5. Зимняя, И.А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб. / И.А. Зимняя. - М.: Издательская корпорация «Логос». - 2000. - 384 с.
6. Седова, Е.А. Исследования интегративной и инструментальной мотивации обучения иностранному языку в психолого педагогической литературе / Е.А. Седова // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2013. -№ 5. - С. 417-419.
7. Потапова, И.Н. Какие цифровые навыки нужны сегодня педагогам? / И.Н. Потапова // Сборник материалов международной научно-практической конференции «современные направления развития науки в животноводстве и ветеринарной медицине», Тюмень, 11 февраля 2021 года. - Тюмень: Государственный аграрный университет Северного Зауралья, 2021. - С. 294-297.
8. Васильева, А.А. Дидактические особенности образовательного процесса в условиях цифровизации высшего образования / А.А. Васильева // Современный ученый. - 2021. - № 6. - С. 271-276.
9. Потапова, И.Н. Влияние дигитализации на процесс обучения и преподавания в вузе / И.Н. Потапова // Перспективные разработки и прорывные технологии в АПК: Сборник материалов национальной научно-практической конференции, Тюмень, 21-23 октября 2020 года. - Тюмень: Государственный аграрный университет Северного Зауралья. -2020. - С. 244-248.
10. Васильева, А.А. К вопросу цифровизации высшего образования / А.А. Васильева // Перспективные разработки и прорывные технологии в АПК: Сборник материалов национальной научно-практической конференции, Тюмень, 21-23 октября 2020 года. - Тюмень: Государственный аграрный университет Северного Зауралья. - 2020. - С. 203-206.
11. Васильева, А.А. Диагностирование ведущего канала восприятия информации у студентов аграрного вуза в процессе обучения немецкому языку / А.А. Васильева, И.Н. Потапова // Мир науки. - 2018. - Т. 6. - № 5. - С. 9.
12. Богданова, Ю.З. Дистанционное обучение: достоинства и недостатки / Ю.З. Богданова // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - № 71-4. - С. 48-51.
13. Виноградова, М.В. Самостоятельная работа как вид деятельности с учетом государственных стандартов высшего образования / М.В. Виноградова // Мир науки, культуры, образования. - 2021. - № 2(87). - С. 269-272.
14. Жаркова, М.А. К вопросу о возможности использования модели "Flipped Classroom" при обучении грамматике иностранного языка в аграрном вузе / М.А. Жаркова // АПК: инновационные технологии. - 2019. - № 4(47). - С. 54-57.
15. Богданова, Ю.З. Самостоятельная работа студентов с аутентичными источниками в период дистанционного обучения / Ю.З. Богданова, Д.М. Мухамадиева, А.В. Хазимуллина // Сборник материалов международной научно-практической конференции «современные направления развития науки в животноводстве и ветеринарной медицине», Тюмень, 11 февраля 2021 года. - Тюмень: Государственный аграрный университет Северного Зауралья. - 2021. -С. 271-276.
Педагогика
УДК 372.8
кандидат педагогических наук Везеничева Анастасия Андреевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского (г. Калуга); кандидат географических наук, доцент Захарова Марина Владимировна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского (г. Калуга)
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ МЕТОДА ПРОЕКТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ГЕОГРАФИИ
Аннотация. Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме - эффективной реализации метода проектов при изучении географии. Одной из ключевых функций проектной деятельности является формирование не только предметных знаний и умений, но и междисциплинарных, а также развитие на их основе компетентностей обучающихся. Для этого учитель должен обладать определенными умениями организации проектной деятельности. На основе изученного, авторы рассматривают метод проектов, как метод, который позволяет создать для учеников образовательную среду, развивающую мотивацию, повышающую учебную активность, ответственность за результат своей работы, то есть повышающую самостоятельность в обучении. Авторы убедительно раскрывают, что проектная деятельность призвана позволить ученику быть активным субъектом деятельности, а задача учителя - помочь им спланировать и реализовать проект. Использование метода проекта рассматривают, как один из видов интеллектуальной деятельности обучающихся связанный с решением различных познавательных задач. Основное содержание работы составляет обоснование методических рекомендаций по реализации метода проектов при изучении географии. Руководствуясь выявленными методическими рекомендациями, учитель способен добиться развития и самоутверждения личности обучающихся. Обучающиеся приобретают опыт работы с различными источниками информации, самостоятельной работы со специалистами разных областей знаний, планирования и выполнения проектов. К методическим рекомендациям авторы относят: структуру проектной деятельности, наличие паспорта проекта, учет дидактических и организационно-методических условий на каждом этапе работы над проектом, роль учителя.
Ключевые слова: метод проектов, учащийся, учитель, проектная. деятельность, паспорт проекта, условия.
Annotation. The article is devoted to an urgent problem today - the effective implementation of the project method in the study of geography. One of the key functions of project activity is the formation of not only subject knowledge and skills, but also interdisciplinary, as well as the development of students' competencies based on them. To do this, the teacher must have certain skills in organizing project activities. Based on what has been studied, the authors consider the project method as a method that allows students to create an educational environment that develops motivation, increases learning activity, responsibility for the result of their work, that is, increases independence in learning. The authors convincingly reveal that the project activity is designed to allow the student to be an active subject of activity, and the task of the teacher is to help them plan and implement the project. The use of the project method is considered as one of the types of intellectual activity of students associated with the solution of various cognitive tasks. The main content of the work is the substantiation of methodological recommendations for the implementation of the project method in the study of geography. Teacher can achieve the development and self- affirmation of the personality of students guided by the identified methodological recommendations. Students gain experience working with various sources of information, working independently with specialists in different fields of knowledge, planning and executing projects. The authors refer to the methodological recommendations: the structure of project activities, the availability of a project passport, consideration of didactic and organizational and methodological conditions at each stage of work on the project, the role of the teacher.
Key words: project method, student, teacher, project activity, project passport, conditions.
Введение. В настоящее время одной из актуальных задач методики обучения средней школы остается задача сделать процесс обучения интересным и эффективным. Учителя для ее реализации используют в своей практике разнообразные методы и технологии обучения. Наиболее действенными подходами в обучении в свете Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) являются интерактивные методы, которые делают акцент на сотрудничестве и взаимодействии учителя и обучающихся.
В настоящее время проектный подход в обучении набирает популярность в связи с пониманием необходимости связи теории с практикой, связи между различными предметными областями [2]. Анализ литературы позволяет сделать выводы о том, что значительный вклад в становление и развитие метода проектов внесли Д. Дьюи, Д. Снедзен, которые понимали под проектом самостоятельную практическую деятельность учащихся на уроке, регулируемую учителем. Теоретические основы метода проектов, сформулировал В. Килпатрик, он же разработал первую классификацию проектов в зависимости от целей, затем, классификации проектного метода разрабатывали Е. Коллингс, Е.С. Полат, И.Д. Чечель, А.С. Сиденко и другие. Среди отечественных ученых С.Т. Шацкий использовал американские наработки в области проектного обучения и подстраивал их к особенностям советской школы. Поэтому, одной из продуктивных форм познавательной деятельности обучающихся необходимо рассматривать метод проектов, который позволяет формировать у учащихся различные компетенции, обладает широкими возможностями применения проектной деятельности при обучении географии в школе. Его использование не ограничено количеством обучающихся, их возрастом и уровнем подготовленности [1], [3], [5].
Обучающиеся, активно включающиеся в учебный процесс как участники, которые самостоятельно приобретают знания, открывают для себя что-то новое, неизвестное - основное условие развития творческих способностей учащихся. Проектный подход как один из видов интеллектуальной деятельности обучающихся связан с решением различных познавательных задач. При реализации описываемого метода под руководством учителя происходит развитие и самоутверждение личности учащихся. Учащиеся приобретают опыт работы с различными источниками информации, самостоятельной работы со специалистами разных областей знаний, планирования и выполнения проектов и т.д. [4], [8].
Однако, в практике обучения учащихся возникают противоречия между стремлением их к самостоятельности, с одной стороны, недостаточной сформированностью умения организовывать свою учебную деятельность, с другой; между развитием творческих способностей учащихся и ограниченностью возможностей для индивидуальной работы учителя отдельно с каждым учеником. Современная география - наука комплексная, то есть, представлена системой наук, в которую включаются естественные, общественные и прикладные географические науки, носящие интегральный характер.
В школьном курсе географии наиболее заметно разделение на физическую и социально-экономическую географию, а интегральные географические науки обеспечивают внутрипредметные и межпредметные связи. В Концепции развития географического образования в Российской Федерации отражено, что «ведущим методическим принципом в преподавании географии должно стать формирование практических навыков использования географической информации, реализуемое в логике системно-деятельностного подхода», предполагающего высокую мотивацию к изучению географии и применение активных методов учебно-познавательной деятельности обучающихся, к которым относится метод проектов.
Важно отметить, что в практике учителя географии, также наблюдается определенное противоречие между необходимостью и желанием учителя руководить ученическими проектами и недостаточностью подготовки школьных учителей к управлению проектной деятельностью обучающихся. Учителю географии необходимо организовать учебную деятельность учащихся так, чтобы сформировать способность и готовность самостоятельно решать проблемы в различных сферах на основе использования приобретенных знаний и способов деятельности, в том числе и при работе над проектами. Все это, по нашему мнению, приводит к поиску методов, которые позволят создать для учеников образовательную среду, развивающую мотивацию, повышающую учебную активность, ответственность за результат своей работы, то есть повышающую самостоятельность в обучении. Одним из методов, позволяющих разрешить описанные противоречия является проектный метод.
Изложение основного материала статьи. Цели обучения географии отличаются особой широтой, так как к сфере рассмотрения географии относятся естественные и общественные объекты и явления. География формирует у учащихся, не только специальные географические умения и систему предметных знаний, но и комплекс общеучебных умений.
Благодаря тому, что проектная деятельность ориентирует учащихся не просто на интеграцию фактических знаний, а на практическое применение полученных знаний в разных сферах деятельности человека и приобретение новых знаний на основе уже имеющихся, использование метода проектов позволяет преодолеть разрыв между школьным географическим образованием и жизнью. Соответственно, она является звеном, связывающим учебную работу с практически применимым научным знанием. Вследствие этого процесс обучения географии становится активным и личностно значимым для учеников, благодаря самостоятельному конструированию знаний, необходимых учащимся в данный момент для создания и реализации проекта [1], [6].
Кроме того, к важным задачам в обучении географии относится формирование географической компетентности школьников. Географическая компетентность - использование географических методов, знаний и умений, а также географической информации в практической деятельности и повседневной жизни. В связи с вышесказанным в современной методике актуальными становятся методы обучения, создающие условия для реализации компетентностного подхода в географическом образовании школьников. На наш взгляд, одним из таких методов является метод проектов [7]. Комплексный характер географической науки и представленные во ФГОС ООО планируемые результаты обучения обуславливают возможности и подходы к выбору тематики проектов по географии.
Главная задача географии, как науки - дать научно обоснованный прогноз развития географической среды человеческого общества и пространственных систем производительных сил в условиях нарастающего воздействия на природу новейшей техники и технологий. Решение данной задачи на школьном уровне возможно при использовании проектного метода. Выбор тем для проектной деятельности учащихся по географии огромен, в связи с этим, важным является правильный выбор и формулирование темы проектов. В зависимости от возраста и уровня подготовки учащихся к реализации проекта темы могут определяться учителем или предлагаться самими учащимися. При формулировании темы проектной деятельности в рамках изучения географии, учителю необходимо руководствоваться из учебной ситуации по предмету, возрастных особенностей, уровня подготовки, мотивации, способностей и интересов обучающихся, материально-технического обеспечения. В тоже время, необходимо учитывать собственные познавательные, творческие, прикладные интересы ученика, уровень подготовки и мотивации к обучению в целом и по географии в частности.
При выборе темы проекта важно помнить, что в проектной деятельности должен быть спланирован образ будущего результата, то есть продукта проектирования и обучающимся должна быть ясна практическая значимость, выбранной темы.
Анализ литературы, позволил выделить и сформулировать общие методические рекомендации по реализации метода проектов при изучении курса географии. Для эффективной реализации метода проектов в принципе и в обучении географии
в частности, на наш взгляд, важно четко придерживаться структуры проектной деятельности. Существует множество разнообразных подходов к структуре проектов, мы в своем исследовании мы рассмотрим один вариант, который, по нашему мнению, наиболее прост на первых этапах внедрения проектной деятельности, понятен всем участникам образовательного процесса, и применим для проектов по географии (Таблица №1).
Таблица №1
«Структура проекта»
Э тап проекта Результат данного этапа
Проблема Обоснование актуальности проекта, мотивация, определение для чего выполняется проект
Планирование Цель проекта: формулирование цели, конструирование образа продукта проектной деятельности, который устраши проблему; Задачи проекта: постановка задач, создание плана проекта; Методы и способы: выбор способов и методов реализации проекта, оценка рисков и сложных этапов
Поиск информации Сбор и уточнение информации, обсуждение альтернатив, выбор оптималыюго варианта реализации проекта, при необходимости корректировка плана
Продукт Распределение ролей между членами команды проекта, создание продукта проектной деятельности, при необходимости корректировка плана
Презентация ( рефлексия) Анализ результатов работы над проектом, сопоставление полученного и запланированного продукта (Получился ли продукт таким как был запланирован? Почему? Можно ли сделать что-то еще для более точного достижения цели?), публичное представление результ атов, рефлексия проектной деятельности
Портфолио ( оценка результатов) Оформление результатов проектной деятельности (паспорт проекта), применение продукта проекта, оценивание проекта
Необходимо отметить, что определенные алгоритмы деятельности позволяют учителю и обучающимся, четко представлять какой именно вид работ предполагает каждый этап проекта, что позволяет планировать возможность реализации каждого конкретного этапа в классе, дома, в рамках внеклассной или внеурочной деятельности. Вне зависимости от возраста обучающихся, сложности и тематики проекта целесообразно предложить школьникам работу над паспортом проекта. Паспорт проекта необходимо рассматривать как приложение, которое содержит общую характеристику проекта. Заполнение паспорта проекта позволяет учащимся получить четкую структуру проектной деятельности и пройти по всем этапам проекта. Учителю, такой документ, упрощает сопровождение деятельности учеников.
Важной методической рекомендацией по реализации метода проектов при изучении географии, считаем, выделение дидактических и организационно-методических условий на каждом этапе работы над проектом.
На подготовительном этапе реализации метода проектов к дидактическим условиям необходимо отнести, привлечение учащихся к выбору и формулированию темы проекта, описание актуальности проекта. К организационно-методическим условиям на данном этапе целесообразно отнести, ознакомительное занятие для формулирования темы, проблемы, цели, задач проекта, составление плана проекта, координация учителем работы учащихся, утверждение критериев оценки проекта и продукта проектной деятельности, формирование команды проекта и распределение ролей.
К дидактическим условиям практического этапа проектной деятельности, разумно отнести по нашему мнению, проработку проблемы проекта в различных источниках литературы, поэтапное выполнение проекта, оформление материалов. Сбор и систематизация материалов, при необходимости корректировка плана проекта, помощь в систематизации материалов, необходимо рассматривать как организационно-методические условия для реализации метода проектов при изучении географии.
В заключении, на презентационном этапе реализации проектной деятельности, важным дидактическим условием, является презентация проекта и рефлексия проектной деятельности. К организационно-методическим условиям целесообразно отнести, оформление результатов проекта, подготовка к публичной защите проекта, публичная защита проекта, рефлексия выполненной работы.
Главным аспектом, обеспечивающим эффективность реализации метода проектов при изучении географии, является роль учителя. Роль учителя состоит в такой организации учебной деятельности, которая позволит выполнить проект. Под выполнением ( реализацией) проекта понимается успешное завершение проекта в поставленные сроки с помощью доступных ресурсов.
Исходя из целей проектной деятельности, условий и особенностей реализации проекта учителю важно определить степень свободы учеников в работе над проектом, время и доступные условия его выполнения. Также после того, как учащиеся, более или менее четко сформулировали тему и проблему проекта (возможно, при участии учителя) учителю важно продумать тип и особенности проекта, представить требования к проектной деятельности и критериям ее оценивания. Когда учащиеся приступают к реализации проекта, учителю важно помнить, что его функция заключается в сопровождении проектной деятельности обучающихся, а не передаче готовых знаний и способов действий. Учитель контролирует следование составленному плану проекта и причины изменения плана, своевременное заполнение дневника проекта, при необходимости обращает внимание учащихся на цель, задачи и планируемый результат проектной деятельности, помогает в организации помощи различных специалистов и экспертов. После того, как продукт проекта готов, учителю важно обратить внимание учащихся на запланированный результат, требования к проектной деятельности и критериям ее оценивания.
Учитель географии помогает в организации или организует защиту проекта и поясняет формат защиты обучающимся. Это может быть: урок-конференция, выступление на заседании школьного научного общества, участие в различных чтениях, круглых столах, конференциях и прочее. На этапе рефлексии после самооценки и взаимооценки обучающихся, учитель может высказать свое мнение о работе учащихся над проектом.
Учителю важно помнить, что обратная связь - это информация, которую он получил в ходе наблюдения, и которую необходимо сообщить ученикам о их действии в прошлом, рассчитывая, что эта информация повлияет на их поведение в будущем.
Выводы. В заключении, необходимо отметить, что методические рекомендации по использованию метода проекта при изучении географии в настоящее время в научно-методической литературе представлены недостаточно. Поэтому, разработанные нами методические рекомендации, позволят учителю и учащимся повысить эффективность использования в обучении метода проектов, применение которого способствует формированию у школьников не только теоретических знаний, но и практических умений.
Применение метода проектов при изучении курса географии способствует повышению мотивации и интереса к обучению, что приводит к повышению качества знаний обучающихся.
Данное исследование не исчерпывает всей полноты проблемы применения методов проекта на уроке, и может быть продолжено в направлении поиска научно-обоснованных методов и инструментов оценивания процесса и результатов, возможностей применения метода проектов на уроках, во внеклассной и внеурочной деятельности, особенностей применения метода проектов для учащихся разных возрастов, а также разработки особенностей применения проектов для различных разделов школьного курса географии.
Литература:
1. Гузеев, В.В. Метод проектов как частный случай интегральной технологии обучения / В.В. Гузеев // Директор школы. - 1995. - № 6. - С. 39-47.
2. Иванова, Н.В. Зарубежные практики реализации проектного метода в обучении школьников: проблемы и трудности / Н.В. Иванова, Д.И. Демина // Общество: социология, психология, педагогика. - 2017. - №8. - С. 129-133.
3. Метод проектов в современной школе / [А.В. Бычков1. - 2-е изд., доп. - Москва: АБВ-Издат, 2018. - 100 с.
4. Полянская, И.В. Вовлечение учащихся в проектную деятельность в области биологии / И.В. Полянская // Биология в школе. - 2017. - №8. - С. 67-71.
5. Пахомова, Н.Ю. Проектное обучение в учебно-воспитательном процессе школы / Н.Ю. Пахомова // Методист. -2004. - № 3. - С. 44-48.
6. Фирсова, Н.Б. Использование проектно-исследовательских технологий на уроках географии / Н.Б. Фирсов // Инновационные педагогические технологии: материалы I Междунар. науч. конф. - Казань: Бук, 2014. - С. 211-213.
7. Хлебосолова, О.А. Организация проектной деятельности школьников по географии с использованием кейсов / О.А. Хлебосолова // География в школе. - 2018. - №2. - С. 31-38.
8. Яковлева, Н.Ф. Проектная деятельность в образовательном учреждении / Н.Ф. Яковлева, учеб. пособие. - 2-е изд., стер. - М.: ФЛИНТА, 2014. - 144 с.