Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ПРАВОМОЧИИ СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНОИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ИНСПЕКЦИЙ ПО ПРОВЕДЕНИЮ НЕКОТОРЫХ ПРОЦЕССУАЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ОТНОШЕНИИ ПОДКОНТРОЛЬНЫХ ЛИЦ, НАХОДЯЩИХСЯ ПОД ДОМАШНИМ АРЕСТОМ'

К ВОПРОСУ О ПРАВОМОЧИИ СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНОИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ИНСПЕКЦИЙ ПО ПРОВЕДЕНИЮ НЕКОТОРЫХ ПРОЦЕССУАЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ОТНОШЕНИИ ПОДКОНТРОЛЬНЫХ ЛИЦ, НАХОДЯЩИХСЯ ПОД ДОМАШНИМ АРЕСТОМ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
24
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и управление
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ФСИН России / уголовно-исполнительные инспекции / личный обыск / домашний арест / подозреваемые или обвиняемые / правомочие.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бажанов Сергей Андреевич

Уголовно-процессуальное законодательство и подзаконные нормативные акты в сфере исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста возлагают основное бремя по осуществлению контроля за подозреваемыми или обвиняемыми, в отношении которых избран домашний арест, на сотрудников уголовно-исполнительных инспекций ФСИН России. В рамках осуществления данной деятельности сотрудники ФСИН России проводят плановые и внезапные проверки подозреваемых или обвиняемых по месту исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста, в целях проверки соблюдения ими условий избрания меры пресечения. Между тем, как показал проведенный автором анализ, действующее законодательство не позволяет сотрудникам ФСИН России проводить личный обыск подконтрольных лиц даже при возникновении такой необходимости, но при этом сотрудники ФСИН России должны осуществлять сбор сведений, подтверждающих факт нарушения подозреваемыми или обвиняемыми условий избрания меры пресечения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Бажанов Сергей Андреевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ПРАВОМОЧИИ СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНОИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ИНСПЕКЦИЙ ПО ПРОВЕДЕНИЮ НЕКОТОРЫХ ПРОЦЕССУАЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ОТНОШЕНИИ ПОДКОНТРОЛЬНЫХ ЛИЦ, НАХОДЯЩИХСЯ ПОД ДОМАШНИМ АРЕСТОМ»

DOI: 10.24412/2224-9133-2023-6-247-251 NIION: 2021-0079-6/23-362 MOSURED: 77/27-025-2023-06-362

БАЖАНОВ Сергей Андреевич,

кандидат юридических наук, ведущий научный сотрудник Научно-исследовательского

института ФСИН России,

e-mail: sergey. bazhanov62@yandex.ru SPIN-код: 2217-4737, AuthorID: 729047

К ВОПРОСУ О ПРАВОМОЧИИ СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ИНСПЕКЦИЙ ПО ПРОВЕДЕНИЮ НЕКОТОРЫХ ПРОЦЕССУАЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ОТНОШЕНИИ ПОДКОНТРОЛЬНЫХ ЛИЦ, НАХОДЯЩИХСЯ ПОД ДОМАШНИМ АРЕСТОМ

Аннотация. Уголовно-процессуальное законодательство и подзаконные нормативные акты в сфере исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста возлагают основное бремя по осуществлению контроля за подозреваемыми или обвиняемыми, в отношении которых избран домашний арест, на сотрудников уголовно-исполнительных инспекций ФСИН России. В рамках осуществления данной деятельности сотрудники ФСИН России проводят плановые и внезапные проверки подозреваемых или обвиняемых по месту исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста, в целях проверки соблюдения ими условий избрания меры пресечения. Между тем, как показал проведенный автором анализ, действующее законодательство не позволяет сотрудникам ФСИН России проводить личный обыск подконтрольных лиц даже при возникновении такой необходимости, но при этом сотрудники ФСИН России должны осуществлять сбор сведений, подтверждающих факт нарушения подозреваемыми или обвиняемыми условий избрания меры пресечения.

Ключевые слова: ФСИН России, уголовно-исполнительные инспекции, личный обыск, домашний арест, подозреваемые или обвиняемые, правомочие.

ON THE QUESTION OF THE AUTHORITY OF EMPLOYEES OF CRIMINAL EXECUTIVE INSPECTIONS TO CARRY OUT SOME PROCEDURAL ACTIONS IN RELATION TO UNDER CONTROLLED PERSONS UNDER HOUSE ARREST

Annotation. The criminal procedural legislation and by-laws in the field of execution of preventive measures in the form of house arrest place the main burden of monitoring suspects or accused persons in respect of whom house arrest is chosen on the employees of the penitentiary inspections of the Federal Penitentiary Service of Russia and their branches. /As part of this activity, employees of the Federal Penitentiary Service of Russia conduct scheduled and unannounced inspections of suspects or defendants at the place of execution of a preventive measure in the form of house arrest to verify their compliance with the conditions for choosing a preventive measure. Meanwhile, as shown by the author's analysis, the current legislation does not allow employees of the Federal Penitentiary Service of Russia to conduct a personal search of controlled persons if such a need arises, but at the same time, the employees of the Federal Penitentiary Service of Russia must collect information confirming the fact that the suspects or accused have violated the conditions for choosing a measure of restraint.

Key words: Federal Penitentiary Service of Russia, penitentiary inspections, personal search, house arrest, suspects or accused, competence.

ytmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmжжшшшшшюжжжжжжшшшшшшюжжжжжжшшшшшж.

BAZHANOV Sergej Andreevich,

candidate of legal sciences, Leading research scientist of the Research Institute of the Federal

Penitentiary Service of Russia

Мера пресечения в виде домашнего ареста российскому уголовному судопроизводству знакома достаточно давно. Отдельные признаки домашнего ареста стали встречаться с XVII века. Данная мера пресечения применялась исключительно к лицам знатного происхождения и заключалась в постоянном наблюдении за правонарушителем со стороны приставленной стражи в месте проживания, но все же законодательно домашний арест был закреплен в Своде законов 1832 г. (ст. 876, т. XV), в Уставе уголовного судопроизводства 1864 г. (ст. 416), в УПК РСФСР 1922 г. (ст. 160), в УПК РСФСР 1923 г. (ст. 157) [1, с. 35]. Только лишь в 1957 г. домашний арест был исключен сначала из Основ уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик, а затем из УПК РСФСР 1960 г.

Домашний арест как мера процессуального пресечения была возвращена в уголовное судопроизводство Российской Федерации 1 июля

2002 г. с принятием Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК РФ).

После 2002 г. практика применения меры пресечения в виде домашнего ареста дознанием, следствием и судом показала ее низкую эффективность и, как следствие, крайне незначительное количество случаев ее избрания. В исследовании Ю.Г. Овчинников приводятся статистические данные за 2002-2005 гг. о количестве случаев ее избрания, в частности, в 2002 году - 17, в

2003 году - 129, 2004 году - 133, в 2005 году -124 [1, с. 4].

В последующие годы (с 2006 по 2010 гг.), вплоть до 2011 г., количество случаев избрания меры пресечения в виде домашнего ареста не превышало 670 чел. (2007 г. - 205; 2008 г. - 88; 2009 г. - 146; 2010 г. - 668)[2]. Лишь только после принятия поправок в УПК РФ Федеральными законами от 07.12.2011 № 420-ФЗ и от 18.04.2018 № 72-ФЗ количество случаев избрания домашнего ареста стало ежегодно увеличиваться и достигло к I кварталу 2023 г. - 12 268 чел. [3].

Начиная с декабря 2011 г. контроль за нахождением подозреваемых или обвиняемых в месте исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста и за соблюдением возложенных судом запретов подозреваемыми или обвиняемыми, в отношении которых в качестве меры пресечения избран домашний арест, осуществляют сотрудники уголовно-исполнительных инспекций и филиалов уголовно-исполнительных инспекций (далее - Инспекции) Федеральной службы исполнения наказаний. Ранее данную функцию выполняли сотрудники МВД России, ФСКН России, ФССП России, ФСБ России, ФСИН России или даже администрация населенных пунктов, а также дознаватели и следователи в отношении

подозреваемых или обвиняемых по уголовным делам, находившимся в их производстве, причем суд мог по своему усмотрению поручить исполнение домашнего ареста любому из перечисленных органов, организаций или должностных лиц.

В настоящее время основным нормативным правовым актом, регламентирующим порядок осуществления Инспекциями контроля за нахождением подозреваемых или обвиняемых в месте исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста и за соблюдением возложенных судом запретов подозреваемыми или обвиняемыми, в отношении которых в качестве меры пресечения избран домашний арест, можно назвать совместный приказ Минюста России, МВД России, СК России и ФСБ России от 31.08.2020 № 189/603/87/371 (далее - Порядок осуществления контроля).

Возвращаясь к обозначенной теме статьи отметим, что только суд, согласно п. 6 ч. 2 ст. 29 УПК РФ, правомочен принимать решение о производстве личного обыска. В соответствии с ч. 1 ст. 184 УПК РФ личный обыск подозреваемого, обвиняемого производится в целях обнаружения и изъятия предметов и документов, могущих иметь значение для уголовного дела, при наличии оснований и порядке, предусмотренном частями 1 и 3 ст. 182 УПК РФ, т.е. в случае наличия достаточных данных полагать, что у какого-либо лица могут находиться орудия, оборудование или иные средства совершения преступления, предметы, документы и ценности, которые могут иметь значение для уголовного дела, и на основании судебного решения, принимаемого в порядке, установленном ст. 165 УПК РФ.

В ч.1 ст. 165 УПК РФ говорится, что возбуждать перед судом ходатайство о проведении личного обыска правомочен следователь с согласия руководителя следственного органа или дознаватель с согласия прокурора.

В некоторых случаях, перечисленных в ч. 2 ст. 184 УПК РФ - при задержании лица или заключении его под стражу, личный обыск может быть произведен и без соответствующего постановления, кроме того, личному обыску могут быть подвергнуты и лица, находящиеся в жилище или ином помещении, в котором производится обыск, при наличии опять же достаточных оснований полагать, что они скрывают при себе предметы или документы, которые могут иметь значение для уголовного дела. Однако опять же следует помнить, что для проведения обыска необходимо согласие суда.

В любом случае проведение личного обыска допускается только лицом одного с ним пола и в присутствии понятых и специалистов того же

пола, если они участвуют в данном следственном действии (ч. 3 ст. 184 УПК РФ).

Повторимся, что личному обыску могут быть подвергнуты лица, задержанные по подозрению в совершении преступления в порядке, установленном ст. 184 УПК РФ, опять же должностными лицами органа дознания или следствия в течение трех часов с момента доставления в перечисленные органы, о чем делается запись в протоколе задержания. Участие защитника при проведении личного обыска является обязательным условием, если он вступил в уголовное дело с момента фактического задержания подозреваемого (ч. 1.1 ст. 92 УПК РФ).

В исключительных случаях, не терпящих отлагательства (например, когда лицо может уничтожить или скрыть следы преступления, предметы или документы, которые могут повлиять на ход уголовного дела) личный обыск подозреваемого или обвиняемого, не задерживавшегося по подозрению в совершении преступления на 48 часов в порядке статей 91-92 УПК РФ, может быть произведен на основании постановления, вынесенного дознавателем либо следователем, но в таком случае от должностного лица, производящего личный обыск, требуется уведомление не позднее 3 суток с момента начала производства следственного действия судьи, как правило, дежурного (согласно усыновленного порядка в районных судах председателем суда утверждается график ежедневных дежурств судей, в том числе в выходные и праздничные дни, на которых возлагается рассмотрение ходатайств и материалов органов дознания и следствия об избрании мер пресечения, проведении обысков, выемок, а также материалов проведенных неотложных следственных действий) и прокурора о проведении следственного действия. Исходя из представленных органом дознания и следствием материалов (уведомление, копию постановления о производстве личного обыска и протокол личного обыска) судья в течение 24 часов выносит постановление о законности или незаконности произведенного следственного действия. Признание судом проведенного следственного действия незаконным влечет за собой признание всех доказательств, полученных в ходе него, недопустимыми (ч. 5 ст. 165 УПК РФ).

Закон возлагает на должностное лицо органа дознания и следствия обязанность по сохранению обстоятельств частной жизни, а также личной и семейной тайны лица, подвергнутого обыску, ставшие известными в ходе проведения следственного действия (ч. 7 ст. 182 УПК РФ).

Как говорилось выше, с декабря 2011 г. законодатель возложил обязанности по осущест-

влению контроля за нахождением подозреваемых или обвиняемых в месте исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста и за соблюдением возложенных судом запретов подозреваемыми или обвиняемыми, в отношении которых в качестве меры пресечения избран домашний арест, на Инспекции (ч. 11 ст. 105.1 и ч. 10 ст. 110 УПК РФ), которые являются органами уголовно-исполнительной системы Российской Федерации (далее - УИС).

Основы деятельности учреждений и органов УИС регламентируются Законом Российской Федерации от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации» (далее - Закон РФ от 21.07.1993 № 5473-1).

Согласно п. 6 ч. 1 ст. 14 Закона РФ от 21.07.1993 № 5473-1 учреждениям, исполняющим наказание, предоставляется право производить досмотр и обыск осужденных и иных лиц, их вещей, находящихся на территории этих учреждений и предприятий УИС и на прилегающей к ним территориях, на которых установлены режимные требования.

Аналогичное положение содержится и в ч. 5 ст. 82 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ). Следует пояснить, что закон (ст. 16 УИК РФ) относит к учреждениям, исполняющим наказание: исправительный центр (ч. 7.1); арестный дом (ч. 8); колонию-поселение; воспитательную колонию; лечебно исправительное учреждение; исправительную колонию общего, строгого и особого режимов; тюрьму и в некоторых случаях следственный изолятор (ч. 9).

Помимо осужденных личному обыску могут быть подвергнуты и лица заключенные под стражу (п. 5 ч. 1 ст. 14.1 Закона РФ от 21.07.1993 № 5473-1) со стороны сотрудников специальных подразделений УИС по конвоированию и сотрудников мест содержания под стражей (ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»).

Основные права и обязанности Инспекций по осуществлению контроля за нахождением подозреваемых или обвиняемых в месте исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста и за соблюдением возложенных судом запретов подозреваемыми или обвиняемыми, в отношении которых в качестве меры пресечения избран домашний арест, изложены в Порядке осуществления контроля.

Так, в соответствии с абзацем вторым п. 19 Порядка осуществления контроля сотрудники Инспекции вправе «проводить проверки подозреваемого или обвиняемого, в отношении кото-

рого избрана мера пресечения в виде домашнего ареста, по месту исполнения меры пресечения в любое время (за исключением ночного) не реже двух раз в неделю, а при применении технических средств контроля - не реже одного раза в неделю.». Ночным временем, согласно п. 21 ст. 5 УПК РФ, считается промежуток с 22 до 6 часов по местному времени.

Однако при получении Инспекцией информации о нарушении подучетным лицом условий исполнения меры пресечения проверка осуществляется незамедлительно.

При установлении факта нарушения поду-четным лицом условий исполнения меры пресечения, в нашем случаев в виде домашнего ареста, до назначения судебного разбирательства действия Инспекции сводятся к информированию о факте допущенного подозреваемым или обвиняемым нарушения следователя, дознавателя, а в некоторых случаях руководителя следственного органа или органа дознания - не позднее 2 часов по средством телефонной связи и 24 часов в письменном виде с момента установления нарушения.

Если же нарушение подозреваемым или обвиняемым условий исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста было допущено после назначения судебного разбирательства, то Инспекцией проводится проверка для выяснения даты и времени нарушения, причин и условий, способствовавших его совершению, а также сбор сведений, подтверждающих факт нарушения. Материалы проверки включают в себя рапорта, объяснения, справки, акты применения технических средств контроля. Результаты проверки не позднее 10 суток оформляются в виде заключения, которое утверждается начальником Инспекции.

При подтверждении проверкой факта нарушения подозреваемым или обвиняемым условий исполнения меры пресечения материалы проведенной проверки являются правовым основанием для подготовки представления в суд об изменении меры пресечения в виде домашнего ареста на иную более строгую меру пресечения, например, заключение под стражу.

Проведенный анализ законодательства Российской Федерации и подзаконных нормативно правовых актов по рассматриваемой проблеме позволяет сделать следующие выводы:

1) личный обыск отнесен УПК РФ к следственным действиям;

2) проведение личного обыска подозреваемых или обвиняемых входит исключительно в компетенцию должностных лиц органов предварительного расследования (следователей и

дознавателей), в производстве которых находится уголовное дело;

3)проведение личного обыска производится с согласия суда в порядке, предусмотренном ст. 165 УПК РФ, в целях обнаружения и изъятия орудия, оборудования или иных средств совершения преступления, предметов, документов и ценностей, которые могут иметь значение для уголовного дела;

4) в исключительных случаях, не терпящих отлагательства, закон допускает проведение личного обыска подозреваемого или обвиняемого на основании постановления дознавателя или следователя, в производстве которого находится уголовное дело, но с обязательных уведомлением об этом в течение 3 суток прокурора и судьи, который не позднее 24 часов принимает решение о правомерности проведенного следственного действия;

5) личному обыску могут быть подвергнуты подозреваемые или обвиняемые, а также иные лица, находящиеся по месту проведения обыска, но при наличии достаточных данных полагать, что при них могут находиться предметы или документы, которые могут иметь значение для уголовного дела;

6) личному обыску могут быть подвергнуты лица, задержанные по подозрению в совершении преступления;

7) при личном обыске может участвовать защитник (адвокат);

8) проведение личного обыска допускается только лицом одного с ним пола и в присутствии понятых и специалистов того же пола;

9) сотрудники исправительных учреждений, мест содержания под стражей и специальных подразделений УИС по конвоированию вправе проводить личный обыск подозреваемых, обвиняемых, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, и осужденных, отбывающих наказание в виде принудительных работ и лишения свободы;

10) сотрудники Инспекций при осуществлении контроля за нахождением подозреваемых или обвиняемых в месте исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста не правомочны проводить личный обыск поднадзорных лиц.

Список литературы:

[1] Овчинников Ю.Г. Домашний арест как

мера пресечения в уголовном процессе: Дис....

канд. юрид. наук. Омск. - 2006. - 260 С.

[2] Официальный сайт судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации. 2023. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.cdep.ru/index.php?id=79 (дата обращения: 30.06.2023).

штшшмшттшшттмшшштшшттмш^^

[3] Статистическая отчетность ФСИН России «Сведения о количестве, движении и составе лиц, содержащихся в местах лишения свободы» за I квартал 2023 г. [Электронный ресурс] -Доступ из автоматиз.- информационной системы «Статистика УИС» (дата обращения: 28.06.2023).

Spisok literatury:

[1] Ovchinnikov Iu.G. Domashnii arest kak mera presecheniia v ugolovnom protsesse: Dis.... kand. iurid. nauk. Omsk. - 2006. -260 S.

[2] Ofitsial'nyi sait sudebnogo departamenta pri Verkhovnom Sude Rossiiskoi Federatsii. 2023. [Elektronnyi resurs] - Rezhim dostupa: http://www. cdep.ru/index.php?id=79 (data obrashcheniia: 30.06.2023).

[3] Statisticheskaia otchetnost' FSIN Rossii «Svedeniia o kolichestve, dvizhenii i sostave lits, soderzhashchikhsia v mestakh lisheniia svobody» za I kvartal 2023 g. [Elektronnyi resurs] - Dostup iz avtomatiz.- informatsionnoi sistemy «Statistika UIS» (data obrashcheniia: 28.06.2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.