Научная статья УДК 378
DOI 10.52070/2500-3488_2022_1_842_9
В вопросу о практической подготовке современного специалиста к трудовой деятельности в условиях цифровой реальности (на примере предметной области «Юриспруденция»)
Д. В. Алейникова
Московский государственный лингвистический университет, Москва, Россия, festabene@mail.ru
Аннотация.
Ключевые слова:
Повсеместная цифровизация современного общества определяет существенные изменения контекстов профессиональной деятельности. В статье рассматриваются сферы профессиональной деятельности представителей юридического сообщества с точки зрения проникновения в них сквозных технологий. Автором аргументируется, что распространение искусственного интеллекта существенно отразится на рынке труда и повлияет на запрос, предъявляемый работодателем. Автор приходит к выводу о необходимости трансформации педагогического взаимодействия в новых контекстах профессиональной деятельности современного юриста.
искусственный интеллект, профессиональная деятельность, цифровизация, педагогическое взаимодействие
Для цитирования: Алейникова Д. В. К вопросу о практической подготовке современного специалиста к трудовой деятельности в условиях цифровой реальности (на примере предметной области «Юриспруденция») // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2022. Вып. 1(842). С. 9-13. DOI 10.52070/2500-3488_2022_1_842_9
Original article
Revisiting the Problem of Practical Preparation of a Modern Specialist for Professional Activity within Digitalization (with Reference to the Area of Law)
Darya V. Aleynikova
Moscow State Linguistic University, Moscow, Russia, festabene@mail.ru
Abstract.
Keywords: For citation:
The widespread digitalization of modern society determines significant changes in the contexts of professional activity. The article deals with the areas of professional activity of legal community representatives regarding modern technologies. The author argues that the ubiquity of artificial intelligence will influence the labor market and affect the demand presented by the employer. The author concludes that it is necessary to provide new pedagogical solutions in the new contexts of the professional activity of modern specialists.
artificial intelligence, professional activity, digitalization, pedagogical interaction
Aleynikova, D. V. (2022). Revisiting the Problem of Practical Preparation of a Modern Specialist for Professional Activity within Digitalization (with Reference to the Area of Law). Vestnik of Moscow State Linguistic University. Education and Teaching, 1(842), 9-13. 10.52070/2500-3488_2022_1_842_9
Pedagogical Studies
введение
Современное общество сталкивается с рядом вызовов, которые связаны с его информатизацией. Информационно-коммуникационные технологии пронизывают все сферы деятельности человека, внося тем самым вклад в цифровую экономику. Сегодня информационные технологии становятся инструментом, обеспечивающим развитие всех предметных областей, а также закладывают фундамент для прогрессивного развития общества.
Исследования в области цифровых технологий говорят о необходимости переосмысления и обновления всех производственных процессов. Введение таких изменений в широком смысле связано с парадигмой Индустрии 4.0. Индустрия 4.0. соединяет первично опосредованные инструменты, такие как большие данные, облачные хранилища, роботы, моделирование и др. Парадигма Индустрии 4.0. становится основанием, позволяющим объединить эти инструменты в единую сеть путем передачи цифровых данных. В основе новой парадигмы лежит диджитализация, которая способствует консолидации знаний человека и возможностей технологий в профессиональном поле.
Повсеместное внедрение сквозных технологий в значительной степени скорректировало векторы формирования цифрового общества на макроуровне, предопределяя глобальные изменения на микроуровне - в профессиональных сообществах. Таким образом, складывается определенная система экономических, социальных, культурных, психологических оснований, определяющих новые стандарты жизни в глобализированном цифровом обществе. Отметим, что речь идет о формировании цифрового общества не отдельной страны и даже не группы нескольких стран, а в целом мире, где подавляющее большинство государств должны продемонстрировать свою готовность к цифровой трансформации на разных уровнях.
цифровизация профессиональной деятельности
В рамках национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» особого внимания заслуживает одно из приоритетных направлений «Кадры для цифровой экономики», где первостепенная роль отводится подготовке и переподготовке профессиональных кадров в новых реалиях1. Речь идет не только об увеличении числа специалистов в области информационных технологий. В данном контексте важна стратегическая задача, определенная Указом Президента Российской
https://digital.gov.ru/ru/activity/directions/866/
Федерации - внедрение цифровых технологий в социальную сферу. Действительно, цифровые технологии пронизывают большинство профессий, зачастую напрямую не связанных с информационными технологиями. Одним из факторов стремительного проникновения и развития сквозных технологий называют пандемию COVID-19, которая в определенной степени обусловливала выбор работодателя.
В отчете IDC 2021 года отмечается, что современные компании не могут опираться на традиционные способы ведения профессиональной деятельности, так как упущенными оказываются существенные характеристики новых контекстов такой деятельности: гибкость, масштабируемость и устойчивость. Было подчеркнуто, что для обеспечения надлежащих условий и с целью дифференциации конкуренции компании все больше будут прибегать к инвестированию и интеграции технологий и услуг, обеспечивающих взаимодействие «человек - машина»2. С нашей точки зрения, создание такого взаимодействия в профессиональном поле возможно только при наличии у специалистов навыков, знаний и умений, актуального профессионального инструментария, связанного с применением цифровых технологий, который должен обеспечиваться на этапе учебной деятельности.
Так, например, современные юристы, с одной стороны, открывают новые возможности для развития своей профессиональной деятельности, в том числе в русле получения, поиска, обработки, анализа и хранения данных, а с другой - приходится констатировать, что включение современных алгоритмов в репертуар профессиональной юридической деятельности бросает вызов всему юридическому сообществу, в том числе юридическому образованию. Исследователи отмечают, что рынок юридических услуг - один из самых крупных и востребованных, так как без юридического сопровождения не заключается ни одна крупная экономическая сделка. Тем не менее обращает на себя внимание тот факт, что юридическое сообщество считается достаточно консервативным, что, возможно, и обусловливает невысокий темп присвоения информационных технологий юридическими компаниями3.
цифровые технологии в юридической сфере
Рассмотрим, каким образом эффективные инструменты VUCA-мира внесли изменения в форматы профессионального взаимодействия в юридической
2URL: https://www.idc.com/getdoc.jsp?containerId=prUS48040921
3URL: https://www.forbes.com/sites/robtoews/2019/12/19/ ai-will-transform-the-field-of-law/?sh=6aebe7d77f01
среде и как это должно отразиться на современном юридическом образовании. Показательным, с нашей точки зрения, является опыт Австралии, Канады, Китая и США.
Федеральный суд Австралии использует «умную» систему e-court для отправления правосудия. Внедрение e-court в практику позволило решить целый ряд задач, среди которых:
- подача документов сторонами из любой точки мира;
- проведение онлайн судебных процедур с соблюдением всех процессуальных формальностей;
- существенное сокращение расходов сторонами;
- доступность правосудия.
В рамках технологичного суда действует особая система электронного хранения данных, частью которой стал сервис онлайн-поиска документов (e-search). Так, при наличии специального запроса можно получить доступ к документам по прошедшим заседаниям [Решетняк, 2016].
В Китае сегодня успешно работают три «умных» суда, первый из которых был открыт в 2017 году в Ханчжоу. Примечательно, что эти суды не только используют цифровые технологии для внесения и проверки документов, проведения идентификации сторон, а также для вынесения решений. Предварительные решения выносит искусственный интеллект, тем самым снижая нагрузку с обычных судей [Vasdani, 2019].
Начиная с 2012 года в Канаде успешно функционирует первый онлайн-суд (Civil Resolution Tribunal). Изначально юрисдикция онлайн-суда распространялась на иски небольшой стоимости и споры о кондоминиумах. 23 апреля 2018 года правительство предложило расширить полномочия онлайн-суда. Сегодня онлайн-суд (Civil Resolution Tribunal) рассматривает иски до 5 тыс. долл. США, иски товариществ и кооперативных товариществ и иски о кондоминиумах без ограничений по цене иска, а также споры о дорожно-транспортных происшествиях1. Суд работает круглосуточно, что позволяет в значительной степени снизить загруженность других судов.
В этих условиях обычные граждане, обращающиеся в суд по тем или иным вопросам и имеющие некоторый опыт «взаимодействия» с искусственным интеллектом (например, в силу своей профессии или рода деятельности), нередко оказываются лучше подготовленными к новым реалиям, чем выпускники юридических факультетов, имеющие скромный опыт практической деятельности в юридической сфере и при этом еще и минимальный опыт применения технологий искусственного интеллекта. Более того, выпускники юридических
1URL: https://civilresolutionbc.ca
факультетов нередко готовятся к выполнению тех трудовых функций, которые вытеснил / активно вытесняет искусственный интеллект.
В качестве специфического примера подобного рода приведем ALSP - Alternative Legal Service Provider (службы, предоставляющие альтернативные юридические услуги), набирающие популярность В США и в странах Европы. Это небольшие компании, которые предоставляют узкий спектр специализированных юридических услуг, пользующихся высоким спросом. Службы ALSP обладают большим преимуществом перед крупными юридическими фирмами - их деятельность не должна укладываться в рамки и структуру типичной юридической фирмы. Для повышения своей эффективности службы ALSP могут самостоятельно менять методы ведения бизнеса с использованием современных технологий. Более того, благодаря механизмам искусственного интеллекта небольшие юридические службы способны обрабатывать большое количество информации и, соответственно, конкурировать с большими юридическими компаниями. Ожидается, что за счет повышения эффективности и существенного сокращения времени, необходимого для выполнения трудоемких операций, искусственный интеллект позволит меньшему количеству сотрудников делать больше при том же объеме затраченного времени [Brooks, Gherhes, Vorley, 2020].
Представители юридической профессии подчеркивают, что искусственный интеллект становится непосредственной частью профессиональной деятельности юриста, особенно для решения рутинных задач. Тем не менее вопросы,требующие творческого решения, по-прежнему остаются в поле деятельности специалистов. Сергей Пепеля-ев, солидаризируясь с мнением Анны Костыра, говорит о трансформации юридической профессии и о необходимости подготовки будущих юристов к решению более сложных задач, реализующих творческий потенциал молодых специалистов. В этой связи одним из новых направлений юридической деятельности станет разработка алгоритмов и контроль за их совершенствованием2.
Особого внимания в данном контексте заслуживает вопрос внесения изменений в законодательство. Юристы столкнутся с необходимостью не только отслеживать нововведения, но и коррелировать алгоритмы в соответствии с внесенными изменениями.
Подобные трансформации профессиональной сферы требуют адекватных образовательных решений. Практикующие юристы говорят
2URL: https://www.advgazeta.ru/novosti/
eksperty-obsudili-perspektivy-vnedreniya-ii-v-yuridicheskuyu-professiyu/
Pedagogical Studies
о пересмотре учебной программы юридических направлений, о включении в нее дисциплин, напрямую связанных с информационно-технологическим обслуживанием юридической деятельности (Legal Tech, Legal Design).
приоритеты педагогического взаимодействия в новых реалиях
Педагогическое взаимодействие, являясь базовой педагогической категорией, отражает существенную характеристику обучения в любом образовательном процессе - взаимодействие преподавателя и обучающегося, диалектику их взаимообусловленных видов деятельности. Учитывая тот факт, что учебная деятельность изоморфна деятельности профессиональной, в которую настойчиво вторгается искусственный интеллект, преобразующий или вытесняющий целый ряд трудовых функций специалиста, зададимся вопросом: «Какие изменения должны претерпеть преподавание и учение в этих условиях, в частности содержательный план, способы и форматы педагогического взаимодействия, чтобы выпускник вуза оказался подготовленным к новым реалиям?»
Поскольку роль искусственного интеллекта расценивается обществом как продуктивная, а искомый продукт должен удовлетворять заданным человеком параметрам, то, вероятно, подобное интеллектуальное «сотрудничество» разных по своей природе начал можно отнести к процедурному компоненту предметных знаний специалиста, связанному с особым форматом коммуникации «специалист - искусственный интеллект». Это означает, что именно данный компонент профессиональной деятельности человека прежде всего нуждается в педагогической экспликации в образовательных целях.
Рассмотрим возможность подобных педагогических решений на примере анализируемой нами предметной области юриспруденции.
Традиционно преподавание юридических дисциплин связано с изучением теоретических положений закона и рассмотрением на семинарских занятиях случаев их практической реализации. Практикующие юристы отмечают, что изменения в юридическом образовании, вызванные широким использованием искусственного интеллекта, в первую очередь, должны касаться существующих подходов к анализу баз данных, выявлению релевантной информации, где теперь задачей преподавателя станет не научить студента осваивать и воспроизводить большие объемы заученных теоретических конструктов, а работать с этой
информацией1. Очевидно, что в скором времени техническая стандартизированная работа будет выполняться машинами. Таким образом, это приведет к необходимости существенно пересмотреть содержание обучения в его практической части.
Существует ряд исследований, которые показывают уровень диджиталиции определенных видов услуг на юридическом рынке. Такие виды юридических услуг, как сопровождение сделок, процедуры банкротства, разрешение споров, дью-дилидженс / комплаенс могут быть диджита-лизированы на 10-20 %2. Для юристов, занимающихся вышеобозначенными видами деятельности, особое значение приобретает развитие логико-формального мышления, связанного с освоением искусства ведения переговоров, выработки юридических стратегий, изучения аналитических приемов и методов, актуальных для юридической сферы, а также получение базовых знаний в области статистического и количественного анализа.
Алгоритмы искусственного интеллекта пока не способны самостоятельно составлять заключения, но они уже могут осуществить подбор актуальной юридической практики по ключевым словам. Следовательно, для будущих выпускников юридических факультетов крайне необходимой становится готовность осуществлять анализ данных с целью выработки дальнейшей стратегии действия. Характерным примером в данном отношении становится практика написания отзывов и заключений при нарушении договоров поставки / возмездного оказания услуг / выполнения работ. Подготовка исковых заявлений в некоторых областях права может носить стандартизированный характер, а значит выполнятся алгоритмами искусственного интеллекта, в то время как написание отзывов на такие исковые заявления потребует от юриста определенного уровня развития аналитических способностей.
заключение
В настоящее время информационные технологии существенно меняют нашу жизнь, требуя от нас выстраивания профессиональной деятельности с учетом этих технологий. «Все, что не устроено в соответствии с эпохой сетей - политика, система права, образование - может расколоться на части под воздействием информационных технологий» [Ястребов, 2018]. Актуальный социальный заказ подчеркивает необходимость подготовки
■ади https://rg.ru/2019/11/27/horoshij-iurist-pishet-dogovor-kak-algoritm.html
https://pro.rbc.ru/news/5cf667f29a7947ced2f019b7
высококвалифицированных кадров, готовых и способных работать в новых реалиях.
Трансформация содержания профессиональной юридической деятельности, привлечение новых инструментов и, как следствие, изменение способов самой профессиональной деятельности обращают внимание на ряд существенных вопросов:
Станут ли выпускники юридических факультетов компетентными и востребованными на рынке труда? Достаточно ли будет тех знаний, навыков
и умений, которые молодые специалисты приобрели во время обучения?
Данное обстоятельство, на наш взгляд, не оставляет сомнений, что повсеместное распространение искусственного интеллекта существенно отразится на рынке труда и повлияет на запрос, предъявляемый работодателем. В этой связи очевидна необходимость трансформации педагогического взаимодействия, обусловленная новыми контекстами профессиональной деятельности современного юриста.
список источников
1. РешетнякВ.И.ЭлектронноеправосудиевгражданскомпроцессеАвстралии//Судебнаявласть.2016.С.1513-1517. DOI: 10.7256/1811 9018.2016.12.17045. URL: https://www.nbpublish.com/library_get_pdf. php?id=39126
2. Vasdani T. From Estonian AI judges to robot mediators in Canada, U.K. The Lawyer's Daily. LexisNexis Canada. 2019. URL: https://www.thelawyersdaily.ca/articles/12997
3. Brooks Ch., Gherhes C.,VorleyT.Artificial intelligence inthe legal sector: pressures and challenges oftransformation // Cambridge Journal of Regions, Economy and Society. 2020. Issue 1. Vol. 13. P. 135-152.
4. Ястребов О. А. Искусственный интеллект в правовом пространстве // Вестник РУДН. Серия: Юридические науки. 2018. № 3. С. 315-328. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/iskusstvennyy-intellekt-v-pravovom-prostranstve
references
1. Reshetnyak, V. I. (2016). Elektronnoe pravosudie v grazhdanskom processe Avstralii = Electronic Justice in Australian Civil Procedure. Judicial Branch (pp. 1513-1517). DOI: 10.7256/1811 9018.2016.12.17045. https:// www.nbpublish.com/library_get_pdf. php?id=39126 (In Russ.)
2. Vasdani, T. (2019). From Estonian AI judges to robot mediators in Canada, U.K. The Lawyer's Daily, LexisNexis Canada. https://www.thelawyersdaily.ca/articles/12997
3. Brooks, Ch., Gherhes, C., Vorley, T. (2020). Artificial intelligence in the legal sector: pressures and challenges of transformation. Cambridge Journal of Regions, Economy and Society, 1, 135-142. (Vol. 13).
4. Yastrebov, O. A. (2018). Artificial intelligence in the legal space. RUDN Journal of Law, 3, 315-328. https:// cyberleninka.ru/article/n/iskusstvennyy-intellekt-v-pravovom-prostranstve. (In Russ.)
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ Алейникова Дарья викторовна
кандидат педагогических наук, доцент кафедры лингвистики и профессиональной коммуникации в области права Института международного права и правосудия Московского государственного лингвистического университета
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR Aleynikova Darya viktorovna
PhD (Pedagogy), Associate Professor at the Department of Linguistics and Professional Communication in the Field of Law,
Institute of International Law and Justice, Moscow State Linguistic University
Статья поступила в редакцию 01.12.2021; одобрена после рецензирования 16.01.2022;
принята к публикации 27.01.2022
The article was submitted 01.12.2021; approved after reviewing 16.01.2022; accepted for publication 27.01.2022