Научная статья на тему 'К вопросу о правовом регулировании финансовой деятельности в России'

К вопросу о правовом регулировании финансовой деятельности в России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1304
175
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВАЯ / БЮДЖЕТНАЯ / НАЛОГОВАЯ / СТРАХОВАЯ / КРЕДИТНАЯ / ДЕНЕЖНАЯ / ВАЛЮТНАЯ / ФИНАНСОВО-ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / FINANCIAL / BUDGETARY / TAX / INSURANCE / CREDIT / MONETARY / FOREIGN CURRENCY / FINANCIAL AND INSTITUTIONAL POLICY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ильин Игорьмихайлович

В работе исследуются вопросы регулирования финансовой, а также-денежно-кредитной политики в Конституции России, конституциях и уставах субъектов Российской Федерации, ином правовом обеспечении страны. Делаютсяопределенныепредложенияпосистематизациизаконодательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOguestioNaboutLEGALREGULATIONOFFINANCIAL activituINRUSSIA

This paper investigates the questions of regulation of financial and monetary policy in the Russian Constitution, the constitutions and charters of constituent entities of the Russian Federation, other legal provision of the country. Therehavebeensomesuggestionsonsystematizationoflegislation.

Текст научной работы на тему «К вопросу о правовом регулировании финансовой деятельности в России»

УДК: 342

ББК: 67

Ильин И.М.

К ВОПРОСУ О ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ

Ilyin I.M.

TO GUESTION ABOUT LEGAL REGULATION OF FINANCIAL

ACTIVITU IN RUSSIA

Ключевые слова: финансовая, бюджетная, налоговая, страховая, кредитная, денежная, валютная, финансово-институциональная политика

Keywords: financial, budgetary, tax, insurance, credit, monetary, foreign currency, financial and institutional policy

Аннотация: в работе исследуются вопросы регулирования финансовой, а также-денежно-кредитной политики в Конституции России, конституциях и уставах субъектов Российской Федерации, ином правовом обеспечении страны. Делаются определенные предложения по систематизации законодательства.

Abstract: this paper investigates the questions of regulation of financial and monetary policy in the Russian Constitution, the constitutions and charters of constituent entities of the Russian Federation, other legal provision of the country. There have been some suggestions on systematization of legislation.

Постсоветские финансово-правовые законодательные и подзаконные акты в России нарабатывались и принимались в большой спешке, так как основные задачи требовали охвата многих сфер для первоочередного правового

регулирования в рыночном направлении развития экономики. В настоящее время, на мой взгляд, стоит обратить внимание на качественное наполнение правовых норм, в том числе с позиций их филологического, юридического,

экономического и пр. смыслов. Представляется, что ряд финансовых правовых конструкций не отражают реальный экономический смысл1.

Также необходимо осознавать, что количественный и качественный охват отношений в области финансов не отражает всего массива информации данной сферы, которая требует правового регулирования.

1 Ильин, И.М., Орлов, В.А. Конституционный аспект унификации отдельных финансово-правовых норм со смыслом экономических понятий // Казанская наука. - № 2. - 2013. - Казань: Казанский Издательский Дом, 2013. - С. 136.

Связующим аспектом, на мой взгляд, является формирование системы в области регулирования единой финансовой политики. Таким образом, закрепив в Конституции РФ основы общефинансовой политики, можно в дальнейшем исходить из имеющихся ориентиров.

В настоящее время в Конституции РФ, Федеральном конституционном законе от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» в редакции от 03.12.2012 (далее - ФКЗ «О Правительстве РФ»), конституциях (уставах) субъектов России, федеральных законах и подзаконных актах РФ, законодательстве стран, ранее входивших в советское государство, а также в научном творчестве, можно увидеть разнообразную трактовку термина «финансы» и иных около финансовых обозначений, а также их словосочетаний.

Во-первых, на мой взгляд, существует проблема не соответствия отдельных финансовых конституционных понятий, так как она трансформируется на многотрактовочное дальнейшее

использование в нормотворчестве и правоприменении.

В Конституции РФ при использовании отдельных слов и словосочетаний в области финансов происходит раскорректировка и рассистематизация смысла. Понятие «финансовых средств», использованное в части 1 ст. 8, подразумевает денежные наличные и безналичные средства независимо от их собственника (государства, муниципалитетов, частников и пр.), в том числе в виде ценных бумаг и их производных, в виде кредитов, депозитов и пр., тогда как отдельные положения Основного Закона России ставят вне данного содержания: валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежную эмиссию, основы ценовой политики, федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития (пункты «ж» и «з» ст. 71 Конституции РФ), федерального бюджета, федеральных налогов и сборов, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии (пункты «а», «б», «в» ст. 106 Конституции РФ), кредитной и денежной политики (пункт «б» части 1 ст. 114 Конституции РФ), сферы бюджетной, кредитной и денежной политики (название статьи и абзацы 1, 2 ст. 15 ФКЗ «О Правительстве РФ»).

В данных финансовых положениях, используемых в конституционных актах, термин «финансы» существует

изолированно от иных сфер его составляющих. Таким образом, неясно, что понимается под «финансами», когда это слово или его словосочетания используются отдельно от этих структурных областей (сфер).

Почему, например, денежные, в том числе кредитные отношения (если не считать иных существенных блоков: бюджетных, налоговых, страховых, валютных и пр. отношений), отрываются от финансовых, и как возможна финансовая политика без денежно-кредитных отношений.

Причем, в подзаконных актах России присутствует отдельная смысловая и классификационная конкретизация,

например в Постановлении Правительства

РФ от 30.06.2004 № 329 «О Министерстве финансов Российской Федерации» в редакции от 30.04.2013 (далее -«Постановление о Минфине РФ» обозначено, что данный публичный субъект является федеральным органом

исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, кредитной кооперации, микрофинансовой

деятельности, финансовых рынков, государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей и др.

Следовательно, по финансовому названию данного федерального исполнительного субъекта можно предполагать, что финансовая деятельность, не существует изолированно со своим юридическим наполнением, а включает бюджетную, налоговую, страховую и пр.

В пункте 1 Постановления Правительства РФ от 07.04.2004 № 185 «Вопросы Министерства финансов Российской Федерации» в редакции от 30.04.2013 (далее - «Постановление о вопросах Минфина РФ») напрямую указана компетенция Министерства финансов РФ (далее - Минфин РФ) в финансовой сфере, включая бюджетную, налоговую, страховую, валютную сферы, сферу государственного долга.

Можно привести в качестве примера другой подзаконный акт - Указ Президента РФ «О классификаторе правовых актов» в редакции от 28.06.2005, в котором, в целях унификации банков данных правовой информации, а также обеспечения автоматизированного обмена правовой информацией, утверждается классификатор правовых актов, и по разделу «Финансы» (080.000.000) в него включаются следующие подразделы: «Общие положения финансовой системы»; «Общие положения бюджетного устройства»; «Налоги и сборы»; «Банковское дело»; «Ценные

бумаги. Рынок ценных бумаг»; «Валютное регулирование и валютный контроль»; «Инвестиции»; «Бухгалтерский учет и финансовая отчетность»; «Аудиторская деятельность» и др. Это также косвенно подразумевает наполнение

соответствующего термина «финансы».

Во-вторых, наличествует проблема в расширении отдельных конституционных положений - например, полномочия Банка России (далее - ЦБ РФ) на развитие и укрепление банковской системы РФ, а также обеспечение стабильности и развитие национальной платежной системы, которые заявлены в Федеральном законе от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» в редакции от 29.12.2012 (далее - ФЗ «О Банке России») как вторая и третья цель в порядке соответствующего приведения законодателем (абзац 3 и 4 ст. 3).

Если защита и обеспечение устойчивости рубля заявлена в Основном Законе России как основная функция, то в ФЗ «О Банке России» она получила правовое выражение как цель деятельности. В тоже время, в ст. 75 Конституции РФ относительно полномочий ЦБ РФ указано, что денежная эмиссия осуществляется исключительно данным публичным субъектом, где данная норма трансформируется в ФЗ «О Банке России» как монопольное осуществление эмиссии наличных денежных средств и организация наличного денежного обращения (пункт 2 ст. 4, статьи 27-34), а также в положениях, касающихся банковского надзора и регулирования, так как в безналичной сфере эмиссии денежных средств необходимо отслеживать и корректировать выпуск финансовых обязательств (в виде денежных потоков, оборота ценных бумаг и их производных и пр. обязательств в не наличной форме).

Таким образом, можно проследить, что в Конституции РФ закрепляются не все финансовые цели деятельности и функции ЦБ РФ, которые являются

основополагающими: развитие, укрепление и обеспечение стабильности банковской и платежной системы, осуществление безналичной эмиссии.

В-третьих, необходимо отметить, что используемые в конституционном законодательстве термины, задавая основу правового регулирования, не всегда конкретизируются в федеральном законодательстве, в частности термин «финансовая, денежная и кредитная политика». В ФЗ «О Банке России» законодателем выделена целая глава с соответствующим названием - «Денежно-кредитная политика». В ст. 45 обозначается, что включается в «Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики» и пр.

организационные и правовые моменты, но не определяется в целом, что такое «денежно-кредитная политика» или «денежная и кредитная политика». Нет ясности, почему это не денежно-банковская политика, исходя из того, что в Федеральном законе от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» в редакции от 29.12.2012 (далее - ФЗ «О банковской деятельности») присутствует обозначение «банковской системы» и «кредитных организаций», тогда как определения понятия «кредитной системы» нет.

Также непонятно, почему термин «кредит» лег в качественную основу данной денежно-кредитной терминологии.

Обозначение кредита присутствует в гражданском законодательстве России, где определяется, что по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее1. То есть в данном смысле кредит обозначает - финансовые обязательства, в аспекте временно предоставляемых на определенных условиях денежных средств.

Тогда как, например, в утвержденном ЦБ РФ финансово-правовом акте «Основные направления единой

1См. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 14.06.2012), ст. 819 / Собрание законодательства РФ. - 29.01.1996. - № 5. - ст. 410.

государственной денежно-кредитной

политики на 2013 год и период 2014 и 2015 годов» приоритетной целью денежно-кредитной политики обеспечение ценовой стабильности, то есть поддержание стабильно низких темпов роста цен. Денежно-кредитная политика, направленная на контроль над инфляцией, будет способствовать достижению более общих экономических целей, таких как обеспечение условий для устойчивого и сбалансированного экономического роста и поддержание финансовой стабильности1. То есть данный акт- это макроэкономический среднесрочный план государства, где собственно кредитным отношениям, в частно-правовом их содержании уделяется лишь косвенное внимание.

Четвертая проблема связана с замещением понятий, которая

соответственно проецируется на ситуацию неясности, расширением или снижением полномочий и сфер деятельности, связанных с финансовыми

правоотношениями.

Замещение понятий можно проследить при использовании формулировок: в пункте 1 ст. 4 ФЗ «О Банке России», где закрепляется функция ЦБ РФ во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывать и проводить единую государственную денежно-кредитную

политику; в абзацах один и два ст. 15 ФКЗ «О Правительстве РФ»: «Правительство РФ обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики»; в пункте «б» части 1 ст. 114 Конституции РФ, где «Правительство РФ обеспечивает проведение в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики» и др.

Не понятно в данной ситуации, в чем разница между «единой государственной политикой» и «единой политикой», проводимой высшим исполнительным коллегиальным государственным органом власти России. Неясно, если политика единая, то почему в полномочиях ЦБ РФ

1 См. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2013 год и период 2014 и 2015 годов (утв. Банком России) // Вестник Банка России. - № 67. - 28.11.2012

отсутствует термин «финансовая политика».

Кроме того, замещение понятий «банковской деятельности» на «кредитную политику», можно проследить, в действующих одновременно подзаконных актах «Постановление о Минфине РФ» и «Постановление о вопросах Минфина РФ». В указанных актах при их единой правовой форме, существует сложность восприятия и трактовки следующих словосочетаний: «осуществляющим функции по выработке государственной политики ...» и «осуществляющим выработку единой государственной политики ...».

Пятую группу проблем можно связать с современными законодательными усовершенствованиями в области финансов, которые при всех их очевидных заявленных достоинствах, а также в подтверждении злободневности решения иных ранее указанных недостатков национального законодательства, вносят дополнительные спорные моменты.

С 1 сентября 2013 г. (за исключением отдельных положений) вступили в законную силу изменения, внесенные Федеральным законом от 23.07.2013 № 251-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков» (далее - ФЗ от 23.07.2013 № 251-ФЗ). Ранее в Заключении Комитета по финансовому рынку Государственной Думы на внесенный Правительством РФ проект федерального закона № 249469-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков)» было заявлено, что объединение функций по регулированию и надзору за всеми секторами финансового рынка в одном регулирующем органе имеет ряд очевидных преимуществ:

- возможность осуществления надзора за инвестиционно-банковскими и финансовыми группами на

консолидированной основе;

- возможность оперативного выявления и управления системными рисками финансового сектора страны;

- снижение возможностей для различных сегментов финансового сектора осуществлять регулятивный арбитраж;

- оптимизация системы управления и расходов на осуществление регулирующих функций1.

Предполагаемый основной смысл изменений ФЗ от 23.07.2013 № 251-ФЗ относительно ЦБ РФ выражен в дополнении целей деятельности ЦБ РФ положениями о развитии финансового рынка РФ и обеспечении стабильности финансового рынка РФ.

Данные положения, вносящие существенное расширение направлений основной деятельности ЦБ РФ, на мой взгляд, целесообразны с точки зрения координации деятельности, но в тоже время, ввиду отсутствия соответствующих полномочий в Конституции РФ, они не согласуются со ст. 3 ФЗ «О Банке России», так как имеющиеся в ФЗ «О Банке России» цели деятельности ЦБ РФ не систематизированы, отдельные положения норм противоречат друг другу.

В-шестых, при рассмотрении конституций (уставов) 83 субъектов России на предмет выявления специальных структурных подразделений в области финансовых отношений, можно привести основную общую закономерность в области финансовых отношений- неоднородность, и это несмотря на единую конституционную основу.

Исходя из изложенных проблем в

:См.; Заключение Комитета по финансовому рынку Государственной Думы от 13 мая 2013 г. №41/3 на внесенный Правительством РФ проект федерального закона № 249469-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков)" / Автоматизированная система обеспечения законодательной деятельности. Официальный сайт Государственной Думы / URL: http://asozd2.duma.

gov.ru/main.nsf/(Spravka)?OpenAgent&RN=2 49469-6 (дата обращения: 04.09.2013)

области правового регулирования финансового обеспечения на федеральном и региональном уровне, можно предложить следующую программу действий

Начинать её, на мой взгляд, необходимо с внесения определенных изменений в основной закон России. Со времени принятия Конституции РФ прошел значительный период времени, повлиявший на различные институциональные изменения, произошло накопление конституционного опыта, который требует актуализации.

Представляется более

целесообразным, исходя из единой государственной политики, в том числе в сфере финансов, применить следующую формулировку в пунктах «ж» и «з» ст. 71 в Конституции РФ:

«установление правовых основ единого рынка и таможенное регулирование;

основы общефинансового

регулирования».

Пункт «и» статьи 72 Конституции РФ, посвященной совместному ведению РФ и субъектов РФ, изложить в следующей редакции: «вопросы финансового регулирования, установленные

федеральным законодательством в ведении субъектов».

Предлагаемая формулировка и введение термина «общефинансового» позволит убрать внесенные в авральном порядке отдельные диспропорции

Закона РФ от 21.04.1992 №

терминологических норм

2708-1 «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики»,

7 которые транспортировались

затем в современную Конституцию РФ, и соответственно разграничить финансовые отношения.

Для этого требуется в конкретном федеральном законе определить, что понимается под «общефинансовой системой», с выделением единых основ для федерального регулирования, и тех положений, которые подпадают под региональное и местное правовое обеспечение.

Таким образом, внедрив термин «общефинансовая система» для

установления основ конституционно-правового регулирования, в ином федеральном законодательстве можно вносить конкретику юридического наполнения его составляющих сфер, институтов и элементов, исходя из актуальных рыночных условий развития социально-экономической политики.

В отдельном федеральном законе с соответствующим примерным названием «Об общефинансовой системе России», по моему мнению, следует отразить, что общефинансовая система России, включает публичные денежные средства на всех уровнях государственного

территориального устрой-ства:

федеральные финансы, региональные финансы, местные финансы и частные денежные средства, а также иностранные финансы, в любой законной форме позволяющей их идентифицировать (то есть, если присутствует норма в национальном законодательстве о регулировании соответствующих

отношений).

Также необходимо обозначить, что основы общефинансового регулирования, включают единую денежную, банковскую, бюджетную, налоговую, страховую и иную финансово-институциональную систему.

В данный федеральный закон, помимо указанного, необходимо включить прежде всего конкретизацию понятия «денежной системы», так как денежные отношения пронизывают все финансовое устройство.

В настоящий момент, понятие «денежной системы» не нашло своего правового отражения в данном виде, отдельные элементы можно найти лишь в положениях разрозненного финансового федерального законодательства:

ФЗ «О Банке России», в большей мере в главе 6 «Организация наличного денежного обращения», а также иных статьях данного акта;

- Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-Ф3 «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее - ФЗ «О валютном регулировании и контроле») относительно понятий валюты, принципов валютной политики, органов и агентов валютного регулирования и контроля и пр;

- Федеральный закон от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» (далее - ФЗ «О национальной платежной системе») относительно основных положений платежной системы России;

иные законы и подзаконные акты

РФ.

Предлагаю также в единый федеральный закон «Об общефинансовой системе России» внести следующую конкретизацию: «денежная система-порядок обращения наличных и безналичных финансовых средств в государстве».

Далее необходимо определить, что входит в федеральные финансы, региональные финансы, местные финансы, частные денежные средства, иностранные финансы.

Такие понятия должны быть единообразны не только для федерального уровня, но и для региональных и местных финансов, частных денежных средств, иностранных финансов. Так как, например, при исследовании конституций и уставов субъектов России было выявлено, что к финансовым ресурсам субъекта часто относят частные финансы (денежные средства), которые находясь в свободном распоряжении коллективных образований (обществ, товариществ, кооперативов и др. юридических лиц), индивидуальных предпринимателей, граждан и пр. субъектов, не связанных с выполнением финансовых публичных обязательств, являются составными элементами общефинансовой системы страны и не должны связываться с конкретным уровнем государственного территориального устройства.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

С целью систематизации

законодательства, возможно рассмотреть вопрос о включении в предлагаемый федеральный закон положений

действующих федеральных актов ФЗ «О Банке России», ФЗ «О валютном регулировании и контроле», ФЗ «О национальной платежной системе». Данная консолидация правовых норм послужит принципам единообразности,

определенности, связности, целостности и

удобства.

Также необходимо определить иные затронутые «в измененной редакции» Конституции РФ положения, учитывая то, что часть положений, которые определяют систему отношений в той или иной сфере, присутствуют в современном

законодательстве России. Бюджетная система определена в главе 3 Бюджетного кодекса РФ от 31.07.1998 № 145-ФЗ в редакции от 25.12.2012 (далее - БК РФ) с выделением в ст. 14 бюджетов субъекта РФ и территориального государственного внебюджетного фонда, а также иных бюджетных полномочий регионов в других положениях БК РФ. Налоговая система в виде выделения видов региональных налогов (ст. 14), полномочий субъектов (ст. 12) - в главе 2 Налогового кодекса РФ (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ в редакции от 03.12.2012 (далее -НК РФ часть 1) и в иных положениях данного кодифицированного закона, а также по существенным элементам

налогообложения, в том числе по региональным налогам в Налоговом кодексе РФ (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ

(ред. от 30.12.2012, с изм. от 25.12.2012) (далее - НК РФ

часть 2). Банковская система - в ст. 2 ФЗ «О банковской деятельности», а также отдельных вопросах в области компетенции субъектов РФ в статьях 9, 11, 16 и др. ФЗ «О банковской деятельности», ФЗ «О Банке России» и пр.

Соответственно, далее следует обозначить страховую систему в федеральном законодательстве. Здесь необходимо учитывать, что данная сфера в основном связана с финансовыми средствами, включает публичные и частные отношения. Причем к данной сфере необходимо, по моему мнению, отнести пенсионное и социальное обеспечение, которые также, по сути, являются страховыми отношениями.

Имеющееся правовое обеспечение страховой области многогранно, так как предусматривает добровольные и обязательные отношения в личной и имущественных формах страхования, содержится в различных источниках норм права. Но в тоже время, при значительном

правовом обеспечении страхования в настоящее время нет определения понятия «страховая система», поэтому предлагается также его внести в предлагаемый общефинансовый закон.

В современном мире в финансовой сфере происходят постоянные изменения, которые связаны с развитием информационных отношений и

международной интеграции. Данные отношения многогранны, причем в их основу могут быть заложены как достаточно давно известные и используемые, например, в области ценных бумаг и их производных, биржевой, ломбардной деятельности, азартных игр и лотерей, так и сравнительно недавно появившиеся в виде электронных денежных средств.

Эти отношения также следует зафиксировать в предлагаемом федеральном законе «Об общефинансовой системе России» как иную финансово-институциональную систему, где, соответственно, требуется актуальное федеральное правовое регулирование, но где нет сложившихся за длительное время крепких отдельных глобальных сфер, а присутствуют только определенные развивающиеся сегменты. Их можно объединить в финансово-

институциональную систему: рынок ценных бумаг и их производных, кредитной кооперации, микрофинансовой,

клиринговой, игорной, лотерейной, ломбардной деятельности, деятельности финансовых бирж, негосударственных пенсионных фондов, инвестиционных институтов и пр.

Здесь следует учитывать, что данные финансовые институты быстро

развиваются, пронизывают существенную часть иных общефинансовых сфер. В первую очередь, банковской и страховой сфер, где в частных отношениях больше возможностей для внедрения современных финансовых отношений, тогда как в чисто публичных налоговой и бюджетной сферах происходит более затрудненное преодоление формализованных процессов и внедрения современных

институциональных отношений.

Далее в предлагаемом федеральном законе «Об общефинансовой системе России» необходимо увязать единую финансовую политику, исходя из выделенных систем и сфер деятельности, что устранит противоречивость

современных её трактовок.

На мой взгляд, единая государственная общефинансовая политика должна подразумевать политику во всей финансовой системе страны, где соответствующая компетенция

устанавливается в ведении РФ. Государственная региональная финансовая политика исходит из компетенции соответствующего субъекта и так далее.

Причём, единую государственную денежно-кредитную политику следует соответственно трактовать, как «единую государственную общефинансовую

политику», ввиду того, что она охватывает всю систему финансов страны, а не только её денежный или кредитный аспекты.

Соответственно, можно далее определять отдельные стратегические сферы развития «единой государственной общефинансовой политики»: денежная, банковская, бюджетная, налоговая, страховая и финансово-институциональная, которые не могут выделяться в отдельную самостоятельную государственную

политику, так как максимально интегрированы между собой и зависимы от общей стратегии развития финансов страны.

Например, бюджетная система, являясь исключительно публичной, включает все доходные, в том числе налоговые и иные фискальные отношения (таможенные, страховые, часть прибыли государственных учреждений и пр.), расходные обязательства (в том числе система государственного пенсионного обеспечения и социального, медицинского страхования), а также управление государственными резервными, долговыми и заемными средствами (в том числе стабилизационные фонды, финансовые резервы государства, привлеченные и предоставляемые средства). Таким образом, включая огромный массив публичных финансовых отношений, данная бюджетная сфера, через участие в управлении

государственными денежными средствами взаимосвязана с денежной, банковской, налоговой, страховой сферой. Отдельные отношения проявляются через финансово-институциональную сферу:

государственные и муниципальные ценные бумаги, лотереи и пр. Поэтому работать с одной бюджетной политикой невозможно, не учитывая остальных стратегических областей финансов, а это будет уже соответственно либо общая

государственная политика, либо отдельная стратегия (программа, план и пр.) развития конкретной сферы, сообразуясь с единой государственной политикой.

Следующие предложения связываются со значимым участником финансовых отношений - ЦБ РФ.

Так как деятельность данного субъекта лишь косвенно регулируется Конституцией РФ, необходимо

соответствующему субъекту

законодательной инициативы внести предложения изменения в Основной Закон.

Предлагается ст. 101 Конституции РФ дополнить пунктом 6 следующего содержания: «Для осуществляемого консолидированного укрепления,

стабильности и развития общефинансовой системы Российской Федерации Совет Федерации и Государственная Дума образуют Центральный Банк Российской Федерации, состав и порядок деятельности которого определяются федеральным законом».

Данная формулировка позволит, не прибегая к существенным изменениям Основного Закона, конкретизировать и закрепить статус ЦБ РФ, как органа, образуемого высшей законодательной властью, следовательно исчезнет путаница с определением, к какой ветви власти он относится. Также данная норма позволит придать прямую конституционность всем целям деятельности ЦБ РФ.

Исходя из предложенных изменений, предлагается в ст. 106 Конституции РФ об обязательном рассмотрении в Совете Федерации, принятых Государственной Думой федеральных законов по существенным вопросам объединить пункты «а»,«б»,«в» и изложить их в

следующем виде: «основы

общефинансового регулирования«.

Пункт «б» части 1 ст. 114 Конституции РФ относительно основных полномочий Правительства РФ изложить в следующем виде: «обеспечивает проведение в Российской Федерации общефинансовой политики».

Соответственно предлагаю следующие корректировки названия и содержания ст. 15 ФКЗ «О Правительстве РФ»:

«Полномочия Правительства РФ в сфере общефинансовой политики.

Правительство РФ: обеспечивает проведение

общефинансовой политики, в том числе:

разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение;

представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета;

разрабатывает и реализует налоговую стратегию;

обеспечивает совершенствование бюджетной системы;

принимает меры по регулированию рынка ценных бумаг;

осуществляет управление

государственным внутренним и внешним долгом РФ;

осуществляет валютное

регулирование и валютный контроль;

руководит финансовой

деятельностью в отношениях РФ с иностранными государствами;

разрабатывает и осуществляет меры по проведению единой политики цен».

Исходя из выше изложенных изменений и нововведений в законодательство страны, представляется, что предлагаемая система правового регулирования финансовой сферы будет более устойчивой и сбалансированной.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Российская газета - № 7, 21.01.2009.

2. Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (ред. от 03.12.2012) // Собрание законодательства РФ. -22.12.1997. - № 51. - Ст. 5712.

3. Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 № 329 «О Министерстве финансов Российской Федерации» (ред. от 30.04.2013) / Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Официальный сайт. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base= LAW;n=146036 (дата обращения: 03.09.2013).

4. Постановление Правительства РФ от 07.04.2004 № 185 «Вопросы Министерства финансов Российской Федерации» (ред. от 30.04.2013) / Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Официальный сайт. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/onlme.cgi?req= doc;base=LAW;n=146035 (дата обращения: 03.09.2013).

5. Указ Президента РФ от 15.03.2000 № 511 «О классификаторе правовых актов» (ред. от 28.06.2005) // Собрание законодательства РФ. - 20.03.2000. - № 12. - ст. 1260.

6. Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (ред. от 29.12.2012) // Парламентская газета. - № 131-132. -13.07.2002.

7. Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» (ред. от 29.12.2012) // Собрание законодательства РФ. - 05.02.1996. - № 6. - Ст. 492.

8. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 14.06.2012) // Собрание законодательства РФ. - 29.01.1996. - № 5. - Ст. 410.

9. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2013 год и период 2014 и 2015 годов (утв. Банком России) // Вестник Банка России. - № 67. - 28.11.2012.

10. Федеральный закон от 23.07.2013 № 251-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков» // Официальный интернет-портал правовой информации URL: http://www.pravo.gov.ru, 24.07.2013 (дата обращения: 04.09.2013).

11. Заключение Комитета по финансовому рынку Государственной Думы от 13 мая 2013 г. № 41/3 на внесенный Правительством РФ проект федерального закона № 249469-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков)» / Автоматизированная система обеспечения законодательной деятельности. Официальный сайт Государственной Думы / URL: http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/(Spravka)?OpenAgent&Rn=249469-6 (дата обращения: 04.09.2013).

12. Федеративный договор от 31.03.1992 «О разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации» (вместе с «Протоколом к Федеративному договору о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации») / «Федеративный договор: Документы. Комментарий». - М., 1994.

13. Федеративный договор от 31.03.1992 «О разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской

Федерации и органами власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга Российской Федерации» (вместе с «Протоколом к Федеративному договору о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга Российской Федерации» от 31.03.1992) / «Федеративный договор: Документы. Комментарий». - М., 1994.

14. Федеративный договор от 31.03.1992 «О разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации»/ «Федеративный договор: Документы. Комментарий». - М., 1994.

15. Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (ред. от 25.12.2012) // Собрание законодательства РФ. -18.10.1999. - № 42. - Ст. 5005.

Закон РФ от 21.04.1992 № 2708-1 «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) Российской

ош^гскс® федеративной С°циалистическ°й ^убл^» - http://base.consultant.ru/ (дата обращения:

04.09.2013).

17. Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (ред. от 06.12.2011) // Собрание законодательства РФ. - 15.12.2003. -№ 50. - Ст. 4859.

18. Федеральный закон от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» (ред. от 25.12.2012) // Российская газета. - № 139. - 30.06.2011.

19. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 25.12.2012) // Собрание законодательства РФ. - 03.08.1998. - № 31. - Ст. 3823.

20. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 03.12.2012) // Собрание законодательства РФ. - № 31. - 03.08.1998. - Ст. 3824.

21. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 30.12.2012, с изм. от 25.12.2012) // Собрание законодательства РФ. - 07.08.2000. -№ 32. - Ст. 3340.

22. Ильин, И.М., Орлов, В.А. Конституционный аспект унификации отдельных финансово-правовых норм со смыслом экономических понятий // Казанская наука. - №2 -2013. - Казань: Казанский издательский дом, 2013. - 212 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.