Научная статья на тему 'Молодежные общественные объединения как институт гражданского общества'

Молодежные общественные объединения как институт гражданского общества Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2419
354
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА / МОЛОДЕЖНЫЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ / ГОСУДАРСТВО / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мельников А. В.

В статье рассматриваются вопросы, связанные с функционированием молодежных общественных организаций в современном российском обществе; определяется место и роль молодежных общественных организаций в структуре гражданского общества; выделяются принципы государственной поддержки молодежных объединений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Молодежные общественные объединения как институт гражданского общества»

УДК321

Мельников А.В. Молодежные общественные

объединения как институт гражданского общества

В статье рассматриваются вопросы, связанные с функционированием молодежных общественных организаций в современном российском обществе; определяется место и роль молодежных общественных организаций в структуре гражданского общества; выделяются принципы государственной поддержки молодежных объединений.

Ключевые слова: молодежь, молодежная политика, молодежные общественные объединения, государство, гражданское общество.

Федеральный закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» /1/ два десятилетия назад формально закрепил направление государственной политики, которое с уверенностью можно назвать находящимся на этапе трансформации. Несмотря на колоссальный опыт управления молодежным движением в советский период, нынешний этап развития российской государственности предполагает принципиально новые подходы к созданию моделей взаимодействия государственно-властных структур с молодежью в целом и молодежными общественными объединениями в частности. В этом смысле уместно вспомнить тезис И.М. Ильинского: «Современное общество должно открыть молодежь как субъект истории, как исключительно важный фактор перемен, как носителя новых идей и программ, как социальную ценность особого рода» /2/.

Молодежные общественные объединения определяются как добровольные, самостоятельные некоммерческие формирования, объединяющие молодых людей на основе общности интересов для реализации определенных социально значимых целей /3/. Что касается упомянутого ранее Федерального закона, то он трактует государственную поддержку молодежных объединений как «совокупность мер, принимаемых органами государственной власти Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации в области государственной молодежной политики в целях создания и обеспечения правовых,

экономических и организационных условий деятельности таких объединений, направленной на социальное становление, развитие и самореализацию... молодежи в общественной жизни...» /4/.

Как видим, с одной стороны, поддержка социальной активности молодежи - это функция государства, а с другой - молодежные объединения представляют собой динамично развивающийся институт гражданского общества. Проанализируем эти два аспекта рассматриваемой проблемы, а также оценим вероятность их сходимости и взаимообусловленности.

Безусловно, классификация функций государства осуществляется исходя из различных критериев. Так, по значимости и степени общности функции разделяют на основные и неосновные, по функциональному назначению - на охранительные и регулятивные, по продолжительности осуществления - на постоянные и временные. Однако (в частности, по мнению М.Н. Марченко) наиболее распространенными и признанными являются такие критерии, в соответствии с которыми функции любого государства подразделяются на внутренние и внешние в зависимости от направленности решаемых государством целей и задач/5/. Внутренние функции государства, как правило, совпадают со сферами общественной жизни, которые являются объектами государственного воздействия. Среди внутренних функций выделяются экономическая, социальная, культурная. Перечень можно продолжить, но в рамках нашей темы названных функций достаточно.

№ 4 (34) 2014 г.

Справедливости ради следует отметить, что концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года включает раздел «Молодежная политика», в котором предусмотрено развитие эффективных моделей и форм вовлечения молодежи в трудовую и экономическую деятельность, предполагается реализация программ поддержки молодежного предпринимательства и т.п. /6/

Названная Концепция в еще большей степени иллюстрирует включенность молодежной политики в сферу реализации социальной функции государства /7/. Здесь закреплено единство трех задач: вовлечение молодежи в социальную практику; формирование целостной системы поддержки обладающей лидерскими навыками, инициативной и талантливой молодежи; гражданское образование и патриотическое воспитание молодежи /8/.

В сфере реализации культурной функции государства молодежь также присутствует как один из важнейших объектов внимания. Концепция федеральной целевой программы «Культура России (2012-2018 годы)» при реализации государственной культурной политики в качестве приоритетной задачи выделяет «воспитание подрастающего поколения в духе правовой демократии, гражданственности и патриотизма, приобщение к мировой и отечественной культуре, обеспечение свободы творчества» /9/.

Таким образом, государственная молодежная политика пронизывает все сферы основных внутренних функций государства, что позволяет сделать вывод о приоритетном характере этого направления государственной деятельности.

По поводу определения гражданского общества ведутся непрекращающиеся споры в научном сообществе. Господствует мнение, что гражданское общество - это совокупность свободных людей, которые объединяются для решения задач, затрагивающих их интересы. Согласно другой позиции, гражданское общество - это и есть совокупность объединений свободных людей, создаваемых исходя из указанных интересов. На наш взгляд, и та и другая точка зрения грешат недосказанностью. Во-первых, гражданское общество - это не просто одно из состояний общества в обычном понимании. Во-вторых, гражданское общество - это не совокупность людей, а нечто иное, свойственное людям в силу осознания ими доминантного характера их прав и свобод. Поэтому представляется целесообраз-

ным следующее определение этого феномена: «Гражданское общество - это совокупность интересов свободных индивидов, реализующихся при посредстве специально создаваемых вертикальных и горизонтальных общественных связей».

Является ли в этом смысле молодежное общественное объединение институтом гражданского общества? Согласно предложенному определению - да. А что говорят по этому поводу официальные акты? Процитируем еще раз Концепцию долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: «Государственную молодежную политику следует рассматривать как самостоятельное направление деятельности государства, предусматривающее формирование необходимых социальных условий инновационного развития страны, реализуемое на основе активного взаимодействия с институтами гражданского общества, общественными объединениями и молодежными организациями» /10/. Как видим, общественные объединения и молодежные организации прямо не включены в число институтов гражданского общества, но рядоположены с ними. А может, в цитируемом тексте специально выделены как особенное из общего.

Понятие «гражданское общество» в Конституции не упоминается. Но это не означает, что задача его формирования перед социумом не стоит. Ведь среди признаков гражданского общества - наличие правового государства. Более того, правовое государство - первостепенное условие формирования гражданского общества. Существует и обратная связь. Нет необходимости доказывать тезис о том, что и государство не станет правовым без наличия гражданского общества, которое через свои институты постоянно «напоминает» государству о его главной задаче. Таким образом, два процесса - превращение государства в правовое и формирование гражданского общества -взаимно обусловливают друг друга. Без одного невозможно другое.

Государство, понимая это, не может напрямую взять в свои руки управление процессом становления гражданского общества. Это дело самих людей, постепенно осознающих высокую ценность своих неполитических интересов и соотносящих их с интересами общественными. Вместе с тем, государство ненавязчиво оказывает помощь социуму в продвижении этого процесса. Так, создан и функционирует Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам

СРЕДНЕРУССКИЙ ВЕСТНИК ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК

человека (до 2011 п - Совет при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека). Важнейшая из задач Совета - подготовка предложений главе государства по вопросам становления институтов гражданского общества, расширения взаимодействия между общественными и государственными институтами, а также разработки технологий учета общественных инициатив при формировании государственной политики в области обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина /11/.

В створе реализации этой задачи и развивается законодательство, регламентирующее молодежную политику в Российской Федерации /12/. Вот законодательно закрепленные принципы государственной поддержки молодежных объединений:

- принцип приоритета общих гуманистических и патриотических ценностей в деятельности молодежных объединений;

- принцип равенства прав на государственную поддержку молодежных объединений, отвечающих требованиям закона;

- принцип признания самостоятельности молодежных объединений и их права на участие в определении мер государственной поддержки.

Сравним с ведущими принципами гражданского общества:

- равенство прав и свобод граждан;

- гарантированная юридическая защита прав и свобод человека;

- гарантированная законом возможность граждан создавать независимые общественные объединения по интересам и профессиональным признакам;

- свобода граждан в образовании партий и гражданских движений;

- обеспечение необходимых материальных и прочих условий для развития науки, культуры, образования и воспитания граждан;

- существование механизма, стабилизирующего отношения между государством и гражданским обществом (механизм консенсуса) и обеспечивающего безопасность гражданского общества.

Налицо принципиальное совпадение по ведущим позициям: равноправие и свобода объединений, гарантированность прав и свобод, право на объединения исходя из возникающих интересов. И самое главное - молодежное общественное объединение выступает в качестве точки совпадения интересов общества, которое становится всё более гражданским,

и государства, обретающего реальные черты правового.

Всё ранее изложенное позволяет считать узаконенные государством формы объединения молодежи прямым институтом гражданского общества, процесс становления которого в России зависит от многих факторов. Организационно-правовой фактор - в числе решающих. А молодежное общественное объединение одновременно является и институтом гражданского общества, и организационно-правовой формой /13/.

Библиографический список

1. Федеральный закон от 28.06.1995 № 98-ФЗ (ред. от 05.04.2013) «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» // Собрание законодательства РФ, 03.07.1995, № 27, ст. 2503.

2. См.: Ильинский И.М. Молодежь России: тенденции, перспективы. М., 1993. С. 6.

3. См.: Родина О.А. Молодежные общественные объединения в Современной России: социологический анализ эффективности. Автореф. дис. ... канд. соц. наук. Екатеринбург, 2006.

4. Преамбула Федерального закон от 28.06.1995 № 98-ФЗ (ред. от 05.04.2013) «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» // Собрание законодательства РФ, 03.07.1995, № 27, ст. 2503.

5. См.: Теория государства и права: Учебник / Под ред. М.Н. Марченко. М.: Зерцало, 2013.

6. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 08.08.2009) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (вместе с «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года») // Собрание законодательства РФ, 24.11.2008, № 47, ст. 5489.

7. См.: Меркулов П.А. Опыт нормативно-правового регулирования молодежной политики в постсоветской России // Власть. 2013. № 1. С. 106-108.

8. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 08.08.2009) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (вместе с «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года») // Собрание законодательства РФ, 24.11.2008, № 47, ст. 5489.

№ 4 (34) 2014 г.

9. Распоряжение Правительства РФ от 22.02.2012 W 209-р «О Концепции федеральной целевой программы «Культура России (2012 - 2018 годы)»» // Собрание законодательства РФ, 05.03.2012, W 10, ст. 1255.

10. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 W 1662-р (ред. от 08.08.2009) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (вместе с «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года») // Собрание законодательства РФ, 24.11.2008, W 47, ст. 5489.

11. Указ Президента РФ от 01.02.2011 W 120 (ред. от 01.04.2013) «О Совете при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека» (вместе с «Положением о Совете при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека») // СЗРФ, 07.02.2011, W 6, ст. 852.

12. См.: Меркулов П.А. Опыт нормативно-правового регулирования молодежной политики в постсоветской России // Власть. 2013. W 1. С. 106-108.

13. ОК 028-2012. Общероссийский классификатор организационно-правовых форм (утв. Приказом Росстандарта от 16.10.2012 W 505-ст) (ред. от 28.06.2013) // КонсультантПлюс.

References

1. Federal'nyj zakon ot 28.06.1995 W 98-FZ (red. ot 05.04.2013) «O gosudarstvennoj pod-derzhke molodezhnyh i detskih obshhestvennyh ob#edinenij» , Sobranie zakonodatel'stva RF 03.07.1995, W 27, st. 2503.

2. Il'inskij I.M. Molodezh' Rossii: tendencii, perspektivy. M., 1993. p. 6.

3. Rodina O.A. Molodezhnye obshhestvennye ob#edinenija v Sovremennoj Rossii: sociologicheskij analiz jeffektivnosti (Youth associations in modern Russia: the sociological analysis of effectiveness), Avtoref. dis. ... kand. soc. nauk. Ekaterinburg, 2006.

4. Preambula Federal'nogo zakon ot 28.06.1995 W 98-FZ (red. ot 05.04.2013) «O gosudarstvennoj podderzhke molodezhnyh i detskih obshhestvennyh ob#edinenij», Sobranie zakonodatel'stva RF 03.07.1995, W 27, st. 2503.

5. Teorija gosudarstva i prava (Theory of State and Law) , Uchebnik, Pod red. M.N. Marchenko. M., Zercalo, 2013.

6. Rasporjazhenie Pravitel'stva RF ot 17.11.2008 IW 1662-r (red. ot 08.08.2009) «O Koncepcii dolgosrochnogo social'no-

jekonomicheskogo razvitija Rossijskoj Federacii na period do 2020 goda» (vmeste s «Koncepciej dolgosrochnogo social'no-jekonomicheskogo razvitija Rossijskoj Federacii na period do 2020 goda») , Sobranie zakonodatel'stva RF 24.11.2008, № 47, st. 5489.

7. Merkulov PA. Opyt normativno-pravovogo regulirovanija molodezhnoj politiki v postsovetskoj Rossii (Experience of regulatory youth policy in post-Soviet Russia), Vlast', 2013, № 1, p.p. 106108.

8. Rasporjazhenie Pravitel'stva RF ot 17.11.2008 № 1662-r (red. ot 08.08.2009) «O Koncepcii dolgosrochnogo social'no-jekonomicheskogo razvitija Rossijskoj Federacii na period do 2020 goda» (vmeste s «Koncepciej dolgosrochnogo social'no-jekonomicheskogo razvitija Rossijskoj Federacii na period do 2020 goda»), Sobranie zakonodatel'stva RF 24.11.2008, № 47, st. 5489.

9. Rasporjazhenie Pravitel'stva RF ot 22.02.2012 № 209-r «O Koncepcii federal'noj celevoj programmy «Kul'tura Rossii (2012 -2018 gody)»», Sobranie zakonodatel'stva RF 05.03.2012, № 10, st. 1255.

10. Rasporjazhenie Pravitel'stva RF ot 17.11.2008 № 1662-r (red. ot 08.08.2009) «O Koncepcii dolgosrochnogo social'no-jekonomicheskogo razvitija Rossijskoj Federacii na period do 2020 goda» (vmeste s «Koncepciej dolgosrochnogo social'no-jekonomicheskogo razvitija Rossijskoj Federacii na period do 2020 goda»), Sobranie zakonodatel'stva RF 24.11.2008, № 47, st. 5489.

11. Ukaz Prezidenta RF ot 01.02.2011 № 120 (red. ot 01.04.2013) «O Sovete pri Prezidente Rossijskoj Federacii po razvitiju grazhdanskogo obshhestva i pravam cheloveka» (vmeste s «Polozheniem o Sovete pri Prezidente Rossijskoj Federacii po razvitiju grazhdanskogo obshhestva i pravam cheloveka»), SZRF, 07.02.2011, № 6, st. 852.

12. Merkulov PA. Opyt normativno-pravovogo regulirovanija molodezhnoj politiki v postsovetskoj Rossii (Experience of regulatory youth policy in post-Soviet Russia), Vlast', 2013, № 1, p.p. 106108.

13. OK 028-2012. Obshherossijskij klassifikator organizacionno-pravovyh form (utv. Prikazom Rosstandarta ot 16.10.2012 № 505-st) (red. ot 28.06.2013) , Konsul'tantPljus.

СРЕДНЕРУССКИЙ ВЕСТНИК ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.