Использованные источники:
1. Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "О несостоятельности (банкротстве)" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2015);
2. П.П. Ланг «Арбитражный управляющий и правовые механизмы разрешения конфликтов в деле о банкротстве» в сборнике: «Современные технологии и управление». Сборник научных трудов II Международной научно-практической конференции. Московский Государственный Университет технологий и управления имени К.Г. Разумовского (Филиал в р.п. Светлый Яр Волгоградской области). 2013. С. 3-10;
3. П.П. Ланг «Институт несостоятельности (банкротства) - самостоятельная процедура юридического процесса» // Вопросы экономики и права. 2013. №55. С. 43-47;
4. "Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" от 24.07.2002 N 95-ФЗ (ред. от 29.06.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2015).
Решетько А.В. магистрант
ФГБОУ ВПО Самарский государственный экономический университет Россия, г. Самара К ВОПРОСУ О ПРАВОВОМ ПОЛОЖЕНИИ АРБИТРАЖНОГО
УПРАВЛЯЮЩЕГО
Ключевые слова: несостоятельность (банкротство), саморегулируемая организация, арбитражный управляющий.
В статье рассматриваются вопросы правового статуса арбитражного управляющего. Анализируется его роль при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве. Рассматривается порядок контроля за деятельность арбитражного управляющего.
Key words: insolvency (bankruptcy), self-regulatory organization, arbitration manager.
In article questions of legal status of the arbitration managing director are considered. Its role when carrying out the procedures applied in the case of bankruptcy is analyzed. The control order for activity of the arbitration managing director is considered.
Статья 2 ФЗ от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» [1] (далее - Закон о банкротстве) определяет арбитражного управляющего как гражданина РФ, утверждаемого арбитражным судом для проведения процедур банкротства и осуществления иных установленных этим законом полномочий и являющегося членом одной из саморегулируемых организаций.
При этом, как разъяснил Конституционный Суд РФ, полномочия арбитражного управляющего в деле о банкротстве в значительной степени
носят публично-правовой характер, что означает действие управляющего в интересах должника, кредиторов и общества в целом. Это, в свою очередь, позволяет определить его как фигуру, на первостепенной основе подчиняющуюся предписаниям публичного права, что, однако, не исключает наличия обязательственно-правовой природы в его деятельности [2].
Законодатель выделил следующие разновидности арбитражных управляющих: временный управляющий (арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения наблюдения); административный управляющий (арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения финансового оздоровления); внешний управляющий (арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения внешнего управления); конкурсный управляющий (арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения конкурсного производства).
В соответствии со ст. 20 Закона о банкротстве саморегулируемая организация арбитражных управляющих устанавливает следующие обязательные условия членства в этой организации:
- наличие высшего образования
- наличие стажа работы на руководящих должностях не менее чем год и стажировки в качестве помощника арбитражного управляющего в деле о банкротстве не менее чем шесть месяцев или стажировки в качестве помощника арбитражного управляющего в деле о банкротстве не менее чем два года
- сдача теоретического экзамена по программе подготовки арбитражных управляющих
- отсутствие наказания в виде дисквалификации за совершение административного правонарушения либо в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью за совершение преступления
- отсутствие судимости за совершение умышленного преступления
- отсутствие в течение трех лет до дня представления в саморегулируемую организацию заявления о вступлении в члены этой саморегулируемой организации факта исключения из числа членов этой или иной саморегулируемой организации арбитражных управляющих в связи с нарушением законодательства
Конкурсный кредитор или уполномоченный орган, являющиеся заявителями по делу о банкротстве, либо собрание кредиторов вправе выдвигать к кандидатуре арбитражного управляющего в деле о банкротстве следующие дополнительные требования:
- наличие высшего юридического или экономического образования либо образования по специальности, соответствующей сфере деятельности должника;
- наличие определенного стажа работы на должностях руководителей
организаций в соответствующей отрасли экономики;
- проведение в качестве арбитражного управляющего определенного количества процедур, применяемых в деле о банкротстве.
Выбор арбитражного управляющего осуществляется в соответствии со следующими правилами. В заявлении должника должно быть указано наименование и адрес саморегулируемой организации, из числа членов которой должен быть утвержден временный управляющий. Кредитор или уполномоченный орган выбор арбитражного управляющего осуществляют самостоятельно, указывая в заявлении кандидатуру временного управляющего (фамилия, имя, отчество арбитражного управляющего, наименование и адрес саморегулируемой организации, членом которой он является) или наименование и адрес саморегулируемой организации, из числа членов которой должен быть утвержден временный управляющий.
Затем, выбранную кандидатуру арбитражного управляющего, рассматривает и утверждает арбитражный суд. В ситуации нескольких поданных заявлений на банкротство, эти заявления рассматриваются в порядке поступления, в хронологическом порядке. После принятия к производству одного из них (первого, которое удовлетворяет формальным критериям и требованиям к заявлению на банкротство должника), выносится решение и о кандидатуре арбитражного управляющего. Все остальные кредиторы, подавшие заявление на банкротство должника, присоединяются к делу о банкротстве в качестве лиц, участвующих в деле о банкротстве.
Арбитражный управляющий в деле о банкротстве обязан:
- принимать меры по защите имущества должника;
- анализировать финансовое состояние должника и результаты его финансовой, хозяйственной и инвестиционной деятельности;
- вести реестр требований кредиторов;
- предоставлять реестр требований кредиторов лицам, требующим проведения общего собрания кредиторов, в течение трех дней с даты поступления требования в случаях;
- в случае выявления признаков административных правонарушений и (или) преступлений сообщать о них в органы, к компетенции которых относятся возбуждение дел об административных правонарушениях и рассмотрение сообщений о преступлениях;
- предоставлять собранию кредиторов информацию о сделках и действиях, которые влекут или могут повлечь за собой гражданскую ответственность третьих лиц;
- разумно и обоснованно осуществлять расходы, связанные с исполнением возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве;
- выявлять признаки преднамеренного и фиктивного банкротства;
- привлекать иных лиц для исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве в случае когда это является обязательным;
- выявлять факты нарушения обязанности по подаче заявления должника в арбитражный суд в случаях и в срок, которые предусмотрены законом
Помимо этого в зависимости от избранной процедуры банкротства арбитражный управляющий может выполнять более узкие, специфически направленные функции, в частности, при попытке восстановления бизнеса и платежеспособности должника - разработку плана санации (финансового оздоровления) предприятия, его последующее претворение в жизнь, а при ликвидации - реализацию активов имущественной массы.
Пункт 4 ст. 20.3 Закона о банкротстве определяет, что при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества.
Ситуация финансовой нестабильности, кризиса, при которой имущества должника не достаточно для удовлетворения требований всех кредиторов, является основанием возникновения правоотношений несостоятельности (банкротства). Участники данных правоотношений, как правило, действуют незаконно, вне рамок добросовестности.
В данных условиях особо возрастает роль арбитражного управляющего при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, который при осуществлении своих полномочий должен соблюдать баланс интересов как должника, так и кредиторов.
Контроль за деятельностью арбитражного управляющего осуществляется арбитражным судом, федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, собранием кредиторов должника, саморегулируемой организацией арбитражных управляющих.
На практике нередки случаи недобросовестного поведения арбитражных управляющих в делах о банкротстве в своих собственных интересах либо отдельных кредиторов, должника.
Неисполнение или ненадлежащие исполнение обязанностей, возложенных на арбитражного управляющего в соответствии с Федеральным законом или федеральными стандартами, является основанием для отстранения арбитражным судом арбитражного управляющего от исполнения данных обязанностей по требованию лиц, участвующих в деле о банкротстве (п.1 ст. 20.4 Закона о банкротстве) [3].
Таким образом именно судебный контроль за деятельность арбитражных управляющих играет главенствующую роль. При этом лицам, участвующим в деле о банкротстве, следует проявлять активность, оспаривая действия недобросовестного арбитражного управляющего.
Использованные источники:
1. ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ // СЗ РФ. 28.10.2002. № 43. Ст. 4190.
2. Постановление Конституционного Суда РФ от 19 декабря 2005 г. № 12-П
«По делу о проверке конституционности абзаца восьмого пункта 1 статьи 20 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» в связи с жалобой гражданина А.Г. Меженцева» // СЗ РФ. 16.01.2006. № 3. Ст. 335. 3. Ланг П.П. Арбитражный управляющий и правовые механизмы разрешения конфликтов в деле о банкротстве // Современные технологии и управление - сборник научных трудов II Международной научно-практической конференции. Московский государственный университет имени К.Г. Разумовского (Филиал в р. п. Светлый Яр Волгоградской области). 2013. С. 3-10.
Романова М.И. студент 3 курса Пахомова Л. М., к. и. н.
НИУ «Высшая школа экономики»
Россия, г. Пермь
НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ И МУНИЦИПАЛЬНЫМ ИМУЩЕСТВОМ
В данной работе рассматриваются основные вопросы управления государственным и муниципальным имуществом, проанализированы практические и теоретические аспекты планирования и прогнозирования имущественного фонда. Автором сделаны выводы о эффективности планирования государственного и муниципального имущества, сделаны выводы о проблемах, возникающих на практике.
Ключевые слова: государственное имущество, муниципальное имущество, планирование, управление имуществом, имущественный фонд.
Современное регулирование вопроса управления имущественным фондом обусловлено изменением экономического уклада посредством реформ 90х годов. Изменения заключались в передаче имущественных прав муниципальным образованиям, что подразумевало эффективное пользование и перераспределение имущества с целью достижения экономического роста, повышения управляемости на местах. Безусловно, со временем возникают практические проблемы, связанные с эффективностью пользования имуществом муниципалитетами. Сопутствующее реформам наделение муниципалитетов самостоятельностью не в полной мере определяет будущую эффективность управления имуществом, что порождает проблему дефицитного бюджета муниципального образования , истребования средств из федерального бюджета. Инструмент планирования и прогнозирования имущественного фонда посредством реализации права на приватизацию является наиболее актуальным вопросом в формировании и управлении имуществом муниципалитета.
В данной работе нами изучены наиболее важные аспекты управления имущественным фондом на федеральном уровне, также затронут практический аспект реализации данного вопроса в муниципальном