Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЙСТВЕННОСТИ КОНСТИТУЦИОННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ'

К ВОПРОСУ О ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЙСТВЕННОСТИ КОНСТИТУЦИОННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
105
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / КОНСТИТУЦИОННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ / РЕГУЛИРОВАНИЕ / ОБЩЕСТВЕННЫЙ МОНИТОРИНГ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ КОНСТИТУЦИОННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ / ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / ПРАВОВАЯ ГРАМОТНОСТ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Нурмагамбетов Рашит Габитович

В статье представлен механизм повышения эффективности действия конституционного регулирования. Анализируя данный вопрос, автор указывает на отсутствие единого подхода к пониманию понятия эффективности и его критериев, действенных практических рекомендаций для правоприменительных органов и т.д. Предлагается проведение следующего комплекса мероприятий: организация разъяснительной работы с субъектами, нарушившими нормы Конституции РФ, доводить знания о значимости той или иной нормы для функционирования государства, общества, личности. По мнению автора, необходимо разработать краткую памятку для субъектов - граждан, должностных лиц, органов государства с разъяснением в табличной форме значимости норм в разных сферах конституционного регулирования, с указанием конституционных последствий. Одним из путей является разработка государственной программы повышения правовой грамотности с включением в нее мероприятий и обеспечением их практическими ситуационными методическими материалами. Действенной мерой, направленной на повышение потенциала конституционных средств, является проведение общественного мониторинга эффективности действия конституционных норм и средств. С этой целью предлагается инициировать принятие федерального закона «Об общественном мониторинге эффективности Конституции Российской Федерации», в котором разработать критерии эффективности действия норм Конституции РФ, порядок привлечения к этой работе судей Конституционного Суда РФ, представителей общественной палаты Российской Федерации и общественных палат субъектов Российской Федерации. Необходимо в этот процесс включить общественных деятелей государства, ведущих специалистов в области конституционного права, представителей средств массовой информации, активных граждан различных регионов Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Нурмагамбетов Рашит Габитович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON INCREASING THE EFFICIENCY OF THE CONSTITUTIONAL REGULATION OF PUBLIC RELATIONS

. The article presents a mechanism for improving the effectiveness of constitutional regulation. Analyzing this issue, the author points out the lack of a unified approach to understanding the concept of effectiveness and its criteria, effective practical recommendations for law enforcement agencies, etc. It is proposed to carry out the following set of measures - the organization of explanatory work with subjects who have violated the norms of the Constitution of the Russian Federation, to bring knowledge about the significance of a particular norm for the functioning of the state, society, and the individual. According to the author, it is necessary to develop a brief memo for subjects-citizens, officials, state bodies with an explanation in tabular form of the significance of the norms in different areas of constitutional regulation, indicating the constitutional consequences. One of the ways is to develop a state program for improving legal literacy with the inclusion of measures and providing them with practical situational methodological materials. An effective measure aimed at increasing the potential of constitutional means is to conduct public monitoring of the effectiveness of constitutional norms and means. To this end, it is proposed to initiate the adoption of the federal law «On public monitoring of the Effectiveness of the Constitution of the Russian Federation», in which to develop criteria for the effectiveness of the norms of the Constitution of the Russian Federation, the procedure for involving judges of the Constitutional Court of the Russian Federation, representatives of the Public Chamber of the Russian Federation and public chambers of the subjects of the Russian Federation. It is necessary to include public figures of the state, leading experts in the field of constitutional law, representatives of the mass media, and active citizens of various regions of the Russian Federation in this process.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЙСТВЕННОСТИ КОНСТИТУЦИОННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ»

КОНСТИТУЦИЯЛЫК ЖЭНЕ ЭК1МШ1Л1К К¥КЫК

УДК 342.4

К ВОПРОСУ О ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЙСТВЕННОСТИ КОНСТИТУЦИОННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ

Нурмагамбетов Рашит Габитович

Доктор Ph.D, ассоциированный профессор (доцент), профессор кафедры права Костанайского филиала ФГБОУ ВО «Челябинский государственный университет», Казахстан, г. Костанай; е-таИ: 0rel032@mail.ru

Аннотация. В статье представлен механизм повышения эффективности действия конституционного регулирования. Анализируя данный вопрос, автор указывает на отсутствие единого подхода к пониманию понятия эффективности и его критериев, действенных практических рекомендаций для правоприменительных органов и т.д. Предлагается проведение следующего комплекса мероприятий: организация разъяснительной работы с субъектами, нарушившими нормы Конституции РФ, доводить знания о значимости той или иной нормы для функционирования государства, общества, личности. По мнению автора, необходимо разработать краткую памятку для субъектов - граждан, должностных лиц, органов государства с разъяснением в табличной форме значимости норм в разных сферах конституционного регулирования, с указанием конституционных последствий. Одним из путей является разработка государственной программы повышения правовой грамотности с включением в нее мероприятий и обеспечением их практическими ситуационными методическими материалами. Действенной мерой, направленной на повышение потенциала конституционных средств, является проведение общественного мониторинга эффективности действия конституционных норм и средств. С этой целью предлага-8 ется инициировать принятие федерального закона «Об общественном мониторинге эффективности Конституции Российской Федерации», в котором разработать критерии эффективности действия норм Конституции РФ, порядок привлечения к этой работе судей Конституционного Суда РФ, представителей общественной палаты Российской Федерации и общественных палат субъектов Российской Федерации. Необходимо в этот процесс включить общественных деятелей государства, ведущих специалистов в области конституционного права, представителей средств массовой информации, активных

IN

§ граждан различных регионов Российской Федерации.

Ключевые слова: Конституция Российской Федерации, конституционное регулирова-о ние, общественные отношения, регулирование, общественный мониторинг, эффектив-

2 ность конституционного регулирования, правовая культура, правовая грамотность. <

< СП

ь

с;

ш £

Ч О X

X

КОГАМДЬЩ ЦАТЫНАСТАРДЫ КОНСТИТУЦИЯЛЫК РЕТТЕУ ПЭРМЕНД1Л1ГШЩ ТИШД1Л1ГШ АРТТЫРУ МЭСЕЛЕС1НЕ

§ Рашит Габит^лы H^pMaFaM6eT0B

Ph.D. докторы, цауымдастырылган профессор (доцент), Челяб1 мемлекеттЫ университетi Цостанайдагы филиалыныц цуцыц кафедрасыныц профессоры, § Цазацстан, Цостанай ц.; е-mail: 0rel032@mail.ru

¡5 Аннотация. Мацалада конституциялыц реттеу эрекеттщ тшмдтшн арттыру механизмг келтгрглген. Осы мэселеш талдай отырып, автор тшмдтк у^ымын жэне оныц

критерийлерт, цуцыц цоргау органдарына арналган тигмдг практикалыц усыныстарды жэне т.б. mYcrnyd1ц б1рыцгай тэсшнщ жоцтыгын кврсетед1. Келес1 ic-шаралар кешент втк1зу усынылады: Ресей Федерациясыныц Конституциясыныц нормаларын бузган субъ-ектшермен тYciндiру жумыстарын уйымдастыру, мемлекеттщ, цогамныц жэне жеке тулганыц жумыс icтеуi Yшiн белгш бiр норманыц мацыздылыгы туралы бтм беру. Ав-тордыц птртше, конституциялыц салдарларды кврсете отырып, Конституциялыц реттеудщ эртYрлi салаларындагы нормалардыц мацыздылыгын кесте туршде mY~ст-дiре отырып, субъектшер - азаматтар, лауазымды тулгалар, мемлекет органдары Yшiн цысцаша жадынама эзiрлеу цажет. Оныц бiр жолы цуцыцтыц сауаттылыцты артты-рудыц мемлекеттт багдарламасын оган ic-шараларды енгiзе отырып жэне оларды практикалыц ахуалдыц эд^темелт материалдармен цамтамасыз ете отырып эзiрлеу болып табылады. Конституциялыц нормалар мен цуралдардыц цолданылу тшмдштне цогамдыц мониторинг ЖYргiзу конституциялыц царажаттыц элеуетт арттыруга багытталган пэрмендi шара болып табылады. Осы мацсатта «Ресей Федерациясыныц Конституциясыныц тшмдшгт элеуметтт бацылау туралы» федералды зацныц цабылдануын бастау усынылады. Онда РФ Конституциясы нормаларыныц тшмдшт критерийлерт, РФ Конституциялыц Сотыныц судьяларын, Ресей Федерациясыныц цогамдыц палатасы мен Ресей Федерациясыныц субъектшертщ цогамдыц палаталарыныц вкшдерт осы жумысца тарту тэртiбiн эзiрлеу усынылады. Бул процеске мемлекеттщ цогам цайраткерлерт, конституциялыц цуцыц саласындагы жетекшi мамандарды, буцаралыц ацпарат цуралда-рыныц вкшдерт, Ресей Федерациясыныц эртYрлi аймацтарыныц белcендi азаматтарын цосу цажет.

TYÜiH свздер: Ресей Федерациясыныц Конституциясы, конституциялыцреттеу, цогамдыц цатынастарды реттеу, цогамдыц мониторинг тшмдшт конституциялыц реттеу, цуцыцтыц мэдениет, цуцыцтыц сауаттылыц.

ON INCREASING THE EFFICIENCY OF THE CONSTITUTIONAL REGULATION OF PUBLIC RELATIONS

X

Nurmagambetov Rashit Gabitovich

Doctor Ph.D, Associate Professor, Professor, Kostanay Branch «Chelyabinsk State Univer Kazakhstan; e-mail: 0rel032@mail.

Doctor Ph.D, Associate Professor, Professor, Department of Law,

Kostanay Branch «Chelyabinsk State University», A

Abstract. The article presents a mechanism for improving the effectiveness of constitutional

regulation. Analyzing this issue, the author points out the lack of a unified approach to cj

understanding the concept of effectiveness and its criteria, effective practical recommendations q

for law enforcement agencies, etc. It is proposed to carry out the following set of measures - the >

organization of explanatory work with subjects who have violated the norms of the Constitution ^

of the Russian Federation, to bring knowledge about the significance of a particular norm for A

the functioning of the state, society, and the individual. According to the author, it is necessary to o

develop a brief memo for subjects-citizens, officials, state bodies with an explanation in tabular >

form of the significance of the norms in different areas of constitutional regulation, indicating H

the constitutional consequences. One of the ways is to develop a state program for improving §

legal literacy with the inclusion of measures and providing them with practical situational A

methodological materials. An effective measure aimed at increasing the potential of constitutional g

means is to conduct public monitoring of the effectiveness of constitutional norms and means. p

To this end, it is proposed to initiate the adoption of the federal law «On public monitoring of №

the Effectiveness of the Constitution of the Russian Federation», in which to develop criteria for >

the effectiveness of the norms of the Constitution of the Russian Federation, the procedure for 5

involving judges of the Constitutional Court of the Russian Federation, representatives of the 00

Public Chamber of the Russian Federation and public chambers of the subjects of the Russian 1 Federation. It is necessary to include public figures of the state, leading experts in the field of

constitutional law, representatives of the mass media, and active citizens of various regions of the Russian Federation in this process.

Keywords: Constitution of the Russian Federation, constitutional regulation, public relations, regulation, public monitoring, effectiveness of constitutional regulation, legal culture, legal literacy.

Введение. 12 декабря 1993 г. в российском обществе произошло важное событие - в результате всенародного голосования была принята действующая Конституция. Она коренным образом изменила условия существования личности, общества и государства, порядок взаимоотношений между ними. Произошел революционный переход от отношений, основанных на государственной собственности на средства производства, к рыночному типу производственных отношений. Это не могло не привести к актуализации многих теоретических и практических проблем. Одним из таких проблем является отсутствие действенных практических рекомендаций по повышению действенности конституционного регулирования. Это весьма существенно, поскольку согласно господствующей в науке конституционного права точке зрения конституционное регулирование является важнейшим средством, д обеспечивающим действенность процесса ™ реализации конституционных норм. а Основная часть. Понятие «эффектив-™ ность» - производное от понятия «эффект». ^ В теории и практике этот термин означает ^ определенный результат, следствие дей-^ ствия каких-либо причин. Если говорить о Е слове «эффект», то оно «происходит от лае тинского «Ейейш»- исполнение действия и ^ означает определенный результат, следствие

0 каких-либо причин, действий» [1, с. 284].

Эффективность показывает параметр с^ конституционного регулирования, критерий ^ оценки качества действия его конституци-т онных инструментов, практическую резуль-^ тативность воздействия на общественные ш отношения. Об этом же упоминали в сво-$ их работах С.С. Алексеев, В.В. Глазырин,

1 С.Н. Сабанин, обоснованно связывая эф-% фективность с полученным результатом [2, < с. 32; 3, с.22; 4, с.47].

Для того, чтобы оценить свойства тако-^ го результата, необходимо сопоставить его с ^ намеченной целью - такого мнения придер-^ живаются вышеперечисленные авторы.

Необходимо отметить, что эффективность щ конституционного регулирования в своей сущности является свойством его норматив-

DOI: 10.52026/2788-5291_2021_65_2_46

ной и правореализационной основы, отражающей действенность конституционных инструментов, отражение («проекцию») реализации цели конституционного регулирования в реальной действительности.

В связи с этим важно не ошибиться в выборе критериев эффективности, понимании оценки, показателя, степени эффективности конституционного регулирования.

Анализ содержания конституционного регулирования и его элементов позволил выделить два критерия - это соотношение между результатом и целью конституционного регулирования, и наличие возможности достижения целей.

В современный период развития государства важным представляется проведение работы по повышению эффективности конституционных норм, принципов и программно-целевых установлений. В целом, совокупность разнообразных действий на этапах функционирования позволит показать целостную картину мер, направленных на повышение этого процесса.

К сожалению, в настоящее время существует дисбаланс результата и цели. И здесь есть несколько причин. Подробно на них остановился А.В. Семенов в своей статье «Проблемы эффективности конституционных норм». По его мнению, эффективность конституционных норм напрямую зависит от «удовлетворения потребности в создании системы конституционного законодательства, а также обоснованности и целесообразности конституционно-правового регулирования, его фактического воздействия на общественные отношения с целью их упорядочения» [5, с. 187].

Безусловно, все существующие конституционные нормы и закрепленные в них цели должны быть направленны на удовлетворение интересов субъектов конституционных правоотношений. Но на самом деле это происходит совершенно по иному.

Следует признать, что сложившаяся практика не способствует повышению эффективности конституционных норм. Какие меры на государственнном уровне необходимо предпринять по достижению соот-

ношения между результатом и целью норм направленных на упорядочения общественных отношений. И в этой части важным является проведение следующего комплекса мероприятий.

В первую очередь, важно повысить у большинства российских граждан понимание смысла конституционных норм. К сожалению, граждане в повседневной жизни не обращаются к нормам Конституции РФ, часто не понимают его содержания, хотя ежедневно являются участниками конституционных правоотношений, своими действиями реализуют конституционные положения. Непонимание цели конституционных норм напрямую ведет к появлению различных вариантов поведения, идущих в разрез с узаконенными в государстве правилами. Субъекты должны иметь представление о видах конституционных норм, их содержании, видах общественных отношений, на которые направлено действие норм, формах такого воздействия. Но этого нет в реальной действительности. Поэтому в целях повышения определенности конституционных норм, эффективности их действия следует активизировать проведение системной работы по повышению уровня правовой культуры граждан.

Важно проводить разъяснительную работу с субъектами, нарушившими нормы Конституции РФ, доводить знания о значимости той или иной нормы для функционирования государства, общества, личности. Есть смысл разработать краткую памятку для субъектов - граждан, должностных лиц, органов государства с разъяснением в табличной форме значимости норм в разных сферах конституционного регулирования, с указанием конституционных последствий. Это даст возможность предотвратить имеющуюся негативную практику непонимания смысла существования норм, снизит имеющуюся «пропасть» между нормами и реальными общественными отношениями, постепенно будет способствовать повышению результативности действия конституционного регулирования как неэффективного конституционного инструмента.

Важно разработать государственную программу повышения правовой грамотности с включением в нее мероприятий и обеспечением их действенными практическими ситуационными методическими материалами. Отдельное внимание в этой программе необходимо уделить разъяснению процесса конституционного регулирования обще-

ственных отношений, того как он действует в реальной действительности, пользу этого воздействия для общества и отдельно взятого гражданина. Это позволит внести ясность в понимание гражданами содержания конституционных норм, их значимости, осознания последствий реализации, которые возникают вследствие перевода общих теоретических требований в реальное поведение субъектов правоотношений.

Но обеспечение понимания нормативных составляющих конституционного регулирования - это только одна важная часть этого процесса, его фундамент. Не менее важным является повышение эффективности регулятивного потенциала конституционных норм. Происходит это на стадии правоотношений или стадии возникновения субъективных прав и свобод, где общие конституционные нормы реализуются в конкретном поведении субъектов правоотношений.

Нормы Конституции строго устанавливая модель поведения, цели на основании имеющего катализатора в виде юридического факта точечно и эффективно должны осуществлять воздействие, результат которого - формирование правомерного поведения. Но этого в полной мере не происходит в реальной действительности. В чем причина такой ситуации? Причина видится в недостаточном использовании потенциала юри- р дических средств, при помощи которых осу- К ществляется процесс, а также деятельности и уполномоченных органов в части обеспече- р ния движения информации об обществен- У ных отношениях, подвергающихся консти- А туционному воздействию, от нормы права А к конституционным правоотношениям с це- о лью выработки наиболее приемлемого для Д государства варианта поведения. И первая и Е вторая причина взаимосвязаны. Ь

Одним из путей, направленных на по- В вышение потенциала конституционных И средств, является проведение мониторин- р га, направленного на выявление причин. В В данном случае речь идет идет об обще- О ственном мониторинге. Проведение об- и щественного мониторинга эффективности ф действия конституционных норм и средств р позволит выявить проблемные вопросы в Ц части нереализованности целей, заложен- и ных в конституционной норме, в реальной к поведенческой модели субъекта, определить =§ конституционные изъяны в деятельности ( органов власти. —

С этой целью предлагается иниции- Е2 ровать принятие федерального закона 1

гм о гм

IX

< IX

о в х

о

со О

СП <

< СП

ь .0

ш £

ч О X

о <

т

х

Ь

«Об общественном мониторинге эффективности Конституции Российской Федерации», в котором разработать критерии эффективности действия норм Конституции РФ, порядок привлечения к этой работе судей Конституционного Суда РФ, представителей общественной палаты Российской Федерации и общественных палат субъектов Российской Федерации. Желательно в этот процесс включить общественных деятелей государства, ведущих специалистов в области конституционого права, представителей средств массовой информации, активных граждан различных регионов Российской Федерации.

Важным направлением в повышении эффективности является и расширение методического использования созданного в 2012 году указом Президента Российской Федерации института оценки регулирующего воздействия (ОРВ). Можно дополнить его функцией по оценке воздействия норм Конституции РФ1. Это касается использования в целях общественного обсуждения норм Конституции РФ различных форм публичных консультаций, включая ведомственные ресурсы и специализированные ресурсы в сети Интернет, обязательное обобщение результатов публичных консультаций и размещение соответствующей информации на едином ресурсе в сети Интернет, обеспечение реализации мероприятий, направленных на дальнейшее совершенствование и развитие института оценки регулирующего воздействия норм Конституции РФ и т.д.

Будет полезным использование практического опыта и результатов деятельности данных центров и институтов применительно к мониторингу конституционных рисков. Это положит начало формированию «оперативного конституционного регулирования», что является своевременным в условиях четвертой промышленной революции и цифровизации процессов. В связи с этим разработка официального специального мобильного приложения с мгновенной передачей данных от субъектов в центры, и их анализ будет важным направлением повышения эффективности этого процесса.

Все вышеперечисленные меры позволят провести многогранную шикоромасшабную детальную «ревизию» всех законодательных актов, а также выявить проблемы конституционного регулирования, с которыми

субъекты как участники конституционных правотношений сталкиваются в повседневной деятельности. Результаты данного анализа нужно предоставлять ежегодно, и они должны быть включены в ежегодный отчет Уполномоченного по правам человека РФ, Уполномоченного по правам ребенка РФ, заслушиваться на заседаниях Правительства РФ, коллегий министерств и подведомственных им организаций, Палат Федерального Собрания РФ, судебных органов РФ и т.д.

Данные анализа конституционных рисков должны быть доступны широкой общественности, размещены на страницах официальных сайтов, социальных сетей. Важным является обсуждение результатов отчетов на страницах монографий, научных статей, докладов конференций и т.д. Они позволят укрепить правовую связь между участниками конституционных правоотношений, сделать ее понятной и прозрачной, будут служить информационной основой разрешения конкретных жизненных ситуаций, способствовать выработке действенных путей разрешения спорных вопросов, возникающих в процессе выбора у субъекта наиболее приемлемого для государства варианта поведения, и устранению «побочных издержек», «побочных эффектов», возникающих в процессе действия норм [6].

Вышеперечисленные меры и действия будут способствовать эффективному переводу общей модели поведения субъектов конституционных правоотношений (возникновение, изменение, прекращение) в конкретную модель, не только фиксации, но и гарантированию соблюдения поведенческого компонента механизма конституционного регулирования - субъективных прав и юридических обязанностей. С практической точки зрения они позволят выявить причины, влияющие на эффективность, установить достоверность и целесообразность юридических фактов, усовершенствовать нормы Конституции РФ и действующего конституционного законодательства.

Не менее важна работа по повышению эффективности реализации субъективных прав и свобод. Она включает в себя два аспекта - это повышение эффективности саморегуляции поведения субъектов по обеспечению действенности заложенных в нормативной основе положений и повышение эффективности деятельности компетентных

1 Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления: Указ Президента Российской Федерации № 601 от 7мая 2012 года // Собрание законодательства РФ. - 2012. - №19.- ст. 2338.

органов, задача которых законодательно очерченными средствами обеспечить действенность конституционных инструментов. И в том и в другом случае присутствует динамическая составляющая, которая включает в себя совершение действий субъектов по фактическому соблюдению, исполнению и использованию субъективных прав и юридических обязанностей.

Эффективность достижения целей конституционного регулирования возможна только в случае максимального фактического воплощения программ поведения, закрепленных в конституционных нормах в реальную действительность. Сам процесс реализации не предполагает совершения специальных действий со стороны органов государства и граждан. Здесь вопрос другого характера. Это, прежде всего устранение имеющихся нарушений (отклонений) в деятельности государственных органов и поведении граждан. Можно иметь идеальные нормы Конституции, наладить право-разъяснительную работу, разработать действенные механизмы, обеспечить их системой гарантирования, но все это будет неэффективно без устранения существующих политико-правовых проблем, которые не способствуют достижению целей конституционного регулирования, изменения сознания субъектов. Данные проблемы снижают эффективность регулирования общественных отношений.

Эффективность возможна лишь в том случае, если они опираются на твердую легитимную авторитетную власть, действие которой подкреплено массовой поддержкой большинства социальных групп. Чем более явно и четко будут выражены интересы в обществе, тем легче будет организовать эффективное конституционное воздействие на них.

В реализации потребностей и интересов не последняя роль в обществе отводится и активной деятельности отдельных элементов политической системы: партиям, общественным организациям, группам интересов, преследующим политические цели (профсоюзы, политические партии, моло-

дежные организации, объединения предпринимателей и др.). Их значение заключается в организации обратной связи с государственными структурами, влиянии на принятие решений, что не может не являться залогом законности и действенности общественных отношений.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

И здесь важно повысить уровень правосознания субъектов. Правосознание, как и другие формы общественного сознания (правовое, нравственное, политическое), тесно связано с конституционным правом и выступает как специфическое проявление общественного сознания, как социальный фактор, влияющий на реализацию конституционных норм. Оно трактуется различными авторами по-разному [7, с. 11; 8, с. 14; 9, с. 328; 10, с. 17]. Несмотря на то, что в понятии конституционное правосознание авторами характеризуются различные стороны этого явления общим, что их объединяет, является указание на разновидность правового сознания, основанного на конституционных представлениях личности, социальной группы, общества об эффективном практическом действии конституционных норм, их особой основополагающей роли в правовой системе Российской Федерации. Но так ли это на самом деле. К сожалению нет. И практика применения конституционных норм показывает суще- Е ствующий нравственно-правовой разрыв р между конституционными нормами и созна- К нием. Причин сложившейся ситуации много. и В этой связи важным является организация р государстве системной работы по повыше- У нию уровня правосознания разнообразных М субъектов. Это позволит выработать практи- А ку строго и точного их соблюдения.

Заключение. Таким образом, эффектив- ДД ность конституционного регулирования за- Е висит от целого ряда обстоятельств, ключе- Ь вая роль в которых отводится как органам В государственной власти, так и отдельным И гражданам. Реализация государством вы- р шеперечисленных мер будет способствовать О обеспечению действенности конституцион- о ного регулирования общественных отноше- И

ний. ф

О

А

Р №

м 6

) 2

ЛИТЕРАТУРА

1. Большая советская энциклопедия. -М.,1957.- Т.49. - 680c.

2. Алексеев С.С. Структура советского права. - М.,1975. - 264c.

3. Глазырин В.В. Эффективность правовых норм. - М.,1980. - 280c.

4. Сабанин С.Н. Проблемы повышения эффективности институтов освобождения от уголовной ответственности или наказания: Дисс.. канд. юридических наук. - Сверд-ловск,1981. - 207c.

5. Семёнов А.В. Проблема эффективности норм конституционного права// Вестник Саратовской государственной юридической академии. - 2013. - № 4 (93). - С. 186-188.

6. Ukin C.K., Guldaray B. Zhussupova, Rassul T. Zhailyaubayev, Sylu M. Shunayeva, Rachit G. Nurmagambetov Theoretical Issues of the Constitutional Regulation Mechanism// International Journal of Environmental and Science Education -Volume 11 - Issue 11 (2016) // http://www. ijese.net/makale/630 (Дата обращения 29.04.2021 г.)

7. Шегорцов В.А. Социология правосознания. -М.,1981. - 174c.

8. Мамитова Н.В. Конституционное правосознание в российском обществе как фактор реализации конституционных идей в России/Конституционное и муниципальное право. -2005. - №4. - С.11-14.

9. Кравец И.А. Формирование российского конституционализма (проблемы теории и практики). - М., 2002. - 360с.

10. Баринов Э.Э. Конституционное правосознание в Российской Федерации: Автореф. дисс. канд. юрид. наук. -Ростов-на-Дону,2001. -23с.

REFERENCES

1. Bol'shaja sovetskajajenciklopedija. -M.,1957.- T.49. - 680c.

2. Alekseev S.S. Struktura sovetskogoprava. -M.,1975. - 264c.

3. Glazyrin V.V. Jeffektivnost'pravovyh norm. - M.,1980. - 280c.

4. Sabanin S.N. Problemy povyshenija jeffektivnosti institutov osvobozhdenija ot ugolovnoj S otvetstvennosti ili nakazanija: Diss.. kand. juridicheskih nauk. - Sverdlovsk,1981. - 207c.

5. Semjonov A.V. Problema jeffektivnosti norm konstitucionnogo prava// Vestnik Saratovskoj ^ gosudarstvennoj juridicheskoj akademii. - 2013. - № 4 (93). - S. 186-188.

6. Ukin C.K., Guldaray B. Zhussupova, Rassul T. Zhailyaubayev, Sylu M. Shunayeva, Rachit G. Nurmagambetov Theoretical Issues of the Constitutional Regulation Mechanism// International

ft Journal of Environmental and Science Education-Volume 11 - Issue 11 (2016) // http://www.ijese.

IN

e net/makale/630 (Data obrashhenija 29.04.2021 g.)

X

7. Shegorcov V.A. Sociologijapravosoznanija. - M.,1981. - 174c. о 8. Mamitova N.V. Konstitucionnoe pravosoznanie v rossijskom obshhestve kakfaktor realizacii 2 konstitucionnyh idej v Rossii//Konstitucionnoe i municipal'noe pravo. - 2005. - №4. - S.11-14. £ 9. Kravec I.A. Formirovanie rossijskogo konstitucionalizma (problemy teorii i praktiki). - M.,

s 2002. - 360s.

<

10. Barinov Je.Je. Konstitucionnoe pravosoznanie v Rossijskoj Federacii: Avtoref. diss. kand. £ jurid. nauk. - Rostov na Donu,2001. -23s.

ULI £

о

X

0 <

сп

1

X

ь

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.