УДК 347 doi: 10.20310/1819-8813-2017-12-6-451-456
РАССМОТРЕНИЕ АРБИТРАЖНЫМИ СУДАМИ ДЕЛ О НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВЕ)
ГЛУХОВА ОКСАНА ЮРЬЕВНА Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
ШЕВЯКОВ АЛЕКСАНДР ЮРЬЕВИЧ Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
В настоящей научной статье представлены теоретические и практические аспекты особенностей рассмотрения арбитражными судами дел о несостоятельности (банкротстве). Проведено исследование института несостоятельности (банкротства) как комплексного института права, содержащего нормы права. Исследуются основные положения процессуальной формы рассмотрения дел о банкротстве в арбитражном судопроизводстве Российской Федерации. Анализируется отраслевая принадлежность норм, регулирующих банкротство, также раскрывается многообразие научных подходов к определению функциональной направленности деятельности суда в производстве по делам о банкротстве. Рассмотрены нормы арбитражного процессуального кодекса, регулирующие рассмотрение арбитражными судами дел о несостоятельности (банкротстве), а также нормы специального законодательства о несостоятельности (банкротстве). Обосновывается вывод о комплексном характере судебной деятельности в производстве в делах о банкротстве, основу которой составляет юрисдикционно-контрольная функция. Исследован порядок рассмотрения арбитражными судами дел о несостоятельности (банкротстве), а именно дела о банкротстве юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными действующим законодательством о несостоятельности (банкротстве). Рассмотрены подведомственность и подсудность дел о несостоятельности (банкротстве). Исследован субъектный состав лиц, участвующих в делах о несостоятельности (банкротстве). Проведен анализ рассмотрения арбитражными судами дел о несостоятельности (банкротстве), в том числе рассмотрена специфика всех процедур несостоятельности (банкротства), а именно особенности наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления, конкурсного производства, мирового соглашения.
Ключевые слова: арбитражный суд, банкротство, несостоятельность
Под несостоятельностью (банкротством) закон понимает признанную арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей [1].
Ряд ученых-цивилистов придерживается мнения о том, что институт банкротства является межотраслевым комплексным институтом права [2]. При этом в юридической литературе приводятся аргументы и в пользу формирования отдельной отрасли российского права - конкурсного права [3]. А отдельные авторы, например В. Ф. Попондопуло, Е. В. Слепченко, акцентируют внимание на комплексном характере законодательства о банкротстве
[4].
Несостоятельность (банкротство) является одной из немногих сфер, в изучении которой доминирует подход, основанный на единстве материальных и процессуальных аспектов [5].
Отметим, что правила, опосредующие рассмотрение и разрешение дел о банкротстве, устанавливаются процессуальными нормами. Процессуальная форма является неотъемлемой составляющей правового регулирования отношений банкротства.
Основным предназначением процессуальной части законодательства о банкротстве является установление в судебном процессе факта банкротства (несостоятельности) участника экономического оборота, влекущего особые условия его дальнейшего функционирования.
В связи с тем, что банкротство - институт, реализуемый только посредством судебного процесса, то главенствующая роль в системе банкротства принадлежит суду, рассматривающему дела о банкротстве.
Рассмотрение арбитражными судами дел о несостоятельности (банкротстве) - это установленный АПК РФ и действующим законодательством о банкротстве особый порядок разрешения имущественного конфликта, возникшего в связи с неспособностью участника экономического оборота в полном объеме удовлетворить требования кредиторов, направленный на придание должнику особого статуса, определяемого его имущественным положением и необходимостью производства расчетов с кредиторами под контролем суда при учете интересов всех участников конфликта и необходимости поддержания стабильности экономических отношений.
Глава 28 АПК РФ содержит норму о рассмотрении дел о несостоятельности (банкротстве). В соответствии с положением ст. 223 АПК РФ, дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства). Дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются судьей единолично, если иное не предусмотрено действующим законодательством. Кроме того, к рассмотрению таких дел не могут привлекаться арбитражные заседатели.
Положениями ст. 224 АПК РФ с заявлением о признании должника банкротом в арбитражный суд по месту нахождения должника вправе обратиться должник, кредиторы и иные заинтересованные лица в соответствии с федеральным законом, регулирующим вопросы несостоятельности (банкротства). К указанному заявлению прилагаются документы, которые предусмотрены федеральным законом, регулирующим вопросы несостоятельности (банкротства), а также документы, предусмотренные п. 2 ч. 1 ст. 126 АПК РФ, а именно: документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленных порядке и в размере или право на получение льготы по уплате государственной пошлины, либо ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки, об уменьшении размера государственной пошлины.
Нормы АПК РФ выступают процессуальной основой рассмотрения дел о банкротстве, являясь общими, принципиальными по характеру. Нормы действующего законодательства о несостоятельности (банкротстве) носят особенный характер и применяются арбитражными судами в дополнение к
нормам АПК РФ с учетом специфики дел о несостоятельности банкротстве.
В соответствии с положениями ст. 33 ФЗ РФ от 22.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» дела о банкротстве юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, рассматривает арбитражный суд по месту нахождения должника - юридического лица или по месту жительства гражданина.
Заявление о признании должника банкротом принимается арбитражным судом, если требования к должнику - юридическому лицу в совокупности составляют не менее чем триста тысяч рублей, к должнику - гражданину - не менее чем пятьсот тысяч рублей и указанные требования не исполнены в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Дело о банкротстве не может быть передано на рассмотрение в третейский суд.
Лицами, участвующими в деле о банкротстве, являются:
- должник;
- арбитражный управляющий;
- конкурсные кредиторы;
- уполномоченные органы;
- федеральные органы исполнительной власти, а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления по месту нахождения должника в случаях, действующим законодательством о несостоятельности (банкротстве);
- лицо, предоставившее обеспечение для проведения финансового оздоровления.
В арбитражном процессе по делу о банкротстве участвуют:
- представитель работников должника;
- представитель собственника имущества должника - унитарного предприятия;
- представитель учредителей (участников) должника;
- представитель собрания кредиторов или представитель комитета кредиторов;
- представитель федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности в случае, если исполнение полномочий арбитражного управляющего связано с доступом к сведениям, составляющим государственную тайну;
- уполномоченные на представление в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, интересов субъектов Российской Федерации, муниципальных образований соответственно органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации,
органы местного самоуправления по месту нахождения должника;
- иные лица в случаях, предусмотренных АПК РФ и ФЗ РФ от 22.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».
В арбитражном процессе по делу о банкротстве вправе участвовать:
- саморегулируемая организация арбитражных управляющих, которая представляет кандидатуры арбитражных управляющих для утверждения их в деле о банкротстве или член которой утвержден арбитражным управляющим в деле о банкротстве, при рассмотрении вопросов, связанных с утверждением, освобождением, отстранением арбитражных управляющих, а также жалоб на действия арбитражных управляющих;
- орган по контролю (надзору) при рассмотрении вопросов, связанных с утверждением арбитражных управляющих;
- кредиторы по текущим платежам при рассмотрении вопросов, связанных с нарушением прав кредиторов по текущим платежам.
Дело о банкротстве должно быть рассмотрено в заседании арбитражного суда в срок, не превышающий семи месяцев с даты поступления заявления о признании должника банкротом в арбитражный суд.
Арбитражный суд, рассматривая дело о банкротстве, руководствуется прежде всего АПК РФ (например, исследуя доказательства, проводя судебное разбирательство или вынося судебный акт), применяя в случаях, предусмотренных указанным законом, содержащиеся в нем особенные процессуальные нормы, присущие только этим делам и имеющие целью учет специфики банкротства как института материального и процессуального права (например, при подготовке дела к судебному разбирательству или проведении процедур банкротства).
Федеральным законом РФ от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» предусматриваются множественные процедуры, применяемые к неплатежеспособным должникам, вводимые в зависимости от особенностей их правового положения, возможности или невозможности восстановления их платежеспособности, а также иных обстоятельств.
При рассмотрении арбитражными судами дел о несостоятельности (банкротстве) должника в соответствии с вышеназванным Федеральным законом РФ от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» применяются следующие процедуры банкротства:
- наблюдение (гл. IV);
- финансовое оздоровление (гл. V);
- внешнее управление (гл. VI);
- конкурсное производство (гл. VII);
- мировое соглашение (гл. VIII).
Понятие «процедуры банкротства» употребляется вполне условно, так как под процедурой банкротства в буквальном смысле слова вступает только конкурсное производство, которое применяется к должнику, признанному арбитражным судом банкротом. Оставшиеся процедуры стали называть процедурами банкротства можно достаточно условно, так как они применимы к должнику, который еще не признан банкротом, либо реализуемы за пределами производства по делу о несостоятельности (банкротстве).
Каждая из названных процедур банкротства имеет определенную цель, содержание, а также сроки реализации. При этом все процедуры банкротства, кроме мирового соглашения, требуют проведения анализа финансового состояния должника, формирования реестра требований кредиторов и подготовку отчета арбитражного управляющего для собрания кредиторов и арбитражного суда.
Процедура наблюдения является необходимой для того, чтобы обеспечить сохранность имущества должника, провести анализ финансового состояния должника, составить реестр требований кредиторов и провести первое собрание кредиторов. По общему правилу, процедура наблюдения вводится не с момента возбуждения производства, а по результатам рассмотрения арбитражным судом обоснованности требований заявителя. Наблюдение осуществляется назначенным арбитражным судом временным управляющим, который в целях обеспечения сохранности имущества должника производит контроль и дает согласие на совершение определенных сделок.
При введении в отношении должника наблюдения и назначении временного управляющего не происходит отстранения руководителя должника, а также иных органов управления должника, продолжающих осуществление своих полномочий с определенными ограничениями. Процедура наблюдения вводится арбитражным судом на срок не более семи месяцев. После окончания срока процедуры наблюдения арбитражным судом выносится определение о введении финансового оздоровления или внешнего управления, либо принимается решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, либо утверждается мировое соглашение и прекращается производство по делу о банкротстве.
Процедура финансового оздоровления является новой для российского законодательства о несо-
стоятельности (банкротстве) процедурой, введенной Федеральным законом РФ от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» [6]. Процедура финансового оздоровления представляет собой такую процедуру банкротства, которая применима к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с установленным графиком погашения задолженности.
В соответствии с положениями действующего законодательства, процедура финансового оздоровления вводится на срок не более, чем два года. Суть данной процедуры состоит в том, что в данный период времени должником производятся расчеты со всеми кредиторами согласно графику погашения задолженности. При этом график погашения задолженности должен предусматривать погашение всех требований кредиторов, которые включены в реестр требований кредиторов, не позднее чем за месяц до даты окончания срока финансового оздоровления, при том условии погашения требований кредиторов первой и второй очереди должно производиться не позднее чем через шесть месяцев с даты введения финансового оздоровления.
При проведении процедуры финансового оздоровления также имеется возможность сохранения органов управления должника. Обязанности по организации и проведению финансового оздоровления возложены на административного управляющего. При введении процедуры финансового оздоровления шансы кредиторов в получении удовлетворения своих требований в разы повышаются, так как в случае срыва графика погашения задолженности Федеральным законом РФ от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» предусматривается упрощенный порядок погашения требований кредиторов лицами, которые предоставили обеспечение исполнения должником обязательств согласно графику погашения задолженности в деле о банкротстве должника.
Помимо этого, арбитражным судом может быть вынесено определение о введении внешнего управления при наличии возможности восстановления платежеспособности должника согласно пункту 6 статьи 88 Федерального закона РФ от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Под внешним управлением понимается такая процедура банкротства, которая применяется к должнику в целях восстановления его платежеспособности, с отнесением полномочий по управлению должником внешнему управляющему. В соответствии с общим правилом внешнее управление применяется только в отношении юридических лиц, но с одним исключением, а именно действующим законодательством допускается введение внешнего
управления в отношении крестьянского (фермерского) хозяйства.
С введением указанной процедуры происходит прекращение полномочий органов управления должника и руководителя должника, а управление делами должника возлагается на внешнего управляющего. Введение внешнего управления происходит на срок не более 18 месяцев и может быть продлено на срок не более шести месяцев.
В отношении определенных организаций-должников российским законодательством о банкротстве установлены более длительные сроки для проведения процедуры внешнего управления, а именно для крестьянских (фермерских) хозяйств, сельскохозяйственных, градообразующих организаций, субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса.
При этом, на основании ходатайства собрания кредиторов или внешнего управляющего установленный действующим законодательством срок внешнего управления может быть сокращен.
Также, отмечает С. А. Карелина, особенностью процедуры внешнего управления является введение моратория или приостановления исполнения должником денежных обязательств и уплаты обязательных платежей) на удовлетворение требований кредиторов [7]. Указанная льгота при предоставлении ее должнику дает возможность использовать суммы, которые предназначены для исполнения денежных обязательств, на проведение соответствующих организационных и экономических мероприятий, улучшающих финансовое состояние должника.
Деятельность внешнего управляющего, направленная на восстановление платежеспособности должника, должна проводиться в соответствии с планом внешнего управления, утверждаемым собранием кредиторов. По итогам внешнего управления внешним управляющим представляется на утверждение собранию кредиторов отчет, рассмотрев который, собрание кредиторов имеет право для обращения в арбитражный суд с ходатайством о продлении внешнего управления либо о прекращении внешнего управления ввиду восстановления платежеспособности должника и перехода к расчетам с кредиторами либо заключения мирового соглашения с кредиторами. При отсутствии достижения внешним управляющим поставленной цели, а именно восстановления платежеспособности должника, собранием кредиторов ставится перед арбитражным судом вопрос о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.
Конкурсное производство выступает завершающей стадией в процедуре несостоятельности (банкротства). Результатом проведения конкурсного производства является прекращение существования
юридического лица или прекращение предпринимательской деятельности гражданина. Конкурсное производство проводится в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов в очередности, которая предусмотрена действующим законодательством, за счет имущества должника.
Срок конкурсного производства не может превышать один год, однако арбитражным судом этот срок может быть продлен не более чем на шесть месяцев. С момента введения конкурсного производства происходит прекращение полномочий руководителя должника, а все функции по управлению и распоряжению имуществом должника передаются конкурсному управляющему.
При анализе процедуры конкурсного производства следует обратить внимание на положение Федерального закона РФ от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», которое допускает замещение активов должника, а также имеет место согласно решению собрания кредиторов, при условии, что за принятие данного решения проголосовали все кредиторы, обязательства которых обеспечены залогом имущества должника.
Мировое соглашение как процедура банкротства может быть заключено на любой стадии производства по делу о банкротстве, в рамках любой процедуры банкротства - наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления, конкурсного производства.
Некоторыми учеными мировое соглашение определяется как единственная цивилизованная процедура выхода из конкурсного производства, имеющая целями либо восстановление платежеспособности должника, реструктуризацию его задолженности, либо ликвидацию должника и распределение средств от продажи имущества должника на согласованных должником и кредиторами условиях, отличных от предусмотренных процедурой конкурсного производств [8].
Отдельным категориям должников юридических лиц законодательством о банкротстве предусматриваются специальные режимы признания их несостоятельными (банкротами), а также особенности процедур их банкротства, что вытекает из специфики правового статуса или особого социально-экономического значения данных лиц. Так, при рассмотрении арбитражным судом дел о банкротстве кредитных организаций применяется только конкурсное производство, а наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление и мировое соглашение не применяются.
Таким образом, следует сделать вывод о том, что действующим законодательством о банкротстве отдается предпочтение реабилитационным проце-
дурам банкротствам, которые направлены на восстановление платежеспособности должника, однако на практике в большинстве случаев вводится процедура конкурсного производства, что приводит к ликвидации юридического лица.
Литература
1. О несостоятельности (банкротстве: фед. закон Рос. Федерации от 26 октября 2002 № 127-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 27 сент. 2002 г.: одобр Советом Федерации Фед. Собр. Рос. Федерации 16 октября 2002 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 43. Ст. 4190.
2. Ткачев В. Н. Актуальные проблемы правового регулирования несостоятельности (банкротства) в современном российском праве: автореф. дис. ... канд. юрид. наук / Юридический институт МВД России. М.,1999. С. 7.
3. Белых B. C., Дубинчин А. А., Скуратовс-кий М. Л. Правовые основы несостоятельности (банкротства). М.: Норма, 2001. С. 1.
4. Попондопуло В. Ф., Слепченко Е. В. Правовая природа отношений, регулируемых законодательством о несостоятельности (банкротстве) // Правоведение.
2003. № 2 (247). С. 62-67.
5. Талыкин Е. А. Процессуальная форма рассмотрения дел о банкротстве в арбитражном судопроизводстве Российской Федерации: основные положения // Вестник Удмуртского университета. 2015. Т. 25. № 3. С. 157.
6. Научно-практический (постатейный) комментарий к Федеральному закону «О несостоятельности (банкротстве)» / под ред. В. В. Витрянского. М.: Статут,
2004. С. 36.
7. Карелина С. А. Правовое регулирование несостоятельности (банкротства). М., 2006. С. 156.
8. Калнан Р. Мировое соглашение // Вестник ВАС Рос. Федерации. 2001. № 3. С. 129.
References
1. O nesostoyatel'nosti (bankrotstve: fed. zakon Ros. Federatsii ot 26 oktyabrya 2002 № 127-FZ: prinyat Gos. Dumoj Feder. Sobr. Ros. Federatsii 27 sent. 2002 g.: odobr. Sovetom Federatsii Fed. Sobr. Ros. Federatsii 16 oktyabrya 2002 g. [About insolvency (bankruptcy: federal law of the Russian Federation on October 26, 2002 № 127-FL: accepted by the State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation on September 27, 2002: approved by the Federation Council of the Federal Assembly of the Russian Federation on October 16, 2002] // Sobraniye zakonodatel'stva Rossijskoj Federatsii. 2002. № 43. St. 4190.
2. Tkachev V. N. Аktual'nye problemy pravovogo regulirovaniya nesostoyatel'nosti (bankrotstva) v sovremennom rossijskom prave [Current problems of legal regulation of insolvency (bankruptcy) in modern Russian law]: avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk / Yuridicheskij institut MVD Rossii. M.,1999. S. 7.
3. Belykh V. S., Dubinchin A. A., Skuratovskij M. L. Pravovye osnovy nesostoyatel'nosti (bankrotstva) [Legal bases of insolvency (bankruptcy)]. M.: Norma, 2001. S. 1.
4. Popondopulo V. F., Slepchenko E. V. Pravovaya priroda otnoshenij, reguliruemykh zakonodatel'stvom o nesostoyatel'nosti (bankrotstve) [The legal nature of the relations regulated by the insolvency law (bankruptcy)] // Pravovedeniye. 2003. № 2 (247). S. 62-67.
5. Talykin E. A. Protsessual'naya forma rassmot-reniya del o bankrotstve v arbitrazhnom sudoproizvodstve Rossijskoj Federatsii: osnovnye polozheniya [Procedural form of hearing of cases of bankruptcy in arbitral proceed-
ing of the Russian Federation: basic provisions] // Vestnik Udmurtskogo universiteta. 2015. T. 25. № 3. S. 157.
6. Nauchno-prakticheskij (postatejnyj) kommentarij k Federal'nomu zakonu «O nesostoyatel'nosti (bankrotstve)» [The scientific and practical (itemized) comment to the Federal law «About Insolvency (Bankruptcy)»] / pod red. V. V. Vitryanskogo. M.: Statut, 2004. S. 36.
7. Karelina S. A. Pravovoye regulirovaniye nesostoyatel'nosti (bankrotstva) [Legal regulation of insolvency (bankruptcy)]. M., 2006. S. 156.
8. Kalnan R. Mirovoye soglasheniye [Settlement agreement] // Vestnik VAS Ros. Federatsii. 2001. № 3. S. 129.
* * *
CONSIDERATION OF CASES OF INSOLVENCY (BANKRUPTCY) BY ARBITRATION TRIBUNALS
GLUKHOVA OKSANA YURYEVNA Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: [email protected]
SHEVYAKOV ALEKSANDR YURYEVICH Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: [email protected]
In the article authors presented theoretical and practical aspects of features of consideration of cases of insolvency (bankruptcy) by arbitration tribunals, made the research of institute of insolvency (bankruptcy) as complex institute of the right containing rules of law, investigated basic provisions of a procedural form of hearing of cases of bankruptcy in arbitral proceeding of the Russian Federation, analyzed branch accessory of the norms regulating bankruptcy, also revealed the variety of scientific approaches to determination of functional orientation of activity of court in bankruptcy proceeding, considered the standards of the arbitration procedural code regulating consideration of cases of insolvency (bankruptcy) by arbitration tribunals and also standards of the special insolvency law (bankruptcy) and proved conclusion about the complex nature of judicial activity in production in cases of bankruptcy which basis jurisdiction-control function made. Authors investigated the order of consideration by of cases of insolvency (bankruptcy) arbitration tribunals, especially cases of bankruptcy of legal entities and citizens, including individual entrepreneurs, considered by arbitration tribunal by the rules provided by agrarian and industrial complex of the Russian Federation with the features established by the current legislation about insolvency (bankruptcy). Authors considered the jurisdiction and jurisdiction of cases of insolvency (bankruptcy), investigated the subject list of the persons participating in cases of insolvency (bankruptcy), carried out the analysis of consideration by arbitration tribunals of cases of insolvency (bankruptcy), including specifics of all procedures of insolvency (bankruptcy) and also considered feature of observation, financial improvement, external management, bankruptcy proceedings, the voluntary settlement.
Key words: arbitration tribunal, bankruptcy, insolvency
Об авторах:
Глухова Оксана Юрьевна, кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского и арбитражного процесса Института права и национальной безопасности Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина, г. Тамбов
Шевяков Александр Юрьевич, кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой сервиса, туризма и торгового дела Института экономики, управления и сервиса Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина, г. Тамбов
About the author:
Glukhova Oksana Yuryevna, Candidate of Jurisprudence, Associate Professor of the Civil and Arbitral Procedure Department, Institute of the Right and Homeland Security, Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov
Shevyakov Aleksandr Yuryevich, Candidate of Economics, Associate Professor, Head of the Service, Tourism and Trade Business Department, Institute of Economy, Management and Service, Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov