Научная статья на тему 'Взгляды Г. Я. Сокольникова на проблему управления финансовой сферой экономики страны в период его работы на посту народного комиссара финансов СССР (1922-1926 гг. )'

Взгляды Г. Я. Сокольникова на проблему управления финансовой сферой экономики страны в период его работы на посту народного комиссара финансов СССР (1922-1926 гг. ) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
7900
172
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВАЯ РЕФОРМА / "ЗОЛОТОЙ ЧЕРВОНЕЦ" / Г.Я. СОКОЛЬНИКОВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лозбенев И. Н., Забелин А. Г.

Статья посвящена раскрытию ранее неисследованных про-блем, возникавших при осуществлении в 1922-1924 гг. в Советской России финансовой реформы под руководством Г.Я. Сокольникова. Автор приходит к выводу, что Г.Я. Сокольникову как вдохновителю и организатору рефор-мы пришлось принимать нестандартные решения, пытаясь реализовать рыночные аспекты реформы, опираясь преимущественно на возможности государственной экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Взгляды Г. Я. Сокольникова на проблему управления финансовой сферой экономики страны в период его работы на посту народного комиссара финансов СССР (1922-1926 гг. )»

УДК 94/93; 339

ВЗГЛЯДЫ Г.Я. СОКОЛЬНИКОВА НА ПРОБЛЕМУ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ СФЕРОЙ ЭКОНОМИКИ СТРАНЫ В ПЕРИОД ЕГО РАБОТЫ НА ПОСТУ НАРОДНОГО КОМИССАРА ФИНАНСОВ СССР (1922-1926 ГГ.)

И.Н. Лозбенев, А.Г. Забелин

THE VIEWS OF G.Y. SOKOLNIKOV AT THE PROBLEM OF CONTROLLING THE FINANCIAL SECTOR OF THE ECONOMY DURING HIS TENURE PEOPLE'S COMMISSAR OF FINANCE OF THE USSR FROM 1922 TO 1926 YEARS

I.N. Lozbenev, A.G. Zabelin

Аннотация. Статья посвящена раскрытию ранее неисследованных проблем, возникавших при осуществлении в 1922-1924 гг. в Советской России финансовой реформы под руководством Г.Я. Сокольникова. Автор приходит к выводу, что Г.Я. Сокольникову как вдохновителю и организатору реформы пришлось принимать нестандартные решения, пытаясь реализовать рыночные аспекты реформы, опираясь преимущественно на возможности государственной экономики.

Ключевые слова: финансовая реформа, «Золотой червонец», Г.Я. Сокольников.

Abstract. The article is devoted to previously unexamined problems encountered during implementation of of financial reform in 1922-1924 in Soviet Russia, rulled by G.Y Sokolnikov. The author concludes, that G.Y Sokolnikov, inspirer and organizer of the reform, had to make unconventional decisions, trying to realize the market aspects of the reform based primarily on the ability of the national economy.

Key words: financial reform, «Golden ducat», G.Y Sokolnikov.

Среди крупных российских и советских финансистов ХХ в. личность Г.Я. Сокольникова занимает особое место. В его достаточно непродолжительной биографии уместились и революционная деятельность до 1917 г., и командование армией в годы Гражданской войны, и дипломатическая работа при подписании Брестского мира в 1918 г., а позднее - в качестве Посла СССР в Великобритании. Однако особое место занимает его деятельность в области управления советскими финансами, в том числе и на посту Народного Комиссара финансов СССР. Работая на этой должности, Г.Я. Сокольников про-

вел финансовую реформу, ход и результаты которой до сегодняшнего дня вызывают большой интерес и вошли во все учебники по истории России ХХ в. Задачей данной статьи является выявление «теневой», часто не видимой, стороны реформы, а именно - формирование и развитие взглядов Г.Я. Сокольникова на финансовую сферу экономики страны в период проведения денежной реформы.

К началу 1920-х гг., когда Г.Я. Сокольников вплотную занялся работой в области управления советскими финансами, он уже имел определенный опыт работы этой сфере. Так, в конце 1917 г., он в качестве одного из сотрудников Народного комиссара финансов вел переговоры с частными банками об условиях их работы с новым руководством Государственного банка, перешедшего в руки Советской власти. Как писал Г.Я. Сокольников, «По соглашению между комитетом акционерных банков и Главным комиссариатом Государственного банка, союзу частных банков было предоставлено право получать 50 млн руб. в неделю с текущих счетов частных банков в Государственном банке, которые Государственный банк обязывался уплачивать фабрично-заводским комитетам по предъявлению им чеков частных банков на Государственный банк». [3, с. 46]. В итоге такого регулирования Государственный банк передал частным 300-350 млн руб., однако подобная политика продолжалась 10 дней, и 16 декабря 1917 г. последовала национализация банков» [3, с. 46].

Национализация банков и постепенное свертывание финансовой сферы экономики увели Г.Я. Сокольникова от работы в Народном комиссариате финансов, однако он, находясь на различных постах, продолжал работать в сфере экономики. Так, деятельность Г.Я. Сокольникова на высоких руководящих постах в Туркестане в 1920 г. считают предтечей Новой экономической политики. Верность данного подхода можно проследить по «Продовольственному декрету Центрального исполнительного комитета Совета Туркестанской Социалистической Советской республики», принятому 4 ноября 1920 г. Наиболее интересным был четвертый пункт этого документа, в котором говорилось: «Население, выполнившее разверстки, получает право свободно распоряжаться теми оставшимися у него излишками, которые Сельскими и волостными исполкомами не будут обращены дополнительно на снабжение кишлачной и сельской бедноты» [1. Д. 58. Л. 35]. Буквально через четыре месяца будет издан Декрет СНК РСФСР, «Об обмене», который разрешал «крестьян-

скому населению, выполнившему государственные обязательства, свободно продавать и покупать оставшиеся у него излишки сель-ско-хозяйственных продуктов» [2]. Сравнение документов хорошо показывает, что Г.Я. Сокольников предвосхитил НЭП, проводя в подчиненном ему регионе политику, пользующуюся поддержкой населения, что позднее было перенесено и на всю страну.

По-настоящему активная работа Г.Я. Сокольникова в области финансов началась в январе 1922 г., когда он был введен в состав Коллегии Народжного комиссариата финансов, позднее возглавив его. В тот период стало понятно, что требования времени создали новую генерацию руководителей, которые начинали мыслить по-новому, активно подходя к проблеме развития рынка. Одним из таких советских руководителей и был Г.Я. Сокольников.

Еще не став тем всемирно известным Народным комиссаром финансов СССР, он предлагал относительно развернутые планы реформирования советской экономики. Свою программу он развернул в письме Председателю ВЦИК М.И Калинину, отмечая: «Смета ЦК РКП (б) сократилась с 44 млн руб. до 19 млн руб., в которые входят стоимость пайков ответственных работников и стоимость бумаги всей партийной прессы. Таким образом, тут удалось добиться значительного сокращения. Но это лишь один эпизод. Если сравнить, что получили все наши комиссариаты в прошлом году за 9 месяцев (январь-сентябрь 1921 г.) и что им назначено, денежными знаками, по бюджету на 9 месяцев 1922 г., то оказывается, что в этом году им причитается в четыре раза больше (в 1921 г. в довоенных рублях 84,5 млн руб., в 1922 г. - 380 млн руб.). А мы, как будто, с прошлого года не разбогатели вчетверо. В прошлом году была продразверстка, но ведь фактически госснабжение в этом году не настолько уж сокращено, если брать выдачу на человека. С другой стороны, должно быть произведено сокращение штатов военных и гражданских. Где же оно?

Мы приближаемся к трудным месяцам - на рынке продовольствия будет меньше. Нужно сокращать штаты (в том числе армейские тылы) не на словах, а на деле. Нужно снять с госснабжения все предприятия, которые могут существовать за счет рынка. Нужно впустить на рынок товары, которые мы бессмысленно держим под спудом: соль, керосин, продукцию трестов, для того, чтобы поддержать производство и воспроизводство и извлечь крестьянскую продук-

цию не путем принуждения, а путем удовлетворения крестьянства. Нужно радикально перестроить нашу систему внешней торговли и разрешить до нового урожая свободный ввоз продовольствия из-за границы со скромным обложением таможенной пошлины. Вот основные меры. Они не новы, но других нет» [1. Д. 23. Л. 9-10].

Итак, уже в начале 1922 г. Г.Я. Сокольников предлагал программу, которая уже содержаля развернутые элементы рынка (в частности: свободный товарооборот, снижение монополии внешней торговли, сокращение государственных расходов). Однако данные предложения - только начало масштабных предложений. Григорий Яковлевич предложил целый «пакет» мероприятий в рамках развития рынка, которые изложил в виде финансовой программы на 1922-1923 гг. хозяйственный год. С некоторыми сокращениями, она была следующей:

1. При сверстании бюджета на 1922-1923 гг. необходимо добиваться сокращения всех штатов всех ведомств до 3-х млн человек.

2. Увеличение налогов - прямых и косвенных. При увеличении новых налогов необходимо иметь в виду, что хороший урожай понизит денежную стоимость натурналога. Резкое усиление налогового аппарата НКфина после уплаты натурналога за счет аппарата НКпрода.

4. Сокращение банковской эмиссии.

6. Отказ от вывоза золота и валюты за границу. Переход на товарный экспорт.

7. Необходимо в кратчайший срок объявить ввоз и вывоз по второстепенным категориям свободным.

8. Продналог должен быть направлен на содержание армии и непосредственные натуральные выдачи. Из определенной части необходимо создание неприкосновенного фонда на будущий год. Для вывоза за границу должно быть предназначено 30-40 млн пудов. От 15 до млн пудов необходимо направить на коммерческое использование внутри России (для урегулирования хлебных цен).

9. Воздействие через Госбанк, путем регулирования кредита, на политику цен трестов. Борьба с бессмысленным раздуванием трестовских цен, происходящих под флагом «рабочелюбия», а в действительности прикрывающих бесхозяйственное ведение дела, отсутствие калькуляции себестоимости, и прочее. Борьба

за сохранение кредитной политики против претензий наркоматов иметь собственные банки (торгово-промышленный банк, сельскохозяйственный банк, банк внешней торговли и т.д.). 10. Развитие, наряду с промышленным, и сельскохозяйственного кредита. Получение краткосрочных кредитов (до 18 мес.) за границей через посредство Государственного банка (получено принципиальное согласие Рейхсбанка) [1. Д. 19. Л. 76-79].

Понятно, что эта программа была для «внутреннего пользования» советского руководства, и основная часть населения с этим проектом была незнакома. В сущности он предлагал резко сократить государственные расходы, усиливая роль рыночных механизмов для всех секторов советской экономики. Г.Я. Сокольников требовал сокращения государственного аппарата, роста внешнеполитической активности государства в экономической сфере с частичной отменой монополии внешней торговли, сокращение эмиссии. Обратим внимание на то, что Г.Я. Сокольников в данном случае действовал как явный «монетарист-рыночник». В этих предложениях трудно увидеть советского чиновника высокого уровня, настолько его идеи не совпадали с программными позициями большевиков. Однако жизнь показала необходимость развития именно такого подхода, и он стал претворяться в жизнь. Важно и то, что советское руководство в начале 1920-х гг. стояло на примерно схожих позициях.

Еще более открыто Г.Я. Сокольников излагал свои взгляды в статье «Финансовая политика советского правительства», подготовленной для газеты «Manchester Guardian». В этой статье Георгий Яковлевич еще более открыт, разворачивая масштабные планы реформирования экономики. В частности, он писал: «Основным руководящим принципом финансовой политики советского правительства является стремление к стабилизации денежной единицы и прекращение эмиссии бумажных денег. Финансовое ведомство уже со второй половины 1921 г. приступило к радикальным мерам по сокращению дефицита бюджета. Меры к увеличению государственных доходов охватывают три группы мероприятий: возобновление системы налогов, восстановление платности всех услуг, оказываемых населению государственными и коммунальными органами, и восстановление доходности государственных предприятий. ...Особенность новой российской системы денежных налогов, как она образовалась к на-

стоящему моменту, является резкое превышение косвенных налогов над прямыми. Эта особенность обусловлена прежде всего тем, что основная отрасль русского народного хозяйства - сельское хозяйство, обложено натуральным налогом, исключающим возможность применения к этой наиболее платежеспособной категории плательщиков прямого денежного обращения. Если перевести на деньги ценность поступившего натурналога, то соотношение ожидаемых последствий от прямого и косвенного налогообложения резко изменяется в обратную сторону. .. .Другие причины, дающие относительное преобладание косвенным налогам, заключаются в том, что процесс возрождения частного капитала только начался, а поэтому пока мало объектов реального обложения. Осуществление же подоходного обложения при быстропадающей валюте совершенно невозможно, и от этого налога пришлось отказаться еще в 1920 г. ... Население страны экономически значительно нивелировано, а потому и применение в ней косвенных налогов не может носить того антидемократического характера, какой имеют эти налоги в капиталистических странах с резкой имущественной дифференциацией. ... Восстановление платности всех оказываемых государством населению услуг и отпускаемых ему продуктов, получаемых при старой экономической политике бесплатно, явилось естественным выходом из перехода к принципам государственного капитализма.

... Бесплатными остаются лишь медицинская помощь и народное образование. .Государственная национализированная промышленность, обладающая основным капиталом в несколько миллиардов рублей, долгое время являлась главным фактором бюджетного дефицита, пока действовала система финансирования промышленности. .Радикальная реорганизация управления промышленности явилась поэтому краеугольным камнем для улучшения русских финансов. ... Государство прежде всего отобрало наиболее жизнеспособные предприятия, в основных отраслях промышленности, с предоставлением им значительной хозяйственной самостоятельности и прекращением государственного снабжения как материальными, так и денежными ресурсами. Прочие предприятия решено не эксплуатировать непосредственно, а сдавать в аренду. .Сокращение государственных расходов было проведено через сокращение объема деятельности государства, через ликвидацию части учреждений, порою даже полезных, и закрытие части предприятий, для снабжения которых у го-

сударства не было ресурсов, и которые не могли бы функционировать без его поддержки. Было произведено сокращение личного состава работников учреждений. .. .Значительная часть общегосударственных расходов была переложена на коммунальные бюджеты, а именно некоторые расходы на здравоохранение, на народное образование, на содержание дорог, на поднятие сельского хозяйства и некоторые другие [1. Д. 19. Л. 82-86].

Анализируя этот документ, хорошо видно, что Г.Я. Сокольников не строил «воздушных замков» и четко понимал принципы, на которых базировались основы рыночного хозяйства. Предложения носили жесткий характер и были явно рассчитаны на то, что элементы рынка охватят все отрасли и сектора экономики. Понимая эти принципы, и Георгий Яковлечич, и другие советские руководители проводили мероприятия, направленные на формирование основ рынка в Советской России.

В целом необходимо отметить, что Г.Я. Сокольников достаточно четко понимал принципы, которые стали основой восстановления финансовой системы страны после окончания Гражданской войны. В «сухом» остатке это было:

- сокращение денежной эмиссии;

- сокращение государственных расходов до возможно-минимальных значений, в том числе усиление работы по повышению рентабельности государственных предприятий;

- стимулирование экономической активности участников рынка, в том числе через частичное ослабление монополии внешней торговли.

Эти позиции Г.Я. Сокольников целенаправленно и твердо проводил в своей политике на посту Народного комиссара финансов, что в полной мере отразилось в тех документах, которые он подготовил в эти годы. Так реагируя на возникновение финансовых сложностей, второй половины 1923 г. (попытка заменить Совзнак Золотым червонцем, привела к резкой эмиссии червонца), Г.Я. Сокольников в докладной записке Народному комиссариату финансов от 11 сентября 1923 г. в Политбюро писал: «С громаднейшим трудом достигнутое сокращение бюджетного дефицита не только приостановлено, но, наоборот мы в сентябре достигли почти небывалого по своим абсолютным размерам и абсолютному значению

бюджетного дефицита около 60 млн руб. .Предложения НКФина о переводе бюджета на червонное исчисление, что явилось громадным шагом в сторону упорядочивания всего государственного финансового хозяйства и придания реальности государственному бюджету, эти предположения придется надолго отодвинуть в сторону, поскольку при таком дефиците нельзя и думать о переводе бюджета на червонное исчисление. .Одной из решающих причин такого расширения банковской эмиссии является положение нашей промышленности, которая, задерживая реализацию своих товаров, не только не может возвратить к сроку полученные ею ссуды, но и требует их увеличения. Между тем реализация этих товаров до необычайности затрудняется политикой цен наших трестов, которые думают путем систематического повышения цен уменьшить дефицит и накапливать капитал. Однако внимательный анализ всей нашей экономической обстановки неопровержимо говорит о том, что даже нынешние цены непосильны для массового потребителя, особенно для крестьянства, и целый ряд свидетельских показаний с мест устанавливает тот факт, что крестьянство вынуждено отказаться от предметов широкого потребления, не говоря уже об орудиях производства [1. Д. 20. Л. 4]. Необходимо отметить, что Г.Я. Сокольников данным документом достаточно четко выступает против «забегания вперед» в деле укрепления финансов. Попытка опереться на твердую и популярную валюту в лице Золотого червонца, и попыткой заменить им «слабый» Совзнак, активно принимавшийся как разменная денежная единица в условиях дефицита бюджета, привели к росту эмиссии червонца и росту цен на рынке. Г.Я. Сокольников четко и ясно выявлял эти проблемы и в той же аналитической записке делал конкретные предложения:

«1) Новые, вызванные обстановкой расходы, покрывать за счет уже установленных ассигнований.

2) Дать директиву Госбанку категорически отказывать в ссуде, как в новой, так и отсрочке старой, тем трестам и синдикатам, которые задерживают реализацию имеющихся у них товаров, выжидая повышения нового цен или реализации их по нынешним, крайне высоким ценам.

3) Поручить Госбанку в срочном порядке приобрести за границей необходимое количество сырья для текстильной и кожевенной

промышленности, а также достаточной партии готовых тканей и обуви, чтобы иметь реальную возможность удовлетворения потребностей страны в этих товарах по доступным ценам, и приобрести реальную возможность государственного давления на бесконтрольную политику цен наших трестов.

4) Дать твердую директиву Комвнуторгу распространить регулирование цен на главнейшие предметы массового потребления и стабилизировать отпускные цены на определенный период в червонном исчислении, распространив это регулирование и на кооперацию путем прибавки на накладные расходы.

5) Отказаться от форсированной заготовки хлеба и сырья в тех районах, где уже сейчас намечается резкая банкнотная инфляция» [1. Д. 20. Л 4-5].

О том, что политика, направленная на замену Совзнака Золотым червонцем, может иметь негативные последствия, Г.Я. Сокольников писал буквально за несколько месяцев до разразившегося кризиса. Так, в записке, направленной в Политбюро 7 января 1923 г., он указывал: «Относительная стабилизация рубля, начавшаяся в мае и длившаяся до сентября, как известно, в октябре сменилась резким падением курса. Это падение стояло в непосредственной связи с необычайным напряжением эмиссии, допущенным в августе (221 трилл. рублей)» [1. Д. 25. Л. 49]. Буквально через несколько дней он в одном из документов уточнил свое видение проблемы, указав: «.Если бы банкнота в настоящий момент стала нашим единственным средством обращения и вытеснила бы из оборота совзнак, наступил бы ряд роковых последствий этого явления для денежного обращения, народного хозяйства и государственных финансов страны. .Преждевременная гибель совзнака лишила бы банкноту базиса, на который она опирается, и широко открыла бы двери использованию ее выпуска для чисто бюджетных целей» [1. Д. 25. Л. 68].

Еще более откровенно Г.Я. Сокольников поднимал масштаб проблемы в частной переписке. Так, в письме Владимирову, датированному 2 сентября 1923 г. он писал: «Без каких-либо колебаний, даже самомалейших, я утверждаю, что доведение червонной эмиссии в сентябре до 240 млн зол. рублей - есть начало конца червонца. Я считаю максимально возможным дойти до 180-185 млн руб. При осуществлении банковской эмиссии в 240 млн зол. рублей мы

будем иметь в октябре 1) реакцию обесценения червонца; 2) полную невозможность дальнейшего выпуска. Предположим, что сентябрьские кредиты нужны, ну а в октябре они не будут нужны? Если Госбанк так размахнет свою сентябрьскую эмиссию, он съест свои эмиссионные возможности трех последующих месяцев и ухудшит будущую конъюнктуру, колебнув положение червонца. Если возражение состоит в том, что мы на любом уровне товарной покупательной силы червонца можем обеспечить его золотой паритет, то это возражение неправильно, ибо за известным пределом, стабилизации червонца на золото превращается в искусственное обесценение золота» [1. Д. 25. Л. 56]. В этом письме Г.Я. Сокольников указывал и на конкретные меры, которые необходимо принять для решения возникших проблем: «Практические меры для предотвращения катастрофы с червонцем могут быть примерно следующие:

1) оттяжка всех сроков закупки хлеба и сырья;

2) оттяжка сроков действительной расплаты по подобным закупкам;

3) отказ в отсрочках и пересрочка платежей по ссудам;

4) энергичнейшие понудительные меры по продажам трестами продукции со включением сюда понижения продажных цен;

5) предоставление в виде компенсации по понижению цен более значительных золотых кредитов по импорту сырья для промышленной переработки;

6) понижение всеми возможными методами товарных цен вплоть до импорта заграницу готовых товаров в целях некоторой конкуренции;

7) перенесение тяжести кредитования частично на госбюджет. Это последнее предпочтительнее, чем крах червонца, неизбежны при программе предсмертного раздувания банковской эмиссии» [1. Д. 25. Л. 56].

Представляется важным указать и на то, что материалы письма выходят за пределы финансовой ситуации осени 1923 г. Г.Я. Сокольников видит финансы как часть всей экономической системы страны. Он четко указывает, что финансы - лишь один из инструментов экономического развития. Очевидно, что промышленность не могла развиваться без кредитования. Однако он же указывал: «Наша промышленность заинтересована в получении как можно большего количества оборотных средств. Она атакует нашу фи-

нансовую политику и укоряет ее в политике узкого фискализма. Но за этим кроется желание вернуться к системе инфляции, которая в результате ударит нас по нашей экономической силе, выбивая из-под ног советского государства твердую валюту» [1. Д. 20. Л. 18]. Отсюда и выходит тезис о необходимости побуждать предприятия к активной реализации товарных запасов, к действиям, направленным на снижение цен и многому другому, что было необходимо для успешного восстановления и развития страны.

Нет никакого смысла представлять Г.Я. Сокольникова неким провидцем, которого невнимательно слушали. Финансы являются сложным механизмом, и далеко не все руководители видят различные аспекты денежного хозяйства. Главное другое: активность Г.Я. Сокольникова, а также ряд других обстоятельств, позволили гибко среагировать на ситуацию и не довести кризис до обвала финансовой системы. Советское руководство прислушалось к доводам руководителя финансового ведомства, не доводя дело до неконтролируемой эмиссии золотого червонца. Это обстоятельство стало важным фактором успешного проведения финансовой реформы в 1924 г. и в итоге позволило перейти к полноценной денежной системе страны.

Библиографический список

1. Российский государственный архив социально-политической истории. Ф. 670. Оп. 1.

2. Декрет СНК РСФСР «О свободном обмене, покупке и продаже сельскохозяйственных продуктов в губерниях, закончивших разверстку». URL: http://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_900.htm (дата обращения: 20.06.2015).

3. Сокольников Г.Я. Финансовая политика революции. Т. 1. М., 2006.

И.Н. Лозбенев

доктор исторических наук, доцент заведующий кафедрой гуманитарных дисциплин Московского финансово-юридического университета МФЮА E-mail: [email protected]

А.Г. Забелин

доктор экономических наук, профессор

ректор Московского финансово-юридического университета МФЮА E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.