Научная статья на тему 'Проблема юридического оформления рыночных процессов в советской России в годы Новой экономической политики'

Проблема юридического оформления рыночных процессов в советской России в годы Новой экономической политики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
116
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОВАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / РЫНОК / СОВЕТСКОЕ ЗА-КОНОДАТЕЛЬСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лозбенев И.Н.

В статье подробно рассматриваются процессы юридического оформления рынка и рыночных отношений в советской экономике. Автор показывает, как государство под влиянием политических и экономических изменений было вынуждено создавать юридические основы рынка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Лозбенев И.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема юридического оформления рыночных процессов в советской России в годы Новой экономической политики»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ LEGAL SCIENCE

УДК 34.06

ПРОБЛЕМА ЮРИДИЧЕСКОГО ОФОРМЛЕНИЯ РЫНОЧНЫХ ПРОЦЕССОВ В СОВЕТСКОЙ РОССИИ В ГОДЫ НОВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ

И.Н. Лозбенев

THE PROBLEM OF LEGAL REGISTRATION OF MARKET PROCESS IN SOVIET RUSSIA DURING THE NEW ECONOMIC POLICY

I.N. Lozbenev

Аннотация. В статье подробно рассматриваются процессы юридического оформления рынка и рыночных отношений в советской экономике. Автор показывает, как государство под влиянием политических и экономических изменений было вынуждено создавать юридические основы рынка.

Ключевые слова: Новая экономическая политика, рынок, советское законодательство.

Abstract. The process of legal registration of the market and market relations in the Soviet economy are considered in the article in detail. The author shows how the state, under the influence of political and economic changes, has been forced to create the legal foundations of the market.

Key words: New Economic Policy, market, soviet legislation.

Период проведения Новой экономической политики был тем редким периодом в истории Советской России, когда государство, отступив от своих идеологических принципов, согласилось на существование в советской экономике элементов рыночной экономики. Переход от системы «Военного коммунизма» к НЭПу проходил трудно. Экономическая система периода Гражданской войны вполне устраивала большевиков как с точки зрения идеологии, подразумевавшей, что все элементы экономики должны быть объединены под

государственным управлением, так и с точки зрения целесообразности - так как она позволяла эффективно решать проблемы снабжения армии в период военных действий. Однако попытка перенести опыт управления военной экономикой на мирное время привело к серьезным столкновениям с различными слоями населения страны и грозило большевикам потерей власти. В этих условиях руководство правящей партии приняло решение резко сменить курс и допустить в экономику элементы частного сектора. Экономические новации потребовали юридического оформления, что и привело к созданию целой серии «рыночных» законов, которые позволяли частному сектору экономики получить основу для своего развития.

Впервые на высшем уровне о переходе к НЭПу заговорили на Х Съезде РКП (б). На утреннем заседании Съезда 15 марта 1921 г. была принята резолюция, в которой указывалось: «Для обеспечения правильного и спокойного ведения хозяйства на основе более свободного распоряжения земледельцем своими хозяйственными ресурсами, для укрепления крестьянского хозяйства и поднятия его производительности, а также в целях точного установления падающих на земледельцев государственных обязательств, разверстка, как способ государственных заготовок продовольствия, сырья и фуража, заменяется натуральным налогом» [13, с. 564-565]. Данная резолюция была закреплена в виде закона, причем Декрет ВЦИК от 21 марта 1921 г. «О замене продовольственной и сырьевой разверстки натуральным налогом» во многом повторял резолюцию Съезда правящей партии [1]. Чуть позже Совнарком РСФСР издал свой декрет «О свободном обмене, покупке и продаже сельскохозяйственных продуктов в губерниях, закончивших разверстку», где был указан целый список губерний, в которых разрешались, после выплаты натурального налога, обмен и продажа хлеба, фуража, картофеля и сена [7]. Вот так немного буднично, без ярких переворотов и лишней драматургии, в Советской России начиналась Новая экономическая политика.

Многим советским руководителям тогда, в начале 1921 г., казалось, что это максимум уступок рыночной стихии, на которые можно пойти. Такие важные элементы рыночной экономики, как свободное ценообразование, частная собственность на средства производства и свободный товарообмен, даже не подразумевались. Очень инте-

ресное замечание сделал современный исследователь М.И. Воейков, который писал: «партийный съезд (Х Съезд РКП (б). - И.Л.), открывший дорогу НЭПу, принимавший в этом смысле ряд принципиальных решений (например, о замене разверстки натуральным налогом) по самому главному, основному вопросу развития рыночной экономики (например, восстановление дееспособных финансов. - И.Л.), ничего вразумительного сказать не мог» [15, с. 23]. Сразу отметим, что делегаты Съезда, принимавшие важнейшие решения при введении НЭПа, в целом не стремились вводить рынок. Достаточно интересное замечание в июне 1925 г. сделал В.Н. Шретер, писавший: «Первоначально этот вольный рынок допускался лишь в местном масштабе, и в дальнейшем предполагались лишь централизованные заготовки, но постепенно, в порядке уже стихийного процесса, этот рынок, сначала по линии сельскохозяйственных продуктов, развертывается во Всероссийском масштабе» [17, с. 11]. Он же указывал: «Параллельно с этим идет ликвидация и отмена государственных монополий на всевозможные виды сырья, чем в дальнейшем расширяется рынок и виды товаров, свободно обращающихся на этом рынке» [17, с. 11]. По сути, в марте 1921 г. были предприняты лишь первые шаги, наметившие переход к рынку. Последующие даже не планировались, однако первые шаги вызвали следующие мероприятия. Право на обмен в деревне предполагало перехода к обмену в городе, что требовало создания товарного фонда на предприятиях. Подобные действия вскоре последовали. 7 апреля 1921 г. были приняты декреты СНК РСФСР «Об урегулировании оплаты труда рабочих» и «О натуральном премировании рабочих». В них открывалась дорога для создания обменного фонда на предприятиях. Документы предусматривали: «Отменить с 1 мая с.г. ограничения приработка при сдельно-премиальной оплате труда, предоставив всем рабочим, повышением производительности и добросовестным отношением к работе, увеличивать свой заработок независимо от процентного отношения суммы заработка к основной тарифной ставке. Отмена ограничения приработка ни в коем случае не должна быть основанием для понижения нормы выработки работников» [8]. Второй документ дополнял предыдущий, устанавливая:

«Ст. I. В дополнение к денежной оплате ввести в действие натуральное премирование рабочих и служащих предприятий пу-

тем отчисления отдельным предприятием части фабрикатов своего производства в особый фонд натурального премирования данного предприятия. Размеры этого отчисления на каждом данном предприятии устанавливаются в зависимости от производительности труда на нем и от фактической сдачи предприятием продуктов государству.

Ст. IV. Для натурального вознаграждения рабочих тех предприятий, которые вырабатывают предметы, не могущие идти в обмен, допускается с разрешения местных хозяйственных органов выработка на этих предприятиях предметов широкого потребления в отдельных цехах, на свободных станках в неурочное время, а также путем выделения для этой цели особых групп рабочих и т.п. Условием допущения этого является коллективная ответственность рабочих за то, что производительность предприятия в целом не понизится» [4].

Очевидно, что подобный документ открывал дорогу для товарообменных отношений. И они последовали с такой же скоростью, с какой в период Гражданской войны Советским государством вводились государственные монополии, учреждался натуральный налог на различные продукты. Так, в частности, 21 апреля 1921 г. СНК РСФСР вводил натуральный налог на молочные продукты, тогда же натуральный налог на хлеб, картофель и масличные семена, отдельно на яйца, 10 мая был введен натуральный налог на шерсть, на льняное и пеньковое волокно, 11 мая был введен натуральный налог на табак. Параллельно с этим отменялись наиболее одиозные ограничения на товарообменные отношения времен «военного коммунизма». В частности 29 апреля 1921 г. СНК РСФСР принял декрет «О прекращении дел о нарушении разверстки и неплатеже чрезвычайного налога», 17 мая 1921 г. - декрет «Об отмене, приостановке и пересмотре некоторых постановлений о мелкой кустарной промышленности и кустарной сельскохозяйственной кооперации». Своеобразным рубежом данного экономического периода стал декрет СНК РСФСР «Об обмене» 24 мая 1921 г. Данный документ указывал:

«1. Разрешается свободный обмен, покупка и продажа остающихся у населения после выполнения натурального налога продуктов сельского хозяйства.

2. Обмен, покупка и продажа разрешается отдельным гражданам и кооперативным объединениям потребительским, сельскохозяйственным и кустарным и может производиться, как на рынках

и базарах, так и в других местах, с лотков и ларей и в закрытых торговых помещениях.

3. Продукты, изготовляемые хозяйственными органами Советской власти (Народными Комиссариатами, Главками, Центрами, заводоуправлениями и т.д.) или находящиеся в их распоряжении, поступают для товарообмена в товарообменный фонд Р.С.Ф.С.Р. и обращаются на торговые операции лишь в порядке, предусмотренном ст. 4-й» [3].

Главное в этом документе было то, что он восстановил и регламентировал торговые точки и места торговли. Фактически это означало, что последние ограничения для развития рынка были сняты. Теперь возникала необходимость его развивать.

Летом 1921 г. начался следующий этап Новой экономической политики. Он был обозначен значительным расширением юридических возможностей частного сектора экономики. Именно в это время, 5 июля 1921 г., издается Декрет «О порядке сдачи в аренду предприятий подведомственных Высшему Совету Народного Хозяйства». Представляется необходимым разносторонне рассмотреть этот документ, во-первых, в силу того, что в нем отразились едва ли не все противоречия управления экономикой Советской России 1920-х гг., и во-вторых, поскольку он стал «последним отступлением» большевиков под давление частного рынка. В.Н. Шретер отмечал: «Дальнейшего общего расширения частного предпринимательства в других отраслях хозяйства законодательство эпохи Новой экономической политики не знает, оно на этом остановилось» [17, с. 11-12]. Уже первая статья документа несла в себе определенные противоречия, в ней указывалось: «Предоставить кооперативам, товариществам и др. объединениям, а также отдельным гражданам право арендовать государственные промышленные предприятия, в целях их эксплуатации» [5]. Уже примечания определяли предел для действий частника, определяя, что: «При предложении одинаковых с прочими соискателями условий, предпочтение отдается кооперативным объединениям», и «Сотрудники государственных учреждений могут допускаться к участию в аренде промышленных предприятий лишь по особым постановлениям Совета Труда и Обороны и Областных Экономических Совещаний» [5]. Ограничения тут же сопровождались уступками. Так декрет определял:

«В течение срока договора таковой может быть расторгнут не иначе как по суду; одностороннее прекращение отношений по договору не допускается, ни со стороны государственных учреждений, ни со стороны арендатора. Возникающие в связи с договором споры разрешаются Народным Судом» [5]. Обратим внимание, что данный пункт предоставлял частным предпринимателям судебную защиту и не допускал пересмотра договора до истечения срока его действия, ограничивая, хоты бы формально, произвол местных властей. Еще один пункт давал предпринимателям определенную свободу действий, указывая: «Арендаторы вправе принимать заказы от частных лиц, производить товары для сбыта на вольном рынке, а также и заключать договоры подряда и поставки как с частными лицами, так и с государственными учреждениями» [5]. Давая свободу, государство тут же самоустранялось от любой ответственности за действия предпринимателей, заявляя: «Государство не берет на себя никаких обязательств по снабжению предприятий, сданных в аренду, и их рабочих и служащих» [5]. Предоставив определенные права, свободу действий, и, хотя бы формально, юридическую защиту, советское руководство все таки оставляло последнее слово за собой. Определялось это следующим параграфом: «В развитие вышеизложенных постановлений Президиуму Высшего Совета Народного Хозяйства в пределах существующих узаконений по согласовании с заинтересованными ведомствами предоставляется издавать инструкции и давать общие директивы местным Губернским Советам Народного Хозяйства и Главным Управлениям о степени желательности с точки зрения интересов государства сдачи в аренду определенного рода предприятий, о сроках арендных договоров по отдельным отраслям промышленности и видам предприятий, о характере и размере эквивалентов, взимаемых с арендаторов за пользование предприятием, о контроле над выполнением арендаторами договоров и т.д.» [5]. Пошаговый анализ данного документа, который, как уже указывалось выше, стал пределом дальнейшего расширения предпринимательства, показывает, что государство осторожно, буквально с опаской, допускало частника на рынок, постоянно стараясь его ограничить и приостановить.

То, что для частника делалось с опаской, для государственных предприятий открывалось в виде широкой двери. Однако, сложно и в данном случае говорить о каких-то запланированных действиях.

Те или иные шаги делались исходя из прагматической необходимости. Введение товарообмена, сокращение государственного снабжения предприятий, заставляли последние активно выходить на рынок, и права на реализацию сверхплановой продукцию было для этого недостаточно. В тоже время В.Н. Шретер писал: «Государственные предприятия до августа 1921 г. ни в смысле заготовки, ни в смысле сбыта своей продукции, не знали коммерческих методов ведения дела, и с рынками, по крайней мере легально, не соприкасались. Их продукция уже не была товаром» [17, с. 11-12]. Ситуация стала меняться после введения в действие постановление СТО РСФСР от 12 августа 1921 г. которое предусматривало начало реформирования системы управления государственными предприятиями. На первый взгляд, ничего особенного документ предлагал. В нем указывалось: «Наиболее крупные, технически оборудованные, целесообразно организованные и соответственно расположенные предприятия в данной отрасли промышленности могут быть соединены в порядке ст. VIII настоящего Положения в особое объединение, организуемое на началах хозяйственного расчета. На тех же началах могут быть выделены и отделены предприятия» [12]. Главное, в данном случае, было то, что документ впервые вводил хозрасчет на государственных предприятиях, буквально втягивая их в рынок. Вскоре должно было последовать закрепление госпредприятий на рынке. Однако, советское руководство буквально не отпускало «очарование» военного коммунизма. В этом плане особый интерес вызывает декрет СНК РСФСР от 27 октября 1921 г., в котором, в частности, указывалось, что: «Все государственные предприятия и учреждения, кроме предприятий, снятых со всех видов государственного снабжения, в пределах своих смет, утвержденных в установленном порядке, имеют право расходовать продукцию своего производства по рыночным ценам, в пределах норм, установленных для каждой отрасли промышленности Комиссией Использования или Центральным Топливным Комитетом (Цекатопом) по принадлежности» [6]. То, есть документ предоставлял предприятиям право самостоятельной реализации продукции, но одновременно он же указывал: «Процент всей продукции, поступающей в свободное распоряжение предприятий, по каким бы основаниям этот процент не перечислялся, не может составлять в общей сумме свыше

50 %» [6], то есть документ ограничивал возможности предприятий. Именно так, путем нововведений и ограничений, государство постепенно уходило от «военного коммунизма». Так или иначе, переход к рынку был запущен. По желанию власти или без него, товарообменные отношения прочно вошли в экономику, и теперь следовало создавать инструменты рынка, что и было сделано в дальнейшем.

В первой половине 1922 г. в действие вводится целый ряд документов, которые стали основой для формирования полноценных рыночных отношений. Среди них можно указать «Положение о векселях», введенное совместным постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 20 марта 1922 г., которое фактически оформляло рынок ценных бумаг в Советской России, определяя структуру ценных бумаг - векселей, права владельцев и особенности оборота [9]. 22 мая 1922 г. вводится еще один важный документ, закрепивший юридическую возможность существования частной собственности в России - Декрет ВЦИК «Об основных частных имущественных правах, признаваемых РСФСР, охраняемых ее законами и защищаемых судами РСФСР». Уже в первой части документа указывалось: «Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет постановляет:

II. Предоставить всем гражданам, неограниченным в установленном законом порядке в своей правоспособности, право на территории РСФСР и союзных и договорных с нею Советских Республик организовывать промышленные и торговые предприятия и заниматься дозволенными законами РСФСР профессиями и промыслами, с соблюдением всех постановлений, регулирующих промышленную и торговую деятельность и охраняющих применение труда. Предоставить всем гражданам, неограниченным в установленном законом порядке в своей правоспособности, нижеследующие имущественные права и защиту их судами» [2].

Даже беглый анализ данной части документа говорит о том, что он фактически узаконил право частных граждан заниматься предпринимательской деятельностью и иметь собственность. В.Н. Шретер давал такую оценку этому документу: «В мае 1922 г. вольный рынок, товарный оборот, коммерческий метод ведения дела составляют основу нашего хозяйства в целом. Широкое участие в этом обороте хотя бы и мелкого, но многочисленного частного предпринимательства выдвинуло вопрос об издании закона, который бы с одной стороны, обеспечил бы имущественные права участников

этого оборота и, с другой стороны, положил бы основание к его регулированию. Ответом на это явилось постановление ВЦИК РСФСР от 22 мая 1922 г. «Об основных частных имущественных правах, признаваемых в РСФСР, охраняемых ее законами и защищаемых судами РСФСР» [17, с. 14]. Важным этапом развития рынка стало Постановление СТО РСФСР от 23 августа 1922 г. «О товарных биржах» восстанавливалось и оформлялось биржевое посредничество на рынке, с целью: «выявлять отношение спроса к предложению, облегчать и упорядочивать как товарообмен, так в связанные с ним товарные и торговые операции» [14]. Данное постановление было дополнено Декретом СНК РСФСР от 20 октября 1922 г. «О фондовых биржевых операциях», которое оформляло механизм работы фондовых бирж [11]. Фактически указанные документы 1922 г. показывают, что в этот период рыночные отношения в промышленности и торговле, были не только разрешены, но и получили законодательно оформленные инструменты для своего развития.

Материалы показывают, что не только преимущественно «городские» отрасли получили рыночный импульс, но это произошло и в деревне. Рыночные отношения, проникая в деревню через товарообмен с городом, не могли остановиться лишь на процессе купли-продажи продукции сельского хозяйства, неизбежным товаром должен был стать и главный ресурс деревни - земля. Однако в этом вопросе Советское государство было непреклонно - земля была выведена из товарооборота. Но, как часто бывает, жизнь сложнее каких-либо схем. Неизбежным элементом крестьянских отношений были отношения найма - аренды земли. И именно здесь схемы были нарушены даже законодательно. Юридической основой для развития отношений найма - аренды в советской деревне был «Закон о трудовом землепользовании» введенным постановлением 3-й сессией ВЦИК IX Созыва от 22 мая 1922 г. В разделе III «О трудовой аренде земли (временной переуступке прав на землепользование)» указано: «Для трудового хозяйства, ослабленного вследствие стихийных бедствий (неурожай, падеж скота, пожар и т.д.) либо недостатка, либо убыли рабочей силы (за смертью, временным отходом из хозяйства на трудовые заработки, призывами по мобилизации, советской и общественной службы по выборам), допускается сдача всей или части земли в аренду за уплату деньгами, продуктами или другими видами вознаграждения.

Пункт 20. Сдача в аренду допускает только на срок не более того времени, которое потребно на арендованном участке одного севооборота, а при отсутствии правильного севооборота - срок не более 3-х лет.

Пункт 21. В исключительных случаях предельный срок аренды может быть с разрешения Волостных исполнительных комитетов удлинен, но на срок не более 6 лет.

Пункт 22. Аренда допускается только трудовая: никто не может получить по договору аренды в свое пользование земли больше того количества, какое он в составе дополнительного к своему наделу обработать силами своего хозяйства.

Пункт 26. По договору аренды съемщик обязывается вести на арендуемой земле как старательный и предусмотрительный хозяин и не в праве передавать от себя землю другим лицам [16, с. 141-142].

Вопросы найма рабочей силы регулировались в разделе IV «О вспомогательном наемном труде в трудовом земледельческом хозяйстве», в п. 29 которого указывалось: «Вспомогательный наемный труд в трудовых земледельческих хозяйствах допускается в тех случаях, когда хозяйство по составу своей рабочей силы или инвентаря не может выполнять своевременно необходимые сельскохозяйственные работы; однако, наемный труд может быть допущен при непременном сохранении применяющим его хозяйством трудового строя, то есть при условии, если все наличные трудоспособные члены хозяйства работают в своем хозяйстве [16, с. 143]. Указанные разделы были полностью подтверждены Земельным кодексом РСФСР от 30 октября 1922 г. в разделах II и III [16, с. 158-159]. Земельное законодательство в части регулирующем вопросы найма и аренды развивалось и далее, будучи дополнено в 1925 г., в частности, в постановлении III Съезда Советов СССР от 20 мая 1925 г. по докладу «О мероприятиях по поднятию и укреплению крестьянского хозяйства». В нем указывалось: «Разрешить сдачу в аренду отдельным землепользователям участков государственных фондовых земель на срок свыше 12 лет.

Устранить препятствия к более широкому использованию прав крестьян сдавать землю в аренду до двух севооборотов при многополье и на срок не свыше 12 лет при трех- и четрехполье» [16, с. 117].

В развитие этого постановления в июне 1925 г. Наркомзем утвердил постановление № 19862, в котором ограничения на аренду земли вводились только в случае утраты хозяйством «трудового строя» (каждый наличный трудоспособный член семьи участвует в хозяйственной деятельности), либо в случае полной ликвидации хозяйства. Этим же постановлением категорически запрещалась сдача аренды земли в субаренду [14, с. 32]. Таким образом, пусть и в ограниченном объеме, рынок земли получил некоторое развитие.

В целом можно увидеть, что пусть и постепенно, в течение первых полутора лет Новой экономической политики, в Советской России были построены основы рыночных отношений. Материалы показывают, что большевики, отказавшись от проведения политики «военного коммунизма», переходили к формированию рыночной экономики осторожно, не желая отказываться от государственного контроля над экономикой. Это объясняет, почему шаги государства по переходу к рынку делались медленно, постепенно, часто под давлением обстоятельств и что важно - без первоначального плана. Примечательно и другое - если государство видело возможность сохранить свое влияние в том или ином секторе рынка, то оно делало это, не давая частному сектору закрепится там. В результате к концу 1922 г. в советской экономике сложилась сложная, неодномерная экономическая система. В ней юридически совмещались элементы государственного управления экономикой и допущение рынка. Сразу отметим, что сегодня смешанная экономика не является чем-то уникальным. Однако смешанная экономическая система, созданная в 1920-х гг., не прожила даже и десяти лет, уступив место политике индустриализации и коллективизации.

Библиографический список

1. Декрет ВЦИК «О замене продовольственной и сырьевой разверстки натуральным налогом». URL: http://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_885. htm (дата обращения: 20.06.2015).

2. Декрет ВЦИК «Об основных частных имущественных правах, признаваемых РСФСР, охраняемых ее законами и защищаемых судами РСФСР» URL: http://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_1330.htm (дата обращения: 20.06.2015).

3. Декрет СНК РСФСР «Об обмене». URL: http://www.libussr.ru/doc_ussr/ ussr_958.htm (дата обращения: 20.06.2015).

4. Декрет СНК РСФСР «О натуральном премировании рабочих» URL: http://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_909.htm (дата обращения: 20.06.2015).

5. Декрет СНК РСФСР «О порядке сдачи в аренду предприятий подведомственных Высшему Совету Народного Хозяйства URL: http://www. libussr.ru/doc_ussr/ussr_1004.htm (дата обращения: 20.06.2015).

6. Декрет СНК РСФСР «О свободной реализации продукции предприятиями снятыми с государственного снабжения URL: http://www.libussr. ru/doc_ussr/ussr_1167.htm (дата обращения: 20.06.2015).

7. Декрет СНК РСФСР «О свободном обмене, покупке и продаже сельскохозяйственных продуктов в губерниях, закончивших разверстку» URL: http://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_900.htm (дата обращения: 20.06.2015).

8. Декрет СНК РСФСР «Об урегулировании оплаты труда рабочих». URL: http://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_908.htm (дата обращения: 20.06.2015).

9. Постановление ВЦИК и СНК РСФСР «Положение о векселях URL: http://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_1302.htm (дата обращения: 20.06.2015).

10. Постановление СТО РСФСР «О товарных биржах» URL: http://www. libussr.ru/doc_ussr/ussr_1380.htm (дата обращения: 20.06.2015).

11. Постановление СТО РСФСР «О товарных биржах» URL: http://www. libussr.ru/doc_ussr/ussr_1424.htm (дата обращения: 20.06.2015).

12. Постановление СТО РСФСР «Основные положения о мерах к восстановлению крупной промышленности и поднятию и развитию производства URL: ttp://www.lawmix.ru/sssr/18136 (дата обращения: 20.06.2015).

13. Протоколы Х Съезда РКП (б). М.: Партиздат, 1933.

14. Бюллетень Тверского губисполкома. 1925. № 3.

15. Воейков М.И. Г.Я. Сокольников и финансово-экономическая реформа 1924 г. // Г.Я. Сокольников и экономическая реформа 1924 г. М.: Институт экономики РАН, 2011.

16. Сборник документов по земельному законодательству СССР и РСФСР. М.: Госюриздат, 1954.

17. Шретер В.Н. Внутренняя торговля. Правовые основы внутреннего товарооборота в СССР. М.: Экономическая жизнь, 1926.

И.Н. Лозбенев

доктор исторических наук, доцент

заведующий кафедрой гуманитарных дисциплин

Московского финансово-юридического университета МФЮА

E-mail: Lozbenev.I@mfua.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.