Литература:
1. Брыксина О.Ф., Канянина Т.И., Круподерова Е.П. Программа тьюторского сопровождения формирования ИКТ-компетентности педагогов как новый образовательный продукт // Вестник Мининского университета. 2016. № 2 (6). C. 18.
2. Васильев В.П. Сетевое сообщество школ как средство диссеминации современных образовательных технологий // Педагогическое мастерство: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2016 г.). М.: Буки-Веди. 2016. С. 7-10.
3. Кайнова Н.С. Тьюторское сопровождение развития ИКТ-компетентности // Актуальные вопросы современной науки. 2012. №. 23. С. 98-105.
4. Канянина Т.И., Круподерова Е.П., Круподерова К.Р. Цифровые инструменты для построения предметной информационно-образовательной среды // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58-4. С. 144-147.
5. Канянина Т.И., Круподерова Е.П., Круподерова К.Р. Методическое сопровождение формирования профессиональной ИКТ-компетентности // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 65-2. С. 146-149.
6. Круподерова Е.П. Информационно-образовательная среда и ИКТ-компетентность. //Нижегородское образование. 2009. № 4. C. 122-127.
7. Круподерова Е.П. Повышение квалификации на основе изучения опыта педагогов. //Вестник Минского университета. 2014. № 2(6). С. 15.
8. Круподерова Е.П., Круподерова К.Р., Махалова Е.Ю. Построение индивидуальных маршрутов формирования профессиональной ИКТ-компетентности учителя. // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59-4. C. 27-31.
9. Круподерова Е.П. Методический проект как инновационная форма повышения квалификации педагогов. В сборнике: Образование в цифровую эпоху. Сборник статей по материалам международной научно-практической конференции преподавателей, студентов, аспирантов, докторантов и заинтересованных лиц. Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина. 2019. С. 146-148.
10. Круподерова К.Р., Попенко С.Д. Формирование информационной культуры обучающихся в рамках проектной деятельности // В сборнике «Информационные технологии в организации единого образовательного пространства». Сборник статей по материалам международной научно-практической конференции преподавателей, студентов, аспирантов, соискателей и специалистов. Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина. 2017. C. 123-128.
11. Лапин В.Г. Цифровая образовательная среда как условие обеспечения качества подготовки студентов в среднем профессиональном образовании // Инновационное развитие профессионального образования. 2019. № 1 (21). С. 55-59.
12. Приказ Министерства просвещения РФ от 2 декабря 2019 г. № 649 «Об утверждении Целевой модели цифровой образовательной среды». URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73235976/
13. Самерханова Э.К., Круподерова Е.П., Панова И.В. Цифровые ресурсы для организации образовательного процесса и оценки достижений обучающихся в дистанционном формате: обзор цифровых ресурсов для дистанционного образования. Н. Новгород: Мининский университет. 2020. 50 с.
14. Ширшова Н.Г., Тихонов А.П. Использование сетевых сервисов для построения персональной цифровой среды преподавателя колледжа. В сборнике: Цифровая педагогика в системе современного образования. Сборник статей по материалам Открытой Всероссийской научно-практической интернет-конференции. Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина. 2018. С. 46-50.
15. Samerkhanova E.K., Krupoderova E.P., Krupoderova K.R., Bakhtiyarova L.N., Ponachugin A.V. Forming the ICT competence of future pedagogues under informational-educational environment at university. Journal of Fundamental and Applied Sciences. 2017. Т.9. №7S. С. 1381.
Педагогика
УДК 378
старший преподаватель Крылов Сергей Валерьевич
Самарский Юридический институт ФСИН России (г. Самара)
К ВОПРОСУ О ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
Аннотация. В данной статье рассматриваются вопросы, связанные с повышением эффективности физической подготовки работников и курсантов уголовно-исполнительной системы, приводится перечень качеств, которые развиваются дополнительно, от основных, представленных в наставлении по физической подготовке. В качестве одного из приоритетных направлений совершенствования физической подготовки кадров уголовно-исполнительной системы рассмотрено внедрение групповых тренировок, спортивных командных игр, кроссфита. Приведена статистика состояния преступности, которая напрямую отражает важность занятия и уделения должного времени физической подготовки, для обеспечения безопасности общества и государства в целом. Также приведены результаты проведенных экспериментов авторами по аналогичным направлениям, которые отмечают и констатируют важность включения в план физической подготовки занятий по физической подготовке спортивных игр, как комплекса развития законопослушных качеств человека. Наряду с этим показана эффективность от занятий кроссфитом, также приведено преимущество кроссфита над другими видами спорта. Кроссфит и спортивные игры рассматриваются, как активные физические занятия, которые влияют на всю мускулатуру тела, так и на дыхательную систему, тем самым развивая полностью все физические качества, а также и морально волевые. В заключении представлен анализ связи с описанными качествами, а также подчеркивается необходимость уделить должное внимание спортивным играм и кроссфиту, в процессе подготовки кадров для уголовно-исполнительной системы. Предлагается изложить в нормативно-правовых актах порядок, цели и способы проведения функциональных тренировок про кроссфиту.
Ключевые слова: физическая подготовка, кроссфит, эффективность подготовки курсантов, игровые виды спорта, проведение спортивных игр, эффективность проведения спортивных игр, эффективность кроссфита, занятия по физической подготовке, эффективность занятий, спортиыне игры, методы физической подготовки.
Annotation. This article discusses issues related to increasing the effectiveness of physical training of employees and cadets of the penal system, provides a list of qualities that develop additionally, from the main ones presented in the manual on physical training. The introduction of group training, sports team games, and crossfit is considered as one of the priority directions for improving the physical training of the personnel of the penal system. Also, the results of the experiments conducted by the authors in similar areas, which №te and state the importance of including in the plan of physical training of physical training of sports games as a complex of development of constitutional qualities of a person. Along with this, the effectiveness of crossfit training is shown, and the advantage of crossfit over other sports is also given. Crossfit and sports games are considered as complex sports that affect the entire musculature of the body and the respiratory system, thereby developing all the physical qualities, as well as moral and strong-willed. The article sums up and shows the expediency and rationality of connection with the described qualities, to pay due attention to sports games, in particular crossfit in training for the penal system. It is proposed to state in the current manual the order, goals and methods of functional training about crossfit.
Keyword: physical training, crossfit, the effectiveness of training of cadets, team sports, sport games, efficiency for sports games, the effectiveness of crossfit, classes in physical training, effectiveness of training, sparteine games, methods of physical training.
Введение. Первостепенной задачей, стоящей перед сотрудниками любых правоохранительных органов, в том числе и Федеральной службы исполнения наказания (далее - ФСИН), является защита жизни и здоровья граждан. На данный момент в обществе присутствует высокий уровень преступности, о чем свидетельствует статистика. Так по состоянию на 1 октября 2020 г. в учреждениях уголовно-исполнительной системы содержалось 487 203 человека [1]. Это, безусловно, большие цифры, которые напрямую отражают важность подготовки сотрудника к действиям в критических ситуациях. Именно таким объемом работы сотрудников уголовно-исполнительной системы обусловлены требования, предъявляемые к ним, особенно в плане физической и огневой подготовки, не только действующих сотрудников, но и курсантов образовательных учреждений ФСИН России. Несмотря на то, что тенденции благоприятны, а статистика свидетельствует об уменьшении числа заключенных, многие ученые констатируют, что кадров по-прежнему недостаточно либо они имеют плохую подготовку. Эти факторы способствуют совершению преступлений внутри уголовно-исполнительного учреждения, а поскольку большая доля заключенных отбывает наказания за тяжкие и особо тяжкие преступления, плохая подготовка сотрудников может сыграть ключевую роль в росте показателей преступности внутри уголовно-исполнительной системы.
Главные качества, которыми должен обладать сотрудник для того, чтобы выполнять свои обязанности в полном объеме, а также обеспечивать безопасность государственных интересов, это:
- физическая готовность;
- владение навыками огневой подготовки;
- психологическая готовность к работе в стрессовых ситуациях;
- готовность к построению тактических действий [2, С. 20].
Отметим, что главным способом в борьбе с преступностью является предупреждение и пресечение совершения различных преступных действий, для этого необходима качественная профессиональная подготовка, которую сотрудники получают при прохождении соответствующего обучения. Следует отметить, что обучение сотрудников, в плане развития физической подготовки строго регламентировано действующими нормативно правовыми актами. Так у ФСИН существует ведомственная правовая база, к которой относится, в первую очередь, приказ Минюста России от 12.11.2001 № 301 «Об утверждении Наставления по физической подготовке сотрудников уголовно-исполнительной системы Минюста России» [3]. Данный акт определяет перечень качеств, которые необходимо развивать и совершенствовать сотруднику, а также порядок прохождения различных тем по физической подготовке. К таковым качествам относится:
- быстрота;
- сила;
- гибкость;
- выносливость;
- ловкость.
Изложение основного материала статьи. Исходя из этого, занятия по физической подготовке должны быть направлены на эффективное освоение вышеописанных качеств. Как показывает практика, только опытный сотрудник может грамотно и вовремя применить специальные средства и физическую силу в быстро меняющейся критической обстановке.
Безусловно, все виды занятий, регламентированные Наставлением по физической подготовке, направлены на повышение и развитие вышеупомянутых качеств, однако, по нашему мнению, на практике должным образом не уделяется внимание физическому развитию с помощью спортивных игр, что говорит о необходимости проведения экспериментальной работы по повышению уровня развития физических качеств, обучающихся средствами спортивных игр.
Вторая глава вышеупомянутого акта предусматривает право использования спортивных игр для подготовки сотрудников УИС с целью развития физических качеств.
Пункт 7.2.21. рассматриваемого акта устанавливает перечень различных спортивных игр, таких как: игры с сопротивлением, игры с бегом и прыжками, эстафеты с бегом, переноской тяжестей и преодолением препятствий.
Однако анализ учебных планов институтов ФСИН России показывает, что на проведение спортивных игр отводится, в среднем, от 10-до 16 часов. На основе этого и учитывая, что качеств, необходимых для развития всего 5, а перечень игр разнообразен, можно сделать вывод, что такого количества часов недостаточно для эффективного развития физических качеств. Также следует отметить, что проведение занятия состоит не только из проведения игры, а из вводной, основной и заключительной части, что также уменьшает время, отведенное на спортивные игры.
В процессе игры на все группы мышц оказывается нагрузка, чем обуславливается их эффективность. Чем больше мышц задействовано в процессе игры, тем быстрее работа организма и обмен веществ, а как следствие крепкий опорно-двигательный аппарат. В процессе игры вырабатывается навык быстрой координации двигательных процессов, что весьма важно при исполнении служебных задач.
Также следует отметить преимущество спортивных игр перед другими видами упражнений. В частности:
- спортивные игры следует рассматривать как комплекс упражнений, как физических, которые влияют на всю мускулатуру тела, так и упражнений дыхательной системы. Таким образом, в процессе игры развивается множество качеств, в том числе и морально-волевые;
- вторым преимуществом является то, что проведение различного рода игр учит работать в команде, что необходимо для работников УИС, так как зачастую от слаженной и командной работы зависит обеспечение безопасности жизни здоровья граждан и государства в целом;
- третье преимущество, которое развивает спортивная игра в человеке, это умение прогнозировать ситуацию. Данное качество очень важно, так как при работе в правоохранительные органы, при выполнении чрезвычайных задач и действиях в нестабильных ситуациях необходимо думать наперед, во избежание критических ситуаций;
- также игры развивают аналитические и коммуникативные способности путем комплексного подхода.
Так при проведении спортивных игр и работе в команде, а также прогнозировании ситуации наперед
развиваются аналитические способности, что очень важно в данной профессии. Также работа в команде дает развитие данному навыку, что непосредственно связанно с работой в учреждениях и органах УИС [4, С. 45].
Самыми полезным и развивающим видом комплексных игр является занятие кроссфитом.
Кроссфит представляет собой специфическую тренировку, которая предусматривает круговое повторение одних и тех же упражнений с небольшим перерывом. Преимущество заключается в том, что в процессе тренировки работает одновременно несколько групп мышц. Следовательно, влияет на выносливость и силовые характеристики сотрудника [5, С. 44].
Анализирую научные труды Глубокой М.В., Глубокого В.А. в данном направлении, отметим проведенный ими эксперимент, который наглядно показал высокие показатели у тренирующихся сотрудников с помощью занятий кроссфитом. Сотрудники, ранее не сталкивавшиеся с такими нагрузками, за определенный период времени значительно улучшили свои результаты.
Кроссфит можно считать одной из разновидности комплексных игр, связанных с развитием всех вышеописанных качеств. Таких игр существует много (прохождение полосы препятствий за определенное время, регби, фитнес и т.д.).
Такие исследователи, как Зыков А.В., Пашута В.Л., Кадяшкин Д.А. и Никольская А.С. в своей работе описывают необходимость проведения спортивных игр для подготовки военных летчиков. Ими было проведено исследование, которое показало эффективность проведения спортивных игр по отношению к другим занятиям [6, С. 56].
Выводы. Итак, на основании вышеизложенного, следует отметить, что проведение спортивных игр среди работников уголовно-исполнительной системы, это один из наиболее эффективных способов выполнения общих и специальных задач, представленных в приказе Минюста России от 12.11.2001 № 301 «Об утверждении Наставления по физической подготовке сотрудников уголовно-исполнительной системы Минюста России». Спортивные игры — это выполнения комплекса упражнений, в которых задействован практически весь организм человека, в связи с этим он превосходит другие занятия по физической подготовке. Особенностью является то, что проведение игр развивает такие навыки, как работа в команде, аналитику, коммуникацию, ориентацию в пространстве, способность к прогнозированию дальнейших действий. В связи с этим, считаем целесообразным в учебном плане подготовки личного состава, больше времени уделить проведению спортивных игр, так как это найдет свое отражение в профессиональной подготовке кадров для УИС, комплексному развитию качеств, предписанных Наставлением по физической подготовке, а также подготовит кадров для дальнейшей командной работы.
Наряду с этим считаем целесообразным включить кроссфит в перечень занятий по физической подготовке, а также изложить в действующем Наставлении порядок, цели и способы проведения функциональных тренировок по кроссфиту, что, безусловно, поднимет уровень физического развития курсантов и служащих уголовно-исполнительной системы.
Литература:
1. Характеристика лиц, содержащихся в исправительных учреждениях (2020), «ФСИН России, Статистические данные: офиц. сайт», URL: www.fsin.su/structure/inspector/iao/statistika/ (дата обращения: 10.10.2020).
2. Наставление по физической подготовке сотрудников уголовно-исполнительной системы Минюста России: Приказ Минюста России № 301 от 12.11.2001 (2005-2020), «Официальный интернет-портал правовой информации», URL: http://pravo.gov.ru/ (дата обращения: 10.10.2020).
3. Тарасенко А.А., Алексеев Н.А., Кутергин Н.Б. (2014), «Некоторые методические приемы повышения боевой подготовленности сотрудников отряда специального назначения на занятиях по физической подготовке», Вестник БелЮИ МВД России. №1, С. 19-21.
4. Анкудинов Николай Викторович, Жарких Александра Анатольевна, Фомичев Алексей Викторович, Куржев Уали Рамазанович (2018), «Практико-ориентированное обучение и профессионально-прикладная физическая подготовка в образовательных организациях Федеральной службы исполнения наказаний», Человек: преступление и наказание, №1, С. 40-47.
5. Глубокая М.В., Глубокий В.А. (2017), «Кроссфит в физической подготовке обучающихся в вузе правоохранительных органов», научный журнал дискурс, № 10, (12), С. 6-13.
6. Зыков Андрей Викторович, Пашута Валерий Лукич, Кадяшкин Дмитрий Александрович, Никольская Алина Станиславовна (2018), «Психолого-педагогическое обоснование использования специальных комплексов спортивно-игровых упражнений в процессе физической подготовки курсантов летных училищ», ученые записки университета Лесгафта, №3, С. 56-64.