ЛИТЕРАТУРА
1. Ключевский В. О. Краткий курс по русской истории. М. : ЭКСМО-Пресс, 2000.
С. 188.
2. Ларина О. Г. Система финансовых прерогатив государства в России второй половины XVII - начала XX веков (историко-правовое исследование) : автореф. дис. ... доктора юрид. наук : 12.00.01 / Московская государственная юридическая академия имени О. Е. Кута-фина, 2011. С. 17.
3. См. об этом: Седунов А. В. Государственная безопасность и борьба с терроризмом в провинциальных районах Северо-Запада России в XIX-XX вв. (к вопросу о методологическом дискурсе) // Международное сообщество и глобализация угроз безопасности : сборник научных докладов. В 2 ч. Ч. 1. Исторические, теоретические и правовые аспекты противодействия угрозам национальной безопасности / отв. ред. В. В. Грохотова, Б. Н. Ковалев, Е. А. Макарова ; НовГУ имени Ярослава Мудрого. Великий Новгород, 2008. 304 с. (Серия «Научные доклады». Вып. 7). С. 106.
4. См. об этом более подробно: Российское законодательство X-XX веков. В 9-ти т. Т. 5. Законодательство периода расцвета абсолютизма. М. : Юрид. лит., 1987. С. 12-18.
5. Петровская О. В. Государственные органы общей компетенции в системе финансовых отношений в России в первой половине XIX века // Правовое государство: теория и практика. 2009. № 3. С. 21-22.
6. Полное Собрание Законов. Изд-е 1-е. Т. 27.
7. Там же.
8. См. об этом: Федоренко Д. В. Политико-правовые механизмы взаимодействия институтов гражданского общества и государства в современной России : дис. ... канд. юрид. на-
^ ук : 23.00.02. Ростов-на-Дону, 2007. С. 55-56.
^ 9. Пыпина Г. С. Становление теории безопасности в Российском государстве XIX-
^ XXI веков (политико-правовой аспект) : автореф. дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.01. Нижний <n Новгород : Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского, 2012. С. 17. s 10. Руденко Ф. Г. Обеспечение национальной безопасности в Российской Империи
^ (XVIII - начало XX вв.) : автореф. дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.01. Санкт-Петербург, 2010. ^ С. 10.
11. См. об этом: Свиридова О. С. Право государственной собственности на недра в ^ Российской Федерации: понятие, содержание и особенности : автореф. дис. ... канд. юрид. g наук : 12.00.06. М., 2012. C. 16.
и s а
о «
и
У
о
о «
«
а s S
u
© Еркеев И. Х.
а УДК 34(470.57) Р. А. АХМЕТШИН, преподаватель кафедры
а криминологии и психологии Уфимского
2 юридического института МВД России
К ВОПРОСУ О ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ
3 ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ БАШКИРИИ В ПЕРИОД
^ ПЕРЕХОДА К НОВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы нормативно-правового регу-^ лирования продовольственного обеспечения Башкирии в первые годы новой экономиче-
я к я
ской политики, перехода к новым хозяйственным отношениям и деятельности продовольственных органов Башкирии с учетом рыночных отношений.
Ключевые слова и словосочетания: Башкирия, продовольственное обеспечение, новая экономическая политика.
К началу 1921 года советское государство запланировало курс развития экономики, отказ от военно-коммунистических построений и перевод страны на новую экономическую политику с формированием рыночных отношений. Предполагалось, что НЭП выстроит приоритетные стимулы производства для крестьян в сельском хозяйстве, которые выведут страну на путь экономического возрождения. Декрет ВЦИК от 21 марта 1921 года «О замене продовольственной и сырьевой разверстки натуральным налогом» [1, ст. 147] юридически оформил процесс становления новой политики. В данном Декрете законодатель учитывал продовольственное положение крестьянина. Так, в п. 5 Декрета было оговорено, что земледельцы еще до начала весенних полевых работ должны были быть осведомлены о размерах их обязательств. А значит, государство изначально привлекало и стимулировало внимание сельское населения в отличие от «жестких» условий продразверстки. В этом же Декрете говорилось о перспективных и старательных земледельцах, которые, увеличивая площади засева в своих хозяйствах и производительность хозяйства в целом, получали льготы по выполнению натурального налога.
НЭП (новая экономическая политика) - это хозяйственная политика диктатуры пролетариата в переходный период, направленная на построение социализма в порядке использования рынка и денежного хозяйства [2, с. 65]. Новая экономическая политика вовсе не означала полной свободы частной торговли, свободного движения товарных цен на рынке. НЭП предоставлял свобо-
ду частной торговле лишь в рамках, определяемых советским государством.
Решающим мероприятием при переходе к НЭПу явилась замена разверстки продналогом. Продналог (продовольственный налог) - натуральный налог с крестьянского хозяйства, введенный в СССР весной 1921 вместо продразверстки [3, с. 598]. Переход к продналогу явился первым шагом новой экономической политики.
В мае 1921 года на X партийной конференции было заявлено, что новая экономическая политика устанавливается на «долгий, рядом лет изменяемый период» и что ее «основным рычагом» является товарообмен [4, с. 613]. Товарообмен должен был стать основным методом получения продуктов питания [5, с. 616]. Советское государство понимало, что для успешного развития экономической политики необходима четкая правовая база, которая определяла бы порядок, организацию и ответственность сторон при товарообмене. То есть выявляется тенденция к введению договорных отношений между продовольственными организациями. Следовательно, вполне обоснованно в центре внимания нормативного регулирования продовольственного снабжения находилось гражданско-правовое законодательство. Одной из главных задач правового регулирования была организация обеспечения страны и ее населения продовольствием и товарами первой необходимости.
Договоры купли-продажи, мены и другие институты обязательного права были взяты в основу практической реализации намеченного экономического курса. Законодатель советской власти говорил о намерении отойти от прежних административных методов решения
<ч а а
и
и ^
и «
а
0 «
и
¥ а -с а
1
о
^
0 «
и
1
8
«
а «
и
хозяйственных проблем и заменить их на действия, вытекающие из договоров [6, с. 66].
В первые годы НЭПа прослеживается определенные проблемы договорных взаимоотношений между продовольственными органами. В частности, отсутствовали основные условия и присутствовали неоправданные санкции [7, с. 253].
Рассмотрим схему договорных отношений в Башкирии на примере Башнаркомпрода с Башцентросоюзом. Данный договор был утвержден коллегией Башнаркомпрода и управлением Башцентросоюза 3 октября 1921 года [8, л. 60]. В соответствии с договором, Башнаркомпрод поручает, а Башцен-тросоюз принимает на себя поставку продовольственных продуктов и сырья в количестве, определяемом по каждому виду поставляемых продуктов питания. В целях снабжения Башцентросоюза средствами, необходимыми для выполнения поставки продовольствия, Баш-^ наркомпрод передает в распоряжение ^ Башцентросоюза товары, поступающие § в основной фонд продовольствия, под-^ лежащий использованию исключитель-и но для поставки продуктов первой не-^ обходимости, а также денежных средств ^ для удовлетворения населения в про-^ дуктах питания. В соответствии с этим | договором Башнаркомпрод предоставляет право Башцентросоюзу реализовы-а вать получаемое продовольствие как ^ путем продажи, так и путем непосред-® ственного обмена. Также Башцентро-§ союз имеет право устанавливать, реали-^ зовывать денежные знаки или эквива-а лентную стоимость товаров. Таким образом, этот договор - подтверждение
2 того, что новая экономическая полити-©
^ ка, направленная на рыночные отношено ния, начала проявляться в стране. Об ^ этом свидетельствует и получение ^ прибыли в размере 20 % Башнарком-а продом от всей суммы, полученной Ц Башцентросоюзом от реализации това-.й ров [9, л. 65].
Особое внимание хотелось бы уделить Декрету СНК РСФСР от 28 марта 1921 года «О свободном обмене, покупке и продаже сельскохозяйственных продуктов в губерниях, закончивших разверстку» [10, ст. 147], в котором государство предоставило возможность крестьянскому населению, выполнившему государственные обязательства, свободно продавать и покупать оставшиеся у него излишки сельскохозяйственных продуктов. При этом в данном Декрете четко указывается, какие губернии и какие продукты могут свободно обменивать, продавать и покупать. Так, для Уфимской губернии разрешено было свободно торговать только хлебом, зерном и фуражом, картофелем и сеном торговать было запрещено, что подчеркивает значимость советского государства в продовольственной политике и его роль на рынке товарообмена.
Декретами СНК РСФСР от 21 апреля 1921 года «О натуральном налоге на молочные продукты» [11, ст. 126] и «О натуральном налоге на яйца» [12, ст. 127] для Башкирии были установлены нормы обложения налогом: для однокоровных хозяйств в размере 4 ф. масла, для двухкоровных - 5 ф. масла, для трехкоровных и больше - 6 ф. масла, а также по 5 яиц с одной десятины пашни в хозяйстве. Ответственность возлагалась на Башнаркомпрод, который в свою очередь отчитывался перед Наркомпродом РСФСР.
Правовую базу, как и новую экономическую политику, советскому государству предстояло создать практически заново. Во многом, возможно, и по этой причине первая половина 20-х годов отличалась достаточно интенсивной правотворческой деятельностью государства. В рассматриваемый период была осуществлена серьезная кодификационная работа. Так, помимо вышеназванных Декретов СНК РСФСР можно выделить те, которые непосредственно касались Башкирии, - это Декреты СНК РСФСР от 10.05.1921 «О натуральном
налоге на шерсть», от 17.05.1921 «О натуральном налоге на сено», от 25.05.1921 «Об обмене», от 14.06.1921 «О натуральном мясном налоге» и др.
Нормативно-правовые акты, регламентирующие продовольственное обеспечение населения Башкирии, были также направлены на изменения бедственного положения людей с целью обеспечения продовольствием всего голодного и, несомненно, огорченного таким положением дел населения Башкирии. Принимались декреты, постановления, циркуляры, оформлялись протоколы, выписывались справки Центральной комиссией помощи голодающим ВЦИК. Так, Постановление ВЦИК от 21 июля 1921 года [13, л. 354] указывало на то, что Уфимскую губернию охватило бедствие, население Башкирии голодает.
Итак, нормативно-правовое регулирование продовольственного обеспечения населения Башкирии в первые годы НЭПа имело четкое направление на стабилизацию экономической ситуации в регионе. Был взят курс на рыночные отношения. Правоотношения между продовольственными органами Баш-
кирии в этот период развивались на договорных отношениях, что способствовало развитию продовольственного дела в республике и налаживанию процесса обеспечения населения продуктами первой необходимости. Это было очень важно для региона в «голодный» период времени. Однако при всей видимости правовой регламентации отдельных отношений по продовольственному обеспечению прослеживался тотальный контроль государства над рынком (только государство определяло: что, кто и в каком количестве имел право торговать продуктами).
ЛИТЕРАТУРА
<ч а а
и и
ч
1. СУ РСФСР. 1921. № 26. Ст. 147.
2. Большая советская энциклопедия. Т. 30. М., 1950. С. 65.
3. Там же. С. 598.
4. Эдвард Карр. История советской России. М., 1990. Т. 2. С. 616.
5. Там же. С. 613.
6. Новицкая Т. Е. Гражданский кодекс РСФСР 1922 года. М., 2002. С. 66, 68, 110.
7. Черноморец С. А. Организация продовольственного снабжения (1917-1926 гг.). Государственно-правовые аспекты. Сургут : Сургутский госуниверситет, 1999. С. 253.
8. ГАРФ. Р-1318. Оп. 3. Д. 60. Л. 60.
9. Там же. Л. 65.
10. СУ РСФСР. 1921. № 26. Ст. 147.
11. СУ РСФСР. 1921. № 27. Ст. 126.
12. Там же. Ст. 127.
13. ГАРФ. Р-1318. Оп. 3. Д. 12. Л. 354.
© Ахметшин Р. А.
и «
а
о «
и
¥ а -с
а £
о
^
0 «
и
1
£
а «
и
X « X