Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ПОВЫШЕНИИ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА НА АВТОТРАНСПОРТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ'

К ВОПРОСУ О ПОВЫШЕНИИ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА НА АВТОТРАНСПОРТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
120
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНЫЕ УСЛОВИЯ ТРУДА / ВОДИТЕЛЬ / КВАЛИФИЦИРОВАННЫЙ ПЕРСОНАЛ / ТРАНСПОРТ / ТРАНСПОРТНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кузьмина Марина Анатольевна, Надирян София Левоновна, Сенин Иван Сергеевич, Котенкова Ирина Николаевна

В настоящее время есть много компаний, фирм и предприятий, которые имеют разные формы собственности, типы деятельности и структуры. Трудовые отношения - важнейшее звено между работниками и работодателем, от которого напрямую зависит функционирование социального организма, называемого организацией. Только хорошие трудовые отношения могут служить залогом квалифицированного персонала организации, от которого зависит вся деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кузьмина Марина Анатольевна, Надирян София Левоновна, Сенин Иван Сергеевич, Котенкова Ирина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF INCREASING LABOR PRODUCTIVITY AT MOTOR TRANSPORT ENTERPRISES

Nowadays there are many companies, firms and enterprises that have different forms of ownership, types of activities and structures.Labor relations are the most important link between employees and the employer, which directly affects the functioning of the social organization called the organization. Only good labor relations can guarantee qualified personnel of the organization, on which all activities depend.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ПОВЫШЕНИИ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА НА АВТОТРАНСПОРТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ»

УДК 656.1

DOI 10.23672/c7043-4651 -0138-j

Кузьмина Марина Анатольевна

кандидат технических наук, доцент кафедры транспортных процессов и технологических комплексов, Кубанский государственный технологический университет sofi008008@yandex.ru

Надирян София Левоновна

старший преподаватель кафедры транспортных процессов и технологических комплексов, Кубанский государственный технологический университет sofi008008@yandex.ru

Сенин Иван Сергеевич

старший преподаватель кафедры транспортных процессов и технологических комплексов, Кубанский государственный технологический университет sofi008008@yandex.ru

Котенкова Ирина Николаевна

старший преподаватель кафедры транспортных процессов и технологических комплексов, Кубанский государственный технологический университет sofi008008@yandex.ru

Marina A. Kuzmina

Candidate of Technical Sciences, Associate Professor of the Department of Transport Processes and Technological Complexes, Kuban State Technological University sofi008008@yandex.ru

Sofia L. Nadiryan

Senior Teacher of the Department of Transport Processes and Technological Complexes, Kuban State Technological University sofi008008@yandex.ru

Ivan S. Senin

Senior Teacher of the Department of Transport Processes and Technological Complexes, Kuban State Technological University sofi008008@yandex.ru

Irina N. Kotenkova

Senior Teacher of the Department of Transport Processes and Technological Complexes, Kuban State Technological University sofi008008@yandex.ru

К вопросу о повышении производительности труда на автотранспортных предприятиях

On the issue of increasing

labor productivity at motor transport enterprises

Аннотация. В настоящее время есть много компаний, фирм и предприятий, которые имеют разные формы собственности, типы деятельности и структуры. Трудовые отношения - важнейшее звено между работниками и работодателем, от которого напрямую зависит функционирование социального организма, называемого организацией. Только хорошие трудовые отношения могут служить залогом квалифицированного персонала организации, от которого зависит вся деятельность.

Ключевые слова: безопасные условия труда, водитель, квалифицированный персонал, транспорт, транспортные предприятия.

Annotation. Nowadays there are many companies, firms and enterprises that have different forms of ownership, types of activities and structures.Labor relations are the most important link between employees and the employer, which directly affects the functioning of the social organization called the organization. Only good labor relations can guarantee qualified personnel of the organization, on which all activities depend.

Keywords: safe working conditions, driver, qualified personnel, transport, transport companies.

В настоящее время есть много компаний, фирм и предприятий, которые имеют разные формы собственности, типы деятельности и структуры. Хоть все они разные, их объединяет

одно общее свойство: залогом их успешного функционирования являются высококвалифицированные с хорошим уровнем подготовки по своим обязанностям, которые полностью

довольны следующими факторами: условиями своей трудовой деятельности, материальным и социальным обеспечением. Если, хотя бы один из перечисленных пунктов не выполняется, то организация остается без ценных кадров и ее деятельность приходит в упадок, что влечет за собой различные проблемы: нехватка кадров, экономические потери, потеря клиентов, снижение уровня конкурентоспособности и т.п.

Так как время не стоит на месте, то происходит развитие многих сфер жизни и появляются новые науки, что непосредственно связаны с деятельностью организаций, поэтому работодателям всегда следует быть заинтересованным в принятии в свой штат на работу квалифицированных кадров. Однако следует помнить, что каждый высококлассный специалист старается найти не просто место работы, а именно достойную его работу. Достойная работа - понятие довольно субъективное для каждого человека, но имеет несколько общих черт: отличные материальное и социальное обеспечения, безопасные условия труда, благоприятная атмосфера в коллективе [1-2].

Рассмотрим понятие «достойная работа» на примере самой важной и самой многочисленной должности любого автотранспортного предприятия (АТП) - водителей.

Любой работник АТП обязан иметь определенный уровень профессиональной подготовки в сфере своей деятельности. Исключение составляют лишь работники, выполняющие низкоквалифицированные функции: уборщик, курьер, грузчик и т.п.

При устройстве на работу потенциальный водитель обязан иметь водительское удостоверение требуемой категории в зависимости от транспорта, на котором он планирует осуществлять свою деятельность. Если у кандидата нет требуемого удостоверения, то работодатель имеет полное право отказать ему в приеме на работу на законных основаниях. Однако, заинтересованный в данном претенденте работодатель, может посодействовать ему в получении требуемого документа путем организации ему обучения в учебном центре.

Для определения качества рабочей силы в нашей стране введен квалификационный разряд, с помощью которого определяется квалификационный уровень любого работника. У каждого водителя есть своей разряд, который зависит от типа эксплуатируемого автомобиля, характеристики работы и требуемых знаний. Водитель может иметь от 4 до 6 разряда. Чем больше число, тем выше разряд, следовательно, больше ответственности, требований и выше заработная плата работника.

Также, еще со времен СССР во многих транспортных организациях используется понятие «класс», которое дает право водителю получать надбавку к заработной плате. Всего у водителей 3 класса, которые зависит от категории водительских удостоверений водителя и продолжительности работы на одном месте. В отличие от разряда в

классе водителей наоборот: чем нижу число, тем выше класс. Таким образом, самым высоким считается 1 класс водителя, а разряд - 6, а самым низким - 3 класс и 4 разряд.

Создание условий для повышения квалификации водителей и других работников транспорта - одно из требований по обеспечению безопасности движения. Позаботиться о квалификации персонала перевозчиков обязывают лицензионные условия, соблюдение которых является необходимым для осуществления деятельности в рамках закона. Кроме того, транспортные предприятия нередко сталкиваются с дефицитом профессиональных кадров.

Необходимость профессиональной подготовки и повышения квалификации для собственных нужд определяет работодатель. Обучение работников проводится исходя из конкретных задач организации, перспектив их развития, совершенствование существующих и создания новых рабочих мест. Если повысить квалификацию своих работников, организация сможет достигнуть многих целей: получить новые знания и овладение навыками работниками, повысить мотивацию и стимулирование, внедрить инновационных технологий, создать собственные кадры, уменьшить уровень текучки.

Основным способом получения профессиональной подготовки и повышения квалификации является обучение в Центре профессиональной подготовки и повышения квалификации кадров (ЦППК). Здесь проходят обучение по различным программам и направлениям:

- повышение квалификации;

- повышения квалификации водителей по организации перевозок крупногабаритных и тяжеловесных грузов;

- переподготовка водителей транспортных средств для работы на газобаллонных автомобилях;

- подготовка водителя-наставника;

- ежегодные занятия с водителями автотранспортных организаций;

- программа «зимнее вождение»;

- специальная подготовка и стажировка водителей, впервые назначаемых для работы на автобусах;

- подготовка водителей, осуществляющих эксплуатацию контрольных устройств, устанавливаемых на транспортных средствах.

Также, пройти обучение можно в университетах, центрах дополнительного образования, частных образовательных учреждениях, на курсах и специальных семинарах-лекциях. После окончания обучения организациям рекомендовано провести собственное штатное тестирование, даже если тестирование такое проводилось на обучении. По итогам тестирования следует сопоставить те

цели, которые были поставлены, с результатами прохождения тестирования.

Материальное обеспечение представляет собой систему мер, которые направлены на материальное обеспечение работников в достижении определённых результатов труда. В него входит: заработная плата, премии и поощрения за достижения в работе, доплаты, материальная помощь, надбавки и компенсации. Средний уровень зарплаты водителей грузовых автомобилей РФ показан на рисунке 1. Проанализировав данные на

рисунке 1, можно сделать вывод, что самый высокий уровень зарплаты у водителей грузовых автомобилей в Республике Тыва, а самый маленький - у водителей Республики Дагестан. Средняя зарплата по РФ у водителей грузовых автомобилей равна 73665 руб.

К числу вопросов, относящихся к сфере трудового права и регулируемых организационно, относится и установление определенных льгот в области социального обеспечения. Этим правом пользуются многие работники предприятий.

Регион

Рисунок 1 - Средний уровень зарплаты водителей грузовых автомобилей

Социальное обеспечение, производимое организациями в отношении персонала, может осуществляться по следующим видам: питание, жилье, спорт, медицинское обслуживание, социально-культурные мероприятия, медицинское страхование, дети. Вкладывая значительные средства в социальное обеспечение своих работников, организации многое выигрывают.

Безопасные условия труда - комплекс производственных факторов и рабочих процессов, влияющих на сохранение работоспособности и заботу о здоровье сотрудника, которые являются ключевым фактором стабильности трудовой деятельности. К ним относят:

- обязательные предрейсовые медицинские осмотры;

- соблюдение режима труда и отдыха и законодательства РФ в области безопасности дорожного движения и охраны труда;

- выдача водителям только технически-исправных транспортных средств;

- обязательное обучение и регулярная проверка знаний водителей;

- проведение инструктажей по безопасности дорожного движения.

Соблюдение безопасных условий труда, достойное материальное и социальное обеспечение, высокая квалификация и подготовка работника -все эти факторы являются залогом успешной организации, так как именно от действий работников в целом зависит успешность функционирования того или иного предприятия.

Литература:

1. Стратегический и инновационный менеджмент на автомобильном транспорте / Т.В. Коновалова [и др.]. Краснодар, 2021. 324 с.

2. Оценка эффективности международных перевозок в транспортно-логистических системах региона : монография / Т.В. Коновалова [и др.]. Краснодар, 2021. 180 с.

Literature:

1. Strategic and innovative management in road transport / T.V. Konovalova [et al.]. Krasnodar, 2021. 324 p.

2. Evaluation of the efficiency of international transportation in the transport and logistics systems of the region. monograph / T.V. Konovalova [et al.]. Krasnodar, 2021. 180 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.