Научная статья на тему 'Особенности учета горюче-смазочных материалов'

Особенности учета горюче-смазочных материалов Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
2710
357
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕТ ТОПЛИВА / РАСХОД ТОПЛИВА / СМАЗОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ / АВТОТРАНСПОРТНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / АВТОТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Семенихин В. В.

В статье рассмотрены особенности учета расхода топлива и горюче-смазочных материалов для автотранспортных предприятий и других организаций, использующих автотранспортные средства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Семенихин В. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности учета горюче-смазочных материалов»

Проблемы учета

ОСОБЕННОСТИ УЧЕТА горюче-смазочных материалов

в. В. СЕМЕНИХИН, руководитель «Экспертбюро Семенихина»

Для автотранспортных предприятий, а также многих организаций, использующих в своей деятельности автотранспортные средства, значительную долю затрат составляют расходы на приобретение горюче-смазочных материалов (ГСМ). Рассчитывая расход топлива и смазочных материалов, следует руководствоваться установленными нормами.

Методические рекомендации «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте» утверждены распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 № АМ-23-р (далее — Методические рекомендации).

Нормы расхода ГСМ предназначены для автотранспортных предприятий, организаций, занятых в сфере управления и контроля, и других лиц, независимо от форм собственности, эксплуатирующих автомобильную технику и специальный подвижной состав на шасси автомобилей на территории РФ. В них приведены:

— значения базовых, транспортных и эксплуатационных (с учетом надбавок) норм расхода топлив для автомобильного подвижного состава общего назначения;

— нормы расхода топлива на работу специальных автомобилей;

— справочные нормативные данные по расходу смазочных материалов;

— значения зимних надбавок.

Помимо перечисленных данных, нормы содержат порядок их применения, формулы и методы расчета нормативного расхода топлива при эксплуатации и другие данные.

Нормы учета ГСМ предназначены для:

— расчетов нормативного значения расхода топлив по месту потребления;

— ведения статистической и оперативной отчетности;

— определения себестоимости перевозок и других видов транспортных работ;

— планирования потребности предприятий в обеспечении нефтепродуктами;

— расчетов по налогообложению предприятий;

— осуществления режима экономии и энергосбережения потребляемых нефтепродуктов;

— проведения расчетов с пользователями транспортными средствами, водителями и т. д.

Норма подразумевает установленное значение меры потребления топлив при работе автомобиля конкретной модели, марки или модификации. При нормировании расхода топлив различают базовое значение расхода, определяемое для каждой модели, марки или модификации автомобиля в качестве общепринятой нормы, и расчетное нормативное значение расхода, учитывающее выполняемую транспортную работу и условия эксплуатации автомобиля.

Нормы расхода смазочных материалов на автомобильном транспорте предназначены для оперативного учета, расчета удельных норм расхода масел и смазок при обосновании потребности в них для предприятий, эксплуатирующих автотранспортную технику.

Виды норм расхода топлива и смазочных материалов. Для автомобилей общего назначения установлены следующие виды норм расхода ГСМ:

— базовая норма в литрах на 100 км (л/100 км) пробега автотранспортного средства в снаряженном

Единицы измерения

Вид автомобиля Норма расхода топлив на 100 км пробега

Бензиновые и дизельные автомобили В литрах бензина или дизельного топлива

Автомобили, работающие на сжиженном нефтяном газе В литрах сжиженного нефтяного газа из расчета 1 л бензина соответствует 1,32 л сжиженного нефтяного газа, не более (рекомендуемая норма в пределах 1,22 ± 0,10 л сжиженного нефтяного газа к 1л бензина, в зависимости от свойств пропанобутановой смеси)

Автомобили, работающие на сжатом природном газе В нормальных метрах кубических сжатого природного газа, из расчета 1 л бензина соответствует 1 ± 0,1 м3 сжатого природного газа (в зависимости от свойств природного газа)

Газодизельные автомобили Норма расхода сжатого природного газа указана в метрах кубических с одновременным указанием нормы расхода дизельного топлива в литрах, их соотношение определяется производителем техники (или в инструкции по эксплуатации)

состоянии. Базовая норма зависит от конструкции автомобиля, его агрегатов и систем, категории, типа и назначения автомобильного подвижного состава (легковые, автобусы, грузовые и т. д.), от вида используемых топлив, массы автомобиля в снаряженном состоянии, типизированного маршрута и режима движения в условиях эксплуатации в пределах Правил дорожного движения;

— транспортная норма в литрах на 100 км (л/100 км) пробега при проведении транспортной работы;

— для автобуса, при этом учитывается снаряженная масса и нормируемая по назначению автобуса номинальная загрузка пассажиров;

— для самосвала, при этом учитывается снаряженная масса и нормируемая загрузка самосвала (с коэффициентом 0,5);

— транспортная норма в литрах на 100 тонно-километров (л/100 т^км) при проведении транспортной работы грузового автомобиля учитывает дополнительный к базовой норме расход топлива при движении автомобиля с грузом, автопоезда с прицепом или полуприцепом без груза и с грузом или с использованием установленных ранее коэффициентов на каждую тонну перевозимого груза, массы прицепа или полуприцепа — до 1,3 и до 2,0 л/100 км для автомобилей, соответственно, с дизельными и бензиновыми двигателями, или с использованием точных расчетов, выполняемых по специальной программе-методике непосредственно для каждой конкретной марки, модификации и типа автотранспортного средства.

Транспортная норма (норма на транспортную работу) включает базовую норму и зависит от грузоподъемности или от нормируемой загрузки пассажиров, или от конкретной массы перевозимого груза.

Методические рекомендации содержат еще одно понятие — «эксплуатационная норма». Она устанавливается по месту эксплуатации автотран-

спортных средств на основе базовой или транспортной нормы с использованием поправочных коэффициентов (надбавок), учитывающих местные условия эксплуатации, по формулам, приведенным в нормах. Установленные единицы измерения представлены в таблице.

Нормы эксплуатационного расхода смазочных материалов (с учетом замены и текущих дозаправок) установлены из расчета на 100 л от общего расхода топлива, рассчитанного по нормам для данного автомобиля.

Нормы расхода масел установлены в литрах на 100 л расхода топлива, нормы расхода смазок — в килограммах на 100 л расхода топлива.

Обратите внимание, что расход топлив на технические, гаражные и прочие внутренние хозяйственные нужды, не связанные непосредственно с технологическим процессом перевозок пассажиров и грузов, в состав норм не включен и устанавливается отдельно (п. 4 Методических рекомендаций).

Поправочные коэффициенты. Методическими рекомендациями предусмотрены поправочные коэффициенты (надбавки), установленные в виде процентов повышения или снижения исходного значения нормы расхода топлив. С помощью поправочных коэффициентов производится учет дорожно-транспортных, климатических и других эксплуатационных факторов. Конкретные значения поправочных коэффициентов устанавливаются приказом или распоряжением руководства предприятия, организации, эксплуатирующих автотранспортные средства, или местной администрацией.

При необходимости применения одновременно нескольких надбавок норма расхода топлива устанавливается с учетом суммы или разности этих надбавок.

Итак, на основании приказа руководителя предприятия или распоряжения руководства местной администрации допускается:

• увеличивать нормативный расход топлива на внутригаражные разъезды и технические надобности автотранспортных предприятий, к которым относятся технические осмотры, регулировочные работы, приработка деталей двигателей и других агрегатов после ремонта и т. п. Размер увеличения составляет до 1,0 % от общего количества потребляемого предприятием топлива, при этом должны быть обоснование и учет фактического количества единиц автотранспортных средств, используемых на перечисленных работах;

• устанавливать базовую норму расхода топлив для тех марок и модификаций автомобилей, которые не имеют существенных конструктивных изменений по сравнению с базовой моделью (с одинаковыми техническими характеристиками двигателя, коробки передач, главной передачи, шин, колесной формулы, кузова) и не отличаются от базовой модели собственной массой;

• для марок и модификаций автомобилей, не имеющих перечисленных в предыдущем абзаце конструктивных изменений, но отличающихся от базовой модели только собственной массой (при установке фургонов, кунгов, тентов, дополнительного оборудования, бронировании и т. д.), нормы расхода топлив могут определяться на каждую тонну увеличения (уменьшения) собственной массы автомобиля с увеличением (уменьшением) из расчета:

— до 2 л/100 км для автомобилей с бензиновыми двигателями;

— до 1,3 л/100 км для автомобилей с дизельными двигателями;

— до 2,64 л/100 км для автомобилей, работающих на сжиженном газе;

— до 2 м3/100 км для автомобилей, работающих на сжатом природном газе;

— при газодизельном процессе двигателя ориентировочно до 1,2 м3 природного газа и до 0,25 л/100 км дизельного топлива из расчета на каждую тонну изменения собственной массы автомобиля.

Нормы расхода масел увеличиваются до 20 % для автомобилей после капитального ремонта и находящихся в эксплуатации более 5 лет.

Расход смазочных материалов при капитальном ремонте агрегатов автомобилей устанавливается в количестве, равном одной заправочной емкости системы смазки данного агрегата.

Понижающие коэффициенты. Норма расхода топлив может снижаться до 15 % при работе на

дорогах общего пользования I, II и III категорий за пределами пригородной зоны на равнинной (слабо холмистой) местности (высота над уровнем моря до 300 м).

В том случае, когда автотранспорт эксплуатируется в пригородной зоне вне границы города, поправочные (городские) коэффициенты не применяются.

Нормами установлено, что в дополнение к нормированному расходу газа допускается расходование бензина или дизельного топлива для газобаллонных автомобилей в следующих случаях:

— для заезда в ремонтную зону и выезда из нее после проведения технических воздействий — до 5 л жидкого топлива на один газобаллонный автомобиль;

— для запуска и работы двигателя газобаллонного автомобиля — до 20 л жидкого топлива в месяц на один автомобиль в летний и весенне-осенний сезоны, в зимнее время дополнительно учитываются зимние надбавки;

— на маршрутах, протяженность которых превышает запас хода одной заправки газа, — до 25 % от общего расхода топлива на указанных маршрутах.

Во всех перечисленных случаях нормирование расхода жидкого топлива для газобаллонных автомобилей осуществляется в тех же размерах, что и для соответствующих базовых автомобилей.

Принимая во внимание возможные изменения и многообразие условий эксплуатации автомобильной техники, изменения техногенного, природного и климатического характера, состояние дорог, особенности перевозок грузов и пассажиров и другие факторы, в случае производственной необходимости возможно уточнение или введение отдельных поправочных коэффициентов (надбавок) к нормам расхода топлив по распоряжению руководства местных администраций регионов и других ведомств — при соответствующем обосновании и по согласованию с Минтрансом России.

На период действия новых норм для моделей, марок и модификаций автомобильной техники, поступающей в автопарк страны, на которую Минтрансом России не утверждены нормы расхода топлив, руководители местных администраций регионов и предприятий могут вводить в действие своим приказом нормы, разработанные по индивидуальным заявкам в установленном порядке научными организациями, осуществляющими разработку таких норм по специальной программе-методике.

Таким образом, в целях введения в действие приказом организации норм расхода ГСМ в отношении автомобилей, для которых нормы расхода топлив и смазочных материалов не утверждены, организация может подать заявку в научную специализированную организацию на разработку таких норм. По мнению Минфина России (письмо от

22.06.2010 № 03-03-06/4/61), до принятия приказа организации, утверждающего нормы, разработанные в установленном порядке, организация может руководствоваться соответствующей технической документацией и (или) информацией, предоставляемой изготовителем автомобиля.

Зимние надбавки к нормам. Зимние надбавки к нормам расхода ГСМ установлены по регионам РФ, указан срок действия надбавок и предельная их величина в процентах. Период применения зимних надбавок к норме расхода ГСМ и их величину рекомендуется оформить распоряжением региональных (местных) органов власти, а при отсутствии соответствующих распоряжений — приказом руководителя организации.

При работе автомобилей в отрыве от основных баз (нахождение в командировках в других климатических районах) применяются надбавки, установленные для района фактической работы автомобиля.

При междугородных перевозках грузов и пассажиров (поездках в другие климатические зоны) рекомендуется применять надбавки, установленные для начального и конечного пунктов маршрута.

Легковые автомобили. Для легковых автомобилей нормативное значение расхода топлив рассчитывается по формуле

Оп = 0,01 я 5 (1 + 0,01 ^,

где Оп — нормативный расход топлив, л;

Я — базовая норма расхода топлив на пробег автомобиля, л/100 км;

5 — пробег автомобиля, км;

D — поправочный коэффициент (суммарная относительная надбавка или снижение) к норме, %.

Пример 1

Из путевого листа установлено, что легковой автомобиль — такси ГАЗ-24-10, работавший в горной местности на высоте 300—800 м, совершил пробег 244 км.

Исходные данные:

— базовая норма расхода топлива для легкового автомобиля ГАЗ-24-10 составляет Я = 13,0 л/100 км;

— надбавка за работу в горной местности на высоте над уровнем моря от 300 до 800м составляет D = 5 %.

Нормативный расход топлива составляет:

Оп = 0,01 Я 8 5 (1 + 0,01 D) =

= 0,01 • 13,0 • 244 (1 + 0,01 • 5) = 33,3 л.

Автобусы. Для автобусов нормативное значение расхода топлива рассчитывается по формуле: О = 0,01 Я 5 (1 + 0,01 П) + Я, Т,

^ П ’ 5 4 ’ ' о

где Яы — норма расхода топлива при использовании штатных независимых отопителей, на работу отопителя (отопителей), л/ч;

Т — время работы автомобиля с включенным отопителем, ч.

Пример 2

Из путевого листа установлено, что городской автобус Шагш-280.33 работал в городе в зимнее время с использованием штатных отопителей салона 5irokko-268 совместно с 5irokko-262 (отопитель прицепа), совершил пробег 164 км при времени работы на линии 8 ч.

Исходные данные:

— транспортная норма расхода топлива на пробег для городского автобуса Шагш-280.33 составляет Н = 43,0 л/100 км;

— надбавка за работу в зимнее время составляет D = 8 %;

— норма расхода топлива на работу отопителя 5irokko-268 совместно с 5irokko-262 составляет Я = 3,5 л/ч.

ОХ ,

Нормативный расход топлива составляет:

О = 0,01 Я 5 (1 + 0,01 D) + Я , Т =

^ п ’ 5 ' 7 / ОХ

= 0,01 • 43,0 • 164 (1 + 0,01 • 8) + 3,5 • 8 =

= 104,2 л.

Грузовые автомобили. Для грузовых бортовых автомобилей и автопоездов нормативное значение расхода топлива рассчитывается по формуле О = 0,01 (Я 5 + Я Ж) (1 + 0,01 П),

^ п ’ 4 Бап w ' 4 ’ ''

где Я — норма расхода топлива на пробег автомобиля или автопоезда в снаряженном состоянии без груза;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ям! — норма расхода топлива на транспортную работу, л/100 т^км;

Ж — объем транспортной работы, т»км: Ж = G — 5 (где G — масса груза, т;

ЯУ gr gr ’

5г — пробег с грузом, км).

Норма расхода топлива на пробег автомобиля или автопоезда в снаряженном состоянии без груза рассчитывается следующим образом:

Я = Я, + Я О , л/100 км,

Бап бХ я рг

где ЯХ — базовая норма расхода топлива на пробег автомобиля (тягача) в снаряженном состоянии, л/100 км (Яп = Я, л/100 км, для одиночного автомобиля, тягача);

Яя—норма расхода топлива на дополнительную массу прицепа или полуприцепа, л/100 т^км; Gpr — собственная масса прицепа или полуприцепа, т.

Для грузовых бортовых автомобилей и автопоездов, выполняющих работу, учитываемую в тонно-километрах, дополнительно к базовой норме, норма расхода топлива увеличивается (из расчета в литрах на каждую тонну груза на 100 км пробега):

— для бензина — до 2 л;

— для дизельного топлива — до 1,3 л;

— для сжиженного нефтяного газа — до 2,64 л;

— для сжатого природного газа — до 2 м3;

— при газодизельном питании — до 1,2 м3 природного газа и до 0,25 л дизельного топлива.

При работе грузовых бортовых автомобилей, тягачей с прицепами и седельных тягачей с полуприцепами норма расхода топлива (л/100 км) на пробег автопоезда увеличивается (из расчета в литрах на каждую тонну собственной массы прицепов и полуприцепов):

— для бензина — до 2 л;

— для дизельного топлива — до 1,3 л;

— для сжиженного газа — до 2,64 л;

— для природного газа — до 2 м3;

— при газодизельном питании двигателя—до 1,2 м3 природного газа и до 0,25 л дизельного топлива.

Для седельных тягачей нормативное значение расхода топлива рассчитывается по приведенной формуле. По этой же формуле определяется нормативное значение расхода топлива для автомобилей-фургонов. При этом для фургонов, работающих без учета массы перевозимого груза, нормируемое значение расхода топлива определяется с учетом повышающего поправочного коэффициента — до 10 % к базовой норме.

Пример 3

Из путевого листа установлено, что одиночный бортовой автомобиль ЗИЛ-431410 при пробеге 217 км выполнил транспортную работу в объеме 820 т^км в условиях эксплуатации, не требующих применения надбавок или снижений.

Исходные данные:

— базовая норма расхода топлива на пробег для бортового автомобиля ЗИЛ-431410 составляет Я = 31,0 л/100 км;

— норма расхода бензина на перевозку полезного груза составляет Ям! = 2,0 л/100 т^км.

Нормативный расход топлива составляет:

О = 0,01 (Я 5 + Я Ж) =

^п ' 5 W /

= 0,01 (31 • 217 + 2 • 820) = 83,7л.

Пример 4

Из путевого листа установлено, что бортовой автомобиль КамАЗ-5320 с прицепом ГКБ-8350 выполнил 6 413 т^км транспортной работы в условиях зимнего времени по горным дорогам на высоте 800—2 000м и совершил общий пробег 475 км.

Исходные данные:

— базовая норма расхода топлива на пробег для бортового автомобиля КамАЗ-5320 составляет Я = 25,0 л/100 км;

— норма расхода топлива на перевозку полезного груза составляет Ям! = 1,3 л/100 т^км; норма расхода топлива на дополнительную массу прицепа или полуприцепа составляет Яя = 1,3 л/100 т^км;

— надбавка за работу в зимнее время составляет D = 8 %, за работу в горных условиях на высоте от 800 до 2 000м над уровнем моря D = 10 %;

— масса снаряженного прицепа ГКБ-8350 О = 3,5 т;

рг ’ ’

— норма расхода топлива на пробег автопоезда в составе автомобиля КамАЗ-5320 с прицепом ГКБ-8350 составляет:

Я = Я + Я G = 25 + 1,3 • 3,5 =

Бап 5 Я рг

= 29,55 л/100 км.

Нормативный расход топлива:

О = 0,01 (Я 5 + Я Ж) (1 + 0,01 D) =

х^п ’ ' Бап w / ' ’ 7

= 0,01 (29,55 • 475 + 1,3 • 6 413) •

• (1 + 0,01 • 18) = 264,0 л.

Пример 5

Из путевого листа установлено, что седельный автомобиль-тягач МАЗ-5429 с полуприцепом МАЗ-5205А выполнил 9 520 т^км транспортной работы при пробеге 595 км.

Исходные данные:

— базовая норма расхода топлива на пробег для тягача МАЗ-5429 составляет Я = 23,0 л/100 км;

— норма расхода топлива на перевозку полезного груза составляет Ям! = 1,3 л/100 т^км;

— масса снаряженного полуприцепа МАЗ-5205А G = 5,7 т;

РУ

— надбавка за работу в зимнее время D = 6 %>, снижение в связи с передвижением автопоезда по загородной дороге с усовершенствованным покрытием D = 15 %;

— норма расхода топлива на пробег автопоезда в составе седельного тягача МАЗ-5429 с полуприцепом МАЗ-5205А без груза составляет:

Н

Н + Н G = 23 + 1,3 • 5,7 =

■Ї g рг

= 30,41 л/100 км.

Нормативный расход топлива:

О = 0,01 (Я 5 + Я Ж) (1 + 0,01 D) =

г^п ' Бап w х ' 7

= 0,01 (30,41 • 595 + 1,3 • 9 520) •

• (1 — 0,01 • 9) = 277,3 л.

Пример 6

Из путевого листа установлено, что грузовой автомобиль-фургон ГЗСА-37021 (на сжиженном нефтяном газе), работая в черте города с частыми остановками, совершил пробег 152 км.

Исходные данные:

— базовая норма расхода топлива на пробег автомобиля-фургона ГЗСА-37021 составляет Я = 34,0 л/100 км;

— надбавка за работу без учета перевозимого груза D = 10 %, надбавка за работу с частыми технологическими остановками D = 8 %.

Нормативный расход топлива:

Оп = 0,01 Я 8 5 (1 + 0,01 D) 0,01 • 34 •

• 152 (1 + 0,01 • 18) = 61 л.

Самосвалы. Для автомобилей-самосвалов и самосвальных автопоездов нормативное значение расхода топлива рассчитывается по формуле О = 0,01 Я 5 (1 + 0,01 D) + Я г,

^ п ’ Бап ' ’ / 2 ’

где Яшп — норма расхода топлива автомобиля-самосвала или самосвального автопоезда:

Я = Яп, + Я. (О + 0,5а), л/100 км;

Бап 0,5б 0,5^ 4 рг ’ 1' ’

где Я0 — транспортная норма с учетом транспор-

тной работы (с коэффициентом загрузки 0,5), л/100 км;

Я0 5м> — норма расхода топлива на транспортную работу автомобиля-самосвала (если при расчете Я не учтен коэффициент 0,5) и на дополнительную массу самосвального прицепа или полуприцепа, л/100 т • км; а — грузоподъемность прицепа, полуприцепа (0,5а — с коэффициентом загрузки 0,5), т;

Я2—дополнительная норма расхода топлива на каждую ездку с грузом автомобиля-самосвала, автопоезда, л;

г — количество поездок с грузом за смену. Норма расхода топлива увеличивается при работе автомобилей-самосвалов с самосвальными прицепами, полуприцепами (если для автомобиля

рассчитывается базовая норма как для седельного тягача). Норма увеличивается на каждую тонну собственной массы прицепа, полуприцепа и половину его номинальной грузоподъемности (коэффициент загрузки — 0,5):

— бензина — до 2 л;

— дизельного топлива — до 1,3 л;

— сжиженного газа — до 2,64 л;

— природного газа — до 2 м3.

Для автомобилей-самосвалов и автопоездов дополнительно устанавливается норма расхода топлива (Н) на каждую поездку с грузом при маневрировании в местах погрузки и разгрузки:

— до 0,25 л жидкого топлива (до 0,33 л сжиженного нефтяного газа, до 0,25 м3 природного газа) на единицу самосвального подвижного состава;

— до 0,2 м3 природного газа и 0,1 л дизельного топлива ориентировочно при газодизельном питании двигателя.

Для большегрузных автомобилей-самосвалов типа «БелАЗ» дополнительная норма расхода дизельного топлива на каждую поездку с грузом устанавливается в размере до 1 л.

В случаях работы автомобилей-самосвалов с коэффициентом полезной загрузки выше 0,5 допускается нормировать расход топлива так же, как и для бортовых автомобилей.

Пример 7

Из путевого листа установлено, что автомобиль-самосвал МАЗ-5551 совершил пробег 165 км, выполнив при этом 10 поездок с грузом. Работа осуществлялась в зимнее время в карьере.

Исходные данные:

— т = 10 поездок с грузом;

— транспортная (с коэффициентом загрузки

0,5) норма расхода топлива для автомобиля-самосвала МАЗ-5551 составляет Н = 28 л/100 км;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Б 7

— норма расхода топлива для самосвалов на каждую поездку с грузом составляет Н2 = 0,25 л;

— надбавки за работу в зимнее время D = 6 %, на работу в карьере — D = 12 %.

Нормативный расход топлива:

О = 0,01 Н S (1 + 0,01 D) + Н т =

Б ' 7 / 2

= 0,01 • 28 • 165 (1 + 0,01 • 18) + 0,25 • 10 =

= 57 л.

Пример 8

Из путевого листа установлено, что автомобиль-самосвал КамАЗ-5511 с самосвальным прицепом ГКБ-8527 перевез на расстояние 115 км 13 т кирпича, а в обратную сторону перевез на

расстояние 80 км 16 т щебня. Общий пробег составил 240 км.

Учитывая, что автомобиль-самосвал работал с коэффициентом полезной работы более чем 0,5, нормативный расход топлива определяется так же, как для бортового автомобиля КамАЗ-5320 (базового для самосвала КамАЗ-5511) с учетом разницы собственной массы этих автомобилей. Таким образом, в этом случае норма расхода топлива для автомобиля КамАЗ-5511 включает 25 л/100 км (норма расхода топлива для порожнего автомобиля КамАЗ-5320) плюс 2,7 л/100 км (учитывающих разницу собственных масс порожнего бортового автомобиля и самосвала в размере 2,08 т), что составляет 27,7 л/100 км.

Исходные данные:

— базовая норма расхода топлива на пробег для автомобиля КамАЗ-5511 в снаряженном состоянии составляет Я = 27,7л/100 км;

5 ’ ’

— норма расхода топлива на перевозку полезного груза составляет Ям! = 1,3 л/100 т^км;

—работа проводилась в условиях, не требующих применения надбавок и снижений;

— масса снаряженного самосвального прицепа ГКБ-8527 G = 4,5 т;

рг ’ ’

— норма расхода топлива на пробег автопоезда в составе автомобиля КамАЗ-5511 с прицепом ГКБ-8527 составляет:

Я = Я + Я G = 27,7 + 1,3 4,5 =

Бап 5 W рг ’ ’ ’

= 33,6 л/100 км.

Нормативный расход топлива:

О = 0,01 [Я 5 + Я (5'& + 5"&')] =

п Бап w ' /->

= 0,01 [33,6 • 240 + 1,3 • (115 • 13 +

+ 80 • 16)] = 116,7л., где 5' — пробег автомобиля при доставке кирпича;

G' — масса доставленного кирпича;

5'' — пробег автомобиля при доставке щебня;

G" — масса доставленного щебня.

Нормы расхода топлив для специальных и специализированных автомобилей. Выделяют две группы специальных и специализированных автомобилей:

— автомобили, выполняющие работы в период стоянки (пожарные автокраны, автоцистерны, компрессорные, бурильные установки и т. п.);

— автомобили, выполняющие ремонтные, строительные и другие работы в процессе передвижения (автовышки, кабелеукладчики, бетоносмесители и т. п.).

Нормативный расход топлив (л) для специальных автомобилей, выполняющих основную работу в период стоянки, определяется по формуле О = (0,01 Я 5 + Я, Т ) (1 + 0,01 П ), л,

Х^п х ’ БО Х ГО 4 ’ Б' ’

где Яо — норма расхода топлив на пробег, л/100 км (в случаях, когда специальный автомобиль предназначен также и для перевозки груза, индивидуальная норма рассчитывается с учетом выполнения транспортной работы): Я = Я , + Я Ж;

50 БС W ’

Я( — норма расхода топлив на работу специального оборудования (л/ч) или литры на выполняемую операцию (заполнение цистерны и т. п.); Тт — время работы оборудования (ч) или количество выполненных операций;

Ds — суммарная относительная надбавка или снижение к норме, в процентах (при работе оборудования применяются только надбавки на работу в зимнее время и в горной местности). Нормативный расход топлив (л) для специальных автомобилей, выполняющих основную работу в процессе передвижения, определяется по формуле

О = 0,01 (Я 5 + Я 5 ) (1 + 0,01 П ),

^п ’ 4 50 5 50 55 ' 4 ’ 5''

где 55 — пробег специального автомобиля к месту работы и обратно, км;

Я50 — норма расхода топлив на пробег при выполнении специальной работы во время передвижения, л/100 км;

555 — пробег автомобиля при выполнении специальной работы при передвижении, км.

Для автомобилей, на которых установлено специальное оборудование, нормы расхода топлив на пробег (на передвижение) устанавливаются исходя из норм расхода топлив, разработанных для базовых моделей автомобилей с учетом изменения массы специального автомобиля.

Обратите внимание, что нормы расхода топлив для специальных автомобилей, выполняющих работы жилищно-коммунального хозяйства, определяются по нормам Управления жилищнокоммунальной сферы Госстроя России (Академия коммунального хозяйства им. К. Д. Памфилова).

Для пожарных автомобилей, у которых при работе специального агрегата функционирует счетчик пройденного пути спидометра, норма расхода жидкого топлива не устанавливается. Учет расхода топлив в этом случае производится по показанию спидометра и норме расхода жидкого топлива на 100 км пробега.

Обратите внимание, что при заполнении и сливе цистерны самотеком норма не применяется.

Нормы расхода топлива на работу специального оборудования, установленного на автомобилях, определяются по данным заводов-изготовителей специальных и специализированных автомобилей, л/ч.

Рассмотрим также вопрос, обязаны ли организации применять в целях исчисления налога на прибыль нормы расхода ГСМ, установленные Методическими рекомендациями. В письме от

03.09.2010 № 03-03-06/2/57 Минфин России напомнил налогоплательщикам, что в соответствии с п. 1 ст. 252 Налогового кодекса РФ (НК РФ) расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Расходы на содержание служебного транспорта, в том числе автомобильного, на основании подп. 11

п. 1 ст. 264 НК РФ относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией.

Нормы расхода ГСМ установлены Методическими рекомендациями. Таким образом, при определении обоснованности произведенных затрат на приобретение топлива для служебного автомобиля налогоплательщик учитывает их при помощи Методических рекомендаций.

Список литературы

1. Налоговый кодекс РФ (часть вторая): Федеральный закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ.

2. О введении в действие Методических рекомендаций «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте»: распоряжение Минтранса России от 14.03.2008 № АМ-23-р.

3. Письмо Минфина России от 22.06.2010 № 0303-06/4/61.

4. Письмо Минфина России от 03.09.2010 № 0303-06/2/57.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.