УДК - 347 ББК - 67.404
GS4
ПРАВА ЧЕЛОВЕКА
'SD
ДЮКАРЕВ Валерий Васильевич,
кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой таможенного права и организации таможенного дела Московского психолого-социального университета, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин Московского педагогического государственного университета, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Московского финансово-юридического университета МФЮА,
доцент кафедры гражданского права и процесса Международного юридического института, e-mail: v. v. [email protected]
12.00.03 - гражданское право; предпринимательское право; семейное право;
К ВОПРОСУ О ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ МОЛОДЕЖНОЙ
Аннотация. Статья посвящена проблеме правового регулирования молодежной политики в России. Вопросы регламентации деятельности молодежи интересуют законодателей Совета Федерации, Молодежного парламента при Государственной Думе, которые ратуют за принятие федерального закона. Оппоненты же говорят о том, что этот закон может представлять собой лишь кодификацию норм, касающихся молодежи, и нет смысла в его принятии.
Ключевые слова: молодежная политика, законопроект, подрастающее поколение, социальные лифты, молодежное самоуправление, законодательная инициатива.
Dyukarev Valery Vasilyevich,
candidate of legal Sciences, associate Professor, head of the Department of Customs Law and organization of customs of Moscow University ofpsychology and social Sciences, associate Professor of the Department of Civil Law disciplines of Moscow state pedagogical University, associate Professor of the Department of state law disciplines of Moscow University of Finance and law MFUA, associate Professor of the Department of Civil Law and procedure of the international law Institute
TO THE QUESTION OF THE LEGAL REGULATION YOUTH
Annotation. The article is devoted to the problem of legal regulation of youth policy in Russia. The legislators of the Federation Council and the state Duma's Youth Parliament are interested in regulating the activities of young people and advocate the adoption of a Federal law. Opponents say that this law can only be a codification of the rules relating to youth, and there is no point in adopting it.
Key word: youth policy, the bill, the younger generation, social elevators, youth self-government, legislative initiative.
международное частное право
ПОЛИТИКИ В РОССИИ
POLICY IN RUSSIA
России нет федерального закона о молодежной политике. Вопрос о его принятии поставлен давно, но до сих пор рассуждения на тему, нужен
тике, палаты молодых законодателей при Совете Федерации подготовили законопроект о молодежи и государственной молодежной политике в РФ. А заместитель руководителя рабочей группы при комитете СФ по социальной политике по подготовке предложений о законодательном регулировании вопросов государ-
ли он, продолжаются.
Члены комитета по социальной политике, экс-
пертного совета по государственной молодежной поли-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2018
ственной молодежной политики РФ Татьяна Новикова подчеркивает, что «разработать закон - это наш шанс, сформировать такую систему управления государственной молодежной политикой, которая будет способствовать обеспечению эффективной межведомственной координации всех ведомств, участвующих в реализации государственной молодежной политики, и добиваться в итоге результатов ее реализации» [3].
Представители Молодежного парламента при Государственной Думе, Молодежного парламента Алтайского края, региональной молодежи Дальнего Востока, Самарская губернская Дума предлагают законодателям разработать и принять общефедеральный закон, гарантирующий подрастающему поколению поддержку государства и социальные лифты за активную общественную деятельность (дать определенные привилегии юным волонтерам и общественникам при устройстве на работу или приравнять стаж общественной деятельности ребят к стажу государственной гражданской и муниципальной службы, внести изменения в Закон «Об образовании», дополнив показатели Единого госэкзамена общественными достижениями абитуриента, т.е. речь идет о начислении дополнительных баллов по ЕГЭ за проявление активной гражданской позиции), обязать выпускников вузов, учившихся на бюджетном отделении, отработать по профессии в течение нескольких лет, чтобы «вернуть долг» государству, влиять на принятие тех или иных решений в интересах подрастающего поколения через создание федерального координационного органа по реализации молодежной политики при Президенте или Правительстве, создать единую государственную программу «Молодёжь России», где:
- прописать систему развития дистанционного образования, а также бесплатных курсов дополнительного образования на базе столиц регионов и райцентров для сельской молодежи;
- наделить молодежные совещательные органы правом законодательной инициативы в законодательных (представительных) органах субъектов Российской Федерации;
- гарантировать право на заключение договора о целевом обучении с органом государственной власти с обязательством последующего прохождения государственной гражданской или муниципальной службы после окончания обучения в течение определенного срока разработчикам пяти и более молодежных проектов, имеющим положительные результаты практической реализации, отраженные в установленном порядке в личной книжке молодежных инициатив.
Но ведь разрешение предлагаемых проблем не требует концептуального утверждения в законе. Эти аспекты могут быть реализованы как в программах на федеральном уровне, так и в законодательстве субъектов России.
Мелковато для закона, не правда ли? Ведь, если следовать подобной логике, надо облачать в федеральные законы проблемы горшечного сообщества в яслях
страны, политику среднего возраста, систему бальзаковских отношений, обустройство преклонного слоя общества и т.п.
Будущие законодатели хотят «придать вес» органам молодежного самоуправления в регионах, для чего уже разрабатывается проект закона «О молодежном самоуправлении в Российской Федерации». Документ призван расширить политические права юных россиян и закрепить роль органов молодежного самоуправления в разрешении проблем на местах. «Речь идет об институтах школьного и студенческого самоуправления, молодежных советах при муниципальных органах власти, молодежных парламентах и администрациях - так называемых правительствах-дублерах, которые являются совещательными органами при губернаторах.»
Подтверждением жизненности и не бесполезности идей представляется то, что, например, предложения Молодежного парламента при Госдуме по созданию льготного ипотечного кредитования для молодых семей уже вошли в проект Концепции демографической политики на Дальнем Востоке, а в восьми российских регионах молодежные парламенты уже обладают правом законодательной инициативы [11].
При этом энтузиасты упорядочения и заорганизо-ванности сетуют, что в 78 российских регионах есть свои законы о молодежи, однако единого подхода к этой теме, не говоря уже о четких возрастных рамках - до какого возраста россиянин считается «молодым», до сих пор нет.
Однако в Основах государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года определено, что молодежь - социально-демографическая группа, выделяемая на основе возрастных особенностей, социального положения и характеризующаяся специфическими интересами и ценностями. Эта группа включает лиц в возрасте от 14 до 30 лет, а в некоторых случаях, определенных нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, - до 35 и более лет.
Напрашивается вопрос: зачем нужен России закон о молодежной политике? Неужели для пиара инициативных, сотрясания ими воздуха, творения ими масла масляного, когда им лишь бы чем заняться!? А может, ответственность за судьбоносные вопросы страны все же возложить на тех, кому положено их решать? А тем, кто еще силен и пока еще учится, не протирать штаны в «законодательной инициативе», а просто взять лопату и приносить пользу реальному сектору экономики?
Очевидно, что законопроект может представлять собой кодификацию норм, касающихся молодежи, Кодекс законов о молодежи (КЗоМ).
Между тем место и прерогативы молодежи, как-то: вопросы дееспособности-сделкоспособности, труда, образования, воспитания, военной службы и даже юридической ответственности - определены в различных нормативных правовых актах, некоторые из них приведены ниже.
Высшие органы власти страны не отказываются
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2018
от идеи совершенствования молодежной политики. Например, рассматривая в начале 2017 г. проект федерального закона «О молодежной политике в Российской Федерации», профильный комитет Государственной Думы, отмечая важность поставленной авторами законопроекта задачи - определить формы и систему участия молодежи в управлении делами государства, систему органов по делам молодежи, порядок формирования молодежного кадрового резерва, а также порядок создания молодежных совещательных органов, органов молодежного самоуправления, тем не менее отметил, что в отдельных случаях проектируемые нормы не соотносятся с действующим законодательством и являются избыточными, в частности, какие-либо совещательные органы в качестве субъекта права законодательной инициативы российским законодательством не предусмотрены, а обязательство последующего прохождения государственной гражданской или муниципальной службы разработчикам пяти и более молодежных проектов, имеющих положительные результаты практической реализации после окончания их обучения в течение определенного срока, противоречит принципу конкурсного отбора для заключения подобного договора [15].
В.В. Путин в своем ответе на просьбу ускорить прохождение «молодежного» закона в федеральных органах государственной власти обратил внимание на то, что «мы много говорим об этом, и тема, конечно, очень чувствительная. Она есть у нас вообще, молодежная политика, или нет? И «да» и «нет». Понимаете, проблемы молодых людей они требуют к себе особого внимания, и понятно почему. Потому что это такая категория наших граждан, которая наиболее уязвима. У них пока нет опыта работы, нет никакого стартового капитала, много чего нет. И поэтому, конечно, особое внимание государства к этой категории наших граждан востребовано, и оно является правильным. Вопрос: как это упаковать?» [8].
Действительно, одна из главных причин, из-за которой в России «тормозится» принятие «молодежного» закона, видится в том, что сегодня не проведены четкие юридические границы между молодежной политикой и другими видами государственной политики [4].
Авторы статьи «Молодежь вне закона: что может измениться после принятия ФЗ «О молодежи и молодежной политике» в России?» справедливо, на наш взгляд, отмечают, что «принятие данного закона резко сузит направления молодежной политики, а регламентирование обязательных целей и задач может поставить многих представителей молодежной среды попросту вне закона. К тому же органам власти придется подстраивать свою деятельность и реализуемые программы под данный закон. По нашему мнению, логичнее все же улучшить стратегию государственной молодежной политики и создать несколько программ в сфере ГМП, подкрепленных реальным финансированием, а не заниматься пустым делом» [5].
История правового регулирования молодежной
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2018
политики в современной России берет свое начало с Закона СССР от 16.04.1991 № 2114-1 «Об общих началах государственной молодежной политики в СССР» [1] и Указа Президента РФ от 15.09.1994 № 1922 «О федеральной программе «Молодежь России» [12].
В настоящее время в законодательстве Российской Федерации в вопросах государственной молодежной политики можно выделить несколько уровней [7]:
Конституция РФ содержит общие положения, применяемые при решении вопросов разработки и применения молодежной политики, а также фундаментальные положения, касающиеся порядка и деятельности общественных организаций, в том числе молодежных. В то же время Конституция напрямую не обозначает молодежную политику в качестве предмета своего ведения; в ней отсутствует понятие «молодежная политика», федеральные законы, рассматривающие вопросы молодежной политики и регулирования основ деятельности молодежных объединений: «Об общественных объединениях», «О некоммерческих организациях», «О профсоюзах, их правах и гарантиях деятельности» и ряд других законов, ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ФЗ «О детях-сиротах», ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», Гражданский кодекс РФ, Трудовой кодекс, Уголовный кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях РФ и др.
Специальное законодательство по вопросам разработки и проведения единой государственной политики в отношении молодежи отсутствует, но действует, в частности, Федеральный закон от 28.06.1998 г. № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» [13], Федеральный закон по вопросам добровольчества (волонтерства) [14], Указ Президента РФ от 15.09.1994 № 1922 «О федеральной программе «Молодежь России» [12], Постановление Правительства РФ от 30.12.2015 № 1493 (ред. от 13.10.2017) «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» [6], Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 10.02.2017)«О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (Раздел 9. Молодежная политика) [9], Распоряжение Правительства РФ от 29.11.2014 № 2403-р «Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года» [10].
Нужно отметить, что большинство субъектов РФ, не дожидаясь федеральной инициативы, приняли свои законы о молодежной политике. Например, в Москве в 2007 г. принято Постановление Правительства Москвы «О городской целевой Программе «Молодежь Москвы» (2007-2009 гг.); аналогичные программы действовали в 2001-2003 гг. и 2004-2006 гг., а в настоящее время действует Закон г. Москвы от 30.09.2009 г. № 39 «О молодежи» [2]. Таким образом, вопрос, зачем нужен России закон о молодежной политике, остается открытым?
Список литературы:
[1] Ведомости СНД СССР и ВС СССР. 1991. № 19. Ст. 533. Документ утратил силу на территории Российской Федерации с 1 сентября 2013 года в связи с принятием Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
[2] Закон г. Москвы «О молодежи» от 30.09.2009 № 39 (ред. от 14.12.2011) // http://www.garaNot.ru/ рго^^/1ро/рпшеМос/292905/.
[3] Законопроект о молодежи и государственной молодежной политике в РФ подготовили в Совете Федерации // https://News.rambler.ru/ е^сайо№/38432711-7ако№оргоеЙ-о-тоМе7Ы-1-gosudarstve№№oy-molodezhN^oy-politike-v-rf-podgotovili-v-sovete-federatsii/.
[4] Кочетков А.В. // httpsmgimo. rufiles22015_04up60file_e5dd4d2664c2e7f0c0e7c0a48bc ff6da.pdf.
[5] Молодежь вне закона: что может измениться после принятия ФЗ «О молодежи и молодежной политике» в России? // http://правозащита38.рф/molodezh-v№e-zako№a-chto-mozhet-izme№itsja-posle-priN^jatija-fz-o-molodezhi-i-mol-politike-v-rossii/.
[6] Постановление Правительства РФ от 30.12.2015 № 1493 (ред. от 13.10.2017) «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» // Собрание законодательства РФ. 11.01.2016. № 2 (часть I). Ст. 368 // http://www.pravo.gov.ru.
[7] Правовое регулирование молодежной политики в РФ // http://geolike.ru/page/gl_ 8833.htm.
[8] Путин В.В. Выступление на Межрегиональной партийной конференции в Брянске 09.03.2011 г. // http://www.edi№ros-37.ru/№ews/2698/.
[9] Распоряжение Правительства РФ «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» // Собрание законодательства РФ. 24.11.2008. № 47. Ст. 5489 // http://www.pravo.gov.ru.
[10] Распоряжение Правительства РФ от 29.11.2014 № 2403-р «Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года» // Собрание законодательства РФ. 15.12.2014. № 50. Ст. 7185 // http://www.pravo. gov.ru.
[11] России нужен закон о молодежной политике // https://www.p№p.ru/politics/rossii-№uzhe№-zako№-o-molodyozh№oy-politike.html.
[12] Указ Президента РФ от 15.09.1994 № 1922 «О федеральной программе «Молодежь России» // Собрание законодательства РФ. 26.09.1994. № 22. Ст. 2459.
[13] Федеральный закон от 28.06.1995 № 98-ФЗ (ред. от 28.12.2016) «О государственной поддержке
молодежных и детских общественных объединений» // Собрание законодательства РФ. 03.07.1995. № 27. Ст. 2503 // http://www.pravo.gov.ru - 29.12.2016.
[14] Федеральный закон от 05.02.2018 № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам добровольчества (волонтерства)» // Собрание законодательства РФ. 12.02.2018. № 7. Ст. 975 // http://www.pravo.gov.ru, 05.02.2018.
[15] http://youthrussia.ru/Noews/gosduma-otklo№ila-zako№oproekt-o-molodez h№oj-politike-v-rossii. http://www. Mskage№cy. ru/materials/2628738).
Spisok literatury:
[1] Vedomosti SND SSSR i VS SSSR. 1991. № 19. St. 533. Dokument utratil si-lu na territorii Rossijskoj Federacii s 1 sentyabrya 2013 goda v svyazi s prinyatiem Fe-deral'nogo zakona ot 29.12.2012 № 273-FZ «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii».
[2] Zakon g. Moskvy' «O molodezhi» ot 30.09.2009 № 39 (red. ot 14.12.2011) // http://www.gara№t.ru/ products/ipo/prime/doc/292905/.
[3] Zakonoproekt o molodezhi i gosudarstvennoj molodezhnoj politike v RF podgotovili v Sovete Federacii // https://№ews.ramblerru/educatio№/38432711-zako№oproekt-o-molodezhi-i-gosudarstve№№oy-molodezh№oy-politike-v-rf-podgotovili-v-sovete-federatsii/.
[4] Kochetkov A.V. // httpsmgimo. rufiles22015_04up60file_e5dd4d2664c2e7f0c0e7c0a48bc ff6da.pdf.
[5] Molodezh' vne zakona: chto mozhet izmenit'sya posle prinyatiya FZ «O molodezhi i molodezhnoj politike» v Rossii? // http://pravozashhita38.rf/molodezh-v№e-zako№a-chto-mozhet-izme№itsja-posle-pri№jatija-fz-o-molodezhi-i-mol-politike-v-rossii/.
[6] Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 30.12.2015 № 1493 (red. ot 13.10.2017) «O gosudarstvennoj programme «Patrioticheskoe vospitanie grazhdan Rossijskoj Federacii na 2016-2020 gody'» // Sobranie zakonodatel'stva RF. 11.01.2016. № 2 (chast' I). St. 368 // http://www.pravo. gov.ru.
[7] Pravovoe regulirovanie molodezhnoj politiki v RF // http://geolike.ru/page/gl_ 8833.htm.
[8] Putin VV Vy'stuplenie na Mezhregional'noj partijnoj konferencii v Bryanske 09.03.2011 g. // http:// www.edi№ros-37.ru/№ews/2698/.
[9] Rasporyazhenie Pravitel'stva RF «O Koncepcii dolgosrochnogo social'no-e'konomicheskogo razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2020 goda» // Sobranie zakonodatel'stva RF. 24.11.2008. № 47. St. 5489 // http:// www.pravo.gov.ru.
[10] Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 29.11.2014 № 2403-r «Ob utverzhdenii Osnov gosudarstvennoj molodezhnoj politiki Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda» // Sobranie zakonodatel'stva RF. 15.12.2014. № 50. St. 7185 // http://www.pravo.gov.ru.
[11] Rossii nuzhen zakon o molodezhnoj politike // https://www.pNop.ru/politics/rossii-NouzheNo-zakoNo-o-molodyozh№oy-politike.html.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2018
[12] Ukaz Prezidenta RF ot 15.09.1994 № 1922 «O federal'noj programme «Molo-dezh' Rossii» // Sobranie zakonodatel'stva RF. 26.09.1994. № 22. St. 2459.
[13] Federal'ny'j zakon ot 28.06.1995 № 98-FZ (red. ot 28.12.2016) «O gosudar-stvennoj podderzhke molodezhny'x i detskix obshhestvenny'x ob"edinenij» // Sobranie za-konodatel'stva RF. 03.07.1995. № 27. St. 2503 // http://www.pravo.gov.ru - 29.12.2016.
[14] Federal'ny'j zakon ot 05.02.2018 № 15-FZ «O
vnesenii izmenenij v otdel'-ny'e zakonodatel'ny'e akty' Rossijskoj Federacii po voprosam dobrovol'chestva (volon-terstva)» // Sobranie zakonodatel'stva RF. 12.02.2018. № 7. St. 975 // http://www.pravo.gov.ru, 05.02.2018.
[15] http://youthrussia.ru/№ews/gosduma-
otklo№ila-zako№oproekt-o-molodez h№oj-politike-v-rossii. http://www. Mskage№cy. ru/materials/2628738).
Объединенная электронная редакция
ЮРКОМПАНИ
www.publish.law-books.ru
Научно-издательская группа «ЮРКОМПАНИ»
осуществляет оперативную полиграфию и издание рукописей (монографий, учебников, учебных пособий, учебно-методических изданий и др.). Редакционно-издательский цикл включает несколько стадий: Sрецензирование рукописи; V редактирование рукописи;
первая корректура рукописи; Sформатирование и подготовка рукописи к верстке; Sверстка рукописи;
■S вторая корректура рукописи и снятие вопросов,
возникших в процессе верстки текста, Sсогласование с автором сверстанного текста руко
писи в формате pdf (по желанию автора), Sсогласование с автором макета обложки рукописи
(по желанию автора), Sпечать согласованного с автором тиража книги.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2018