Управление
УДК 343.83 S.A. PAVLOVSKY*
ББК67Ж)9.022 legal REGULATION OF PENAL STAFF TRAINING
IN HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE FEDERAL PENAL SERVICE OF RUSSIA
Аннотация: в статье анализируется правовое регулирование учебно-воспитательного процесса в образовательныхучреждениях высшего профессионального образования ФСИН России, указывается на необходимость регламентации в едином индивидуальном правовом акте вопросов организации учебно-воспитательного процесса в образовательныхучреждениях ФСИН России в условиях реформирования системы образования и перехода к новым федеральным государственным образовательным стандартам высшего профессионального образования.
Ключевые слова: учебно-воспитательный процесс, образовательные учреждения ФСИН России, индивидуальныйправовой акт, федеральный государственный образовательныйстандарт, высшее профессиональное образование.
СЕРГЕЙ
АЛЕКСАНДРОВИЧ
ПАВЛОВСКИЙ*
К ВОПРОСУ О ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ФСИН РОССИИ
Annotation: the article deals with legal regulation of penal staff training in higher educational institutions of the Federal Penal Service of Russia under the Prison Reform and conversion of Federal State Educational Standards of higher educational training.
Key words: training, higher educational institutions of the Federal Penal Service of Russia, individual legal act, Federal State Educational Standard, higher educational training.
Происходящие в России глубокие изменения во всех сферах жизнедеятельности затрагивают самые основы высшего профессионального образования, в том числе в образовательных учреждениях ФСИН России. Законодательство об образовании за последние годы уверенно заняло место среди наиболее динамично обновляющихся отраслей российского законодательства. Частые и существенные изменения, затрагивающие основные источники образовательного права, позволяют утверждать, что реформа образовательного законодательства в России стремительно набирает обороты.
Реформирование уголовно-исполнительной системы, поставленные перед каждым образовательным учреждением ФСИН России задачи по совершенствованию структуры и качества образовательной деятельности, изменение перечня направлений подготовки( специальностей) и специализаций, реализуемых в образовательных учреждениях высшего профессионального образования ФСИН России1, предполагают глубинные преобразования, успешность которых невозможна без надлежащего правового регулирования учебно-воспитательного процесса.
Разные аспекты проблем учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях рассматривались в работах А. В. Бычкова, Ю. П. Гармаева, В. Д. Перевалова, АС. Под-шибякина, Е.В. Пуляевой и др.
* Старший юрисконсульт адъюнкт кафедры административно-правовых дисциплин (Вологодскийинститут права и экономики ФСИН России)
Е-шаЛ: ш!а [email protected].
Вместе с тем проблемы правового регулирования учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях высшего профессионального образования ФСИН России в современных условиях требуют дополнительного изучения и нуждаются в дальнейшей углубленной научной разработке.
В соответствии с Методическими рекомендациями по организации учебно-воспитательного процесса в федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования Федеральной службы исполнения наказаний2 под учебно-воспитательным процессом в образовательном учреждении высшего профессионального образования ФСИН России понимается целенаправленная деятельность руководящего, профессорско-преподавательского состава, учебно-вспомогательного и административно-хозяйственного персонала, а также курсантов, слушателей и студентов обеспечивающая подготовку квалифицированных кадров по соответствующим специальностям и направлениям, предусмотренным лицензией на право ведения образовательной деятельности и учебными планами вуза.
В целях приведения ведомственной правовой базы уголовно-исполнительной системы в соответствие с Федеральным законом от 29 июня
2004 г. N° 58-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления» Указом Президента Российской Федерации от 12 октября 2005 г. № 1314 «Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний» основной нормативный правовой акт - приказ Г лавного управления исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации от 5 июля 2000 г. № 115 «Об утверждении Инструкции по организации учебного процесса в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, находящихся в ведении центрального органа уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации», регламентировавший учебную деятельность образовательных учреждений уголовно-исполнительной системы, признан утратившим силу в соответствии с требованиями приказа ФСИН России от 21 августа 2006 г. № 575 «О признании утратившим силу приказа Г лавного управления исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации от
5 июля 2000 г. № 115 “Об утверждении Инст-
рукции по организации учебного процесса в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, находящихся в ведении центрального органа уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации и Инструкции по нормированию труда профессорско-преподавательскогососта-ва образовательных учреждений высшего и дополнительного (повышения квалификации) профессионального образования, находящихся в ведении центрального органа уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации”».
Правовую основу организации уче бно-воспи-тательного процесса в образовательных учреждениях высшего профессионального образования ФСИН России составляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативные и индивидуальные правовые акты федеральных министерств, служб, агентств, принятые в пределах их полномочий, международные договоры, учредительные документы и локальные правовые акты.
К числу основных законодательных актов, регламентирующих организацию учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях высшего профессионального образования ФСИН России, относятся:
- Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании»3;
- Федеральный закон от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»4.
Основополагающими нормативными правовыми актами, регулирующими рассматриваемый вопрос, являются:
- Постановление Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. № 71 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведе-нии)»5;
- приказ Минобразования России от 27 марта 1998 г. № 814 «Об утверждении Положения о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации»6;
- приказ Минобразования России от 11 июля 2002 г. № 2654 «Об утверждении Методических рекомендаций к разработке рейтинговой системы оценки успеваемости студентов вузов»7;
- приказ Минобрнауки России от 15 февраля
Управление
Управление
2005 г. № 40 «О реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования Российской Федерации»;
- приказ Минобрнауки России от 6 мая 2005 г. № 137 «Об использовании дистанционных образовательных технологий»8;
- приказ Минобрнауки России от 29 июля
2005 г. № 215 «Об инновационной деятельности высших учебных заведений по переходу на систему зачетных единиц»9;
- приказ Минюста России от 11 апреля 2007 г. № 73 «Об утверждении Наставления по организации профессионального образования сотрудников уголовно-исполнительной системы»10.
К основным индивидуальным правовым актам, регулирующим данный вопрос, относятся:
- Методические рекомендации по организации учебно-воспитательного процесса в федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования Федеральной службы исполнения наказаний;
- Концепция воспитания работников уголовно-исполнительной системы11.
- Концепция развития кадрового обеспечения ФСИН России до 2011 года12.
Изучение и анализ основного индивидуального правового акта ФСИН России - Методических рекомендаций по организации учебновоспитательного процесса в федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования Федеральной службы исполнения наказаний - показывают необходимостьразработки нового индивидуального правового акта для образовательных учреждений высшего профессионального образования ФСИН России, при этом целесообразно включение в его содержание от-
дельных разделов, регламентирующих следующие вопросы:
- организация учебно-воспитательного процесса при реализации новых федеральных государственных образовательных стандартов;
- организация образовательного процесса с использованием балльно-рейтинговой системы оценки результатов учебной деятельности;
- организация самостоятельной работы обучающихся;
- использование кредитно-модульной системы организации учебно-воспитательного процесса.
Отмеченное обеспечит в ближайшей перспективе возможность улучшения учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях высшего профессионального образования по структуре и организации, универсального урегулирования с точки зрения правового обеспечения практики правоприменения в федеральных государственных образовательных учреждениях ФСИН России. Аналогичные преобразования правового регулирования организации учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях высшего профессионального образования можно предложить для других высших учебных заведений, подведомственных иным федеральным органам исполнительной власти, относящимся к правоохранительной системе.
Таким образом, процесс реформирования системы высшего профессионального образования, теоретические наработки в сфере правового регулирования учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях высшего профессионального образования ФСИН России обусловили необходимость разработки и принятия принципиально нового индивидуального правового акта ФСИН России.
1 См.: Об утверждении Положенияоб учебно-методических секциях управления кадров и профессионального образования ФСИН России: приказ ФСИН России от 9 сентября 2009 г. № 378 // Ведомости уголовно-исполнительнойсистемы. 2009. № 11.
2 См.: Письмо директора ФСИН России от 29 августа2006 г. № 10/1-2299.
3 См.: Собрание законодательстваРоссийскойФедерации. 1996. № 3. Ст. 150.
4 См.: Там же. № 35. Ст. 4135.
5 См.: Там же. 2008. № 8. Ст. 731.
6 См.: Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительнойвласти. 1998. № 20.
7 См.: Образование в документах: межвед информ. бюл. 2002. № 20.
8 См.: Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительнойвласти. 2005. № 32.
9 См.: Официальные документыв образовании. 2002. № 23.
10 См.: Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительнойвласти. 2007. № 23.
11 См.: О Концепции воспитания работниковуголовно-исполнительной системы и Плане мероприятий по реализации Концепциивоспитания работниковуголовно-исполнительнойсистемы на 2006-2010 годы письмо ФСИН России от 18 ноября2005 г. № 10/8/1-100.
12 См.: О направлении Концепции развития кадрового обеспечения ФСИН России до 2011 года: письмо ФСИН России от 5 марта 2008 г. № 10/17-55.