Научная статья на тему 'К вопросу о повышении престижа сотрудников ОВД на примере реформ 60-х годов 20 века'

К вопросу о повышении престижа сотрудников ОВД на примере реформ 60-х годов 20 века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
97
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ / ПРЕСТИЖ / РЕФОРМЫ / МИЛИЦИЯ / ПОЛИЦИЯ / МВД СССР / ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПОРЯДОК / ОБЩЕСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ДЕТЕКТИВ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Беспалова Елена Александровна, Гостев Сергей Сергеевич

Над актуальностью проблемы повышения престижа органов внутренних дел ученые начали думать еще с середины XIX века. Само понятие «престиж» исходит от французского языка («Prestigio»). Согласно толковому словарю Вебстера, престиж известность кого-либо или чего-либо, основанная на высокой оценке и уважении в обществе. Кроме того, престиж это представление об объекте (товаре или институте и т.д.), как правило, целенаправленно формируемое в массовом сознании с помощью СМИ, рекламы либо пропаганды. Чтобы обосновать необходимость реформы советской милиции 60-х годов 20 века, направленной на повышение престижа сотрудников ОВД, необходимо проанализировать события, которые произошли в то время.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о повышении престижа сотрудников ОВД на примере реформ 60-х годов 20 века»

УДК 34.08

Беспалова Елена Александровна

кандидат юридических наук, преподаватель кафедры истории государства и права, Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя pysh00@mail.ru

Гостев Сергей Сергеевич

кандидат юридических наук, преподаватель кафедры истории государства и права, Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя dragon9006@list.ru

К ВОПРОСУ О ПОВЫШЕНИИ ПРЕСТИЖА СОТРУДНИКОВ ОВД НА ПРИМЕРЕ РЕФОРМ 60-Х ГОДОВ 20 ВЕКА

Elena A. Bespalova

PhD in Law, Teacher of the Department of History of State and Law, Moscow University of the MIA of Russia named after V.J. Kikot pysh00@mail.ru

Sergei S. Gostev

PhD in Law,

Teacher of the Department of History of State and Law, Moscow University

of the MIA of Russia named after V.J. Kikot dragon9006@list.ru

To the question of increase

OF PRESTIGE OF THE POLICE OFFICERS ON THE EXAMPLE OF REFORMS OF 60-IES OF THE 20th CENTURY

Аннотация. Над актуальностью проблемы повышения престижа органов внутренних дел ученые начали думать еще с середины XIX века. Само понятие «престиж» исходит от французского языка («Prestigio»). Согласно толковому словарю Вебстера, престиж - известность кого-либо или чего-либо, основанная на высокой оценке и уважении в обществе. Кроме того, престиж - это представление об объекте (товаре или институте и т.д.), как правило, целенаправленно формируемое в массовом сознании с помощью СМИ, рекламы либо пропаганды. Чтобы обосновать необходимость реформы советской милиции 60-х годов 20 века, направленной на повышение престижа сотрудников ОВД, необходимо проанализировать события, которые произошли в то время.

Ключевые слова: правоохранительные органы, престиж, реформы, милиция, полиция, МВД СССР, общественный порядок, общественная безопасность, отечественный детектив.

Annotation. Scientists began to think about the relevance of the problem of increasing the prestige of the internal Affairs bodies since the middle of the XIX century. The very concept of «prestige"comes from the French language («Prestigio»). According to Webster's interpretative dictionary, prestige is the fame of someone or something based on high esteem and respect in society. In addition, prestige is the idea of the object (product or Institute, etc.), as a rule, purposefully formed in the mass consciousness with the help of the media, advertising or propaganda. To justify the need for reform of the Soviet police 60-ies of the 20th century, aimed at increasing the prestige of police officers, it is necessary to analyze the events that occurred at that time.

Keywords: law enforcement agencies, prestige, reforms, militia, police, USSR Ministry of internal Affairs, public order, public security, domestic detective.

Главной задачей органов внутренних дел как системы государственных органов исполнительной власти является защита жизни, здоровья, прав и свобод граждан, их имущества, а также интересов общества и государства от преступных или иных противоправных деяний. Цели советской милиции, а на сегодняшний день - и полиции, также включали и включают обеспечение личной безопасности граждан и общественной безопасности, предотвращение, пресечение и раскрытие преступлений, защиту общественного порядка, оказание помощи гражданам,

должностным лицам и организациям в осуществлении их законных прав и интересов.

Рассматриваемый период времени был отмечен очень активными действиями по реформированию карательно-репрессивной системы Министерства внутренних дел, созданной в условиях возникновения и быстрого развития тоталитарного режима в предыдущие годы. Основными причинами реформ в правоохранительной системе являлись противоречия между различными отделами и группами правящей элиты в борьбе

за власть, начало которой было отмечено смертью И. В. Сталина 5 марта 1953 года. Основными действующими лицами, между которыми развернулась борьба за доминирующее положение в обществе, были следующие структуры: правоохранительная структура (МВД-МГБ) во главе с Л. Берия, идеологическая (КПСС), возглавляемая Г. Маленковым и Н. Хрущевым и военная, во главе с Г. Жуковым.

После смерти И. В. Сталина, номинально Л. П. Берия занимал второе место в правящей иерархии (главным считался Г.М. Маленков). Однако Л. П. Берия, который руководил всем карательно-репрессивным аппаратом и, соответственно, неустанно наблюдал за всеми процессами, имевшими место в Советском Союзе - имел реальную власть. Желание Л. Берии добиться полной власти в стране можно рассматривать как централизацию карательно-репрессивной системы, которую он совершил в этот период, и которая достигла своей высшей точки.

Уже на следующий день после смерти И. В. Сталина - 6 марта 1953 года состоялось совместное заседание Пленума ЦК КПСС, Совета министров и Президиума Верховного Совета СССР, на котором было принято решение объединить такие структуры, как Министерство внутренних дел и МГБ, в единое министерство внутренних дел СССР под руководством Л. П. Берии. Это решение закрепил «Закон о преобразовании министерств СССР», утвержденный 15 марта 1953 года. В результате в середине мая 1953 года на службу в органы и войска МВД СССР поступило 1095,7 тыс. человек. Численность сотрудников милиции 1 июня 1953 года составляла 233791 человек находящихся на гос. бюджете и 43926 человек в ведомственной милиции [5].

Одной из первых мер, направленных на либерализацию внутренней жизни в стране и лишение МВД исключительных полномочий, было постановление Президиума Верховного Совета СССР от 1 сентября 1953 года «ОБ упразднении органа внесудебных репрессий», Особого совещания при Министре внутренних дел СССР. После этого началась работа по полной реорганизации всей системы карательно-репрессивных органов. Основным направлением реформирования системы МВД в этот период была политика по его децентрализации. Первой мерой на пути к децентрализации системы Министерства внутренних дел стало исключение из состава органов государственной безопасности, которое осуществлялось на основании постановления ЦК КПСС «Об основных задачах МВД» от 12 марта 1954 года. В соответствии с этой резолюцией органы государственной безопасности были преобразованы в независимый Комитет государственной безопасности (КГБ) при Совете Министров СССР.

10 мая 1954 года Министерство внутренних дел издало директиву «О работе среди населения», в которой основное внимание уделялось сотрудникам по усилению связей милиции с общественностью и укреплению правосознания граждан. В частности, директива обязывала всех со-

трудников проводить интервью с работниками по конкретным фактам. Популярности деятельности милиции среди населения в значительной степени способствовало повышение интереса к ее работе со стороны средств массовой информации, писателей и деятелей искусства.

В этот период стали появляться художественные работы о милиции, появился жанр отечественного детектива. В 1953 году на улицах Москвы стали активно применяться моторизованные патрули. Хорошо обученные мотоделу милиционеры б ыли объединены в отряды, которые подчинялись управлениям милиции города. Моторизированный отряд использовался для патрульной службы вечером и ночью. Моторизованные патрули в очень короткий промежуток времени оказались эффективным средством борьбы с хулиганством, грабежами и другими «уличными» преступлениями. Обладая хорошей маневренностью, их экипажи быстро объезжали закрепленную за ними территорию, останавливаясь для детального изучения обстановки в наиболее неблагополучных местах. Мотопатрули действовали в тесном контакте с участковыми уполномоченными и постовыми. Впоследствии эта практика была распространена и на другие города страны.

В октябре 1954 года Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР приняли совместный указ, в котором были приняты конкретные меры по укреплению милиции. Более 3000 человек были направлены через органы партии в Министерство внутренних дел СССР, в том числе более ста партийных работников, имеющих высшее и среднее образование, были назначены на должности министров внутренних дел Союзных и автономных республик, руководителей УВД и их заместителей. В 1954 году в милицию пришли на службу многие офицеры, уволенные в резерв, в связи с сокращением численности Вооруженных сил [1].

29 января 1958 года было принято очередное постановление ЦК КПСС «О фактах нарушения законности в милиции», в котором было сделано заключение о том, что факты необоснованного задержания, жестокого обращения и т.д. являются следствием слабой воспитательной работы. Поэтому было предложено укрепить контроль за деятельностью ОВД, пополнить ряды милиции сотрудниками партийных и комсомольских организаций и активировать надзорную деятельность прокуратуры. В то же время Цент р а льный комитет КПСС и Совет Министров СССР приняли ряд мер по улучшению транспортного обеспечения, коммуникаций и служебных помещений милиции. В 1957 году зарплаты сотрудников были повышены. Чтобы стабилизировать и сократить текучесть кадров рядовых сотрудников милиции, были введены три категории сотрудников со значительной разницей в окладах: первый - милиционеры, прослужившие 6 и более лет, второй - от 3 до 6 лет, третий до 3-х лет.

Были предусмотрены ассигнования на строительство жилья, исполнительные комитеты ме-

стных Советов должны были предоставить участковым уполномоченным жилую площадь по месту службы.

В декабре 1957 года введена новая форма для сотрудников милиции. Также были приняты меры по повышению профессиональной подготовки сотрудников путем расширения сети ведомственных учебных заведений. С 1956 по 1958 год были открыты 12 средних специальных школ милиции, 25 средних специальных школ, 9 школ переподготовки для офицеров и 4 высших учебных заведения милиции (в Москве, Киеве, Ташкенте, Омске) [3].

В 1956 году была введена обязательная начальная подготовка для всех сотрудников милиции, командиров взводов, участковых уполномоченных и дежурных по органам милиции. В 1957 году данную подготовку прошли 17 тысяч человек. В целях обеспечения непрерывной работы милиции и повышения эффективности деятельности милиции и эффективного управления суточными нарядами в 1954 году была организована служба дежурных. С этого момента дежурные становились штатной категорией. Благодаря этому улучшилось руководство патрульно-постовой службой.

Кроме того, населению была предоставлена возможность в любое время суток обратиться за помощью к милиции, тем самым способствуя принятию своевременных мер по предотвращению пьяных драк и задержанию преступников. В результате предпринятых усилий раскрываемость по горячим следам в РСФСР в 1958 году увеличилась на 18 % по сравнению с 1956 годом, снижение общего уровня хищения социалистической собственности на 21,2 %, грабеж на 10,6, 13, 4, убийства - на 15,7 % [2].

2 марта 1959 года было принято постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об участии трудящихся в охране общественного порядка», в котором говорилось, что милиция имеет недостаточные связи с общественными организациями. В соответствии с этим постановлением реорганизованы общественные формирования по охране общественного порядка, существовавшие в стране с конца 1920-х годов. Бригады содействия милиции (бригадмил), которые формировались при органах милиции, были распущены. Вместо этого начали создаваться добровольные народные дружины (ДНД). Вскоре они появились почти во всех населенных пунктах советского союза. В добровольные дружины вступило более миллиона трудящихся по всей стране.

17 августа 1962 года Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление «О мерах по улучшению деятельности советской милиции», в котором изложен ряд важных организационных мер, направленных на улучшение ее деятельности. В постановлении определены меры по повышению уровня работы милиции, укреплению ее штатного расписания, предоставлению ее органам средств связи, транспорта и специального оборудования. Тогда

же было утверждено новое Положение о милиции, которое определило основные задачи милиции, ее место и роль в системе органов государственного управления. В соответствии с Положением, милиция была определена как административный и исполнительный орган Советского государства, призванный защищать общественный порядок в городах, поселениях и на транспорте, обеспечивать защиту социалистической собственности, отдельных лиц и прав граждан от преступных посягательств и своевременно предотвращать, пресекать и раскрывать уголовные преступления. Также в Положении подчеркивалось, что всей своей деятельностью милиция служит народу, поддерживает постоянную связь с широкими массами рабочих и общественными организациями, опирается на их помощь и поддержку. В то же время, было принято решение ввести торжественную присягу и учредить для республиканских, региональных и крупных городских гарнизонов Красные знамена. В этом Положении также был введен профессиональный праздник - День милиции, который начали отмечать 10 ноября 1962 года.

Подводя итоги, следует выделить ряд вышеупомянутых реформ, которые действительно помогли повысить престиж сотрудников ОВД и использовать этот опыт в будущем:

1) 17 августа 1962 г. Совет Министров СССР утвердил новое «Положение о советской милиции» определившее основы милицейской деятельности, ее главные цели и задачи. Показательно, что в один день с Положением ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление «О мерах по улучшению деятельности советской милиции», по устоявшейся практике указывающее на серьезные недостатки в милицейской деятельности;

2) Указом Президиума ВС СССР от 26 сентября 1962 года 10 ноября определили как ежегодный праздник - День советской милиции;

3) 15 октября того же года утвердили Присягу личного состава милиции;

4) Указ Президиума ВС СССР от 6 апреля 1963 г. «О предоставлении права предварительного следствия органам охраны общественного порядка», дал ОВД право проведения предварительного следствия в соответствии с которым повсеместно были упразднены отделы (отделения) дознания и за короткое время организованы следственные аппараты органов охраны общественного порядка;

5) особое внимание было уделено улучшению качества кадров милиции, повышению их профессиональной подготовки. Эта работа проводилась по нескольким направлениям. Значительно расширилась сеть ведомственных учебных заведений. С 1956 по 1958 год было открыто 12 средних специальных школ милиции (в то время в штате милиции было 25 средних специальных учебных заведений и 9 школ переподготовки). Кроме того, к началу 1960-х годов суще-

ствовали 4 высших учебных заведения - в Москве, Киеве, Ташкенте, Омске;

6) в 1956 году была введена обязательная начальная подготовка для всех сотрудников милиции, командиров взводов, участковых уполномоченных и дежурных по органам милиции;

7) в 1957 году зарплаты сотрудников были повышены. Чтобы стабилизировать и сократить текучесть кадров рядовых сотрудников милиции, были введены три категории сотрудников со значительной разницей в окладах: первый - милиционеры, прослужившие 6 и более лет, второй -от 3 до 6 лет, третий до 3-х лет.

Литература:

1. Гавриленко Д.А. Понятия, значение и способы укрепления служебной дисциплины в органах внутренних дел. М., 1975.

2. История советской милиции / Под ред. Н.А. Щелокова. Т. 1-2. М., 1977.

3. Колонтаевский Ф.Е. Организация и совершенствование деятельности милиции общественной безопасности. М., 2005.

4. Седунов А.В. Российская полиция во второй половине Х1Х - начале ХХ в.: сфера компетенции, отношение к службе, реформирование / А.В Седунов, К. Д. Иванов // История государства и права. 2005. №3.

5. Тарасов А. Правоохранительная деятельность: ее понятие и сущность // Российский следователь. 2006. №4.

Но как мы знаем, к сожалению, в начале 1980-х годов произошла смена руководящего состава министерства, что привело к катастрофическим последствиям, поскольку повлекло не имевшую аналогов по своим масштабам чистку кадров (с 1982 по 1986 год заменены практически все руководители горрайорганов). Такие меры оказали негативный эффект, отбросив органы внутренних дел в своем развитии далеко назад. Фактически заново пришлось решать задачу «формирования ядра профессионалов» (проблема 1920, 1930, 1940-х годов), поставленную руководством МВД накануне семидесятилетнего юбилея ведомства [3].

Literature:

1. Gavrilenko D.A. Concepts, value and ways of strengthening of office discipline of law-enforcement bodies. M., 1975.

2. The history of the Soviet militia / Under the editorship of N.A. Shchelokov. T. 1-2. M., 1977.

3. Kolontayevsky F.E. Organization and improvement of activity of militia of public safety. M, 2005.

4. Sedunov A.V. The Russian police in the second half of XIX - the beginning of the 20th century: sphere of competence, relation to service, reforming / A.V. Sedunov, K.D. Ivanov // History of state and law. 2005. № 3.

5. Tarasov A. Law-enforcement activity: her concept and entity // Russian investigator. 2006. № 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.