6. Starchikov M.Yu. Legally Significant Medical Documents: Regulations, Standard Forms and Judicial Practice (reference manual with situational tasks and answers to them). M.: Infotropic Media, 2018. 314 P.
7. Amelin R.V. Legal Regime of State Information Systems. Moscow: GrossMedia, 2016. 338 P.
8. Volkova N.S., Eremina O.Yu. Drug Provision for Disabled People: Theoretical and Practical Problems. Journal of Russian law. 2018. No. 11. P. 85-96.
9. Aleksandrov GA. Registration Certificates in the Procurement of Medical Devices // Progoszakaz. RF. 2017. No. 8. P. 39-54.
10. Kovrigina I.V., Bolotova E.V. Experience and Problems of Using Medical Information System on the Example of Polyclinic Institution // Kuban scientific medical Bulletin. 2016. No. 2. P. 90-94.
11. Belyshev D.V., Guliyev Ya.I., Mikheev A.E. Change of Functional Requirements to MIS in the Process of Restructuring of Health Care Systems // Doctor and information technologies. 2017. No. 4. P. 6-25.
12. Zhuravlev M.S. Legal Support of Electronic Document Circulation in Telemedicine // Information law. 2017. No. 4. P. 10-15.
УДК 349.2
Е.А. Герасимова
К ВОПРОСУ О ПРАВОВОМ ПОЛОЖЕНИИ ЛИЦ ПРЕДПЕНСИОННОГО ВОЗРАСТА В РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Введение: одной из самых обсуждаемых законодательных новелл прошедшего года стала пенсионная реформа. Повышение возраста выхода на пенсию явилось причиной появления в российском законодательстве специального субъекта — «лицо предпенсионного возраста». Нормы, регулирующие правовое положение таких лиц, имеют межотраслевую природу. Цель: обоснование необходимости оптимизации трудового законодательства и закрепления в нем особенностей регулирования труда лиц предпенсионного возраста. Сформулированная цель определила потребность в решении ряда задач: высветить законодательные подходы к определению содержания понятия «лицо предпенсионного возраста»; сформулировать теоретическое понятие «лицо предпенсионного возраста», общее для разных отраслей права; выявить необходимость наличия специальных норм для данного субъекта в ТК РФ. Методологическая основа: диалектический метод, представляющий собой универсальное средство познания, а также иные общенаучные и частнонаучные методы, такие как формально-логический и системный. Результаты: среди правовых актов разных уровней и отраслевой принадлежности — трудовое законодательство, регламентирующее трудовые и непосредственно связанные с ними отношения, позволит обеспечить работникам предпенсионного возраста равные с другими категориями права и возможности. Добиться такого равенства можно путем углубления дифференциации правого регулирования их труда. Возраст как субъектное основание дифференциации известно трудовому законодательству и теоретически обосновано. Вывод: о наличии объективной необходимости осуществления субдифференциации по данному основанию. Возможным вариантом разрешения указанной проблемы может
© Герасимова Екатерина Александровна, 2019
Кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры трудового права (Саратовская государственная юридическая академия); е-mail: [email protected] © Gerasimova Ekaterina Aleksandrovna, 2019
Candidate of law, senior lecturer, Labor law department (Saratov State Law Academy) 275
стать появление в ТК РФ гл. 42.1 «Особенности регулирования труда работников предпенсионного возраста».
Ключевые слова: возраст, лицо предпенсионного возраста, пенсионная реформа, дифференциация, особенности регулирования труда.
E.A. Gerasimova
ON THE LEGAL STATUS OF PERSONS OF PRE-RETIREMENT AGE IN THE RUSSIAN LEGISLATION
Background: one of the most debated legislative novels of the past year was pension reform. The increase in the retirement age was the reason for the emergence of a special subject in the Russian law - the person of pre-retirement age. The rules governing the legal status of such persons are of an intersectoral nature. Objective: substantiation of the need to optimize labor legislation and consolidate in it the peculiarities of labor regulation for persons of pre-retirement age. The formulated goal identified the need for solving a number of problems: to highlight legislative approaches to determining the content of the concept of "person of pre-retirement age"; to formulate the theoretical concept of "a person of pre-retirement age," common to different branches of law; to identify the need for special standards for this subject in the Labor Code of the Russian Federation. Methodology: the dialectical method, which is a universal means of cognition, as well as other general scientific and particular scientific methods, such as formal-logical and systemic. Results: among legal acts of different levels and industry affiliations, labor legislation governing labor and relations directly related to them will make it possible to ensure employees of pre-retirement age equal rights and opportunities with other categories. This equality can be achieved by deepening the differentiation of the legal regulation of their labor. Age as the subjective basis of differentiation is known to labor law and theoretically justified. Conclusion: the author of the research comes to the conclusion concerning the existence of an objective need for subdifferentiation on this basis. A possible solution to this problem may be the appearance in the Labor Code of the Russian Federation. 42.1 "Features of labor regulation of workers of pre-retirement age."
Key-words: age, pre-retirement person, pension reform, differentiation, features of labor regulation.
Постоянная модернизация права представляет естественный процесс, отвечающий современным потребностям социально-экономического развития государства. В 2014 г. Т.Я. Хабриева отмечала: «В последние годы законодательство, направленное на решение социальных вопросов, стремительно развивается, заметно опережая другие направления законотворческой деятельности — институционального, экономического, политического и внешнеэкономического свойства» [1, с. 6]. Указанная тенденция не теряет актуальности и на сегодняшний день.
Одной из самых обсуждаемых правовых новелл прошедшего года выступает пенсионная реформа. Федеральным законом от 3 октября 2018 г. № 350-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» возраст выхода на пенсию повышен для мужчин до 65 и для женщин до 60 лет (с учетом переходных положений)1. Начало действия документа, за исключением отдельных норм, 1 января 2019 г.
Высказывая свою позицию относительно вышеназванных нововведений в телеобращении, глава государства В.В. Путин подчеркнул необходимость разработки дополнительных гарантий, которые защитят интересы граждан старших возрастов на рынке труда, и указал на потребность в целом пакете
1 См.: Федеральный закон от 3 октября 2018 г. № 350-2 ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2018. № 41, ст. 6190.
мер. Правительству было поручено предложить реальные стимулы для бизнеса, чтобы заинтересовать работодателей принимать и сохранять на работе граждан предпенсионного возраста2.
Некоторые шаги в этом направлении уже сделаны законодателем. Статьей 144.1 Уголовного кодекса Российской Федерации введена уголовная ответственность за необоснованный отказ в приеме на работу лица по мотивам достижения им предпенсионного возраста, а равно необоснованное увольнение с работы такого лица по тем же мотивам. При этом под соответствующим возрастом понимается период продолжительностью до 5 лет, предшествующих назначению лицу страховой пенсии по старости в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации3.
Дополнительные гарантии социальной поддержки граждан предпенсионного возраста предусмотрены Законом РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»4. Одним из направлений государственной политики в области содействия занятости населения заявлено осуществление мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы. К названной категории отнесены лица предпенсионного возраста, которые так же определены как граждане в течение пяти лет до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно. Для них предусмотрен особый порядок выплаты пособия по безработице. Так, период его выплаты гражданам, признанным в установленном порядке безработными, уволенным по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы (за исключением ряда случаев), не может превышать 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 месяцев. При этом при наличии страхового стажа продолжительностью не менее 25 и 20 лет (для мужчин и женщин соответственно) или наличии указанного страхового стажа и необходимого стажа работы на соответствующих видах работ, который дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, период выплаты увеличивается сверх установленного на две недели за каждый год работы, превышающий стаж названной продолжительности. Гражданам предпенсионного возраста, состоявшим в период, предшествующий началу безработицы, в трудовых (служебных) отношениях не менее 26 недель, пособие начисляется в первые три месяца в размере 75% их среднемесячного заработка (денежного содержания, довольствия), исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы (службы); в следующие четыре месяца — в размере 60% такого заработка; в дальнейшем — в размере 45% от указанного заработка. Постановлением Правительства РФ от 15 ноября 2018 г. № 1375 «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2019 год» определен повышенный размер пособия по безработице — от 1500 до 11280 руб.5 Этот диапазон применяется так же для установления величины стипендии с учетом районного коэффициента.
2 См.: Какие изменения пенсионного законодательства предложил президент. URL: https:// ) rg.ru/2018/09/03/kakie-izmeneniia-pensionnogo-zakonodatelstva-predlozhil-vladimir-putin.html 2 (дата обращения: 5.05.2019). £3
3 См.: Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (с изм. и доп. ш от 23 апреля 2019 г. № 65-ФЗ) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. № 25, ст. 2954; Российская газета. 2019. 25 апр.
4 См.: Закон РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 (с изм. и доп. от 3 октября 2018 г. № 350-ФЗ) «О занятости населения в Российской Федерации» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. № 17, ст. 1915; 2018. № 41, ст. 6190.
5 См.: Постановление Правительства РФ от 15 ноября 2018 г. № 1375 «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2019 год» // Собр. законодательства
Рос. Федерации. 2018. № 48, ст. 7417. 277
Внесены изменения в ст. 169 Семейного кодекса Российской Федерации — право нетрудоспособных лиц, нуждающихся в помощи, а также право нуждающегося в помощи бывшего супруга, на алименты распространяется, в том числе на граждан, достигших возраста 55 лет (для женщин) и 60 лет (для мужчин), т.е. на «предпенсионеров»6.
Ряд нормативных правовых актов сохраняют отдельные преимущества, представлявшиеся ранее пенсионерам. Например, ст. 391 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает уменьшение налоговой базы земельного налога, ст. 407 — льготу при начислении налога на имущество физических лиц7.
Новые поправки в Приказ Минтруда России от 10 декабря 2012 г. № 580н «Об утверждении Правил финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами» позволяют работодателям направлять часть сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на санаторно-курортное лечение работников предпенсионного возраста8.
Распоряжением Правительства РФ от 30 декабря 2018 г. № 3025-р утверждена «Специальная программа профессионального обучения и дополнительного профессионального образования граждан предпенсионного возраста на период до 2024 года»9.
Уделяют внимание рассматриваемой категории работников и социальные партнеры. Например, Соглашение № 42-с от 25 декабря 2018 г. по регулированию социально-трудовых и, связанных с ними, экономических отношений между Правительством Ивановской области, Региональным союзом «Ивановское областное объединение организаций профсоюзов», Ивановским областным объединением работодателей «Союз промышленников и предпринимателей Ивановской области» на 2019-2021 гг. в п. 2.4 предусматривает совместное обязательство сторон принимать меры по обеспечению занятости граждан предпенсионного и пенсионного возраста; работодатели и профсоюзы согласно п. 2.25.1 должны устанавливать в коллективных договорах и соглашениях дополнительные по сравнению с трудовым законодательством льготы и компенсации при сокращении численности или штата работников за пять лет до достижения ими возраста, дающего право выхода на пенсию; п. 3.8 обязывает стороны совместно принимать меры по выявлению случаев дискриминации в отношении работающих пенсионеров или работников предпенсионного возраста, предотвращению увольнений, сокращений и иных случаев нарушения трудовых прав граждан10. Похожие по
6 См.: Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. № 223-Ф3 (с изм. и
ч: доп. от 18 марта 2019 г. № 35-Ф3) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. № 1, ст. 16;
8 2019. № 12, ст. 1225.
>g 7 См.: Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05 августа 2000 г. № 117-ФЗ
б (с изм. и доп. от 15 апреля 2019 г. № 63-Ф3) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2000. ° № 32, ст. 3340; Российская газета. 2019. 17 апр.
§ 8 См.: Приказ Минтруда России от 10 декабря 2012 г. № 580н (с изм. и доп. от 3 декабря 2018 г.) «Об
" утверждении Правил финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производ-
1 ственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лече-
ü ния работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами»
(зарегистрировано в Минюсте России 29 декабря 2012 г. № 26440) // Российская газета. 2013. 25 янв.
9 См.: Распоряжение Правительства РФ от 30 декабря 2018 г. № 3025-р «Об утверждении специальной программы профессионального обучения и дополнительного профессионального образования граждан предпенсионного возраста на период до 2024 года» (вместе с «Планом мероприятий по организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования граждан предпенсионного возраста на период до 2024 года») // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2019. № 1, ст. 135.
10 См.: Официальный сайт Федерации Независимых Профсоюзов России. URL: http://www. 278 fnpr.ru/pic/Ivanovo.pdf (дата обращения: 5.05.2019).
смыслу нормы закреплены в Соглашении между Администрацией Курской области, Союзом «Федерация организаций профсоюзов Курской области» и Ассоциацией — объединением работодателей «Союз промышленников и предпринимателей Курской области» на 2019-2021 гг. и других актах социального партнерства11.
Таким образом, можно констатировать появление в российском законодательстве нового специального субъекта, в качестве которого выступает «лицо предпенсионного возраста». Лицо предпенсионного возраста — это гражданин, находящийся в возрасте от пяти и менее лет до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно. Нормы, регулирующие правовое положение указанных граждан имеют межотраслевую природу и представлены правовыми актами различных уровней.
До настоящего времени в Трудовой кодекс Российской Федерации (далее — ТК РФ) внесены изменения, касающиеся лишь порядка прохождения диспансеризации. Часть 2 ст. 185.1 ТК РФ закрепляет: «Работники, не достигшие возраста, дающего право на назначение пенсии по старости, в том числе досрочно, в течение пяти лет до наступления такого возраста и работники, являющиеся получателями пенсии по старости или пенсии за выслугу лет, при прохождении диспансеризации в порядке, предусмотренном законодательством в сфере охраны здоровья, имеют право на освобождение от работы на два рабочих дня один раз в год с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка»12. Однако именно ТК РФ регулирует трудовые и иные, непосредственно связанные с ними отношения, а значит — позволяет обеспечить эффективную защиту со стороны государства работникам старших возрастов (о которой упоминал Президент).
Установление особенностей регулирования труда отдельных категорий работников известно науке как дифференциация правового регулирования. Причем, как справедливо отмечают А.Ф. Нуртдинова и Л.А. Чиканова, углубление дифференциации правового регулирования трудовых отношений, учет все более широкого круга факторов, оказывающих влияние на процесс трудовой деятельности, является одной из наиболее характерных тенденций развития трудового права [2, с. 69].
Факторы или основания дифференциации в теории трудового права традиционно делят на объективные и субъектные. Субъектные факторы связаны с особым статусом лица, работающего по трудовому договору. Таким «социальным» категориям для обеспечения равных с другими трудящимися возможностей необходимо предоставление дополнительных прав. Н.Л. Лютов отмечает: «Меры, направленные на достижение реального равенства за счет предоставления преимуществ отдельным категориям граждан, в англоязычных странах принято называть позитивными, или компенсирующими действиями (англ. — positive/ affirmativeaction)» [3, с. 21]. Например, гл. 41 ТК РФ посвящена особенностям регулирования труда женщин и лиц с семейными обязанностями, а гл. 42 — особенностям регулирования труда работников в возрасте до восемнадцати лет. Наличие последней свидетельствует об уже имеющемся опыте законодателя в использовании в качестве основания дифференциации такого признака как возраст и его обоснованности.
Специфика регулирования предусмотрена в отношении запрета применения труда несовершеннолетних на отдельных видах работ; обязательности прохож-
11 См.: Официальный сайт Федерации Независимых Профсоюзов России. URL: http://www. fnpr.ru/pic/Kursk(19-21)%2017.12.18.pdf (дата обращения: 5.05.2019).
12 См.: Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (с изм. и доп. от 1 апреля 2019 г. № 48-ФЗ) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. № 1, ч. 1, ст. 3;
2019. № 14, ч. I, ст. 1461. 279
дения медицинских осмотров; в установлении удлиненного ежегодного основного оплачиваемого отпуска, который предоставляется в удобное для работника время; в запрещении направления в служебные командировки, привлечения к сверхурочной работе, работе в ночное время, в выходные и праздничные дни; в дополнительных гарантиях при расторжении трудового договора; в особенностях норм выработки, оплаты труда и трудоустройства.
Еще в 1977 г. О.В. Смирнов писал: «Дифференциация условий труда рабочих и служащих в нормах трудового права проявляется главным образом в зависимости от: 1) характера и особенностей производства (отраслевая и локальная дифференциация); 2) половозрастных, квалификационных и иных особенностей рабочих и служащих (субъектная дифференциация); 3) месторасположения предприятий... (территориальная дифференциация)» [4, с. 118].
По нашему мнению, в настоящее время существует объективная необходимость углубления дифференциации трудового законодательства в части установления особенностей регулирования трудовых отношений и непосредственно связанных с ними отношений лиц предпенсионного возраста. Статьей 6 ТК РФ особенности регулирования труда отдельных категорий работников отнесены к ведению федеральных органов государственной власти. Это положение дает основание полагать о целесообразности внесения соответствующих изменений именно в ТК РФ. Возможным разрешением названной проблемы может стать внесение изменений в ТК РФ и закрепление в нем гл. 42.1 «Особенности регулирования труда работников предпенсионного возраста».
С точки зрения теории трудового права такую дифференциацию можно классифицировать как субъектную. Ученые не сходятся во мнении относительно числа оснований такой дифференциации. Например, Г.С. Скачкова относит к таковым: 1) физиологические особенности женского организма; 2) социальную функцию материнства женщины; 3) состояние трудоспособности работника; 4) возраст работника; 5) семейное положение работника; 6) совмещение работником труда с обучением; 7) ученичество [5, с. 57]. Не оспаривая количественный показатель оснований в целом, считаем необходимым особенности регулирования труда лиц предпенсионного возраста определить как субдифференциацию по признаку возраста.
В словаре С.И. Ожегова возраст понимается как «период, ступень в развитии, росте» [6, с. 97]. «Старость — сменяющий зрелость возраст, в который происходит постепенное ослабление деятельности организма» [6, с. 762]. Согласно классификации ВОЗ, промежуток от 25 до 44 лет — это молодой возраст, 44-60 лет — средний, 60-75 лет — пожилой возраст, 75-90 лет — старческий, а после 90 — это долгожители. М. Рубнер, немецкий физиолог предлагал считать началом старости уже 50 лет.
Существует немало других классификаций календарного возраста населения. Однако понятие «старость», связанное с угасанием деятельности организма, определяется не только количеством прожитых лет. Так, в словаре-справочнике по геронтологии выделяется, помимо хронологической, еще физиологическая, психологическая и социальная старость [7, с. 160]. Социальная старость является синтезом предыдущих этапов и зависит, в т.ч. от условий труда и отдыха. Таким образом, создание адаптированных условий труда, учитывающих психофизиологическую специфику лиц предпенсионного возраста, позволит «отодвинуть» границу старости не только на законодательном уровне, но и в сознании самих трудящихся.
Сформулированные в работе выводы и рекомендации могут послужить мотивом и основой для дальнейшего развития теории особенностей правового регулирования труда граждан, относящихся к различным возрастным группам.
Библиографический список
1. Хабриева Т.Я. Основные векторы и проблемы развития социального законодательства // Журнал российского права. 2014. № 8. С. 5-15.
2. НуртдиноваА.Ф., Чиканова Л.А.. Дифференциация регулирования трудовых отношений как закономерность развития трудового права // Журнал российского права. 2015. № 6. С. 68-82.
3. Лютов Н.Л. Дискриминация в области труда и занятий: проблемы определения // Трудовое право в России и за рубежом. 2011. № 4. С. 20-24.
4. Смирнов О.В. Основные принципы советского трудового права. М.: Юридическая литература, 1977. 216 с.
5. Скачкова Г.С. Расширение сферы действия трудового права и дифференциация его норм: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2003. 62 с.
6. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1990. 917 с.
7. Словарь-справочник по социальной геронтологии / под ред. Б. Тукумцева. Самара: Самарский ун-т, 2003. 208 с.
References
1. Khabrieva T.Y. The Main Vectors and Problems of Development of Social Legislation // Journal of Russian law. 2014. No 8. P. 5-15.
2. Nurtdinova A.F., Chikanova LA. Differentiation of the Regulation of Labor Relations as a Pattern of Development of Labor Law // Journal of Russian law. 2015. No 6. P. 68-82.
3. Lyutov N.L. Discrimination in Employment and Occupation: Problems of Definition // Labor Law in Russia and Abroad. 2011. No 4. P. 20-24.
4. Smirnov O.V. The Basic Principles of Soviet Labor Law. Moscow: Legal Literature publishing house, 1977. 216 p.
5. Skachkova G.S. The Expansion of the Scope of Labor Law and the Differentiation of Its Norms: extended abstract of dis. ... doc. of law. Moscow., 2003. 62 p.
6. Ozhegov S.I. Dictionary of the Russian Language. Moscow.: Russian language, 1990.917 p. с
7. Dictionary of Social Gerontology / edited by B. Tukumtseva. Samara: Samara И
University, 2003. 208 p. |
—
О
д
—I
5
а
№
О
3
2
О
9
28О