Научная статья на тему 'К вопросу о конкретизации понятий «Финансы», «Финансовая система» в основных законах'

К вопросу о конкретизации понятий «Финансы», «Финансовая система» в основных законах Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
715
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВАЯ / БЮДЖЕТНАЯ / НАЛОГОВАЯ / КРЕДИТНАЯ / ДЕНЕЖНАЯ / СТРАХОВАЯ ПОЛИТИКА / FINANCIAL / BUDGETARY / TAX / CREDIT / MONEY AND INSURANCE POLICY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Орлов В. А., Ильин И. М.

В работе исследуется использование понятий «финансы», «финансовая система» в Конституции России, конституциях и уставах субъектов Российской Федерации, а также приводятся примеры использования данного термина в основных законах независимых стран, ранее входивших в состав единого союзного государства. Делаются определенные предложения по конкретизации законодательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers using the concepts «finance» and «financial system» in Constitutions of the Russian Federation and federal subjects of the Russian Federation. Some examples of the given terms using in the basic law of the independent countries, earlier been included in the union state, are presented. Certain offers on the laws specification are proposed.

Текст научной работы на тему «К вопросу о конкретизации понятий «Финансы», «Финансовая система» в основных законах»

УДК 347.73

К ВОПРОСУ О КОНКРЕТИЗАЦИИ ПОНЯТИЙ «ФИНАНСЫ», «ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА»

В ОСНОВНЫХ ЗАКОНАХ

В.А.Орлов, И.М.Ильин

Гуманитарный институт НовГУ, orl33@yandex.ru

В работе исследуется использование понятий «финансы», «финансовая система» в Конституции России, конституциях и уставах субъектов Российской Федерации, а также приводятся примеры использования данного термина в основных законах независимых стран, ранее входивших в состав единого союзного государства. Делаются определенные предложения по конкретизации законодательства.

Ключевые слова: финансовая, бюджетная, налоговая, кредитная, денежная, страховая политика

The article considers using the concepts «finance» and «financial system» in Constitutions of the Russian Federation and federal subjects of the Russian Federation. Some examples of the given terms using in the basic law of the independent countries, earlier been included in the union state, are presented. Certain offers on the laws specification are proposed. Keywords: financial, budgetary, tax, credit, money and insurance policy

В настоящее время в Конституции Российской Федерации, а также в конституциях республик, входящих в ее состав, и иных правовых актах можно увидеть разные дефиниции термина «финансовая система».

В части 1 ст. 57 Конституции Республики Карелия указывается, что в соответствии с федеральным законодательством Правительство Республики Карелия разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития Республики Карелия, участвует в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, социального обеспечения, безопасности дорожного движения и экологии [1]. То есть в данном главном региональном акте присутствует разделение направлений социально-экономической политики для основного исполнительного органа субъекта: финансовое, научное, образовательное, культурное и прочее.

Примерно такую же формулировку можно увидеть и в других основных законах субъектов, например: в части 3 ст. 93 Конституции Республики Бурятия [2], в ст. 94 Конституции Республики Хакасия [3], пункте 4 ст. 102 Конституции Республики Татарстан [4], в части 2 ст. 41 Устава Нижегородской области

[5], в части 1 ст. 80 Устава (Основного Закона) Алтайского края [6], в пункте 2 части 2 ст. 6 Закона Сахалинской области [7] и др. региональных основных актах, где присутствует единая государственная политика по выделяемым направлениям.

В то же время используемая нормативно-правовая формулировка в пунктах «ж» и «з» ст. 71 Конституции России гласит, что в ведении Российской Федерации находятся: установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки; федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития [8], с определенными изменениями применительно к субъектам России применяется и в других региональных законодательных актах.

Например, в пунктах 6 и 7 части 2 ст. 15 Устава Пензенской области обозначается, что в ведении Пензенской области находятся: финансовое, валютное, кредитное регулирование по вопросам, относящимся к ведению Пензенской области; бюджет Пензенской области, регулирование налогов, сборов, пошлин, цен и тарифов в пределах полномочий Пензенской области [9].

Конституционный закон Республики Саха (Якутия) в части 4 ст. 20 обозначает, что проекты законов об изменении налогообложения и сборов, о финансовом, валютном и кредитном регулировании, о бюджетном устройстве и бюджетном процессе, об изменении финансовых обязательств республики могут быть внесены только по согласованию с Правительством республики [10].

В части 2 ст. 15 Закона УР от 05.12.2007 № 65-РЗ регламентируется, что в сфере бюджетных, финансовых и кредитных отношений Государственный Совет осуществляет контроль... [11].

Такую тенденцию перемещения и перемешивания терминов можно увидеть и в использовании иных современных актов, где дублируется нормативно-правовая конструкция заложенная Основным Законом России, например, как в пунктах «ж» и «з» части 2 ст. 58 в Конституции Республики Тыва [12], или делается общая отсылка на Конституцию России и федеральные законы, например, в части 3 ст. 94 Конституции Республики Мордовия [13].

В то же время можно увидеть, что такая традиция заложена нормативно-правовой формулировкой вносимых изменений в начале 90-х годов в Конституцию Российской Федерации, а впоследствии - России [14]. В частности, изменением и дополнением, внесенным Законом РФ от 21.04.1992 № 2708-1 [15] в ст. 72. В первоначальном виде в Конституции (Основном Законе) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики [16] в ст. 72 такой юридической конструкции не было, и термин «финансы» не использовался вообще.

В конституциях советского периода термин «финансы» использовался только применительно к обозначению, например, Народного Комиссариата РСФСР (см. ст. 47 Конституции (Основного Закона) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики [17] 1937 года) или названия союзно-республиканского министерства (см. ст. 78 Конституции (Основного Закона) Союза Советских Социалистических Республик с изменениями и дополнениями, внесенными в него Верховным Советом СССР по состоянию на 20 сентября 1972 года [18]).

Если обратиться к конституциям других государств, ранее входивших в состав Союза Советских Социалистических Республик, то их финансовые юридические формулировки тоже неоднородны.

Абзац четвертый ст. 107 Конституции Республики Беларусь регламентирует, что Правительство Республики Беларусь: обеспечивает проведение единой экономической, финансовой, кредитной и денежной политики, государственной политики в области науки, культуры, образования, здравоохранения, экологии, социального обеспечения и оплаты труда...

[19].

То есть в данном Основном Законе Белоруссии в ракурсе единой государственной политики отделяются термины «экономической», «финансовой», «кредитной и денежной».

А в отдельном разделе 7 «Финансово-кредитная система Республики Беларусь» в абзаце

втором ст. 132 обозначается, что на территории Республики Беларусь проводится единая бюджетно-финансовая, налоговая, денежно-кредитная, валютная политика [19], что не совсем коррелируется с ранее указанной ст. 107. Так как если ранее дистанциони-ровались и использовались применительно к политике одни термины, то здесь уже новые их образования, которые, если придерживаться традиционного юридического и экономического логически последовательного рассуждения, с учетом их содержания проистекают в следующем порядке. Сначала экономика, в ней существенной частью финансы. Все остальное -это крупные подразделения финансов: бюджетные (в том числе налоговые), денежно-кредитные, валютные и пр. (например, страховые, биржевые, инвестиционные).

В пункте 4 ст. 64 Конституции Республики Казахстан сказано, что компетенция, порядок организации и деятельности Правительства определяются конституционным законом [20]. Соответственно в Конституционном законе Республики Казахстан «О Правительстве Республики Казахстан» в пункте 4 ст. 9 Правительство в порядке, определяемом президентом республики, участвует в разработке республиканского бюджета и его изменениях, представляет парламенту республиканский бюджет и отчет о его исполнении, обеспечивает исполнение бюджета. Далее в пункте 5 ст. 9 обозначено, что Правительство республики разрабатывает и осуществляет меры по укреплению финансовой системы республики; обеспечивает государственный контроль за соблюдением законности при образовании и использовании государственных валютных, финансовых и материальных ресурсов [21]. То есть наблюдается определенное разграничение не только материальных ресурсов, что видится целесообразным, но и валютных, бюджетных от финансовых, что уже представляется не совсем верным.

Конституция Украины в ст. 92 устанавливает, что исключительно законами Украины регулируются в том числе государственный бюджет Украины и бюджетная система Украины; система налогообложения, налоги и сборы; основы создания и функционирования финансового, денежного, кредитного и инвестиционного рынков; статус национальной валюты, а также статус иностранных валют на территории Украины; порядок образования и погашения государственного внутреннего и внешнего долга; порядок выпуска и обращения государственных ценных бумаг, их виды и типы... [22]. Исходя из толкования указанных норм, можно представить, что бюджетная система Украины не включает государственный бюджет Украины или что финансовые рынки существуют изолированно от денежных, кредитных и инвестиционных рынков.

Также далее в пункте третьем ст. 116 определяется, что кабинет министров Украины обеспечивает проведение финансовой, ценовой, инвестиционной и налоговой политики; политики в сферах труда и занятости населения, социальной защиты, образования, науки и культуры, охраны природы, экологической безопасности и природопользования. И отдельно

в пункте шестом статьи 116 - разрабатывает проект закона о государственном бюджете Украины и обеспечивает исполнение утвержденного Верховной Радой Украины государственного бюджета Украины, представляет Верховной Раде Украины отчет о его исполнении... [22].

Из приведенной выдержки ст. 116 Конституции Украины по смыслу пункта третьего трудно предположить, что понимается под отдельно выделяемым термином «финансовая политика», так как существенные элементы любой финансовой политики государства здесь уже отмечаются отдельно: ценовой, инвестиционной, налоговой, бюджетной.

Таким образом, рассматривая правовые конструкции финансово-правовых норм, применяемых в конституциях бывших республиках Советского Союза, а также в основных законодательных актах субъектов России, можно увидеть несвязанность использования термина «финансы», а также словосочетаний «финансовая политика», «финансовая система», «финансовые ресурсы» и пр.

Также в целях систематизации составляющих понятия «финансы» представляет интерес подзаконный акт - Постановление Правительства России «Вопросы Министерства финансов Российской Федерации», в котором установлено, что «Министерство финансов Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку единой государственной финансовой, кредитной, денежной политики» [23].

Здесь такое деление не вызывает возражений, так как, во-первых, кредитная и денежная политики -это компетенция в большей части другого специально уполномоченного субъекта - Банка России. Во-вторых, далее в этом акте представлена следующая нормативно-правовая информация для Министерства финансов России, с конкретизацией для финансов: «... и нормативно-правовое регулирование <...> в финансовой сфере, включая бюджетную, налоговую, страховую, валютную сферы, сферу государственного долга, в сфере финансовых рынков, в области аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, добычи, производства, переработки драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей, включая определение таможенной стоимости товаров, а также выработку финансовой политики в области государственной службы и судебной системы, <...> обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию...» [23].

Следовательно, рассматривая только компетенцию Министерства финансов России в финансовой сфере, не затрагивая полномочий других государственных финансовых субъектов, можно убедиться, что данное наполнение многогранно и существенно. Осознавая невозможность в конституционных актах указывать всю широкую составляющую термина «финансы», одновременно представляется необходимым внесение определенных уточнений в Основной Закон России.

1. Конституция Республики Карелия (принята ВС КАССР 30.05.1978, изложена в новой редакции Законом РК от

12.02.2001 № 473-3PK) (ред. от 29.06.2012) // «Собрание законодательства РК», № 2, февраль, 2001, ст. 106 (изменения, внесенные Законами РК от 29.06.2012 № 1611-ЗРК, № 1612-ЗРК, опубликованы в «Карелии» 03.06.2012).

2. Конституция Республики Бурятия от 22.02.1994 (принята Верховным Советом РБ 22.02.1994) (ред. от 27.06.21012) // «Бурятия», № 43, 09.03.1994.

3. Конституция Республики Хакасия (принята на XVII сессии ВС РХ (первого созыва) 25.05.1995) (ред. от 27.06.2012) // «Вестник Хакасии», № 25, 1995 (изменения, внесенные Конституционным законом Республики Хакасия от 27.06.2012 N 51-ЗРХ, опубликованы в «Хакасии» 28.06.2012).

4. Конституция Республики Татарстан от 06.11.1992 (ред. от 22.06.2012) // «Ватаным Татарстан», № 85-86,

30.04.2002 (изменения, внесенные Законом РТ от 22.06.2012 № 40-ЗРТ, опубликованы в «Республике Татарстан», «Ватаным Татарстан» 26.06.2012).

5. Устав Нижегородской области от 30.12.2005 № 219-З (принят постановлением ЗС НО от 22.12.2005 № 1809-III) (ред. от 04.06.2012) // «Правовая среда», № 3(676), 18.01.2006 (приложение к газете «Нижегородские новости», № 7(3419), 18.01.2006) (изменения, внесенные Законом Нижегородской области от 04.06.2012 № 59-З, опубликованы в «Нижегородских новостях» 07.06.2012).

6. Устав (Основной Закон) Алтайского края от 05.06.1995 № 3-ЗС (принят АКЗС 26.05.1995)(ред. от 06.06.2012) // «Алтайская правда», № 235, 20.10.1999 (изменения, внесенные Законом Алтайского края от 06.06.2012 № 39-ЗС, опубликованы в «Алтайской правде» 14.06.2012).

7. Закон Сахалинской области от 17.11.2010 № 103-З0 «О Правительстве Сахалинской области» (принят Сахалинской областной Думой 11.11.2010) (ред. от 27.06.2012) // «Губернские ведомости», № 214(3661), 24.11.2010 (изменения, внесенные Законом Сахалинской области от 27.06.2012 № 61-ЗО, опубликованы в «Губернских ведомостях» 30.06.2012).

8. Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Российская газета, № 7, 21.01.2009.

9. Устав Пензенской области (принят ЗС Пензенской обл. 10.09.1996) (ред. от 06.06.2012) // «Пензенские вести», № 133-134, 13.09.1996 (изменения, внесенные Законом Пензенской обл. от 06.06.2012 № 2241-ЗПО, опубликованы в «Пензенских губернских ведомостях» 07.06.2012).

10. Конституционный закон Республики Саха (Якутия) от 15.02.1995 З № 51-I «О Правительстве Республики Саха (Якутия)» (принят постановлением ПР ГС (Ил Тумэн) РС(Я) от 15.02.1995 З № 52-I) (ред. от 08.06.2012) // «Якутские ведомости», № 10, 03.03.1995 (изменения, внесенные Конституционным законом РС(Я) от 08.06.2012 1080-З № 1039-IV, опубликованы в «Ил Тумэн» 22.06.2012).

11. Закон УР от 05.12.2007 № 65-РЗ «О Государственном Совете Удмуртской Республики» (принят Государственным Советом УР 23.10.2007 № 898-III) (ред. от 04.10.2012) // «Известия Удмуртской Республики», № 182, 08.12.2007 (изменения, внесенные Законом УР от 04.10.2012 № 54-РЗ, опубликованы в газете «Известия Удмуртской Республики» 09.10.2012).

12. Конституция Республики Тыва (принята на референдуме Республики Тыва 06.05.2001) // «Тувинская правда», 15.05.2001.

13. Конституция Республики Мордовия (принята Конституционным собранием РМ 21.09.1995) (ред. от 13.06.2012) // «Известия Мордовии», № 180, 22.09.1995 (изменения, внесенные Законом РМ от 13.06.2012 № 40-З, опубликованы в «Известиях Мордовии» 13.06.2012).

14. Конституция (Основной Закон) Российской Федерации -России (принята ВС РСФСР 12.04.1978) (ред. от 10.12.1992) // СПС «Консультант Плюс». URL: http://www.consultant.ru (Дата обращения 19.03.2013).

15. Закон РФ от 21.04.1992 № 2708-1 // Ведомости СНД и ВС РФ, 1992, № 20, ст. 1084.

16. Конституция (Основной Закон) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (принята ВС РСФСР 12.04.1978) // «Ведомости ВС РСФСР», 1978, № 15, ст. 407.

17. Постановление Чрезвычайного XVII Всероссийского Съезда Советов от 21.01.1937 «Об утверждении Конституции (Основного Закона) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики» (вместе с Конституцией) // СПС «Консультант Плюс». URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 19.03.2013).

18. Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик (утв. Постановлением Чрезвычайного VIII Съезда Советов СССР от 05.12.1936) // СПС «Консультант Плюс». URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 19.03.2013).

19. Конституция Республики Беларусь (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.) URL: http://www.pravo.by/main.aspx?guid=6351 (дата обращения 18.03.2013).

20. Конституция Республики Казахстан (принята на республиканском референдуме 30 августа 1995 года) (с изменениями и дополнениями по состоянию на 02.02.2011), URL: http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=1005029 (дата обращения 28.02.2013).

21. Конституционный закон Республики Казахстан от 18 декабря 1995 года № 2688 «О Правительстве Республики Казахстан» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 19.06.2007), URL: http://online.zakon.kz/ Document/?doc_id= 1003973 (дата обращения 18.03.2013).

22. Конституция Украины принята на пятой сессии Верховной Рады Украины 28 июня 1996 года (с изменениями, внесенными в соответствии с Законом № 2952-VI от 01.02.2011, ВВР Украины, 2011, № 10, ст. 68), URL: http://iportal.rada.gov.ua/uploads/documents/27396.pdf (дата обращения 18.03.2013).

23. Постановление Правительства РФ от 07.04.2004 № 185 «Вопросы Министерства финансов Российской Федерации» (ред. от 04.09.2012) / «Собрание законодательства РФ», 12.04.2004, № 15, ст. 1478 (изменения, внесенные Постановлением Правительства РФ от 04.09.2012 № 881, опубликованы в «Собрании законодательства РФ» 10.09.2012).

Bibliography (Transliterated)

1. Konstitucija Respubliki Karelija (prinjata VS KASSR 30.05.1978, izlozhena v novoj redakcii Zakonom RK ot 12.02.2001 № 473-ZRK) (red. ot 29.06.2012) / «Sobranie zakonodatel'stva RK», № 2, fevral', 2001, st. 106 (izmenenija, vnesennye Zakonami RK ot 29.06.2012 № 1611-ZRK, № 1612-ZRK, opublikovany v «Karelii» 03.06.2012).

2. Konstitucija Respubliki Burjatija ot 22.02.1994 (prinjata Verhovnym Sovetom RB 22.02.1994) (red. ot 27.06.21012) / «Burjatija», № 43, 09.03.1994.

3. Konstitucija Respubliki Hakasija (prinjata na XVII sessii VS RH (pervogo sozyva) 25.05.1995) (red. ot 27.06.2012) / «Vestnik Hakasii», № 25, 1995 (izmenenija, vnesennye Konstitucionnym zakonom Respubliki Hakasija ot 27.06.2012 N 51-ZRH, opublikovany v «Hakasii» 28.06.2012).

4. Konstitucija Respubliki Tatarstan ot 06.11.1992 (red. ot 22.06.2012) / «Vatanym Tatarstan», № 85-86, 30.04.2002 (izmenenija, vnesennye Zakonom RT ot 22.06.2012 № 40-ZRT, opublikovany v «Respub-like Tatarstan», «Vatanym Tatarstan» 26.06.2012).

5. Ustav Nizhegorodskoj oblasti ot 30.12.2005 № 219-Z (prinjat postanovleniem ZS NO ot 22.12.2005 № 1809-III) (red. ot 04.06.2012) / «Pravovaja sreda», № 3(676), 18.01.2006 (prilozhenie k gazete «Nizhegorodskie novosti», № 7(3419), 18.01.2006) (izmenenija, vnesennye Zakonom Nizhegorodskoj oblasti ot 04.06.2012 № 59-Z, opublikovany v «Nizhegorodskih novostjah» 07.06.2012).

6. Ustav (Osnovnoj Zakon) Altajskogo kraja ot 05.06.1995 № 3-ZS (prinjat AKZS 26.05.1995)(red. ot 06.06.2012) / «Alta-jskaja pravda», № 235, 20.10.1999 (izmenenija, vnesennye Zakonom Altajskogo kraja ot 06.06.2012 № 39-ZS, opublikovany v «Altajskoj pravde» 14.06.2012).

7. Zakon Sahalinskoj oblasti ot 17.11.2010 № 103-Z0 «O Pravitel'stve Sahalinskoj oblasti» (prinjat Sahalinskoj oblastnoj Dumoj 11.11.2010) (red. ot 27.06.2012) / «Gubernskie vedomosti», № 214(3661), 24.11.2010 (izmenenija, vnesennye Za-konom Sahalinskoj oblasti ot 27.06.2012 № 61-ZO, opublikovany v «Gubernskih vedomostjah» 30.06.2012).

8. Konstitucija Rossijskoj Federacii (s uchetom po-pravok, vnesennyh Zakonami RF o popravkah k Konstitucii RF ot 30.12.2008 № 6-FKZ, ot 30.12.2008 № 7-FKZ) / Rossijskaja gazeta, № 7, 21.01.2009.

9. Ustav Penzenskoj oblasti (prinjat ZS Penzenskoj obl. 10.09.1996) (red. ot 06.06.2012) / «Penzenskie vesti», № 133-134, 13.09.1996 (izmenenija, vnesen-nye Zakonom Penzenskoj obl. ot 06.06.2012 № 2241-ZPO, opublikovany v «Penzenskih gubern-skih vedomostjah» 07.06.2012).

10. Konstitucionnyj zakon Respubliki Saha (Jakutija) ot 15.02.1995 Z № 51-I «O Pravitel'stve Res-publiki Saha (Jakutija)» (prinjat postanovleniem PR GS (Il Tumjen) RS(Ja) ot 15.02.1995 Z № 52-I) (red. ot 08.06.2012) / «Jakutskie vedo-mosti», № 10, 03.03.1995 (izmenenija, vnesennye Konsti-tucion-nym zakonom RS(Ja) ot 08.06.2012 1080-Z № 1039-IV, opublikovany v «Il Tumjen» 22.06.2012).

11. Zakon UR ot 05.12.2007 № 65-RZ «O Gosudarstven-nom Sovete Udmurtskoj Respubliki» (prinjat Gosudarstvennym Sovetom UR 23.10.2007 № 898-III) (red. ot 04.10.2012) / «Izvestija Udmurtskoj Respubliki», № 182, 08.12.2007 (izmenenija, vne-sennye Zakonom UR ot 04.10.2012 № 54-RZ, opub-likovany v gazete «Izvestija Udmurtskoj Respubliki» 09.10.2012).

12. Konstitucija Respubliki Tyva (prinjata na refe-rendume Respubliki Tyva 06.05.2001) / «Tuvinskaja pravda», 15.05.2001.

13. Konstitucija Respubliki Mordovija (prinjata Konstitucionnym sobraniem RM 21.09.1995) (red. ot 13.06.2012) / «Izvestija Mordovii», № 180, 22.09.1995 (izmenenija, vnesennye Zakonom RM ot 13.06.2012 № 40-Z, opublikovany v «Izvestijah Mordovii» 13.06.2012).

14. Konstitucija (Osnovnoj Zakon) Rossijskoj Fede-racii - Rossii (prinjata VS RSFSR 12.04.1978) (red. ot 10.12.1992) // SPS «Konsul'tant Pljus». URL: http://www.consultant.ru (Data obrashhenija 19.03.2013).

15. Zakon RF ot 21.04.1992 № 2708-1 / Vedomosti SND i VS RF, 1992, № 20, st. 1084.

16. Konstitucija (Osnovnoj Zakon) Rossijskoj Sovet-skoj Federativnoj Socialisticheskoj Respubliki (prinjata VS RSFSR 12.04.1978) / «Vedomosti VS RSFSR», 1978, № 15, st. 407.

17. Postanovlenie Chrezvychajnogo XVII Vserossij-skogo S#ezda Sovetov ot 21.01.1937 «Ob utver-zhdenii Konstitucii (Osnovnogo Zakona) Rossij-skoj Sovetskoj Federativnoj So-cialisticheskoj Respubliki» (vmeste s Konstituciej) / SPS «Konsul'tant Pljus». URL: http://www.consultant.ru (data obrashhenija 19.03.2013).

18. Konstitucija (Osnovnoj Zakon) Sojuza Sovetskih So-cialisticheskih Respublik (utv. Postanovleniem Chrezvycha-jnogo VIII S#ezda Sovetov SSSR ot 05.12.1936) / SPS «Konsul'tant Pljus». URL: http://www.consultant.ru (data obrashhenija 19.03.2013).

19. Konstitucija Respubliki Belarus' (s izmenenijami i do-polnenijami, prinjatymi na respublikanskih referendumah 24 nojabrja 1996 g. i 17 oktjabrja 2004 g.) URL: http://www.pravo.by/main.aspx?guid=6351 (data obrashhenija 18.03.2013).

20. Konstitucija Respubliki Kazahstan (prinjata na respub-likanskom referendume 30 avgusta 1995 go-da) (s iz-menenijami i dopolnenijami po sostojaniju na 02.02.2011), URL: http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=1005029 (data obrashhenija 28.02.2013).

21. КошйШсюппу) zakon Respubliki Kazahstan ot 18 dekabrja 1995 goda № 2688 «О Ргауйе1^уе Respubliki Kazahstan» (s izmenenijami i dopol-nenijami ро sostojaniju па 19.06.2007),

http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=1003973 (аага obrashhenija 18.03.2013).

22. Konstitucija Шишу рпп)а1а па pjatoj sessii Verhovnoj Rady Штату 28 уигца 1996 goda (в ¡гтепепуагт, таейеппупи V sootvetstvii в Zakonom № 2952-VI Ы 01.02.2011, VVR

Штату, 2011, №10, ¡¿68), иНЬ: http://iportal.rada.gov.ua/ uploadsZdocumentsZ27396.pdf (data оЫ^Мюпща 18.03.2013).

23. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 07.04.2004 № 185 «Voprosy Ministerstva finansov Rossijskoj Federacii» (red. ot 04.09.2012) / «Sobranie zakonodatel'stva RF», 12.04.2004, № 15, st. 1478 (izmenenija, vnesennye Postanovleniem РТал^Г^а RF ot 04.09.2012 № 881, opublikovany v «Sobranii zakonodatel'stva RF» 10.09.2012).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.