УДК -342 ЛАРИНА Ольга Григорьевна,
ББК - 67.400 доктор юридических наук, профессор,
заведующая кафедрой теории и истории государства и права Юго-Западного государственного университета
e-mail: [email protected] ШЕВЯКИНА Алина Игоревна, преподаватель кафедры теории и истории государства и права Юго-Западного государственного университета
e-mail: [email protected]
12.00.02 — конституционное право; конституционный судебный процесс;
муниципальное право
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИНСТИТУТА МОЛОДЕЖНОГО ПАРЛАМЕНТАРИЗМА В РОССИИ И ЕВРОПЕЙСКИЙ СТРАНАХ
Аннотация. В статье проводится сравнение института молодежного парламентаризма в России и европейских странах. Раскрывается сущность института молодежного парламентаризма, выявляются закономерности институционализации и реализации, а также черты сходства и различия молодежного парламентаризма в современной России и в ряде европейских стран. Описываются основные направления и проблемы реализации молодежной политики в мире.
Ключевые слова: молодежь, молодежная политика, молодежные парламентские структуры, молодежные парламенты, Общественная Молодежная палата, институт молодежного парламентаризма.
LARINA Olga Grigorievna,
Doctor of Law, Professor, head of the Department of theory and history of state and law, South West state University SHEVYAKINA Alina Igorevna, lecturer of the Department of theory and history of state and law, South West state University
COMPARATIVE CHARACTERISTIC OF THE INSTITUTE OF YOUTH PARLIAMENTARISM IN RUSSIA AND EUROPEAN COUNTRIES
Abstract. The article presents a comparison of the Institute of youth parliamentarism in Russia and European countries. The essence of the Institute of youth parliamentarism, identifies patterns of institutionalization and implementation are presented, and similarities and differences of youth parliamentarism in Russia and in several European countries. Describes the basic parameters and problems of implementation of youth policy in the world.
Key words: youth, youth policy, youth parliamentary structures, youth parliaments, Youth Public chamber, the Institute of youth parliamentarism.
В настоящее время быстрыми темпами развиваются различные виды участия молодежи и молодежных структур, площадок, молодежных объединений, сформированных с целью позитивного диалога с участием органов го-
ОБРАЗОВАНИЕИ ПРАВО № 12 • 2017
сударственной власти и актива молодежи. В Российской Федерации молодежный парламентаризм — молодое явление. При этом с 90-х годов прошлого века до настоящего времени институт молодежного парламентаризма постоянно развивался, фор-
мируя правовую базу и расширяя свою географию.
В рамках XIX Всемирного фестиваля молодежи и студентов, который прошел в Российской Федерации с 14 по 22 октября 2017 г., был проведен съезд молодых парламентариев со всего мира, на котором были выработаны предложения, произошел обмен опытом в развитии на международном уровне института молодежного парламентаризма.
Ознакомившись с основными видами и ключевыми принципами молодежных парламентов европейских стран, отметим, что молодежный парламентаризм нужен не столько как инструмент представительства прав и потребностей молодежи, сколько в качестве института социализации, который повышает правовую, политическую культуру, формирует кадровый потенциал государства.
Сравнивая российскую и зарубежную модели молодежного парламентаризма, отметим, что возраст молодежных парламентариев в России ощутимо выше в сравнении с европейскими странами. В европейских странах в молодежных парламентах различных уровней участвуют лица от 15 до 19 лет, а во многих случаях предполагается участие граждан и более молодого возраста. Во Франции, например, с 1994 г. существует детский парламент, в котором участвуют дети в возрасте 10 — 12 лет. В России на федеральном уровне преимущественно молодежные парламенты представлены гражданами от 18 и до 30 лет [8, с. 3—5, 93]. В соответствии с российским законодательством с 18 лет граждане России имеют право участвовать в голосовании в рамках выборов различных уровней, а также формировать представительные органы власти. С 21-го года граждане имеют право быть кандидатами в депутаты различных представительных органов, в том числе Государственной Думы [4].
21 мая 2003 г. была принята Европейская хартия по участию молодежи в общественной жизни на региональном и местном уровнях. Это было реализовано Конгрессом местных и региональных властей Европы. В ней излагаются права молодых людей, как и представителей иных возра-
стных, социальных групп, принимать участие в разных видах жизни общества. В Хартии подчеркивается, что государствам важно создавать возможности для активного участия молодежи в общественных делах. Отмечается, что у молодежи, кроме прав, должны быть средства и пространство для реализации имеющихся инициатив. Государственные структуры должны оказывать содействие социально значимым инициативам молодежных организаций и молодых людей. Кроме того, Хартия регулирует деятельность молодежных органов по самоуправлению (молодежных советов, палат, парламентов, форумов и т.д.), обращая внимание на то, что состав данных органов должен максимально отражать структуру населения определенной территории [1, с. 51-61].
Среди международных парламентских молодежных организаций целесообразно отметить Европейский молодежный парламент и Молодежный парламент Соединенного королевства. Европейский молодежный парламент основан в 1987 г. и имеет национальные представительства в различных европейских странах, он представляет собой своеобразную дискуссионную платформу для молодых людей от 16 до 22 лет. Основной целью его функционирования является привлечение молодежи к процессам европейского взаимодействия, поддержка интересов молодых людей на международной арене. Молодежный парламент Соединенного королевства, основанный в 2001 г., носит статус общественной организации, которая отстаивает права молодежи и ориентирует молодежь на принятие различных решений на национальном и региональном уровнях. В парламенте представлены делегаты местных и региональных Молодежных советов и молодежных объединений Северной Ирландии, Шотландии и Уэльса.
Во многих европейских странах имеются молодежные парламенты и аналогичные им структуры, которые ориентированы в наибольшей степени на представление прав молодежи и их защиту на уровне центральной и местной власти, участие на региональном и национальном уровне в разработке нормативно-правовых актов, ка-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2017
сающихся молодежи. К компетенции данных органов относятся и вопросы гармонизации процессов международного сотрудничества по линии молодежных организаций во всем мире. При этом важно отметить, что в ряде стран (например, в Германии) молодежные парламенты не представляют собой серьезных политических организаций, имеющих существенный вес среди других структур; в Германии с течением времени они превратились в региональные клубы, в которых участвуют молодые люди, интересующиеся политикой и сферой общественной жизни. При этом важно отметить, что данные организации также способны дать молодым людям возможность получить опыт участия в работе парламентских структур.
Важным аспектом является и возможность повышать уровень парламентской культуры, развивать навыки взаимодействия с представителями власти. Получение опыта разработки законопроектов полезен не только для молодых граждан, но и для укрепления и развития гражданского общества в целом. В ряде других государств (например, в Швейцарии) молодежные парламенты пользуются широкой известностью и популярностью в среде молодежи. Имеют они весомую поддержку государственной власти и различных организаций по линии правительства.
На европейском уровне представлена Европейская хартия по участию молодежи в работе муниципальных образований. Принципы этого документа действуют и на территории Российской Федерации на основе вступления в Совет Европы в 1996 г. Хартия включает специальный раздел, в котором регламентируются принципы и основы развития молодежного парламентаризма.
В российском законодательстве на федеральном уровне деятельность молодежных структур и парламентов отдельно не зафиксирована. На уровне палат парламента в России приняты различные Положения об Общественной молодежной палате при Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, Молодежной парламентской Ассамблее при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации [3].
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2017
Роль, которая отводится сегодня молодежному парламентаризму в современной России, можно понять, если проанализировать законы и иные нормативные правовые акты, которые принимаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В настоящее время в ряде субъектов Российской Федерации закреплен правовой статус молодежных парламентов в законах, касающихся молодежи и государственной молодежной политики. Так, статья 6 Закона Нижегородской области от 25 апреля 1997 г. 70-З № «О молодежной политике в Нижегородской области» относит к компетенции Законодательного Собрания области в сфере молодежной политики созыв Совета молодежных организаций (Молодежного парламента).
Статья 4 (п. 3) Закона Вологодской области от 5 июля 1996 г. № 90-03 «О государственной молодежной политике в Вологодской области» (в ред. от 07.12.1998) предусматривает, что Законодательное Собрание Вологодской области для согласования мер и программы региональной молодежной политики не менее одного раза в три года собирает областной молодежный парламент. При этом нормы представительства, порядок избрания делегатов и проведения заседаний молодежного парламента устанавливаются постановлениями Законодательного Собрания. Решения молодежного парламента имеют для органов государственной власти Вологодской области рекомендательный характер и рассматриваются ими в двухмесячный срок.
Статья 33 Закона Рязанской области от 27 мая 1998 г. № 77 «О молодежи» (в ред. от 24.04.2002) среди форм обеспечения государственной молодежной политики предусматривает создание при органах государственной власти Рязанской области и органах местного самоуправления специальных общественных формирований (молодежные парламенты, советы по делам молодежи и другие). Кроме того, ст. 33 «Молодежный парламент Рязанской области» указанного Закона устанавливает, что «в целях стимулирования участия молодых граждан, молодежных и детских обще-
ственных объединений в реализации молодежной политики при Рязанской областной Думе может создаваться Молодежный парламент, который является коллегиальным, совещательным и консультативным органом. Положение о Молодежном парламенте принимается Рязанской областной Думой» [6].
Согласно ст. 14 Закона Калининградской области от 28 января 2000 г. № 169 «О государственной молодежной политике в Калининградской области», для выработки рекомендаций при проведении государственной молодежной политики, участия в разработке программ и нормативных правовых актов, касающихся молодежной сферы, областная Дума образует областную Молодежную парламентскую ассамблею, имеющую статус научно-консультативного совета при областной Думе и осуществляющую свою работу на общественных началах. Порядок формирования и деятельности областной Молодежной парламентской ассамблеи определяется Положением о ней, утвержденным постановлением областной Думы. Решение областной Молодежной парламентской ассамблеи имеет для органов государственной власти области рекомендательный характер [2].
Главный результат деятельности молодежных парламентов состоит в том, что их создание и развитие во многом способствует тому, что к голосу молодежи и ее объединений начинают прислушиваться государственные и муниципальные органы. Постепенно возникает понимание того, что государство, используя возможности молодежного парламентаризма, может разрешать многие проблемы и молодежи, и российского общества в целом. Да и сами молодые люди начинают рассматривать деятельность структур молодежного парламентаризма по-новому, как инструмент отстаивания своих прав и законных интересов [10, с. 331].
Молодежный парламентаризм есть особый социально-молодежный срез политико-правовых отношений, складывающихся в процессе осуществления связей государства и гражданского общества. Ключевая задача государства сегодня - понять молодежь, изучить ее интересы и потреб-
ности, «достучаться» до нее. «Достучаться» до будущего страны! В этом отношении поддержка развития молодежного парламентаризма может стать тем инструментом, с помощью которого органы государственной власти смогут разговаривать с молодежью на одном языке. Безусловно, молодежный парламентаризм в России еще далек от совершенства. Он может быть социально и организационно эффективным инструментом участия молодежи в жизни государства лишь тогда, когда его правовой статус будет отражен в законодательстве страны. При подготовке проектов федеральных законов, касающихся разработки и реализации молодежной политики в России, необходимо учитывать этот момент. Вероятно, целесообразно при разработке Федеральной целевой программы «Молодежь России» включить в ее структуру специальную подпрограмму развития молодежного парламентаризма. Данная подпрограмма будет призвана обеспечить формирование и развитие специально выстроенной обществом системы правовых, организационных и процессуальных институтов, определяющих порядок формирования молодежных парламентов, их место и функции в системе реализации задач государства, прежде всего в сфере государственной молодежной политики.
Список литературы:
[1] Европейская хартия об участии молодежи в жизни муниципальных и региональных образований // Сборник законов о молодежи. Кишинев, 1999.
[2] Закон Курской области от 08.12.2005 № 101-ЗК0 «Об Общественной Молодежной палате при Курской областной Думе» (ред. от 17.08. 2012 года) // Курская Правда. 2005. № 264. - 265 с.
[3] Инструктивное письмо Министерства образования Российской Федерации руководителям органов по делам молодежи субъектов Российской Федерации от 24.04.2003 г. № 2 «О развитии молодежного парламентаризма в Российской Федерации». М., 2003. - 4 с.
[4] Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. М.: Экзамен, 2015. - 46 с.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2017
[5] Пастухова Л.С. Молодежный парламентаризм как фактор развития гражданского общества: Дис. ... канд. полит. наук. М., 2007. -216 с.
[6] Рекомендации по развитию молодежного парламентаризм в Российской Федерации: Приложение к инструктивному письму Министерства образования Российской Федерации от 24.04.2003 года № 2. М., 2003. - 16 с.
[7] Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации от 18 декабря 2006 г. № 1760-р // СПС «Консультант Плюс».
[8] Фурсов О.Б. Неформальные объединения молодежи на рубеже тысячелетий: Научно-аналитический обзор / Г.А. Лукс, А.А. Кутьи-на, А.А. Матвеева / Под общей редакцией Г.А. Лукс, О.Б. Фурсова. Самара: Изд-во «Самарский университет», 2002.
[9] Фурсов О.Б. Механизм поддержки международной парламентской деятельности современной молодежи // Социально-педагогическая деятельность: Проблемы и перспективы: Материалы V научно-практической конференции. Самара, 2006.
[10] Шевякина А.И. Правовые основы института молодежного парламентаризма: компаративистский подход. Личность, общество, государство: проблемы прошлого и настоящего: Сборник научных статей Международной научной конференции, посвященной 25-летию юридического факультета Юго-Западного государственного университета / Редкол.: О.Г. Ларина (отв. ред.). Юго-Зап. гос. ун-т. Курск, 2017.
Spisok literatury:
[1] Evropejskaya xartiya ob uchastii molodezhi v zhizni municipal'ny'x i regional'-ny'x obrazovanij // Sbornik zakonov o molodezhi. Kishinev, 1999.
[2] Zakon Kurskoj oblasti ot 08.12.2005 № 101-ZKO «Ob Obshhestvennoj Molodezhnoj palate pri Kurskoj oblastnoj Dume» (red. ot 17.08. 2012
goda) // Kurskaya Pravda. 2005. № 264. - 265 s.
[3] Instruktivnoe pis'mo Ministerstva obrazovaniya Rossijskoj Federa-cii rukovodi-telyam organov po delam molodezhi sub»ektov Rossijskoj Federacii ot 24.04.2003 g. № 2 «O razvitii molodezhnogo parlamentarizma v Rossijskoj Federacii». M., 2003. - 4 s.
[4] Konstituciya Rossijskoj Federacii. Prinya-ta vsenarodny'm golosovaniem 12 de-kabrya 1993 g. M.: E'kzamen, 2015. - 46 s.
[5] Pastuxova L.S. Molodezhny'j parlamenta-rizm kak faktor razvitiya grazhdanskogo obshhestva: Dis. ... kand. polit. nauk. M., 2007. -216 s.
[6] Rekomendacii po razvitiyu molodezhnogo parlamentarizm v Rossijskoj Federacii: Prilozhenie k instruktivnomu pis'mu Ministerstva obrazovaniya Rossij-skoj Federacii ot 24.04.2003 goda № 2. M., 2003. - 16 s.
[7] Strategiya gosudarstvennoj molodezhnoj politiki v Rossijskoj Federa-cii ot 18 dekabrya 2006 g. № 1760-r // SPS «Konsul'tant Plyus».
[8] Fursov O.B. Neformal'ny'e ob»edineniya molodezhi na rubezhe ty'syacheletij: Nauch-no-analiticheskij obzor / G.A. Luks, A.A. Kut'ina, A.A. Matveeva / Pod obshhej redakciej G.A. Luks, O.B. Fursova. Samara: Izd-vo «Samarskij universitet», 2002.
[9] Fursov O.B. Mexanizm podderzhki mezhdunarodnoj parlamentskoj deyatel'nosti sovremennoj molodezhi // Social'no-pedago-gicheskaya deyatel'nost': Problemy' i perspek-tivy': Materialy' V nauchno-prakticheskoj konferencii. Samara, 2006.
[10] Shevyakina A.I. Pravovy'e osnovy' instituta molodezhnogo parlamentarizma: kom-parativistskij podxod. Lichnost', obshhestvo, gosudarstvo: problemy' proshlogo i nastoya-shhego: Sbornik nauchny'x statej Mezhdu-narodnoj nauchnoj konferencii, posvyashhennoj 25-letiyu yuridicheskogo fakul'teta Yugo-Zapadnogo gosudarstvennogo universiteta / Red-kol.: O.G. Larina (otv. red.). Yugo-Zap. gos. un-t. Kursk, 2017.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2017