Научная статья на тему 'Противодействие теневой экономике по советскому уголовному законодательству'

Противодействие теневой экономике по советскому уголовному законодательству Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
186
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / ПРЕСТУПЛЕНИЯ В СФЕРЕ ЭКОНОМИКИ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Орлова Любовь Александровна

В статье рассматривается история противодействия теневой экономике по советскому уголовному законодательству, регламентирующему общественные отношения после Октябрьской социалистической революции 1917 года до перехода государства к рыночной экономике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COUNTERACTION TO SHADOW ECONOMY UNDER THE SOVIET CRIMINAL LEGISLATION

In the article the history of counteraction to shadow economy under the Soviet criminal legislation regulating public relations after the October socialist revolution of 1917 before transition of the state to market economy is considered.

Текст научной работы на тему «Противодействие теневой экономике по советскому уголовному законодательству»

2.4. ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКЕ ПО СОВЕТСКОМУ УГОЛОВНОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ

Орлова Любовь Александровна, канд. юрид. наук. Должность: старший преподаватель. Место работы: Чебоксарский кооперативный институт. Филиал: филиал Российского университета кооперации. Подразделение: кафедра государственно-правовых дисциплин. E-mail: LoveOrlova@mail.ru

Аннотация: В статье рассматривается история противодействия теневой экономике по советскому уголовному законодательству, регламентирующему общественные отношения после Октябрьской социалистической революции 1917 года до перехода государства к рыночной экономике.

Ключевые слова: теневая экономика, государственная политика, преступления в сфере экономики, противодействие теневой экономике.

COUNTERACTION TO SHADOW ECONOMY UNDER THE SOVIET CRIMINAL LEGISLATION

Orlova Lyubov Alexandrovna, PhD at law. Position: senior lecturer. Place of employment: Cheboksary cooperative institute. Branch: Russian cooperation university branch. Department: state-legal disciplines chair. E-mail: LoveOrlova@mail.ru

Annotation: In the article the history of counteraction to shadow economy under the Soviet criminal legislation regulating public relations after the October socialist revolution of 1917 before transition of the state to market economy is considered.

Keywords: shadow economy, state policy, crimes in economy sphere, counteraction to shadow economy.

Потребность в проведении историко-правового исследования того или иного периода обусловлено тем, что такой подход позволяет получить углубленные знания о происхождении процессуальных явлений того периода, действие правовых запретов, понять их роль и значение и на этой основе разработать направление дальнейшего их развития и совершенствования1.

На важность и значимость исследования исторического развития правовых институтов обращали внимание известные русские ученые-криминалисты Н.С. Та-ганцев, Н.Д. Сергиевский, которые писали, что, изучая тот или иной правовой институт, мы имеем возможность не только проследить иго историческую судьбу, но и оценить, решить вопрос о возможном его сохранении и использовании2.

Исследование уголовного законодательства советского периода показывает, что государство с помощью уголовно-правовых регуляторов стремилось обеспечить охрану экономических отношений, эффективно противодействовать теневой экономике.

Отметим, что теневая экономика как негативное явление существовала всегда в разных проявлениях и, прежде всего, в виде коррупционных махинаций.

1 См.: Кузнецов А.П. Государственная политика противодействия налоговым преступлениям: проблемы формирования, законодательной регламентации и практического осуществления: монография / под ред. П.Н. Панченко. - Н. Новгород, 2003. - С. 7591; Кузнецов А.П. Преступления против правосудия: учебное пособие. - Чебоксары, 2015. - С. 9.

2 См.: Таганцев Н.С. Курс уголовного права. - СПб., 1874. Вып. 1. - С. 21; Сергиевский Н.Д. Русское уголовное право: пособие к лекциям. Часть общая. - СПб., 1911. - С. 8.

Взявшие власть в 1917 году большевики революционным путем стремились осуществить переход от капитализма к социализму и таким образом покончить с рудиментами прошлого, в том числе и с теневыми проявлениями в экономике.

Примером этому служат первые декреты советской власти, которые устанавливали социализацию земли и запрет на частную собственность. По всей стране объявлялась национализация крупной промышленности, банков, предприятий аграрной, нефтяной, металлургической, металлообрабатывающей, текстильной, электротехнической, цементной, сахарной, табачной и других отраслей промышленности, железнодорожный и водный транспорт, внешняя торговля. В «Положении о рабочем контроле», утвержденном Декретом Совета народных комиссаров (СНК) от 14 ноября 1917 года3, закреплялось: «В интересах планомерного регулирования народного хозяйства во всех промышленных, торговых, банковских, сельскохозяйственных, транспортных, кооперативных, производительных товариществах и прочих предприятиях, имеющих наемных рабочих или же дающих работу на дом, вводится рабочий контроль над производством, куплей-продажей продуктов и сырьевых материалов, хранением их, а также над финансовой стороной предприятия»4.

Всероссийский Совет народного хозяйства (ВСНХ) сконцентрировал в своих полномочиях всю работу по управлению промышленностью, в том числе планирование, снабжение, распределение заказов, и перераспределение готовой продукции. Декретом Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета (ВЦИК) от 9 мая 1918 года «О предоставлении народному комиссару продовольствия чрезвычайных полномочий по борьбе с деревенской буржуазией, укрывающей хлебные запасы и спекулирующей ими» вводились: государственная монополия на хлеб, текстиль, нефть, спички; запрет сделок с ценными бумагами, запрет частной торговли продовольственными товарами и продовольственная разверстка.

Продовольственная разверстка заключалась в обязательной сдаче крестьянами государству для удовлетворения минимальных потребностей по твёрдым ценам всех излишков (сверх установленных норм на личные и хозяйственные нужды) хлеба и других продуктов, в основном у зажиточной части деревни, стремившейся сорвать государственную хлебную монополию и сохранить свободу торговли. После введения запрета торговать хлебом появились предприимчивые крестьяне, которые скупали зерно в деревне и контрабандой везли ее в город, зарабатывая «рубль прибыли на рубль капитала»6.

Декретом СНК от 11 января 1919 года продовольственная разверстка была введена на всей территории Советской России. В соответствии с постановлением Наркомпрода от 13 января 1919 года «О порядке разверстки» государственные плановые задания исчислялись на основе погубернских данных о размере по-

3 Собрание узаконений РСФСР. - 1917. - № 3. - Ст. 34.

4 См.: Волженкин, Б. В. Преступления в сфере экономической деятельности (экономические преступления) / Б. В. Волженкин. -СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2002. - С. 32; Сборник документов по истории уголовного законодательства СССР и РСФСР 1917-1952 гг. / под ред. И.Т. Голякова. - М., 1953.

- С. 14.

5 См.: Сборник документов по истории уголовного законодательства СССР и РСФСР 1917-1952 гг. / под ред. И. Т. Голякова.

- М., 1953. - С. 26-27.

6 См.: Павлюченков, С. А. Военный коммунизм в России: власть

и массы / С. А. Павлюченков. - М., 1997. - С. 230.

севных площадей, урожайности, запасов прошлых лет. Подобные методы, применявшиеся в период продовольственной диктатуры, вызывали рост крестьянского недовольства, переходившего в вооруженные выступления7.

В государстве осуществлялась борьба со спекуляцией путем установления уголовной ответственности за сбыт, скупку, хранение с целью сбыта нормированных продуктов питания и предметов массового потребления по ценам выше твердых, подделку продовольственных карточек или купонов и их использование, за отпуск нормированного товара, помимо продовольственной карточки или купона, и за отказ отпустить по ним товар по нормированным ценам. Под аналогичным запретом находились также сбыт, скупка и хранение платины, серебра, золота и недопущенных к обращению или аннулированных процентных бумаг, паев, акций, облигаций и других денежных свидетельств. В соответствии с Декретом СНК от 22 июля 1918 года «О спекуляции» за указанные действия предусматривалось наказание сроком не менее 10 лет лишения свободы с конфискацией всего имущества8.

Согласно Декрету ВЦИК от 21 марта 1921 года «О замене продовольственной разверстки продовольственным налогом» продразверстка была заменена натуральным налогом, что было основной мерой перехода к новой экономической политике (НЭПу). Значение продовольственного налога состоит в том, что после его сдачи производители имели право обменивать оставшиеся излишки на необходимые им товары, как через кооперативные организации, так и на рынках. Советская власть основной политической целью НЭПа представляла создание союза рабочего класса и крестьянства, а реформирование должно было послужить средством реализации такой цели.

В соответствии с Декретом СНК от 28 марта 1921 года «О свободном обмене, покупке и продаже сельскохозяйственных продуктов в губерниях, закончивших разверстку», крестьяне, выполнившие свои обязательства, могли свободно торговать хлебом9. Постановлением ВСНХ, принятым в июле 1921 года, было разрешено промышленным предприятиям переносить свои товарообменные операции за пределы «местного оборота» и переходить к купле-продаже. Постепенно отменялись государственные монополии на различные виды продукции и товаров.

В целом, новая экономическая политика предусматривала либерализацию экономической деятельности, в связи с чем базовыми этапами реформирования можно считать: замену продразверстки продналогом, денационализацию (передача в частную собственность мелкой и средней промышленности), создание смешанных предприятий, допуск в экономику страны иностранных инвестиций, введение свободной торговли, реставрация банковской системы, снятие запрета на аренду земли и наем рабочей силы в сельской местности, проведение денежной реформы.

Во время НЭПа советские граждане получили возможность самостоятельно заниматься экономической деятельностью. В связи с изменившимся законодательством, одним из наиболее распространенных эко-

7 См.: Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия, 1969-1978. URL: http://enc-dic.com/enc_sovet/Prodraz-vrstka-51615.html (дата обращения: 22.06.2015).

8 См.: Сборник документов по истории уголовного законодательства СССР и РСФСР 1917-1952 гг. / под ред. И. Т. Голякова. - М., 1953. - С. 28.

9 См.: Собрание узаконений РСФСР. - 1921. - № 26. - Ст. 149.

номических преступлений становится уклонение от уплаты налогов. Данная тенденция обусловливается, прежде всего, введением новых запретов. Так, Декрет СНК от 15 июля 1921 года «Об ответственности за нарушение договоров о натуральных налогах и обме-10

не» установил уголовную ответственность за несдачу плательщиком причитающегося с него продовольственного или сырьевого налога, если было установ-установлено отчуждение, сокрытие или прямой отказ от сдачи сельскохозяйственных продуктов или иные злостные действия плательщика. Также уголовно наказуемым считалось искусственное завышение цен на товары путем сговора или стачки между собой или путем злостного невыпуска товара на рынок. В дальнейшем были введены: единый сельскохозяйственный налог; налоги с наследства, дарений и на сверхприбыль; промысловый и подоходный налоги; гербовый сбор, акцизы на табак, спички, спиртные напитки, пиво, сахар, керосин и др.11

22 мая 1922 года ВЦИК принял Декрет «Об основных частных имущественных правах, признаваемых РСФСР, охраняемых ее законами и защищаемых судами РСФСР»12, в котором был провозглашен принцип: «все, что не запрещено - дозволено». В вводной части Декрета всем гражданам, неограниченным в установленном законом порядке в своей правоспособности, предоставлялось право на территории РСФСР и союзных и договорных с нею Советских Республик организовывать промышленные и торговые предприятия и заниматься дозволенными законами РСФСР профессиями и промыслами, с соблюдением всех постановлений, регулирующих промышленную и торговую деятельность и охраняющих применение труда. Указанный разрешительный принцип спровоцировал многочисленные факты деяний, которые официально не были запрещены, но позволяли получать в строжайших условиях «военного коммунизма» прибыль сверх официального дохода, что приводило к увеличению уровня теневой экономики.

По мнению французского исследователя российского происхождения А. Олейника: «Нелегальная экономика или теневой рынок был одновременно и чуждым, и жизненно необходимым элементом советской экономической системы. С одной стороны нелегальная экономика обеспечивала горизонтальное взаимодействие предприятий, альтернативное посредничеству и контролю со стороны государственных органов. С другой стороны командная экономика не могла функционировать без постоянного обращения экономических агентов к нелегальным практикам... для успешного выполнения плана требовалось обращаться к нелегальным практикам снабжения»13.

Исследование уголовного законодательства периода военного коммунизма показывает, что, несмотря на внешние и внутригосударственные трудности формирования новых общественно-экономических отношений, власть уделяла особое внимание уголовно-правовой охране финансовой сферы, установив пере-

10 См.: Сборник документов по истории уголовного законодательства СССР и РСФСР 1917-1952 гг. / под ред. И. Т. Голякова.

- М., 1953. - С. 100.

11 См.: Кучеров, И. И. Налоговые преступления / И. И. Кучеров.

- М., 1997. - С. 25.

12 См.: Собрание узаконений РСФСР. - 1922. - № 36. - Ст. 423.

13 См.: Вахитов, Р. Теневая Экономика в СССР [Электронный ресурс] / Р. Вахитов, 2002. Всероссийский Центр Изучения Общественного Мнения. Пресс-выпуск № 54. URL: http://center-yf.ru/data/economy/Tenevaya-ekonomika.php (дата обращения: 24.06.2015).

чень уголовно-наказуемых деяний и строгую ответственность за преступления в сфере экономики14.

Весь перечень преступлений, относящихся к теневой экономике, законодательно был закреплен в первом советском Уголовном кодексе РСФСР 1922 года15, в котором предусматривалась ответственность за:

1) преступления против порядка управления (глава I): массовый отказ от внесения налогов денежных или натуральных или от выполнения повинностей (ст. 78); неплатеж отдельными гражданами в срок или отказ от платежа денежных или натуральных налогов, от выполнения повинностей или производства работ, имеющих общегосударственное значение (ст. 79); организованное по взаимному соглашению сокрытие или неверное показание о количествах, подлежащих обложению или учету предметов и продуктов, в том числе и размеров посевной, луговой, огородной и лесной площади, или количества скота, организованная сдача предметов, явно недоброкачественных, неисполнение по взаимному соглашению возложенных законом на граждан работ и личных повинностей (ст. 80); подделка денежных знаков и государственных процентных бумаг, марок и других знаков государственной оплаты, если она учинена по предварительному соглашению нескольких лиц и в виде промысла (ст. 85); нарушение законов и обязательных постановлений о ввозе из-за границы или провозе за границу товаров (ст. 97);

2) должностные (служебные) преступления (глава II): злоупотребление властью . совершенное должностным лицом в корыстных или иных личных видах (ст. 105); постановление судьями из корыстных или иных личных видов неправосудного приговора (ст. 111); присвоение должностным лицом денег или иных ценностей, находящихся в его ведении в силу его служебного положения (ст. 113); получение лицом, стоящим на государственной, союзной или общественной службе, лично или через посредников в каком бы то ни было виде взятки за выполнение или невыполнение в интересах дающего какого-либо действия, входящего в круг служебных обязанностей этого лица (ст. 114);

3) преступления хозяйственные (глава IV): Бесхозяйственное ведение лицами, стоящими во главе государственных учреждений или предприятий, порученного им дела, в результате чего не был выполнен производственный план или ухудшилось качество выпускаемых изделий, или было расточено имущество предприятий (ст. 128); расточение арендатором предоставленного ему по договору государственного достояния в виде средств производства (ст. 129); неисполнение обязательств по договору, заключенному с государственным учреждением или предприятием, если доказан заведомо злонамеренный характер неисполнения договора или иные заведомо недобросовестные по отношению к государству действия, даже если эти действия выразились в возвращении авансов до срока и отказе от дальнейшего исполнения договора, но с использованием предоставленных государством средств на цели, не относящиеся к исполнению обязательств по договору (ст. 130); нарушение положений, регулирующих проведение в жизнь государственных монополий (ст. 136); искусственное повышение

14 См.: Кузнецов А.П. Государственная политика противодействия налоговым преступлениям: проблемы формирования, законодательной регламентации и практического осуществления: монография / под ред. П.Н. Панченко. - Н. Новгород, 2003. - С. 77.

15 См.: Уголовный кодекс РСФСР (1922): материал из Викитеки

- свободной библиотеки. URL: https://ru.wikisource.org/wiki/ Уго-ловный_кодекс_РСФСР_(1922) (дата обращения: 24.06.2015).

цен на товары путем сговора или стачки торговцев между собой или путем злостного невыпуска товара на рынок (ст. 137); спекуляция с иностранной валютой в обмен на советские денежные знаки или наоборот (ст. 138); скупка и сбыт в виде промысла продуктов, материалов и изделий, относительно которых имеется специальное запрещение или ограничение (ст. 139);

4) имущественные преступления (глава VI): кража (ст. 180); покупка заведомо краденого (ст. 181); грабеж (ст. 182, 183); разбой (ст. 184); присвоение (ст. 185); присвоение или растрата должностным лицом имущества, вверенного ему по должности (ст. 186); мошенничество (ст. 187); мошенничество, имевшее своим последствием убыток, причиненный государственному или общественному учреждению (ст. 188); фальсификация, т. е. обманное изменение с корыстной целью вида или свойства предметов, предназначенных для сбыта или общественного употребления, а равно самый сбыт таких предметов (ст. 190); фальсификация предметов потребления, которая имела или могла иметь последствием причинение вреда здоровью, а равно сбыт таких предметов (ст. 191); сбыт заведомо негодного семенного материала (ст. 192); ростовщичество, т. е. взимание в виде промысла за данные взаймы деньги процентов сверх дозволенных законом, или предоставление в пользование орудий производства, скота, полевых, огородных или посевных семян за вознаграждение в размере, явно превышающем обычную для данной местности норму, с использованием нужды или стесненного положения получающего ссуду (ст. 193); вымогательство (ст. 194, 195); самовольное пользование в корыстных целях чужим изобретением или привилегией, зарегистрированными в установленном порядке (ст. 198); самовольное пользование в целях недобросовестной конкуренции чужим товарным, фабричным или ремесленным знаком, рисунком, моделью, а равно и чужой фирмой или чужим наименованием (ст. 199).

Рассмотрение норм Уголовного кодекса 1922 г. показывает, что законодатель в данный период активно использовал в качестве эффективного средства противодействия экономическим преступлениям уголовно-правовую репрессию. К основным видам наказания, предусматривающим ответственность за экономические преступления, относились: лишение свободы со строгой изоляцией или без таковой и конфискация имущества, однако перечень применяемых видов наказания, включенных в уголовный закон, был достаточно широким. За некоторые преступления назначалась высшая мера наказания - расстрел.

Вместе с тем, происходящие в сфере экономики преобразования, а также противоречивость и несовершенство уголовно-правовых норм, предусматривающих ответственность за экономические преступления, и возникшие проблемы в связи с их применением постоянно требовали внесения существенных изменений и дополнений в уголовное законодательство.

Уголовный кодекс РСФСР 1926 года16 в основном сохранил направление государственной политики противодействия теневой экономике. В нем, как и в Уголовном кодексе РСФСР 1922 года, выделялись аналогичные главы, содержащие составы экономических преступлений. Позднее глава II «Преступления против порядка управления» была дополнена статьями об от-

16 Постановление ВЦИК от 22 ноября 1926 года «О введении в действие Уголовного Кодекса Р.С.Ф.С.Р. редакции 1926 года» // Собрание узаконений РСФСР. - 1926. - № 80. - Ст. 600.

ветственности за нарушение законов о национализации земли и спекуляцию. Глава V «Преступления хозяйственные» была дополнена нормами, устанавливающими ответственность за выпуск недоброкачественной, некомплектной и нестандартной промышленной продукции; учреждение и руководство деятельностью лжекооперативов; массовый или систематический выпуск из торговых предприятий недоброкачественной продукции; обман покупателей; выпуск

17

денежных суррогатов .

Анализ санкций, содержащихся в нормах Уголовного кодекса РСФСР 1926 года, предусматривающих ответственность за преступления в сфере экономики, показывает, что основным, наиболее часто применяемым видом наказания является штраф, наряду с исправительно-трудовыми работами и лишением свободы.

В Уголовном кодексе РСФСР 1960 года18 преступления, связанные с теневой экономической деятельностью, содержались в главе I «Государственные преступления», главе V «Преступления против собственности», главе VI «Хозяйственные преступления», главе VII «Должностные преступления». В поздних редакциях Кодекса глава VI была дополнена нормами, предусматривающими ответственность за: приписки в государственной отчетности и представление других умышленно искаженных отчетных данных о выполнении планов (ст. 152.1); получение незаконного вознаграждения от граждан путем вымогательства за выполнение работ, связанных с обслуживанием населения (ст. 156.2); нарушение правил торговли (ст. 156.3); уклонение от подачи декларации о доходах от занятия кустарно-ремесленным промыслом, другой индивидуальной трудовой деятельностью либо об иных доходах, облагаемых подоходным налогом, и в других случаях, когда подача декларации предусмотрена законодательством, либо несвоевременная подача декларации или включение в нее заведомо искаженных данных, если эти действия совершены после наложения административного взыскания за такие же нарушения (ст. 162.1); и др.

Уголовный кодекс РСФСР 1960 года многократно подвергался изменениям. В дальнейшем, в условиях перехода страны к многоукладной экономике, развития предпринимательской деятельности и конкуренции, введения частной собственности на средства производства и землю, возникла необходимость в переработке отдельных статей, введения соответствующих новых норм. Так, с 1991 по 1994 годы только в главу «Хозяйственные преступления» были внесены 42 изменения и дополнения19.

Изучение советского уголовного законодательства позволяет сделать вывод, что природа социалистической плановой экономики неизбежно порождает существование в ее недрах теневой составляющей. Бесспорно, теневая экономика современной России формировалась на почве существовавшей административно-командной экономической системы советского государства. Переход страны к рыночной экономике вывел наиболее важные ее отрасли из-под

17 См.: Крьлова, Н. Е., Леонтьев, Б. М. Преступления в сфере экономической деятельности: программа, лекции спецкурса, материалы судебной практики: учебное пособие. - М.: ИКД «Зерца-ло-М», 2012. - С. 31.

18 Ведомости Верховного Совета РСФСР. - 1960. - № 40. - Ст. 591.

19 См.: Крьлова, Н. Е., Леонтьев, Б. М. Преступления в сфере экономической деятельности: программа, лекции спецкурса, материалы судебной практики: учебное пособие. - М.: ИКД «Зерца-ло-М», 2012. - С. 32.

государственного контроля, что стало еще более благоприятной почвой для развития теневого сектора и проникновения криминала во все без исключения сферы жизнедеятельности общества. Важно изучать и анализировать опыт прошлых лет в целях недопущения поражений и повышения эффективности государственной политики.

Список литературы:

1. Кузнецов А.П. Государственная политика противодействия налоговым преступлениям: проблемы формирования, законодательной регламентации и практического осуществления: монография / под ред. П.Н. Панченко. - Н. Новгород, 2003. - С. 75-91.

2. Кузнецов А.П. Преступления против правосудия: учебное пособие. - Чебоксары, 2015. - С. 9.

3. Таганцев Н.С. Курс уголовного права. - СПб., 1874. Вып. 1. - С. 21;

4. Сергиевский Н.Д. Русское уголовное право: пособие к лекциям. Часть общая. - СПб., 1911. - С. 8.

5. Собрание узаконений РСФСР. - 1917. - № 3. - Ст. 34.

6. Волженкин, Б. В. Преступления в сфере экономической деятельности (экономические преступления) / Б. В. Волженкин. - СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2002. - С. 32.

7. Сборник документов по истории уголовного законодательства СССР и РСФСР 1917-1952 гг. / под ред. И.Т. Голякова. - М., 1953. - С. 14.

8. Сборник документов по истории уголовного законодательства СССР и РСФСР 1917-1952 гг. / под ред. И. Т. Голякова. - М., 1953. - С. 26-27.

9. Павлюченков, С. А. Военный коммунизм в России: власть и массы / С. А. Павлюченков. - М., 1997. - С. 230.

10. Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия, 1969-1978. URL: http://enc-dic.com/enc_sovet/Prodrazvrstka-51615.html (дата обращения: 22.06.2015).

11. Сборник документов по истории уголовного законодательства СССР и РСФСР 1917-1952 гг. / под ред. И. Т. Голякова. - М., 1953. - С. 28.

12. Собрание узаконений РСФСР. - 1921. - № 26. -Ст. 149.

13. Сборник документов по истории уголовного законодательства СССР и РСФСР 1917-1952 гг. / под ред. И. Т. Голякова. - М., 1953. - С. 100.

14. Кучеров, И. И. Налоговые преступления / И. И. Кучеров. - М., 1997. - С. 25.

15. Собрание узаконений РСФСР. - 1922. - № 36. -Ст. 423.

16. Вахитов, Р. Теневая Экономика в СССР [Электронный ресурс] / Р. Вахитов, 2002. Всероссийский Центр Изучения Общественного Мнения. Пресс-выпуск № 54. URL: http://center-yf.ru/data/economy/Tenevaya-ekonomika.php (дата обращения: 24.06.2015).

17. Кузнецов А.П. Государственная политика противодействия налоговым преступлениям: проблемы формирования, законодательной регламентации и практического осуществления: монография / под ред. П.Н. Панченко. - Н. Новгород, 2003. - С. 77.

18. Уголовный кодекс РСФСР (1922): материал из Викитеки - свободной библиотеки. URL: https://ru.wikisource.org/wiki/Уголовный_кодекс_РСФСР _(1922) (дата обращения: 24.06.2015).

19. Постановление ВЦИК от 22 ноября 1926 года «О введении в действие Уголовного Кодекса Р.С.Ф.С.Р.

редакции 1926 года» // Собрание узаконений РСФСР. - 1926. - № 80. - Ст. 600.

20. Крылова, Н. Е., Леонтьев, Б. М. Преступления в сфере экономической деятельности: программа, лекции спецкурса, материалы судебной практики: учебное пособие. - М.: ИКД «Зерцало-М», 2012. - С. 31.

21. Ведомости Верховного Совета РСФСР. - 1960. -№ 40. - Ст. 591.

22. Крылова, Н. Е., Леонтьев, Б. М. Преступления в сфере экономической деятельности: программа, лекции спецкурса, материалы судебной практики: учебное пособие. - М.: ИКД «Зерцало-М», 2012. - С. 32.

Рецензия

на научную статью Орловой Любови Александровны «Противодействие теневой экономике по советскому уголовному законодательству»

Развитие уголовно-правовой науки показывает, что ученые в своих научных трактатах уделяли особое внимание историко-правовым исследованиям. Такой подход объясняется тем, что он позволяет выявить объективно существующие закономерности развития общественных отношений в данный исторический период, проследить тенденции эволюции уголовного законодательства, изменения, происходящие в уголовно-правовых институтах. Историко-правовое исследование дает возможность понять логику юридической мысли и направление законотворческой деятельности конкретного исторического периода, рассмотреть научные представления о сущности и содержании установленных правовых запретов, получить углубленные знания об обстоятельствах их проявления, полно и всесторонне изучить их, учесть допущенные ошибки и достижения при решении вопросов криминализации и декриминализации, понять роль и значение уголовного закона как инструмента социального реагирования, позволяющего восстановить социальную справедливость, предупредить совершение противоправных деяний.

Актуальность рассматриваемых вопросов в проведенном исследовании Л.А. Орловой не вызывает сомнения как в теоретическом, так и в прикладном значении. Подтверждением этому служит то, что экономические преступления причиняют ущерб экономике страны в целом и экономической безопасности, в частности. В связи с этим важным вопросом является научное осмысление всех возможных форм противодействии преступлениям в сфере экономики. Автором проведено научное изучение и обобщение научных трудов, посвященных законодательной регламентации противодействия теневой экономике в советское время, что позволило выявить проблемы правового регулирования противодействия преступлениям в сфере экономической деятельности, что несомненно является важным, как с научной, так и с практической точек зрения, применительно к совершенствованию современного уголовного законодательства.

Научная новизна исследования определяется оригинальностью авторских подходов к изучению проблемных вопросов. В частности, автором проводится системное изучение уголовного законодательства, действующего в советское время, регулирующего отношения в сфере экономики. Достоинством данной статьи является рассмотрение указанных проблем в контексте определенного баланса между теоретическим, историческим и практическим компонентами. В статье исследуются не только проблемы правового регулирования противодействия теневой экономике,

но и формулируются признаки, характеризующие теневую экономику в советский период.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

К числу несомненных достоинств данной статьи необходимо отнести использование автором исторического эмпирического материала, значительного числа первоисточников и нормативных правовых актов, позволивших сформулировать обоснованные научные выводы. Особый колорит работе придают исторические факты применяемых мер по противодействию экономическим преступлениям; оригинальность авторской позиции, подтвержденной большим объемом изученной научной литературы. Заслуживает внимания рассмотрение автором проблемы правового регулирования противодействия теневой экономике с учетом взаимосвязи рассматриваемого вопроса с общеисторическими процессами, а также политической и социально-экономической обстановкой в стране.

В то же время, работа значительно выиграла бы, если автор больше внимания уделил особенностям правового регулирования противодействия преступлениям в налоговой сфере, так как противоправные деяния, совершаемые в сфере налогообложения служат основой теневой экономики. Тем не менее, высказанное замечание не снижает общей положительной оценки рецензируемой статьи.

Статья Орловой Л.А. «Противодействие преступлениям в сфере экономической деятельности по советскому законодательству» характеризуется актуальностью, новизной, имеет существенное теоретическое значение и практическую направленность и может быть рекомендована к опубликованию в журналах, включенных в Перечень рецензируемых научных изданий в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук. Статья ранее в других изданиях не публиковалась.

Доктор юридических наук, профессор, Заслуженный юрист РФ, Заслуженный деятель науки РФ А.П. Кузнецов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.