Научная статья на тему 'К вопросу о правовом регулировании общественных отношений'

К вопросу о правовом регулировании общественных отношений Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
5331
603
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
правовое регулирование / механизм правового регулирования / цели и задачи правового регулирования / правовые средства.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Константинов Алексей Владимирович

В статье рассматриваются некоторые теоретические аспекты правового регулирования общественных отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о правовом регулировании общественных отношений»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

К вопросу о правовом регулировании общественных отношений

Константинов А. В.

Константинов Алексей Владимирович / Konstantinov Aleksey Vladimirovich - кандидат юридических наук, преподаватель, кафедра административного права,

Московский университет МВД России имени В. Я. Кикотя, г. Москва

Аннотация: в статье рассматриваются некоторые теоретические аспекты правового регулирования общественных отношений.

Ключевые слова: правовое регулирование, механизм правового регулирования, цели и задачи правового регулирования, правовые средства.

Правовое регулирование общественных отношений - неотъемлемая функция права, которая осуществляется с определенными и вполне конкретными юридическими и социальными целями [4, с. 129]. Значение права и закона в современном обществе очень велико. Так, С. С. Алексеев подчеркивает данный момент. Он говорит, что правовое регулирование представляет «в высшей степени ответственную творческую деятельность, опирающуюся на современные достижения науки и культуры, знание юридической (и не только юридической) теории и практики» [3, с. 293].

Правовое регулирование играет важную роль в обеспечении динамичного поступательного развития государства и общества. Так как право изначально направлено на воздействие и регулирование общественных отношений, огромное значение имеет соответствующий юридический характер правового регулирования, отвечающий современным требованиям и необходимостям, складывающимся в различных областях общественных отношений, которые довольно-таки динамически развиваются. Таким образом, правовое регулирование должно осуществляться лишь с достижением положительных результатов и социально полезных целей.

Установление и обеспечение государством правовых целей регулирования общественных отношений обеспечит устойчивое, прочное и постоянное (бесперебойное) функционирование механизма правового регулирования. Отсутствие таких целей, либо осуществление какой-либо деятельности, которая идет в разрез с этими целями, может привести к негативным последствиям [8, с. 110-111].

Так, например, С. С. Алексеев, говоря о социализме, указал, что «...без права, прочной законности невозможно построить социализм.» [3, с. 294], даже если преследуются положительные цели (провозглашение принципа справедливости, свободы и равенства [2, с. 752]).

Общие юридические цели правового регулирования у В. М. Сырых сводятся к созданию в обществе стабильного правового порядка, а также органов, институтов и учреждений, способных обеспечить защиту и охрану от нарушений тех прав, свобод и законных интересов граждан и иных лиц, которые закреплены действующими нормами права. Общие социальные цели правового регулирования преследуют достижение социально полезных результатов и, в первую очередь, создание необходимых условий для прогрессивного развития и процветания общества [4, с. 129].

А. В. Малько предложил другую цель правового регулирования и определил ее как обеспечение беспрепятственного движения интересов субъектов к ценностям, т. е. гарантировать их справедливое удовлетворение [5, с. 727]. Также вследствие этого указывает на значимость самого механизма правового регулирования, роль которого заключается в снятии возможных препятствий, стоящих на пути осуществления интересов субъектов.

ВЕСТНИК НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ № 9(11) 2015 | 58 |

В. Н. Хропанюк выделяет генеральную цель правового регулирования, под которой представляет установление такого порядка в общественной жизни, который бы максимально соответствовал предписаниям правовых норм, заложенным в них принципах социальной справедливости [7, с. 343].

Достижение положительных результатов при осуществлении правового регулирования будет невозможно без правильного определения его основных целей, приоритетов и ценностей. С другой стороны, организованное воздействие правовых средств позволяет в той или иной степени достигать поставленных целей, т. е. результативности, эффективности. Так, А. С. Пиголкин говорит, что механизм правового регулирования есть комплекс правовых элементов, с одной стороны, различных по своей природе и функциям, а с другой - все же взаимосвязанных общей целью в единую систему.

В общем виде А. В. Малько определяет правовые средства как правовые явления, выражающиеся в инструментах (установлениях) и деяниях (технологии), с помощью которых удовлетворяются интересы субъектов права, обеспечивается достижение социально полезных целей.

Также А. В. Малько называет следующие признаки правовых средств:

1) выражают собой все обобщающие юридические способы обеспечения интересов субъектов права, достижения поставленных целей (в чем проявляется социальная ценность данных образований и в целом права);

2) отражают информационно-энергетические качества и ресурсы права, что придает им особую юридическую силу, направленную на преодоление препятствий, стоящих на пути удовлетворения интересов участников правоотношений;

3) сочетаясь определенным образом, выступают основными работающими частями (элементами) действия права, механизма правового регулирования, правовых режимов (т. е. функциональной стороны права);

4) приводят к юридическим последствиям, конкретным результатам, той или иной степени эффективности правового регулирования;

5) обеспечиваются государством [5, с. 722-723].

Успешная деятельность государства и его органов по правовому регулированию общественных отношений предполагает не только правильное осознание границ правого регулирования, но также правильное использование в этих целях наиболее действенных правовых средств. Совокупность таких правовых средств, направленных на урегулирование общественных отношений, называется механизмом правового регулирования. Данное понятие в юридической литературе трактуется достаточно разнообразно.

Например, С. С. Алексеев определяет правовое регулирование как главное выражение правовой действительности, результативное нормативно-организованное воздействие на общественные отношения при помощи правовых средств [1]. А механизм правового регулирования, как взятую в единстве систему правовых средств, с помощью которых осуществляется результативное правовое регулирование общественных отношений в соответствии с целями и задачами правовой действительности [3, с. 293].

А. С. Пиголкин дает следующее определение механизма правового регулирования: «это система юридических средств, организованных наиболее последовательным образом в целях упорядочения общественных отношений, содействия

удовлетворению интересов субъектов права. Такие средства различны по своей природе и функциям» [6, с. 457].

У В. Н. Хропанюка механизм правового регулирования - это система правовых средств, с помощью которых осуществляется упорядоченность общественных отношений в соответствии с целями и задачами правового государства [7, с. 341-342].

| 59 | ВЕСТНИК НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ № 9(11) 2015

В. М. Сырых указывает, что совокупность правовых средств, используемых в процессе правового регулирования общественных отношений, понимается как механизм правового регулирования.

В свою очередь, А. В. Малько говорит о механизме правового регулирования, как системе правовых средств, организованных наиболее последовательным образом в целях преодоления препятствий, стоящих на пути удовлетворения интересов субъектов права [5, с. 726].

Таким образом, из выше приведенных определений понятия «механизма правового регулирования» видно, что многие авторы придерживаются понятия, данного еще С. С. Алексеевым. Но все-таки прослеживается некоторое расширение данного понятия. Так, А. С. Пиголкин и А. В. Малько определяют направление механизма правового регулирование на удовлетворение интересов субъектов права с помощью правовых средств. На наш взгляд, необходимо дополнить определения данных авторов тем, что данные интересы должны быть не просто выражением, чего желает субъект права, а именно его законные интересы, которые не шли бы вразрез с интересами других субъектов, т. е. должны достигаться положительные результаты при удовлетворении интересов всех субъектов. В. Н. Хропанюк говорит, что механизм правового регулирования необходимо осуществлять в соответствии с целями и задачами правового государства, которое, в свою очередь, строится во взаимоотношениях с индивидами и их различными объединениями на основе норм права. Данный момент является довольно-таки существенным в процессе осуществления механизма правового регулирования, так как было уже сказано, что от соответствующего выбора цели и задач зависит положительная результативность и эффективность правового регулирования.

С. С. Алексеев обозначил данный тезис как «выражение правовой действительности».

С учетом изложенного определим механизм правового регулирования как взятую в единстве совокупность правовых средств, которые наиболее нормативно организованны в последовательном воздействии на общественные отношения в соответствии с целями и задачами правового государства.

В свою очередь, возможности права в регулировании общественных отношений обусловлены рядом объективных и субъективных факторов. С. С. Алексеев отмечает следующие факторы: 1) Правовое регулирование основывается на достигнутом уровне экономического развития. Экономика - определяющая сфера общественной жизни. 2) Место права в общественной жизни, задачи и функции правового регулирования предопределены социальной системой общества, уровнем социально-политического и идейного единства его членов. 3) Возможности права во многом определяются степенью зрелости общественных отношений. Новые социальные институты на каком-то этапе должны обязательно закрепляться в праве, получать юридическое оформление. 4) Эффективность правового регулирования непосредственно зависит от уровня правовой культуры граждан и должностных лиц, их отношения к закону, законности, деятельности юридических учреждений [3, с. 294].

Такой же позиции придерживается В. Н. Хропанюк, говоря, что «четкость и эффективность механизма правового регулирования общественных отношений зависит от правильного толкования норм права и уровня правосознания субъектов правового регулирования. Глубокое понимание действительного смысла правовой нормы, знание официальных разъяснений содержания действующего законодательства значительно повышают качество правового регулирования общественной жизни. И, безусловно, чем выше уровень правосознания участников общественных отношений, находящихся в сфере правового воздействия, тем надежнее действует механизм правового регулирования» [7, с. 343].

В. М. Сырых отмечает, что правосознание находится в постоянном развитии, совершенствовании, обладает способностью быстро выявлять, отражать новые, перспективные явления и тенденции в развитии общества, требующие дальнейшего совершенствования системы действующих норм права. Кроме того, В. М. Сырых

ВЕСТНИК НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ № 9(11) 2015 | 60 |

указывает, что критический подход правосознания к действующему праву составляет одно из важнейших и постоянных направлений его деятельности в виду того, что не все нормы соответствуют интересам и потребностям граждан и иных лиц [4, с. 130].

На взаимосвязь элементов механизма правового регулирования с другими категориями теории государства и права указывает А. В. Малько. Так, на первое место А. В. Малько ставит интересы субъектов права, которые являются главным ориентиром для развития и совершенствования элементов механизма правового регулирования, повышения их эффективности. Выступая своего рода юридической технологией удовлетворения данных интересов, механизм правового регулирования должен постоянно быть социально ценным по своему характеру, должен создавать режим благоприятствования осуществлению законных стремлений личности, упрочнению ее правового статуса. Таким образом, А. В. Малько подчеркивает, что «повышение уровня правовой культуры субъектов права, безусловно, повлияет на качество всего механизма правового регулирования, на укрепление законности и правопорядка» [5, с. 732].

А. С. Пиголкин придерживается такой же позиции, как и Малько А. В., указывая на то, что повышение уровня правовой культуры субъектов права также «...служит, в частности, усилению правовой активности граждан и их объединений» [6, с. 462].

Таким образом, взаимосвязь таких категорий, как толкование права, правосознание, правовая культура с механизмом правового регулирования в общем и с его элементами в частности, несет в себе положительное добавление друг к дугу, дальнейшее их совершенствование и развитие.

В свою очередь, С. С. Алексеев указывает на некоторые причины, от которых зависит выбор государственными органами тех или иных средств правового регулирования общественных отношений. Этот выбор зависит от многих причин, и, прежде всего, от объективных качеств отношений, их места в социальной жизни, целей и задач, которые стоят перед государством [3, с. 204].

Таким образом, большое значение имеет правильное определение целей и задач правового регулирования, выбор правовых средств регулирования, совершенствование правотворчества и правоприменения, а также необходимо учитывать такие важные стороны осуществления правового регулирования, как формирование и повышение уровня правосознания и правовой культуры у субъектов права. И, несомненно, толкование права, которое представляет собой правильное, точное и единообразное понимание и применение закона, выявление его сути, которую законодатель вложил в словесную формулировку.

Литература

1. Алексеев С. С. Право. Опыт комплексного исследования. М. Статут. 1999. 712 с.

2. Ожегов С. И., Шведов Н. Ю. Толковый словарь русского языка. - 4-е изд., дополненное. М.: «Азбуковник». 1999. 944 с.

3. Теория государства и права / Под. ред. С. С. Алексеева. М.: Юрид. лит. 1985. 480 с.

4. Теория государства и права / Под. ред. В. М. Сырых. Учебник. М. 1998. 512 с.

5. Теория государства и права: Курс лекций. - 2-е изд. / Под. ред. Н. И. Матузова,

A. В. Малько. М. Юристъ. 2000. 776 с.

6. Теория государства и права: Учебник / Пиголкин А. С., Головистикова А. Н., Дмитриев Ю. А., Саидов А. Х.; Под. ред. А. С. Пиголкина. М.: Юрайт-Издат. 2006. 613 с.

7. Хропанюк В. Н. Теория государства и права: Учебное пособие. / Под. ред. проф.

B. Г. Стрекозова. М. 1995. 384 с.

8. Константинов А. В. Административно-правовое регулирование лицензирования деятельности кредитных организаций в Российской Федерации. Дисс. ... канд. юрид. наук. Москва. 2007. 222 с.

| 61 | ВЕСТНИК НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ № 9(11) 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.