Игнащенков и В.А. Вихров. По их мнению, получение компьютерной информации - это оперативно-розыскное мероприятие, которое заключается в добывании из компьютеров и компьютерных сетей оперативно-значимой информации. Вместе с тем, нам представляется важным и правильным указать в определении то, о чем писал А.Ю. Шумилов. А именно: написать, что ме-роприятияе заключается не только в добывании, но и обнаружении интересующей информации. В связи с этим нам представляется наиболее точным такое определение данного понятия: получение компьютерной информации - это оперативно-розыскное мероприятие, кото-

рое заключается в обнаружении и добывании из компьютеров и компьютерных сетей оперативно-значимой информации.

В части разграничения схожих оперативно-розыскных мероприятий между собой нам представляется, что поступать нужно исходя из названия и действий. Если речь идет о перехвате телефонных переговоров, то это прослушивание телефонных переговоров, если о перехвате информации с каналов связи или почты, то, соответственно, речь идет о снятии информации с каналов связи и контроле почтовых отправлений. Получение компьютерной информации - это именно обнаружение в компьютере, который ничего не передает, интересующей информации и ее добывание, а также добывание информации из компьютерных сетей, не задействованных в данный момент в ее передаче. Если же происходит передача информации, то речь должна вестись о других оперативно-розыскных мероприятиях, связанных с контролем этих действий (прослушиванием, снятием информации, чтением переписки).

Хочется еще раз вернуться к вопросу о том, что понятий конкретных оперативно -розыскных мероприятий Закон об ОРД не содержит. Такие понятия имеются в ведомственных нормативных актах, имеющих ограничительные грифы. Однако, что естественно, данные понятия не совпадают. К примеру, органы ФСБ России не будут знакомить органы внутренних дел с приказами и инструкциями по проведению наблюдения, обследования жилых помещений, получению компьютерной информации и т.д., в которых даны определения конкретных мероприятий. Отсюда в каждом органе, осуществляющем ОРД, имеется собственное понимание сущности оперативно-розыскных мероприятий. Однако ситуация, при которой отсутствует единое понимание мероприятий, ведет к различной практике их проведения, что подчас губительно отражается и на результатах работы, и на соблюдении прав человека. Такое положение дел негативно сказывается и на качестве научных исследований. В связи с этим, мы присоединяемся к предложению о дополнении Закона об ОРД статьей 51, в которой содержались бы основные оперативно-розыскные понятия, в том числе понятия оперативно-розыскных мероприятий (соответственно и получения компьютерной информации) [10; 13; 16; 18]. Как точно отметили В.М. Атмажитов и В.Г. Бобров, установление правового содержания оперативно-розыскных мероприятий, детальная регламентация их организации и порядка проведения фактически «отданы на откуп» заинтересованным министерствам и ведомствам. Но в их нормативных правовых актах эти вопросы могут трактоваться (и трактуются) неоднозначно. Разумеется, что применение тех или иных оперативно-розыскных мероприятий разными органами, осуществляющими ОРД, может иметь свою специфику. Она-то и должна отражаться в этих актах. Вместе с тем, каждое мероприятие, независимо от того, каким органом оно выполняется, обладает определенными свойствами, носящими общий характер. Следует учитывать и то, что правомерность оперативно-розыскных мероприятий и их результаты оцениваются следователями, прокурорами, судьями, адвокатами (защитниками). Отсутствие же законодательного определения сущности отдельных видов оперативно-розыскных мероприятий значительно затрудняет решение данного вопроса и нередко приводит к тому, что те или иные оперативно-розыскные мероприятия, проведенные оперативными работниками, названными лицами признаются незаконными. Сказанное предопределяет необходимость принятия законодательных мер, обеспечивающих единообразие нормативного правового регулирования оперативно-розыскных мероприятий различными органами, осуществляющими ОРД, и однозначное понимание правовой сущности этих мероприятий всеми лицами, которые так или иначе связаны с проведением, оценкой таких оперативно-розыскных мероприятий, использованием их результатов (оперативный работник, следователь, прокурор и т.д.) [3, стр. 13]. Следует отметить, что в законодательстве ряда государств, например, Республики Беларусь, понятия оперативно-розыскных мероприятий имеются.

Считаем необходимым закрепить понятия оперативно-розыскных мероприятий в Законе об ОРД. Для этого представляется целесообразным дополнить Закон об ОРД статьей 5 1 под наименованием: «Основные оперативно-розыскные понятия». В эту статью включить и сформулированное нами понятие получения компьютерной информации.

Библиографические ссылки

1. Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 33. Ст. 3349.

2. Федеральный закон от 6 июля 2016 г. № 374-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии терроризму" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2016. № 28. Ст. 4558.

3. Атмажитов В.М., Бобров В.Г. О законодательном регулировании оперативно-розыскной деятельности. М., 2003.

4. Бухаров Н.Н., Захарцев С.И., Рохлин В.И., Федоров А.В., Шахматов А. В. Прослушивание телефонных переговоров в оперативно-розыскной деятельности / под ред. В.П. Сальникова. СПб., 2005.

5. Винниченко Н.А., Захарцев С.И., Рохлин В.И. Правовая регламентация использования результатов оперативно-розыскной деятельности в уголовном судопроизводстве / под общ. ред. В.П. Сальникова. СПб., 2004.

6. Голубовский В.Ю. Оперативно-розыскная деятельность. М., 2001.

7. Голубовский В.Ю. Теоретические и правовые аспекты информационного обеспечения оперативно-розыскной деятельности: Монография / под ред. В.П. Сальникова. СПб. : Санкт-Петербургский ун-т МВД России, 2000.

8. Евстратиков Б.М., Захарцев С.И., Медведев В.Н., Сальников В.П. Оперативно-розыскные мероприятия на каналах связи (правовой анализ) / под общ. ред. В.П. Сальникова. СПб., 2005.

9. Захарцев С.И. Надо ли судье знать оперативно-розыскную деятельность // Российский судья. 2004. № 1. С. 13-14.

10. Захарцев С.И. Наука оперативно-розыскной деятельности: философский, теоретико-правовой и прикладной аспекты. СПб., 2011.

11. Захарцев С.И. Оперативно-розыскные мероприятия в России и за рубежом / под редакцией В.П. Сальникова. СПб., 2003.

12. Захарцев С.И., Игнащенков Ю.Ю. К вопросу о допустимости проведения и прослушивания телефонных переговоров по преступлениям небольшой и средней тяжести // Известия высших учебных заведений. Правоведение. 2006. № 3. С. 135-141.

13. Захарцев С.И., Медведев В.Н. Снятие информации с технических каналов связи: правовые вопросы / под общей редакцией В.П. Сальникова. СПб., 2004.

14. Захарцев С.И., Сальников В.П. Оперативно-розыскная экономика и оперативно-розыскная политика // Правовое поле современной экономики. 2015. № 12 С. 11-15.

15. Захарцев С.И., Сальников В.П. Что есть компрехендная теория права? // Юридическая наука. 2016. № 3. С. 5-9.

16. Захарцев С.И., Игнащенков Ю.Ю., Сальников В.П. Оперативно-розыскная деятельность в XXI веке. М., 2015.

17. Захарцев С.И., Сальников В.П., Кирюшкина Н.О. Конституционные права человека: возможны ли ограничения // Методология современного конституционализма: конституциона-лизация позитивного права; конституционная аксиология пропорциональности : материалы XIV Международной научно-практической конференции по конституционному праву, Санкт-Петербург, 20-22 мая 2016 г. / под общ. ред. А.А. Ливеровского, В.П. Сальникова. СПб. : Фонд «Университет», Санкт-Петербургский государственный экономический университет, 2017. С. 127-138.

18. Захарцев С.И., Вихров В.А., Игнащенков Ю.Ю., Сальников В.П. Оперативно-розыскная деятельность и военная безопасность / под ред. С.И. Захарцева. М., 2017.

19. Оперативно-розыскная деятельность / под ред. К.К. Горяинова, В.С. Овчинского,

A.Ю. Шумилова. М., 2001.

20. Шахматов А.В. Агентурная работа в оперативно-розыскной деятельности / под общ. ред.

B.П. Сальникова. СПб., 2005.

21. Шумилов А.Ю. Оперативно-розыскная энциклопедия. М., 2004.

22. Шумилов А.Ю. Получение компьютерной информации как новое оперативно-розыскное мероприятие: первые шаги научного познания // Оперативник (сыщик). 2016. № 4 (49). С. 35-38.

23. Шумилов А.Ю. Проблемы законодательного регулирования в оперативно-разыскной деятельности: десять лет спустя. М., 2008.

References

1. Federal'nyi zakon ot 12 avgusta 1995 g. № 144-FZ «Ob operativno-rozysknoi deyatel'nosti» (Federal Law of August 12, 1995 No144-FZ "On Operational-Investigative Activity"), Sobranie za-konodatel'stva Rossiiskoi Federatsii. 1995. No. 33. St. 3349.

2. Federal'nyi zakon ot 6 iyulya 2016 g. № 374-FZ «O vnesenii izmenenii v Federal'nyi zakon "O protivodeistvii terrorizmu" i otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossiiskoi Federatsii v chasti ustanovleniya dopolnitel'nykh mer protivodeistviya terrorizmu i obespecheniya obshchestvennoi be-zopasnosti» (Federal Law of July 6, 2016 No. 374-FZ "On Amendments to the Federal Law on Counteracting Terrorism" and certain legislative acts of the Russian Federation with regard to the establishment of additional measures to counter terrorism and ensure public safety"), Sobranie za-konodatel'stva Rossiiskoi Federatsii. 2016. No. 28. St. 4558.

3. Atmazhitov V.M., Bobrov V.G. O zakonodatel'nom regulirovanii operativno-rozysknoi deyatel'nosti (On the legislative regulation of operational-search activity), M., 2003.

4. Bukharov N.N., Zakhartsev S.I., Rokhlin V.I., Fedorov A.V., Shakhmatov A. V. Proslushivanie telefonnykh peregovorov v operativno-rozysknoi deyatel'nosti (Listening of telephone conversations in operative-search activity), pod red. V.P. Sal'nikova. SPb., 2005.

5. Vinnichenko N.A., Zakhartsev S.I., Rokhlin V.I. Pravovaya reglamentatsiya ispol'zovaniya rezu-l'tatov operativno-rozysknoi deyatel'nosti v ugolovnom sudoproizvodstve (Legal regulation of the use of the results of operational-search activity in criminal proceedings), pod obshch. red. V.P. Sal'nikova. SPb., 2004.

6. Golubovskii V.Yu. Operativno-rozysknaya deyatel'nost' (Operative-search activity). M., 2001.

7. Golubovskii V.Yu. Teoreticheskie i pravovye aspekty informatsionnogo obespecheniya operativno-rozysknoi deyatel'nosti (Theoretical and legal aspects of information support of operational-search activity), Monografiya, pod red. V.P. Sal'nikova. SPb., Sankt-Peterburgskii un-t MVD Rossii, 2000.

8. Evstratikov B.M., Zakhartsev S.I., Medvedev V.N., Sal'nikov V.P. Operativno-rozysknye mero-priyatiya na kanalakh svyazi (pravovoi analiz) (Operative-search activities on communication channels (legal analysis)), pod obshch. red. V.P. Sal'nikova. SPb., 2005.

9. Zakhartsev S.I. Nado li sud'e znat' operativno-rozysknuyu deyatel'nost' (Is it necessary for the judge to know operational-search activities), Rossiiskii sud'ya, 2004, No. 1, pp. 13-14.

10. Zakhartsev S.I. Nauka operativno-rozysknoi deyatel'nosti: filosofskii, teoretiko-pravovoi i pri-kladnoi aspekty (The science of operational-search activity: philosophical, theoretical-legal and applied aspects). SPb., 2011.

11. Zakhartsev S.I. Operativno-rozysknye meropriyatiya v Rossii i za rubezhom (Operative-search activities in Russia and abroad), pod redaktsiei V.P. Sal'nikova. SPb., 2003.

12. Zakhartsev S.I., Ignashchenkov Yu.Yu. K voprosu o dopustimosti provedeniya i proslushi-vaniya telefonnykh peregovorov po prestupleniyam nebol'shoi i srednei tyazhesti (On the issue of the admissibil-ity of conducting and listening to telephone conversations in investigations of crimes of small and medium gravity), Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedenii. Pravovedenie, 2006, No. 3, pp. 135-141.

13. Zakhartsev S.I., Medvedev V.N. Snyatie informatsii s tekhnicheskikh kanalov svyazi: pravovye voprosy (Withdrawal of information from technical communication channels: legal issues), pod ob-shchei redaktsiei V.P. Sal'nikova. SPb., 2004.

14. Zakhartsev S.I., Sal'nikov V.P. Operativno-rozysknaya ekonomika i operativno-rozysknaya poli-tika (Operational-search economy and operational-search policy), Pravovoe pole sovremennoi ekonomiki. 2015, No. 12, pp. 11-15.

15. Zakhartsev S.I., Sal'nikov V.P. Chto est' komprekhendnaya teoriya prava? (What is comprehensive epistemology of law?), Yuridicheskaya nauka, 2016, No. 3, pp. 5-9.

16. Zakhartsev S.I., Ignashchenkov Yu.Yu., Sal'nikov V.P. Operativno-rozysknaya deyatel'nost' v XXI veke (Operational-search activities in the XXI century). M., 2015.

17. Zakhartsev S.I., Sal'nikov V.P., Kiryushkina N.O. Konstitutsionnye prava cheloveka: vozmozhny li ogranicheniya (Constitutional rights of man: are limitations possible), Metodologiya sovremennogo konstitutsionalizma: konstitu-tsionalizatsiya pozitivnogo prava; konstitutsionnaya aksiologiya proportsional'nosti, Materialy XIV Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konfer-entsii po konstitutsionnomu pravu, Sankt-Peterburg, 20-22 maya 2016 g., pod obshch. red. A.A. Liverovskogo, V.P. Sal'nikova. SPb., Fond «Universitet», Sankt-Peterburgskii gosudarstvennyi ekonomicheskii universitet, 2017, pp. 127-138.

18. Zakhartsev S.I., Vikhrov V.A., Ignashchenkov Yu.Yu., Sal'nikov V.P. Operativno-rozysknaya deyatel'nost' i voennaya bezopasnost' (Operational-search activity and military security), pod red. S.I. Zakhartseva. M., 2017.

19. Operativno-rozysknaya deyatel'nost' (Operative-search activities), pod red. K.K. Goryainova, V.S. Ovchinskogo, A.Yu. Shumilova. M., 2001.

20. Shakhmatov A.V. Agenturnaya rabota v operativno-rozysknoi deyatel'nosti (Agency work in operational-search activities), pod obshch. red. V.P. Sal'nikova. SPb., 2005.

21. Shumilov A.Yu. Operativno-rozysknaya entsiklopediya (Operational-search encyclopedia). M., 2004.

22. Shumilov A.Yu. Poluchenie komp'yuternoi informatsii kak novoe operativno-rozysknoe meropri-yatie: pervye shagi nauchnogo poznaniya (Obtaining computer information as new operational-search activities: the first steps of scientific knowledge), Operativnik (syshchik), 2016, No. 4 (49), pp. 35-38.

23. Shumilov A.Yu. Problemy zakonodatel'nogo regulirovaniya v operativno-razysknoi deyatel'nosti: desyat' let spustya (Problems of legislative regulation in operational-search activities: ten years later). M., 2008.

Дата поступления: 16.01.2018 Received: 16.01.2018

УДК 340

К ВОПРОСУ О ЗНАЧЕНИИ СУДЕБНО-БУХГАЛТЕРСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

БЫКОВА Энже Фаузелевна

аспирант кафедры криминалистики Института права ФГБОУВО «Башкирский государственный университет», генеральный директор ООО Аудиторская Консалтинговая Фирма "КОНТУР ГАРАНТ АУДИТ", начальник отдела внутреннего аудита ФГБОУ ВО УГНТУ, г. Уфа, Россия. E-maihcontur-garant@yandex.ru

TO THE QUESTION OF THE SIGNIFICANCE OF FORENSIC AUDIT

BYKOVA Enzhe Fauzelevna

Postgraduate Student of the Chair of Forensics of the Institute of Law of the FSBEI HE "Bashkir State University ", Director General of the Audit Consulting Firm "KONTUR GUARANTOR A UDIT", Head of the Internal Audit Department of the FSBEI HE "Ufa State PetroleumTechnological University", Ufa, Russia. E-mail: contur-garant@yandex.ru

Судебно-бухгалтерская экспертиза занимает Forensic audit occupies a dominant position in

доминирующее положение в составе судебно- the composition of forensic economic examina-

экономических экспертиз. На основании за- tions. Body of evidence is being formed for un-

ключения судебно-бухгалтерской экспертизы lawful economic actions affecting the account-

формируется доказательственная база по про- ing system based on the conclusion of forensic

тивоправным экономическим действиям, за- audit. For the full-scale development of the in-

трагивающим систему бухгалтерского учета. stitution of forensic economic expertise, it is

Для полноценного развития института судеб- required to develop instructions on the proce-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.