Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РАБОТЫ ТРАНСПОРТА НА ПРЕДПРИЯТИИ АГРОКОМПЛЕКСА'

АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РАБОТЫ ТРАНСПОРТА НА ПРЕДПРИЯТИИ АГРОКОМПЛЕКСА Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
252
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОГИСТИКА / МЕНЕДЖМЕНТ / АВТОТРАНСПОРТНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / ТРАНСПОРТ

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Коновалова Татьяна Вячеславовна, Надирян София Левоновна, Миронова Мария Петровна

В данной статье авторами рассмотрены вопросы показателей работы транспорта на предприятиях агрокомплекса. Автомобильный транспорт является одной из важнейших и крупнейших отраслей общественного производства. Оценка работы автотранспортных предприятий, в целом, и для каждого автомобиля, в отдельности, и сравнение работы отдельных автомобилей, производится на основании ряда показателей, характеризующих рациональность использования, техническую готовность подвижного состава и четкость организации транспортного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Коновалова Татьяна Вячеславовна, Надирян София Левоновна, Миронова Мария Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF TRANSPORT PERFORMANCE INDICATORS AT THE AGROCOMPLEX ENTERPRISE

In this article, the authors consider the issues of transport performance indicators at the agrocomplex enterprise. Road transport is one of the most important and largest branches of public production. The assessment of the work of motor transport enterprises as a whole and for each car separately and the comparison of the work of individual cars is made on the basis of a number of indicators that characterize the rationality of use, the technical readiness of the rolling stock and the clarity of the organization of the transport process.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РАБОТЫ ТРАНСПОРТА НА ПРЕДПРИЯТИИ АГРОКОМПЛЕКСА»

УДК 656.1

РО! 10.23672/у1150-7965-5044-д

Коновалова Татьяна Вячеславовна

кандидат экономических наук, заведующая кафедрой организации перевозок и дорожного движения, Кубанский государственный технологический университет sofi008008@yandex.ru

Надирян София Левоновна

старший преподаватель кафедры организации перевозок и дорожного движения, Кубанский государственный технологический университет sofi008008@yandex.ru

Миронова Мария Петровна

ассистент кафедры организации перевозок и дорожного движения, Кубанский государственный технологический университет sofi008008@yandex.ru

Tatyana V. Konovalova

Candidate of Economic Sciences, Head of the Department Organization of Transportation and Road Traffic, Kuban State

University of Technology sofi008008@yandex.ru

Sofia L. Nadiryan

Senior Teacher of the Department Organization of Transportation and Road Traffic, Kuban State Technological University sofi008008@yandex.ru

Maria P. Mironova

Assistant of the Department Transport Arrangements and Road Traffic, Kuban State

University of Technology, sofi008008@yandex.ru

АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ

РАБОТЫ ТРАНСПОРТА

НА ПРЕДПРИЯТИИ АГРОКОМПЛЕКСА

ANALYSIS OF TRANSPORT PERFORMANCE INDICATORS AT THE AGROCOMPLEX ENTERPRISE

Аннотация. В данной статье авторами рассмотрены вопросы показателей работы транспорта на предприятиях агрокомплекса. Автомобильный транспорт является одной из важнейших и крупнейших отраслей общественного производства. Оценка работы автотранспортных предприятий, в целом, и для каждого автомобиля, в отдельности, и сравнение работы отдельных автомобилей, производится на основании ряда показателей, характеризующих рациональность использования, техническую готовность подвижного состава и четкость организации транспортного процесса.

Ключевые слова: логистика, менеджмент, автотранспортное предприятие, транспорт.

Annotation. In this article, the authors consider the issues of transport performance indicators at the agro-complex enterprise. Road transport is one of the most important and largest branches of public production. The assessment of the work of motor transport enterprises as a whole and for each car separately and the comparison of the work of individual cars is made on the basis of a number of indicators that characterize the rationality of use, the technical readiness of the rolling stock and the clarity of the organization of the transport process.

Keywords: logistics, management, motor transport enterprise, traffic safety.

Оценка работы автотранспортных предприятий, в целом, и для каждого автомобиля, в отдельности, и сравнение работы отдельных автомобилей, производится на основании ряда показателей, характеризующих рациональность использования, техническую готовность подвижного состава и четкость организации транспортного процесса.

Такими показателями являются:

- коэффициент технической готовности;

- коэффициент выпуска на линию;

- продолжительность работы на линии; техническая и эксплуатационные скорости; пробег и коэффициент его использования;

- коэффициент использования грузоподъемности, количество перевезенного груза в тоннах;

- выполненная работа в тонно-километрах [1].

Показателем, характеризующим готовность подвижного состава к транспортной работе, является коэффициент технической готовности. Его определяют делением количества технически исправных автомобилей на списочное количество

автомобилей, имеющихся в автотранспортном предприятии.

Коэффициент технической готовности Ктг рассчитывается по формуле:

К =

А

-Тл-испр

А

сп

(1)

где Аиспр - количество исправных автомобилей, ед.; Асп - списочное количество автомобилей, ед.

Рассчитаем данный коэффициент для текущего состояния автопарка:

К = 48 = 1.

Лиг 48

Из расчета видно, что на данный момент все автомобили находятся в исправном состоянии и выходят на линию по ежедневному графику без задержек и сбоев.

Если рассматривать зимнее время, когда автомобили находятся на ремонте, а ремонтные мастерские имеют 10 постов для ремонта и все автомобили соблюдают график ремонта, то коэффициент технической готовности будет равен:

38

К = — = 0,79 .

Это значение коэффициента технической готовности является минимальным для предприятия за год.

Повышение коэффициента технической готовности парка подвижного состава достигается:

- своевременным и качественным проведением технического обслуживания и ремонта подвижного состава;

- применением передового агрегатного метода ремонта;

- организацией проведения второго технического обслуживания в межсменное время;

- с соблюдением установленных правил эксплуатации подвижного состава;

- бережливым отношением водителей к закрепленному за ними подвижному составу.

Коэффициент выпуска на линию а« показывает степень использования подвижного состава. И рассчитывается по формуле:

а.

Д сп

(2)

где Др - количество рабочих дней автомобилей, дни; Дсп - рабочие дни предприятия, дни.

Количество рабочих дней автомобилей представляют собой фактические дни работы автомобилей на линии с учетом нерабочих дней простоев в ремонте, по прочим организационным и техническим причинам.

Если учесть тот факт, что предприятие работает круглогодично, и ежедневно, вне зависимости от сезона необходимо снабжать подразделения и фермы необходимым сырьем и кормами, то время работы предприятия примем 365 дней. В зимнее время все автомобили по очереди стоят на ремонте, т.о., под ремонт выделяется 14 календарных дней, к этому времени добавим ещё 5 дней которые, возможно, будут использованы для устранения текущих поломок во время года. Итого, мы получаем 21 день простоя под ремонт, и 344 рабочих дня, тогда коэффициент выпуска на линию равен:

ав

344 365

= 0,94.

Коэффициент выпуска зависит от режима работы предприятия, технического состояния автомобилей, проезжающего состояния дорог на маршрутах перевозки и от уровня организации производства АТП.

Не менее важным фактором оценки работы АТП является продолжительность работы автомобиля на линии, определяемая фактическим временем пребывания автомобиля на линии с момента выхода из гаража и до его возвращения. Этот показатель зависит от режима работы автотранспортного предприятия, характера транспортной работы, а также, от времени работы пунктов получения и доставки грузов и расстояния, на котором перевозят груз. Повышение этого показателя достигается созданием бригад водителей, организацией сменной работы автомобилей, сменой водителей на линии. Большое влияние на повышение показателей работы оказывает скорость движения, т.е., пробег автомобиля в километрах, выполненный за один час. Различают техническую и эксплуатационную скорость автомобиля, которые зависят от разных факторов.

Техническая скорость - это средняя скорость за время нахождения автомобиля в движении. Техническая скорость определяется отношением пробега в километрах ко времени автомобиля в движении, выраженном в часах.

Т.к. предприятие не является транспортным, а транспорт является составляющей производства, то трудно говорить о технической скорости автомобилей на линии как о постоянном показателе работы автомобиля. Из-за специализации предприятия по растениеводству и животноводству следует сделать вывод о том, что транспорт, в основном, перемещается по полевым дорогам, а во

время уборки доля пробега по полевым дорогам достигает около 90-95 % от общего пробега за день. В связи с тем, что транспорт не закреплен за определенными производственными точками и выполняет различные операции на производстве, то велика доля простоя под ожидание и погрузку-разгрузку, и время в движении практически невозможно определить.

Каждый водитель должен добиваться повышения технической скорости, учитывая при этом, что ее величина зависит от технического состояния автомобиля, состояния и профиля дороги и интенсивности движения транспортных средств и пешеходов на маршрутах перевозки. Умение выбрать наиболее рациональный режим движения с учетом перечисленных факторов в большой мере зависит от квалификации водителя.

Эксплуатационная скорость - это средняя скорость за время нахождения автомобиля в наряде. При определении этой скорости в отличие от технической учитывается время нахождения в наряде, включая время, затрачиваемое на устранение технической неисправности во время пребывания на линии, оформление технической неисправности во время пребывания на линии, оформление документов при получении и сдаче груза, а также время простоя под погрузкой и раз-рузкой. Эксплуатационную скорость определяют делением пробега автомобиля, выраженного в километрах, на время пребывания его в наряде, выраженное в часах [2].

Производственная деятельность включает в себя перевозку сельскохозяйственных грузов, которые характеризуются большим ожиданием под погрузку, если происходит уборка урожая и ведет к уменьшению эксплуатационной скорости. Эксплуатационная скорость Vэ рассчитывается по формуле:

V э =

ь

'общ

(3)

где Ьобщ - общий пробег за сутки, км; Тн -время в наряде, ч.

Если принять за средний пробег 70 км, а время в наряде 8 часов, то эксплуатационная скорость будет равна:

70

V = — = 8,75 км/ч. кэ 8

Основным фактором, влияющим на величину эксплуатационной скорости, является время простоя автомобиля под погрузкой и разгрузкой, поэтому

следует добиваться максимальной механизации погрузки и выгрузки груза. Увеличению эксплуатационной скорости способствует увеличение расстояния между пунктами погрузки и разгрузки, так как при этом количество погрузочно-разгрузочных операций уменьшается, а, следовательно, уменьшается время простоев автомобиля.

Одним из технико-эксплуатационных показателей работы подвижного состава является пробег автомобиля. Он выражается в километрах, пройденных автомобилем, и состоит из нулевого пробега, пробега автомобиля с грузом и пробега без груза. Производительным пробегом является только пробег с грузом. Пробег без груза бывает во время движения между пунктами разгрузки и погрузки.

Нулевой пробег - пробег автомобиля от гаража до первого пункта погрузки и от последнего пункта разгрузки до гаража.

Большое значение в повышении эффективности работы автомобиля имеет коэффициент использования пробега. Его определяют делением пробега автомобиля с грузом на общий пробег.

Коэффициент использования пробега кп рассчитывается по формуле:

к„ —

'общ

где 1Г - пробег автомобиля с грузом, км; I, общий пробег, км.

(4)

общ

Так, если пробег с грузом равен 4460 км, а общий пробег автомобиля составляет 10469, то коэффициент использования пробега равен:

, 4460 _ .„

кп =-= 0,42.

п 10469

Каждый водитель должен добиваться увеличения коэффициента использования пробега и помнить, что его величина в основном зависит от характера грузопотока, расположения пунктов погрузки и разгрузки, а также от загрузки автомобиля попутным грузом. Но т.к. производственные точки находятся на значительном расстоянии друг от друга, и расстояние от пункта уборки урожая до пункта разгрузки может варьироваться от 1 до 20 км., то коэффициент использования пробега практически невозможно изменить или увеличить путем загрузки попутного груза или изменения маршрута до пункта погрузки-разгрузки.

Данные, полученные при расчете коэффициента использования пробега, приведены в таблице 1.

В таблице представлены только автомобили имеющие пробег с грузом.

Данные из таблицы 1 можно представить в виде графика на рисунке 1.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Коэффициент использования пробега на грузовых автомобилях

Таблица 1

Марка авто Гос. номер Общий пробег, км Пробег с грузом, км Коэффициент использования пробега

ГАЗ 53 т085рх23 36241 4460 0,12

ГАЗ 53 к968су93 10469 4460 0,42

Урал 5557 е946хо23 7917 2452 0,3

Урал 5557 т078рх23 27745 10639 0,38

Урал 5557 т081рх23 30596 12315 0,4

ГАЗ САЗ 25041 т192он23 29886 11921 0,39

ГАЗ САЗ 350701 т193он23 20130 7744 0,38

ГАЗ САЗ 350701 а751он23 34971 14556 0,41

ГАЗ САЗ 350701 м115хт23 11339 5786 0,51

ГАЗ САЗ 350701 м116хт23 36292 15101 0,41

ГАЗ САЗ 350701 т163он23 42152 18723 0,44

ГАЗ САЗ 35071 н748аа 43603 19781 0,45

ГАЗ САЗ 35071 н750аа 44553 19838 0,44

Урал 5557-31 а766кт23 34092 13807 0,4

Урал 5557-31 а767кт23 20483 6887 0,33

Урал 5557-31 а768кт23 29206 10897 0,37

КамАЗ 452800 т164он23 31204 13250 0,42

ГАЗ САЗ 35071 у339уа23 18087 7693 0,42

КамАЗ 5511 о561хс23 26044 10536 0,4

КамАЗ 5511 о381хс23 40214 16511 0,41

КамАЗ 55111 у729хс93 40319 16913 0,42

КамАЗ 55111 а706нх93 28757 11899 0,41

КамАЗ 55111 к072тк93 29375 11885 0,4

КамАЗ 55111 у724хс93 22767 9456 0,42

КамАЗ 55111 к082тк93 21475 9497 0,44

КамАЗ 65111 к069тк93 36984 14851 0,4

КамАЗ 65111 р425хх93 32053 13878 0,43

КамАЗ 65111 к073тк93 33532 13953 0,42

КамАЗ 65111 т158ху93 14204 6190 0,44

КамАЗ 6520 т346ху93 26483 9913 0,37

Урал 5557 м245ео23 7508 2628 0,35

Урал 5557 м128уу23 25586 8676 0,33

КамАЗ 5410 р423хх93 30375 16214 0,53

КамАЗ 54112 м530вк93 17000 7990 0,47

Рисунок 1 - Средние коэффициенты использования пробега по маркам Автомобилей

Из графика видно, что наибольшие коэффициенты использования пробега имеют автомобили:

- ГАЗ САЗ 35071;

- ГАЗ САЗ 350701;

- Урал 5557-31;

- КамАЗ 5410.

На повышение производительности работы автомобилей большое влияние оказывает коэффициент использования грузоподъемности, определяемый делением массы фактически перевезенного груза на грузоподъемность автомобиля. Повышение коэффициента использования грузоподъемности достигается полной загрузкой

автомобиля, поэтому при перевозке грузов небольшой массы необходимо наращивать борта автомобиля и при укладке груза полнее использовать площадь грузовой платформы.

Работа грузового автомобиля учитывается в тонно-километрах и определяется произведением количества перевезенного груза в тоннах на пробег, выраженный в километрах. Количество

Транспортная работа и I

тонно-километров определяют за каждую ездку отдельно, а потом суммируют за всю смену. Количество перевезенных тонн груза определяет объем выполненных перевозок.

В таблице 2 представлены данные о количестве тонн перевезенного груза и транспортной работе в тонно-километрах.

Таблица 2

гво перевезенного груза

Марка авто Гос. номер Перевезено тонн Транспортная работа, т*км

Урал 5557 т078рх23 28984,82 93851,74

Урал 5557 т081рх23 22358,33 212150,61

ГАЗ САЗ 25041 т192он23 11065,33 155152,57

ГАЗ САЗ 350701 т193он23 2302,23 38180,78

ГАЗ САЗ 350701 а751он23 16716,39 62332,037

ГАЗ САЗ 350701 м115хт23 2159,57 30421,412

ГАЗ САЗ 350701 м116хт23 12929,36 65403,517

ГАЗ САЗ 350701 т163он23 19314,8 84684,539

ГАЗ САЗ 35071 н748аа123 16259,9 97937,404

ГАЗ САЗ 35071 н750аа123 5899,48 100950,31

Урал 5557-31 а766кт23 20907,35 209730,83

Урал 5557-31 а767кт23 15269,44 84492,3

Урал 5557-31 а768кт23 18748,45 149051,05

КамАЗ 452800 т164он23 7593,63 213139,14

ГАЗ САЗ 35071 у339уа23 2923,77 37608,959

КамАЗ 5511 о561хс23 6509,51 96061,58

КамАЗ 5511 о381хс23 14012,19 153892,564

КамАЗ 55111 у729хс93 10090,94 138955,15

КамАЗ 55111 а706нх93 8766,78 102752,7

КамАЗ 55111 к072тк93 10314,43 102991,656

КамАЗ 55111 у724хс93 7631,12 85746,26

КамАЗ 55111 к082тк93 5573,48 82718,71

КамАЗ 65111 к069тк93 10820,86 146771,806

КамАЗ 65111 р425хх93 16848,83 151894,29

КамАЗ 65111 к073тк93 12822,44 128243,196

КамАЗ 65111 т158ху93 9185,63 69963,584

КамАЗ 6520 т346ху93 9114,39 101245,77

Урал 5557 м245ео23 9520,03 28022,8

Урал 5557 м128уу23 25858,35 82709,07

КамАЗ 5410 р423хх93 5533,67 258342,195

КамАЗ 54112 м530вк93 570 119850

Всего за 2014 транспортная работа составила 3742012,422 т*км.

Литература:

1. Коновалова Т.В. Оценка проектных решений на транспорте : учеб. пособие / Т.В. Коновалова [и др.]. Краснодар, 2018. 357 с.

2. Коновалова Т.В. Способы оценки эффективности организации дорожного движения : учеб. пособие / Т.В. Коновалова, И.Н. Котенкова, С.Л. Надирян. Краснодар, 2018. 247 с.

Literature:

1. Konovalova T. V. Evaluation of design solutions in transport : manual / T.V. Konovalova [et al.]. Krasnodar, 2018. 357 p.

2. Konovalova T.V. Ways of evaluating the effectiveness of road traffic management : manual / T.V. Konovalova, I.N. Kotenkova, S.L. Nadiryan. Krasnodar, 2018. 247 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.