Научная статья на тему 'К вопросу о правовом регулировании лоббирования в Германии'

К вопросу о правовом регулировании лоббирования в Германии Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1600
306
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОББИСТСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / LOBBYING ACTIVITY / ЛОББИРОВАНИЕ / LOBBYING / ЛОББИСТ / LOBBYIST / ГЕРМАНИЯ / GERMANY / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / REGULATION / ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО / OFFICIAL / ПАРЛАМЕНТАРИЙ / PARLIAMENTARIAN

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Фалькина Татьяна Юрьевна, Агапов Игорь Олегович

Объектом настоящего исследования является лоббистская деятельность в ФРГ, немецкая модель правовой регламентации лоббистских отношений. Проводится комплексный анализ особенностей взаимодействия представителей ассоциации с должностными лицами правительства и парламента, их структурных подразделений. Формулируются гипотезы относительно дальнейшего развития правового регулирования лоббирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Regulation of lobbying in Germany

This article analyzes the lobbying activity in Germany, German model of the legal regulation of lobbying relations. There is a comprehensive research of the interaction between representatives of associations and government, parliament, their divisions. Some hypotheses for further development of the legalization of lobbying in Germany were formulated.

Текст научной работы на тему «К вопросу о правовом регулировании лоббирования в Германии»

УДК 328.184

к вопросу о правовом регулировании лоббирования в германии

Фалькина Татьяна Юрьевна,

доцент кафедры теории и истории государства и права Уральского юридического института МВД России, кандидат юридических наук

e-mail: [email protected]

Агапов Игорь Олегович, адъюнкт адъюнктуры

Уральского юридического института МВД России

e-mail: [email protected]

Объектом настоящего исследования является лоббистская деятельность в ФРГ, немецкая модель правовой регламентации лоббистских отношений. Проводится комплексный анализ особенностей взаимодействия представителей ассоциации с должностными лицами правительства и парламента, их структурных подразделений. Формулируются гипотезы относительно дальнейшего развития правового регулирования лоббирования.

Ключевые слова: лоббистская деятельность; лоббирование; лоббист; Германия; правовое регулирование; должностное лицо; парламентарий.

Regulation of lobbying in Germany

Fal'kina Tatyana Yurievna,

Associate professor of the Department of Theory and History of Law and State of the Ural Law Institute of the Ministry of the Interior Affairs of the Russian Federation, Gandidate of juridical sciences

Agapov Igor Olegovich,

Postgraduate of the Ural Law Institute

of the Ministry of Interior Affairs of the Russian Federation

This article analyzes the lobbying activity in Germany, German model of the legal regulation of lobbying relations. There is a comprehensive research of the interaction between representatives of associations and government, parliament, their divisions. Some hypotheses for further development of the legalization of lobbying in Germany were formulated.

Key words: lobbying activity; lobbying; lobbyist; Germany; regulation; official; parliamentarian.

Сиротоненко С. П. в своей диссертации, посвященной российскому и зарубежному опыту нормативно-правового регулирования лоббизма, в которой представлен наиболее подробный анализ лоббирования в ФРГ (среди работ отечественных исследователей), отмечает, что «в Германии действует система разноуровневых нормативных актов, регулирующих лоббистскую деятельность, при отсутствии закона о лоббизме. С точки зрения юридической техники единый документ всегда предпочтительнее множества разрозненных норм, содержащихся в различных источниках. Однако это не означает того факта, что система контроля и регулирования лоббизма в ФРГ менее эффективна, чем, скажем, в США» [34, с. 139]. Позволим себе не со-

гласиться с последним утверждением. В США правовая институционализация лоббизма началась в 1946 г., на сегодняшний день этот процесс практически завершен. В политико-правовой системе Германии нормы, регулирующие взаимодействие должностных лиц с представителями ассоциаций, появляются только в середине 1990-х гг., до настоящего времени данные нормы не составляют единой системы и направлены, скорее, на борьбу с коррупцией, чем на регламентацию лоббистских отношений.

Длительное время в федеральной политико-правовой системе Германии лоббирование представляло собой традиционное представительство интересов. Оно осуществлялось напрямую несколькими крупными

компаниями-ассоциациями. Однако в последние годы в немецких лоббистских практиках произошли некоторые изменения, приведшие к негативным коннотациям [25, с. 9]. В частности, изменились моральные стандарты и требования, а также отношение общества к «новой форме» лоббирования - недобросовестному представительству и неравному влиянию интересов.

На уровне социальной теории плюрализм представляет собой теоретически сформулированную базовую идею демократического равенства. В частности, данная теория утверждает, что либеральное общество учитывает все социальные интересы в ходе самоорганизации и правотворчества. Политико-правовая система Германии частично соблюдает это условие, но во многих отношениях по-прежнему остается корпорати-вистской [32, с. 36].

Германию часто называют обществом ассоциаций. Данное определение применяется как к раннефеодальной республике, так и к современному немецкому социуму. В настоящее время в ФРГ насчитывается около 600 тыс. социально ориентированных «клубов» [2, с. 69]. Как бы то ни было, ассоциации давно не являются единственным способом агрегации и артикуляции интересов: имеется множество других форм представительства и лоббирования.

Немецкое общество состоит из большого количества групп, которые в состоянии организованно отстаивать свои интересы, хотя разница между сильными и слабыми интересами достаточно велика. Слабые интересы, такие как интересы пациентов, безработных или малообеспеченных семей, не имеют ресурсов для эффективного представительства. Часто такие интересы просто не имеют доступа к политико-правовой системе. Это означает, что сила групп интересов и ресурсы для лоббирования распределены крайне неравномерно, даже если усилия той или иной заинтересованной группы являются дополнительными к лоббированию, осуществляемому компанией, профсоюзом или ассоциацией. Одно из важнейших отличий между ассоциациями и крупными компаниями, с одной стороны, и научно-исследовательскими центрами и индивидами, с другой стороны, заключается в легальных представительских функциях (т. е. функциях, закрепленных в действующем законодательстве). Законодатели заинтересованы в первую очередь в ассоциациях, поскольку они: а) объединяют множество интересов, б) артикулируют и отстаивают их, в) транслируют и реализуют государственно-властные решения. Другой формой представительства, импонирующей законодателю, является деятельность отдельных компаний, специализирующихся на продвижении интересов. «Богатые» группы в данном контексте находятся в более благоприятном положении, поскольку они имеют больше возможностей использовать предоставляемые на политическом рынке услуги (например, услуги профессиональных РК агентств).

Форма государства является основным условием для тотальной и корректной оценки лоббирования в ФРГ. Немецкая политико-правовая система характеризуется федеративностью и во многом корпоративным способом принятия государственно-властных реше-

ний, противоположным классической плюралистической (английской) модели.

Основными элементами правительственной системы ФРГ являются:

1) многопартийность. Функционирует система с двумя большими и несколькими маленькими партиями. Политические партии для лоббистов - хорошая площадка для влияния на принимаемые решения, поскольку они (партии) представляют специфические интересы и предлагают законодательные альтернативы. Главной особенностью многопартийности является способ принятия решений (большинством голосов). Одна половина немецкого парламента формируется «прямыми кандидатами», другая - по партийным спискам [22, с. 227];

2) федеративность. Бикамеральная система - Бундестаг (парламент) и Бундесрат (федеральный совет). Для большинства государственно-властных решений (около 60 %) требуется согласие обеих палат. У лоббистов имеется возможность влиять на Бундесрат через федеральные земли, из представителей которых он формируется. В исключительном ведении федеральных земель находятся школы, университеты, государственная служба и т. д., что представляет интерес для лоббистов. Объектом лоббистской деятельности является также административный уровень, т. е. взаимоотношения между федеральными землями и муниципалитетами. На этом уровне, в частности, решаются вопросы социальной политики и, следовательно, он также подвергается воздействию со стороны различных групп интересов [3, с. 317];

3) децентрализованность. Одним из принципов современной политико-правовой системы Германии является принцип разделения властей. Государственная власть разделена не только между уровнями, имеется также Федеральный конституционный суд, обладающий правом вето, и другие высшие суды (Федеральный суд по трудовым спорам, Федеральный суд по социальным вопросам, Федеральный административный суд, Апелляционный суд по финансовым вопросам). Дополнительно власть распределена между федеральным и «земельными» аудиторскими судами, органом, проводящим денежно-кредитную политику (в настоящее время таким органом является Европейский центральный банк) и т. д.;

4) корпоративность. Корпоративная структура характеризуется тем, что основные государственно-властные решения принимаются посредством делегирования законодательных полномочий (например, в ходе коллективных переговоров). Такой способ принятия решений и желание отдельных субъектов доминировать в политико-правовой среде приводит к образованию ассоциаций. На трудовом рынке и в сфере социальной политики действуют ассоциации работодателей и профсоюзы. В области здравоохранения важнейшие решения принимаются при непосредственном участии ассоциаций врачей, других медицинских работников, опирающихся в своей деятельности на медицинские фонды. Аутсорсинг право- и нормотворчества в сферах, где имеются мощные группы интересов, явля-

ется показательным примером корпоративной (корпо-ративистской) политики [21, с. 37];

5) совещательность (делиберативность). Государственно-властные решения принимаются только при достижении согласия между всеми заинтересованными сторонами. Однако стоит отметить, что различные способы доступа и наличие множества точек соприкосновения с властью делает лоббирование в Германии крайне непрозрачным. Кроме того, из существующей системы естественным образом выдавливаются слабые интересы, представленные только на одном политическом уровне.

Не менее важной для понимания лоббирования в Германии является политическая культура. Под политической культурой в данном случае следует понимать характер взаимодействия между собой двух уровней: уровня индивидуальных отношений и ценностей и уровня коллективных интерпретаций и символических нормативных структур. Первый уровень за последние 40 лет удалось более-менее урегулировать (это проявляется хотя бы в том, что за обозначенный период в Германии значительно выросла котировка демократических ценностей). Что касается второго уровня, то немецкие СМИ последние 15 лет квалифицировали лоббирование не иначе, как серьезный риск для демократии, рассматривали его как оказание незаконного влияния на принимаемые решения. Именно таким образом в настоящее время понимают данный термин в Германии общественность и законодатели [26, с. 41].

Такое употребление термина «лоббирование», важного элемента демократии, основано на убеждении, что данное явление искажает политический процесс, деформируя систему народного представительства. Требования «Прогнать лоббистов из Бундестага!», которыми пестрят немецкие СМИ, говорит о непонимании сущности лоббирования. В то же время нельзя не отметить призыва заинтересованных сторон к участию в конференциях, слушаниях, круглых столах и т. п. Различные группы интересов постоянно приглашаются к участию в управлении делами государства, что в целом дает положительные результаты.

Из-за отсутствия достоверных сведений сложно точно определить объемы и интенсивность лоббирования в Германии. Одна из причин заключается в отсутствии легального определения понятий «лоббирование» и «лоббист» (другими словами, непонятно, какую деятельность следует считать лоббистской, кого следует называть лоббистами). Очевидно, это дело будущего правового регулирования.

Однако можно привести следующие цифры:

- около 4000 национальных ассоциаций (имеющих от 3 до 120 сотрудников каждая);

- 120 компаний, дислоцирующихся в Берлине и имеющих в среднем по 4 сотрудника каждая;

- около 90 консалтинговых агентств (агентств по связям с общественностью, РА-агентств), имеющих в совокупности около 1000 сотрудников;

- около 50 научно-исследовательских центров, расположенных в Берлине;

- около 20 юридических фирм, занимающихся лоббированием;

- около 200 ученых, состоящих в консультативных советах или экспертных группах;

- около 30 бизнес-консультаций;

- около 30 научных институтов и университетов;

- около 25 учреждений, оказывающих консультативные услуги законодателям;

- около 300 индивидуальных лоббистов / политических консультантов [20, 23, 24].

Самым важным полем лоббистской деятельности продолжают оставаться сферы, находящиеся в исключительном ведении федеральных земель: энергетика, промышленность, здравоохранение, финансовые рынки и банки, транспорт и оборона. Большой интерес для лоббистов представляют также закупки товаров, работ, услуг для государственных / муниципальных нужд.

Саморегулирование лоббистов в Германии не развито. Обязательного кодекса поведения лоббистов не существует. Недостатки связаны в первую очередь с отсутствием организаций, созданных лоббистами и для лоббистов. В Германии имеются только две такие организации: Deutsche Gesellschaft für Politikberatung e.V. (Degepol) [8] и Deutscher Rat für Public Relations (DRPR). Однако на общую картину это не влияет.

Одним из ключевых элементов корпоративности является вовлеченность ассоциаций в политико-правовой процесс. Параграф 47 Единого регламента федеральных министерств [15] содержит правовую основу и формы такого участия. В пункте 3 данного параграфа говорится: «Пункты 1 и 2 (согласование с заинтересованными федеральными министерствами и федеральным канцлером) также применяются для оперативного привлечения зонтичных организаций и экспертных групп, существующих на федеральном уровне. При отсутствии специальных правил, время, степень вовлечения, а также привлекаемые субъекты определяются ответственным министерством». Пункт 5 параграфа 48 регулирует порядок приглашения ассоциаций, ведущих муниципальных объединений и зонтичных организаций на публичные слушания, проводимые комитетами Бундестага. Общей законодательной практикой является предоставление обсуждаемого законопроекта той или иной ассоциации для получения ее комментариев.

Еще одним инструментом регулирования участия групп интересов в законодательном процессе является так называемый список ассоциаций Бундестага [12]. Этот список существует с 1973 г., последняя его версия от 27 августа 2015 г. включает 2259 национальных ассоциаций. Список составляется председателем Бундестага, обновляется несколько раз в год, доступен онлайн с 2012 г. В заявлении о включении в список должна содержаться следующая информация: название и местонахождение ассоциации, номер телефона, электронный адрес, исполнительный совет и руководство, интересы, количество членов, аффилиатов, лоббистов и адрес в Берлине. Бюджеты и объекты лоббистской деятельности в заявлении не указываются.

Еще один уровень регулирования лоббирования направлен не на группы интересов, а на представителей власти - политические партии, чиновников и политиков. Ограничения введены Законом о политических

партиях [9] (в части, касающейся финансирования). Некоторые компании и лоббистские организации используют пробел в законодательстве, позволяющий делать взносы политическим партиям анонимно. Например, информация о взносах, не превышающих 50 тыс. евро, публикуется с задержкой, а информация о взносах, не превышающих 10 тыс. евро, вообще не публикуется. Партии обязаны незамедлительно уведомлять председателя Бундестага о получении взносов, превышающих 50 тыс. евро. Информация о таких взносах публикуется на официальном сайте Бундестага. Взносы, превышающие 10 тыс. евро, отражаются в выписках по счетам партий, но это происходит лишь через 18 месяцев после окончания года, в котором данные взносы были получены. Закон о парламентариях регулирует прозрачность дополнительной занятости депутатов. Приложение 1 Регламента Бундестага [11] определяет, какие сведения должны раскрываться имеющим дополнительный доход парламентарием, а Закон о свободе информации [14] позволяет гражданам знакомиться с этими сведениями.

Важное значение для регулирования лоббирования в Германии имеют также Уголовный кодекс [27] и Закон о государственной службе [4]. Уголовный кодекс посвящен вопросам взяточничества и коррупции, что закреплено в п. 108е (коррупция), п. 331-335 (получение должностным лицом необоснованной выгоды, взятки, неправомерного преимущества). Закон о государственной службе посвящен поведению чиновников. Должностным лицам запрещено принимать подарки (вознаграждение). Эта категория включает в себя оплату поездок и развлечений, приглашения на мероприятия, а также взаимодействие с лоббистами. Каждое министерство на сегодняшний день имеет широкие антикоррупционные правила, которые распространяются на заключение государственных контрактов.

Группы гражданского общества и СМИ, в частности, журналисты-следователи являются ключевыми фигурами мониторинга и контроля лоббирования в Германии. Главными целями этих форм контроля являются повышение прозрачности и подотчетности, поддержка демократических правил, борьба с коррупцией и неправомерным поведением, «скандализирование» недобросовестного влияния на государственно-властные решения. Немецкая Конституция [10] гарантирует свободу слова, СМИ и информации. Свобода слова и прессы - сферы политики, находящиеся в ведении федеральных земель.

Мониторинг и контроль лоббирования со стороны СМИ представлен в первую очередь политической журналистикой. На сегодняшний день в Германии имеется около 10 тыс. политических журналистов и около 300 политических газет (ежедневных и еженедельных) и журналов (Spiegel, Stern, Focus, Wirtschaftswoche, Manager-Magazin и т. д.). Но лишь немногие из политических журналистов являются следователями. Netzwerk Recherche, ассоциация журналистов-следователей имеет около 640 членов [19]. Эта ассоциация специализируется на раскрытии и скандализировании ненадлежащего лоббирования посредством проведения

независимых расследований. В дополнение к печатным СМИ проблемы лоббирования часто обсуждаются по телевидению. Работа журналистов-следователей тесно связана с деятельностью правозащитных организаций, которые занимаются мониторингом системы представительства интересов, выявлением коррупциогенных факторов, случаев недобросовестного лоббирования, деструктивного экономического и информационного воздействия на общество, а также мобилизацией СМИ. К таким организациям относятся: Lobbycontrol [17], Ab-geordentenwatch.de [1], Transparency International [28] и Campact [6]. Основное назначение данных групп - повышение прозрачности и улучшение качества демократии. Их работа основана на специальных знаниях, контактах и заключается в проведении политических и информационных экспертиз.

Несмотря на то, что в Германии существует список ассоциаций Бундестага, к которому могут присоединяться национальные ассоциации / группы интересов, этот документ имеет ограниченную ценность в деле регламентации лоббистских отношений, способен в лучшем случае стать отправной точкой дальнейшего регулирования. Он не содержит кодекса поведения, а добровольная регистрация не сопровождается какими-либо специальными требованиями. Комитеты Бундестага не обязаны обращаться к данному списку при проведении слушаний.

Поскольку список ассоциаций Бундестага и другие реестры фактически не регулируют лоббирование, все чаще звучат призывы к созданию в Германии обязательного реестра лоббистов. Основной задачей такого реестра должно стать повышение прозрачности. Спрос на введение именно обязательного реестра основывается на опыте эксплуатации добровольного реестра Еврокомиссией [29]. Последний функционирует с июня 2008 г. и на сегодняшний день содержит 8373 лоббистские организации. Эта цифра очень близка к действительному количеству организаций, занимающихся лоббированием на уровне ЕС.

15 июня 2009 г. комитетом Бундестага по внутренним делам были проведены слушания по обязательной регистрации субъектов лоббистской деятельности. Degepol разработала документ, содержащий минимальные регистрационные требования [7]: эта обязанность должна быть возложена на всех лиц и организации, представляющие интересы перед законодателями и контактирующие с должностными лицами и служащими министерств. Эту обязанность должны выполнять и юристы, ссылающиеся на обязанность неразглашения, содержащуюся в Кодексе профессиональных федеральных юристов [5]. Это означает, что кроме консультаций и агентств регистрироваться также должны юристы, юридические фирмы, церкви и организации гражданского общества. Документ призывает к обязательному раскрытию клиентов и разработке кодекса поведения. Раскрываемые сведения должны содержать информацию о структуре лоббистской организации, количестве сотрудников, субподрядчиков и, конечно, о финансировании представительства интересов. Этот момент, наряду с обязательной регистра-

цией юристов, является наиболее спорным. Документ предлагает следующие пороги: 10 тыс. евро или 10 % рабочего времени сотрудника за квартал. Превышающие этот порог суммы должны указываться по уровням (уровень 1 - до 100 тыс. евро, уровень 2 - от 100 до 300 тыс. евро, уровень 3 - от 300 до 500 тыс. евро, уровень 4 - более 500 тыс. евро). Также должны раскрываться источники финансирования.

Нарушения должны быть санкционированы администрацией Бундестага, управляющей реестром. Одной из предлагаемых санкций является полный запрет доступа к должностному лицу. Еще более важным является регулирование доступа лоббистов в министерства. Реестр лоббистов должен управляться не только Бундестагом, но и федеральным правительством, т. к. эти учреждения независимы друг от друга в результате действия принципа разделения властей.

Kolbe, Hönigsberger и Osterberg сделали предложение по аккредитации лоббистов: только аккредитованные и, соответственно, обязанные соблюдать правила поведения лица получают доступ к чиновникам. Важная информация должна раскрываться в момент аккредитации [16].

Другим инструментом, связанным с регулированием лоббирования, является обнаружение следов участия лоббистов в правотворчестве, что предполагает указание в специальном документе обоснования необходимости принятия законопроекта, стадий, которые прошел законопроект, аргументов за или против по каждому пункту. Это позволит установить, кто участвовал в принятии конкретного акта.

В Германии не существует документа, содержащего набор строгих этических правил поведения лоббистов. Другими словами, отсутствуют комплексные, общеобязательные, формально определенные, направленные на повышение прозрачности, обеспеченные санкциями (гарантированные государством) нормы. Тем не менее, имеется несколько кодексов профессиональной этики для различных групп и сфер деятельности. Министры, должностные лица и парламентарии имеют собственные кодексы.

Закон о парламентариях и Регламент Бундестага являются обязательными для парламентариев. Посвященный независимости парламентариев раздел 10 Регламента Бундестага (параграфы 44а и b) определяет, например, что им запрещается получать денежные средства и иное материальное вознаграждение от групп интересов за представительство или отстаивание их интересов. Дополнительные доходы должны раскрываться и публиковаться. Публикованию подлежит следующая информация: профессия, оклад по должности, роль, выполняемая в компаниях, государственных корпорациях, клубах, ассоциациях и фондах, соглашения о будущей занятости, участие в партнер-ствах и корпорациях, полученные денежные пожертвования и иные материальные блага за политическую работу.

Десятиступенчатое регулирование определяет, как раскрывается дополнительный доход парламентария, превышающий 1 тыс. евро за месяц или

10 тыс. евро за год: уровень 1 - доход, превышающий 1 тыс. евро, уровень 2 - до 7 тыс. евро, уровень 3 - до 15 тыс. евро, уровень 4 - до 30 тыс. евро, уровень 5 - до 50 тыс. евро, уровень 6 - до 75 тыс. евро, уровень 7 - до 100 тыс. евро, уровень 8 - до 150 тыс. евро, уровень 9 -до 250 тыс. евро, уровень 10 - более 250 тыс. евро. Тем не менее парламентарии указывают только уровень, а не точную сумму полученных денежных средств.

Члены Бундестага Marco Bülow (SPD) и Gerhard Schick (Die Grünen) предложили свой вариант кодекса с более высокими морально-нравственными требованиями, предъявляемыми к депутатам [18]. Согласно данному кодексу парламентарии должны указывать точную сумму полученного ими дополнительного дохода, а также сообщать о встречах с лоббистами.

Другой важной проблемой является занятость бывших государственных секретарей министров и парламентариев в сферах, связанных с их прежней работой. Имеется тенденция к превращению отставных политиков в лоббистов. Этот вопрос никак не регулируется, но имеется множество предложений по введению так называемого периода остывания, что позволит избежать риска принятия государственным секретарем решения в расчете на будущее вознаграждение или в пользу группы интересов - будущего работодателя.

Пятилетний период остывания в настоящее время применяется к должностным лицам администраций министерств (еще одной важной группе заинтересованных в политико-правовом процессе сторон). Несмотря на это, подробных правил поведения при взаимодействии данной категории лиц с лоббистами не имеется, что удивительно, ведь бюрократия министерств является главной мишенью лоббистов на ранних стадиях законотворчества. В данном случае действуют нормы антикоррупционного законодательства.

Некоторые представители ассоциаций и групп интересов в последние годы работают в министерствах. В январе 2007 г. Федеральный аудиторский суд опубликовал «Ключевые параметры полезного использования внешних консультантов» [13], где отмечается, что даже «главные решения ответственной администрации» принимаются с участием внешних консультантов.

В августе 2014 г. 270 немецких компаний, включая 24 из 30 содержащихся в списке Бундестага, присоединились к принципу 10 Глобального договора ООН, который гласит: «Бизнес должен бороться с коррупцией во всех ее проявлениях, включая вымогательство и взяточничество» [30].

Развитие политико-правовой системы Германии только подчеркивает связи между группами интересов и политическими институтами. Например, достаточно очевидны и длительны связи между ассоциацией фермеров и Министерством сельского хозяйства. Похожий сценарий просматривается между Министерством труда и профсоюзами, а также между Министерством социального развития и благотворительными ассоциациями. Министерство экономики продолжает поддерживать тесные связи с торговыми ассоциациями [31, с. 396].

Анализ доступной нам отечественной и зарубежной литературы позволяет сформулировать несколько гипотез относительно дальнейшего правового регулирования лоббирования в ФРГ:

1) разработка закона о регулировании лоббистской деятельности и кодекса поведения лоббистов, создание обязательного реестра лоббистов;

2) определение должностного лица, ответственного за повышение прозрачности процесса принятия государственно-властных решений и контроль лоббирования, создание и поддержку реестра лоббистов;

3) опубликование в евро и центах дополнительного дохода членов Бундестага;

4) регулирование спонсорства и финансирования политических партий;

5) контроль участия в правотворчестве, проставление в законопроектах отметок о проведении внешних экспертиз на каждом этапе законодательного процесса;

6) формирование консультативных советов с использованием реестра, в котором содержится информация о финансовых интересах, а также о первичной и вторичной занятости кандидатов;

7) введение периода остывания для экс-чиновников, если их будущая деятельность связана с лоббированием.

В заключение следует сказать, что существующие в современной Германии отношения между субъектами, принимающими государственно-властные решения, и представителями ассоциаций, компаний, организаций гражданского общества и т. д. (лоббистами) не соответствуют классическому пониманию лоббистской деятельности. Традиционно под лоббированием понимается «организованный процесс влияния на институты публичной власти заинтересованных лиц и их групп с целью учета своих интересов в решениях правотворческого характера, содержащих общеобязательные, формально-определенные предписания» [33, с. 10]. Существенной характеристикой данного процесса является его легальность, т. е. урегулированность нормами действующего законодательства. Причем правовая институционализация лоббизма начинается с законодательного определения основных понятий, таких как «лоббирование», «лоббист», «представитель интересов», «охваченное должностное лицо», «лоббистские отношения», «лоббистские расходы» и др. Немаловажным является законодательное разграничение лоббирования со схожими явлениями и процессами: коррупцией, advocacy (деятельность организаций типа ЮНИСЕФ), адвокатской деятельностью, government relations (GR) (связи с органами власти) и иными формами представительства (продвижения) интересов. Кроме того, на сегодняшний день лоббист - это определенный правовой статус, предполагающий прохождение процедуры регистрации и подачу периодических отчетов (или обновление регистрационной информации). Поэтому о результатах (опыте) правового регулирования лоббистской деятельности в Германии говорить преждевременно. Вместе с тем те тенденции, которые были обозначены выше, позволяют утверждать, что рано или поздно Германия двинется по американско-

му пути правовой регламентации лоббистских отношений, который остается единственно верным способом максимизации прозрачности правотворческого и правоприменительного процессов (опыт европейских учреждений по убеждению представителей интересов в полезности регистрации признан неудовлетворительным, к началу 2017 г. ожидается создание обязательного реестра лоббистов).

Список литературы

1. Abgeordnetenwatch.de. - URL: http://www. abgeordnetenwatch.de/.

2. Alsche M. Bericht zur Lage und zu den Perspektiven des bürgerschaftlichen Engagements. Federal Ministry of Family Affairs, Senior Citizens, Women and Youth / M. Alsche, D. Dathe, E. Priller, R. Speth. - Berlin, 2009.

3. Bogumil J. Kommunalpolitik und Kommunalverwaltung. Eine policyorientierte Einführung / J. Bogumil, L. Holtkamp. - Wiesbaden, 2006.

4. Bundesbeamtengesetz (BBG). Ein Service des Bundesministeriums der Justiz und für Verbraucherschutz in Zusammenarbeit mit der juris GmbH. 53 с.

5. Bundesrechtsanwaltsordnung (BRAO). Ein Service des Bundesministeriums der Justiz und für Verbraucherschutz in Zusammenarbeit mit der juris GmbH. 76 с.

6. Campact e.V. - URL: https://www.campact.de/.

7. Deutschen Gesellschaft für Politikberatung e.V., Interessenvertretung in Deutschland transparenter gestalten und fair regeln. 9 с.

8. Deutschen Gesellschaft für Politikberatung e.V. -URL: http://www.degepol.de/.

9. Deutscher Bundestag, Gesetz über die politischen Parteien. 38 с.

10. Deutscher Bundestag, Grundgesetz für die Bundesrepublik Deutschland. Berlin, 2012.

11. Deutscher Bundestag, Rules of Procedure of the German Bundestag and Rules of Procedure of the Mediation Committee. - Berlin, 2014.

12. Deutscher Bundestag, Ständig aktualisierte Fassung der öffentlichen Liste über die Registrierung von Verbänden und deren Vertretern. - URL: http://www. bundestag.de/dokumente/lobbyliste/.

13. Eckpunkte für den wirtschaftlichen Einsatz externer Berater durch die Bundesverwaltung. Herausgegeben vom Bundesrechnungshof - Pressestelle - Verantwortlich Michael Reinert. 4 с.

14. Gesetz zur Regelung des Zugangs zu Informationen des Bundes. Ein Service des Bundesministeriums der Justiz und für Verbraucherschutz in Zusammenarbeit mit der juris GmbH. 4 с.

15. Joint Rules of Procedure of the Federal Ministries. Federal Ministry of the Interior. 55 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Kolbe A. Martkordnung für Lobbyisten. Wie Politik den Lobbyeinfluss regulieren kann / A. Kolbe, H. Hönigsberger, S. Osterberg. - Frankfurt, 2011.

17. LobbyControl - Initiative für Transparenz und Demokratie e.V. - URL: https://www.lobbycontrol.de/.

18. LobbyControl - Initiative für Transparenz und Demokratie e.V., Verhaltenskodex für Abgeordnete des Deutschen Bundestages. 5 с.

19. Netzwerk Recherche. - URL: https:// netzwerkrecherche.org/.

20. Priddat B. Das neue Lobbying von Unternehmen / B. Priddat, R. Speth. - Düsseldorf, 2007.

21. Roland C. Konjunkturen des Korporatismus. Zur Geschichte eines Paradigmenwechsels in der Verbändeforschung / C. Roland. - Opladen, 1994.

22. Rudzio W. Das politische System des Bundesrepublik Deutschland / W. Rudzio. - Wiesbaden, 2011.

23. Sebaldt M. Verbände in der Bundesrepublik Deutschlan / M. Sebaldt, A. Straßner. - Wiesbaden, 2004.

24. Speth R. Advokatorische Think Tanks und die Politisierung des Marktplatzes der Ideen / R. Speth. -Berlin, 2006.

25. Speth R. Das Bezugssystem Politik - Lobby -Öffentlichkeit / R. Speth. - Opladen, 2010.

26. Speth R. Wie viel Lobbying verträgt die Demokratie? / R. Speth. - Baden-Baden, 2005.

27. Strafgesetzbuch (StGB). Ein Service des Bundesministeriums der Justiz und für Verbraucherschutz in Zusammenarbeit mit der juris GmbH. 161 c.

28. Transparency International Deutschland e.V. - URL: https://www.transparency.de/.

29. Transparency Register. - URL: http://ec.europa.eu/ transparencyregister/public/homePage.do.

30. UN Global Compact, The Ten Principles, Principle Ten: Anti-Corruption. - URL: https://www.unglobalcompact. org/what-is-gc/mission/principles/principle-10.

31. Von Beyme K. Geschichte der politischen Theorie in Deutschland. - Wiesbaden, 2009.

32. Willems U., von Winter T. Die politische Repräsentation schwacher Interessen: Anmerkungen zum Stand und zu den Perspektiven der Forschung, in: Dies., Politische Repräsentation schwacher Interessen. -Opladen, 2000.

33. Зелепукин Р. В. Лоббирование в правотворчестве: вопросы теории и практики: автореф. дис. ... канд. юрид. наук / Р. В. Зелепукин. - Тамбов, 2013. - 33 с.

34. Сиротоненко С. П. Нормативно-правовое регулирование лоббизма: дис____канд. юрид. наук / С. П. Сиротоненко. - СПб., 2010. - 214 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.