повышения показателей силы в отдельных случаях (если военнослужащие не перегревались в процессе учебно-боевой деятельности).
ЛИТЕРАТУРА
1. Физическая подготовка специальных подразделений к действиям в особых условиях / И.А. Кузнецов, С.М. Ашкинази, А.А Горелов, Б.В. Ендальцев. - СПб. : [б.и.], 2003. - 287 с.
2. Кадыров, Р.М. Модель построения физической подготовки / Р.М. Кадыров, И.И. Михаил, В. Д. Гетьман // Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур. -2010. - № 2. - С. 25-29.
REFERENCES
1. Kuznetsov, I.A., Ashkinazi, S.M., A. Gorelov, A.A. and Endaltsev, V.B. (2003), Physical preparation special units to action in special conditions, St. Petersburg.
2. Kadyrov, R.M., Mikhail I.I. and Getman, V.D. (2010), "Model of construction of physical training", Actual problems ofphysical and special training ofpower structures, No. 2, pp. 25-29.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 06.06.2019
УДК 796.011.3
ВНЕДРЕНИЕ КРОССФИТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ВУЗА
Надежда Владимировна Казанцева, кандидат педагогических наук, доцент, Иркутский юридический институт (филиал) Университета прокуратуры Российской Федерации (ИЮИ (ф) УПРФ), Восточно-Сибирский филиал Российского государственного университета правосудия (ВСФ РГУП); Виктор Сергеевич Казанцев, старший преподаватель, Иркутский Юридический институт (филиал) Университета прокуратуры Российской Федерации (ИЮИ (ф) УПРФ); Екатерина Владимировна Глазова, преподаватель, Байкальский государственный университет, г. Иркутск; Ольга Ивановна Кузьмина, кандидат педагогических наук, доцент, Иркутский национальный исследовательский технический университет; Оксана Александровна Швачун, кандидат педагогических наук, доцент, Центральный филиал Российского государственного университета правосудия, г. Воронеж
Аннотация
В статье обоснована эффективность и значимость внедрения системы физических упражнений кроссфит в образовательный процесс вуза. Целью исследования является обоснование внедрения кроссфита в образовательный процесс вуза с необходимостью обеспечения должного уровня безопасности. Согласно результатам исследований кроссфит по сравнению с общей физической подготовкой оказывает комплексное воздействие на организм занимающихся, а соблюдение техники безопасности и соответствующая организация занятий позволяет исключить возникновение травм.
Ключевые слова: кроссфит, общая физическая подготовка, безопасность.
IMPLEMENTATION OF CROSSFIT IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF THE
UNIVERSITY
Nadezhda Vladimirovna Kazantseva, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Irkutsk Law Institute (branch) of the University of the prosecutor's office of the Russian Federation, East Siberian Branch of the Russian State University of Justice; Viktor Sergeevich Ka-zantsev, the senior teacher, Irkutsk Law Institute (branch) of the University of the prosecutor's office of the Russian Federation; Ekaterina Vladimirovna Glazova, the teacher, Baikal State University, Irkutsk; Olga Ivanovna Kuzmina, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Irkutsk National Scientific-Research Technical University. Oksana Aleksandrovna
Shvachun, the candidate ofpedagogical sciences, senior lecturer, Central Branch of the Russian State University of Justice, Voronezh
Annotation
The article substantiates the effectiveness and importance of the implementation of crossfit exercise system in the educational process of the University. The aim of the study is to substantiate the introduction of crossfit in the educational process of University with the need to ensure an adequate level of security. According to the results the crossfit in comparison with the general physical training has more complex effect on the body of the student, and compliance with the basics of safety, the appropriate organization of the educational process will eliminate the occurrence of injuries.
Keywords: crossfit, general physical training, injury hazard.
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время система высшего образования России находится в активном поиске новых эффективных средств и методов организации учебного процесса для полноценной подготовки к предстоящей профессиональной деятельности. Кроссфит является системой физической подготовки, основанной на высокоинтенсивной функциональной тренировке. В настоящее время популярность кроссфита в России и во всём мире постоянно растёт.
Основной метод кроссфита - метод круговой тренировки - широко применялся в СССР и являлся одним из видов строго регламентированного метода. Особенностью кроссфита является широкое применение сочетаний упражнений, из которых ведущее место занимают упражнения с отягощениями и высокоинтенсивные прыжковые упражнения. Функциональная эффективность кроссфита заключается в повышении уровня развития всех физических качеств и охвате максимального количества мышечных групп во время одной тренировки.
Исследования ряда авторов по внедрению кроссфита в физическую подготовку студентов доказали свою эффективность [1, 2]. Исследователи изучали разные аспекты: адаптацию студентов к физическим нагрузкам; сравнение кроссфита с традиционными видами спорта; соотношение пользы и вреда при занятиях кроссфитом; научное обоснование внедрения кроссфита в образовательный процесс.
В настоящее время эмпирические данные по безопасности кроссфита ограничены. Однако существуют исследования, подтверждающие относительную травмоопасность кроссфита. Из 3039 участников опроса 30% сообщили о полученных травмах при занятиях кроссфитом [3]. В результате исследования были выявлены группы риска: занимающиеся первого года обучения и занимающиеся менее 3 дней в неделю.
Другое исследование сообщает, что из 449 участников опроса 56,1% получили травму [5]. Значительное увеличение частоты травм было выявлено в первые 6 месяцев занятий. Предполагалось, что высокий риск травм новичков связан с форсированием тренировок.
Сама компания CrossFit, Inc с помощью трёх научных исследований определила, что уровень травматизма кроссфита составляет 2,4-3,1 случаев на 1000 часов тренировок, что соответствует уровню занятий общей физической подготовкой [6]. Возникает противоречие между независимыми исследованиями и исследованиями компании CrossFit, Inc и подозрения в аффилированности последних.
Цель исследования - обоснование внедрения системы кроссфита в образовательный процесс вузов с должным уровнем обеспечения безопасности.
Разработанная нами методика кроссфита адаптирована к обычным студентам и содержит следующие компоненты: силовые упражнения с собственным весом и с отягощениями малой и средней тяжести; аэробные беговые упражнения и упражнения на велотре-нажёре; прыжковые упражнения и скоростные упражнения. Задания выполнялись с помощью интервального метода с лимитированными периодами отдыха.
Особенностью методики кроссфита является чередование в одном занятии или даже сете упражнений различной направленности. Например, в одном сете могут чередоваться ускорение, приседания, прыжки на возвышенность и мах гирей весом 12 кг. Таким образом, проявляется многофункциональность и комплексный характер кроссфита.
Безопасность достигается с помощью следующих факторов: соблюдение принципов построения занятий физическими упражнениями (особое внимание необходимо уделить постепенности увеличения нагрузки, так как согласно исследованиям, частота травм в кроссфите связана с форсированием тренировочного процесса); качественное освоение и постоянный контроль техники выполнения упражнений; количество занятий в неделю должно быть не менее трёх; исключение использования больших отягощений и прыжков на возвышения выше 30-40 см; исключение использования в одном сете силовых упражнений, связанных с натуживанием, и упражнениями типа бёрпи. Специалисты считают, что такое совмещение может увеличить риск возникновения травмы вследствие того, что биомеханика данных упражнений предъявляет различные требования к напряжённости мышц спины [4].
ОРГАНИЗАЦИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
В исследовании в течение 9 месяцев принимали участие 128 юношей 18-19 лет (случайным образом разделены на две группы) Байкальского государственного университета. Экспериментальная группа занималась 3 раза в неделю по полтора часа по системе кросс-фит, контрольная - ровно столько же, но общей физической подготовкой. Контрольные испытания заключались в измерении уровня скоростных ( бег 60 м), скоростно-силовых (прыжок в длину с места), силовых способностей (поднимание туловища из положения лёжа на спине, сгибание и разгибание рук в упоре лёжа), выносливости (бег 2000 м) и координации (челночный бег 4*10 м).
Данные, полученные в конце эксперимента имели достоверную значимость по t-Стьюдента в экспериментальной группе по сравнению с контрольной по следующим показателям: бег на 60 м (t=2,2; P=0,05); поднимание туловища из положения лёжа на спине (t=4,15; P=0,001); сгибание и разгибание рук в упоре лёжа (t=4,21; P=0,01); бег на 2000 м (t=3,77; P=0,001); челночный бег (t=2,14; P=0,05); прыжок в длину с места (t=3,57; P=0,001). В контрольной группе значимые изменения были выявлены только в показателях силовых и скоростных способностей. Во время проведения эксперимента не было зафиксировано ни одной травмы.
ВЫВОД
Согласно результатам исследований, кроссфит, по сравнению с общей физической подготовкой, оказывает комплексное воздействие на организм занимающихся, позволяя в короткий срок достичь качественной физической формы в условиях лимита времени.
ЛИТЕРАТУРА
1. Обоснование содержания высокоинтенсивного многофункционального тренинга кроссфита / А.Г. Галимова, М. Д. Кудрявцев, В. А. Глубокий, Г.Я. Галимов // Вестник Байкальского государственного университета. - 2017. - № 1. - С. 143-148.
2. Механизм адаптации функционального многоборья (кроссфита) для физического воспитания студентов / Д.А. Кокорев, Д.В. Выприков, И.М. Бодров, А.Г. Буров // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2018. - № 1. - C. 81-88.
3. Feito, Y. 4-Year Analysis of the Incidence of Injuries Among CrossFit-Trained Participants / Y. Feito, E.K. Burrows, L.P. Tabb // Orthopedic Journal of Sports Medicine. - 2018. - Vol. 6, Iss. 10. - Режим доступа : https://journals.sagepub.com/doi/10.1177/2325967118803100 (дата обращения: 18.05.2019).
4. McGill, S.M. Ultimate back fitness and performance / S.M. McGill // Backfitpro Inc., Waterloo, Canada. - 2017. - Режим доступа: https://www.backfitpro.com/books/ultimate-back-fitness-and-perfor-mance-6th-edition-2017/ (дата обращения: 18.05.2019).
5. Mehrab, M. Incidence and Patterns Among Dutch CrossFit Athletes / M. Mehrab, G.A. Kraan, N.M. Mathijssen // Orthopedic Journal of Sports Medicine. - 2017. - Vol. 5, Iss. 12. - Режим доступа : https://www.pubfacts.com/detail/29318170/Injury-Incidence-and-Patterns-Among-Dutch-CrossFit-Ath-letes (дата обращения: 01.05.2019).
6. Injury Rate and Patterns Among CrossFit Athletes / B.M. Weisenthal, C.A. Beck, M.D. Malo-ney, K.E. DeHaven, B.D. Giordano // Orthopedic Journal of Sports Medicine. - 2014. Vol. 2, Iss. 4. - Режим доступа : https://journals.sagepub.com/doi/10.1177/2325967114531177 (дата обращения: 01.05.2019).
REFERENCES
1. Galimova, A.G. et all. (2017), "Justification of the content of high-intensity multifunctional training crossfit", VestnikBajkalskogo gosudarstvennogo universiteta, No 1, pp. 143-148.
2. Kokorev, D.A. et all. (2018), "The mechanism of adaptation of functional all-around (crossfit) for the physical education of students", Izvestija Tulskogo gosudarstvennogo universiteta. Fizicheskaja kul'tura. Sport, No. 1, pp. 81-88.
3. Feito, Y., Burrows, E.K., Tabb, L.P. (2018), "4-Year Analysis of the Incidence of Injuries Among CrossFit-Trained Participants", Orthopedic Journal of Sports Medicine, Vol. 6, issue 10, doi: https://doi.org/10.1177/2325967118803100.
4. McGill, S.M. (2017), Ultimate back fitness and performance, Backfitpro Inc., Waterloo, Canada, available at: https://www.backfitpro.com/books/ultimate-back-fitness-and-performance-6th-edition-2017/ (accessed 18 May 2019).
5. Mehrab M., Kraan G.A., Mathijssen, N.M. (2017), "Injury Incidence and Patterns Among Dutch CrossFit Athletes", Orthopedic Journal of Sports Medicine, Vol. 5, issue 12, doi: https://doi.org/10.1177/2325967117745263.
6. Weisenthal, B.M., Beck, C.A., Maloney, M.D., DeHaven, K.E., Giordano, B.D. (2014), "Injury Rate and Patterns Among CrossFit Athletes", Orthopedic Journal of Sports Medicine, Vol. 2, issue 4, doi: https://doi.org/10.1177/2325967114531177.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 18.06.2019
УДК 796.011.1:004
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ
Ирина Геннадьевна Калина, кандидат педагогических наук, доцент, Набережночелнинский институт Казанского федерального университета; Ирина Анатольевна Самохвалова, заместитель директора, Оксана Валерьяновна Зайнеева,
директор, Татьяна Валерьевна Власенко, тренер, Спортивная школа № 10,
г. Набережные Челны
Аннотация
Целью исследования, результаты которого представлены в статье, послужила разработка электронного образовательного курса, призванного обеспечить учебными, методическими и контрольными средствами освоение учащимися среднего школьного возраста теоретического и практического материала по баскетболу программы по физической культуре. Раскрывается его структура и содержание, дается оценка эффективности использования в образовательном процессе информационных технологий относительно повышения интереса школьников к тренировочным занятиям и результативности учебной деятельности.
Ключевые слова: физическое воспитание школьников, мотивация к занятиям физическими упражнениями, электронный курс.