Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ПОВЫШЕНИИ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ВУЗЕ'

К ВОПРОСУ О ПОВЫШЕНИИ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
216
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / ОБУЧАЮЩИЙСЯ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ОБЩЕНИЕ / МОТИВАЦИЯ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Васильева Алсу Айзатовна

Данная статья посвящена вопросу мотивации студентов неязыковых вузов к изучению иностранного языка. Иностранный язык выполняет огромную роль в формировании личности и повышении образования, поскольку он позволяет получить доступ к духовному богатству другой страны и дает возможность коммуницировать с представителями других народов. В эпоху глобализации всех сфер общественной жизни проблема мотивации в изучении иностранных языков становится чрезвычайно актуальной. В основе любой человеческой деятельности находится мотивация, особым важным эффективным фактором мотивация является при изучении иностранного языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Васильева Алсу Айзатовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF INCREASING MOTIVATION TO STUDY A FOREIGN LANGUAGE AT A UNIVERSITY

This article is devoted to the issue of motivation of students of non-linguistic universities to learn a foreign language. A foreign language plays a huge role in shaping a person and improving education, since it allows you to access the spiritual wealth of another country and makes it possible to communicate with representatives of other peoples. In the era of globalization of all spheres of public life, the problem of motivation in the study of foreign languages becomes extremely relevant. Motivation is the basis of any human activity, motivation is a particularly important effective factor when learning a foreign language.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ПОВЫШЕНИИ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ВУЗЕ»

Выводы. Для муниципальных служащих в сфере проектного управления цифровой трансформацией в настоящее время важнейшим моментом является способность видеть целостную согласованную структуру проведения работ по социально-экономическому развитию региона, владеть ситуацией по объему работ и контролировать согласованность способов и направлений по достижению поставленной цели.

Литература:

1. Паспорт национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» [Электронный ресурс]. -URL: http://government.ru/info/35568/ (дата обращения: 05.06.2022)

2. Постановление Правительства РФ от 31.10.2018 № 1288 (ред. от 24.03.2022, с изм. от 09.04.2022) «Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - URL: https://sudact.ru/law/postanovlenie-pravitelstva-rf-ot-31102018-n-1288/ (дата обращения: 05.06.2022).

3. Государство как платформа: Люди и технологии / под ред. Шклярук М.С. - М: РАНХиГС, 2019. - 111 с.

4. Распоряжение Минэкономразвития России от 14.04.2014 № 26Р-АУ «Об утверждении Методических рекомендаций по внедрению проектного управления в органах исполнительной власти» [Электронный ресурс]. - URL: http://sudact.ru/law/rasporiazhenie-minekonomrazvitiia-rossii-ot-14042014-n-26r-au/rasporiazhenie/ (дата обращения: 05.06.2022).

5. Голуб, Г.Б. Профиль компетенций как инструмент в системе управления кадровым ресурсом и кадровым потенциалом муниципальной службы / Г.Б. Голуб, Р.В. Обухов, В.А. Артамонов // В сборнике: Развитие института резерва управленческих кадров в субъектах Российской Федерации как вызов времени и эффективный инструмент совершенствования государственной кадровой политики. Сборник статей Межрегиональной научно-практической конференции (9 октября 2014 г., г. Самара). - Самара, 2014. - С. 27-35.

6. Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации» от 02.03.2007 № 25-ФЗ (редакция от 26.05.2021, с изм. и доп., вступ. В силу с 01.07.2021)) [Электронный ресурс]. - URL: https://sudact.ru/law/federalnyi-zakon-ot-02032007-n-25-fz-o/ (дата обращения: 05.06.2022)

7. Методические рекомендации по установлению квалификационных требований для замещение должностей муниципальной службы и организации оценки на соответствие указанным требованиям (Версия 2.0.) [Электронный ресурс]. - URL: https://mintrud.gov.ru/ministry/programms/municipal_service/0 (дата обращения 05.06.2022)

8. Клейнер Г.Б. Системная экономика: шаги развития: Монография / Г.Б. Клейнер. Предисловие академика В.Л. Макарова. - Издательский дом «НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА», 2021. - 746 с.

Педагогика

УДК 378

старший преподаватель кафедры иностранных языков Васильева Алсу Айзатовна

ФГБОУ ВО Государственный аграрный университет Северного Зауралья (г. Тюмень)

К ВОПРОСУ О ПОВЫШЕНИИ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ВУЗЕ

Аннотация. Данная статья посвящена вопросу мотивации студентов неязыковых вузов к изучению иностранного языка. Иностранный язык выполняет огромную роль в формировании личности и повышении образования, поскольку он позволяет получить доступ к духовному богатству другой страны и дает возможность коммуницировать с представителями других народов. В эпоху глобализации всех сфер общественной жизни проблема мотивации в изучении иностранных языков становится чрезвычайно актуальной. В основе любой человеческой деятельности находится мотивация, особым важным эффективным фактором мотивация является при изучении иностранного языка.

Ключевые слова: иностранный язык, обучающийся, компетентность, общение, мотивация, преподаватель.

Annotation. This article is devoted to the issue of motivation of students of non-linguistic universities to learn a foreign language. A foreign language plays a huge role in shaping a person and improving education, since it allows you to access the spiritual wealth of another country and makes it possible to communicate with representatives of other peoples. In the era of globalization of all spheres of public life, the problem of motivation in the study of foreign languages becomes extremely relevant. Motivation is the basis of any human activity, motivation is a particularly important effective factor when learning a foreign language.

Key words: foreign language, student, competence, communication, motivation, teacher.

Введение. Мир вокруг нас становится все более мультикультурным, поэтому для повседневного общения все больше требуются навыки владения иностранными языками. Вследствие глобальных изменений современного общества иностранный язык из простого учебного предмета становится ведущим элементом современной образовательной системы.

В преподавание иностранных языков в настоящее время особое внимание уделяется межкультурной коммуникативной компетентности, цель которой заключается в том, чтобы люди могли адекватно использовать язык в межкультурных ситуациях, проще говоря, в общении. Общение - это то, что необходимо каждому человеку в повседневных ситуациях для выражения своих мыслей. У разных авторов можно найти различные интерпретации определения «общение», с одной стороны - это взаимные сношения, деловая или дружеская связь [1]; с другой - сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятии и понимания другого человека [2]. В целом общение включает в себя не только умение выражать себя, но и умение правильно интерпретировать высказывания и умение обращаться к другому человеку. Общаясь, человек чаще всего учится бессознательно через подражание и обучение, этот процесс сопровождает человека всю жизнь.

Изложение основного материала статьи. Термин «коммуникативная компетентность» (the concept of communicative competence) был введен Деллом Хаймсом в середине 1960-х годов, под которым понимали знание правил использования в языке. Согласно Хаймсу, коммуникативная компетентность состоит не только из грамматических, но и из психолингвистических, социокультурных и прагматических знаний говорящего, тот, кто обладает коммуникативной компетентностью в языке, обладает знанием языковой системы и навыками использования языка [3].

Человек приобретает коммуникативную межкультурную компетентность в родном языке, только в иностранном языке компетентность [4] не достигается так же естественно, если не живешь в стране изучаемого языка. Владение языком включает в себя четыре измерения общения: говорение, аудирование, письмо и чтение. Все четыре навыка следует признать одинаково важными. Необходимо овладеть ими всеми, чтобы уметь выражаться и общаться на иностранном языке. Говорению можно научиться только разговаривая, ошибки при этом являются естественным побочным продуктом. Существует риск в исправлении языковых ошибок, потому что некоторые люди реагируют на их исправления по-разному.

Наш опыт показывает, что исправление устных ошибок во время высказывания вызывает у некоторых обучающихся чувство разочарования и заторможенность, страх сделать очередную ошибку, поэтому по классификации З.М. Цветковой нами была выбрана тактика «учителя-сотрудника» [5], придерживаясь данной позиции, преподаватель может помочь со словарным запасом, грамматикой и фонетикой, но только если студенты попросят о помощи.

Изучение иностранных языков представляет собой сложный и долгосрочный процесс, на который оказывают влияние многочисленные (внутренние и внешние) факторы, взаимодействующие друг с другом и индивидуализирующие процесс обучения. В основе любой человеческой деятельности лежит мотивация, при изучении языка она является важным эффективным фактором, напрямую влияющим на успешность приобретения иностранного языка, поскольку связана с частотой использования стратегий обучения, стремлением к обучению и успеху. Помимо индивидуальных различий, изучение языка также влияет на когнитивные факторы, связанные с интеллектом, языковыми способностями и возрастом говорящего.

В связи с этим конструкция мотивации уже несколько десятилетий находится в центре внимания прикладной психолингвистики. Мотивация, с одной стороны, обеспечивает стимул для изучения языка, с другой стороны, отвечает за то, чтобы обучающийся оставался в непрерывном, утомительном процессе изучения иностранных языков. Актуальность этого вопроса подтверждается тем, что много исследователей посвятили себя изучению данной тематики (А.Н. Леонтьев, Н.М. Симонова, С.Л. Рубенштейн, П.М. Якобсон, Л.И. Божович).

Мотивационные процессы в самом широком смысле определяют направление и интенсивность нашего целенаправленного поведения, они приводят в движение мышление человека. Мотивация характеризуется как сила, то есть она обладает интенсивностью и направлением. Недавние исследования мотивации показывают, что данное явление связано с когнитивными и социальными факторами (Леонтьев А.Н., Шадриков В.Д., Митина Г.В., И.Л. Аристова), что указывает на тесное взаимодействие между мотивацией, эмоциями и познанием.

Традиционно в исследованиях иностранных языков проводится различие между интегративной и инструментальной мотивацией [6]. Интегративная мотивация зависит от заинтересованности обучающегося языковым сообществом и культурой изучаемого языка для идентификации и интеграции с ней. При этом инструментальная мотивация относится к прагматическим причинам изучения иностранного языка, например, овладеть иностранным языком, чтобы сдать необходимый экзамен или получить лучшую работу.

Мотивация является одним из важнейших факторов, оказывающих значительное влияние на овладение иностранным языком, например, свой вклад в повышение мотивации студентов могут внести цифровые медиа [7]. Наше общество требует использование новых методов и средств обучения, поэтому современный преподаватель, как минимум, должен уметь работать с компьютером. Использование на занятиях современных методов обучения позволяет разнообразить ход аудиторного занятия и сделать его эффективным, вызвав интерес обучающихся к иностранному языку, тем самым повысить мотивацию к изучению иностранного языка [8].

Навыки работы с цифровыми медиа следует развивать параллельно с языковыми навыками, причиной этого является тот факт, что эти две компетенции идеально дополняют и обусловливают друг друга. Более высокая компетентность в области цифровых СМИ идет рука об руку с облегченным доступом к источникам информации и технологиям, которые легко повышают языковую грамотность, и эта повышенная языковая компетентность дает возможность понимать, анализировать и оценивать содержания предложений цифровых медиа на иностранном языке [9]. Данный факт призван побудить как преподавателей вузов, так и учителей школ, иногда уделять особое внимание развитию медиа-навыков при планировании занятий по соответствующему предмету. На занятиях иностранного языка у преподавателей много возможностей передавать новые знания в игровой и занимательной форме, пробудив воображение и любопытство студентов.

Часто можно услышать мнение коллег, что их занятия теряют эффективность из-за использования новых средств массовой информации. В виртуальном и цифровом мире царит слишком большой информационный поток, по этой причине использование новых технологий на занятии остается не задействованным. Но мы должны понимать, что современный педагог должен принимать и понимать свои новые обязанности консультанта и модератора, а также сопровождать и контролировать обучающихся в процессе освоения новых компетенций [10].

В вузе существует множество факторов, которые могут повлиять на мотивацию студентов как положительно, так и отрицательно. Очень важна в этом отношении мотивация студентов, потому что они не только бросают вызов изучению языка, но и стимулируют обучение в целом. Большое количество внутренних и внешних факторов играет роль в изучении немецкого языка. Эти факторы также взаимодействуют друг с другом и приводят к индивидуализации процесса обучения и влияют на мотивацию обучающихся [9].

Внутренние факторы - это личностные факторы, такие как успех, неудача, страх и конкурентоспособность. Страх влияет на изучение языка, потому что, с одной стороны, он тормозит обучающихся, а с другой стороны, он также может оказывать положительное влияние на процесс обучения, поскольку побуждает учащихся выполнять задания. Конкурентоспособность побуждает учащихся сравнивать себя с другими, но также может вызывать тревогу и снизить мотивацию.

Примерами внешних факторов являются образовательная программа, обучающая среда, другие иностранные языки и (социальные) контакты. Студенты принадлежат к социальным группам (семья, друзья и т.д.), которые служат образцом для подражания. Например, являются очень важными внешними факторами можно назвать контакты с носителями иностранного языка.

Не стоит также забывать, что существуют разные типы восприятия информации (визуал, аудиал, кинестет, дигитал), а это значит, что все изучают иностранный язык по-разному: некоторым студентам особенно важно понимать структуру и правила языка, то есть грамматику; более общительны студентам необходимо постоянно говорить (общаться), чтобы привыкнуть к языку; для кого-то самый простой способ запомнить словарный запас и структуру предложений - это постоянно слушать. Неважно, к какому типу относишься - лучше всего сочетать как можно больше различных способов запоминания и восприятия информации [11]. Одним из наиболее важных факторов повышения мотивации является внимание студентов, которое вызывает, в свою очередь, любопытство. Любопытные студенты требуют усвоения новой информации (хотят учиться добровольно), они сосредоточены и внимательны, при этом на преподавателя, как мотиватора, возлагается наибольшая ответственность в процессе обучения.

Традиционный подход преподавания не может быть единственной формой удовлетворения потребностей в общении на иностранном языке. Несомненно, в центре аудиторного занятия находится преподаватель, основная задача которого -вызвать иноязычную мотивацию, создать проблемные ситуации и тем самым сформировать интерес учащихся к иностранному языку. Интересна только та работа, которая требует постоянного напряжения, поскольку легкий материал, не требующий умственного напряжения, не вызывает интереса. Преодоление трудностей в учебной деятельности - важнейшее условие возникновения интереса к ней. Трудность учебного материала и учебной задачи приводит к повышению интереса

только тогда, когда эта трудность посильна, преодолима, в противном случае интерес быстро падает. Учебный материал и приемы учебной работы должны быть достаточно (но не чрезмерно) разнообразны [12].

В нашем исследовании приняли участие две группы студентов первого курса очной формы обучения разных направлений подготовки Государственного аграрного университета Северного Зауралья. Обучающимся было предложено анонимное анкетирование в начале первого и в конце второго семестра. Анкета была составлена на русском языке и содержала десять открытых вопросов. Основной целью нашего исследования было проследить изменение мотивации при изучении немецкого языка.

Анализ ответов анкетирования, проведенного в начале первого семестра, позволил сделать выводы, что при изучении немецкого языка в ГАУ Северного Зауралья преобладает инструментальная мотивация, так (40%) респондентов изучают немецкий язык по прагматическим причинам, например, чтобы стать успешным в дальнейшей профессии и для карьерного роста. 27% студентов назвали потребность в знаниях, 6% - желание быть образованным человеком, 1% - изучают немецкий язык из-за любви к стране изучаемого языка и немецкой культуре.

На вопрос о стимуле к изучению немецкого языка на первом месте находятся отношения между студентом и преподавателем, затем следует методика обучения, далее находятся профессиональные возможности, вытекающие из владения иностранным языком [13]. Неважными для студентов кажутся содержание или внешний вид учебников и учебных материалов.

Последние вопросы были связаны с ожиданиями от занятий немецкого языка [14]. 70% анкетируемых выразили надежду, что домашние задания не вызовут трудности и не потребуется много времени на их выполнение. 10% студентов хотели бы, чтобы домашних заданий совсем не задавали. Почти все респонденты хотели бы после курса немецкого языка свободно говорить на языке. 8% - выразили страх изучать язык, поскольку считают свой школьный языковой уровень очень низким. Данное анкетирование позволило нам оценить ожидания и страхи студентов в начале изучения курса немецкий язык.

Перед нами стояла задача попытаться повысить мотивацию студентов к изучению немецкого языка. Аудиторные занятия первой группы обучающихся были традиционными, допускалось в некоторых сложных и непонятных моментах общение и объяснение на русском языке. Занятия второй группы проходили исключительно на немецком языке. Каждому участнику второй группы в конце каждого месяца обучения было предложено заполнять дневники, в которых они сообщают и оценивают свой прогресс в обучении. Дневники обучающихся являются естественной частью практики аудиторного занятия. Студентам, имеющим хорошую языковую базу, было предложено заполнять дневники на немецком языке.

Как только первый порог торможения был преодолен, участники эксперимента с удовольствием заполняли дневник и таким образом приобретали способность преодолевать комплексы выражать факты на немецком языке.

Одной из основных задач мы выделили задачу повысить способность наших студентов общаться на немецком языке, поэтому на протяжении двух семестров мы делали больший упор на формирование устных навыков. В обучении коммуникативному языку важны развивающие и ролевые игры, которые дают возможность использовать язык в ситуациях, максимально похожих на обычные коммуникативные ситуации. На занятиях нами практиковались различные ролевые игры, например, студентам предлагались карточки с разнообразными упражнениями и заданиями диалогического или полилогического вида для тренировки говорения, использовались различные видеофильмы страноведческого и культурного характера с разнообразными заданиями к ним. Все задания предлагались студентам, с учетом их уровня подготовки. При проверки заданий уделялось внимание обучающимся с низкой языковой подготовкой, чтобы они не потерялись на фоне более сильных одногруппников. Кроме этого студентам предлагались задания (особенно домашние задания), для выполнения которых требовались цифровые гаджеты. Например, для закрепления грамматического материала необходимо было пройти онлайн-тестирование, результаты которого обсуждали на занятиях. Для аудирования и говорения просматривали различные небольшие аутентичные видеофильмы и видеосюжеты, к которым прилагался список разнообразных упражнений для тренировки письма, говорения и чтения [15]. Для обсуждения возникающих у студентов вопросов был создан групповой чат, в котором общение происходило только на немецком языке, чтобы и вне учебного времени можно было тренировать немецкий язык. Конечно, такие задания вызывали недовольство и страх у некоторых обучающихся, особенно у второй группы испытуемых.

В конце каждого занятия отводилось пять минут для обсуждения результатов проделанной работы: что узнали и изучили; какие задания вызвали интерес, а какие - затруднения; обучающиеся высказывали свое мнение по пройденному занятию, а преподаватель оценивал работу группы в целом и отмечал успехи отличившихся студентов.

Анкетирование во втором семестре показало, что 26% респондентов, особенно имеющих низкий уровень языковой подготовки, почувствовали в себе уверенность и потеряли страх сделать ошибки при разговоре на немецком языке. 4% испытуемых выразили желание продолжить дальнейшее изучение немецкого языка и хотели бы совершенствовать свои языковые навыки на немецкоязычной территории.

Выводы. Ведущую роль в процессе обучения играет личность преподавателя, его профессиональная компетентность и стиль преподавания, обязательно стоит обращать внимание на положительные результаты работы студентов, поскольку положительные отзывы со стороны преподавателя оказывают существенное влияние на мотивацию обучающихся, поэтому в силах преподавателя простимулировать и мотивировать своих студентов. Несомненно, преподавателю следует стимулировать мотивацию обучающихся, уделяя больше времени на подготовку к занятиям, меняя содержание и форму занятий, отходя от традиционного формата. Обучение иностранному языку предполагает создание условий, мотивирующих выражение своих мыслей. Содержание обучения иностранным языкам должно быть нацелено на приобщение студентов не только к новому способу речевого общения, но и к культуре народа, говорящего на изучаемом языке, к национально-культурной специфике речевого поведения в стране изучаемого языка.

Литература:

1. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова // РАН Ин-т русского языка им. В.В. Виноградова. - 4-е изд. доп. - М.: Азбуковник. - 1997. - 944 с.

2. Скибицкий, Э.Г. Основы делового общения / Э.Г. Скибицкий, И.Ю. Скибицкая // Учебное пособие. - Новосибирск: НГАСУ. - 2008. - 388 с.

3. Hymes, D. On Communicative Competence. In J.B.Pride and J. Holmes (eds.), Sociolinguistics. - Harmondsworth: Penguin. - 1972. - Pp. 269-293.

4. Касумова, Г.А. Метод проектов как современная педагогическая технология формирования коммуникативной компетенции у обучающихся вуза / Г.А. Касумова // Сборник материалов международной научно-практической конференции «современные направления развития науки в животноводстве и ветеринарной медицине», Тюмень, 11 февраля 2021 года. - Тюмень: Государственный аграрный университет Северного Зауралья. - 2021. - С. 287-293.

5. Зимняя, И.А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб. / И.А. Зимняя. - М.: Издательская корпорация «Логос». - 2000. - 384 с.

6. Седова, Е.А. Исследования интегративной и инструментальной мотивации обучения иностранному языку в психолого педагогической литературе / Е.А. Седова // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2013. -№ 5. - С. 417-419.

7. Потапова, И.Н. Какие цифровые навыки нужны сегодня педагогам? / И.Н. Потапова // Сборник материалов международной научно-практической конференции «современные направления развития науки в животноводстве и ветеринарной медицине», Тюмень, 11 февраля 2021 года. - Тюмень: Государственный аграрный университет Северного Зауралья, 2021. - С. 294-297.

8. Васильева, А.А. Дидактические особенности образовательного процесса в условиях цифровизации высшего образования / А.А. Васильева // Современный ученый. - 2021. - № 6. - С. 271-276.

9. Потапова, И.Н. Влияние дигитализации на процесс обучения и преподавания в вузе / И.Н. Потапова // Перспективные разработки и прорывные технологии в АПК: Сборник материалов национальной научно-практической конференции, Тюмень, 21-23 октября 2020 года. - Тюмень: Государственный аграрный университет Северного Зауралья. -2020. - С. 244-248.

10. Васильева, А.А. К вопросу цифровизации высшего образования / А.А. Васильева // Перспективные разработки и прорывные технологии в АПК: Сборник материалов национальной научно-практической конференции, Тюмень, 21-23 октября 2020 года. - Тюмень: Государственный аграрный университет Северного Зауралья. - 2020. - С. 203-206.

11. Васильева, А.А. Диагностирование ведущего канала восприятия информации у студентов аграрного вуза в процессе обучения немецкому языку / А.А. Васильева, И.Н. Потапова // Мир науки. - 2018. - Т. 6. - № 5. - С. 9.

12. Богданова, Ю.З. Дистанционное обучение: достоинства и недостатки / Ю.З. Богданова // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - № 71-4. - С. 48-51.

13. Виноградова, М.В. Самостоятельная работа как вид деятельности с учетом государственных стандартов высшего образования / М.В. Виноградова // Мир науки, культуры, образования. - 2021. - № 2(87). - С. 269-272.

14. Жаркова, М.А. К вопросу о возможности использования модели "Flipped Classroom" при обучении грамматике иностранного языка в аграрном вузе / М.А. Жаркова // АПК: инновационные технологии. - 2019. - № 4(47). - С. 54-57.

15. Богданова, Ю.З. Самостоятельная работа студентов с аутентичными источниками в период дистанционного обучения / Ю.З. Богданова, Д.М. Мухамадиева, А.В. Хазимуллина // Сборник материалов международной научно-практической конференции «современные направления развития науки в животноводстве и ветеринарной медицине», Тюмень, 11 февраля 2021 года. - Тюмень: Государственный аграрный университет Северного Зауралья. - 2021. -С. 271-276.

Педагогика

УДК 372.8

кандидат педагогических наук Везеничева Анастасия Андреевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского (г. Калуга); кандидат географических наук, доцент Захарова Марина Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского (г. Калуга)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ МЕТОДА ПРОЕКТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ГЕОГРАФИИ

Аннотация. Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме - эффективной реализации метода проектов при изучении географии. Одной из ключевых функций проектной деятельности является формирование не только предметных знаний и умений, но и междисциплинарных, а также развитие на их основе компетентностей обучающихся. Для этого учитель должен обладать определенными умениями организации проектной деятельности. На основе изученного, авторы рассматривают метод проектов, как метод, который позволяет создать для учеников образовательную среду, развивающую мотивацию, повышающую учебную активность, ответственность за результат своей работы, то есть повышающую самостоятельность в обучении. Авторы убедительно раскрывают, что проектная деятельность призвана позволить ученику быть активным субъектом деятельности, а задача учителя - помочь им спланировать и реализовать проект. Использование метода проекта рассматривают, как один из видов интеллектуальной деятельности обучающихся связанный с решением различных познавательных задач. Основное содержание работы составляет обоснование методических рекомендаций по реализации метода проектов при изучении географии. Руководствуясь выявленными методическими рекомендациями, учитель способен добиться развития и самоутверждения личности обучающихся. Обучающиеся приобретают опыт работы с различными источниками информации, самостоятельной работы со специалистами разных областей знаний, планирования и выполнения проектов. К методическим рекомендациям авторы относят: структуру проектной деятельности, наличие паспорта проекта, учет дидактических и организационно-методических условий на каждом этапе работы над проектом, роль учителя.

Ключевые слова: метод проектов, учащийся, учитель, проектная. деятельность, паспорт проекта, условия.

Annotation. The article is devoted to an urgent problem today - the effective implementation of the project method in the study of geography. One of the key functions of project activity is the formation of not only subject knowledge and skills, but also interdisciplinary, as well as the development of students' competencies based on them. To do this, the teacher must have certain skills in organizing project activities. Based on what has been studied, the authors consider the project method as a method that allows students to create an educational environment that develops motivation, increases learning activity, responsibility for the result of their work, that is, increases independence in learning. The authors convincingly reveal that the project activity is designed to allow the student to be an active subject of activity, and the task of the teacher is to help them plan and implement the project. The use of the project method is considered as one of the types of intellectual activity of students associated with the solution of various cognitive tasks. The main content of the work is the substantiation of methodological recommendations for the implementation of the project method in the study of geography. Teacher can achieve the development and self- affirmation of the personality of students guided by the identified methodological recommendations. Students gain experience working with various sources of information, working independently with specialists in different fields of knowledge, planning and executing projects. The authors refer to the methodological recommendations: the structure of project activities, the availability of a project passport, consideration of didactic and organizational and methodological conditions at each stage of work on the project, the role of the teacher.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.