УДК 656.1
DOI 10.23672/m0108-2662-6633-q
Коновалова Татьяна Вячеславовна
кандидат экономических наук, заведующая кафедрой организации перевозок и дорожного движения, Кубанский государственный технологический университет [email protected]
Надирян София Левоновна
старший преподаватель кафедры организации перевозок и дорожного движения, Кубанский государственный технологический университет [email protected]
Миронова Мария Петровна
ассистент кафедры организации перевозок и дорожного движения, Кубанский государственный технологический университет [email protected]
Tatyana V. Konovalova
Candidate of Economic Sciences, Head of the Department of Organization Transportation and Road Traffic, Kuban State Technological University [email protected]
Sofia L. Nadiryan
Senior Lecturer
of the Department of Organization Transportation and Road Traffic, Kuban State Technological University [email protected]
Maria P. Mironova
Assistant
of the Department of Organization Transportation and Road Traffic, Kuban State Technological University [email protected]
Менеджмент безопасности
движения как один из критериев качества транспортных услуг
Traffic safety management
as one of the criteria for
the quality of transport services
Аннотация. Автомобильный транспорт является одной из важнейших отраслей общественного производства, которая влияет не только на все отрасли производства и распределения, но и на развитие общества, в целом. В данной статье авторами рассмотрены вопросы с менеджмента безопасности движения как одного из критериев качества транспортных услуг. Автомобильный транспорт является одной из важнейших и крупнейших отраслей общественного производства. Одной из главных задач на автотранспортных предприятиях является обеспечение безопасности дорожного движения.
Ключевые слова: логистика, менеджмент, автотранспортное предприятие, безопасность движения.
Annotation. Road transport is one of the most important sectors of public production, which affects not only all industries of production and distribution, but also the development of society as a whole. In this article, the authors consider the issues of traffic safety management as one of the criteria for the quality of transport services. Road transport is one of the most important and largest branches of public production. One of the main tasks of road transport companies is to ensure road safety.
Keywords: logistics, management, motor transport enterprise, traffic safety.
Автомобильный транспорт является одной из важнейших отраслей общественного производства, которая влияет не только на все отрасли производства и распределения, но и на развитие общества, в целом.
Использование автомобильного транспорта, в силу совокупности причин, сопровождается значительными социальными, экономическими и экологическими последствиями, одним из негативных последствий являются дорожно-транспортные происшествия (ДТП).
Работа по организации, планированию и контролю за обеспечением безопасности дорожного движения возлагается не только на государственные органы, но и на хозяйствующие субъекты, осуществляющие автотранспортную деятельность [1]. Численность предприятий отрасли в РФ, 2020 г составила 58,2 тыс. ед. Численность предприятий отрасли по форме собственности в РФ за 2020 г представлена на рисунке 1.
£ Иная Щ и 1714
56428
| Муниципальная | 53
^ Годарственная 1 о 54
и | 0 а о 10000 20000 30000 40000 50000 60000
е Годарственная Муниципальная Частная Иная
■ ед 54 53 56428 1714
Численность предприятий отрасли по форме собственности РФ, 2018 г (ед)
■ ед
Рисунок 1 - Численность предприятий с
Индексы физического объема произведенного ВВП и валовой добавленной стоимости на транспорте в период 2019-2020 гг представлены на рисунке 1.2.
Одной из главных задач на автотранспортных предприятиях (АТП) является обеспечение безопасности дорожного движения (БДД), как внутри самого предприятия, так и за его пределами. Число собственных легковых автомобилей ежегодно увеличивается. Также, ощутим прирост автотранспортных средств, занятых в отрасли транспорта. Для количественного анализа автотранспортных средств, находящихся в собственности у граждан, а также, автотранспортных
по форме собственности в РФ за 2020 г.
средств, участвующих в производстве услуг транспорта, были использованы данные Рос-стата, данные представлены в таблицах 1 и 2.
АТП - один из важнейших критериев качества и эффективности транспортного обслуживания. При изменении уровня безопасности меняются и другие показатели качества. С этой позиции, безопасность движения необходимо рассматривать как один из показателей качества транспортного обслуживания автотранспортных предприятий. Такой подход к оценке и управлению качеством оказываемых услуг автомобильным транспортом предполагает учет взаимного влияния показателей, его измеряющих [2].
Рисунок 2 - Индексы физического объема произведенного ВВП и валовой добавленной стоимости на транспорте в период 2019-2020 гг.
Таблица 1
Данные по числу собственных легковых автомобилей по субъектам Российской Федерации (на 1000 человек населения)
Субъект РФ 2015 2016 2017 2018 2019 Место занимаемое субъектом в Российской Федерации в 2019 г.
Число собственных легковых автомобилей (на 1000 человек населения)
Российская Федерация 288,8 294,0 305,0 309,1 315,5
Центральный федеральный округ 301,9 308,7 315,9 315,5 320,8 5
Северо-Западный федеральный округ 307,4 315,0 319,2 320,0 324,5 2
Южный федеральный округ 269,3 278,1 311,1 316,9 321,1 4
Северо-Кавказский федеральный округ 211,3 219,4 224,8 230,7 230,2 8
Приволжский федеральный округ 287,2 292,5 305,3 316,1 323,1 3
Уральский федеральный округ 322,6 327,9 335,8 343,5 353,9 1
Сибирский федеральный округ 281,6 276,9 284,5 284,2 296,6 7
Дальневосточный федеральный округ 295,9 299,0 307,4 314,8 320,5 6
Таблица 2
Данные по числу грузовых и пассажирских транспортных средств, занятых в отрасли
2015 2016 2017 2018 2019
Наличие транспортных средств, (на конец года; тысяч штук)
Грузовые транспортные средства:
грузовые автомобили (включая пикапы и легковые фургоны) - всего 6230 6300 6434 6490 6540
в том числе:
в организациях всех видов экономической деятельности 644 570 537 526 526
в собственности граждан 3789 3841 3926 4016 4039
Пассажирские транспортные средства:
автобусы общего пользования 175 172 171 167 167
легковые автомобили - всего 44253 45163 46887 47425 48430
в том числе в собственности граждан 42317 43157 44792 45377 46292
троллебусы 10,2 9,7 9,4 9 8,7
В этой связи, основные задачи по повышению безопасности движения на предприятиях автомобильного транспорта представлены на рисунке 1.3.
на. предприятии систематической активной воспитательной раооты. с водительским персонаж»!
реалнзащкя мероприятий по у странению причин. способствующих Всаншнсвенню ДТП н утф'епленЕЮ производственной дисциплины среди работников предприятия
совершенств еж аите условии н отдыхд ра^няннков предприятия омкжнво водителей и рюшных рабочих.
рациональная организации перевозочного процесса с учетом конкретных ус л се не
обеспечение технической готовности поденюзого состава путём своевременного н качественногопрсщедення технического обслужив ання н ремонта автомобилей, а также ксятроля за техническим состоянием транспортных средств
Рисунок 3 - Основные задачи по повышения безопасности движения подвижного состава
Оценка эффективности повышения безопасности движения в системе менеджмента безопасности должна учитываться как один из значимых показателей качества транспортного обслуживания, с учетом эффектов, возникающих при повышении
других показателей качества при осуществлении процесса транспортирования.
Проанализируем влияние уровня безопасности движения подвижного состава на другие показатели качества, представленное на рисунке 1.4.
Рисунок 1.4 - Влияние уровня безопасности на показатели качества транспортного обслуживания.
С этой позиции, экономическое управление в системе менеджмента безопасности движения на транспорте подразумевает в своей структуре следующие показатели, которые позволяют охарактеризовать и оптимизировать работу по обеспечению безопасности движения в рассматриваемой системе:
- состояние безопасности движения;
- нарушения безопасности движения;
- организация обеспечения безопасности движения; обеспечение безопасности движения;
- управление безопасностью движения;
- экономическая эффективность обеспечения безопасности движения; конкурентоспособность;
- кадровый аспект обеспечения безопасности движения.
Внедрение современных подходов в традиционные методы управления безопасностью движения на предприятиях позволит не только оптимизировать сам транспортный процесс, но и повысить уровень транспортного обслуживания, при условии применения новых подходов, в области управления рисками в системе менеджмента безопасности.
Литература:
1. Коновалова Т.В. Оценка проектных решений на транспорте : учеб. пособие / Т.В. Коновалова [и др.]. Краснодар, 2018. 357 с.
2. Коновалова Т.В. Способы оценки эффективности организации дорожного движения : учеб. пособие / Т.В. Коновалова, И.Н. Котенкова, С.Л. Нади-рян. Краснодар, 2018. 247 с.
Literature:
1. Konovalova T. V. Evaluation of design solutions in transport : textbook / T.V. Konovalova [et. al]. Krasnodar, 2018. 357 p.
2. Konovalova T.V. Ways of evaluating the effectiveness of road traffic management : textbook / T.V. Konovalova, I.N. Kotenkova, S.L. Nadiryan Krasnodar, 2018. 247 p.